Выученная беспомощность — инструмент нездоровой адаптации
Была беседа с отцом девочки, который пришел разбираться с ее одноклассником. Ребята в восьмом классе. Оказывается, с начала учебного года юноша не дает покоя девочке: то ее пенал украдет, она его ищет потом по всей школе, то настройки телефона поменяет так, что надо к мастеру обращаться. Мне не повезло, я временно заменяю у этих ребят классного руководителя. Основной классный руководитель — суровая справедливая дама, воспитанием детей занимается основательно, но эту проблему она не озвучивала никогда. Спрашиваю, о чем говорили с классным руководителем? Оказывается, не обращались к ней, ни девочка, ни родители. Не верили, что помогут. Поэтому сейчас папа хочет видеть ребенка, а вечером его родителей, моя задача, по его мнению, это обеспечить. Приходится объяснять законы, как они работают и как работают педагоги, когда надо решить проблему. Если бы обратились раньше — и девочка, и папа потратили бы меньше нервов и денег, а юноша не уверовал в свою безнаказанность.
Случай на 5 лет раньше: в пятом классе, где я, опять таки, классный руководитель, два мальчика пинали рюкзак девочки. Мама попросила старшего брата (10 класс) разобраться. Тот взял каждого за горло и поднял на уровень своих глаз, озвучил просьбу не трогать сестру и отпустил. Я об этой ситуации узнаю спустя месяц. Почему не сказали сразу? Привыкли, что учитель начальных классов за девочку не заступалась. Директору жаловались? Тоже нет, а зачем?
Затем, что своевременно поднятый шум поможет избежать больших и бОльших проблем. В обоих случаях уже можно было обращаться в полицию с заявлением на защитников и у них были бы проблемы. Дети не говорят о своих проблемах взрослым — кто-то из старших уже им не помог. Вырастая эти дети привыкают к мысли о том, что они не в силах помочь себе и обращаться за помощью смысла нет. Часть таких людей и за медицинской помощью обратиться в последний момент.
С одной стороны, такой подход очень хорош тем, что не надо тратит силы, отстаивая себя, своих близких, просто потому, что смысла нет. С другой стороны, минусов такого подхода гораздо больше, главные — это вред физическому и ментальному здоровью, неумение взаимодействовать в обществе.
Недавно была история здесь на пикабу о том, что ребенка избивают одноклассники и портят вещи, обращение родителей в администрацию школы и в полицию результатов не дали. Мама пишет пост о безнадежном положении, хорошо, что пригласили неравнодушного @ChelovkzKemerova, который решил помочь родителям и ребенку. Но скольким не помогли, потому что у родителей не было даже мысли заступиться за ребенка?
10 лет назад работали в одном кабинете с коллегой. Каждую зиму в кабинете было очень холодно, в углах бывал иней. Коллега хихикала, что наш кабинет промерзает из-за расположения и ничего с этим не сделать (кабинет был в переходе в пристройку, буквально висели в воздухе), что обращаться и жаловаться бесполезно. Через два года, когда наступила очередная зима, я жалуюсь завхозу, приходит слесарь и говорит, что батареи завоздушило. Вопрос решили за час. В кабинете стало тепло.
Преодоление выученной беспомощности — сложный процесс, подразумевает изменение образа мысли и борьбы с устоявшимися привычками. Сложно, непривычно, но результат всегда есть. А если ничего не делать, то результата не будет. Не бывает волшебников, которые исправят вашу жизнь кроме вас.




