Серия «Советская школа.»

17

Сигаретка

Пацаны начинали покуривать в классе шестом, тайком, чтобы никто не видел. На перемене прятались за школой и смолили одну сигарету на двоих- троих, а потом, заедали конфетой-сосалкой, думая, что учитель не заметит, не учует. Учителя, которые не курили, чуяли запах сразу, но не пойманный – не вор, погудят и к уроку. Зимой на улице было холодно, поэтому курильщики отпрашивались во время занятий, яко бы в туалет, а сами там тайком курили. В нашей школе была очень строгая завуч по УВР, которая, не стесняясь, как Цербер, буквально врывалась в комнату для мальчиков и ловила с поличным. За поимку сулил вызов родителей в школу, неуд. за поведение и порицание на собрании школьного актива. Курение детей считалось аморальным поведением и при определенных обстоятельствах можно было встать на учет в милиции, а это сразу  информация на работу родителям, общественное порицание, короче говоря, позор несмываемый.

Покурить сигарету в компании пацанов – это подчеркивало значимость, независимость. Некоторые парни утверждали, что курят дома при родителях- вранье, конечно, сразу бы получили хороших люлей, но проверять никто бы не стал, главное- уверенно сказать. В моем подъезде жил сосед, старше меня на три года, он прятал пачку «Столичных» в секции батареи-гармошки на первом этаже. Я узнал об этом чисто случайно, даже проверил- лежит на месте. Однажды, ко мне заехали одноклассники, чтобы вместе покататься на валиках, один сказал, что у него есть «штука» (так называли одну сигарету), но одной на всех не хватит. Страшно и стыдно, но с моей подачи позаимствовали чуть ли не половину пачки «Столбов» у соседа. Тогда я первый раз в жизни затянулся, и мне стало реально плохо, пацаны смеялись. Не понравилось мне курить, фигня какая-то, я так и не понял, что народ так привлекает в сигаретах. Однако, это все было тайным баловством, но однажды, в нашем классе произошел вопиющий случай. Это был восьмой класс- выпускной. Короче говоря, на классный час пришли директор, та самая завуч по УВР и милиционерша. Оказалось, что накануне вечером одна из наших одноклассниц была поймана в нетрезвом состоянии с сигаретой в зубах на выходе из подвала дома, наша классный руководитель обратилась ко всему классу, что пусть та смелая и взрослая особа покажет свою смелость сейчас и встанет- никто не встал. Героиней оказалась девочка, на которую никто никогда бы не подумал, училась она средне, тихая, даже застенчивая, а тут такое- речь шла об отчислении из школы. Ее и родителей мотали по кабинетам целую неделю, мать плакала, отец был серее тучи, что говорить про ученицу- на нее было страшно смотреть, такая вот была профилактика- жесткая и безжалостная.

В конце концов, все обошлось, ей дали закончить восемь классов и прямиком в ПТУ, где было все попроще, и многие вчерашние троечники там становились чуть ли не отличниками, а про курение все знали, но закрывали глаза, потому что в училище курили почти все, за редким исключением, но, подчеркиваю, тайком, с опаской. Хорошо это было или плохо- не мне судить. Тут недавно общался со своим знакомым, который мне рассказал, что в классе его сына (десятый класс) ученики предложили учителю вместе после уроков попить пива, и тот согласился. Мне от таких слов жутко стало, неужто настолько стерты границы отношений между учителем и учениками? Оказалось, что это совсем не единичный случай, есть моменты куда серьезнее, продолжать не буду. Тут в голову невольно пришла одна мысль, а может действительно был правильным подход в советской школе, что из-за одной сигаретки могли просто исключить, вынести общественное порицание? Понятно, что запретный плод сладок, но, свинья, извините, грязь найдет, но ведь если нет острастки, значит есть вседозволенность, или, как сейчас модно говорить, права ученика, соответственно, мы получаем на выходе полное отрицание всех устоев и правил, это норамально? Человек имеет право критиковать или отрицать, когда он сам состоялся, как личность, когда за плечами есть жизненный опыт и результаты, а все ведь начинается с малого, с обычной сигаретки, а во что это, порой, вырастает, мы сейчас хорошо видим. Тема сложная, неоднозначная, но мне кажется, если не мы поменяем свое отношение к базовым вещам, коим является образование=воспитание, нас ждут еще куда более печальные последствия. Услышал намедни одно интересное высказывание, что специалист может быть на «пять», а человек на «два». Клубы дыма в головах, не пора ли опомнится и взяться за дело.

Сигаретка
Показать полностью 1
80

Перемен

Мое советское детство пришлось на начало 80-х прошлого века. Много хороших воспоминаний связано с той эпохой, лично для меня. Я не сторонник осуждать настоящее время и сравнивать с СССР, у меня есть свое мнение на происходящее тогда и сейчас, и построено оно не на домыслах и догадках или досужих мнениях других людей, а ни личном опыте человека, который пытается, прежде всего., рассказать интересные моменты, возникшие среди обычных простых людей вне всякой политики. Одну такую историю поведаю вам сегодня, думаю, что описанное воскресит в воображении многих интересные моменты, заставит порадоваться и улыбнуться.

В нашем городе был старый кинотеатр, один на весь город. Он пользовался большой популярностью и купить билет на новый фильм, особенно на вечерний сеанс, было весьма непросто. Понятно, что в кинотеатре был буфет, но к разочарованию некоторых посетителей- безалкогольный, зато сок из стеклянных колб, имеющих форму конуса, мороженое и вкуснейшая выпечка всегда в наличии. Правда, брать все это в зрительный зал было запрещено, на входе стояли строгие контролеры, которые одним взглядом давали понять, что лучше не прятать в карманы. И вот, наступал самый замечательный момент, когда в зале гас свет, и на большом экране появлялись изображения.  У меня был один школьный товарищ, старше меня на два года, который ходил смотреть кино с большой хозяйственной сумкой. Строгие контролеры его всегда тормозили и расспрашивали о содержимо, но узнав, отпускали. Вадик (так его зовут) носил с собой магнитофон «Романтика» и когда в фильме звучала музыка, он ее записывал. Он очень любил индийские фильмы, где было много музыки, а потом, в школе, предлагал всем послушать записи бесплатно, ради интереса. Вадик, будучи очень замкнутым и необщительным, искал таким способом дружбу через взаимный интерес к музыке, но над ним посмеивались до определенного момента. Однажды в прокат вышел фильм «Асса», и в конце звучала знаменитая песня группы «Кино» - «Перемен». Группа в те годы набирала популярность, но найти записи было очень сложно, а купить в Москве- дорого, а тут такое- «Перемен». Кассета Вадика пошла по рукам, его переписывали, а сам обладатель стал мега популярным во всей школе за несколько дней. Многие ребята стали брать с собой в кино с того момента свои кассетники и записывать, но такого успеха, как у «Перемен», не было более ни у одной записи.

Прошло много лет и однажды я, ожидая на Казанском вокзале электричку, услышал знакомую музыку, доносящуюся из хвоста состава (место, где машинист). Каково же было мое удивление, когда я увидел там Вадика. Оказалось, что он уже много лет работает на железной дороге и до сих пор согревает свою души в пути старыми добрыми мелодиями из нашего замечательного советского детства, и «Перемен» осталась тем ярким воспоминанием, думаю, очень актуальным до сих пор.

Перемен
Показать полностью 1
15

Чучмек

В школе Петька учился из ряда вон плохо. Такое бывает, когда у человека отношение к учебе и всему, что с ней связано, наплевательское. Он не был каким-то особым хулиганом, поэтому большинство учителей его просто жалело и ставило, закрыв глаза, три балла, была лишь одна единственная, что преподавала русский язык и литературу, которая называла его «чучмеком» и уверенно и спокойно произносила сакраментальную фразу: «Я, к сожалению, не могу поставить тебе даже двойку, потому что в двух баллах из пяти все-таки скрывается какая-то надежда на изменение в лучшую сторону; поставила бы ноль, но такой оценки нет и напрасно, поэтому –кол». Все бы так и шло, и с горем пополам Петька закончил бы восьмилетку и пошел бы в ПТУ, но одни колы по русскому и литературе говорили о том, что он останется на второй год. Его родители приходили в школу, были всякие там разговоры, но полное отсутствие элементарной грамотности подтверждало справедливость оценки.

С каким- то неимоверным нахрапом и везением Петьке удалось, просидев в одном классе два года, закончить восьмилетку и пойти учиться в ПТУ на автокрановщика. В ПТУ ребята шли за профессией, звезд с небес никто не хватал-учиться там было совсем несложно, главное- не прогуливай и выполняй все, что требуют. Ко всеобщему удивлению, Петр, который читал еле-еле, в ПТУ раскрылся и стал чуть ли не круглым отличником. Об этом узнала учитель по русскому, и, ухмыльнувшись, вспомнила про Полиграфа Полиграфовича из известного произведения Булгакова, и как она оказалась права в своей оценке, потому что-то то, что произошло далее, никак не укладывается в здравую человеческую логику, это даже не парадокс, скорее маразм, но обо всем по порядку.

Та самая придирчивая учительница стала директором школы, она была нашим классным руководителем, и, однажды, мы решили собраться на двадцатилетие выпуска, чтобы вспомнить те далекие школьные годы советско-российской перестроечной школы. Никто не бахвалился своими достижениями, просто пили чай с пирожными и мило беседовали. Вдруг, в наш класс зашел рослый молодой человек спортивного телосложения и заявил, что должен осмотреть кабинет, так как сейчас с визитом сюда прибудет его хозяин-меценат. Вот так сюрприз, у всех глаза полезли на лоб, когда в аудиторию в буквальном смысле слова вкатился круглый лысоватый мужик килограмм на 160 (если не более), с характерной для такого веса одышкой, в дорогом костюме и в белой рубашке с небрежно расстегнутым воротом. Он свысока посмотрел на всех нас, и, распушив руки, направился в сторону классной, чтобы ее крепко обнять.

- Боже мой, Петя, это ты, тебя не узнать…

- Уже давно Петр Сергеевич, и только Вы сегодня можете называть меня Петей, я не обижусь, но все остальные, будьте любезны, по имени отчеству.

Молодой человек, что производил до прихода босса осмотр, подал стул хозяину, тот небрежно посмотрел, но присесть не рискнул (мог запросто раздавить предмет школьной мебели).

- Да, смотрю, а вас тут почти ничего не изменилось, надо бы здесь всю мебель заменить, окошки установить пластиковые, линолеум новый, компьютер на учительский стол. Вася, ты записал, у тебя неделя срока, чтобы через неделю все было тип-топ, ты меня знаешь, я не шучу

- Понял, шеф, все сделаем по высшему разряду

- Давайте там, заносите, я проголодался, да и народ на чае далеко не уедет.

На столах быстро появились всякие возможные яства, и Петя, извините, Петр Сергеевич, жестом руки велел всем присоединяться.

Пригубив изрядно, он рассказал о себе и своих достижениях, что он не просто депутат и бизнесмен, но еще и доктор наук, каких- он внятно объяснить не смог. Имея солидный бизнес с представительство в Москве, он жаловался на усталость. Ранее, он очень любил кататься на горных лыжах, сейчас ноги не держат, много приходится ездить, решать вопросы…

Знаете, конечно сейчас было бы логично рассказать историю восхождения нерадивого ученика в бизнесмены, но делать этого не буду, потому что она очень похожа на все те истории, вышедшие из 90-х. К сожалению, тот большой бизнес, которым так гордился Петр Сергеевич, был одномоментно им утерян, вплоть до того, что представительство сожжено и это очень плохо, не по-людски. Тем не менее, класс успели отремонтировать и окошки поменяли, так что успел Петр Сергеевич, Петя, Чучмек оставить о себе добрую память, не смотря на справедливые и жесткие отметки единственного учителя, значит, смогла она достучаться и объяснить то, на что другие до сих пор закрывают глаза.

Показать полностью
28

Пионерская правда

Наш классный руководитель- учитель французского языка- дама очень правильная, умная и серьезная. Никаких поблажек она никому не позволяла, как и в отношения себя была так же строга- видимо, поэтому не смогла себе найти достойного, но это очень личное, да и не про это мое повествование. Так вот, не выучить французский- об этом даже подумать никто не мог, в мысли не допускал, хотя, язык давался далеко не всем. Был еще один момент, языковая группа- это ровно половина класса, вторая половина занималась у другой учительницы, и, как он сами говорили, на уроках полный балдеж, делать ничего не надо, рот раскрыл- 4 балла, а смог ответить- отлично, а тут даже за тройку надо было попотеть: перевод текста, упражнения на грамматику, чтение, работа над ошибками на доске…- ужас, да и только. Уроки французского- это была еще настоящая школа воспитания личности, с объяснением того, что такое хорошо, и… как делать нельзя.

Так вот, был в нашем классе один мальчик, по имени Семен, из многодетной семьи, очень неглупый и страшный понтовщик и выдумщик. Он придумывал всякие разные истории про нашу «классуху» и рассказывал всем с такими подробностями, что даже не по себе становилось. У парня было очень развито воображение, но работало он не в ту стороны, потому что от его рассказов становилось темно и скверно, но у большинства, поначалу, это вызывало огромный интерес с последующим ржанием. Француженка, будучи очень наблюдательной, поняла, что вокруг нее в ученической среде ходят неоправданные грязные сплетни, которые доходят и до других учителей. Наш географ, узнав про такое, сказал во всеуслышание, что если узнает, кто мелит языком не по делу, оторвет голову сразу- было действительно стыдно такого человека оговаривать. Правильно говорят, что Бог шельму метит, так вот и нашего фантазера расперло на очередную историю перед уроком, и такой она (история) оказалась увлекательной, что никто и не заметил, как учитель услышала ее основную часть, но, как человек умный, не подала виду. Все сразу подумали, что теперь Семе наступит полный пипец, она его будет гнобить, оставит на второй год, или его вообще выгонят из школы (речь идет о первой половине 80-х, когда в школе еще учили и была дисциплина и авторитет учительского слова). Нет, ничего подобного не произошло, все случилось иначе- правильно и красиво, в духе времени, и стало хорошим уроком нашему классному фантазеру на всю оставшуюся жизнь.

Так вот, кроме того, что Сема придумывал истории, на классном часу он часто вставал и выдавал обличительные речи в отношении двоечников и хулиганов. Однажды, дело дошло до того, что про одного парня он написал в «Пионерскую правду», и ему пришел ответ, с которым он просто ворвался в класс и стал громко зачитывать. Француженка всех успокоила в свойственной ей строгой манере (просто жестом) и сказала, что давайте внимательно выслушаем Семена.

- Да он недостоин учиться в советской школе, какой он пример для младших подает: курит в туалете, учиться на одни тройки с натягом, предлагаю вынести на совет дружины кандидатуру Дмитрия (героя письма Семена) на отчисление из школы.

- Хорошо, Семен, мы тебя услышали, что наш одноклассник Дима не может быть далее в пионерских рядах, правильно?

- Да, никак иначе, он позорит честь пионера своим поведением.

- Семен, а скажи, пожалуйста, своим товарищам, достоин ли ты сам быть пионером?

В классе повисла тишина, пауза длилась несколько секунд, все были в растерянности, услышав такой вопрос (хотя сразу подумали о мести ...)

-Я, кончено, достоин, учусь хорошо, дома помогаю, в активе школы состою…

- Ребята, все мы носим пионерский галстук с честью, понимая его значение, а вот наш Семен решил, что у галстука совсем другое предназначение- он в него высмаркивается, давайте про это напишем в «Пионерскую правду», а потом рассмотрим его поведение на активе школы, думаю, что пионером ему более не быть. Что разве не так, Семен?

- Да я, да я……

- Я, Семен, - это последняя буква в алфавите, мы не будем просить тебя показывать это безобразие, которое ты носишь на шее, твои слова расходятся с делом, и всем уже давно понятно, что верить тебе нельзя, никто с тобой в разведку не пойдет, а вот с Димой, уверена, пойдут. Да, может, его успехи в учебе не велики, но он помогает больной бабушке, кормит ее, ходит с ней гулять, сидит с ней и младшей сестрой, когда мать на работе, а с учебой, ребята, я думаю мы нашему товарищу Диме все вместе поможем, а потом и напишем ответ в «Пионерскую правду». Согласны?

Класс поддержал француженку так, что некоторые даже встали со своих мест, все не просто согласились, были на одной волне с ней. Семен более никогда и никому ничего не рассказывал, тем более не писал в «Пионерскую правду», ведь, как не говори, правда – она есть правда, как не крути, рано или поздно вылезет наружу.

Показать полностью
78

КЮТ

У многих советских мальчишек, а сейчас взрослых, состоявшихся мужей эта аббревиатура вызовет добрые ностальгические воспоминания и улыбку. Ах, а Вы не знаете, что это такое? Сейчас рассажу. Так вот, в моем родном городе в начале 80-х наш химический завод реально помогал и поддерживал (сейчас модно говорить, был спонсором) множество бесплатных для детей кружков и секций, еще раз подчеркиваю «БЕСПЛАТНЫХ». Хоккеистам выдавали форму и коньки, боксерам – боксерки, капу, спортивные трусы и майку и.т.п. Да, были некие редкие исключения, например, музыкальная школа, обучение в которой стоило 13 рублей 10 копеек в год.  Дело в том, что КЮТ- клуб юных техников находился в одном здании с музыкальной школой и это было очень забавно.

Представьте себе, идет репетиция оркестра, исполняющего вальс Доги из кинофильма «Мой ласковы и нежный зверь». Дирижёр, в момент кульминации, взмахивает дирижерской палочкой, все глаза учеников прикованы к ней, и в этот самый момент раздается рев мотора картинга- все играем заново, с самого начала. Девочки- пианистки и скрипачки с тайным интересом наблюдали после занятий, как гоняют молодые ребята на картингах, особенно зимой, по ледяным дорожкам. Никто знакомится сразу не бежал, было так- уважительное отношение, юные кавалеры ухаживали красиво и были всегда очень обходительны. Если кому-то удавалось понести папку с нотами или футляр со скрипкой- это разговоры в школе на целый день. Инструкторы в КЮТе были очень толковыми и знающими мужиками, они вызывали у ребят огромный интерес к технике, многие после КЮТа пошли учится дальше в техникумы и ВУЗы на технические специальности. Да, было одно условие- учиться на 4 и 5, если нет, то в клуб не приходи. Собранные картинги водили ребята постарше, которые уже несколько лет ходили в КЮТ, было, можно сказать, продолжение секции технарей в секции картингистов, но, как правило, те, кто собирал, те и катались. Нет, речи не шло ни о какой профессиональной команде, обычные любители с горящими глазами, но насколько это нас вдохновляло творить своими руками, пусть не всегда сразу получалось, но получалось. Вот такой в нашем городе был симбиоз: КЮТ и музыкальная школа.

Через много лет построили музыкальную школу в другом квартале, а КЮТ закрыли. Поначалу, в этом здании открыли гостиницу, потом магазины, потом какой-то бизнесмен вообще выкупил все здание и сделал там офисы, что сейчас- не знаю, давно уехал из своего родного города, приезжаю редко, порой, как нахлынут воспоминания. Нет, не все так, на самом деле, плохо, в городе восстановили старый парк, очень стало там уютно и чисто, много скамеек, цветов и утки плавают в прудах- действительно замечательно. А знаете, так хочется снова  увидеть детей на картингах, учениц с нотами и скрипичным футляром, мальчишек запускающих воздушного змея. Ведь это было не баловство, живой, реальный интерес и как это впоследствии пригодилось в жизни.

Показать полностью
256

Половник

В 80-е в школах работали учителя- мужчины, их было немного, но о каждый из них –это личность со своей неповторимой человеческой и учительской харизмами. Мне посчастливилось пройти через эту школу знаний и настоящего мужского воспитания, и я очень благодарен, что они сумели вложить в нас, тогдашних мальчишек, не только знания, но и человеческие ценности. Об одном из них, учителе с большой буквы «У» я хотел бы рассказать.

Звали его Иваном Васильевичем, и он преподавал географию и физкультуру. По школе он ходил в спортивном костюме. Только ходьбой это было назвать трудно, он летел, постоянно в каких-то мыслях, в куще событий, среди учеников. На то время ему было в районе сорока, но на голове была уже приличная лысина в форме половника, так к нему сразу и прилепилась эта кличка –Половник. В нашем классе он вел географию. Звенел звонок, он шустро заходил в класс- в руках учебник, журнал и конспекты, ему хватало нескольких секунд, чтобы понять обстановку, и если кто-то гудел, то он просто молчал, привлекая своим молчанием всеобщее внимание, и класс включался в учебу сразу, глаза учеников были прикованы к нему, никакой болтовни и разгильдяйства. Начинался опрос- это было, как фейерверк. Он вызывал одного ученика к доске, потом сразу второго, третьего и задавал вопросы по пройденному материалу, кто быстрее и правильнее реагировал сразу получал «отлично». Оценку Иван Васильевич показывал пальцами руки. В конце опроса он вызывал «тяжелую артиллерию», так он называл троих деревенских парней, которые не проявляли прилежания к наукам, да и поведением не блистали. Два пальца на руке всем троим, а потом комментарий учителя: «Не думайте, что вы так просто от меня отделались и завтра все повторится, завтра после уроков ко мне с родителями, директор и классный руководитель поставлены в известность, и еще, за то, что курили в туалете, сегодня после занятий все трое приходите ко мне в гимнастический зал, дам инвентарь, будете белить потолки, а потом все мыть, и не дай Бог кто-то из вас не придет, потом будет хуже».

Родители учеников плакали, а учитель строго заявил, что кто не хотят учиться, пусть работают, дотянем, поставим трояки и в вечерку. Отец одного из хулиганов не вытерпел и выпалил: «Иван Васильевич, обучите моего бездаря географии, мы с матерью даем Вам добро на все, можете даже стукнуть, если словами не понимает, он нас совсем не слушает, пожалуйста». Три деревенских парня стали приходить школу до первого урока, и Половник им «по блату» организовал бассейн. Поначалу, они хвастались, что вот, никому не разрешают, а они купаются, сколько хотят. Но через неделю улыбка с их лица резко ушла- начались заплывы на время, силы на дурь и хулиганства резко поубавилось. Потом, начались пробежки по стадиону и турник- престали бегать в туалет и за угол курить, жаловались на отдышку. После физических упражнений была поставлена задача выучить столицы всех государств в мире, учили по континентам и на уроке все дружно выходили к доске, и с каждым уроком количество пальцев на руке Половника увеличивалось, однажды дело дошло до того, что он показал все пять пальцев.

В школе про него ходили легенды, а про троицу сплетничали, что их успех связан с тем, что он их бьет, поэтому они вынуждены зубрить. На самом деле, он их пальцем не трогал, но создал такие условия, что из раздолбаев и лентяев парни на глазах превращались в нормальных учеников, что стали замечать все учителя.  К Ивану Васильевичу приезжали на открытые уроки педагоги и руководство из других школ и были просто поражены, как он владеет классом: проводит опрос, доводит новый материал-просто чудо. Конечно, каких-то супер результатов наша «троица» не достигла , но все вышли на твердые тройки по основным предметам, по географии – твердые четверки и отлично по физкультуре. Надо было видеть лица этих ребят по окончании года- они гордились собой, возвращаясь домой широким шагом. Вот вам и Половник- настоящий учитель, непризнанный Макаренко  80-х, как такие учителя нужны в современной школе, только боюсь, что при современной «толерантности» дело может завершиться судебным процессом,  появись такой учитель. «О времена, о нравы…»

Он ушел рано- инфаркт. В моей памяти остался настоящим учителем, добрейшим и внимательным человеком, слышащим и понимающим душу ребенка. А может, пришло время развернутся и посмотреть и взять все то  хорошее , что было в советской школе, обновить устав и дать возможность учителям учить и воспитывать, в конце концов,  начать достойно платить за их тяжелый труд, ведь дети- наше будущее, как иначе?

Показать полностью
221

Дармоед

В пятнадцать лет начал встречаться с девочкой с поселка- первая любовь, что тут скажешь, крышу рвало по полной. Она жила на другом конце города, бегал на свидания вприпрыжку, почти час в пути пролетал, как одна минута. Я искренне тогда верил, что это будет первая и последняя любовь, мы погуляем, подрастем и обязательно поженимся. Вообще, юношеские чувства не могут быть с примесью, они чистые, как родниковая вода, но такие же скоротечные и ранимые.

Мы гуляли допоздна, после моего первого ночного возвращения домой батя сказал, что в следующий раз после 23.00 дверь будет закрыта, я могу ночевать, где захочу, на улице места много. На втором свидании мы расстались ровно в 23.00, я бежал, сломя голову, домой, понимая, что опаздываю вдрызг. Отец, приоткрыв дверь, посмотрел на меня в полусонном состоянии и промолвил весьма спокойно: «Иди ночуй туда, откуда пришел, мы спим, свои все дома, гуляй», и резко закрыл за собой дверь. Я не стал повторно звонить, внутри все кипело, думалось, как я пойду завтра в школу, ведь форма, учебники и тетради дома. Поднялся на девятый этаж, где над лифтом был чердак. Съежился в комок и попытался вздремнуть, но от бетона было холодно, да и этот лифт, будь он неладен, ходил туда-сюда- какой тут сон. Поднялся на крышу, увидел там старую замызганную куртку и штаны, сделал подушку под голову из штанов, курткой как-то прикрылся и заснул, ежась от холода. Утром разбудил котенок, который тыкался своей мордой мне в лицо, очень хотелось есть и пить, а нечего, в школу в таком виде не пойдешь, что говорить о свидании- сдулся жених. Весь день гулял в лесопосадке за домом, ближе к вечеру пришел на лавку во двор, мама возвращалась с работы, взглянула строго и сказала: «Нагулялся, пошли домой». Вечером мне еще раз объяснили мои обязанности, подчеркнув, что я здесь живу и меня кормят, что я дармоед, и с меня требуют минимум: хорошо учиться, слушаться и во всем помогать. Было понятно, что в вечер моего свидания батя один поливал огород, младший брат, как всегда, нашел причину и сачканул, вот и пришлось мне взять на себя весь удар.

На протяжении недели я забыл про прогулки, занимался огородом и учил уроки. В школе ни у кого вопросов из-за моего отсутствия не возникло, учился я хорошо, и учителя даже себе представить не могли, что я могу прогулять уроки. Печально было другое- мой товарищ по секции сказал мне, что видел мою подруг с поселка с другим парнем, они гуляли в обнимку там, где мы обычно с ней гуляли. Весёленькая ситуация: дома я в родительских клещах, в школе –пример, подруга бросила, как-то от всего этого начало жечь внутри и раздражать. Более всего стесняло то, что родители меня считали дармоедом, поэтому тогда, в 15 лет, я сам для себя поставил 3 задачи: летом по –любому устраиваюсь на работу, девушка, даже самая красивая, идет лесом, при первой возможности уехать из дома, я это делаю без сожаления.

Первую задачу я реализовал, проявив упорство и настойчивость, и все лето проработал на заводе учеником электрослесаря. На заработанные деньги купил пальто, дутики и заплатил за вечерние подготовительные курсы в институт.  Была девушка, что сказать, сильно нравилась, и ничего с собой поделать не мог, продолжал периодически попадать в глупые ситуации. В первый год в институт не поступил, уехал от родителей в столицу и там самостоятельно жил и готовился ко второй попытке. Поступил в институт со второго раза, как раз начало 90-х, кто пережил, тот хорошо меня поймет. Что мы ели и во что одевались- это до сих пор для многих вне рамок понимания, да, наверное, и не надо в этом копаться. Я не давал (и не даю до сих пор) слабину, и ускорение мне придает одно лишь слово, сказанное мне родителями в 15 лет- дармоед. Я очень люблю своих родителей за их честность, заботу и внимание, и, может, это было жестко, но правильно, сначала обязанности, а потом права. Потом- это во взрослой жизни, до которой надо дорасти.

Инфантильность многих современных представителей (не говорю, что всех) прячется за красивыми, но очень опасными словами: гуманизм, права человека, мое собственное мнение…В реалии это выглядит так: не хочу работать, проживем на вашу пенсию, не проснулся с утра на работу, потому что всю ночь играл на компьютере, не ори на меня, попробуй ударь, я знаю свои права, зачем учиться, если можно безо всякого образования зарабатывать в интернете. Не осуждаю и не поддерживаю- нейтрален, у каждого своя жизнь, плохая или хорошая – не мне решать, одно скажу, что спать на бетоне холодно.

Показать полностью
21

Про лидерство, амбиции и харизму

Мое советское детство в начале 80-х неразрывно связано с моими бабушкой и дедушкой. Именно они научили меня самым главным вещам: уважать старших, уметь слушать и не встревать в чужие разговоры, уважать труд других, что значило не ломать и не портить вещи, относится бережно, трудиться самому- помощь по хозяйству…  Ключевые слова: уважение, трудолюбие, внимание, умение. Может, сейчас это звучит немного вычурно и странно, потому что стало модно говорить иначе: лидерство, амбиции, харизма…. Не смею спорить, возможно, это правильно, но мой дед меня всегда учил, что сынок, прежде чем хвастаться перед своими товарищами, какой у тебя красивый кораблик, ты должен сам его выпилить (ножовкой по дереву), сделать мачту (прибить большой гвоздь) и поставить парус (лист кротона), и только после этого ты можешь о чем-то говорить.

Как же проходило мое воспитание- обучение? Все было без лишних слов- конкретно и понятно.

Однажды, я вмешался во взрослый разговор, дед тихо попросил отойти в сторону и подумать, я не понял. Когда подобное произошло повторно, я получил пятерней по губам при всех и на всю оставшуюся жизнь запомнил, что так делать нельзя. По поводу, что не хочу есть кашу или суп. Поначалу, бабушка уговаривала, объясняла, что надо. В один момент дед сказал, что не хочешь есть- ходи голодный, другой еды у нас нет, извини. Я не стал жаловаться родителям, все равно бы не прокатило, поэтому на следующий день ел все, что дают. Не стоить думать, что все прям так было жестко и строго, совсем нет: мы вместе ходили в лес, на рыбалку, собирали ягоды в саду, картошку на огороде и за помощь мне дедушка с бабушкой всегда покупали шоколадные конфеты и благодарили: дед мне по-мужски жал руку. а бабушка нежно прижимал к себе и целовала. Я не был Ангелом, хулиганил, за что порой доставалось ремнем по жопе, но одно я с детства четко понял, чтобы что-то получить, надо много трудится, и чтобы тебя и твой труд уважали, нужно, чтобы ты сам относился с уважением к другим людям и их труду, всегда надо начинать с себя- такая вот база понятий сложилась во мне, с которой живу до сих пор.

Возвращаясь к лидерству, амбициям и харизме. Может ли руководитель, извините, менеджер, управлять коллективом если он сам не до конца понимает то дело, которым руководит, если у него нет достаточного опыта в профессии? Такое сейчас не редкость, много так называемых «эффективных» менеджеров, только вот результатов нет, одни разговоры. Когда говорят про амбиции, мне всегда невольно вспоминаются узбеки, с которыми строил дом. Я их однажды спросил, что они вообще умеют делать, получил ответ, что все.

- Ребят, а электрику в доме сможете сделать?

-Шеф, если покажешь как, то, конечно, сделаем.

- Так вас надо обучать, а за это не я вам, а вы мне деньги должны платить.

-Нет, ми же работать будем очень много уставать, кушать надо...

- Ну вы же не умеете, как вы будете работать?

- Хорошо будем работать, шефу понравится.

Оставим узбеков в покое, у них своя понятная мотивация, я с подобными ситуациями сталкиваюсь периодически, когда пытаюсь нанять работников что-то сделать по дому.  В доброй половине случаев приходится доделывать самостоятельно. К примеру, год назад прокачал старую абиссинскую скважину для полива огорода, сам установил насос- все работало., как часы. В этом году уехал в командировку и нанял профильную компанию, чтобы запустили воду. Они (работники) пол дня работали, такого накуролесили, как говорится, любое хорошее дело можно испортить безобразным исполнением. Да, один убедил супругу купить новый насос, якобы у существующего недостаточно мощности для подъема воды. В результате заявили, что вода из скважины ушла и ничего сделать не могут. По возвращению я запустил воду старым насосом за два часа. Но большая часть времени у меня ушла не на запуск, а на уборку и разборку, которые надо было делать после работы амбициозных профессионалов. Теперь про харизму. У меня есть один знакомый, который называть себя очень харизматичным и выражается это в том, что он поливает матом своих работников так, что они сразу начинают летать, как те самые веники. Самое печальное, что он этим очень гордится, какой ужас. На мой взгляд, харизма- это Божий дар, который человек развил благодаря своему упорному труду и создал действительно что-то выдающееся, сделал открытие. Множество примеров великих ученых, писателей, изобретателей (Ломоносов, Менделеев, Пушкин…)- талантливых, но, прежде всего, трудолюбивых людей.

Зачем я обо всем этом написал? Две цели: надо уходить от подмены понятий, от высокопарных и не всегда понятных слов и выражений, не свойственных русскому человеку по природе- у нас своя великая культура и язык, может, мои слова кого-то заставят задуматься и посмотреть на себя со стороны, начать с себя, что очень непросто.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!