Серия «Воспитание детей»

5

Как научить ребенка читать или AI пишет сказки с иллюстрациями за 5 минут

Пластмассовый мир победил :)

Пластмассовый мир победил :)

Пришла в голову мысль увлечь сына если не классическими рассказами (от них он уже устал), то ориентированными на него короткими историями на заданную тему.

- Малыш, какую сказку хочешь прочитать?

- Про зеленую машинку, которая не умела читать. И про желтую, которая ее научила читать.

- А хочешь, чтобы еще картинки были, чтобы их можно было раскрашивать?

- Да, давай с картинками.

- Хорошо

Позже.

"Ок, чатгпт. Сгенерируй простую сказку для четырехлетнего ребенка, читающего по слогам, про машинки которые учатся читать. Забавную, очень простую, в духе Носова или Сутеева. На 1 лист А4 крупным шрифтом".

*сгенерировало*.

"Еще проще и короче, можно убавить шутки и юмор, лишь бы было очень просто и понятно".

*сгенерировало*.

"Сгенерируй еще картинку по тексту, чтобы вставить ее в текст. Мультяшная, черно белые контуры, без мелких деталей".

*сгенерировало*

30% прочитано

30% прочитано

Эксперимент оказался удачным. Сын сам прочитал 30% сказки (до этого терпения хватало буквально на пару предложений), заинтересованный своими собственными персонажами. И раскрасил 30% иллюстрации. Дочитает до конца - раскрасит полностью :) Еще одна ступень мотивации продолжать чтение.

А в целом - будущее наступило. Опять.

Показать полностью 2
12

"Как убить дракона" или задача для ребенка

Сегодня с сыном (3 года) состоялся смешной и любопытный разговор про драконов, биологию и искусство войны.

- Папа, а что за дракон такой за Волком в "Ну погоди" охотился и пытался его сжечь?

- В этой серии Волк попал в сборник русских сказок, и вот чудо-юдо злой огнедышащий дракон из сказки стал за Волком охотиться.

- А из какой сказки?

- В русских сказках часто бывают злые драконы. Но если вкратце - жил-был злой дракон, не давал людям жизни. Пришёл богатырь-герой Илья Муромец (или любой другой), стал драться с драконом и головы ему отрубать, а у дракона вместо отрубленных новые головы вырастали (как у ящерицы-тритона руки-ноги, только гораздо быстрее). Тогда богатырь подумал-подумал, и начал прижигать шею дракону после отрубания головы ( здесь же краткое введение в теорию прижигания калёным железом как подручного средства остановки кровотечений в отсутствие больниц в стародавние времена). На обрубках шей стал формировать волдырь-рубец, и через него новые головы не вырастали. Вот так богатырь все-таки срубил все головы, убил дракона и злой дракон больше не мешал людям жить.

- А почему он ему голову отрубал?

- Ну помнишь я тебе рассказывал про работу мозга, сигналы от твоих глаз-ушей-пальцев? А без мозга значительная часть животных (и людей :) ) жить не может и умирает. Вот и дракон умер, как у него связь с мозгами во всех головах прервалась.

- А если голова у дракона прорастет через рубец? Как тогда быть?

- А это очень хороший вопрос. Давай порассуждаем, как тогда можно убить такого дракона, у которого новые головы даже через рубец прорастают?

И мозговой штурм закипел :)

- Папа, ну например можно его сжечь.

- Всего дракона?

- Да, как дрова, чтобы порошок один остался. Пепел.

- Ну, хорошая версия. А что если дракон огнеупорный? Например, у него кожа-чешуя огнеупорная как костюм у пожарника. А иначе он бы сам себя бы сжег. Дохнул огнем - и сжег.

- Хммм. Тогда надо дракону кожу снять.

- А зачем?

- Ну без кожи ему на мясо много вредных микробов попадет, и дракон умрет.

- Тоже замечательная версия. А теперь давай представим, что богатырь снял кожу дракону, а дракон опять дохнул огнем - и вся кожа зарубцевалась, и опять микробы внутрь не попадают. Как тогда такого дракона убить?

- Кстати, папа, а у него есть нос?

- Ну, думаю да. Нос, рот, глаза.

- А зачем?

- Что зачем?

- Зачем ему нос?

- Ну, чтобы дышать воздухом. Как рептилиям всяким.

- Так он же огнедышаший.

- Что?

- Ну ты же говоришь, папа, что дракон огнедышащий. Он же огнем дышит.

На этом моменте я прям сломался секунд на 30. И правда, огнедышащий :)

- Ну, сынок, ты хорошо подметил. Но скорее, он "огневыдыхающий". Вдыхает воздух - огню же нужен кислород, чтобы гореть. Вот и дракон вдыхает воздух, а выдыхает - огонь.

- А почему его тогда не называют "огневыдыхающий дракон"?

- Хммм. Ну, наверное потому что это было бы очень длинное слово "о-гне-вы-ды-ха-ю-щий". Аж целых семь слогов.

- Да папа. Но ведь о-гне-ды-ша-щий - тоже длинное слово! Целых 5 слогов.

- Ты прав, малыш, огнедышащий - тоже длинное слово :) Еще иногда могут называть дракона "огненным" - 3 слога. Но тогда становится непонятно, он дышит огнем, или сам из огня состоит. Маленько непонятно.

- Дааа, непонятно...

Возвращаемся к нашим баранам.

- Ну так, сын, как дракона еще можно убить, даже если у него кожа зарубцевалась?

- ... А может электричеством?

- Ха ха ха, да, электричеством его можно было бы убить. Но это старая сказка, про стародавние времена. А в стародавних времена у людей электричества не было, его люди научились использовать примерно когда паровой двигатель придумали.

- Даааа, тогда машиной сбить тоже не получится - их же еще не придумали тогда?

- Ты прав, еще не придумали. Машиной тоже не сбить.

Думаем.

- Папа, а если крылья дракону отрубить и приварить (сын все время вместо "прижечь" использовал сварочное "приварить"), они через рубец прорастут или нет?

- Нет, малыш, в сказке у дракона крылья не вырастали, так что давай будем считать, что крылья у него новые не вырастут.

- Ха, ну тогда все! Он же летать не сможет!

- Да, но он же бегать может, малыш, у него же ноги есть.

- Как ноги? Нету же ног?

- Нет, он не как змея - дракон, он как ящерица - дракон. Представь, что у него как у ящерицы есть ноги.

- ... ну тогда давай его с высоты столкнем, крыльев же нету же уже?

- С какой высоты?

- Ну, надо дракона на высоту затащить, ловушка такая. Крыльев же нет у него? Вот тогда столкнуть с высокой горы, которая аж сто пять восемьсот десять два! И все, и разобьется тогда дракон.

- Здорово, сынок, это ты очень хорошо придумал! Молодец, помог богатырю победить локальное зло :)

___

Очень забавное мысленное упражнение получилось, поэтому не поделиться этим я не мог :)

Показать полностью
1219

Игра в "предположения" как ответ на детскую бесконечную "Почемучку"1

Как известно, где-то в 3 года у детей начинается фрактальная почемучка: когда ответ на "почему?" вызывает очередное "а почему?", и вырваться из этой рекурсии не так то просто. При этом, я очень хорошо помню еще из своего детства, насколько сильно меня раздражала фраза "подрастешь - поймешь" или "потому что". Ведь "зачем ждать когда я подрасту? Ты сейчас объясни, что за глупые отмазки". Поэтому сейчас я стараюсь на вопросы сына (3 года) всегда отвечать, но, временами, это очень непросто :)

Особенно сильно выбивают из колеи очередные вопросы, на которые я уже буквально пару вопросов назад отвечал; и даже фраза "вспомни, я уже отвечал" - не особо помогает ("А я забыл, скажи пожалуйста еще раз - почему?").

Я также пробовал говорить "а ты подумай", но натыкался на логичное "я не знаю", т.к. определение слова "думать" (а что это такое вообще? и как это?) я еще ни разу для сына не формализовывал и алгоритм "как это - думать" - не составлял.

И вот, в один прекрасный момент, под очередной бомбёжкой "почему" из повторяющихся условий и вопросов - я нашел решение! Я предложил:

- Сынок, а давай поиграем в новую игру!

- Какую?

- Игра называется "Предположения". Сначала я опишу ситуацию, а потом мы по очереди будем предполагать, что там происходит и почему.

- Ну давай.

- Вот смотри. Представь, что вот тут стоит магазин. Мимо идет дядька. Открывает дверь и заходит в магазин. Представил?

- Ага.

- А теперь давай предполагать (придумывать, почему) - кто такой этот дядька и что он там будет делать?

- ...покупать!

- Ну, да, хорошая версия. Дядька может быть покупателем и будет в магазине что-нибудь покупать. А еще какая версия может быть? Что еще дядька может делать?

- ...продавать!

- Дядька продавец? Да, может он пришел на работу и сейчас будет продавать товар. Давай еще версию, почему дядька заходит в магазин?

- ... я не знаю.

- Давай я предложу свою версию. А вдруг дядька хочет писать, а в магазине есть туалет? Может же такое быть?

- Может! - Смеется.

- Вот видишь, мы предположили три версии того, что может происходить с дядькой в магазине. Мы не знаем, какая из них верная, но некоторые из них более вероятны, а некоторые - менее, если бы нам было надо - мы бы потом их начали проверять. Давай новую ситуацию. Представь, что вот тут стоит дом, рядом растет дерево, и рядом на земле стоит кошка, и мяукает. Вопрос: почему кошка мяукает?

- Потому что она хочет кушать!

- Хорошая версия! Теперь моя версия: кошка мяукает, потому что хочет, чтобы ей открыли дверь, чтобы она попала в дом. Пойдет? Пойдет. Теперь твоя версия. Кошка мяучит потому что?

- Потому что... она ждёт, пока приедет машина на парковку, чтобы лечь машине на капот и отдыхать! (У нас кошки и правда часто загорают на припаркованных машинах).

- Ха, и правда! Хорошая версия, смешная. Видишь, как много самых разных версий может быть, чтобы объяснить одну и ту же ситуацию?

- Да! Все, давай теперь я буду рассказывать! Моя ситуация! - Сына очень захватил процесс.

- Хорошо, давай.

- Вот представь. Стоит дерево такое, сидит кошка, и машина. И вот кошка подходит к машине, открывает дверь, садится, заводит машину и поехала...

- Что? Как так, кошка сама поехала?

- Ну потому что она такая поехала, потому что ей надо...

- Подожди, ты уже предполагаешь. А ты сначала закончи ситуацию описывать, а потом задай вопрос.

- А вопрос такой: дерево вот растёт, почему у него корни длинные и глубоко уходят?

- ??? А при чем тут кошка и машина, если вопрос у тебя про дерево?

- Ну кошка просто села в машину и уехала по делам. И всё. А вопрос у меня про дерево: почему у дерева корни длинные?

- ... ну, давай тогда предполагать...

*ботаника - корни - питательные вещества - корневая система - вода - рост*

___

В общем, с тех пор, если я чувствую, что сын конкретно так циклится на бесконечных "почему" даже без попытки осознать задаваемый вопрос - отныне его можно "приземлить" вопросом "а какая у тебя есть версия, почему это происходит?". Он останавливается, задумывается, предполагает, и очень часто сам отвечает на свой вопрос. Мне же остается только сказать/поправить/дополнить "да, всё правильно, а еще вот так и вот так. Молодец, отличная версия".

В общем, научить ребенка "предполагать" и рассуждать - это очень ценная штука. Лучший антидот от бездумных цикличных почемучек :)

_
TG про жизнь в Китае: https://t.me/china_life
TG про VR, стимдек и игры: https://t.me/ganjjgames

Показать полностью
21

"Про инопланетян" детям

Санек (3 года) в третий раз посмотрел детский образовательный диафильм про космос, и спросил у меня, кто это такой там нарисован.

- Это, Санёк, сказочный инопланетянин у тебя. Инопланетянин - это кто-то с Иной Планеты, не с Земли, на которой мы живём, а с другой.

- А что такое "Иной"?.

- Иной/иная/иное - это другой, не такой как у нас, отличной от нас, непохожей...

- А инопланетянин сказочный или нет? Бывает или нет?

- Это, Санёк, очень хороший вопрос. Некоторые люди думают, что бывает, а некоторые - что нет. Космос оооооочень большой, и нам пока не понятно, бывают инопланетяне, или нет. Скорее всего, мы их еще не видели (я и мама - точно не видели), а вот бывают ли они - не понятно. Космос очень большой, и мы пока не можем везде облететь и посмотреть, есть инопланетяне там, или нет.

Санек:

- Ну я думаю, не бывает инопланетян.

- Почему ты так думаешь?

- Потому что на других планетах нет вещей.

- Чего нет? Вещей нет?

- Да, пустые планеты. Нет вещей.

- Это, Санек, ты очень хорошо заметил. А если бы вещи были - то значит и инопланетяне бы были?

- Да.

- Логично, да. Пока мы их вещей не заметили, поэтому некоторые люди думают, что нет инопланетян. Как ты думают.

Еще подумали.

- Папа, а как так - непонятно, бывают или нет?

- Ну смотри, Санек, - показываю на Хелену, сидящую в ноутбуке, за шторой, - есть у мамы мандаринка на столе или нет?

- Не знаю.

- А почему не знаешь?

- Ну мама за шторой же, мне не видно.

- Воооот. И мне не видно, я тоже не знаю, есть у неё мандаринка, или нет. Я точно знаю, что у меня мандаринки нет. А у тебя есть?

- Нееет! - смеётся.

- Вот видишь, у нас нет мандаринки. А у мамы может быть есть, а может быть нет. Чтобы узнать - нужно или крикнуть ей и спросить, или подойти, отодвинуть штору и посмотреть. Но если мама занята - то она нам может и не ответить, даже если мы будем кричать. Понимаешь?

- Да.

- Ну вот, и в космосе - также. Не понятно, есть мандаринка за шторой, или нет. Мы инопланетянам кричали, а они нам не отвечают пока. А посмотреть за штору мы не можем - ракеты у нас так далеко не летают. Вернее, они летают то очень далеко, но космос вот такой (раздвигаю руки), а ракеты летают пока только вот так мало, в сравнении с космосом (сжимаю большой и указательный палец). Поэтому, некоторые люди думают, что инопланетяне есть, а другие - что их нет.

- Дааааа, непонятно...

- Спокойной ночи, Санёк :)

Показать полностью
111

"Про жизнь и смерть" для маленького ребенка

"... а у домашнего хомяка - задача уровня Иисуса: показать детям смерть".

Купила недавно жена несколько свежих (еще бегающих) крабов в еду. Почти всех приготовили и съели, а одного оставили: посадили в банку, подкармливали. В общем, живность у сына (2.5 года) появилась.

И вот сегодня вечером, внезапно, обнаруживается, что у краба отвалилась одна из 6 лап. Сын ходит грустный, уголки губ подрагивают - жалко же краба, нога отвалилась!

Ну, что ж. Кратенько изложили сыну, что всё живет, а когда становится стареньким - умирает. Видимо, это был прадедушка краб, и он уже дооолго долго жил, а тут потихоньку начали ноги отваливаться. И если краб помрет - растраиваться можно, но не нужно; т.к. это нормально и мы заранее знаем, что все старенькое со временем умирает, но перед этим рождает новое ("вот как много много детишек у этого краба").

Ну, вроде разобрались. Всё, сын, обнялись, допивай молоко, чтобы расти большим и сильным, и ложись спать.

- Папа, я не хочу вырастать.

- Почему?

- Я боюсь.

- Боишься вырастать?

- Да.

- А что именно тебе страшно?

- Папа, я не хочу умирать.

Ндаааа, дела. Обнял, рассказал, что все не хотят, чтобы ты умирал. И тебе не нужно умирать, тебе еще доооолго долго расти, потом быть взрослым, потом быть дедушкой, потом быть прадедушкой ("и жить весёлую веселую жизнь, где у тебя будет много игрушек, друзей, веселья, книг, подруг..."). А когда ты прадедушка, то умирать уже будет не страшно ("если хочешь, мы можем прадедушку в деревне спросить в следующий раз, страшно ли ему умирать").

Поэтому жить надо каждый день весело и радостно, и не переживать, и не бояться смерти (т.к. все всё равно умирают, и птички, и кошки, и собачки, и крабы, и люди... А их детишки тех помнят и любят. А потом следующие детишки любят, и еще, и еще...); потому что для этой радости мы все и живём.

И что умирать грустно, если ты маленький. Поэтому папа и говорит тебе, что "не надо забираться на подоконник окна в высоком доме, чтобы не свалиться вниз, как Колобок из сказки; и в розетку поэтому пальцы нельзя совать - там же страшный Дядя Ток живёт; и поэтому когда дорогу мы переходим - мы смотрим налево и направо, чтобы нас машина не ударила...". А ты молодец, ты все правильно делаешь, и мама с папой тебя очень любят и защитят, поэтому ты обязательно будешь доооолго долго жить, как наш прадедушка, и тебе будет весело-весело, и интересно. И не страшно, в конце концов.

Идём чистить зубы.

- Папа, я не хочу, чтобы у меня ноги отвалились. (как у краба)

- Они у тебя и не отвалятся. Ты же человек? Человек. Смотри, папа тоже человек, вырос таким большим, а ноги и руки на месте. И прадедушка наш - у него тоже ноги не отвалились, правда? Потому что прадедушка тоже человек. А у старенького краба - отвалились, потому что он краб, и у крабов, видимо, такое случается. А у людей, если следить, чтобы всё было безопасно - ноги не отваливаются, поэтому не переживай.

- Я человек. И мама человек. И папа человек. Ноги не отвалятся.

- Да, сын, всё хорошо, ноги у тебя не отвалятся, не переживай.

___

- Не боишься больше вырастать?

- Не боюсь, я человек.

- Ну и славно, спокойной ночи.

Дети - это не только увлекательно, но и, временами, очень неожиданно.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!