О природе буллинга
1 пост
1 пост
3 поста
Буду благодарен, если поможете поднять пост в топ.
Также предлагаю добавить пост в сохраненные и подписаться, так вам будет проще скинуть эту инструкцию знакомым, если узнаете, что их дети столкнулись с травлей в школе.
Вообще пришла в голову идея сравнить стратегию противостояния травле с игрой "Камень, ножницы, бумага", где на каждое действие оппонентов (задир и, в ряде случаев, сотрудников школы, которые активно или пассивно поддерживают травлю) находится эффективное противодействие.
Прим.: "Буллинг" и "травля" – синонимы, но я предпочитаю чаще использовать "буллинг", потому что, по моим ощущениям, для пострадавших это более спокойное слово.
Для ЛЛ оформили концепцию в виде картинки:
На всякий случай, прокомментирую:
• Обращения ("бумага") – при правовом подходе это наш основной инструмент на первом этапе, когда мы только узнали, что ребенок подвергается травле.
В этом посте-инструкции ему будет уделено особое внимание.
• Травля ("камень") – систематичные действия задиры (или группы задир), обзывательства, угрозы, толчки, понижение статуса и другое. Отдельные удары, захваты с имитацией удушения или болевых приемов (в общем, всё то, про что желающие избежать скандала сотрудники школы любят говорить: "Ну, это дети так играют") тоже сюда.
• Законная скрытая аудиозапись. Читаем (и сохраняем, много где пригодится) этот пост: Стратагема скрытой аудиозаписи
Важно: это касается только АУДИОзаписи, и не распространяется в полном объеме на видеозапись (с ними более сложная история, не факт, что получится приобщить как доказательство, если дойдет до суда; аудиозапись в этом плане надежнее).
• Угрозы и ложные обвинения. Иногда случается так, что сотрудники школы (или родители задир) начинают давить на родителя пострадавшего ребенка. "А мы скажем, что ничего не было", "А мы скажем, что это Ваш ребенок сам всех задирает", "Вас еще на учет в полиции поставят", "Вы ничего не добьетесь, и вообще, мамаша, если такая скандальная, не хотите сменить школу?"
Довольно стрессово всё это слушать (на что и расчет), если у Вас нет большого опыта решения конфликтов. Но если Вы научились записывать это скрытно на диктофон, получаете большое преимущество.
• СКР расшифровывается как Следственный Комитет России. Скажу за себя: если бы я счел, что есть угроза жизни и здоровью ребенка (вообще, а не прямо сейчас его калечат), звонил бы в первую очередь в СКР, уже потом в полицию.
Распространенное заблуждение, что Следственный Комитет занимается только тяжкими преступлениями. На самом деле, в их компетенции очень широкий спектр вопросов (в том числе ст. 145.1 УК РФ Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; ст. 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных прав; ст. 293 УК РФ Халатность и много чего еще).
Угрозы жизни, здоровью и половой неприкосновенности несовершеннолетних у них в приоритете. При этом практика показывает, что возможностей у них побольше, чем у полиции.
Еще одно распространенное заблуждение (как оказалось): некоторые боятся вызывать полицию или звонить в СК, потому что "сочтут ложным вызовом".
Да, чаще такие опасения встречаются при столкновении с домашним насилием. Но когда ребенок пострадал от другого ребенка ("да они так играются"), тоже может быть неуверенность, обращаться или не обращаться.
Просто знайте, что наказание за заведомо ложный вызов (при этом нужно доказать, что Вы заранее знали, что вызов ложный) всего 1000-1500 руб. (ст. 19.13 КоАП РФ). Кроме заведомо ложных сообщений об акте терроризма (это уже статья Уголовного кодекса), но это не наш случай.
А вот заведомо ложный донос (когда вы намеренно пишите заявление, указывая, что невиновный человек что-то незаконное сделал) – уже уголовная статья. Не путайте, пожалуйста.
• Вооруженное или безоружное нападение, нанесение побоев, серьезных травм и иной реальный треш, который бывает в школах, или риск этого (мы назвали это "ножницы").
Тут без колебаний вызывайте СКР или полицию, или и тех, и тех. Даже если Ваша обычная реакция на жесткую стрессовую ситуацию "замри" типа. (Кстати, знать Вашу реакцию на стресс очень полезно, позволяет чуть лучше реагировать.)
Добавлю, что "ножницы" - это не просто классика из "камень, ножницы, бумага", а эпизод из реальной истории, где я консультировал (история без согласия на публикацию + родитель там сама разрулила), когда особенный ребенок сначала угрожал одноклассникам, что будет кидать в них ножницы, если ему что-то не нравится, а потом действительно принес их в школу. К счастью, благодаря поднятому родителем шуму – к ребенку было повышенное внимание со стороны взрослых, и ЧП не допустили.
Переходим непосредственно к Инструкции, как справиться с легкой травлей.
За основу возьмем этот комментарий одного из пользователей Пикабу.
1. Психологическая поддержка ребенка
Самый опасный враг (когда нет прямого насилия, угрожающего жизни и здоровью) – ощущение социальной изолированности. Именно с этим фактором связаны самые сложные последствия (в том числе случаи, когда жертва травли совершает *роскомнадзор*).
Поэтому в первую очередь Ваши действия должны быть направлены на то, чтобы Ваш ребенок не чувствовал, что он один на один с проблемой.
Ваше сообщение ребенку (если Вы решаете проблему правовыми методами, как я и рекомендую):
"Сын/дочь, мы с тобой. Аккуратно мы рядом. За тебя, солнце, всех порвем, но не переживай, сделаем это интеллигентно".
Если же ребенок закрыт и у вас нет полной информации обо всех актах травли (а подозрения есть, что было что-то еще) продолжаем:
"Когда захочешь, в любое время можешь всё-всё рассказать или мне, или маме, мы не осудим и готовы тебя поддержать. [Прим. Ч.: И, правда, будьте готовы. Помните, что доверительные отношения – вещь хрупкая, достаточно будет, если ребенок только одному из супругов расскажет. Если попросит не рассказывать другому родителю, не подводите ребенка. Понятно, что не все родители одинаково хладнокровно могут воспринимать информацию в таких ситуациях.]
Но с кем-то поделиться, сын/дочь, нужно. Не хочешь с нами, вот есть хороший психолог, который никому не расскажет.
И вообще я знаю очень много людей, готовых тебе помочь".
Как-то так, только Вашими словами и с поправкой на особенности отношений с ребенком.
Ну, и само собой, если ребенок вам с супругом ничего не рассказал, вы отвели его к психологу (личный прием лучше, чем разговор по телефону; можно по отзывам выбрать наиболее подходящего в вашем городе), НЕ пытайтесь сделать психолога вашим шпионом.
Уважайте право ребенка на секреты.
Впрочем, хороший психолог вам и сам не расскажет, но в случае серьезных рисков даст общие рекомендации/общую оценку, насколько всё плохо.
1.1. Итак, если есть возможность попасть к психологу, сделайте это.
Мой опыт показывает, что лучше всего справляются с ситуацией те ребята, которые посещали ВНЕшкольного психолога.
Но и родительская поддержка (без давления) очень важна.
Если условия не позволяют попасть к хорошему психологу лично, попробуйте следующий бесплатный вариант:
горячая линия проекта травлинет.рф 8 (800) 500-44-14 (с пн по пт с 10 ч. до 20 ч. МСК)
Там отвечают хорошие психологи.
Минусы: дозвониться сложно, волонтеров не хватает.
Есть еще службы психологической помощи, в т. ч. государственные, но я не могу их рекомендовать, так как не знаю качества работы их специалистов.
1.2. Если ребенок замкнут, не вините себя.
И, конечно, не вините за это ребенка.
Считайте это просто важным сообщением, что вам в будущем нужно поработать над укреплением доверительных отношений.
Начните смотреть ютуб-каналы на эту тему, возможно, найдете подходящие статьи или литературу, и без спешки деликатно будете работать в этом направлении.
Скорее всего, в будущем с командой подготовим пост, где более подробно разберем, что делать.
1.3. Настойчиво рекомендую не оскорблять задир (не только лично, но и дома). Вообще старайтесь сохранять хладнокровие.
Почему это важно:
Во всех постах я рекомендую детям, столкнувшимся с травлей, решая проблему правовыми методами быть вежливыми. Это дает лучшие результаты.
Вас и вашего ребенка нельзя будет обвинить: "сам спровоцировал", "он первый обзывался" и так далее.
И даже когда задир привлекут к ответственности (в любой форме), если ваша сторона была вежлива, проблема не сделает для них личным делом. Вас будут рассматривать как серьезное Препятствие (реакция "тронешь этого – будут огромные проблемы, нафиг надо"), а не Вызов (реакция "он еще и издевался, несправедливо получилось, что меня наказали, а он теперь меня оскорбляет, надо отомстить").
Соответственно, если ребенок за Вами повторит (назовет злодеев, скажем, уродами), это может привести к усложнению ситуации. Оно Вам не надо.
Да и просто. У ребенка сейчас и так стресс, ему нужен островок спокойствия в этой буре эмоций и переживаний, будьте этим островком, а не дополнительным источником бури.
Тем более, что сотрясание воздуха не помогает, а хладнокровные последовательные действия еще как.
1.4. И несколько рекомендаций о том, как общаться с ребенком.
Говорите с ребенком прямо, но тактично. Словно срываете пластырь.
"Да, такое случается", "Мы это так не оставим" и "Есть огромное количество людей, которые готовы тебя поддержать" (тут на нас можете ссылаться).
Пожалуйста, не делайте попыток "подсластить пилюлю" и любым способом успокоить ребенка. Он и так сейчас в уязвимом положении, не усугубляйте ситуацию закладыванием нездоровых установок, типа "Все будет хорошо" (самая большая ложь в мире; кроме того, для здорового личностного развития всё и не должно быть хорошо, некоторый стресс в жизни необходим), "Добро всегда побеждает" (неправда, побеждает более настойчивая активная сторона, действующая более точно и мудро, готовая не останавливаться, если удача в какой-то момент оказалась на стороне оппонента), "Я не дам тебя в обиду" (вы не можете это гарантировать, тогда как ребенок будет рассчитывать на это и, когда столкнется с тем, что его все-таки обидели, в большей степени почувствует потерю опоры).
2. Сбор информации
Когда успокоились и немного успокоили ребенка, собираем всю информацию, что получается. Кто задействован в травле, есть ли другие жертвы травли, как реагируют сотрудники школы, вспоминаем, известны ли нам такие случаи в этой школе и как их решали, кто из сотрудников школы выглядит наиболее надежным взрослым, способным решить эту проблему. И так далее.
Эту информацию мы будем использовать, когда будем писать официальные обращения.
2.1. Если какую-то информацию не нашли, значит, действуем исходя из неполной информации.
К счастью, предлагаемая стратегия позволяет это сделать.
2.2. Если не уверены в своих силах или в способности увидеть все риски, можете поделиться всей информацией с моей командой (ко мне присоединились волонтеры, в т. ч. с опытом работы в школе). Почта bat9955@rambler.ru (есть в шапке профиля, если потеряете).
Без имен и точного названия школы, просто напишите ваш населенный пункт (стратегия в крупном мегаполисе и небольшом селе может отличаться) и ситуацию.
Постараемся вам помочь, опыт большой.
Вообще, в большинстве случаев, когда родители мне пишут, получается так, что я просто привожу в систему то, что они и так знали/понимали.
Может, какие-то частности уточняю, даю моральную поддержку, а дальше они сами решают проблему.
С высокой вероятностью, если Вы нам напишете, будет так же.
3. Готовим письменное обращение на имя директора школы
Предлагаю для использования этот шаблон обращения:
Образец обращения на имя директора школы, в департамент образования и Рособрнадзор
(на случай, если со ссылкой на Google диск что-то случится, текст этого образца обращения я продублирую в закрепленном комментарии).


• Отредактируйте всё, что написано синим.
В том числе исправьте "дочь"/"моя дочь" в обращении на "сын"/"мой сын", если нужно.
• Вместо "Комитета по образованию Санкт-Петербурга" укажите "В Департамент образования *вашего региона*" (или Комитет, или Министерство образования региона, загуглите, убедитесь на их сайте, что ведомство занимается в том числе школьным образованием, а не исключительно вузами, например).
• Убедитесь, что указали все реальные акты травли.
Важно: пишите только правду. На ровном месте создадите себе проблемы, если укажете, что у Вашего ребенка, например, вымогали деньги, а на самом деле такого не было.
• Перепроверьте весь текст, убедитесь, что изменили везде цвет шрифта на черный.
Примечание: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки = Рособрнадзор.
Копию обращения для них можно отправить на e-mail: pochta@obrnadzor.gov.ru
3.1. Прикрепляю картинки, где подробно объясняется логика обращения.


3.2. Добавлю, что есть варианты не отправлять копии сразу в Департамент образования вашего региона и Рособрнадзор.
В частности, если оцениваете травлю как довольно слабую (может, Вам даже неловко за задиру, вреда реального никакого, просто ребенок с проблемами в социализации) или хотите быть уверенными, что у классного руководителя не будет проблем (только не надо стесняться и делать выбор между безопасностью своего ребенка и психологическим комфортом учителя в пользу учителя).
Просто официальное обращение на имя директора школы, чтобы зафиксировать факт.
Компромиссные варианты: отправить копию только в Департамент образования вашего региона, но не в Рособрнадзор.
Или же не отправлять письмо даже в Департамент образования вашего региона, но позвонить им, объяснить ситуацию, попросить совета, как быть.
(Практика показывает, что они после такого звонка от родителя тут же звонят в школу и доносят до директора, что важно заняться этим вопросом.)
В общем, смотрите сами, как запущена ситуация, сколько пострадавших детей, есть ли доверие к школе в этом плане.
Имейте ввиду, что просто наличие официального обращения и отправленные копии в надзорные органы часто дают сотрудникам школы доп. ресурс, чтобы более жестко взяться за ситуацию. Вместо "да никто же не жалуется на Васю" получается "даже в Москву уже жалуются, мама, папа Васи, нужно срочно что-то решать".
3.3. Если же проблема гораздо глубже, акты травли представляют опасность для здоровья детей, дополнительно пишем в Следственный комитет России.
3.4. Напоминаю, что эффективность таких обращений проверена на практике.
4. Относим обращение в двух экземплярах в школу (секретарю)
На своей копии получаем штамп о входящей корреспонденции (если не знаете, что это такое, пожалуйста, погуглите).
4.1. Готовимся к возможной беседе с директором школы сразу, если он/она будет свободен в это время.
5. Заранее готовимся к скрытой аудиозаписи разговоров
Согласно позиции Верховного Суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18) у Вас есть законное право без предупреждения другой стороны записывать ваш разговор на диктофон, если вы участник обсуждения (а не просто слушатель).
Знаю случаи, когда это помогало родителям/активистам, которым я советовал так делать.
ПОДРОБНЕЕ (обязательно прочтите! Есть ситуации, когда записывать незаконно) здесь:
Стратагема скрытой аудиозаписи | Пикабу
6. Что еще можно сделать?
6.1. Хотите больше вариантов и, например, понимания, как поддержать ребенка?
Свяжитесь с волонтерами травлинет.рф (там не только психологи, но и юристы, и педагоги).
У них и рекомендации хорошей литературы есть (как для родителей и детей, так и для педагогов), и систематизированные правовые акты, на которые можно ссылаться в юридическом аспекте, и большой опыт.
6.2. Хотите больше рычагов давления на школу?
Запишите ребенка к неврологу (в отличие от психиатра тут на учет не ставят, да и не нужен вам психиатр/психотерапевт). Жалобы на проблемы со сном, тревожность. Полученное мед. освидетельствование можно в будущем как серьезное преимущество использовать.
(Если сейчас травля легкая, но в будущем допускаете, что может быть и физическое насилие, эта рекомендация особенно актуальна. Дает вашей стороне больше возможностей.)
6.3. Твердо держитесь позиции, что отказываетесь воспринимать ситуацию как игру между подростками или конфликт между отдельными учащимися. Это именно буллинг и речь идет о необеспечении безопасности (в том числе психологической) в школе. И если педагогические работники не могут оперативно взять ситуацию под контроль и заняться комплексным решением проблемы, Вы обратитесь в надзорные органы, вплоть до Министерства просвещения Российской Федерации, и инициируете проверку соответствия педагогических процессов в школе действующему законодательству.
На предложение перевестись, если Вас что-то не устраивает (хорошо, что Вы записываете разговоры), можете озвучивать вариант, что предлагающий, возможно, сам захочет в другую школу перейти, если проверка обнаружит нарушения в педагогических процессах, а также нарушения прав учащихся.
6.4. Также мне нравится совет одной из мам: в случае если организована встреча с родителями хулиганов, напрямую с родителями не разговаривать, разговор именно с представителями школы, и своего ребенка на такие встречи не брать.
Все в том же ключе подходим к вопросу: это не проблема межличностного конфликта, это проблема необеспечения безопасности в школе.
В итоге, администрация школы быстро поймет, что единственный способ не получить проблем для карьер и внимания проверяющих органов – сделать так, чтобы Вашего ребенка не трогали.
И будут воздействовать уже на детей-буллеров и их родителей.
Да, ребенка в классе любить от этого мгновенно не начнут. Кстати, как и при любых других сценариях (хоть в секцию бокса запишете, хоть сами в школе начнете преподавать, хоть он начнет вкусняшки для одноклассников ежедневно приносить), но трогать физически перестанут, остальные виды травли уменьшатся.
А уже потом на основе этого фундамента, последовательно требуя от администрации школы комплексного подхода, включающего привлечения психолога для работы с классом, и с учителем, которому строго-настрого укажут не игнорировать любые признаки травли, потихоньку углы сгладятся.
Если ребенок будет вежлив, не будет нарушать некоторые принципы коммуникации (не начнет даже минимально злоупотреблять тем, что родители могут надавить на школу; будет сохранять ставшую ей известной личную информацию других ребят в тайне (не поддерживает слухи, никого не обсуждает, не сдаёт учителям учащихся (даже случайно)), есть хорошие шансы, что все понемногу наладится и даже уважать начнут.
6.5. Чтобы развить успех, время от времени посещайте школу и интересуйтесь, какие меры дальше планируют реализовать педагогические работники и психолог.
Легкая травля убирается, когда проводят игры на сплочение команды и помогают задирам найти иные (отличные от травли) конструктивные способы удовлетворения своей потребности в значимости.
6.6. Также мне нравится совет от кое-кого из комментаторов: в будущем как родителю самому выступать с инициативой проведения мероприятий на сплочение.
В крупных городах, в частности, для этого много возможностей. Спортивные веровочные курсы, специально организованные квесты, различные игры, где победить можно только сплоченной командой, и так далее.
(Еще одна интересная тема для поста в будущем. Опубликуем, когда соберем достаточно реальных примеров.)
Помните, это Ваш ребенок и у Вас есть полное право его защищать (в т. ч. требовать по закону порядка в учебном заведении).
Отнеситесь к этому серьезно (а еще спокойно и при этом решительно), и ребенок вырастет с чувством защищенности и большей уверенностью в себе.
Без рейтинга, поддержите плюсом.
Пикабушники, @pikabu, @moderator, как многие из вас знают, мы с командой на волонтерских началах помогаем семьям, чьи дети столкнулись с травлей в школе, решить проблему правовыми методами. Занимаемся этим уже почти полтора года. Истории сопровождения и инструкции, что делать, публикуем тут на сайте.
И хотим предложить идею в духе фильма «Заплати другому».
Но сначала небольшая предыстория.
Сегодня 5 декабря в День волонтера уместно вспомнить, с чего всё началось.
Я был зарегистрирован на сайте, но писать посты смысла не видел.
Пока не заметил пост типа школьника (оказался фейком), жалующимся на жесткий буллинг и угрозы в школе.
Тоже хотел пройти мимо, но не выдержал количества диких советов, что ему писали.
В общем, встал ночью и написал обстоятельный ответ:
Ответ на пост «Помогите советом, я жертва буллинга в школе. Через неделю школа. Как мне быть? Я в аду там!»
Отправил, выключил компьютер, лег спать.
А дальше, как я иногда шучу, проснулся блогером: пост собрал кучу плюсов, более 10 000 человек его сохранили. Кроме того, за него мне выдали 2 награды на страницу профиля: ачивку в форме Дискеты «Самый сохраняемый пост недели» и ачивку в форме Свитка «Лучший длиннопост недели».
Честно поделюсь ощущениями: к тому, что посту поставили много плюсов, я отнесся нейтрально, а вот количество просмотров поста (более 650 000), количество сохранивших его пользователей (более 14 000) и появление этих двух ачивок положительные эмоции вызвало.
После такой реакции я решил, что тема востребована, мне есть, что рассказать, и могу помочь кому-то еще персонально. А в этих положительных эмоциях был достаточный импульс, позволивший мне через некоторое время прийти к полноценному волонтерскому проекту.
И вроде, казалось бы, что такое эти награды Пикабу?
Просто набор пикселей. В профилях пользователей часто можно встретить награды за простое участие в играх или за голосование за народный Оскар.
Однако, они действительно повышают активность.
Я не гонюсь за плюсами, это, например, уже третий пост подряд у меня с тегом «без рейтинга». Но я не буду отрицать, что когда пишу тот или иной пост, задумываюсь, могу ли я добавить что-то, чтобы он смог получить свою специальную ачивку? (Недавно, кстати, с постом Что делать с неадекватным ребенком в классе? Антибуллинговая история #10 вновь получилось – получена награда «Самый сохраняемый пост недели».) И делаю я это не ради ачивок как таковых (я же не собираю их в играх и голосованиях), а потому что это еще один удобный способ навигации: можно зайти на мой профиль (люди пишут, что гуглят мои материалы по никнейму), нажать на иконку награды и перейти в пост с инструкцией.
Еще иногда пользователи предлагают выдать мне персональную награду (вот последний раз), большое спасибо за доверие, конечно. Но вообще я считаю, что у меня есть более интересная идея, ради которой я готов от такой персональной награды отказаться.
Предлагаю создать специальные ачивки для обычных пользователей, которые участвуют в волонтерстве, и выдавать их в рамках совместной активности Пикабу и присутствующих здесь волонтерских проектов.
Пример из близкой мне темы. Вот есть пользователь @HranitelZama, который приложил достаточные усилия, чтобы защитить правовыми методами не только своего, но и других детей от травли.
Ему выдается ачивка, которая ведет на конкретное сообщение (пост/комментарий) с этой историей. И человеку приятно, и общество видит, что формируется здоровая норма.
И это суперважно. Вы, наверное, не представляете, в каком объеме сейчас опять же в моей теме представлены 2 проблемы: самоустраняющиеся от решения проблемы травли взрослые (очень много людей, буквально не готовых защищать права своего ребенка) и взрослые, дающие советы решать проблему с помощью насилия (это при том, что травля – процесс, в котором по определению жертве противостоит более сильная сторона, это разница и в количестве, и в дури в голове, и в весовых категориях).
Как это работает (в моем варианте):
Минимальная нагрузка на сотрудников Пикабу.
Определяется набор критериев, по которым отбираются волонтерские проекты для участия в такой программе. Например:
- от 7000 подписчиков,
- высокий уровень доверия аудитории Пикабу (можно устраивать голосование или иначе решать),
- соблюдение аккаунтом волонтерского проекта определенного Кодекса этики (можно прописать, можно руководствоваться обычными представлениями об интеллигентности),
- без религии, политики, других некоторых сфер, в которых прогнозируется появление проектов, нацеленных на злоупотребление,
- без сбора донатов (или с ограниченным сбором), жесткий критерий, который позволит отфильтровать багира-проекты.
И тому подобные. Только не добавляйте, пожалуйста, требование быть топовым автором. Совмещая волонтерскую деятельность с работой и личной жизнью, очень сложно найти ресурс времени для постоянных публикаций ради поддержания статуса ТА.
Уже эти волонтерские проекты собирают информацию о таких историях и пользователях. И, скажем, раз в 2 месяца присылают на почту support@pikabu.ru Excel-файлик с двумя колонками:
@ник - ссылка на пост/комментарий
В конце четного месяца эти пользователи получают свои ачивки.
Основная нагрузка по сбору информации и её верификации таким образом ложится на волонтерский проект, которому оказано доверие. Ответственность за возможные неточности тоже ложится на нас. Стороне Пикабу нужно только нарисовать ачивки (ну, может, адаптировать их под каждый такой волонтерский проект) и автоматизировать процесс, чтобы достаточно было скормить системе этот Excel-файл.
Понятно, предлагаю попробовать с моей командой этот эксперимент. Можно взять еще 1-2 волонтерских проекта.
Если идею одобрите и в январе-начале февраля техническая сторона будет готова, то уже в конце февраля первые пользователи получат свои ачивки за хорошие дела.
Разумно сразу обозначить, что формат экспериментальный, в самом начале это будет состояние «в раннем доступе». Через полгода, например, можно уточнить правила такой совместной пикабу-волонтерской активности.
На правах аргументов, почему я считаю идею рабочей:
- практика с ачивками существует давно, техническая сторона уже есть, ачивка «За решение проблемы травли» не хуже «За киноманство»;
- несомненная социальная польза (проверено на себе – это мотивирует, заряжает и сплачивает с сообществом Пикабу);
- сайт регулярно добавляет какие-то изменения, те же микроанимации, например (лично мне какие-то изменения нравятся больше, какие-то меньше, но факт в том, что сайт постоянно развивается).
Пожалуйста, подумайте с командой несколько дней над этим предложением и напишите официальный пост-ответ.
Если по каким-то причинам не подойдет, не огорчусь.
Но давайте посмотрим, может, пользователи сайта тоже эту идею поддержат (можете в своем ответе голосование предложить).
К обсуждению готов.
Планировал сделать подобное предложение давно.
Если кому интересно, как развивается наш проект и какие перспективы мы видим, то могу сориентировать (эта дорожная карта проекта была опубликована еще год назад):
-> опубликованы первые 3 успешные истории, где удалось правовыми методами справиться с травлей в классе,
-> к проекту присоединились первые волонтеры психологи и педагоги, уже взяли первых родителей и учащихся на сопровождение,
-> публикую инструкцию, как справиться с легкой формой травли в классе,
-> начинает формироваться полноценная команда,
-> формируется практика призыва @ChelovkzKemerova пользователями Пикабу в посты, где рассказывается о травле, с которой столкнулись дети,
-> публикуются итоги первого года существования волонтерского проекта, достигаем психологической отметки «помогли 100 семьям»,
-> публикуется пост-исследование, разбирающий природу травли (один из моих самых любимых постов),
-> увеличиваем число опубликованных успешных историй до 8-10,
-> публикуем историю с разбором, какие правовые инструменты доступны при наличии проблемы «неадекватный ребенок в классе»,
-> число подписчиков становится более 5000
(на момент публикации этого поста 05.12.2025 уже более 9500 подписчиков),
-> - - мы сейчас здесь - - проводим переговоры с командой Пикабу с целью создания специальных ачивок для пользователей, принимавших активное участие в решении проблемы травли детей/делавших другие достойные дела [Прим.: ранее была идея с созданием специального тега "справиться с буллингом легко"]
-> ...
-> число подписчиков свыше 12000,
-> ...
-> систематизируем ключевые процессы в волонтерском проекте,
-> начинаем оказывать поддержку другим волонтерским проектам, желающим развиваться в формате «без донатов, без религии, без политики».
P.S. Подчеркну. Опубликовав этот пост, я не преследую цель получить персональную ачивку для себя или именной статус «Топовый автор».
Более того, я буду считать себя неправильно понятным, если будут такие предложения.
P.P.S. Сегодня хороший день и важный праздник для меня, так как я уже прочно ассоциирую себя с волонтерством.
Пользуясь случаем, я хочу сказать спасибо своей команде ТЧК. Волонтеры сопровождения (и Барс, руководитель волонтеров сопровождения), консультирующие нас юристы, саппорты, хочу разделить с вами чувство праздника, мне с вами повезло.
На Пикабу публикуются единичные истории, но я вижу, сколько вы делаете для детей и обратившихся семей.
Вы лучшие!
Также хочу сказать спасибо педагогам @LA.Dragon, @Miandra, @sandrik.tagan, @MlleClaire, с которыми я познакомился на Пикабу, и которых приглашаю для обсуждения различных ситуаций в образовательных учреждениях. Вы помогаете видеть ситуацию "изнутри" и мы с волонтерами активно используем ваш опыт. Надеюсь, и дальше будем продуктивно взаимодействовать.
Не хочу проходить мимо. Тема актуальная.
Так как сам практикующим педагогом в школе не являюсь, хотел бы спросить мнение известных мне педагогов на Пикабу, которым доверяю.
@LA.Dragon, @Miandra, @sandrik.tagan, @MlleClaire
Что думаете о видео и описанной ситуации?
Какие-то рекомендации может быть есть на такие случаи?
Может, свой интересный опыт, которым можно поделиться?
Прошу и других педагогов высказаться.
От себя могу сейчас лишь порекомендовать книгу, которую мне однажды посоветовал уважаемый мной преподаватель: «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» (автор Владислав Александрович Бейзеров).
Вдруг кому из учителей пригодится. Там практически нет теории, вся книга – реальные ситуации, их разбор, анализ, где педагог поступил правильно, где совершил ошибку. Мне нравится, что автор честно показывает, что дисциплина на уроке – не данность, а результат, которого можно добиться. Для чего нужны последовательная работа, умение прогнозировать ситуацию и развитие педагогического арсенала.
Официальное заявление:
Волонтерский проект ТЧК (Товарищи Человека из Кемерова) не будет заниматься сбором донатов.
Просто время от времени в комментариях заходит речь об этом.
Например: #comment_374459500
Напоминаю, что мы помогаем семьям, чьи дети столкнулись с травлей в школе, решить проблему правовыми методами. Для этого нам можно написать о своей ситуации на почту bat9955@rambler.ru.
Сразу обозначу, что я не против волонтерских проектов, которые собирают донаты.
У них своя модель развития, предусматривающая большее количество расходов, у нас своя.
Да, с дополнительным бюджетом можно было бы еще что-то придумать.
Тем не менее отказ от донатов имеет свои плюсы:
Если удалось организовать проект без бюджета, он получается более устойчивым и независимым.
0 рублей – единственная сумма, которая честно делится на всех волонтеров, а у нас командный проект.
Проще получить доверие аудитории (нет причин подозревать у нас наличие корыстных мотивов).
Моё намерение – внести свой вклад в развитие гражданского общества в стране.
Для этого в долгосрочной перспективе планирую показывать на примере своего проекта, как неравнодушным людям можно запускать свои волонтерские проекты в формате "без донатов, без религии, без политики", какие трудности можно встретить, как организовать команду.
(Сначала только все ключевые процессы в собственном проекте организую, не торопите, пожалуйста. Скажу, когда буду готов.)
Без рейтинга.
Без донатов.
Без возможности отбиться на рекламе. (с)
P.S. В обсуждениях под этим постом участвовать не планирую. Много дел, в том числе задач по сопровождениям, ключевую информацию написал.
Лучше накидайте хорошей вдохновляющей музыки для Человека из Кемерова.
Сам начну:
Дисклеймер 1. Этот пост еще нельзя считать полноценной инструкцией к действию. Тем не менее уже на примере шести историй видим хорошие результаты, одну из них сейчас расскажу. Возможно, кому-то пригодится.
Дисклеймер 2. Убедительная просьба быть интеллигентными в комментариях. Пожалуйста, не нужно оскорблять ни агрессивного ребенка, ни его семью, ни сотрудников школы.
Дисклеймер 3. Из-за жестких вводных сначала пост может показаться тяжелым для чтения, но дальше будет легче (в итоге даже тег "негатив", считаю, не нужен). Под моим прошлым постом был один очень точный комментарий, здесь ситуация такая же.
Специфика проблемы:
Напоминаю, моя команда на волонтерских началах помогает семьям, чьи дети столкнулись с травлей в школе, решить проблему правовыми методами. Консультируем по электронной почте (если нужна помощь, пишите на bat9955@rambler.ru).
При этом бывает так, что ребенок в классе кажется совершенно неадекватным.
Вот как описывали агрессивных детей сопровождаемые родители в разных историях:
«В классе есть мальчик, который более года травит моего ребенка, обзывает, бьёт по голове, пинает, [...] и пишет ругательства в адрес моего ребенка. Я пыталась разговаривать с его матерью, безрезультатно. Мальчик стоит на учёте в школе, т.к. жалуются на него все учителя, родители других детей. На поведении его это никак не отражается. Для меня последней каплей стал недавний случай: попытку пнуть ногой в лицо мою дочь, удушение ее.»
«В прошлом году к нам в 3й класс перевели мальчика, который стал сразу же донимать всех детей в классе, у него похоже какие то психологические проблемы, судя по поведению. Он может спровоцировать на драку, толкнуть, ударить, замахиваться ручкой, как ножом, ударить ногой в пах и прочее. [...] В пятницу этот мальчик проколол ногу ручкой, и укусил до синяка мальчика с другого класса...»
«В этом году в класс пришел мальчик Степан [Прим. Ч.: здесь и далее имена изменены.]. И со Степаном начались проблемы у всех мальчишек.
Касаемо моего ребенка:
1. Степан ударил его по голове. Ситуация: на уроке Степан что-то не дописал, звенит звонок. Степан орет, что не успел. Учитель говорит ему — дома доделаешь. Степан с криком «вы твари, мне не помогаете» начал лупить всех мимо идущих детей, в том числе и моего Владимира.
2. Степан орет на перемене в классе, всем мешает. Мой Владимир просит его замолчать. На что Степан с размаху бьет моего ребенка кулаком в ухо. Пишется докладная классным руководителем. Маму Степана вызывают в школу.
3. Мама приходит в школу, хватает моего ребенка за плечи со словами «Это из-за тебя на моего Степу написали докладную?». Ребенок пугается, убегает.
[...] Беседовала с социальным работником. Та сказала, что они «собирают доказательства, чтобы обратиться в ПДН» — это дословно.
[...] ПДН в беседе мне сказали, что будет только беседа, т.к. нет побоев, ущерба или вреда здоровью...»
«У нас один ребенок угрожает всему классу. Речь про 4 класс, началось все во 2м. К нам перевели второгодника, он крупнее и сильнее остальных детей, поменял несколько школ. Проблемы начались сразу, но он много болел и все ограничилось перепиской в родительском чате. В 3м классе были заявления на директора с отметкой о получении, от встречи она с нами отказалась, потом ругала классного руководителя, что та не справляется. класрук писала докладные, но тоже бестолку. Было даже обращение в полицию. Только после полиции улучшилось поведение ребенка и то не надолго. Суть проблемы, явные садистские наклонности, поймал мальчика 1го класса в туалете и спустил с него штаны, бьет других одноклассников, пытался душить, срывает уроки, вымогает деньги, к девочкам делает движения имитирующие половой акт, подглядывает какое белье одето, матерится прямо на уроке, смотрел порно на телефоне, угрожает мальчишкам класса, что изобьет после школы, пытается вылавливать по одному и унижает, пользуясь тем что сильнее. Слал голосовое однокласснику, где мат на перемат с угрозами. Девочек бьет тоже, полиция вызывалась, когда одну девочку сильно ударил по голове.
[...] [Был момент, когда] семья [агрессивного ребенка] почти сделала это [перевод на домашнее обучение], но их знакомый юрист отговорила, мол, не имеют права, заставить не могут.»
Все эти истории объединяет то, что агрессивным детям нет 14 лет. Отчислить школа их не может, преступлением их действия не считаются (не только по УК РФ, но и по КоАП РФ наказать детей не могут), учителя не знают, что делать, администрация школ прилагает усилия, чтобы информация об инцидентах не покинула стены учебного заведения (классика).
И, скорее всего, во всех этих случаях проблемы носят медицинский характер. Но заставить родителей таких детей согласиться на медкомиссию тоже нельзя (согласие должно быть добровольным).
На детей с соцпедзапущенностью еще может повлиять постановка на учет в ПДН или в КДНиЗП, но если речь о детях, чьи проблемы с поведением обусловлены медицинскими причинами, постановка на учет не поможет.
Замечу, что нам и в прошлом году удавалось решать такие ситуации. Однако, я не считал метод надежным, это занимало несколько месяцев (требовали сбора комиссий, еженедельно обращались к разным чиновникам, большое количество визитов и участия в собраниях, пока наконец бюрократическая машины не набирала обороты и как-то удавалось убедить родителя перевести ребенка на домашнее обучение/согласиться на медкомиссию с переводом ребенка в другую школу).
Сейчас тоже не нужно ждать магии. Всё же это реально медицинские факторы, как правило (по щелчку пальцев не исправишь ситуацию) и мы по-прежнему можем, в первую очередь, ориентироваться на то, что ребенка заберут на домашнее обучение/переведут к более сильному педагогу/убедят семью такого ребенка пройти медкомиссию и начать прием препаратов, если они будут положены. Разница в том, что сейчас, по ощущениям, мы словно нашли чит-коды и весь процесс теперь занимает от нескольких дней до 3-х недель. При этом, самое главное, школа и семьи агрессоров больше не считают, что "ничего сделать нельзя", и начинают прилагать все усилия, чтобы "баловство" больше не повторилось и ребенок никому не навредил.
Со вступлением закончил, теперь к истории.
Локация:
областной центр в Сибири.
Особенности ситуации:
С одной стороны, агрессивный ребенок, новенький в классе (переведен из другой школы, насколько нам известно, из-за проблем с поведением). Ежедневно он бил, толкал детей, замахивался ручкой, как ножом, пытаясь попасть в глаза, ударил ребенка в пах, воткнул ручку в ногу мальчику из параллельного класса, кусал детей, оскорблял и неадекватно себя вел. Дети также защищались и отвечали обидчику, дрались и ругались, но его это не останавливало.
С другой стороны, «директор, говорят, нападает на «жалобщиков». Часто она передергивает, если начинаешь говорить об уже случившихся инцидентах с другими детьми, так и говорит: "Причем тут другие дети, мы же вашего обсуждаем!"».
То есть, по умолчанию, поддержки от администрации школы не ожидаем. Как бы даже не наоборот.
В результате рабочим названием этой истории стало «Между Сциллой и Харибдой». (Мы всегда даём узнаваемые названия историям, чтобы можно было быстро вспомнить, о чем речь. Обычно названия придумывала Лондон, моя помощница, в этот раз я.)
Ситуация еще усложнялась тем, что ребёнок обратившейся мамы перенес серьезную травму позвоночника. Любая физическая нагрузка в таких условиях чревата последствиями, а уж такой источник реальной опасности рядом – абсолютно неприемлем. Нужно было найти быстрое решение, или переводиться в другую школу, чего по ряду причин не хотелось.
Мама перед тем, как написать нам на почту, уже направила в школу обращение из поста-инструкции и даже получила приглашение на встречу в школе, но ситуация тяжелая, не приходилось рассчитывать, что просто внемлют (ожидаемую позицию от директора выше указал).
Нужны были рычаги давления:
В прошлом посте отмечал, что преимущество нашего подхода в том, что с каждой историей сопровождения, мы обрастаем новым опытом и совершенствуем технологию.
Так благодаря письмам от родителей и комментариям пикабушников, я уже успел ознакомиться с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2019 г. N 77-КГ19-10, согласно которому при рассмотрении требований о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетним, суд обязан привлекать образовательное учреждение в качестве соответчика, в случае если инцидент произошел на его территории или в его стенах.
И это полностью меняет дело.
Теперь мы можем не разговаривать со школой в ключе "будем жаловаться в управление образования/просим поставить на внутришкольный учет/просим привлечь школьного психолога" (хотя это всё в более легких случаях по-прежнему актуально), мы можем просто сообщить: "ситуация неприемлемая, такое поведение агрессора считаем недопустимым, уже по прошлым инцидентам готовы подать иск о возмещении расходов, вызванных повреждением здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, и компенсации материального и морального вреда, при этом осознаем, что, согласно позиции Верховного Суда РФ (судебная коллегия по гражданским делам от 27 мая 2019 года N 77-КГ19-10), суд обязан привлекать образовательное учреждение в качестве соответчика. И если сейчас мы еще готовы сдержаться, то имейте в виду, что любой новый инцидент автоматически означает, что мы подаем иск. Кроме того, нашу идею поддерживают другие родители в классе, и потенциально это может привести к целой серии исков к той семье и к школе".
И это меняет отношение к ситуации, знаете.
В описываемой истории мы ограничились этим, отнесли новое обращение (копию направили в региональное Министерство образования, образец обращения см. дальше), тщательно подготовились к собранию с администрацией школы (сопровождаемая мама придумала отличный способ справиться с давлением, которое в начале собрания на неё попытались оказать) и... агрессора перевели в другой класс и даже в другую смену уже на следующий день после собрания (я полагаю, к более сильному педагогу, также полагаю, что им занимаются активно, так как Минобразования тоже среагировало).
Но это не единственный возможный рычаг давления и фактор мотивации в таких случаях.
Мы можем добавить в обращение, что "намерены инициировать применение наказания к указанному ребенку путем помещения его в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, согласно Федеральному закону N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с п. 2 ст. 22 названного Федерального закона в ЦВСНП могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность". (На практике тут есть свои нюансы, о них будем рассказывать в других постах, но в качестве психологического приема можно использовать уже сейчас.)
И всё. Ощущения, что ребенок может продолжать проявлять агрессию безнаказанно, больше нет. Нужно что-то придумывать, что с этим делать, но это уже забота школы с семьей того ребенка.
Обращения:
Использованное в данной истории обращение:





Синим выделены места, где предполагалось редактирование
Более актуальная версия (скриншоты прикреплять не буду, кому нужен образец, перейдите по ссылке): https://docs.google.com/document/d/1S3qqQ6xjcnTPy0sdQlGt-6dKsm3pzhlf/edit
ВАЖНО. Подобный подход будет работать, только если вы действительно готовы дойти до суда в случае новых инцидентов.
Это значит, что нужно быть готовым в случае необходимости сидеть в очереди в травмпункт несколько часов, изучать, как писать обращения, как обжаловать решение ПДН, скрупулёзно собирать чеки (на лечение, на психолога, на репетитора в период вынужденного пропуска занятий, так далее), чтобы включить эту сумму в иск.
Чем больше видно, что вы готовы, тем менее вероятно, что рискнут дать новые основания обратиться в суд.
У меня нет намерения специально инициировать серию исков к школам по всей стране, но защищать своего ребенка всеми законными методами – это святое. Нужно действовать решительно, а не пассивно надеяться, что само собой обойдется и ваш ребенок не пострадает.
Подобное обращение можно использовать и для прекращения других противоправных действий в отношении вашего ребенка. Например, если в детском саду какой-то ребенок активно пытается трогать вашего в области гениталий (был такой пост). Адаптировали, распечатали, пришли к заведующей и добились от неё четкого плана действий, чтобы пресечь подобное.
И так далее. (Применительно к описанной ситуации с детским садиком, если актуально, советую также обратить внимание на комментарии от @iFabulisT и от @966647.)
Также я сразу назову организацию, которая консультирует по правовым вопросам педагогов.
Этим занимается команда Общественного уполномоченного по защите семьи:
ouzs.ru/zashchita-uchiteley/
Всё честно. Педагоги тоже могут защищать свои права.
Про встречу в школе и подготовку к ней:
Итак, в нашей истории мама отправила школе обычное обращение (для случаев легкого буллинга), её пригласили на встречу с администрацией школы.
За день до встречи мы отнесли новое обращение, что привел выше.
Тогда это делали с целью дать ознакомиться с нашими планами заранее, но не давать слишком много времени на подготовку (это не является универсальной рекомендацией, просто конкретно в этой истории мы прогнозировали сопротивление).
В целом, школа на подобные встречи (профилактические мероприятия/Советы доверия, называться могут по-разному) после обращения приглашает родителей в 98 % случаев.
И, если до этого не было подобных встреч, я советую идти.
Во-первых, есть шанс, что вы сможете договориться о решении на такой встрече. (Не берусь оценивать вероятность такого успеха, мне на почту пишут тогда, когда это не получается, но я вижу по обратной связи в комментариях и иногда письмах, что во многих школах спокойно и адекватно находят решение. Без необходимости дополнительного давления.)
Во-вторых, важно показать решимость и лично. Школа и семьи агрессоров должны понять, что вы не отступитесь. Что не получится вас продавить. Что вы достаточно подкованы юридически. Таким образом у них отметается вариант, что путем наименьшего сопротивления будет пытаться воздействовать на семью пострадавшего ребенка, и ничего не остается кроме как воздействовать на семью агрессоров. (Иначе вы продолжите писать обращения, подавать в суд и устраивать прочие сюрпризы, которые не идут на пользу карьере.)
В-третьих, вы не даете школе козырь в виде возможности ответить на обращения вам и надзорным органам так: "На встречу приглашали родителей Светы, они не пришли". Кроме того, школа может планировать отбиться тем, что на встрече будут делать вид, что травли не было, инцидентов не было, а те, что были – чистая случайность, напишут протокол встречи, где это укажут, попросят всех участников расписаться. И если вы подписали протокол, в котором указано, что ничего нет или что это "детская игра", то такой документ – инструмент номер 1 у них, чтобы защититься от Вас в правовом поле.
Этого не допускаем (далее напишу как).
Общие советы сопровождаемым родителям:
1. Деловая одежда, в которой будете чувствовать себя максимально уверенно.
Чтобы казалось, что, по меньшей мере, на встречу с губернатором готовы отправиться после мероприятия в школе.
2.Идите с включенным диктофоном на телефоне. Можно экраном вниз перед собой положить.
Заранее проверьте качество записи, в том числе из кармана пиджака, например.
Подробнее о Ваших правах на скрытую аудиофиксацию здесь:
Стратагема скрытой аудиозаписи | Пикабу
3. В самом-самом начале спросите, будет ли составляться протокол встречи и можно ли сфотографировать его (могут отказать, нет закона, обязывающего школу давать родителям копию такого протокола).
Если ответят, что протокол составляться не будет, спросите, а с какой целью тогда вы собрались.
На протоколе можете не настаивать, Вы же все равно записываете на аудио, это будет Вашей версией протокола.
4. Если на встрече Ваши доводы слушать не будут, будут бесконечно перебивать, отрицать инциденты и в протоколе напишут соответствующую дичь, пишете: "С протоколом не согласен Подпись /Расшифровка/"
Если встреча пройдет не очень (будут давить, отрицать факты травли, прочее), а также если в протоколе будут вещи, с которыми Вы не согласны, лучше всего сделать такую запись, когда дадут расписываться:
"С протоколом согласен частично Подпись /Расшифровка/".
(Это даст больше маневра опротестовать его потом, когда разберете аудиозапись дома. И они не смогут им однозначно прикрыться от надзорных ведомств.)
Пример из этой истории:
Пишет сопровождаемая мама:
«[В день встречи не дали протокол на подпись, сказали, что завтра к обеду сделают, сегодня не могут.] Сегодня забрала Протокол собрания [...] На протоколе написала: «Согласна частично», что очень разозлило всех присутствующих, кричали: «Так нельзя! В первый раз такое вижу!».
Но дело в том, что подписи были на одном листочке, а основной текст — на другом, отдельно, протокол был не скреплен, легко перепечатать первый лист и напечатать все, что угодно.»
Всё правильно сделала.
5. Мы с сопровождаемыми родителями убедились, что лучше всего на таких встречах отказываться от общения с родителями задир.
Так и заявлять: "У нас с Вами нет специальных регламентированных законом отношений. А вот со школой есть".
Пример из другой истории:
Пишет родитель:
«Про мать агрессора. На собрании вышло так, что я говорила самая последняя. Сперва высказалась классная, потом учитель физкультуры (на уроках которого агрессор творит такую дичь, чти ни в сказке сказать, ни пером описать), школьный психолог и две пострадавшие мамы. Мама агрессора все это время сидела с довольно скучающим видом. Когда я открыла рот — она очень оживилась. Я говорила, ссылаясь на закон, обращалась к директору. Когда дама начала меня перебивать, я ей сообщила: Такая-то Такоготовна, наши с вами взаимоотношения законом не регламентированы, диалог я с вами вести не обязана и не намерена, у нас проблемы в ШКОЛЕ и я намерена общаться с АДМИНИСТРАЦИЕЙ школы, поэтому прошу вас ко мне не обращаться напрямую и меня не перебивать. Квадратные глаза были у всех собравшихся. Далее я озвучила все эпизоды.»
Крутое решение от мамы в этой истории:
Сопровождаемая мама справедливо решила, что не нужно держать в голове столько информации и переживать, всё ли помнишь, не перепутал ли.
Она еще раз перечитала нашу переписку, выписала отдельно ключевые советы и возможные аргументы, аналогично проанализировала следующие опубликованные мной материалы:
(пост-инструкция) Ссылки на статьи закона, если ваш ребенок столкнулся с буллингом и предстоит разговор с администрацией школы | Пикабу
Стратагема скрытой аудиозаписи | Пикабу
Буллинг: почему это проблема общая, а не детская? | Пикабу
И собрала свою собственную индивидуальную памятку в виде большой папки.
Стикерами пометила разделы для более быстрого поиска.
Отдельно пометила разделы, которые не нужно открывать при сотрудниках школы (про скрытую аудиозапись, фиксацию вреда для суда, т.д.).
Собственно просто скопирую часть её письма после собрания:
«Потом важно составить для себя памятки, я взяла с собой папку с файлами, в каждый файл вложила свою "тему" : заявление 1, заявление 2, ссылки на законы с текстом, аргументы - ответы, по уставу, по травле от учителей, сам ход собрания, конец собрания с прописанными важными моментами по протоколу, чистые листы для записей. Выделила маркером важное, наклеила закладки и подписала, чтобы было понятно только мне. Многие вкладки не могла открыть, чтобы не раскрыть стратегию, потому что все сидели кучно, говорила по памяти. Эта папка очень помогла. Также заметила реакцию опасения от администрации, когда записывала что-то или ориентировалась по этим закладкам. Взяла бутылочку воды, чтобы делать паузы и просто немного заземлиться и успокоиться. 100% помогает деловой стиль в одежде и спокойный тон.
В самих переговорах важно использовать паузы. Когда высказывается школа, слово не вставишь, я первые полчаса не могла высказаться, потому что не могла взять себя в руки и прорваться через этот бесконечный поток обвинений. Но потом, когда уже нечего было им сказать, высказалась я и использовала малейшую возможность.
Естественно, важен настрой и уверенность. С этим сложно, но от этого очень многое зависит. Надо тренировать. Очень помогли Ваши подбадривающие слова...»
Оцените вместе со мной изящность хода!
Администрация школы пришла, по всей видимости, с настроем давить и пытаться показать, что так дела не делаются. Активно первые полчаса говорят. А родитель, который направил обращение с предупреждением о возможности подачи иска, просто сидит, листает папку со ссылками на законы, внимательно слушает, да делает себе пометки.
Совсем не по плану собрание идет.
И да ну его нафиг, с таким родителем связываться.
В итоге, на следующий день, когда она пришла подписывать протокол, там уже было решение, что агрессивного ребенка переведут в другой класс и даже в другую смену.
Такое быстрое решение вопроса – исключение, но всё равно мы довольны.



Фото той самой папки (на правах пруфов)
Но не всё так просто.
Честно расскажу о подводных камнях, с которыми сталкивались, и как с ними бороться.
Подводные камни:
1. В этой истории классный руководитель начала целенаправленно наказывать детей родителей, которые жаловались. Одна или две семьи даже думали перевести своих детей (но это в данном случае плохое решение: здесь угрозы больше нет, а с предвзятым отношением со стороны педагога как правило легче разобраться, чем со школьным задирой).
Вообще я не думаю, что это школа придумала так мстить, дело в самом педагоге.
Во-первых, она и до этого демонстрировала странные педагогические приемы, во-вторых, очень много вопросов к её аргументам.
Родители, конечно, переживали (на уровне эмоций тяжело дается, что учитель предвзято стал относиться к детям после того, как их защищали от неадекватного ребенка), но я считал это наиболее простой частью проблемы.
Поговорили с сотрудниками из регионального Министерства образования, затем в класс пришла школьный психолог, провела измерение атмосферы в классе, ребята письменно ответили на ряд вопросов, в том числе про учительницу и ситуация изменилась. Видно было, что взяли под контроль.
В целом, травля со стороны педагогов встречается крайне редко, если родители идут правовым путем, по моему опыту. Считанные единицы таких случаев и "лечится" это быстро: просто напишите об этом в управление образования, копию в администрацию города (а если не доверяете им, то копию в региональное Министерство образования). В теории можно еще ребенку включенный диктофон в пенал положить и попросить запомнить, на каком уроке учитель будет себя неподобающе вести. Чтобы потом проще было найти этот фрагмент записи.
2. Подозревая, что родители могут скрыто записывать собрание, директор школы/представитель управления образования просили сдать телефон/оставить вещи снаружи перед тем, как зайти в кабинет, ссылаясь на какие-то локальные акты.
Это что-то новенькое.
Тут поступаем следующим образом: включаем диктофон на телефоне (лучше уже с включенным в школу заходить), просим показать эти волшебные локальные акты, помним, что нет такого функционала у сотрудников из сферы образования (это противоречит и праву фиксировать встречу на аудио, которое следует из позиции Верховного Суда (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18), кроме того, согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости).
Проговариваем вслух, что мобильный телефон до исследования законности такой позиции сдавать не намерены. В целом, считаете, что это нарушает Ваши права, соответствующие статьям 44-45 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но предметно этот вопрос будете поднимать после того, как познакомите своих юристов с указанным локальным актом. Можете даже попросить составить акт, что не допущены на собрание по причине отказа сдать мобильный телефон (никто его составлять не будет, но Вы это в первую очередь вслух проговариваете, чтобы на аудиозапись попало).
Тоже очень редкая проблема.
3. Частая проблема: школа по каким-то причинам может не перевести ребенка в другой класс быстро.
Например, в одной истории на собрание директор пригласила медиатора и они решили, что будет лучше, если агрессивному ребенку дадут возможность социализироваться, а также говорили о важности примирения его с другими детьми.
Наша сторона была настроена скептически (как писала мама: «Какое примирение, если мой ребенок того задиру боится уже?»), на собрании сказали, что готовы помочь тому ребенку справиться с чувством безнаказанности, что тоже полезно для социализации.
В общем, ребенка оставили в этом классе. Собрание было в пятницу. И уже в понедельник он бьет нашего ребенка в живот. И повторяет это же во вторник! Оба раза не больно, но обидно.
И чисто по-человечески мне жаль директора школы. Она старалась поступить правильно, поддерживала нас на собрании, было видно, что она требовательна и строга к маме агрессора. Но тут скорее всего медицинский фактор сказался. Все понимают, что так нельзя, обычный задира бы уже понял, а этот мальчик не смог.
Теперь дело идет к суду. (Хотя, если смотреть, в целом, директор - одна из самых адекватных, что мне в аналогичных историях попадались.)
Агрессора из класса, кстати, после этого перевели.
А мы начали включать в обращение тезис «не рассматриваю в качестве решения компромиссные варианты или вариант с медиацией, в силу отсутствия гарантий недопущения причинения вреда со стороны агрессивного ребенка».
4. В одной истории учителя пошли на принцип и после жалобы не стали идти навстречу пострадавшему ребенку, у которого вышло «неудовлетворительно» за четверть по одному предмету. Обращаю Ваше внимание, что родитель признал, что это честная оценка в данном случае (а никто не говорил, что пострадавшие дети – это всегда дети с хорошей успеваемостью). Будь это иначе, мы бы позвонили чиновнику регионального Министерства образования (она ранее выходила на связь, номер телефона остался) и добились бы исправления заниженной оценки.
Ребенок, конечно, переживает, но урок усвоил. Надеюсь, за учебу возьмётся.
Еще раз. Семья пострадавшего ребенка не считает, что оценку занизили. Просто не стали вытягивать и специально помогать.
Что ж, это честно. Просто нужно усерднее заниматься. (В теории можно еще сходить к детскому неврологу, если есть ощущение, что проблемы связаны с переживаниями, низкой концентрацией, плохим сном.)
Нельзя делать выбор «я не буду жаловаться, ну, бьют его немного, зато учителя на нас не разозлятся». Никакие оценки этого не стоят.
5. Бывают и другие виды сопротивления. ПДН, например, может плохо работать.
Ваш ответ: прокачиваем правовую грамотность, обжалуем бездействие органов или сотрудников школы, учимся отвечать обращениями «второй волны», где аргументированно показываем, что нас ответ школы не удовлетворяет, если нам прислали отписку. И так далее.
Защита своих прав и прав своих детей требует немного (или много, но это неважно) усилий. Но оно того стоит.
Просто запаситесь терпением, только описанных здесь инструментов хватит, чтобы Вы получили уверенное преимущество в решении проблемы.
А может по старинке? Пусть просто побьет агрессора и тот отстанет...
Не хочу никого обидеть следующей фразой, но здоровому ребенку будет очень сложно выиграть в конкурсе «главный психопат в коллективе» (не оскорбление, отсылка к популярному мнению, что нужно казаться психопатом и к тебе перестанут лезть).
Сопровождаемые родители часто писали, что агрессорам в их историях, кому могли, неоднократно давали сдачи, но это таких детей не останавливает.
Они по-другому воспринимают мир, их реакция на конфликт не подчиняется обычной логике «ударили — отступил». И в самой драке у них серьезное преимущество есть: из-за особенностей работы центральной нервной системы они менее чувствительны к боли, более агрессивны и могут показать большую физическую силу в моменте (если среди читателей есть неврологи или психиатры, возможно, вы сможете точнее описать механизмы, которые стоят за этим).
Поэтому оптимальным решением будет с помощью правовых методов/через школу побудить семью такого ребенка обратиться к врачам. Или хотя бы просто донести до школы понимание ответственности, которая их ждёт, если инциденты будут продолжаться. С тем, чтобы они начали принимать меры недопущения такого варианта событий.
Закончу позитивным ответом от сопровождаемой мамы из основной истории:
Давайте считать следующий текст Антибуллинговой историей 9, которую я публикую.
С согласия родителей кратко расскажу о том, что сделано к этому моменту, + выложу тексты подготовленных обращений (имена в них изменены, при необходимости, столкнувшись с похожей ситуацией, можете эти обращения адаптировать под себя).
ЕГО НЕЛЬЗЯ БИТЬ
Дальше покажу, как мы эту мысль до несовершеннолетних задир донесем.
(И сразу – убедительная просьба быть интеллигентными в комментариях, пожалуйста, не нужно оскорблять ни нападавших, ни сотрудников органов/школы. Заранее спасибо.)
Среда 19.11.2025
Сопровождаемый родитель вечером в среду публикует оригинальный пост. Неравнодушные пикабушники тегают меня, у меня есть свободное время, откликаюсь довольно быстро.
К сожалению, из-за того, что был поздний час, мы не успеваем с той семьей согласовать план действий, откладываем на четверг.
Тем не менее, вижу, что ситуация имеет осложняющие факторы (физический вред здоровью, некорректные позиции школы и сотрудников ПДН, которые только способствуют происходящим нападениям), сразу пишу ряд рекомендаций, исходя из опыта столкновений с похожими случаями.
Напомню ключевые рекомендации (будем надеяться, что они вам не пригодятся, но если что, найдете их здесь):





Четверг-пятница 20-21.11.2025
Утром в четверг у нас всё еще был рассинхрон с сопровождаемыми родителями.
Это привело к двум вещам, которые я не могу назвать полностью критичными, но всё же, раз в ситуации есть сильные осложняющие факторы, нужно стремиться такого избегать.
Первое – сын утром пошел в школу.
Отдаю должное, смелый парень. Родители предложили ему остаться дома, но он ответил: "Мне, что теперь не жить из-за этих?"
Почему это не лучшее решение:
1. Сохраняется риск новых инцидентов на этот момент.
2. Становится уязвимой позиция "угрозы и ситуацию воспринимаем серьезно". Могут привести контрдовод, как же, говорите "серьезно", а сын спокойно в школу пошел. Не объяснишь же, что ребенок смелый, и что на самом деле совсем не спокойно.
3. В целом, желание ребенка пойти в школу на фоне контрпродуктивной встречи с инспектором ПДН могло быть признаком того, что он разуверился в возможность получить защиту от взрослых (учителя, полиция) и решил разобраться с проблемой сам в духе советов из 80-90-х. Например, по одному пытаться выловить задир или типа того, что просто усложнит ситуацию еще больше и приведёт к новому ущербу. (Сразу спойлер, в этой ситуации ничего такого не было.)
Обсудили это с родителями, они забрали ребенка, не дожидаясь окончания учебного дня.
Второе – родители самостоятельно адаптировали присланный шаблон и уже в четверг отнесли в школу урезанную версию обращения.
Я, как правило, не возражаю против такой активности (наоборот, рад, когда люди самостоятельно быстро осваивают технологию), но тут история сложная. Уже принято решение обратиться в Администрацию Президента РФ, поэтому лучшей стратегией будет сначала составить план, потом ему следовать, при необходимости корректируя, если того требует ситуация.
Вот обращение, которое сопровождаемые родители отнесли в школу:


Ссылку на текстовую версию приводить не буду, в одном из следующих постов выложу полную версию, она может быть более актуальной.
После этого мы с родителями наконец нашли время согласовать план действий и дальше наши действия были синхронизированы на все 100 %.
🗲 И тут мы неожиданно столкнулись с новой проблемой.
Перед нами стояла задача зафиксировать нанесенный вред здоровью (были синяки, шишки).
Идеальный вариант – сразу ехать в организацию, имеющую право делать судмедэкспертизу (СМЭ), и собственно эту экспертизу проводить. Так как направления от полиции на бесплатную СМЭ нет, оставался вариант с платной.
В городе, где проживает семья, таких организаций всего пара.
Родители обратились в одну из них, там сказали, что даже платно делают только по направлению из полиции. Впервые с таким сталкиваюсь. В других городах в подобных организациях, куда приходили родители зафиксировать побои, сразу говорили, не ждите направления из полиции, приходите сразу делать платно (сумма небольшая, кроме того, её можно взыскать с нападавших, если пойти в суд).
Ладно. Родители пишут в мессенджере инспектору ПДН. Мол, если сейчас с ходатайством о назначении СМЭ подъедем, дадите направление? Те говорят, нет, "Направление на СМЭ предоставляется должностным лицом, когда это имеет доказательное значение", советуют обратиться в травмпункт. Родители сообщают: так мы собираемся иск подавать о возмещении вреда здоровью несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, речь как раз о доказательном значении для суда. Инспектор стоит на своем: вам в травмпункт. (Так как я не являюсь участником той беседы, скриншоты переписки выложить не могу, но родители позже прикрепят их к обращениям, посмотрим, что скажет проверка.)
С таким я тоже сталкиваюсь впервые.
В команде волонтеров есть бывшие сотрудники органов, они тоже называют эту позицию странной.
Проблема в том, что этим вопросом занялись к концу рабочего дня, организации, делающие СМЭ, уже закрываются. Тем не менее сопровождаемая мама успевает заехать в прокуратуру, чтобы обсудить ситуацию. Те в срочном порядке рекомендуют ехать в травмпункт, хоть так успеть зафиксировать факт обращения и наличие вреда здоровью. Родители так и поступают.
Ладно, просто интересный опыт, будем с этим разбираться.
Суббота-воскресенье 22-23.11.2025
Ребенок до 03.12.2025 года на больничном.
Мы за эти выходные совместно с родителями готовим обращения, как и планировали, на момент публикации этого поста они уже отправлены.
В понедельник-вторник эти обращения начнут необходимую "химическую реакцию", так что к моменту выхода ребенка с больничного, понимание, что его трогать нельзя, у агрессоров должно быть.
Еще 1 момент. Настоящим преимуществом своего подхода считаю то, что с каждой историей, мы обрастаем новым опытом и совершенствуем технологию. Так, например, благодаря пользователю @HranitelZama, я узнал о практике помещения несовершеннолетних хулиганов в Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (можно попасть туда на срок до 30 суток) и познакомился с интересным Федеральным законом N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К слову, этот закон в том числе регламентирует работу ПДН.
В общем, будем разбираться и уже в следующем году рассказывать Пикабу, как можно наказывать юных хулиганов по N 120-ФЗ, а то распространено мнение, что ничего с ними не сделать (оказывается, просто не хотят ничего с ними сделать).
Пока же я просто решил применить новое знание и запросить у ведомств, которым направляем обращения, инициировать процедуру помещения нападавших из оригинальной истории, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в такие Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Посмотрим, к чему приведет. Как минимум, стресса уверенным в своей неприкасаемости детишкам добавит.
Обращение к Полномочному представителю Президента России и в местную прокуратуру








В текстовом виде:
https://docs.google.com/document/d/1NtErGBxGhPYnoLOnHIwvmB6qHdrjX327xKXiEFDewTs/edit?usp=drive_link
Похожее обращение направлено и в региональное Министерство образования (скриншоты не буду уже вставлять, все желающие могут ознакомиться с текстовым вариантом):
https://docs.google.com/document/d/1RBzK0TzFjyMZWBKtlosnoS63O0GN9iRjuJbVsjT2Cx8/edit?usp=drive_link
Обращение, направленное Председателю Следственного комитета Российской Федерации:
https://docs.google.com/document/d/1pkyqZhRFW60PLO1HMfQVS7BTWXBdFObfeXSaJDjubAM/edit?usp=drive_link
(По совету юриста добавлен пункт с просьбой "Проверить наличие в действиях правонарушителей признаков пропаганды АУЕ-субкультуры (признанной в РФ экстремистской организацией, чья деятельность запрещена)".)
И последнее.
Обычно я выступаю за то, чтобы родители хотя бы раз сходили на организованную школой встречу, записали её скрытно на диктофон (при соблюдении этих условий закон позволяет это делать), провели разведку настроений/намерений школы на данный момент, отразили свою позицию в протоколе встречи, не дали возможности использовать довод "родители от обсуждения ситуации отказываются". Но в этой истории уже неоднократно подобные встречи были, ничего нового услышать на них, по моему мнению, родители не смогут. Опять же, по моему опыту, с высокой вероятностью родители столкнутся с манипуляциями педагогов (типовые "Учитель сказал, что уволится, Вы понимаете серьезность?", а также плач педагогов, реже встречаются фразы "То, что Вы написали, оскорбление для меня" и "Вы же понимаете, ничего не изменится", "Я просто напишу им, как вижу ситуацию, и ничего не изменится"). Я с большим уважением отношусь к труду настоящих педагогов, но вот, к сожалению, бывают такие реакции, во многом из-за подобного травля в школах и происходит до сих пор. Ну, и не все педагоги на своем месте, по моим ощущениям.
В общем, в этот раз мы решили отказаться от дальнейших личных встреч и направили обращение с просьбой все дальнейшее общение вести через официальную переписку (там еще у директора в устной форме во время последней встрече неожиданно прозвучало, что старшая дочь не справляется, сочли это попыткой оказать давление, пусть теперь письменные доводы приведут, а мы посмотрим, что с этим делать).



Пока так. Получилось похоже на какое-то реалити-шоу на тему Гражданского общества.
Когда у истории будет продолжение, опубликую.
Уважаемые пикабушники, от лица всех волонтеров нашего проекта выражаю вам благодарность за доверие и поддержку.
Напоминаю, мы с командой на волонтерских началах помогаем семьям, чьи дети столкнулись с травлей в учебных заведениях (не только в школах). Вместе справляемся с проблемой правовыми методами. Если понадобится поддержка, пишите на почту bat9955@rambler.ru.
Также публикуем инструкции (список основных можно найти здесь) и реальные истории, где наши технологии помогли конкретным детям.
Собственно, столько подписчиков добавилось после того, как одна пикабушница опубликовала свой пост, где рассказала, как защищала своего ребенка:
Ответ tablepedia в «История избиения в колледже»
Если у кого-то есть опыт использования наших рекомендаций, по возможности, публикуйте.
Как видите, такие посты помогают продвигать здоровый подход. Это намного эффективнее советов для детей в духе "просто игнорируй и отстанут" или "дай сдачи, перестанут лезть".
P.S. Просто решил поделиться эмоциями, пост без рейтинга.
Помню время, когда было всего столько подписчиков, сколько сейчас добавилось.
P.P.S. Если кому интересно увидеть пруф, то вот:
Всем новоподписавшимся, добро пожаловать!
Скоро будут новые посты с собственными антибуллинговыми историями и разбором нюансов.
Помните эту историю?
В Свердловской области школьник разогнался и с ноги ударил девочку в живот
29 сентября 2025 года подростку вынесли приговор. Суд назначил наказание в виде 1 года и 8 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком в 2 года.
В СУ СК России по Свердловской области перед прокурором инициирован вопрос об обжаловании приговора в вышестоящую судебную инстанцию.
Ссылки на статьи в СМИ:
ural.kp.ru/daily/27722/5149266/
ural.kp.ru/online/news/6604716/
Надеюсь, дополнительно семья школьницы инициирует гражданский иск.
Очень полезный текст, достойный внимания моих подписчиков и вообще всех родителей детей школьного возраста.
С автором состою в переписке, прекрасный педагог, школьный психолог, много раз консультировала и снабжала полезными материалами по проблеме буллинга в школе.
В частности, в соавторстве с ней была написана эта замечательная статья: Буллинг: почему это проблема общая, а не детская?
(Могу её так называть, потому что уже использовали этот материал в сопровождениях детей, столкнувшихся с травлей, и остались довольны.)
Спасибо, @LA.Dragon, за всю поддержку.