Серия «Будьте состязательны, будьте интеллигентны»

182

Как с помощью рок-мюзиклов, волонтерства и творчества сделать жизнь легче в сложный период

Это заключительный пост из серии «Будьте состязательны, будьте интеллигентны».
В первой публикации я рассказывал, как мы помогали незаконно оставленным на второй год детям (их было достаточно, чтобы собрать из них отдельный класс), но у нас не получилось, потому что никто из родителей не решился писать обращение (нулевой уровень состязательности).
Во второй публикации раскрыл саму суть социальной стратагемы «Будьте состязательны, будьте интеллигентны» (на данный момент считаю, что это базовая стратагема гражданского общества).

В этот раз расскажу об успешном опыте применения этой стратагемы в моей практике.

--

На Пикабу я известен тем, что с командой волонтеров помогаю семьям, чьи дети столкнулись с травлей в школе. Действуем правовыми методами, помогаем составить обращения, консультируем, как выстроить стратегию переговоров с надзорными органами и добиться результата, публикуем соответствующие инструкции и часть историй, всё на волонтерских началах.
У многих читателей моих постов могло сложиться впечатление, что ключевое в моей деятельности – юридический аспект. Но я считаю, что в моем подходе первичен всё же социальный аспект (в том числе поиск неравнодушных профессиональных взрослых среди сотрудников ведомств, куда обращаемся) и социально-инженерный подход; юридический аспект – просто надежный проверенный помощник. Решают люди.
Также большинство читателей не знает, но "Человек из Кемерова" – это второй мой волонтерский проект. Первый проект (названия не будет, это не реклама) – закрытое сообщество, созданное мной несколько лет назад, в котором мы с единомышленниками (педагоги, предприниматели, активисты) на волонтерских началах выступаем наставниками у группы школьников и студентов. Изучаем эффективные социальные стратегии. Учимся выступать на публике и организовывать свои мероприятия. Разбираем те вещи, "которым не учат в школе" (или те полезные вещи, которым учат недостаточно хорошо, на наш взгляд), начиная с финансовой грамотности, грамотности в вопросах здоровья, заканчивая изучением концепции антихрупкости и разработкой презентаций/простых сайтов на нескольких языках. Делаем ставку на развитие гибких навыков (soft skills), вроде тайм-менеджмента, и в то же время помогаем изучать навыки из профессий, в которых ребята и девчонки мечтают себя реализовать (например, навыки работы с фотошопом для будущих дизайнеров или опыт программирования для мечтающих стать разработчиками игр).
Сообщество небольшое, ламповое, подопечные с самых разных городов и сёл страны, взаимодействуем онлайн.

История будет об одной из таких моих подопечных. Вынужденное вступление.

Дисклеймер: у этой истории 2 важных аспекта, медицинский и социальный. Что касается второго, социального, аспекта, я предоставлю все пруфы, что у меня есть. А вот подробностей или документов по медицинскому аспекту не будет (эти данные составляют врачебную тайну), просто рассказываю историю, как знаю.
Также большая просьба ко всем, кто узнает героев этой истории: пожалуйста, не называйте имен и город.

И, на всякий случай, проговорю вслух: я не занимаюсь сбором донатов (ни с помощью этого поста, ни вообще).



На дворе лето 2022 года. Среди моих подопечных есть удивительная девушка. Ей только-только исполнилось 18 лет и в июне (считанные дни назад) она закончила школу. Она любознательна, инициативна и горячо мечтает стать программистом, писать программы и делать сайты. Мечтает вырваться из своего села, где её больше ничего не держит, и уже наконец стать студенткой.
Мы никогда не встречались лично, взаимодействуем как наставник-ученица целиком онлайн.
Так получилось, что с наступлением совершеннолетия те родные, что у неё были, практически полностью перестали её поддерживать. И я тот взрослый, к которому она в первую очередь идёт за советом.
А ещё у неё ряд проблем со здоровьем, в том числе врожденные проблемы по части кардиологии.
Настоящее имя назвать не могу. Поэтому буду называть её Жар-птица (как Феникс, только с нашим отечественным колоритом) за любовь к жизни, стойкость и ощущение света рядом.

3 июля – она пишет мне во Вконтакте, что её кладут в больницу в областном центре. Во время обследования врачи обратили внимание, что один глаз нужно оперировать. (Подробностей не знаю, но думаю, логика такая: есть проблема, которая сама собой не рассосется, среди очень вероятных последствий потеря возможности видеть этим глазом.) Но вот только девушку предупреждают, что даже в случае проведения операции есть высокий риск того, что она не сможет видеть этим глазом. (Тут смотрите, медицинскую часть истории я рассказываю со слов подопечной, которой тогда было 18 лет и, сами понимаете, для молодой девушки услышать, что она может остаться только с одним видящим глазом – КОЛОССАЛЬНЫЙ стресс, делайте поправку на то, что эта часть неумышленно может быть частично искажена. Но не сильно, проблемы со здоровьем значительные. Что касается того, как проходили операции, уже гораздо более достоверная информация, просто я не могу приложить пруфы.)

Итак, 3-5 июля, когда она не занята обследованиями и подготовкой к операции, а я не занят рабочими вопросами, максимально стараюсь поддержать Жар-птицу. Помогает то, что это не первый раз, когда я помогаю собраться в период стресса тинейджеру (18 лет – формально еще тинейджер, подростком уже назвать нельзя). И то, что она уже продолжительное время занимается в нашем ученическом сообществе, знакома с некоторыми упражнениями, вроде дыхательной гимнастики, и приемами, вроде активизации логического мышления (начать считать в уме арифметические примеры) с подавлением эмоционального. Но главным образом используем 2 способа: первый – в стрессовой ситуации человек должен быть чем-то позитивно занят (условно говоря, если вы с группой людей попали на необитаемый остров, раздайте всем задачи, даже если часть из них будет скорее видимостью полезной работы; у людей будет ощущение, что они приближают выход из ситуации, без этого начнется паника), второй способ – отвлечься на музыку или хороший фильм, чтобы не оставаться наедине со своими мыслями. Так как глаза Жар-птице напрягать нельзя, мы, в основном, общаемся по телефону, я скидываю ей музыку, и она придумывает и записывает на диктофон идеи для персонажей компьютерной игры (условно позитивная занятость). Также к ней периодически заходят медики, чтобы морально её поддержать.

5 июля (вечер) – пик стресса, операция назначена на завтра. Мы договорились, что она напишет завтра сразу, как только сможет. Нужно что-то особенное, чтобы поддержать подопечную в такой ситуации. Заметив, что ей особенно нравится некоторая музыка из предложенной ранее, я скидываю Жар-птице ссылку на ютуб-версию фэнтези-мюзикла «Последнее испытание» (хорошая история, цельный сюжет, харизматичные персонажи, отличный вокал, в общем, то, что нужно, чтобы включить на ноутбуке и отвлечься, не напрягая глаза; не реклама).
Позже вечером она пишет, что, во-первых, ей очень понравилось. И что, во-вторых, просмотр этого мюзикла в её палате собрал "почти целый зал" (по меркам палат в больнице): к просмотру присоединились 5 человек из медперсонала ночной смены. И им тоже очень понравилось, много обсуждали.

6 июля – день операции. Жар-птица должна уже позвонить, но этого не происходит. И телефон тоже не берёт. Пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что иногда я уделяю внимание отдельным деталям и ощущениям. Всё же для меня это не просто текст, а живая история, исход которой был мне неизвестен. Прошло почти 3 года, а я всё еще ощущаю отдельные моменты как сейчас.

7 июля – наконец-то звонок от Жар-птицы. Она расстроена, её голос дрожит.
Операция прошла плохо. К ней утром приходил врач и сказал, что сожалеет.
А еще он рассказал, что операция прошла не просто плохо. Произошла непредвиденная реакция на наркоз [Прим. Ч.: наверное, из-за основной проблемы со здоровьем] и понадобилось привлечение новых врачей, в результате приняли решение делать операцию дальше, но результат плачевный. Прогноз: видеть этим глазом она практически не сможет.
Немного её успокоив (обдумывая в это время варианты), я предложил ей следующую идею: ничего же не удалено, чисто теоретически может существовать метод, который может ей помочь, нужно просто консультироваться с разными врачами. Возможно, в Москве или Питере делают операции другим способом. В общем, нам нечего терять, даже если ничего не получится, мы точно будем знать, что сделали всё, что смогли. Ну, и пошутил, что ношение повязки в стиле пирата может сделать её очень стильной, если у нас всё же ничего не получится.
В общем, она попросила у медсестер листы А4, я скинул ей образец доверенности на представление интересов пациента и скан своего паспорта, чтобы она подготовила документ, который позволит мне уже самостоятельно запрашивать данные о её здоровье, а также консультироваться и искать других врачей. В чужом городе это делать сложно, конечно, но я надеялся, что смогу выйти на решение через знакомых докторов медицинских наук в своем регионе + были мысли, какие еще знакомства можно задействовать. Хорошо помню, что паспортные данные она переписала сама с ноутбука, а дальше доверенность я уже диктовал, так как дальше ей было очень дискомфортно смотреть в экран.

Через минут 15, как доверенность была готова, пришел врач, делавший операцию. Прочитал доверенность, выслушал её о том, что она хочет подключить меня, и попросил Жар-птицу выслушать его предложение. Он связался с каким-то очень опытным врачом и вроде как у того, есть идеи, что можно сделать. Договорились, что завтра будет обследование, по результатам которого будет понятно, можно его способом решить ситуацию или нет.

8-15 июля – приглашенный врач после обследования сказал, что с высокой вероятностью его метод поможет. Также он сообщил, что у него есть идея, как решить проблему с наркозом (какой-то другой метод тоже) [Прим. Ч.: во время подготовки поста я уточнил через Жар-птицу, во второй раз использовалась регионарная анестезия, эпидуральная; но лично мне это ни о чем не говорит]. Несмотря на наличие доверенности, я не вмешивался, документы не запрашивал.
В целом, он как-то сразу успокоил нас. Если первый специалист говорил о высоких рисках, то приглашенный врач говорил уверенно.
Несколько дней на дополнительные обследования и сделали операцию, которая в этот раз прошла полностью успешно. Жар-птица была счастлива! Да и медики из её команды поддержки тоже.
Но эта неделя была примечательна не только подготовкой к операции.
Нам же было нужно положительно настраиваться, справиться со стрессом, просто дотерпеть до операции. И в свойственной нашему ученическому сообществу проактивной манере мы с Жар-птицей решили развить идею с ежевечерним просмотром мюзиклов (а также некоторых фильмов) в её палате для медперсонала. А также сделать подачу более красивой. Концепция позитивной и полезной занятости, ну, вы помните.

Решили назвать это «Театр *в род. падеже имя девушки*» (в рамках этой истории, получается, должен называть «Театр *Жар-птицы*»).
Если мне не изменяет память, первое, на что Жар-птица стала выдавать сделанные руками пригласительные билеты был рок-мюзикл «Орфей» (смотрели ютуб-версию, выложенную в открытом доступе, правообладатели, не ругайтесь).

В больнице Театр *Жар-птицы* начинается не с вешалки, а вот с таких пригласительных. Так как сегодня «Орфей», то оформление в греческом стиле

По словам Жар-птицы, информация о Театре распространилась очень быстро, и на просмотр и обсуждение стало приходить всё больше человек.

А раз так, да и чувствовала себя Жар-птица после второй операции уже хорошо (что проще, когда у тебя всё время хорошее настроение), я решил, что мы готовы к новому эксперименту.

16 июля – я предлагаю к просмотру фильм «Целитель Адамс». Напоминаю, это 2022 год, замечательная клоун Кнопка @AnchelChe опубликует свой приветственный пост только через время, и «Целитель Адамс» – практически единственная известная нам с Жар-птицей история о больничных клоунах. (Медперсоналу, кстати, фильм не очень зашел. В том смысле, что мюзиклы смотрели и обсуждали с большим удовольствием, по наблюдением управляющей Театром *Жар-птицы*.)
Примерно в это же время другие мои студенты из первого волонтерского проекта тоже смотрят этот фильм, устраивают обсуждение по его итогам, и кто-то из будущих дизайнеров создаёт вот такую пост-афишу с цитатами участников нашего ученического сообщества (иногда так делаем после киновечеров):

Какая-то из этих фраз сказана самой Жар-птицей

Какая-то из этих фраз сказана самой Жар-птицей

К этому моменту я уже уточнил, что в больнице есть детское отделение, а Жар-птица не против пообщаться с детьми и помочь разгрузить медсестер в дневное время.

17-24 июля – Жар-птица сначала договаривается с главврачом (с аудиенцией помогает один из медиков, являющихся постоянным посетителем Театра; хорошо, когда есть такие связи) о том, что ей разрешат проходить в детское отделение, развлекать находящихся там детей и даже заниматься с ними уроками (если у нас получится, спойлер: разумеется, получится).
Потом идет знакомиться с детьми и очень быстро находит с ними общий язык.
Медсестры, как я понял, тоже благодарны появлению в отделении такого волонтера.

Моя ученица время от времени советуется со мной, какую еще активность предложить детям. Многие варианты предлагает сама.
Организовать игру или рассказать историю для Жар-птицы дело несложное.
Но ведь наш амбициозный план предполагает, что мы еще и обучение там будем устраивать (если кратко, то это соответствует принципу нашего ученического сообщества, где студенты часть занятий проводят сами и это позволяет усваивать некоторые полезные в жизни навыки на качественно ином уровне). Плюс мы решили, что Жар-птице тоже нужно подтягивать русский язык, а учить кого-то – один из лучших способов изучить материал самому. Без шуток.
В общем, просто так нельзя подойти к детям летом и сказать: "Всё, будем заниматься уроками". Даже если они в больнице и им некуда бежать. Нужна легенда.

Хех, хорошо помню, как мы это обсуждали :)
В общем, девушка пришла к ним со следующим сообщением:
– А вы знаете, что я на самом деле секретный агент Жар-птица? Просто еще молодой агент.
В будущем я хочу работать программистом, делать сайты, а для этого нужно уметь грамотно писать. Давайте позанимаемся русским языком?
Потом обсуждали, кто кем хочет стать, и выяснилось, что всем будет полезно грамотно писать. В итоге, несколько дней занимались, не только играли.

Потом у нас с Жар-птицей возникла еще одна идея, которую тоже пришлось согласовать с администрацией больницы. Предложили вместе с детьми сделать галерею рисунков. Под эту художественную выставку Жар-птице выделили место (стенд или типа того). Единственное, сразу поставили условие, что если будут фотографии рисунков, то нельзя чтобы на кадрах (в том числе на рисунках) были фамилии и имена детей, и нельзя фотографировать самих детей.

Предлагаю вам заочно посетить эту выставку (по крайней мере, фото некоторых рисунков у меня есть):

Врач с косичками

Врач с косичками

Больница и летнее солнце

Больница и летнее солнце

Как вы видите, русским языком еще заниматься и заниматься

Как вы видите, русским языком еще заниматься и заниматься

Жар-птица ведет урок. Теперь вы знаете, как она выглядит :)

Жар-птица ведет урок. Теперь вы знаете, как она выглядит :)

Сопроводительное письмо к выставке рисунков. Оранжевые прямоугольники – это Жар-птица

Сопроводительное письмо к выставке рисунков. Оранжевые прямоугольники – это Жар-птица

Должен сказать, что Жар-птица не рвалась возвращаться в село (где нужно было еще месяц с хвостиком ждать, пока не получиться уехать на учебу с заселением в общежитие). И врачи шли навстречу, позволяя находиться в больнице максимально возможное время, хотя уже были показания к выписке. И это хорошо, потому что...

25 июля – день-сюрприз. Пока Жар-птица занималась своим волонтерством и творчеством, я через знакомых знакомого передал просьбу записать для неё видео со словами поддержки Евгению Егорову (рок-музыкант, солист группы "Эпидемия" и актер театра, исполнитель значимых ролей в мюзиклах), который очень понравился Жар-птице. Евгений откликнулся (см. закрепленный комментарий).

Жар-птица была в восторге. Показывала видео врачам, которые приходили вечером на просмотры.

Если вам вдруг интересно, что она дословно написала

Если вам вдруг интересно, что она дословно написала

Еще написала: «Большооооооооооооооое вам спасибо от *лечащего врача* и медперсонала».
Как я понял, сотрудники больницы тоже были ̶в̶ ̶ш̶о̶к̶е̶ приятно удивлены: не каждый раз так, что ты с пациентом смотришь мюзиклы, а исполнители потом твоему пациенту здоровья желают.

После такого аккорда уже можно было и выписываться.


На этом история не закончилась. Едва Жар-птица стала студенткой, еще в общежитие заселиться не успела, получилось так, что ей экстренно понадобилась операция по основной части (как я понимаю, прогнозировали, что можно будет позже её сделать). И хоть дело было в этот раз гораздо сложнее (в тот момент Жар-птица находилась за несколько сотен километров от областного центра, показания не позволяли транспортировку, приняли решение оперировать в местной больнице), на интуитивном уровне я был спокоен: знал, что все врачи, которые познакомились с этой замечательной девушкой лично, сделают всё возможное, чтобы ей помочь. Собственно, так и получилось, в сжатые сроки организовали командировку для группы опытнейших кардиохирургов и других врачей, операцию провели успешно.

Да и это еще не конец. У этой истории вообще не может быть киношного хэппи-энда или типа того, глобально-то проблемы со здоровьем никуда не делись. Мы просто стараемся играть теми картами, что выдала жизнь (разумеется, добавляя собственноручно нарисованные пригласительные билеты и другие интересности, это тоже часть социальной стратагемы «Будьте состязательны, будьте интеллигентны»).
Благодаря тому, как мы организовали июль 2022, Жар-птица не только легче прошла через период оздоровления, но и сформировала достаточно серьезные (особенно для девушки её возраста) связи в сфере здравоохранения региона, это помогает ей и по сегодняшний день.

Кстати, на момент публикации поста она является студенткой, учится на программиста, как и хотела, и даже совмещает с работой, занимаясь разработкой приложений.

Большое спасибо всем врачам, кто занимался здоровьем героини этой истории в 2022 году, в 2023-24 годах и занимается сейчас.
Спасибо Евгению Егорову и его коллегам из творческих коллективов за их проекты (и отзывчивость).

Вдруг эта история вдохновит хотя бы 1 человека. Если это случится, будем с Жар-птицей только рады.


P.S. Что касается меня... Именно тогда я впервые всерьез подумал, что могу назваться Человеком из Кемерова. (Окончательное решение я принял уже после другой истории, где напрямую удалось разрулить серьезную жесть с помощью социальных стратагем. В силу ряда особенностей история не подходит для публикации.)

P.P.S. Поделюсь еще. Недавно одна из волонтеров моей антибуллинговой команды спросила меня, почему я начал помогать детям, столкнувшимся с травлей в школах.
Отвечу: во многом совершенно случайно.
Я, в целом, склонен к волонтерской деятельности и некоторый ресурс свободного времени у меня был (было возможно найти, если сформулировать точнее). И у меня подходящий склад ума (впрочем, ничего особенного, на самом деле; Человек из Кемерова = человек). Просто взлетел мой пост-ответ на описание ситуации с жестким буллингом, свыше 14 000 человек сохранили его, и я увидел, что есть отклик на эту тему. Думаю, если бы этого не случилось, мог сосредоточиться на другой проблематике.
Я к тому, что я полон исследовательского энтузиазма, посмотрим, к чему всё это приведёт (а в процессе будем помогать людям и слушать хорошую музыку).

Показать полностью 9
1108

Самая распространенная ошибка при отстаивании своих прав – ждать справедливости2

Привет, это Человек из Кемерова.
Цените то, как я помогаю детям справляться с травлей в школе? Помогите поднять пост в топ.
(Чем больше людей будет знать это, тем более легкой будет задача моей команды волонтеров творить добро.)
Также вы можете поддержать этот пост, если под ним расскажете свой опыт, соотносящийся с темой (используйте пост-комментарий).

Я помогаю людям как волонтер уже более 6 лет. С прошлого года начал активно помогать семьям, чьи дети столкнулись с травлей в школе (история моего антибуллингового волонтерского проекта разворачивается на ваших глазах здесь на площадке Пикабу, желающие могут проследить её с моего первого поста).
В довольно большой части сопровождаемых мной ситуаций мы обращаемся к правовым инструментам. Только за период с август 2024 по апрель 2025 мне на почту bat9955@rambler.ru написали более 60 человек, чьи дети столкнулись с буллингом (часть этих историй я честно публикую); в 80 % случаев мы готовили официальные обращения для решения проблемы.
При этом я не юрист (просто человек с жизненным опытом, при необходимости привлекаю знакомых юристов) и, наверное, поэтому хорошо понимаю важность перевода с бюрократического языка на русский тех ответов, которые поступают на наши обращения.

И вот какой главный вывод я сделал после того, как из обывателя стал волонтером, изучающим решение проблем с помощью правовых методов, в том числе в судах:
НЕ НУЖНО ЖДАТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Особенно – рассчитывать, что этой самой справедливостью будут руководствоваться при принятии решений по умолчанию. Даже в судах. Даже те, кто, по нашему обывательскому мнению, должен руководствоваться принципами справедливости. (Впрочем, юристы справедливость понимают иначе, не как мы, обыватели, поэтому для них ситуация нормальная.)

Позвольте простой пример.
В ряде случаев решение, принимаемое судом, при прочих равных может зависеть от одной фразы. В смысле, будет эта фраза сказана или нет. "Ходатайствую об истечении срока исковой давности". (Разумеется, если эти сроки пропущены.) При этом судья сам не напомнит Ответчику об этом, тот сам должен быть достаточно юридически грамотным, чтобы заявить об истекшем сроке.
Получается логика такая: одна и та же ситуация, у Истца есть документы, подтверждающие нарушение его прав, просто срок исковой давности истек, но если Ответчик заявил об истечении – суд выносит отказ в удовлетворении иска, не заявил – иск суд удовлетворяет. Никто не разбирается "где истина", нет в таком подходе справедливости (с точки зрения обывателя). (С точки зрения юристов справедливость есть: она заключается в равенстве возможностей сторон суда разобраться в ситуации и подготовиться к суду. Но, по моим наблюдениям, такая точка зрения не близка населению.)

А что тогда делать?
Я пришел к следующему решению (эффективность которого уже многократно проверил на практике):

«Будьте состязательны, будьте интеллигентны» значит, в первую очередь, противопоставление стратегии пассивного ожидания, что кто-то восстановит Ваши права.
Вообще я довольно широко трактую это понятие, увидите из примеров.

ПРИМЕРЫ

- Корректно составленные обращения и жалобы
(очень рекомендую сохранить себе следующий пост-инструкцию, как правильно писать обращения в различные ведомства; много дельных советов, например, какую формулировку можно добавить в жалобу, чтобы её не передали ведомству/должностному лицу, на которое жалуетесь).

- Усиление обращений релевантными приложениям
(например, медзаключение от детского невролога с зафиксированными жалобами на плохой сон и нарушение концентрации в учебе придает вес обращению о фактах буллинга по отношению к вашему ребенку).

- Активное применение скрытой аудиозаписи переговоров, в которых вы являетесь участником
(пост-инструкция, как это делать законно согласно позиции Верховного Суда).

- Огласка в СМИ и Интернете.

- Любые адекватные действия, направленные на привлечение союзников (свидетелей, экспертов, неравнодушных профессионалов среди чиновников и сотрудников ведомств, а также активизация других пострадавших).

Общих и частных вариантов очень много.
В том же первом примере в этой публикации про суд с фактором истечения сроков исковой давности у истца есть способы искусственно продлять (перезапускать, «корректировать») этот срок давности.

История о том, как в Екатеринбурге сквер отстояли, – яркий пример применения такой стратагемы.

Из ярких примеров на Пикабу – история «Вторая победа - вода во Внуково будет стоить 50 руб».
С помощью простых действий (жалобы в ФАС) активист оказывает влияние на цены на воду на территории аэропорта.

Из креативных вариаций:

Помню на Пикабу была такая история. Рассказчик с товарищем шли вечером по городу, их окружили гопники. Начались наезды, дело к драке. Друг рассказчика говорит: а чего вы по беспределу, давайте я сейчас свою братву вызову, порешаем. Те: ну, давай. Товарищ отходит, звонит кому-то, рассказчик думает: ну, всё попали, нет же никакой братвы.
Гопники с ними еще немного общаются, что-то, говорят, нет никого, и уже готовы переходить к активным действиям. В это время подъезжает несколько экипажей полиции, из машин выбегают бойцы с автоматами, правонарушение прекращают.
Оказалось, что парень позвонил в полицию и сказал, что тут полковника бьют.
Полицейские посмеялись потом, сказали, что оценили смекалку, но выписали административный штраф за ложный вызов (до 1500 руб., ст. 19.13 КоАП РФ). Приемлемо.
(Ссылку не нашел, если кто в комментариях скинет, буду благодарен.)

Или свежая история от пикабушницы, где она устроила чуть ли не разгром в точке однодневной ярмарки, специально подставилась под мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) для получения протокола с паспортными данными сотрудников торговли, которые развели на деньги пожилую знакомую автора.

Но речь идёт не только о гамбитах, когда взамен на административное правонарушение мы получаем нужный результат. В конце поста напишу свои креативные вариации.

ПОДРОБНЕЕ ПРО КОНЦЕПЦИЮ
Под Состязательностью я подразумеваю активные действия, направленные на получение преимуществ и ресурсов, обеспечивающих эти преимущества для повышения шансов получить нужный результат (при отстаивании прав, например), а также синоним соревновательности (и соответствующие действия).
Остановился на термине «состязательность», потому что он пересекается с одноименным принципом в гражданской судебной системе в России (стороны состязаются перед судом, убеждая его при помощи различных доказательств в своей правоте в споре). Для закрепления ассоциации.

Поделюсь комментарием юриста из моей команды волонтеров:

Под Интеллигентностью подразумеваю:
- арсенал социальных и правовых технологий
(уметь писать обращения, например),

- общую правовую грамотность
(если предыдущий пункт – набор «домашних заготовок», то этот пункт про понимание, как корректно действовать, столкнувшись с той или иной ситуацией здесь и сейчас; например, что делать, если вы не согласны с составлением протокола на профилактическом мероприятии в школе, где вместо поддержки вашего ребенка, пострадавшего от травли, именно его выставляют виновным, или что делать, если секретарь организации отказывается принять обращение),

- тактическую грамотность
(жертва не виновата в нападении на неё, однако, есть стратегии/действия, которые значительно повышают шансы получить помощь: крик «ПОЖАР!» эффективнее крика «Спасите! Убивают!», если вокруг никого (нападение в подъезде, например); адресные обращения типа «Мужчина в черном пальто! Помогите» эффективнее просто «Люди! Помогите!» (позволяет обойти эффект свидетеля); крик «Мужчина, отстаньте! Я вас не знаю» эффективнее простого крика «Отстаньте! Помогите» (для окружающих это совсем разные ситуации)
На стыке с предыдущим пунктом понимание пределов самообороны. Особенно про случаи, когда вы успешно отбились от нападавших и вдруг решаете их преследовать и продолжать "самообороняться". Или даже потом с группой подъехавших друзей этих хулиганов находите и объясняете им по-боксерски, что они не правы),

- точность, мудрость и жизненный опыт
(в основном, для определения достаточной дозировки, уместности и гибкого менеджмента применяемых технологий),

- нравственность
(полная аналогия с приемами из боевых искусств: вы обладаете силой, способной нанести вред людям, и должны обладать моральными ориентирами, чтобы не сделать то, чего не стоит делать; можно сказать, что это про быть на стороне добра – и не потому что иное наказывается законом, а потому что это ваш выбор; интеллигентность она такая).

--

Обратите внимание, что ситуация еще такая: когда случается нарушение прав (для примера возьмем ситуацию, где человек пострадал в ДТП, переходя дорогу по "зебре", как положено), правонарушитель активно предпринимает меры по минимизации санкций для себя (в ряде случаев используя и серые методы). Знакомится с делом, консультируется с юристами, так далее. Пострадавшая сторона часто просто ожидает, что полиция, а затем суд должным образом всё сделают. Но в реальности у полиции недокомплект и конкретно это дело в число приоритетов не входит, и если правонарушитель сумел подготовиться как следует, пострадавшая сторона потом просто удивляется, почему такое незначительное наказание.
Приличная разница между результатами у тех, кто просто пустил ситуацию на самотёк, и у тех, кто адекватно держал ситуацию на контроле, привлекал внимание общественности, консультировался с юристами, пресекал использование методов, выходящих за рамки закона.
Собственно, моя антибуллинговая стратегия и работает тогда, когда мы с сопровождаемыми родителями принимаем решение не просто ждать, пока школа/ПДН разберутся, а проявляем активность, соответствующую проверенной технологии. Грубо говоря, просто поданное обращение и обращение, подкрепленное медзаключением детского невролога, дают разные результаты. А если еще и аудиозапись оскорблений/акта травли есть, вообще задача совсем другой становится (в плане расклад меняется в нашу пользу), даже если школа всё отрицает.

Кстати, это достаточно важный момент, выделю его:
Адекватная стратегия всегда должна предполагать, что другая сторона будет сопротивляться.
Моё мнение, если человек, нарушивший наши права, не сидит спокойно на месте, то и мы не должны.

--

Это даже целый подход к жизни получается, а не просто стратегия для судебного разбирательства или отстаивания отдельных прав.
Более того, в настоящий момент после продолжительных размышлений, я пришел к выводу:
социальная стратагема «Будьте состязательны, будьте интеллигентны» является базовой стратагемой гражданского общества (а я в своей деятельности именно их популяризацией занимаюсь, по большому счёту).

Впрочем, ничего нового я не открыл. Этот подход (стратагема) достаточно универсален и архетипичен, его можно встретить во многих культурах мира. Западное «Добрым словом и пистолетом» и «Говори мягко, но держи в руках большую дубинку» – родственники этой стратагемы. Как и наше отечественное «Добро должно быть с кулаками». Возможно, еще ближе к этой стратагеме японский принцип «Ичибан» (дословно переводится «Самый первый»): в единоборствах этот принцип проявляется в том, что вежливые поклоны сменяются яростной схваткой, после поединка вновь возвращаются к вежливости; встречал точку зрения, что и в бизнес-культуре у них принято похожим образом дела вести (вежливость и агрессивность), по крайней мере, на уровне идеи архетипа быть номером 1 и в делах, и в бизнесе (востоковеды, поправьте).

Но в моем представлении стратагема «Будьте состязательны, будьте интеллигентны» это не просто «Добро должно быть с кулаками».
Это скорее «Добро должно быть с кулаками, и мудрым, и технологичным».

ПРО СЕРЫЕ МЕТОДЫ (МИР НЕ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ)
Обращаю ваше внимание, что у Состязательности есть и серые методы (неодобряемые с точки зрения закона, лазейки в законе, или просто закон этот момент не регулирует, но и вам бы не хотелось, чтобы на это обратили внимание). Эти серые методы по своей природе разные: какие-то, скажем так, "более светлые", какие-то "более темные". На мой взгляд, использование "светло-серых методов" вполне допустимо (в комментариях частные случаи рассматривать не буду).
Мой любимый (можно уже сказать, исторический) пример – история моего тренера, как они занимались в секции единоборств в молодости: на занятия в зал приходили в футболках и шортах, никаких кимоно, на время тренировки зал закрывался изнутри, по центру размещали футбольный мяч, если кто-то стучал в дверь, все срочно делали вид, что играют в футбол, пусть и босиком (в Советском Союзе обучение каратэ с 1981 по 1989 год было под запретом).
Современный пример: использование vpn.
Про элегантное использование серых методов (в части защиты бизнеса с точки зрения закона) и ошибки при их применении на Пикабу пишет @boss1w. В качестве примера могу привести рассказанную им истории, где сын чиновницы занимался криптой (и довольно успешно), но не догадался легендировать (показать происхождение денег, которое устроило бы надзорные органы) свои доходы, и когда каким-то имуществом в их семье заинтересовались (вроде, сын машину взял), к матери возникло много вопросов. Проблемы на ровном месте из-за того, что есть пробелы в законодательстве по части криптовалюты (на момент той истории таких пробелов еще больше было).
С точки зрения применения моей стратагемы, здесь «быть состязательным» значит проявить активность, направленную на снижение рисков из-за возможного интереса налоговиков, «быть интеллигентным» значит искать релевантные технологичные решения, как эту активность реализовать.

Однако, имейте в виду, суды видят все эти хитрости (мои знакомые юристы отмечают, что судьи часто плохо знают законы, но активно принимают меры против сторон, которые пытаются "читерить") и на голой хитрости дело не выиграть.
Пример от моего знакомого из арбитражной практики:
Стороны заключили договор подряда с условием: он вступает в силу только после подписания на каждом листе. Формально это требование не выполнили, но работы по договору начали и проводили.
Возникли замечания, спор дошел до суда.
Суд решил, что договор фактически исполнялся, несмотря на отсутствие подписей на всех страницах. Ответчик пытался избежать неустойки, ссылаясь на формальное невступление договора в силу. Суд счел это злоупотреблением правом и, хотя есть соответствующая статья ГК, суд отклонил её применение. Выехать на сером методе не удалось. (A76-37666-2017 от 22 сентября 2021 г.)

ЧЕГО НУЖНО ИЗБЕГАТЬ
(ошибки при реализации социальной стратагемы «Будьте состязательны, будьте интеллигентны»)
- становиться сутяжником (судиться ради того, чтобы судиться),
- заигрываться с серыми методами (особенно не имея должного опыта), это походит на игру с огнём,
- направлять обращения политического характера (пример: активист потребовал прикрыть Родину-мать, получил санкции),
- забывать, что интеллигентность здесь подразумевает и нравственность,
- злоупотреблять полученными преимуществами в отношении людей, которые ваших прав не нарушали,
- чрезмерно усложнять планы и использованные технологии (в большинстве случаев чем проще, тем лучше),
- переоценивать свои мудрость, точность и опыт,
- не развиваться в процессе процесса отстаивания своих прав,
- не учитывать, что для сложных проблем нужна подготовка и ресурсы (просто плаката "Где Седа?" будет недостаточно, чтобы получить ответ, но я искренне восхищаюсь девушкой, которая выходит с ним),
- не учитывать, что некоторые процессы отстаивания прав могут быть очень длительными,
- игнорировать моральное состояние ваших союзников (и уровень их состязательности).

Последнее, кстати, произошло в истории из первого поста серии (а «Будьте состязательны, будьте интеллигентны» это серия из 3-х постов). Нам стало известно о незаконно оставленных на второй год детях (целый класс в новом учебном году), мы с местным активистом были достаточно техничны и интеллигентны, чтобы писать грамотные обращения, и даже доказали, что права детей нарушены, в плане состязательности вообще дошли до Администрации Президента. Но уровень состязательности родителей этих детей оказался равен нулю, никто из них не написал обращение о переводе в следующий класс условно, что помножило наши усилия в части восстановления прав этих детей на 0.
Впрочем, ни о чем не жалею, мы справились с задачей прекращения травли детей со стороны педагога школы. И у меня сложилось впечатление, что больше в школе таким образом права детей (оставление на второй год без согласия родителей, кроме 4, 9 и 11 классов) нарушены не будут.

А ЧТО, ЕСЛИ ВСЕ НАЧНУТ ТАК ДЕЛАТЬ?
Что если все начнут настаивать, чтобы их обращения рассматривали приоритетно, и если начнут жаловаться в случае отсутствия прогресса и результата?

Допустим, речь идет об адекватной форме "настаивания": корректные обращения и жалобы, без злоупотребления правом.
По моему мнению, в большинстве случаев массовые явления приводят к изменениям системы.

Если ВСЕ начнут грамотно требовать, чтобы какой-то элемент системы нормально работал, это с высокой вероятностью приведет к коррекции системы.
Тут на Пикабу вижу иногда посты, в которых пользователи, работающие чиновниками пишут, что чем больше жалоб по какой-то теме, тем пристальнее внимание к вопросу на всех уровнях.
Вот, например, цитата чиновницы из пользователей:
Нужно писать, звонить, отстаивать свою точку зрения, поднимать единомышленников.
Жалуетесь, дорогие граждане. Зря вы не верите в систему. Сейчас она работает на вас!

Так что, всё норм, сами чиновники говорят: пишите нам. Вот и пишите.

Вообще прямо сейчас мы с вами можем наблюдать, как меняется ситуация с бродячими собаками. Понятно, что есть противники и среди населения (зоозащитники), и среди верхов власти (в том числе получающих прибыль с реализации программы ОСВВ). И процесс займет время. Однако, мой прогноз: в большинстве регионов здравый смысл победит.
И мы можем этому содействовать. Горжусь всеми 100 000 согражданами, кто поддержал соответствующие инициативы на РОИ.

Чем больше людей так делает, тем ближе гражданское общество.
Но пока до полноценного гражданского общества нам далеко, поэтому и приходится писать этот пост.

ПРО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Я не теоретик, я подкрепляю свою позицию делом (пример, больше историй и примеров можно найти в моих постах).

Для тех, кто на меня не подписан. Это обложки опубликованных историй, где мы помогли справиться с буллингом, вообще таких историй намного больше

И моя позиция в следующем: чтобы жизнь в стране стала лучше, пришло время проявлять свою активность. Мне кажется, это тезис, с которым могут быть согласны и патриоты, и люди, считающиеся основной ценностью права человека (и, разумеется, те, кто не противопоставляет ценности патриотизма и гражданских прав). Бродячие собаки кусают всех одинаково.

--

Многие из читателей могут сказать: ну, ничего нового ты нам не рассказал.
Мой пост не про новое. Мой пост – про многочисленные истории, когда в доме есть признаки поломки лифта или еще какая раздражающая неисправность, но люди ничего кроме выражения возмущения не делают, пока через несколько дней кто-то один не напишет обращение в управляющую компанию.

Начните уже писать обращения.
(Хотя опять же, на словах все всё знают, а на деле отношение: зачем писать обращения, если все равно отписку пришлют? Обычная ситуация для ряда случаев, некоторые юристы и опытные "операторы жалоб" вообще по умолчанию на первое обращение формальный ответ ждут. Просто берем себе за правило тут же отвечать несогласием на этот ответ или даже жалобой на ответ. В отдельных случаях можно даже наказать лицо, приславшее ответ не по существу, с привлечением к ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, штраф от 5 до 10 тыс. руб.).)

Видите, кто-то попал в беду? Не проходите мимо. Вам не нужно ввязываться в драку, но достать телефон и начать снимать вы можете. И в органы позвонить.
Если это станет более массовым, то в следующий раз и мимо вашего родственника не пройдут.

Проголосуйте на РОИ (чем черт не шутит).
Оставьте комментарий под постом губернатора, четко выражающий ваше мнение о проблеме (активность граждан в соцсетях официальных лиц мониторят и её берут в рассчёт).
Помогите хоть одному незнакомому человеку в месяц, не ожидая благодарности и получения чего-либо взамен (можете даже имя не называть, сделали добро – пошли дальше).
Ну, и доносите до урн мусор (поддержу гражданскую позицию Чистомена).

--

Если вам интуитивно близка идея гражданского общества, оцените сейчас, как у вас обстоят дела с «состязательностью» и «интеллигентностью». Может, нужно быть посдержаннее, может, наоборот, вы теряетесь, когда речь идет о защите ваших прав. Может, нужно больше почитать о том, что можно делать в сложных ситуациях, повысить правовую грамотность.

Отдельно обращусь к интеллигентам, кому мешает некоторая скромность и воспитание:
Одним из самых интеллигентных людей я считаю Антона Макаренко. Советский педагог, гуманист, который занимался перевоспитанием действительно трудных подростков (малолетние преступники, беспризорники). Но при этом во время работы у него был наган при себе, который он был готов использовать для самозащиты (пруф).
Буквально хрестоматийное «Будьте состязательны, будьте интеллигентны».

Достаточно о глобальном, переходим к интересным идеям, которые можно реализовать в сложных ситуациях.

КРЕАТИВНЫЕ ВАРИАЦИИ СТРАТАГЕМЫ
Однажды мне на почту написал родитель, у которого был конфликт с педагогами школы. Некоторое время назад на уроке физкультуры ребенок сломал руку, должным образом это не было оформлено, но спустя время отец захотел призвать к ответственности, добившись рассмотрения дела СК РФ (возможно, до этого ждал, что полиция привлечет к ответственности учителя).
Также были признаки травли ребенка со стороны некоторых педагогов, на что родитель подавал жалобы.
Школа заняла агрессивно-оборонительную позицию, начали проводить собрания по поводу замечаний и каких-то проступков ребенка (это они ловко придумали, потому что когда на ровном месте ругаешь ребенка и занижаешь ему оценки, мотивация учиться и вкладываться пропадает). Приглашали знакомых инспекторов ПДН. Показания родителя в протоколы собраний не вносили, или вносили в искаженном виде (в законах, кстати, нет пункта, обязывающего школы предоставлять копии протоколов таких собраний участникам, зато эти протоколы можно использовать для прикрепления к другим делам, в том числе с целью поставить ребенка на учёт).
В таких случаях, кстати, рекомендую писать: "С протоколом не согласен. Мои показания были не внесены или искажены. Подпись". И если дают возможность, перечислить тезисы, с которыми не согласен.
А так как на копию протокола рассчитывать не приходится, мы как подготовленные люди уже приходим на такое собрание с включенным диктофоном и спокойно, никого не предупреждая, записываем всё на аудио. Проверено – помогает.

Так вот. Сложилась такая не-шахматная позиция: школа всячески дает понять, что если родитель продолжает жаловаться, то ребенка ставят на учет в ПДН (протоколы, в которые они записывали, что хотели, у них есть). Что для ребенка вообще нездорово, так как он ничего такого, насколько я могу судить, не сделал. (Степень вины учителя физкультуры тоже не могу комментировать, это специальные органы должны делать в процессе разбирательства, имея возможность взятия показания и доступ к документам.)

Я предложил родителю в такой ситуации прежде, чем приступать к активным наступательным действиям, озаботиться защитой: реализовать комплекс мер, снижающих вероятность постановки ребенка на учет.
Конкретно предложил следующее:

скриншот из моего письма

скриншот из моего письма

Родитель отказался. Мол, как поможет делать то, что он не обязан, заставить учителей и особенно полицию делать то, что они обязаны?

Его позиция понятна. Я свою позицию (не нужно ждать справедливости) тоже в этом посте озвучил. Ну, такая реальность у нас сегодня, система в полуручном режиме работает, не приходится рассчитывать, что полиция защитит права человека, если он сам не прилагает к этому усилий.

Не знаю, чем история в итоге закончилась. Я дополнительно свел родителя с юристом, готовым проконсультировать бесплатно, потом контакт у нас прекратился.

--
Пусть конкретно в этой истории проверить эффективность предложенной мной стратегии не удалось, в её работоспособности я уверен.
Приглашаю вас прочитать заключительный пост из серии «Будьте состязательны, будьте интеллигентны», в котором я расскажу, как мы реализовали нечто подобное и как этот подход помог 18-илетней девушке без влиятельных пап и мам завести очень полезные связи в сфере здравоохранения в её регионе, и к чему это привело. Это не определило разницу между жизнью и смертью, но было близко.

Показать полностью 13
398

Узнали про целый класс, состоящий из незаконно оставленных на второй год школьников: что удалось сделать (6 история от Человека из Кемерова)

Дисклеймер и рекомендации по чтению:
Будет много пруфов. Если Вы не юрист и не используете этот пост как инструкцию для решения своей проблемы "по образцу", можете пропускать скриншоты с текстом официальных обращений и ответов на них от различных ведомств. Сразу за такими скриншотами я буду писать краткую суть, так сказать, переводить с бюрократического на русский.
Все наши действия и встреченные контрмеры распишу максимально подробно, возможно, кому-то поможет. Технологии, которые я использовал, могут быть полезны и при решении других проблем правовым путем, не только в сфере образования. Просто нужно адаптировать к вашей ситуации.
Будет здорово, если поддержите пост "плюсом" и сохраните, материал получился полезным.

Пожалуйста, если Вы в курсе этой истории, не называйте в комментариях населенный пункт и регион.

Локация:
небольшое село, основная часть жителей занята сельским хозяйством

Начало:
в сентябре 2024 г. после того, как я опубликовал пост-инструкцию, что делать и что не делать, когда сталкиваешься с травлей в школе и предложил писать мне на почту, если кому-то нужна поддержка в таких вопросах, мне написал один пикабушник с активной жизненной позицией (далее в тексте я буду называть его Активист).
Он рассказал, что в единственной школе в их селе информатику преподает очень жесткий учитель. И в начале учебного 2023/24 года этот учитель пообещал 8 "А" классу, что оставит их на второй год. В результате, в мае 2024 года из 16 учеников 10 учеников не смогли сдать информатику и/или математику, которую ведет... супруга учителя информатики.
В результате, в 9-й класс перешли только 6 учеников, из остальных (и только из них) собрали 8 "Б" класс.

Информатик и ранее был известен как жесткий педагог.
По многочисленным устным сообщениям родителей, односельчан и бывших выпускников, для него в порядке вещей довести ребенка на уроке до слёз, накричать, резко ударить по парте. Всё это можно рассматривать как травлю со стороны учителя. Но до массового оставления на второй год (юридический термин "на повторное обучение") не доходило.

Ладно, теоретически возможно, что дети не подарок и не учатся. Но чтобы сразу 10 из 16 (62,5 % класса), да еще и сдать не могут предметы двум учителям, состоящим в браке, при том, что в школах в соседних селах такого и близко нет... Подозрительно.

Впрочем, мы с Активистом сразу честно определили свои задачи. Я помогаю с планом действий, составляю тексты обращений в ведомства, консультирую и осуществляю руководство его активности, он в свою очередь проводит переговоры на местах, собирает необходимые данные/свидетельства, подписывает от своего имени и отправляет обращения.
А решение по вопросам, кто в реальности не прав, чья ответственность, почему так случилось, принимаем не мы, а люди, имеющие соответствующие полномочия (чиновники из Департамента образования, сотрудники прокуратуры и других надзорных органов).

На правах интерактива:
Знаете, что. Разрушу одну интригу и сразу предложу другую, более интересную.
У нас не получилось перевести детей в 9 класс, как это и должно было быть. Это при том, что учащиеся были оставлены на повторное обучение с грубым нарушением закона об образовании и самой процедуры, что было подтверждено в ходе проверок.
И при том, что мы были максимально близки к тому, чтобы перевод в 9 класс состоялся (буквально были в одной комнате с этой возможностью, и это не гипербола).

Но, пока читаете, попробуйте догадаться, какой внезапный фактор я не учёл, из-за чего не получилось помочь детям так, как мы планировали (а мы действовали грамотно).



Шаг 1. Сбор информации
Активист лично и через мессенджер стал опрашивать знакомых односельчан, чьи дети учатся в школе (не обязательно в том классе) о ситуации в школе, особенностях работы информатика.
Чтобы мы исходили из объективной позиции.
Нашлись и те, кто в хороших отношениях с этим учителем, и защищали его, при этом даже они отмечали жесткость его методов.
Большая же часть родителей отмечали, что педагогические методы информатика, скажем так, на грани с психологическим насилием (или им и являются).
Еще узнали, что в школе есть и другие ученики, оставленные на второй год/повторное обучение.
Возможности определить всех у нас не было, Активист даже не всех родителей оставленных на повторное обучение восьмиклассников знал, поэтому решили сосредоточиться на восьмиклассниках. А там уже надзорные органы пусть всех устанавливают и в каждом случае разбираются.

Добавлю, что Активист когда-то (>15 лет назад) сам учился в этой школе и непосредственно у этого информатика, поэтому знал, что учитель может жестить, но на второй год тогда не оставляли.
При этом своих детей, обучающихся в школе, или своих личных интересов у Активиста нет, просто активная жизненная позиция.

Отмечу некоторую пассивность родителей "второгодников" (буду так их называть).
Кто-то выражал опасения, что только хуже станет, если поднимать шум, кто-то просто сомневался в успехе жалоб (мол, отписки получим и всё), были даже те, кто сказал, что произошедшее пошло на пользу мотивации ребенка, мол, взялся за учёбу. При этом все обозначили готовность следить за тем, что у нас получится.
К сожалению, не удалось по воспоминаниям родителей для официального обращения составить историю их контактов с администрацией школы в прошлом году хотя бы с примерными датами (было бы идеально получить текст в таком формате: "во второй половине сентября учитель информатики угрожал (пообещал) нашему классу, что оставит всех на второй год; в первой половине октября родители А., Б. и Е. разговаривали с администрацией школы, и те уверили, что помогут разобраться в возникшем конфликте, в первой половине декабря другие родители (Г, К, У) вновь обсуждали ситуацию с директором школы и учителем информатики... [и т.д.]").
Это бы сильно помогло.
Впрочем, самую главную вещь на этапе сбора информации мы выяснили: родители ничего не подписывали, никакого письменного согласия на то, что дети останутся на повторное обучение, не было. С этим можно активно работать.

Что говорит закон?
Гуглим, видим, что, согласно ст. 58 ФЗ №273 "Об образовании в Российской Федерации", при наличии академической задолженности (т. е. есть итоговые «двойки» по одному или нескольким учебным предметам), по усмотрению родителей:
- либо остаются на повторное обучение,
- либо переводятся в следующий класс условно (термин «условно переведенный») на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП, тоже термин),
- либо переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам (читайте: облегченным) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, тоже термин). Последний пункт не наш вариант, можете не запоминать.
- 4, 9 и 11 классы – особенные, поскольку они выпускные (ими заканчивается начальное, основное и среднее общее образование соответственно), здесь решение принимается без учета мнения родителей.

Сложно для понимания, когда ты не юрист, согласен (а знакомого юриста, специализирующегося на тонкостях закона об образовании у меня на тот момент нет).
Поэтому следующий логичный шаг в такой ситуации: гуглим, верно ли мы поняли смысл статьи.
Рассматриваем публикации на тему порядка оставления на второй год в более-менее серьезных медиа. Т. е. Мел (mel.fm, медиа про образование и воспитание детей), Тинькофф-журнал (не реклама) нам подходят, статьи на Дзене нет. Смотрим несколько публикаций, чтобы убедиться, что это не единичная интерпретация одного-единственного автора. Бинго, видим, что все пишут примерно так:

<!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/uznali_pro_tselyiy_klass_sostoyashchiy_iz_nezakonno_ostavlennyikh_na_vtoroy_god_shkolnikov_chto_udalos_sdelat_6_istoriya_ot_cheloveka_iz_kemerova_12228343?u=http%3A%2F%2Fmedia.foxford.ru%2Farticles%2Fmogut-li-ostavit-rebenka-na-vtoroj-god&t=media.foxford.ru%2Farticles%2Fmogut-li-ostavit-rebenka-na...&h=a8274cc105f457c38f1a9bfce5dd02f8689aa030" title="http://media.foxford.ru/articles/mogut-li-ostavit-rebenka-na-vtoroj-god" target="_blank" rel="nofollow noopener">media.foxford.ru/articles/mogut-li-ostavit-rebenka-na...</a><!--/noindex--> (дата обращения: сентябрь 2024)

media.foxford.ru/articles/mogut-li-ostavit-rebenka-na... (дата обращения: сентябрь 2024)

Значит, раз родители письменного согласия не давали, школа нарушила закон, оставив детей на второй год.

Небольшое отступление.

Я не рассматривал в рамках основного плана решения проблемы привлечение СМИ или огласку на Пикабу/привлечение «силы Пикабу».
Обычно стараюсь подходить более деликатно.

Кроме того, в процессе решения я не обращался к юристам.
Это не было принципиальной позицией: просто на каждом этапе у меня было понимание, что я знаю, что делать.
А потом стало интересно, сможет ли не юрист, а просто человек с высшим образованием и большим жизненным опытом пройти через все этапы решения проблемы.
(Ответ: в целом, да, но лучше старайтесь привлечь юриста.
Вам не нужны точные юридические формулировки (обращение в надзорные органы пишется в свободной форме, это при взаимодействии с судебной система важна юридическая точность формулировок), главное – чтобы ваш текст был внятным, читаемым и не был совсем «дичью», с точки зрения закона.
Ну, и отдельные правовые подводные камни нужно избегать (чтобы как минимум, Ваше обращение не посчитали ложным доносом).
Кстати, нейросети неплохо справляются с задачей превратить описание ситуации в текст официального обращения.)


Шаг 2. Пишем первые обращения
На этом этапе нет смысла идти в школу. Конструктивного разговора не получится, у Активиста нет пострадавшего ребенка (по сути, пока просто человек с улицы), позиция директора уже понятна: он либо поддерживает, либо не нашел ресурса противостоять жесткому учителю.
Ладно, даже если услышит нас сейчас директор, сделает втык учителю, кого-то может даже переведут задним числом в новый класс, скорее всего потом всё повторится. А нам нужно системное решение.

Есть еще одна причина: прийти в школу – значит дать ей время подчистить ошибки и привести в порядок документацию.
Поэтому сразу готовим обращения в надзорные органы.
В Министерство просвещения Российской Федерации, в Генеральную Прокуратуру и в Администрацию региона.

В принципе, отразили все, что я написал выше, кроме момента, что детей оставили на повторное обучение без письменного согласия родителей. Это нам еще пригодится в будущем.

Шаг 3. Получаем ответы и проводим встречу с начальницей районного Управления образования
Министерство просвещения переслало обращение в Департамент образования региона (как и ожидали; так немного дольше выходит, но повышается вероятность, что региональные чиновники отнесутся к обращению более серьезно, раз из федерального Министерства пришло).

и еще на 3-х страницах расписана базовая информация (про права и обязанности школ), не буду прикреплять

и еще на 3-х страницах расписана базовая информация (про права и обязанности школ), не буду прикреплять

В пятницу 27.09 мы получили это письмо от Минпросвещения, в среду 02.10 Активисту позвонили из регионального Департамента образования, чтобы уточнить некоторые вопросы. В этот же день они перенаправили всю информацию и задачу подготовить ответ в районное Управление образования. (Не запутались еще? Москва спустила в областной центр, те в свою очередь – администрации района, в котором находится сельская школа.)

Что важно, появился конкретный человек, с кем можно общаться по поводу ситуации, – начальница Управления образования администрации *Такого-то* района (буду сокращенно называть её Нач. УОАР). Договорились, что Активист позвонит и договорится встретиться с ней. Наш расчёт – таким образом дать понять, что это не просто бумага/задача, а что за проблемой стоят живые люди.

Перед встречей проинструктировал его и напомнил о целесообразности аудиозаписи разговора.

(Расскажу про встречу в деталях, поскольку некоторые читатели в будущем возьмут эту историю за основу стратегии решения своей проблемы, и им будет полезно знать, с чем они могут столкнуться.)
Нач. УОАР выслушала, дала номер своего мобильного телефона.
Среди возможных мер отметила, что в процессе проверки проведет встречу с учителями, упомянутыми в обращении, поставят на контроль, чтобы администрация школы посещала уроки (5-7 уроков в неделю у этих учителей). Перевод детей как вариант она не рассматривала, увольнения учителей (мы в обращениях и не предлагали) в условиях дефицита кадров тоже не стоит ждать (хотя при этом отметила, что в других школах в районе ситуации [с учителями] «еще хуже есть»). Справедливо поругала родителей, которые в конце прошлого учебного года никаких активных действий не предпринимали. Потом разговор каким-то образом (Активист упомянул, что есть сообщество на Пикабу, которое занимается проблемой буллинга) повернул в сторону того, что сейчас есть какие-то сообщества, которые расшатывают общество, раскачивают ситуацию, вносят панику, тут Активист вернул разговор к изначальной теме (10 оставленных на второй год детей реальная же проблема), и Нач. УОАР подтвердила, что и до его обращения в Минпросвещения она была в курсе ситуации. Но раз до нас никто официально не обращался, Управление образования и не реагировало.
В целом, норм.
По итогам, решили, что не будем упоминать Пикабу :)
И что наша стратегия в дальнейших обращениях будет строиться на том, что дети не виноваты в том,
- что родители не обладают специальными юридическими знаниями и ограничились только контактами с администрацией школы,
- что все остальные взрослые (администрация школы, Управление образования) не могут вмешаться достаточно, чтобы урегулировать возникший конфликт с учителем, занявшим принципиальную позицию.
При этом если дети все же в чем-то виноваты (нет мысли, что они ангелы), будет справедливо, если они понесут за это соразмерное наказание.

Важно. Поскольку мы не услышали, что есть возможность перевести условно в 9 класс оставленных на повторное обучение детей, решили, что сразу же будем готовить обращения в Администрацию Президента и Уполномоченному по правам ребенка.

Попытки получить от родителей предметную информацию, которую можно использовать в обращении (помогли бы даже фото дневников, где видно, что по остальным предметам хорошие оценки за четверти и за год выставлены), на этом этапе ни к чему не привели.
Мой опыт работы со студентами научил меня, что люди (взрослые и дети), сталкиваясь с новой инфой, "тормозят" перед тем, как начать ее применять в жизни. Даже если все разжевал и проверил, что понимают. Просто есть временный лаг, пока они внутри настроятся. Это нормально. Поэтому мы решили просто немного подождать, пока родители будут готовы.

Чуть позже пришли письма от прокуратуры (они с пометкой "Уведомление о конфиденциальности", поэтому не буду их выкладывать). Но там всё просто: Генеральная прокуратура спустила в область, областной центр так же переслал в район, районная же прокуратура переслала обращение... начальнице УОАР, с которой Активист уже беседовал.
Ну, и ладно (бумажный след оставили, чиновнице из УОАР дополнительно показали, что к вопросу относимся серьезно).

Через неделю после встречи Активист позвонил Нач. УОАР поинтересоваться, как идут дела, на что она без всяких подробностей ответила, что "всё идет в работе" и "в определенные (положенные) сроки получите ответ". В переводе на русский это значит: ничего особенного не ожидайте, ответ будет формальным (если бы реально пытались помочь детям, были бы подробности, а так они даже с родителями еще не пообщались).

Шаг 4. Пишем обращения в Администрацию Президента и Уполномоченному по правам ребенка
Середина октября, время работает не нас, поэтому готовим и отправляем обращения, не дожидаясь официального ответа Нач. УОАР.

Тут я даже в дизайн при оформлении документа пытался

Аналогичное обращение направили Полномочному представителю Президента России в данном федеральном округе (читайте: в Администрацию Президента).
В целом, это и следующее наше обращение – уже достойный повод добавить пост в сохраненные, мало ли для решения какой проблемы пригодятся как образцы.

Важный принцип, которого я придерживаюсь, отправляя обращения: каждый раз стараюсь добавить какую-то качественную новую информацию, которой не было в прошлых обращениях. Для этого достаточно просто держать руку на пульсе событий, ну и вместо пассивного ожидания после отправки первых обращений выделить какое-то время для поиска в Сети похожих ситуаций, более углубленного погружения в актуальную область законодательства, проконсультироваться со специалистами и т.д.

Реакция была быстрой. Уже на следующий день после отправки этих обращений (подозреваю, в большей степени сработало обращение в Администрацию Президента) Активисту позвонила начальник отдела контроля Департамента образования области. Разговаривала конструктивно, интеллигентно. Попросила передать её контакт родителям, также рассказала, что есть оставленные на второй год и в других классах, и в Департаменте образования сейчас изучают документацию, присланную школой.

Родители, кстати, продолжали вести себя пассивно. Их тоже можно понять, уже четверть прошла, дети вроде как свыклись. И даже если сейчас добиться перевода в 9-й класс, объем знаний 9-го класса им за 3 четверти будут впихивать? С другой стороны, странно, что приходится фактически уговаривать родителей, чтобы они выступили в защиту своих детей. И если несправедливо поступили с детьми, и способности учиться есть, по индивидуальному учебному плану программу 9 класса за оставшееся время можно усвоить.
Отмечу, что мы с Активистом для себя установили дедлайн: чем бы история ни закончилась, прекращаем свою деятельность в этом направлении 17 ноября 2024.

В общем, добились того, что родители пообщались с начальницей отдела контроля (полное название: отдела контроля и надзора комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования) Департамента образования.

Шаг 5. Получаем результаты первой проверки и пишем ответ, где выражаем неудовлетворенность результатами
Наконец 30.10.2024 мы получаем ответ от Департамента образования.

Перевожу с бюрократического на русский (+ в скобках указываю нашу реакцию):
1. Выездной проверки не будет (потому что есть некое постановление Правительства РФ об особенностях контроля; ну, и ладно, позже не поленимся, найдем это постановление и, изучив, какие возможности оно нам оставляет, все же будем требовать выездной проверки, дистанционными проверками нам детей от произвола учителя не защитить).
2. Провели удаленный мониторинг, изучили документы, присланные школой, и на сайте школы.
И нашли там нарушения. (Ладно, нас устраивает.)
3. А вот по учителям, оставляющим детей на второй год, сказать ничего не можем, формально эти педагоги всем критериям соответствуют. (Это "формально" нас не устраивает. Дети вполне реально страдают, а не "по документам".)
4. По итогам прошлого учебного года есть неаттестованные (покинули школу или остались на второй год) ученики в 7, 8, 10 классах.
5. Согласия родителей на то, что дети остаются на повторное обучение, нет. Закон нарушен, школе вынесены предписания о необходимости устранения нарушений. А так как школа – вполне себе автономное учреждение во многих отношениях, ждем устранения этих нарушений.

В общем, для нас есть и плюсы (официально зафиксированы нарушения законодательства и процедуры оставления на повторное обучение), и минусы (нарушений со стороны педагога не зафиксировано, однозначного ощущения, что вопрос будет решен и детей переведут условно в следующий класс, нет). Но с этим можно работать дальше.

Что в это время делает школа?
Говорил ранее, буду повторять в будущем: эффективная стратегия ВСЕГДА должна учитывать, что контрагенты (в нашем случае школа) будут принимать контрмеры (сопротивляться).
Примерно чего-то такого мы и ждали: буквально сразу после того, как Активисту пришел ответ из Департамента образования, родители оставленных на второй год детей стали сообщать, что к ним приходили домой сотрудники школы и убеждали подписать задним числом документы.
Таким, значит, образом решили устранить нарушения? Ладно, поскольку определенный нами дедлайн (17 ноября) еще наступил, мы к этому ходу относимся всего лишь как к тесту нашей настойчивости.

Пишем новое обращение Полпреду, копии в Департамент образования и районную прокуратуру, где упомянем и формальность проверки профдеятельности информатика с супругой, и то, что сотрудники школы собирают подписи на документах задним числом. При этом настаиваем на выездной проверке (и не просто, а с учетом возможностей, которые оставляет нам Правительства Российской Федерации от 10.05.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», на которое ранее ссылался Департамент образования).

Тут я еще больше заморочился в дизайн и читаемость документа

Плюс добавили 2 приложения: самое первое обращение (в Минпросвещения) и ответ Департамента образования.
Небольшой спойлер: это последнее обращение с приложениями можно считать даже избыточными мерами, оказалось, что администрация школы уже готова к конструктивному диалогу с Активистом, но мы этого еще не знали.
Большой спойлер: мы в будущем начнем симпатизировать директору школу (конструктивный подход вызывает уважение), и даже начнем думать, как помочь им справиться с тем давлением, которое на них после взятия под личный контроль дела Администрацией президента начнут оказывать надзорные органы; но все же решим, что никаких авантюрных шагов (вроде попыток отозвать проверку из прокуратуры) делать не будем: в конце концов, администрация школы сама допустила, что такая ситуация с нарушением прав учащихся возникла.


Тут еще ответ от Нач. УОАР пришел:

Перевожу на русский:
1. Изучили документы, согласия родителей на оставление на повторное обучение действительно не было.
2. Директору школы сделали официальное замечание.

Ну, и ладно. Лично у меня каких-то особенных ожиданий не было.
Впрочем, замечу, что позже придет информация, что за такой подход на Нач. УОАР наложен штраф.

Шаг 6. Переговоры со школой
Начали чувствовать, что поднятая нами волна обсуждается всеми.
Родители оставленных на второй год детей в мессенджере сообщали, что учителя жалуются на проверки. Кое-кто из педагогов начал поговаривать об уходе, были неоднократные упоминания, что в школе закроют секции, так как стало не до них (а секции ученики, особенно спорт, там любят, школа стабильно берет призовые места на областных соревнованиях), и родителей это тревожит.

В это же время пришло уведомление от Администрации Президента:

Теперь это запросы не от нас, а от Администрации Президента. (Не я сделал так, что у нас многие вопросы эффективнее в ручном режиме решаются, но использовать такое положение дел готов. Такая правовая реальность у нас.)

И в это же время вечером домой к Активисту приехали молодые люди пообщаться, при этом, как минимум, один из них вроде был участник СВО (уже не помню, кто на этом акцент делал). Опять же упоминаю это на случай, если кто-то будет по нашей стратегии действовать, с чем можете столкнуться и как на это реагировать. Начинают разговор про школу, мол, молодые люди взволнованы кадровым вопросом СОШ.
Активист сразу разговор закрыл, парни – не сотрудники школы, что тут обсуждать, но телефонами обменялись.
На всякий случай мы с Активистом обсудили план действий, мало ли что у молодых людей на уме. В целом, восприняли ситуацию спокойно (за нами правда, мы детей защищаем + Активист в прошлом проходил военную службу в разведроте), но для подстраховки предприняли следующие шаги: он поставил в известность своего друга участкового в полиции, и согласился распечатать ответ от Администрации Президента на случай, если вновь будут искать разговора.
Это полиции сейчас не боятся, а вот конфликтовать с человеком, состоящим в переписке с Администрацией Президента, уже может быть чревато серьезными неприятностями.
Если же будут правоправные действия, сразу же решили подключать Следственный Комитет РФ (но ничего такого не случилось).

И тут важно.

Чем больше риска Вы видите при решении проблемы, тем раньше нужно обращаться в вышестоящие органы и добиваться, чтобы дело было взято на контроль, например, в Администрации Президента или главой СК РФ.
Например, если есть основания полагать, что Вам будут противостоять люди, имеющие связи в местных органах внутренних дел.

В общем, закончилось тем, что на следующий день (12.11.24) Активиста просто пригласили прийти в школу.

Встреча была в таком формате:
со стороны школы – директор, некоторые учителя, часть родительского актива (поддерживали учителей),
с нашей стороны – только Активист.

Никакого конструктива в таких условиях не получилось. Тем не менее, я считаю, это была важная установочная сессия, где стороны обменялись эмоциями, своим мнением, даже упреками.
Выпустили немного пар, убедились, что вторая сторона готова к адекватному общению, в целом, никто фанатично свои цели не преследует.

Представителей школы интересовало, сколько будет еще оказываться давление со стороны надзорных органов, и что собирается Активист делать, если учителя уволятся и закроются школьные секции (самбо, танцы). Активист же достойно ответил, что это всё к нему вообще никакого отношения не имеет, и давайте начнем с первопричины проблемы: у вас тут детей незаконно оставляют на второй год без согласия родителей, а еще учитель информатики позволяет себе оскорблять детей, оказывать на них иное психологическое давление так, что они даже на уроки к нему не ходят.

Выяснилось, что администрация школы не была в курсе всех юридических нюансов процедуры оставления на повторное обучение, и более того, даже Управление образования администрации района инструктировало их, что школа поступает правильно (в общем, те тоже не были в курсе). Но сейчас они сориентировались, и больше такого не повторится.
Однако, заметили, что и родители детей никаких особых действий не предпринимали и достаточно пассивно относились к контролю успеваемости в школе. Активист – первый, кто написал официальное обращение. Справедливое замечание.

(Давайте так договоримся, уважаемые читатели. Раз вы до сюда дочитали, значит, вам не чужд цивилизованный подход к решению проблем. Поэтому я настоятельно прошу вас ВОЗДЕРЖАТЬСЯ в комментариях от неконструктивной критики как в адрес школы, так и родителей. Просто так есть. И проблема глобальная, вижу её признаки по всей стране. Сосредоточимся лучше на том, как этот расклад можно изменить.)

Закончили на том, что директор и Активист договорились встретиться лично, чтобы уже в спокойной обстановке обсудить ситуацию.

Тем, как прошла следующая встреча (знаю со слов Активиста), я остался очень доволен.
Директор действительно был открыт к диалогу, провел полную экскурсию по школе, показал, что есть, чем они в школе гордятся.
Даже я, человек настроенный скептично и не присутствовавший на встрече, поверил, что директор искренне желает школе и ученикам добра, готов к конструктивному обсуждению проблем, признает сложности с информатиком. И теперь посещает практически все его уроки, чтобы следить, чтобы учитель оставался в профессиональных рамках.
Активист предложил оборудовать классы камерами (я не верил в успех этого предложения), однако, директор эту идею поддержал, и сказал, что договорится со спонсорами школы, установят камеры.
А насчет детей... (и это ответ на интерактив) никто из родителей лично так и не написал обращение, чтобы ребенка перевели в следующий класс условно. Опять же понять можно, ситуация уже сложилась, какой-то воспитательный момент родители в этом увидели, дети иначе стали относиться к учёбе. Я всерьез полагаю, что будь хоть кто-то из родителей решительно настроен на перевод, на тот момент при поддержке Администрации Президента, Департамента образования, с директором, готовым к конструктивному диалогу, Активист мог бы договориться. Перевели бы ребенка на индивидуальный учебный план (ладно, второй фактор - есть вопросы, как бы педагоги сельской школы решили эту задачу "объем знаний целого класса за 3 четверти", плюс надо понимать, что в 9-м классе уже на второй год могут оставить, не спрашивая мнения родителей). Ну, нет так нет.

Отмечу огромный вклад в решение вопроса и сделаю комплимент способностям к переговорам Активиста. Знать план действий и составлять тексты обращений – одно дело, другое дело – владеть инициативой на переговорах, слышать собеседника, обозначать границы и даже спокойно в одиночку выдерживать напор большой группы людей. В целом, у нас крутая команда получилась: я координирую, Активист на местах действует.

Итоги (и почему я воспринимаю историю как закончившуюся положительно):
Мы приложили достаточно усилий, чтобы помочь детям. То, что они остались продолжать повторное обучение, – результат решений родителей.
В школе произошли значительные изменения в лучшую сторону.
Директор (отдаю ему должное) не просто прошел через все проверки надзорных органов (а там и прокуратура прислала письмо, что будет выездная проверка), но и использовал ситуацию для усиления дисциплины как среди учеников, так и среди учителей.
Кроме того, серьезная работа была проведена с родителями, вижу признаки того, что они больше не будут так пассивно относиться к учебе своих детей. При этом вряд ли, на второй год кого-то в школе оставят (а если оставят, уж точно заслуженно и по закону).
Активист сейчас имеет возможность напрямую обсуждать с директором школы вопросы, если ему покажется, что что-то не так.
Перед Новым годом директор написал Активисту о ряде проведенных мероприятий (спортивных, патриотической направленности, иных) в школе и возможностях, которые получилось реализовать при поддержке спонсоров школы, а также об иных успехах.
Видно, что тренд положительный (косвенные подтверждения слов директора увидите дальше в прикрепленном ответе от Уполномоченного по правам ребенка в регионе).

Директор даже сказал, что намерен сделать школу лучшей в районе.
(Отношусь к таким заявлениям всегда скептично. С другой стороны, помня слова Нач. УОАР о том, что в других школах «еще хуже [ситуации встречаются]», думаю, может, и получится.) Так или иначе, это достойная цель.

14.12.2024 от прокуратуры пришло Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Нач. УОАР по статье 5.59 КоАП РФ (Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, штраф от 5 до 10 тыс. руб.). Мы на этом не настаивали, система сама так среагировала.

Всё, что у меня есть от этого постановления (на правах пруфа). Еще от прокуратуры пришло письмо, что выездная проверка будет

Всё, что у меня есть от этого постановления (на правах пруфа). Еще от прокуратуры пришло письмо, что выездная проверка будет

Ну, и 28.12.2024 пришел такой ответ от Уполномоченного по правам ребенка в регионе:

Суть такая:
В общем, все всё понимают. Родители, дети, учителя показывают удивительное единство позиций, значит, работа внутри школы идёт. Но в случае чего готовы реагировать.


Такой вот пример решения в духе гражданского общества.
(А еще это первый пост из серии 3-х постов, не пропустите остальные. Предлагаю даже подписаться.)

Показать полностью 26
Отличная работа, все прочитано!