Серия «Математика»

9

Хаотический ум мешает решить задачу

Утоп в собственных мыслях и не добрался до решения.

Пока смотрел дробь с корнями в корнях — то запустил режим «калейдоскопа вариантов поиска решений»:
— Может, замена? А какая?
— Или возвести в квадрат?
— А вдруг разность кубов?
— А если домножить на сопряжённое?

За пять минут у меня было семь стратегий, ни одна из которых не была доведена до конца. Прыгал с одной на другую, как белка в колесе, убеждая себя, что ищу «элегантное решение», а на деле просто боялся ошибиться.

В какой-то момент я сделал то, что должен был сделать с самого начала:

Взял и возвёл в квадрат.

И всё начало складываться — чётко, логично, красиво.
Но… я тут же испугался, что «слишком просто», и снова ушёл в дебри замен: ввёл x = √3, получил два выражения, которые выглядели по-разному — и решил, что сломал всё.

На самом деле они были одинаковыми. Просто я не заметил, что при x = √3 обе функции совпадают.
Но вместо того чтобы подставить число и проверить — я начал сомневаться в реальности, в задаче, в себе.

В итоге устал и спросил у нейросети:

«Эй, что я тут наворотил, почему не сходится?»

Она ответила:

«Да эти значения же равны. Ты просто не подставил.»

И всё встало на места.

Вывод?
Хаос в голове — не всегда от глупости. Он от лишней тревожности… и страха выбрать не ту дорогу.
Иногда достаточно остановиться, сделать один простой шаг — и довериться ему, даже если он кажется «тупым».

А у вас бывало, что вы сами себе мешали решить простую задачу и как это преодолевали?

Показать полностью
4

«О, мой Квадрат!» — когда алгебра превращается в песню

Песня по мотивам разбора задачи

Записал видеоурок по одной коварной задаче — рациональному уравнению, где в числителе зверствует выражение четвёртой степени, а в знаменателе корень, который непонятно было как сократить. Сделал по разбору этой задачи анимацию.

Но для лучшего запоминания и восприятия не хватает лирики. Поэтому написал об этом песню. (спасибо Gemini и Suno)

Это история про момент, когда решение уже почти найдено — но хаотичный ум заставляет пойти другим путем и там упирается в ошибку.

Вот стихи:

[Куплет 1]
Томим душевной жаждой знаний,
Я грыз гранит больших задач.
Среди корней и начертаний
Я слышал свой беззвучный плач.
Взгляни: в числителе — химера!
Четвертой степени оскал,
Там минус, плюс… пропала вера,
И дрогнул мой потенциал.
Я мыслил: «Как же снять оковы?
Как этот ужас упростить?»
И глас раздался: «Будь суровым!
В квадрат всё надобно - возвысь!»

[Припев]
О, мой Квадрат! Спаситель верный!
Срывай же панцирь с этих чисел!
Пусть дрогнет радикал скверный,
В нем скрыт великий, тайный смысл.
Дели числитель — он удвоен!
На знаменатель — он один!
В итоге дроби — корень двое,
И ты над ними властелин!

[Куплет 2]
Но бес сомнения лукавый
Мне шепот в ухо запустил.
Я, жаждая минутной славы,
Переменил, что было сил.
Взял Икс как корень,
И записал в тетрадь свою:
«Тут куб и икс, и плюс, и вечно
Я эту функцию пою…»
Гляжу: вот кубик, вот прямая,
Меж ними пропасть, бездна, тьма!
«Они не ровня!» — восклицая,
Я чуть не выжил из ума.

[Припев]
О, мой Квадрат! Спаситель верный!
Срывай же панцирь с этих чисел!
Пусть дрогнет радикал скверный,
В нем скрыт великий, тайный смысл.
Дели числитель — он удвоен!
На знаменатель — он один!
В итоге дроби — корень двое,
И ты над ними властелин!

[Бридж]
Но слушай правду, друг упрямый,
О том, как графики сошлись.
В той точке, узкой или тесной,
Они в объятиях сплелись.
Ведь корень с тройки, возведенный
В могучий и священный куб,
Стал утроением! Смиренный,
Он стал линейным, душегуб!

[Финал]
Итак, запомни сей урок:
Не верь глазам — верь вычисленью.
В той точке рок нажал курок,
Предав кубичность искупленью.
Ты был лишь в шаге, очень близко!
Но страх тебя остановил.
Теперь же кланяюсь я низко —
Ты корень двойки победил!

Gemini / 01.12.2025

Показать полностью
0

Хватит быть роботом!

Признайтесь честно: сколько раз вы ловили себя на том, что решаете задачу, как заевшая пластинка? Вам дали инструкцию — вы её выполнили. Вам дали формулу — вы её подставили. Это режим калькулятора, и он не всегда хорош.

Сегодня мы поговорим об Инициативном Подходе. Это когда ты смотришь на задачу и говоришь:

«Подождите-ка, а можно я не буду делать это так, как все?»

Вы отказываетесь быть тупым исполнителем.

Вместо того, чтобы слепо следовать алгоритму (который, скорее всего, придумал кто-то, кто тоже не хотел напрягаться), вы начинаете задавать вопросы:

  1. «А можно ли это сделать иначе?»

  2. «Где тут симметрия, которую я могу использовать?» (Привет, любители геометрии!)

  3. «Могу ли я обобщить это частное решение?» (Переход от «посчитать 1000» к «найти формулу»)

  4. Это не про лень. Это про экономию когнитивных ресурсов. Зачем тратить энергию на то, что можно автоматизировать мыслью?


Зачем нам это — кроме как для победы в олимпиадах?

Потому что инициативный подход — это мышление, а не рефлекс.

  • Снижение нагрузки: вы не запоминаете миллион частных случаев, а ищете общее правило.

  • Устойчивость: при встрече с новой, незнакомой задачей вы не паникуете, а начинаете искать структуру — потому что уже натренированы это делать.

  • Критическое мышление: вы начинаете сомневаться в «очевидном» решении. А это основа любого прогресса.


Как прокачать этот навык?

Начните задавать вопросы. После того как вы решили задачу, потратьте 5 минут и спросите себя:

«А как бы это решил Эйнштейн? Или как бы это решил программист, которому лень?»

  • Ищите симметрию.

  • Ищите крайние случаи (что будет, если `n = 1` или `n = 0`?).

  • Сравнивайте свои решения с чужими.

  • Инициативный подход — это не врождённый талант. Это привычка, которую нужно нарабатывать. Каждая задача, которую вы решаете, — это шанс не просто получить ответ, а переосмыслить сам процесс.

Хватит быть роботом, который ждёт команды. Станьте тем, кто придумывает команду!


Источником информации об этой теме явилась книга (предисловие) Туманов С.И. Элементарная алгебра https://vk.com/wall-94378522_41571

Показать полностью
3

О точке и прямой / Анимация

Читал статью про определения и вспомнил про безразмерность точек и прямых. Поэтому такая анимация.

Как прямая может проходить через точку, если ни у точки, ни у прямой нет размера?

В бытовом смысле понятно как, но в быту нет безразмерных предметов. Поэтому в детском саду, когда объясняют, что такое точка и прямая факт безразмерности интуитивно осознается как материальная точка, то есть на самом деле размеры есть, но для задачи с точками они не важны и тогда определение понятно и даже есть некоторая злость на то, что заостряются на таких понятных вещах. Воспринимается точка по аналогии с точкой, которую можно нарисовать на бумаге. Но осознание приходит позже, что точка и прямая безразмерны. Ну то есть совсем безразмерны, а не просто очень маленькие.

Показать полностью
2

Диско 80х / Песня про решение задачи по алгебре

По мотивам прошлого видео о разборе задачи

[Куплет 1]
Привет мой друг, я зрел твои скрижали!
В них мысль кипит, как магма в жерле гор.
Но если б только боги увида́ли,
Какой в черновике царит терро́р!
Ответ вернейший — минус единица,
Ты интуицией пронзил гранита слой!
Но как потом в записках не убиться?
Там хаос пляшет пьяной, злой гурьбой.
Ты в «оперативке» держишь чисел тонны,
Считаешь в голове, не глядя на тетрадь...
Опасно это! Даже Ньютоны
Умели, черт возьми, расписывать и ждать!

[Припев]
Не верь уму — он плут и провокатор!
Бумагу не жалей, пиши, пиши, пиши!
Когда дробит мозги иррационатор,
Спасенье есть для страждущей души.
Замена переменных — вот он выход!
Пусть а и бэ придут, как два крыла!
И формула, что раньше была многоэтажной,
Вдруг станет грациозна и мила!

[Куплет 2]
Взгляни направо: корень, дробь и двойка.
Ты полный там квадрат узрел в момент!
Твоя догадка — бешеная тройка,
Летит сквозь тьму, презрев эксперимент.
Где справа формула — сияет чисто,
Но слева монстр расправил сто голов.
И радикалов заросли тернисты,
А кто не спрятался — тот, в общем-то, готов.
Ты сумму там кубов искал наощупь,
Сквозь лес корней четвёртых степеней...
А нужно проще! Слышишь? Нужно проще!
Зови на помощь буквы поскорей!

[Припев]
Не верь уму — он плут и провокатор!
Бумагу не жалей, пиши, пиши, пиши!
Когда дробит мозги иррационатор,
Спасенье есть для страждущей души.
Замена переменных — вот он выход!
Пусть а и бэ придут, как два крыла!
Введи: а равным корню из пяти, запомнив ныне,
А бэ пусть - корень четвертый из числа!

[Бридж]
И вот, когда введен был этот код,
Рассеялся туман над полем мысли.
Числитель оказался - о, чудо неземное!:
а бэ на кубов сумму —
И знаменатель пал, сраженный наповал,
Сокращено и а плюс бэ, как лишняя преграда.

Ты вычел дроби и торжествовал.

[Финал]
Всё сократилось! Чистое плато.
Осталась пустота и звон в ушах.
Мы делим "то" на точно копию "его",
Но с минусом, застывшим на скрижалях.
Пусть был тернист и страшен этот путь,
Пусть ты страдал, слагая в голове,
Запомни истину, и в этом — результат:
Ответ - минус один. Конец главе!

Показать полностью 1
6

Мозг в огне: как не запутываться при решении задач

Очередной опыт по разбору алгебры с языковыми моделями.

В этот раз показал свое рукописное решение разным нейросетям, чтобы они подсказали, что улучшить. Да, там некоторые действия сделаны в уме, не расписаны подробно и это запутало модели Qwen 3 Max, GigaChat и Алису. Из всех только Gemini 3 Pro смог правильно разобрать мои каракули и понять что имелось ввиду. Но и он заглючил немного в середине разбора, поэтому не слушайте его на 3й минуте. Анимацию там подправил, чтобы визуал стал получше.

Но в целом он правильно предложил упростить через замену переменных и это может быть полезно в сложных случаях. Чтобы было понятно и не смотрелось как криптографический дневник.

Именно это и показано в анимации. Мозг может решить, что промежуточные шаги — это для слабаков. И в итоге, решение может выглядеть как магия, а не как логика. Ладно бы просто выглядело - кому какое дело как оно выглядит, если это не контрольная? Но если бы была ошибка, то найти ее в хаосе было бы сложнее, чем найти смысл жизни в понедельник утром. Именно с этим и сталкиваюсь нередко и потом могу неделю искать ошибку. И все из-за привычки краткой записи и экономии бумаги.

Поэтому решил провести разбор этого решения нейросетями, чтобы они показали, как можно сделать понятнее.

Показать полностью
4

Ода Формулам Квадратов и Кубов

[Куплет 1]
Открыв Сканави том тяжелый,
Ты жаждешь истины простой,
Но дух смутился невеселый
Пред вычислений пеленой.
Увидев скобки, степеня,
Ты вопрошаешь у меня:
Где плюс поставить? Где же минус?
Забыт учебный, школьный синус.
Зубрежка — ветреный кумир,
Подводит в миг она суровый.
Пойдем же мы тропою новой:
Отвергнем заученья мир!
Мы выведем закон с нуля,
Логичной истины моля.

[Припев]
Не нужно знаков тьму зубрить,
Ни «куб», ни «разность» вспоминать.
Лишь стоит скобки перемножить —
И правду сможешь отыскать.
Забудь про страх, открой тетрадь,
Чтоб суть вещей умом понять!

[Куплет 2]
Взгляни, мой друг, на «Суммы вид»
В квадрате, что смущает взор.
Он тайны никакой не скрыт,
И не несет в себе укор.
Квадрат — есть скобка на себя.
Умножим, логику любя:
Там а на а, и бэ на бэ,
И дважды а бэ в серебре.
А если минус там стоит?
То «минус бэ» меняет дело,
И знак посередине смело
На отрицанье обратит.

[Куплет 3]
Но всех прекрасней, без сомненья,
Есть «Разность» двух лихих квадратов.
В ней нет средины, нет мученья,
Там плюсы с минусами — братья.
Умножим скобки: раз и два,
И уничтожатся слова:
Плюс а бэ, минус а бэ — прочь!
Они уходят в ночь.
Лишь а - квадрат и бэ - квадрат
Остались с минусом меж ними.
Так станем мы с тобой родными
Среди алгебраических палат.

[Припев]
Не нужно знаков тьму зубрить,
Ни «куб», ни «разность» вспоминать.
Лишь стоит скобки перемножить —
И правду сможешь отыскать.

[Куплет 4]
Теперь к кубам направим шаг,
Где часто путает нас бес.
Где «Суммы куб»? Где «Кубов флаг»?
Различий полон этот лес.
Коль скобка в степени тройной —
Бином Ньютона пред тобой.
Один, три, три, один — число,
Паскаль нам дарит ремесло.
У а там степень падает,
бэ — напротив, вверх растет.
Кто суть сию, мой друг, поймет,
Того Сканави радует!


Это развлекательная версия для забавы. Чуть более серьезный ролик на эту тему здесь:

Показать полностью 1
6

Задача на разность квадратов и группировки

Предложу задачу из известного задачника, которую можно решать перед сном вместо снотворного. Если не получится сразу, то к утру решение созреет. Выглядит она так:

4x·(x + √(x² – 1))²
───────────
(x + √(x² – 1))⁴ – 1

На первый взгляд — чистый ангел для школьника, что готовится к ЕГЭ. Четвёртая степень? Корень внутри скобки? Всё это — в знаменателе, где ошибаться нельзя, иначе ОДЗ может убить на месте. Естественная реакция — взять ручку и раскладывать степени. Не получится.

В чём подвох? В том, что всё выражение — не про вычисления, а про внимание. В нём один и тот же кусок встречается несколько раз и это зацепка:

x + √(x² – 1)

Мы его не трогали. Мы даже не вводили t вместо него (хотя могли бы). Мы просто заметили: «Ага, ты тут опять». И начали смотреть на структуру — как на LEGO-конструктор, а не как на бетонную стену.

Попробуйте для развлечения порешать эту задачу не досматривая видео. Кто постарше - вместо кроссвордов или судоку хорошо.

Мораль:
Если в примере всё «взрывается» сложностью — остановись. Посмотри на структуру. Очень часто авторы задач не хотят тебя убить, а просто дают возможность почувствовать себя Шерлоком: «Ага, опять ты, x + корень!»

И да — не надо метаться и возводить всё в степень подряд. Алгебра — не бокс, где победит тот, кто сильнее бьет. Это больше похоже на танго: нужно чувствовать партнёра (в данном случае — выражение) и не наступать ему на ноги.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!