Сообщество - Истории и легенды

Истории и легенды

496 постов 3 320 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

8

О Великих переселениях народов

Когда говорят о "Великом переселении народов", то в первую очередь подразумевают процесс, запущенный миграцией части народа ху́нну на запад от границ Китая. По ходу движения хунну стали причиной того, что с места двинулись и другие народы, причем в разные направления. В итоге хунну (после смешения с другими народами ставшие гуннами) стали причиной падения трех великий империй: Хань, Гупта и Римской. А запущенный ими процесс миграций затянулся на несколько столетий.

Но если рассматривать всю историю человечества (начиная с того времени, как появились достаточно крупные племена), то были и другие переселения, которые по масштабу сопоставимы с Великим переселением народов. Правда, о многих из них у нас крайне скудные источники, поэтому говорить о них можно только приблизительно.

Приведём список таких масштабных миграций:

- Миграция шумеров на территорию Месопотамии примерно в III тыс. до н.э. Итогом ее стало создание системы но́мовых (от слова «ном» – административная единица) государств и всестороннее развитие региона.

- Миграция а́риев в Переднюю Азию и Индию где-то на рубеже III и II тысячелетия до н.э. В Индии ариями была основана Ведическая цивилизация, сменившая Хараппскую. В Передней Азии арии стали предками персов, создавших крупнейшую империю своего времени, а также многих других народов.

- Миграция "народов моря" примерно в XIII-XII веках до н.э., ставшая одной из причин коллапса Бронзового века. Итогом этого переселения народов стало падение Микенской цивилизации, империи хеттов, ослабление Ассирии и Вавилона, разорение Финикии и серьезный удар по Египту, которому удалось устоять.

- Великая греческая колонизация VIII-VI веков до н.э., в результате которой греческие поселения появились на всей территории Средиземноморья (в первую очередь – Восточного), а также на побережье Черного моря.

- Арабские завоевания VII-IX веков, в результате которых также перемещались массы народов на территории от Испании до Китая.

- Монгольские завоевания XIII века, в результате которых многие народы покинули свои места обитания. В это время начался стремительный культурный и технологический обмен на территории Евразии.

- Миграции европейцев в Новый Свет, начавшиеся в XVI-м веке и продолжающиеся до сих пор (конечно, уже не в тех масштабах). К миграции европейцев подключились в дальнейшем и народы других континентов Старого Света.

- Массовые миграции послевоенной эпохи (после Второй мировой войны), которые стали, в том числе, результатом деколонизации. Этот процесс продолжается до сих пор.

Показать полностью
3

ПЯТОГО НОЯБРЯ 1925 года, в холодном московском лесу под Сокольниками, был ликвидирован человек, которого британцы

называли агентом № 1, а советские — врагом номер один. Его звали Сидней Джордж Рейли. Он был шпионом, авантюристом, убийцей и, как считают многие историки, одним из прототипов Джеймса Бонда. Приговор 1918 года был исполнен по личному указанию Сталина. В докладной записке чекиста сухо сказано: «№ 73 предложил прогуляться. Ибрагим произвел выстрел. № 73 повалился, не издав крика. Сыроежкин выстрелил в грудь. Подождав десять минут, когда пульс перестал биться, внесли тело в машину». Так закончилась жизнь человека, который пытался торговать тайнами и судьбами целых государств.

ПЯТОГО НОЯБРЯ 1925 года, в холодном московском лесу под Сокольниками, был ликвидирован человек, которого британцы

Рейли родился 24 марта 1873 года в Одессе, предположительно под именем Соломон Маркович Розенблюм. Его отец был врачом и судовым маклером, мать — Софья Рубиновна, обедневшая дворянка. Позже он столько раз выдумывал себе биографии, что в каждой стране представлялся кем-то новым: то сыном ирландского капитана, то потомком русского дворянина, то уроженцем Гродненской губернии. Еще мальчиком он отличался наблюдательностью и редким умением читать людей по лицу, голосу, жестам. В порту он слушал иностранных моряков, подхватывал языки, копировал манеры и акценты. В юности поступил на физико-математический факультет, попал в революционный кружок и вскоре был арестован охранкой. После освобождения инсценировал собственное самоубийство, сбежал и под чужим именем пробрался на британское судно, направлявшееся в Южную Америку.

В Бразилии он жил под именем Педро, спас британскую экспедицию от туземцев и получил благодарность, деньги и гражданство. Другая версия утверждает, что он оказался в Лондоне после того, как в Париже вместе с сообщником убил двух итальянских анархистов и присвоил их деньги. Так или иначе, в Англии он превратился в Сиднея Джорджа Рейли. Женился на богатой вдове, чей муж умер при странных обстоятельствах, и открыл фармацевтическую контору. В этот период у него был роман с писательницей Этель Лилиан Войнич — говорят, именно он стал прототипом Овода. Женитьба сделала его богатым и дала возможность исчезнуть как Соломон Розенблюм, начав новую жизнь как британский джентльмен.

К этому времени Рейли уже сотрудничал с разведкой. Его кодовое имя было ST-1, позывной — «Туз». Он умел быть кем угодно: торговцем, инженером, лётчиком, антикваром. В конце 1890-х работал при английском посольстве в Петербурге, участвовал в нефтяных проектах, а затем оказался на Дальнем Востоке. Ходили слухи, что именно он продал японцам планы укреплений Порт-Артура. После этого был Париж, Берлин, Нью-Йорк. Он продавал оружие, нефть и секреты — всё, что приносило прибыль.

В 1917 году грянула революция, и Рейли решил вмешаться в самую опасную игру — свержение большевиков. Он участвовал в заговоре, позже известном как «дело Локкарта», готовил арест Ленина и правительства прямо в Кремле. На операцию британская разведка выделила свыше миллиона рублей. Но ВЧК уже знала всё. Сработала агентурная сеть Дзержинского, и заговор провалился. Аресты следовали один за другим, но Рейли сумел скрыться. Позже он писал: «Я был в миллиметре от того, чтобы стать властелином России».

После неудачи он стал советником Черчилля, а затем оказался в штабе белогвардейцев Деникина, действуя как связной британской миссии. Но и там его манила лишь собственная выгода. Для советской контрразведки он был слишком ценным трофеем, чтобы оставить в покое. В 1920-е годы чекисты организовали блестящую операцию «Трест» — фиктивную антисоветскую организацию, которая якобы готовила переворот. Рейли поверил, что возвращается в Россию «спасать Родину», перешёл финскую границу и сразу попал в руки агентов ГПУ. Два месяца допросов, прогулок под охраной, и — выстрел в Сокольниках.

После его смерти по миру пошли слухи: будто Рейли жив, будто сбежал, будто работает на большевиков или прячется в Южной Америке. Британцы, впрочем, сделали из него легенду, превратив шпиона в символ разведывательной доблести. Позже Ян Флеминг, сам сотрудник MI6, вдохновился его образом, создавая Джеймса Бонда — того же авантюриста, холодного, обаятельного и вечно стоящего между женщинами, властью и смертью.

Современники говорили о нём: «Очень умный, образованный, на вид холодный и необыкновенно увлекающийся. Для друзей — свой человек, для остальных — закрыт, как ставнями». В энциклопедии «Британика» он значится как один из выдающихся разведчиков XX века. Похоронен без имени, во дворе Лубянской тюрьмы. Но в какой-то степени он и сегодня жив — в каждом мифе о супершпионе, который спасает мир, в каждом герое, говорящем фразой: «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд». Ведь задолго до Бонда был он — Сидней Рейли, король шпионов, человек, который сумел обмануть всех, кроме собственной судьбы.

ВЗЯЛ В СООБЩЕСТВЕ: "Путешествия во времени и другие вселенские новости"

Показать полностью 1
1

Заря новой земли

Глава 57: Удар в Сердце

Спрыгнув со стены во внутренний двор, группа «Коготь» оказалась в эпицентре слепой зоны хаоса. Всё внимание, все крики, весь страх были обращены туда – к пролому, где уже вовсю кипела беспощадная рубка. Там лязгала сталь, хрустели кости, и яростные кличи варягов смешивались с предсмертными воплями разбойников.

Никто не заметил пять тёмных теней, выскользнувших из-за хозяйственных построек.

Один из десятников Хорива, дюжий бородач с рваным ухом, пытался навести порядок. Он орал, раздавал пинки и сумел собрать вокруг себя десяток-другой бойцов, чтобы организовать контрудар, отбросить нападающих от пролома.

— Стеной! Встать стеной, сучьи дети! – ревел он, выстраивая их в подобие боевого порядка. – Окружить и задавить!

Они уже приготовились к рывку, подняв щиты и топоры. Это была единственная организованная группа во всём этом месиве. Единственная реальная угроза для группы «Молот».

И именно в этот момент им в спину ударил «Коготь».

Это не был открытый бой. Это была молниеносная, бесшумная резня. Володар и его люди не издали ни клича, ни крика. Они просто выросли из темноты за спинами разбойников.

Володар, как тень, подскочил к самому десятнику. Тот как раз обернулся, чтобы отдать команду, и увидел летящий на него из темноты силуэт. Его глаза успели лишь расшириться от ужаса. Володар не стал бить его ножом. Он просто врезался в него всем телом, а его рука, сжимавшая нож, нанесла короткий, жестокий удар снизу вверх, под рёбра, прямо в сердце. Десятник захрипел и рухнул, даже не поняв, кто и как его убил.

Остальные четверо из группы Володара ударили по флангам импровизированной «стены». Они не пытались прорвать её, а действовали как волки, выхватывающие из стада крайних овец. Один из дружинников подсёк разбойнику ноги, а когда тот упал, вонзил ему меч в незащищённую шею. Другой, увернувшись от удара, полоснул своего противника по сухожилиям на ногах, и тот с воем рухнул, становясь беспомощной, корчащейся мишенью.

Эффект был ошеломляющим. Разбойники, готовившиеся к атаке, вдруг почувствовали смерть за спиной. Их командир упал, их товарищи справа и слева начали падать, захлёбываясь кровью. Паника, до этого концентрировавшаяся у пролома, теперь вспыхнула и здесь.

— Они повсюду!

— Демоны! Они за спиной!

— Нас окружили!

Последняя организованная группа рассыпалась, как карточный домик. Их боевой порядок превратился в обезумевшую толпу. Они были атакованы с двух сторон. Спереди на них давил несокрушимый стальной клин варягов и дружинников. Сзади, из темноты, их вырезали бесшумные призраки.

Для их воспалённого, измученного страхом и суевериями сознания это стало последней каплей. Это была уже не просто битва. Это была кара небесная. Лесные духи, которых они так боялись, не просто выли и плакали. Они обрели плоть, они были повсюду, они выходили из-под земли и падали с неба.

Воля к сопротивлению иссякла. Полностью. Битва, которая могла бы быть долгой и кровавой, превратилась в избиение. Разбойники бросали оружие и пытались бежать. Но бежать было некуда. Тех, кто бежал вглубь двора, встречал огонь, охвативший уже одну из казарм, и выбегающие из темноты тени. Тех, кто в отчаянии пытался пробиться обратно к пролому, встречала безжалостная стена щитов.

Они были заперты в собственной крепости с самой смертью. И смерть неторопливо, методично делала свою работу. Хаос стал абсолютным. Удар в сердце был нанесён, и организм этой разбойничьей армии начал умирать, сотрясаясь в предсмертных конвульсиях.

Глава 58: Поединок с Вожаком

Пока двор превращался в кипящий котёл смерти, из главного дома, словно медведь из берлоги, вырвался атаман Хорив. Он был в одной рубахе, без доспехов, но в руках он сжимал оружие, достойное его мощи, – огромный двуручный топор с широким лезвием, скорее похожий на орудие палача. За ним выбежали несколько его верных телохранителей.

Хорив не был ни трусом, ни дураком. Одного взгляда на пылающую казарму, на бойню у пролома и на тени, вырезающие его людей в темноте, ему хватило, чтобы понять – крепость пала. Его армия, его империя рушилась на глазах. И он сделал то, что сделал бы любой вожак стаи, попавшей в окружение, – бросился напролом.

Но он бежал не в бой. Он бежал к главным воротам, к конюшне. Его единственным шансом было прорваться, вскочить на коня и исчезнуть в лесу.

— За мной! К воротам! Прорубимся! – ревел он, и его голос на мгновение перекрыл шум битвы.

Он был как дикий секач. Он нёсся вперёд, и его огромный топор, раскручиваемый могучими руками, был смертоносен. Он не целился. Он просто сносил всё на своём пути. Один из его же собственных людей, в панике метнувшийся ему наперерез, получил страшный удар поперёк груди и был разрублен почти пополам. Хорив даже не замедлил шага.

Володар увидел его. Он как раз прикончил очередного разбойника у стены казармы и заметил это движение, эту отчаянную попытку прорыва. И он понял: если вожак уйдёт, стая, даже разбитая, может собраться снова. Эту змею нужно было лишить головы. Здесь и сейчас.

Он бросился наперерез. Не думая о телохранителях, не думая о риске. Инстинкт охотника вёл его.

Их пути пересеклись в центре двора, на открытом пространстве, освещаемом неровным светом пожара. Это был не поединок чести. Это было столкновение двух альфа-хищников, двух вожаков, сражающихся за территорию.

Хорив, увидев перед собой одинокую фигуру в тёмной одежде, с одним лишь ножом в руке, презрительно взревел. Он решил смести это мелкое препятствие одним ударом. Он занёс свой огромный топор для сокрушительного удара сверху вниз, способного расколоть и щит, и шлем, и череп под ним.

Но Володар не стал принимать удар. Он был охотником, а не воином. Он не полагался на доспехи и силу. Его оружием были скорость и ловкость.

В тот момент, когда тяжёлое лезвие с воем устремилось вниз, Володар сделал резкий, почти змеиный рывок в сторону. Топор с оглушительным скрежетом и снопом искр врезался в утоптанную землю, глубоко увязнув в ней. На какое-то мгновение Хорив, вложивший в удар всю свою силу и вес, оказался в уязвимом положении, пытаясь выдернуть оружие.

Этого мгновения Володару было достаточно.

Он, как рысь, прыгнул вперёд. Не на грудь, не в лицо. А вниз, к ногам. Его длинный охотничий нож, который он держал обратным хватом, сверкнул в свете пламени и с силой вонзился в бедро Хорива, сбоку, в то самое место, где сходились мышцы. Володар не просто ударил – он рванул нож в сторону, рассекая сухожилия и мускулы.

Хорив взвыл. Это был не рёв ярости, а вой нестерпимой боли. Его раненая нога подкосилась. Он рухнул на одно колено, выпустив из рук рукоять топора. Его телохранители бросились к нему, но было уже поздно. На них тут же налетели варяги, привлечённые поединком вождей.

Володар уже был за спиной у раненого гиганта. Хорив, опираясь на руки, пытался подняться, его лицо было искажено гримасой боли и ненависти. Он обернулся, пытаясь дотянуться до Володара, но тот был уже вне досягаемости.

Не давая ему опомниться, Володар нанёс последний, завершающий удар. Он шагнул вперёд, обхватил атамана левой рукой за голову, дёрнув её на себя и в сторону, открывая шею и плечо. А правая рука, сжимавшая нож, нанесла короткий, мощный и глубокий удар сверху вниз, в ямку под ключицей.

Лезвие вошло в тело по самую рукоять, беззвучно, как в масло, пробив лёгкое и достав до самого сердца.

Хорив замер. Его огромное тело содрогнулось в последней конвульсии. Рычание в его горле сменилось булькающим хрипом. Он посмотрел на Володара, и в его глазах, ещё мгновение назад полных ярости, отразились лишь удивление и гаснущий свет пожара. Затем его тело обмякло, и он завалился набок, мёртвый.

Володар выпрямился, выдёргивая свой нож. Он стоял над поверженным врагом, тяжело дыша. Вокруг них продолжалась резня, но в этом маленьком круге света и смерти всё было кончено. Голова змеи была отрублена. Оставалось лишь добить её извивающееся в агонии тело.

Глава 59: Рассвет Свободы

Резня продолжалась ещё около часа, но это была уже не битва, а агония. Смерть вожака, пожар, охвативший уже половину построек, и непрекращающийся натиск со всех сторон окончательно сломили разбойников. Одни, бросая оружие, пытались сдаться, но варяги, опьянённые местью, не брали пленных. Другие, обезумев, вслепую кидались на мечи. Третьи пытались спрятаться в горящих постройках и погибали в огне.

Володар не участвовал в этом избиении. Его битва была окончена. Он стоял в стороне, наблюдая, как пожар довершает начатое ими дело, и чувствовал лишь глухую, звенящую пустоту. Победа не принесла ему радости. Лишь горечь и бесконечную усталость.

Когда первые, робкие лучи рассвета начали пробиваться сквозь завесу дыма, всё было кончено. Бледный утренний свет озарил картину тотального разрушения. Внутренний двор крепости, ещё вчера кипевший жизнью, теперь был усеян трупами. Десятки тел в неестественных, страшных позах лежали вперемешку с обломками, оружием и лужами запёкшейся крови. Воздух был тяжёлым, пропитанным запахом гари, смерти и палёного мяса.

Отряд Володара тоже понёс потери. Несколько дружинников и варягов были ранены, один – смертельно. Святозар, бледный, но державшийся прямо, с перевязанной рукой, отдавал приказы своим людям. Варяги, чья ярость остыла, молча бродили среди трупов, переворачивая их и добивая тех, кто ещё подавал признаки жизни.

— Стой! – громко сказал Володар, и его голос, непривычно властный, заставил всех остановиться. – Раненых не трогать.

Торвальд, занёсший топор над стонущим разбойником, удивлённо обернулся.

— Почему? Эти твари не заслуживают пощады.

— Мёртвые немы, — ответил Володар. — А живые могут рассказать много интересного. О данах, например. Связать их и оттащить в сторону. Они нам ещё пригодятся.

Его слово, после этой ночи, стало законом. Варяги, хоть и неохотно, подчинились. Несколько уцелевших разбойников, корчившихся от ран, были грубо связаны и брошены в кучу у стены.

И только после этого Володар направился к цели, ради которой всё это и затевалось. К бараку, где держали рабов.

Он подошёл к массивной деревянной двери, запертой снаружи на огромный амбарный замок. Он не стал возиться с ним. Просто подобрал с земли тяжёлый топор одного из убитых разбойников, размахнулся и ударил.

Один раз. С оглушительным треском толстое железо замка лопнуло, а дерево вокруг него превратилось в щепки.

Второй удар, и сама дверь, сорванная с петель, с грохотом рухнула внутрь.

В образовавшемся проёме на мгновение воцарилась тишина. Из тёмного, смрадного нутра барака пахнуло страхом и нечистотами. Затем в дверях начали появляться люди.

Они выходили медленно, нерешительно, щурясь от непривычного утреннего света. Измождённые, грязные, в лохмотьях. Их лица были похожи на маски – смесь ужаса от пережитой ночи и робкого, неверящего недоумения. Они видели дымящиеся руины, трупы своих мучителей и этих суровых, окровавленных воинов.

Они не понимали, что произошло. Сменились ли просто хозяева? Ждёт ли их новая, ещё более страшная участь?

Первой из темноты вышла Заря. Она нашла своих соплеменников и теперь держала за руку маленького мальчика, который прятался за её спиной. Она посмотрела на Володара, и её глаза, огромные на худом лице, были полны вопроса.

Затем её взгляд скользнул по двору, и она увидела тело Хорива, лежащее у ног Володара. И она поняла.

Она перевела взгляд обратно на Володара, и в её глазах ужас и недоумение сменились чем-то иным. Чем-то, похожим на восход солнца.

— Свободны, — сказал Володар тихо, обращаясь к ней, но так, чтобы слышали все. – Вы свободны.

Эти слова, произнесённые на их родном языке, прокатились по толпе рабов, как волна. Кто-то ахнул. Кто-то неверяще покачал головой. А потом старая женщина, стоявшая в первых рядах, медленно, словно не веря своим костям, опустилась на колени. За ней – ещё один, потом ещё. Они не молились. Они просто падали на колени от облегчения, от шока, от внезапно обрушившейся на них свободы, тяжесть которой была почти невыносима.

Рассвет, пробившийся сквозь дым, озарил их лица. И это был не просто рассвет нового дня. Это был рассвет новой жизни. Рассвет Свободы, рождённой в огне и крови.

Глава 60: Цена Победы

Когда первый всплеск эйфории от победы и освобождения схлынул, наступило тяжёлое, серое похмелье. Святозар, зажав зубами кусок кожи, чтобы не кричать, морщился, пока один из его дружинников пытался залить его рану на плече крепкой брагой – единственным доступным средством обеззараживания. Варяги молча собирали тела своих павших товарищей, укладывая их в стороне.

Началась перекличка. Подсчёт потерь. И цена этой ночной победы оказалась высокой.

Трое дружинников Святозара лежали мёртвыми, их молодые лица, ещё вчера полные дерзкой удали, теперь были безмятежно-бледными. Ещё пятеро были ранены, кто тяжело, кто легко. Но самой тяжёлой потерей для варягов была гибель Ульфа, юркого воина с саксом, который одним из первых ворвался в пролом. Он получил удар копьём в незащищённый бок и истёк кровью, не дожив до рассвета. Его смерть легла тяжёлым камнем на сердце Торвальда и остальных. Они отомстили за братьев, погибших у реки, но заплатили за это кровью ещё одного брата.

Победа вдруг перестала казаться такой уж триумфальной. Она пахла смертью, гарью и кровью. Она оставила после себя пустоту и боль.

Хервёр, чья кожаная броня была забрызгана чужой кровью, но сама она, по счастью, осталась невредима, взяла на себя роль лекаря. Она отодвинула неумелого дружинника и сама принялась за рану Святозара. В её руках была тонкая костяная игла и нить из сухожилий. Она работала молча, сосредоточенно, её движения были точными и быстрыми, как у швеи. Она зашивала края рваной раны, и в её лице не было ни брезгливости, ни сочувствия – лишь холодная, профессиональная отстранённость хирурга, делающего свою работу. Святозар смотрел на неё с удивлением и уважением, стоически перенося боль. Эта женщина была выкована из той же стали, что и её меч.

В другой части двора кипела иная жизнь. Заря, найдя среди освобождённых с десяток своих соплеменников-карел, стала для них центром, опорой. Она раздавала еду и воду, обнимала плачущих детей, перевязывала мелкие раны и ссадины полосками ткани, оторванными от собственной рубахи. В её действиях не было профессионализма Хервёр, но было нечто иное – бесконечная, тёплая забота. Она гладила по голове старика, потерявшего в набеге всю семью, шептала слова утешения молодой женщине, которую, как и её саму, едва не отправили на смерть. Она была не врачом, а целителем душ. Она несла не исцеление, а утешение.

Володар стоял посреди этого хаоса и смотрел. Он не вмешивался. Он просто наблюдал, и тяжесть этой победы давила ему на плечи, как каменная гора. Он достиг своей цели. Логово зверя было уничтожено. Но какой ценой? Четыре свежие могилы, десятки раненых, сотни искалеченных душ. Он смотрел на трупы разбойников, и впервые не чувствовал к ним ненависти – лишь глухую, опустошающую жалость ко всей этой бессмысленной жестокости, которая отравила его лес.

Его взгляд скользнул по двору и остановился на двух женщинах.

Вот Хервёр. Сильная, собранная, равная. Она стягивала швы на плече боярина, и её лицо было маской концентрации. Она была воином до мозга костей, даже когда держала в руках иглу, а не топор. Она принадлежала миру стали, битвы и действия. Она была огнём, который либо согревает, либо сжигает дотла.

А вот Заря. Она сидела на земле, обняв маленькую плачущую девочку, и тихо напевала ей колыбельную. Её лицо, грязное и осунувшееся, светилось каким-то внутренним, тихим светом. Она принадлежала миру сострадания, заботы и тишины. Она была водой – тихим лесным озером, которое утоляет жажду и отражает небо.

Две совершенно разные женщины, две разные стихии, которые волею судьбы оказались в одном месте, рядом с ним. Обе смотрели на него. Одна – как на боевого товарища, вождя, равного. Другая – как на спасителя, на божество, на само воплощение надежды.

И Володар, стоя на этом кровавом поле боя, среди трупов и стонов, вдруг почувствовал себя отчаянно, пронзительно одиноким. Он принёс им всем победу, свободу, месть. Но кто принесёт покой в его собственную душу? Он не знал ответа. Он знал лишь одно: эта война ещё не окончена. Главный враг, даны, ещё не появился. А рассвет, озаривший их победу, нёс с собой не только надежду, но и тень новой, ещё более страшной угрозы.

Показать полностью
5

Геракл. Подвиг седьмой «Критский бык»

Чтобы выполнить седьмое поручение Эврисфея, Гераклу пришлось покинуть Грецию и отправиться на остров Крит. Важно отметить, что для древних греков Крит являлся местом рождения самых могущественных богов и других влиятельных персонажей, например царей. Именно на Крите Рея родила Зевса, там же родились его дети, Аполлон и Артемида; Афина и Дионис, и там же Гера стала супругой Зевса.

Эврисфей поручил Гераклу привести в Микены критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал колебатель земли Посейдон; Минос должен был принести быка в жертву Посейдону. Но Миносу не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка – он оставил его в своем стаде, а в жертву Посейдону принес одного из своих быков.

Интересно, что пока Минос занимался "подменой" быка, его супругой, Пасифаей, овладела безумная страсть к животному. Согласно другим источникам, рассерженный Посейдон внушил Пасифае влечение к быку. Так или иначе, в результате этой противоестественной связи родился Минотавр - знаменитое чудовище с телом человека и головой быка, которое обитало в Кносском лабиринте. Важно отметить, что образ быка в мифологии занимает важное место. Он означает не только силу и плодовитость, но и земное воплощение бога, а также является олицетворением победы над звериной природой человека. Бык символизировал власть, обретенную в схватке с врагами. Например, у аккадцев "сломать рог" означало "победить". У греков бык считался атрибутом Зевса и Диониса, последний изображался с рогами, а иногда и с головой быка. Голова быка могла обозначать жертву и смерть. Сексуальный символизм подтверждается обрядами с участием быков в честь Диониса, а также тем, что Зевс предстал перед красавицей Европой, матерью Миноса, в образе быка, чтобы похитить ее.

Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. По всему острову носился бык и уничтожал все на своем пути. Усмирить его, спасая Крит, где зародилась Крито-микенская цивилизация, и было приказано Гераклу. Геракл поймал быка и укротил. Он сел на широкую спину быка и переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес. Бык родился из морской пучины, а поэтому без труда держался на воде с седоком на спине и без устали доплыл до берегов. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и пустил его на волю. Почуяв опять свободу, понесся бешеный бык через весь Пелопоннес на север и наконец прибежал в Аттику на Марафонское поле. Там его убил афинский герой Тесей.

Показать полностью

Миссия в Кении, первый опыт! Если наберем 100 комментов, расскажу все подробно! Как? Зачем? Сколько?

Поездка в сердце Кении: от столичного шума к миссионерскому служению

Эта поездка в Кению стала для меня не просто отпуском, а настоящим путешествием в самое сердце Африки, полным контрастов, ярких красок и глубоких смыслов. Она вместила в себя всё: суету мегаполиса, уют провинциального городка, дикую природу саванны и тишину миссионерской базы.

Найроби: ворота в Африку

Всё началось с Найроби — шумного, динамичного и безумно хаотичного города. Первое, что поражает, — это витающая в воздухе энергия жизни. Здесь по соседству с современными небоскрёбами ютятся традиционные рынки, а по улицам, наравне с новыми автомобилями, бродят коровы. Я посетил Национальный парк Найроби — удивительное место, где на фоне городского силуэта пасутся жирафы и зебры. Это был мой первый, ошеломляющий контакт с африканской дикой природой. А ещё — знаменитый слоновий питомник Давида Шелдрика, где трогательная забота о маленьких сиротках вызывала слезы умиления.

Китале: зелёное сердце Западной Кении

Покинув столицу, я отправился в Китале. Какой контраст! Столичный шум сменился спокойствием и умиротворением зелёных холмов. Воздух здесь чистый и свежий. Китале — это городок, где жизнь течёт неспешно. Я гулял по местным улочкам, наблюдал за повседневной жизнью кенийцев, которые всегда встречали меня с открытой улыбкой. Здесь особенно чувствуется, что такое настоящая, не туристическая Кения — дружелюбная, простая и очень душевная.

Лодвар: навстречу дикой природе и культуре

Дальнейший путь лежал в Лодвар, на север страны. Это был уже другой мир — более суровый, засушливый, но оттого не менее прекрасный. Пейзажи здесь напоминали декорации к приключенческим фильмам: акации, выжженная солнцем земля и невероятно высокое синее небо. Лодвар — это ворота в заповедные территории, где дикая природа предстает во всей своей первозданной мощи. Я видел стада антилоп, величественных страусов и, конечно же, стал свидетелем легендарных африканских закатов, которые заливают саванну огненно-золотым светом. Это место, где по-настоящему ощущаешь связь с древней землей и её коренными народами.

Миссионерская база: место, где останавливается время

Но главной, смысловой точкой путешествия стала миссионерская база. Попадая сюда, ощущаешь, как меняется ритм жизни. Здесь нет места суете. Это место тишины, молитвы и служения. Я был глубоко тронут самоотверженностью людей, которые посвятили свою жизнь помощи местным жителям. Они строят школы, лечат больных, дарят надежду. Общение с ними, совместные вечерние службы, простые беседы за чашкой чая — это те моменты, которые переворачивают душу. Здесь я увидел не «экзотическую Африку», а её живые нужды и огромное сердце тех, кто пытается этим нуждам помочь. Эта база стала для меня оазисом веры и человеческой доброты.

Вместо эпилога

Моя поездка в Кению оказалась путешествием не только по карте, но и внутрь себя. От гламура и шума Найроби через умиротворение Китале и дикие просторы Лодвара до духовной глубины миссионерской базы — каждый этап открывал мне новую грань этой удивительной страны. Я увез с собой не только сотни фотографий и сувениры, но и чувство невероятной благодарности за этот опыт, за встречи с удивительными людьми и за то, что смог прикоснуться к чему-то настоящему и вечному. Ассите сана! (Спасибо на суахили).

Показать полностью
1

Геракл. Подвиг шестой «Скотный двор царя Авгия»

Не долго думал Эврисфей и вскоре дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Конюшни были наполнены огромным количеством скота, и в них уже несколько лет не убирали. Геракл принял вызов и отправился на поиски способа, как выполнить это задание.

Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия, среди которых было триста быков с белыми как снег ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященных богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде.

Авгиевы конюшни находились в древней Греции, в регионе Элиды, на западном побережье Пелопоннеса. Это было одно из крупнейших скотоводческих предприятий того времени, и конюшни были построены с использованием технологии, которая позволяла сохранять стойла в течение многих лет.

Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если тот согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Он считал, что невозможно выполнить такую работу в один день.

Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, и  Гераклу оставалось только восстановить стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться герою в Тиринф.

Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвоприношением олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться во льва, змею или пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью.

Сегодня на месте, где находились конюшни, находится археологический комплекс Античной Олимпии, который был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В комплексе находятся множество археологических объектов, в том числе стадион, где проходили олимпийские игры, храм Зевса и множество других зданий и сооружений.

Показать полностью
9

Что повлияло на сбор налогов на Руси в 10 веке

В 912 году правителем древнерусского государства стал князь Игорь. Введение полю́дья (так назывался сбор дани) стало главным направлением во внутренней политике князя.

Каждый год с наступлением ноября киевская дружина начинала объезд подвластных территорий, собирая подати с народа в виде хлеба, меха, меда и т.п.
Там же дружина и кормилась.
Возвращались из похода в Киев в апреле. Часть собранных податей в том же натуральном виде экспортировалась (в первую очередь – в Византию, где она обменивалась на необходимые товары, вина, дорогие ткани или продавалась). Тем самым пополнялась казна русского государства, у высшей знати на столах появлялись заморские деликатесы, а сами аристократы могли щеголять в византийских шелках.

Об этом обычно не упоминают, но в то время не было определено ни четкого размера дани, ни конкретного места ее сбора, что порождало конфликтные ситуации.
Однажды князь Игорь решил, что было мало собрано дани с племени древлян. Было решено вернуться и «добрать» недополученное. Однако, вернувшись, дружина получила отпор. В результате князь Игорь был убит.

Жена его Ольга жестоко расправилась с древлянами: сожгла их поселение вместе с жителями, наложила тяжкие поборы.
Тем не менее гибель мужа послужила ей сигналом о необходимости пересмотра полюдья.
В 946 году княгиня провела первую налоговую реформу. Она установила фиксированный размер податей и определила место их сбора (пого́сты, стано́вища).

Показать полностью
3

Когда Молчат Князья.Закон Топора

Глава 24: Разговор в темноте

Ночь была в самом разгаре, когда тяжелая дверь-щит, закрывавшая вход в землянку Златы, отодвинулась. Она не спала. Сидела в углу, закутавшись в грубый овчинный тулуп, который ей бросили вместо одеяла. Она напряглась, ее рука инстинктивно потянулась к тому месту, где раньше был нож.

В темном проеме появилась фигура Ратибора. Он вошел и задвинул за собой щит. Землянка погрузилась в абсолютный мрак. Злата слышала лишь его ровное дыхание и стук собственного сердца. Он принес с собой запах дыма, холода и чего-то еще — запах власти.

"Боишься?" — его голос раздался из темноты, спокойный, лишенный каких-либо эмоций.

Злата молчала. Она не хотела, чтобы он услышал, как дрожит ее голос. Она напрягла всю свою волю, чтобы говорить так же ровно и холодно.

"Собаки боятся. А я — нет".

Она услышала в темноте что-то вроде усмешки. "Хорошо. Тогда тебе будет легче понять то, что я скажу".

Он сел. Не рядом. Где-то у противоположной стены. Они были как два зверя в одной норе, чувствующие присутствие друг друга, но не видящие. Это делало разговор еще более напряженным.

"Там, наверху, — начал он, — мои люди только что решали твою судьбу. Одни хотели отдать тебя на растерзание толпе. Чтобы отомстить за свои сожженные дома и убитых жен. Думаю, ты можешь их понять".

Злата молчала. В горле стоял комок.

"Другие, — продолжал он, — хотели обменять тебя на прощение твоего отца и возможность убраться отсюда живыми. Трусы, но тоже по-своему правы. Им есть, что терять".

Он сделал паузу. "Как думаешь, кто победил?"

Это был не вопрос. Это был ход в игре. Он заставлял ее думать, заставлял участвовать.

"Победил ты, — выдавила она. — Ты не позволил бы им распоряжаться твоей добычей". Она вложила в слово "добыча" все свое презрение.

"Верно. Я победил, — его голос был все таким же ровным. — И знаешь, почему? Потому что я, в отличие от них, вижу всю картину. А ты, боярская дочь, знаешь, какое в этой картине место у тебя?"

Он не дал ей ответить.

"Ты думаешь, что ты — приз. Ценный трофей. Дочь боярина. За тебя будут сражаться. Твой отец соберет войско, чтобы спасти свою любимую доченьку. Твой нареченный жених, боярин Тугар, бросит все силы, чтобы освободить свою невесту. Так?"

В его голосе появились насмешливые нотки. Он озвучивал обрывки ее собственных надежд, ее веры в собственную значимость. И ей стало не по себе.

"Так было бы в сказке. А в жизни все иначе. Хочешь, я расскажу тебе, как все будет на самом деле?"

Он снова не стал ждать ее ответа.

"Твой отец, Волх, не соберет войско. Потому что у него нет войска. Его дружина боится лезть в лес. Он слабый, пьющий трус, который потерял власть. И сейчас он винит в этом тебя. Это из-за твоего проклятого брака он влез в эту историю. Он ненавидит тебя не меньше, чем меня".

Каждое его слово было как удар молота, разрушающий стены ее мира.

"Теперь твой "жених", Тугар. О, он соберет войско. Но не для того, чтобы спасти тебя. Ты ему не нужна. Он использует твое похищение как повод. Идеальный повод, чтобы войти в земли твоего отца как "союзник", "спаситель". Он придет сюда, сотрет нас с лица земли, а потом... потом просто не уйдет из владений твоего отца. Он станет там хозяином. А ты? Если ты выживешь, он найдет способ от тебя избавиться. Зачем ему жена, которая побывала в руках лесных разбойников? Это пятно на его чести. Ты для него — всего лишь повод начать войну, в которой он заберет себе все".

Темнота в землянке сгустилась, стала почти удушающей. Злата слушала и чувствовала, как ледяной холод пробирает ее до самых костей. Это было не просто жестоко. Это было... правдоподобно. До ужаса.

"Ты думаешь, ты королева на шахматной доске, — заключил он. — А ты — просто пешка. Маленькая, глупая пешка, которую два игрока с удовольствием пожертвуют ради победы. Они уже пожертвовали тобой. Твой отец, когда продал тебя дураку. Твой жених, когда подставил твой кортеж под наш удар. Ты никому из них не нужна, Злата".

Он впервые назвал ее по имени. И это прозвучало страшнее любого оскорбления.

"Ты врешь", — прошептала она, но ее голос дрогнул.

"Вру? — в его голосе прозвучало искреннее удивление. — Зачем мне врать тебе? Мне все равно, веришь ты или нет. Я не пытаюсь перетянуть тебя на свою сторону. Я просто показываю тебе доску, на которой мы все играем. Ты, я, мой голодный народ, твой отец-пьяница, твой хитрый жених".

Он встал. Она услышала, как зашуршала солома.

"У тебя остался только один игрок, который заинтересован в том, чтобы ты была жива. Как ни странно, это я. Потому что, пока ты жива, ты — моя единственная фигура в этой игре. Но не заблуждайся. Ты — не королева. Ты — мой нож. И если понадобится, я без колебаний воткну его в горло любому. Или просто выброшу, если он станет мне не нужен".

Он подошел к выходу.

"Подумай об этом, боярская дочь. Подумай, кто твой настоящий враг. Тот, кто держит тебя в этой яме, чтобы выжить? Или те, кто в роскошных теремах уже пьют за твою скорую и выгодную для них смерть?"

Дверь-щит отодвинулась, впуская в землянку полоску тусклого, звездного света. Он вышел, не обернувшись, и снова задвинул щит.

Злата осталась одна, в темноте. Но это была уже другая темнота. Раньше она была полна страха перед ним. Теперь она была полна призраков — ее отца, Тугара, ее рухнувшего мира.

Он не угрожал ей. Не пытался сломить силой. Он просто показал ей правду. Жестокую, уродливую правду. И эта правда была страшнее любых пыток. Он посеял в ее душе первое, крохотное зерно сомнения. Сомнения в том, кто здесь на самом деле зверь, а кто — жертва. И этому зерну суждено было прорасти.

Глава 25: Трещина в стене

Разговор в темноте сломал что-то внутри Златы. Не ее волю, нет. Он сломал ее уверенность. Мир перестал быть простым и понятным. Теперь в нем появились уродливые полутона и страшные вопросы.

Ее перестали держать в землянке круглые сутки. Ратибор, видимо, решил, что после их разговора она будет вести себя умнее. Раз в день, под присмотром молчаливого, хмурого охранника — одного из братьев-охотников, — ей разрешали выходить "на воздух". На час. Не больше.

Она выходила из своей сырой норы, щурясь от дневного света, и садилась на поваленное дерево на краю поляны. Отсюда ей был виден почти весь лагерь. И она наблюдала. Сначала с брезгливостью и презрением. Потом — с холодным, отстраненным любопытством. Как будто смотрела на жизнь муравейника.

Это была убогая, грязная, тяжелая жизнь. Далекая от идиллии "свободных лесных людей", о которой могли бы петь сказители. Люди постоянно были заняты. Женщины, изможденные, с загрубевшими руками, перебирали коренья, чинили рваную одежду, варили в огромном котле жидкую, дурно пахнущую похлебку. Старики плели силки и лапти из лыка. Дети, худые и чумазые, дрались из-за найденного в лесу кислого яблока.

Она видела не братство равных. Она видела волчью стаю, скрепленную не любовью, а общим голодом и страхом. И железной волей вожака.

Ратибор был везде. Она видела, как он с топором наравне со всеми рубит деревья для укрепления лагеря. Видела, как он часами гоняет мужиков на поляне, и слышала его злые, отрывистые команды и звук ударов. Видела, как он лично осматривает дозоры, как проверяет, что принесли охотники. Он не сидел в тепле, как ее отец, ожидая, пока ему принесут все на блюде. Он был сердцем этого лагеря — жестким, сильным, неутомимым сердцем, которое гнало кровь по жилам этого отчаявшегося организма.

Однажды вечером она стала свидетельницей сцены, которая стала первой настоящей трещиной в стене ее ненависти.

Пришло время дележа еды. Женщина, стоявшая на раздаче, черпала из котла похлебку, наливая в протянутые деревянные миски. Очередь двигалась медленно, все молчали, глядя на пар, идущий от котла, как на святыню. Ратибор стоял в самом конце очереди, вместе со всеми. Ее отец никогда бы не стал в очередь с холопами.

Вдруг раздался крик. Один из мужиков, недавно пришедший с Микулой из-под Смоленска, попытался пролезть без очереди, оттолкнув стоявшую перед ним женщину с ребенком. А когда ему сделали замечание, он выхватил свою миску, зачерпнул из котла сам, схватил с общего "стола" (расстеленной на земле шкуры) кусок вяленого мяса, который предназначался раненым, и бросился к своему шалашу.

Лагерь замер. Это было больше, чем воровство. Это было святотатство.

Ратибор не побежал за ним. Он двумя шагами пересек поляну и встал у него на пути. Смоленский, увидев его, попытался обойти, но Ратибор схватил его за плечо железной хваткой.

"Положи", — сказал он тихо.

"Я голоден! — взвизгнул мужик, прижимая мясо к груди. — Мои дети не ели..."

"Здесь все голодны, — так же тихо ответил Ратибор. — А мясо — для тех, кто проливал кровь, пока ты бежал от хвори. Положи. По-хорошему".

Мужик, обезумев от голода и страха, вдруг замахнулся на Ратибора миской, выплескивая горячее варево.

Ратибор уклонился. И ударил. Так же, как тогда, во время драки. Коротко, страшно, эффективно. Воришка рухнул на землю. Ратибор забрал у него мясо, брезгливо отряхнул и положил обратно на шкуру.

Но на этом все не кончилось. Он приказал поднять мужика. Привязать его к "позорному столбу" — дереву в центре поляны.

"Он будет стоять здесь до утра, — объявил Ратибор на весь лагерь. — Без еды и воды. А утром община решит, что с ним делать. Простить или изгнать. Но знайте. В следующий раз вор будет судим не общиной. А моим топором".

Злата смотрела на все это, и в ее голове рождалось сравнение. Она вспомнила пиры своего отца. Вспомнила, как он, пьяный, мог швырнуть своему любимчику-дружиннику целый окорок, а на следующий день приказать высечь до полусмерти слугу за украденную корку хлеба. Там не было закона. Там был только каприз. Воля пьяного тирана, который сегодня миловал, а завтра — казнил.

А здесь... здесь было жестоко. Бесчеловечно. Но в этой жестокости была своя, страшная справедливость. Закон был один для всех. И вожак — первый, кто ему подчинялся, стоя в общей очереди, и первый, кто его защищал. И этот закон был направлен не на потеху сильного, а на выживание всех. Даже самых слабых.

Она смотрела на привязанного к столбу вора, который тихо плакал от боли и унижения. Смотрела на Ратибора, который молча брал свою, равную со всеми, порцию похлебки. И она впервые подумала о том, что настоящий произвол — это не жестокость. Настоящий произвол — это отсутствие всяких правил, кроме воли одного человека.

И ее отец, при всей своей власти, был просто капризным самодуром. А этот лесной тать, убийца и похититель, был... законодателем. Правителем. Жестоким, страшным, но справедливым по своему, волчьему закону.

Трещина в стене ее мира стала шире. И сквозь нее начал пробиваться чужой, пугающий, но чем-то притягательный свет.

Глава 26: Письмо, написанное кровью

С момента похищения прошло пять дней. Пять дней тишины. Для Волха эта тишина была хуже любого крика. Он не знал, где его дочь, что с ней, жива ли она. Неопределенность, подогреваемая пьянством и страхом, сводила его с ума. Он то впадал в ярость, требуя от Мстивоя вести людей в лес, то, получив отказ, запирался и выл в своем тереме, как раненый зверь. Он ждал. Ждал вестей от лесных татей — требования выкупа, угрозы. Но лес молчал.

Ратибор ждал намеренно. Он знал: чем дольше молчание, тем сильнее страх врага. Он дал ему время "дозреть", дойти до последней черты отчаяния. Только тогда его удар будет максимально болезненным.

Для передачи ультиматума он выбрал одного из пленных, самого молодого и трусливого гридня. Несколько дней его держали в яме, в темноте и голоде. А потом Ратибор пришел к нему с куском хлеба и берестой.

"Ты вернешься к своему хозяину, — сказал Ратибор пленнику, который смотрел на него полными ужаса глазами. — И передашь ему это. Перескажешь слово в слово. Понял?"

Пленник лихорадочно закивал.

Но Ратибор не спешил писать. Ему нужны были особые чернила. Он подошел к другому пленному, которого держали отдельно — к одному из тех, кто принимал участие в резне в Вересово. Его участь была решена с самого начала. Ратибор молча, не глядя ему в глаза, вонзил нож ему в бедро и, когда хлынула кровь, подставил под струю маленькую деревянную миску. Потом он взял заточенную палочку, обмакнул ее в еще теплую, дымящуюся на холоде кровь и начал выводить на бересте корявые, страшные буквы. Он не был грамотеем, но нужные слова знал.

**

На шестой день рано утром, когда стража на воротах острога Волха менялась, они увидели шатающуюся фигуру, бредущую со стороны леса. Это был их товарищ, которого они уже считали мертвым. На нем были лохмотья, лицо заросло щетиной, а в глазах застыл безумный ужас.

Его впустили. Он не говорил. Он лишь дрожал и мычал, протягивая боярину, которого тут же позвали, кусок бересты, зажатый в окоченевших пальцах.

Волх взял свиток. Его руки тряслись. Береста была липкой и пахла железом. Он развернул ее и прочел. Буквы, написанные чужой кровью, плясали перед его глазами. Текст был коротким, рубленым, без единого слова уважения.

«ВОЛХУ.

ТВОЯ ДОЧЬ У НАС. ЖИВАЯ. ПОКА.

ХОЧЕШЬ ВИДЕТЬ ЕЕ СНОВА — СДЕЛАЙ ТРИ ВЕЩИ.

ПЕРВОЕ: ГОЛОВА ТВОЕГО ПСА, ВОЕВОДЫ МСТИВОЯ. ПРИШЛЕШЬ НА КОПЬЕ К СТАРОМУ ДУБУ.

ВТОРОЕ: ОРУЖИЕ ВСЕЙ ТВОЕЙ ДРУЖИНЫ. МЕЧИ, КОПЬЯ, ЩИТЫ. ВСЕ СВАЛИШЬ В КУЧУ У ЮЖНЫХ ВОРОТ. БЕЗ ОБМАНА. МЫ УВИДИМ.

ТРЕТЬЕ: ТЫ САМ. ОДИН. БЕЗ ОРУЖИЯ И ОХРАНЫ. ВЫЙДЕШЬ К ТОМУ ЖЕ ДУБУ.

У ТЕБЯ ТРИ ДНЯ.

ЕСЛИ ОТКАЖЕШЬ — ПРИШЛЕМ ТЕБЕ ЕЕ КОСУ. ПОТОМ — ЕЕ ПАЛЬЦЫ. ПОТОМ ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО СМЕРТЬ ДЛЯ НЕЕ БЫЛА БЫ ПОДАРКОМ.

МЫ ЖДЕМ».

Когда Волх дочитал, береста выпала из его рук. Лицо его стало багровым, потом белым, как полотно. На мгновение показалось, что его хватит удар. Но потом он взревел. Это был нечеловеческий, звериный рев ярости и бессилия.

"Не-е-ет!!!"

Он схватил со стола серебряный кубок и швырнул его в стену. Потом еще один. Он начал метаться по гриднице, круша все, что попадалось под руку. Лавки, посуда, оружие на стенах — все летело на пол с грохотом. Его гридни, вбежавшие на шум, испуганно жались к стенам.

Это была ярость загнанного в угол зверя. Ярость, рожденная не из силы, а из абсолютного унижения. Какие-то смерды. Его вчерашние рабы. Смеют не просто просить. Они смеют требовать! Требовать невозможного!

Сдать Мстивоя? Его единственного верного воеводу? Это все равно что отрубить себе правую руку. Разоружиться? Это приглашение к резне. Выйти самому? Это самоубийство.

Каждое слово в этом кровавом письме было рассчитано на то, чтобы унизить, сломать, растоптать его. Они не просто хотели получить свою пленницу назад. Они хотели, чтобы он сам, своими руками, разрушил остатки своей власти, предал своего лучшего воина и пошел на позорную смерть.

"Найти их! — закричал он, остановившись и вперившись безумным взглядом в Мстивоя. — Собрать всех! Каждого мужика, способного держать вилы! Прочесать лес! Сжечь его дотла! Я хочу их всех видеть на кольях! Всех!"

Но Мстивой, поднявший с пола страшное письмо и прочитавший его, молчал. Он смотрел на своего боярина, и в его единственном глазу было нечто похожее на жалость.

"Поздно, княже, — сказал он тихо. — Лес большой. А у нас... у нас три дня".

И тут до Волха дошла вся глубина ловушки. Они не просто поставили ему невыполнимые условия. Они поставили ему срок. Три дня. Три дня, за которые он должен либо совершить чудо, либо принять позор. Три дня, которые превратятся в ад ожидания, слухов и страха, которые окончательно развалят его острог изнутри.

Он опустился на уцелевшую лавку, обхватив голову руками. Ярость прошла. Осталось только холодное, липкое отчаяние. Он посмотрел на дрожащего гонца.

"А... остальные? Что с остальными пленными?" — спросил он глухо.

Гонец вздрогнул. "Один... они... они его кровью... писали. Прямо у меня на глазах. А остальных... они отпустили со мной. Сказали... сказали, чтобы я не забыл, что бывает с теми, кто верен боярину Волху. И отрубили ему..."

Гонец замолчал и указал на свой правый бок. Его одежда там была пропитана кровью. И только сейчас все увидели, что рука у него висит как-то неестественно. Они отрубили ему не пальцы. Они отрубили ему всю кисть. Как назидание.

Волх посмотрел на искалеченного слугу, и его замутило. Он понял, что имеет дело не с простыми разбойниками. Он имел дело с чудовищами, которых сам же и породил. И теперь эти чудовища пришли за ним.

В его затуманенном мозгу осталась только одна мысль. Одна надежда. Тугар. Он должен немедленно послать гонца к Тугару. Только он, с его свежими, не напуганными силами, мог его спасти. Это была последняя соломинка.

Глава 27: Ход гроссмейстера

Боярин Тугар сидел в своей рабочей комнате — небольшой, обшитой деревом горнице, где не было ничего лишнего. Только стол, два кресла и большая, нарисованная углем на выделанной телячьей коже карта его и соседних земель. На этой карте он вел свои войны — без крови и шума, передвигая маленькие деревянные фигурки, отмечая спорные территории, слабые места соседей и пути торговых караванов.

Сейчас на столе перед ним лежали два донесения, и он смотрел на них с наслаждением гурмана, предвкушающего изысканное блюдо.

Первое принес запыхавшийся гонец от Волха. Это была сбивчивая, паническая мольба о помощи, полная проклятий в адрес "лесных демонов" и заверений в вечной дружбе и союзе. В ней Волх умолял Тугара немедленно выступить с дружиной, чтобы спасти свою "нареченную невестку" и покарать нечестивцев.

Второе донесение принес час спустя его собственный человек. Не гонец, а тихий, неприметный охотник, один из тех, кого Тугар держал в лесах для "присмотра". Охотник не привез письма. Он достал из-за пазухи кусок бересты и точно, слово в слово, пересказал ультиматум, который его люди срисовали с оригинала, прибитого на заставе, еще до того, как его доставили Волху. А потом детально описал трупы со знаками, панику в остроге и искалеченного посланника.

Тугар отпустил обоих, а сам остался сидеть, глядя на карту. На лице его играла тонкая, хищная улыбка. Картина была восхитительной. Все шло даже лучше, чем он предполагал. Его приманка сработала идеально. Лесные разбойники клюнули на нее. Но он не ожидал, что эта "рыба" окажется такой зубастой.

Он встал и подошел к карте. Взял маленькую, грубо вырезанную фигурку волка и поставил ее в самое сердце владений Волха.

"Кто же ты такой, Ратибор?" — прошептал он в тишине. Имя атамана ему уже донесли шпионы. — "Я думал, ты — просто топор. Тупой и яростный. Орудие, которым я вскрою владения Волха. А ты, оказывается, игрок. У тебя есть ум и дерзость".

Он не чувствовал злости за похищение своей "невесты". Он чувствовал азарт. Впервые за долгое время на этой скучной, предсказуемой доске появился интересный противник.

Он начал размышлять вслух, переставляя фигурки. Это была его привычка — так мысли становились четче.

"Они не просят выкупа. Это умно. Деньги можно собрать. А честь — нет. Они требуют от Волха самоубийства. Требуют голову его воеводы. Разоружения. Личного унижения. Они не хотят его победить. Они хотят его сломать, растоптать, уничтожить как личность. А уже потом — убить".

Он восхищенно покачал головой.

"И этот срок — три дня. Гениально. За три дня острог сгниет изнутри от страха и подозрений. Волх начнет подозревать Мстивоя, гридни — друг друга. Идеально".

Тугар вернулся к столу. Итак, какие у него варианты?

• Вариант первый: Простой. Исполнить просьбу Волха. Прийти с дружиной, объединиться и раздавить лесных разбойников. Спасти Злату. Стать героем. А потом, используя слабость Волха, подмять его под себя, заставив платить за "спасение" землями и уступками. План хороший. Надежный. Но затратный. В лесу можно потерять людей. А Ратибор, судя по всему, — противник серьезный.

• Вариант второй: Ленивый. Не делать ничего. Ответить Волху, что собирает дружину, и тянуть время. Пусть они сами истекут кровью. Пусть Ратибор убьет Волха, а его банда разграбит острог. А он, Тугар, придет потом, на пепелище, как "восстановитель порядка от имени князя". Перебьет ослабевших и пьяных от победы разбойников и заберет себе все. План почти идеальный. Минус один — Злата, скорее всего, погибнет. А это осложнит "законное" присоединение земель.

Но был и третий вариант. Самый сложный. Самый рискованный. И самый выгодный.

• Вариант третий: Ход гроссмейстера. Сыграть на обе стороны. Помочь обоим противникам уничтожить друг друга, а самому остаться в стороне, чтобы в конце забрать весь выигрыш.

План начал вырисовываться в его голове, элегантный и смертоносный.

Шаг первый: он отправит Волху ответ, полный благородного негодования. Обещает немедленную помощь. Это успокоит Волха и заставит его сидеть и ждать, не предпринимая глупостей.

Шаг второй: он тайно отправит посланника к Ратибору. Не с угрозами. С предложением. С союзом. "Ты и я, — скажет его посланник, — мы оба хотим одного: чтобы Волха не стало. Давай сделаем это вместе. Я выманю его дружину из острога, якобы для совместной атаки. А ты в это время ударишь по почти пустому городу. Город и месть — твои. А мне — только моя нареченная невеста. Живая и здоровая".

Это будет предложение, от которого Ратибор не сможет отказаться. Потому что альтернатива — война на два фронта.

Шаг третий, финальный: когда начнется бой, когда люди Ратибора схлестнутся с остатками дружины Волха в городе, а основные силы Волха будут увязнуты в ложной стычке с его отрядом, он, Тугар, отдаст главный приказ. И его свежая, полная сил дружина ударит. Ударит по всем сразу. По измотанным людям Волха. И по победившим, но понесшим потери людям Ратибора.

Резня. Тотальная. Он уничтожит обе силы чужими руками.

А потом он войдет в город. Как спаситель, освободивший землю и от тирана Волха, и от кровавых разбойников Ратибора. Спасет Злату (если она выживет) из рук "убийц". И вся земля, обезглавленная, обескровленная, сама упадет ему в руки. Князь в Чернигове, услышав эту историю, еще и наградит его за усердие.

Тугар улыбнулся. Да. Это был достойный план. План для гроссмейстера. Он взял с карты фигурку волка и поставил ее рядом с фигуркой медведя (Волха). А потом накрыл их обе своей ладонью. Шах и мат. Осталось только сделать первый ход.

Он позвал своего самого верного и хитрого слугу.

"У меня для тебя два поручения, — сказал он. — Одно — громкое, для всех. Второе — тихое, только для одного человека в лесу..."

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!