Компания Moonshot Space разрабатывает электромагнитный ускоритель для доставки грузов в космос без химического топлива, обещая снизить стоимость запусков в десять раз.
Основатели Moonshot: справа налево — Фред Саймон, Хила Хадад Хамельник и Шахар Бахири
Одна из величайших революций, совершённых Илоном Маском, — это многоразовая ракетная революция SpaceX. Этот беспрецедентный успех привёл к снижению стоимости космических запусков на десятки процентов и повышению их доступности для различных компаний и организаций. Однако это решение предназначено для больших и тяжёлых полезных нагрузок и не решает проблемы малых полезных нагрузок или ежедневных поставок.
Израильский стартап Moonshot Space представил проект системы запуска грузов в космос, основанной на электромагнитном ускорении вместо традиционных ракетных двигателей. Технология использует принцип рельсотрона или катушечной пушки – концепции, которые также разрабатываются для военных целей.
Установка представляет собой длинную цилиндрическую трубу с рельсом внутри, похожую на ствол пушки. Укрепленная капсула с полезной нагрузкой разгоняется вдоль рельса серией катушек, генерирующих электромагнитную волну. Энергия накапливается в конденсаторе и затем высвобождается в катушки, разгоняя капсулу до скорости 8 км/с – это первая космическая скорость, достаточная для выхода на низкую околоземную орбиту.
Именно низкая орбита на высоте 200-2000 километров – наиболее востребованная зона космоса, где находится большинство спутников и космических станций, включая МКС. Для перехода на более высокие орбиты капсулам потребуется собственная двигательная установка.
Основное преимущество технологии – резкое увеличение доли полезной нагрузки. Обычная ракета может нести не более 4% своего веса как полезный груз, тогда как электромагнитная пушка повышает этот показатель до 45%, устраняя необходимость в тяжелых топливных баках. Это позволит снабжать космические станции и спутники оборудованием, топливом и сырьем в десять раз дешевле.
Система предназначена для запуска малых и средних грузов и будет дополнять тяжелые ракеты, такие как Falcon 9 от SpaceX. Для людей такой способ запуска непригоден из-за экстремальных перегрузок.
Другими словами, замены крупным ракетам-носителям, таким как Falcon 9 или Falcon Heavy, которые выводят в космос инфраструктуру, космические станции, служебные аппараты, робототехнические системы или космические производственные мощности, не существует, но при этом нет экономичного способа ежедневно эксплуатировать и обслуживать все эти системы.
Важно помнить, что большинство задач по обслуживанию требуют от нескольких десятков до сотен килограммов: дозаправка топливом, водой и кислородом; простые запасные части; металлы и порошки для космической печати; небольшие модули; или даже точечные «упаковки» для спутников.
Сегодня этого практически не происходит, и не потому, что нет необходимости, а потому, что нет экономичного способа запустить небольшую специализированную полезную нагрузку в конкретную точку орбиты.
Moonshot был создан именно для того, чтобы преодолеть этот разрыв», — говорят Левана и Бехири. «Вместо огромной химической пусковой установки, которая тратит топливо на подъём небольшой массы, мы разгоняем электромагнитную капсулу, предназначенную только для сырья и долговечного оборудования.
Это впервые создаёт специализированную логистическую пусковую установку: дешёвую, частую, точно соответствующую орбитальным точкам и адаптированную для небольших грузов».
По мнению Moonshot, с такой системой можно непрерывно эксплуатировать и обслуживать космическую инфраструктуру, доставлять воду и топливо для орбитальной дозаправки, поставлять материалы для производства в космосе, заменять запасные части для спутников, поддерживать коммерческие станции и даже создать «космическую сеть» пунктов снабжения
Параллельно Moonshot создает уменьшенный ускоритель для испытаний гиперзвукового оружия. Компания привлекла $12 миллионов и планирует достичь космоса в течение пяти лет, сообщает Times of Israel.
2 сентября. Министерство обороны совместно с Армией обороны Израиля и Israel Aerospace Industries объявляет об успешном запуске спутника «Офек-19» в космос сегодня в 22:30 с использованием ракеты-носителя «Шавит» на авиабазе Пальмахим совместно с Армией обороны Израиля и компанией Israel Aerospace Industries (IAI).
Твердотопливная ракета «Шавит» Используется для запуска космических спутников "Офек"Фото: universemagazine.com
По мнению зарубежных экспертов может быть использована как межконтинентальная баллистическая ракета, способная доставить боеголовку на расстояние более 7 тысяч километров
«Офек-19» — это радиолокационный спутник наблюдения с синтезированной апертурой и расширенными возможностями, предназначенный для получения изображений высокого разрешения в целях разведки и наблюдения. После выхода на орбиту спутник пройдёт серию испытаний для подтверждения своей полной работоспособности.
Проект был разработан компанией IAI при участии её подразделения Systems, Missiles, and Space Group, группы ELTA и подразделения MLM компании IAI. Ракетные двигатели были изготовлены совместно с компаниями Tomer Ltd. и Rafael Advanced Defense Systems.(Израиль)
Запуск является частью продолжающейся программы, реализуемой Управлением оборонных исследований и разработок Министерства обороны в сотрудничестве с Армией обороны Израиля, включая подразделение 9900 Управления разведки и Военно-воздушные силы Израиля.
«Офек-19» является продолжением «Офека-13», запущенного в марте 2023 года, и продолжает усилия Израиля по поддержанию передовых возможностей космического наблюдения.
История запуска
37 лет назад, 19 сентября 1988 года, в 23 часа 31 минуту… Заинтригованы? Да, именно в этот день и час темноту звездного неба над военно-воздушной базой Пальмахим, расположенной близ побережья Средиземного моря, разорвал столб огня: на околоземную орбиту ушла израильская ракета «Шавит». Ушла не одна: впервые Еврейское Государство смогло забросить в космос свой спутник, получивший название «Офек» — «Горизонт».
Космические запуски Израиля привлекают внимание своей нетипичностью. Он является одной из немногих держав, обладающей как собственной ракетой-носителем, так и спутниковой промышленностью.
Однако география страны и непростые отношения с соседями существенное осложняют задачу организации космических миссий.
Поэтому Израиль является единственной страной в мире, осуществляющие запуски в западном направлении, то есть — противоположном вращению Земли.
Траектория запускаемых с космодрома Пальмахим ракет пролегает над Средиземным морем, Гибралтарским проливом и далее над Атлантическим океаном. Таким образом, Израиль исключает вероятность того, что отработанные ступени (или весь носитель со спутником в случае аварии) упадут на территорию арабских государств.
Проблема в том, что запуски в этом направлении энергетические невыгодны. Масса выводимого на ретроградную орбиту груза будет значительно меньше, чем при запуске с использованием такого же носителя, но в восточном направлении.
Поэтому запуски с Пальмахима осуществляются исключительно для военных нужд в тех случаях, когда по соображения секретности спутник нельзя запустить с космодрома в другой стране.
Ракета «Шавит» имеет трехступенчатую конструкцию. При запуске с территории Пальмахима она может вывести до 380 кг груза на орбиту. В общей сложности, с 1988 года «Шавит» летал в космос одиннадцать раз. Девять запусков были успешными, два завершились неудачей.
Ракета «Шавит» имеет трехступенчатую конструкцию.
Удачный первый полет этого аппарата не только сделал Израиль восьмой страной мира, обладающей возможностью самостоятельного запуска космических спутников, но и положил начало целой их серии.
26-ого августа 2025 года в десятом испытательном полете гигантской пусковой системы космический аппарат успешно прошел все важные испытания, включая вывод полезной нагрузки в космос, работу двигателя в космосе и успешный маневр посадки.
Момент запуска сегодня вечером (по израильскому времени)
Компания SpaceX восстановилась после серии сбоев своей революционной системы запуска Starship и успешно провела десятый испытательный полёт. Космический аппарат выполнил все свои ключевые задачи, включая вывод полезной нагрузки в космос, перезапуск двигателя в космосе, успешный вход в атмосферу в сложных условиях и успешное приземление в заданном месте в Индийском океане. Ракета-носитель Super Heavy также успешно выполнила приземление над морем
СКРИНШОТ
После задержки запуска из-за неисправности топливной системы космического корабля и ещё одной задержки из-за сильной облачности на стартовой площадке, 26-го августа вечером небо для SpaceX прояснилось, и космический корабль стартовал точно по расписанию, в 18:30 по местному времени.
Запуск прошёл без сбоев: 32 из 33 двигателей Raptor ракеты Super Heavy работали, как и планировалось. Примерно через 3:40 минуты после запуска ракета отделилась от космического корабля в ходе «горячего разделения», при котором двигатели космического корабля активируются ещё до фактического разделения
Liftoff of Starship! (Старт звездолета!) После отделения, на высоте около 80 километров, ракета выполнила плановый манёвр инверсии перед началом свободного падения. Инверсия была предназначена для экономии топлива при посадке. В данном испытании предполагалось не размещение ракеты в пусковой башне, как в трёх предыдущих испытательных полётах, а выполнение манёвра посадки над водой и отработка сценария, при котором один из трёх средних двигателей, используемых для посадки, не работает.
Готовясь к посадке, ракета вновь включила большую часть двигателей для снижения скорости, затем выровнялась, используя два из трёх средних двигателей и третий двигатель, расположенный на кольце, окружающем средние двигатели. Манёвр удался: ракета стабилизировалась и выровнялась с нулевой скоростью над поверхностью Мексиканского залива, недалеко от места запуска, а затем выключила двигатели и нырнула в воду, как и планировалось.
Испытание в суровых условиях
Сам космический аппарат, известный как «Starship - Звездолет», продолжил свой полет по баллистическому маршруту, в рамках которого он не должен выходить на околоземную орбиту, а должен двигаться в космосе по траектории, которая приведет его в атмосферу над Индийским океаном, независимо от того, управляемый он или нет. Примерно через девять минут после запуска «Starship» выключил шесть двигателей на высоте 150 км и скорости около 26 000 км/ч.
Примерно через десять минут настало время первого важного испытания: грузовой люк открылся, и космический корабль выпустил в космос первую полезную нагрузку, когда-либо выведенную Starship на орбиту вокруг Земли: муляжи спутников для сети Starlink. В данном случае это большие плоские панели, по размеру и форме похожие на новое поколение спутников связи компании. Корабль один за другим выпустил в космос восемь муляжей спутников. Спутники также не вышли на околоземную орбиту, а продолжили суборбитальный полет, войдя в атмосферу, где сгорели, как и планировалось. Затем грузовой люк закрылся без происшествий.
Следующим важным испытанием космического корабля стал перезапуск одного из шести двигателей в космосе. Примерно через 38 минут после запуска двигатель был запущен, как и планировалось, на несколько секунд, под аплодисменты сотрудников, смотревших трансляцию на космической базе компании в Техасе.
Как уже упоминалось, этот полёт является баллистическим, и запуск двигателей не требуется. В будущих полётах, в которых корабль выйдет на орбиту Земли, запуск двигателей будет необходимым манёвром для управляемого входа в атмосферу для посадки и, конечно же, для посадки на Луну и Марс – планируемые цели Starship.
Приводнение подтверждено! Поздравляем всю команду SpaceX с захватывающим десятым лётным испытанием Starship!
Главным испытанием десятого испытательного полёта стала проверка поведения космического аппарата при возвращении в атмосферу. В ходе этого испытания он проходил испытания в более жёстких условиях, чем ожидалось для будущих миссий, чтобы проверить его прочность и эксплуатационные характеристики, а также выявить слабые места. Эти условия включали возвращение под относительно плоским углом, что означало более длительное воздействие экстремальных температур, а также значительные механические нагрузки во время сверхзвукового полёта.
Среди прочего, компания протестировала работу новой модели управляющих створок, используемых для управления космическим аппаратом в атмосфере. Они сработали исправно, несмотря на то, что некоторые их части горели и разрывались в условиях сильной жары. Компания также протестировала несколько типов теплоизоляционных плиток в теплозащитных экранах космического аппарата и даже намеренно сняла некоторые из них, чтобы выявить слабые места. Космический аппарат стойко выдержал сложные условия, завершив эксперимент с полным успехом.
Спустя час и шесть минут после запуска аппарат снова включил три своих двигателя на высоте нескольких сотен метров над водой в восточной части Индийского океана, выровнялся вертикально над поверхностью моря и совершил манёвр посадки точно в намеченном месте, после чего, как и планировалось, взорвался вскоре после встречи с водой, совсем рядом с камерой, которая была установлена специально для этой цели на морском буе.
Ещё одним впечатляющим достижением компании является непрерывная связь с космическим аппаратом на протяжении всей миссии, включая непрерывную передачу видео, даже когда аппарат находился в сложнейших условиях при входе в плотные слои атмосферы. Помимо визуальной ценности, информация, передаваемая в режиме реального времени с многочисленных камер космического аппарата, будет использоваться инженерами компании для тщательного анализа его работы и выявления сбоев и уязвимых мест.
Жесткий блок
В последние месяцы SpaceX столкнулась с серией неудачных испытательных полётов Starship. После шести испытательных полётов, в ходе которых компания постепенно продвигалась вперёд, успешно завершив баллистический полёт и манёвр посадки в Индийском океане, компания перешла к испытаниям более крупной и усовершенствованной модели корабля, известной как «Блок 2». В ходе первых двух испытаний, седьмого и восьмого для всей системы, эта модель взорвалась в воздухе через несколько минут после запуска. В ходе девятого испытания, состоявшегося в мае этого года, «Блок 2» наконец-то достиг космоса, но из-за неисправности сошёл в штопор и вернулся в атмосферу, не сумев отключить теплозащиту. Это привело к разрушению космического аппарата на высоте около 60 километров. Кроме того, около двух месяцев назад космический аппарат, предназначенный для десятого испытательного полёта, взорвался во время дозаправки перед запуском двигателя на Земле.
Успешное испытание, проведённое вечером 26-го августа, даёт компании передышку перед предстоящими задачами. Генеральный директор и основатель Илон Маск поздравил сотрудников, написав в Твиттере: «Отличная работа, команда Starship!!».
Однако, несмотря на впечатляющий прогресс, компания всё ещё отстаёт от графика дальнейшей разработки космического корабля. Американское космическое агентство NASA выбрало Starship в качестве лунного посадочного корабля для первых пилотируемых миссий программы «Артемида».
Первая посадка неоднократно откладывалась – не только из-за SpaceX – и в настоящее время официально запланирована на 2027 год. Однако весьма сомнительно, будет ли Starship готов к отправке людей к этому времени, и ещё более сомнительно, будет ли он готов к высадке на Луну.
В будущих миссиях компании необходимо будет, среди прочего, продемонстрировать орбитальный полёт космического корабля, дозаправку в космосе, которая является одним из важных этапов в планах её миссий на Луну и Марс, а также успешные посадки как ракеты-носителя, так и космического корабля.
Исполняющий обязанности руководителя NASA, министр транспорта Шон Даффи, поздравил SpaceX с успехом в твите, написав: «Поздравляю SpaceX с испытанием Starship. Успех десятого полёта открывает путь к разработке посадочного модуля, который вновь доставит американских астронавтов на Луну в рамках миссии «Артемида-3»»
Ракета SpaceX Starship стартует в ходе своего десятого испытательного полета с пускового комплекса 1 на базе Starbase в Техасе.UPI/Alamy
SpaceX имеет долгую историю установки амбициозных сроков и частого их невыполнения. Сам Маск в прошлом десятилетии, когда Starship был ещё далёк от первого запуска, обещал, что он высадит людей на Марс к 2024 году. В прошлом году японский миллиардер расторг контракт со SpaceX на полёт туристов вокруг Луны на Starship, поняв, что проект, запланированный на 2023 год, далёк от реализации.
Ничто из этого не помешало Маску продолжать ставить перед собой весьма амбициозные задачи. Недавно он заявил, что SpaceX может запустить беспилотный корабль Starship на Марс уже в следующем году, а пилотируемые полёты туда могут начаться уже в 2029 году, хотя более вероятны 2031-й.
Несмотря на его склонность срывать сроки, SpaceX действительно достигла многих, казалось бы, нереальных целей, пусть даже это займёт больше времени, чем планировалось.
Starship, вероятно, высадит людей на Луну только через два года, но если компания продолжит развиваться и учиться так же, как до сих пор, трудно поверить, что что-то может помешать ей в конечном итоге достичь своей цели.
Компания Israel Aerospace Industries объявила, что Dror 1 достиг заданной орбиты на высоте 22 370 миль над Землей; спутник успешно развернул солнечные панели и антенны, что стало важной вехой на пути Израиля к космической независимости.
Дрор-1 перед запуском( Фото: IAI )
Компания Israel Aerospace Industries (IAI) объявила в понедельник, что национальный спутник связи «Дрор-1» достиг заданной высоты около 35 000 километров над Землёй, в точке S4. С этой позиции он начал свою миссию в интересах Государства Израиль.
Дрор-1 перед запуском( Фото: IAI )
СПРАВКА:
«Дрор-1» — 4,5-тонный спутник, разработанный компанией Israel Aerospace Industries, является частью долгосрочной национальной стратегии по обеспечению полной независимости в области спутниковой связи.
Дрор-1( Изображение: IAI )
IAI также сообщила, что после выхода на орбиту вокруг Земли спутник передал изображения со своих бортовых систем, подтверждающие успешное развертывание солнечных панелей, выдвижение антенн связи и активацию главного двигателя, который отвечает за позиционирование спутника на заданной орбите.
( Фото: IAI )
Боаз Леви, генеральный директор IAI, заявил: «Первые изображения, полученные с камеры, установленной на национальном спутнике связи «Дрор-1», не только подтверждают его исправность и успешный вывод на орбиту, но и знаменуют собой ещё одну важную веху на пути Израиля к космической независимости».
( Фото: IAI )
Леви добавил: «Помимо огромной ответственности, которую мы несем за реализацию стратегического решения Израиля, IAI гордится тем, что возглавляет космическую деятельность Израиля и предоставляет стране независимые возможности в космосе. Следующее поколение спутников связи, таких как «Дрор-1», воплощает в себе инженерные инновации и глубокое понимание будущих задач, предлагая передовые решения для удовлетворения широкого спектра потребностей Израиля».
Земля, снятая со спутника( Фото: IAI )
Израильский спутник был запущен около месяца назад с помощью ракеты-носителя SpaceX Falcon 9 с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. По данным IAI, после запуска спутник передал начальные данные, подтверждающие его работоспособность. После серии испытаний, проведённых инженерами IAI, изображения и обновления данных поступали вплоть до успешного выхода спутника на орбиту.
Прежде чем достичь пункта назначения, спутник прошёл ряд обширных испытаний и манёвров в космосе, проводимых из пункта управления Космического подразделения IAI в Йехуде. В ходе этих манёвров спутник успешно вышел на заданную высоту и орбиту.
Компания Israel Aerospace Industries объявила, что Dror 1 достиг заданной орбиты (Ynet Global)
Компания Israel Aerospace Industries сталкивается с конкуренцией со стороны совместного франко-итальянского предприятия и турецкой компании Turkish Aerospace Industries.
IAI — крупнейший израильский производитель аэрокосмической и авиационной техники , как для военного , так и для гражданского использования.
Азербайджану необходим спутник самого высокого международного стандарта, аналогичный «Дрор-1».
Конкуренция со стороны Турции и Франции
Источники в Министерстве обороны сообщили «Globes», что инвестиции Азербайджана составят от 300 до 800 миллионов долларов США, причем этот широкий диапазон обусловлен спектром элементов, которые будут включены в спутник.
Основным конкурентом IAI в тендере является Thales Alenia Space, совместное предприятие, в котором французская компания Thales владеет 67% акций, а итальянская Leonardo — 33%. Thales — достаточно крупная компания, чтобы участвовать в тендере самостоятельно, но её руководству очевидно, что из-за тесных отношений между Францией и врагом Азербайджана — Арменией — шансы на победу невелики. Отсюда и связь с Leonardo, цель которой — воспользоваться хорошими отношениями Италии с Азербайджаном.
Еще одним интересным участником тендера является государственная компания Turkish Aerospace Industries, которая может выступить в роли интегратора, использующего иностранное оборудование, в частности, из Южной Кореи.
Стремление к глобальному влиянию
Существенное различие между Израилем и Азербайджаном заключается в предназначении спутников. В то время как Израиль продвигал проект «Дрор-1» прежде всего для удовлетворения собственных нужд, Азербайджан видит в спутниковой связи средство диверсификации своей экономики и расширения своего глобального влияния. Страна стремится охватить Африку, Ближний Восток и другие регионы, стремясь стать международным телекоммуникационным узлом.
Предыдущая победа в Азербайджане
Оптимизм IAI в отношении текущего тендера, несомненно, обусловлен тем, что азербайджанское космическое агентство «Азеркосмос» выбрало IAI в предыдущем тендере на спутники. 3 октября 2023 года Азербайджан подписал с IAI контракт на закупку двух спутников наблюдения OptSat500 на сумму 120 миллионов долларов, согласно азербайджанским сообщениям. Серия OptSat включает в себя малые спутники наблюдения с длительным сроком службы и высокими характеристиками для получения изображений.
Первый из этих спутников в настоящее время строится в Израиле и будет передан Азербайджану для интеграции в следующем году. В 2026 году в Азербайджане начнётся строительство второго спутника. Запуск обоих спутников запланирован на 2028 год. Контракт является частью долгосрочного соглашения между Азербайджаном и IAI о сотрудничестве и академической подготовке в области космических дисциплин. Десятки азербайджанских специалистов в настоящее время работают в Израиле с IAI над созданием спутника и приобретением опыта.
Стоит отметить, что спутники — далеко не единственная продукция, которую Азербайджан закупает у израильских оборонных компаний.
В ответ на сообщение компания IAI заявила: «Компания имеет многолетний опыт работы со спутниками наблюдения и связи. Благодаря этому опыту спутник Dror 1 был успешно запущен и находится на пути к заданной точке в космосе. IAI работает не только в национальном, но и в глобальном бизнес-плане и не раскрывает подробности своей маркетинговой деятельности».
Генеральный директор Creation-Space и ее инновационного центра Space Venture считает, что у Израиля есть возможности для развития экономики за пределами орбиты Земли.
Иллюстрация будущего бета-сайта Creation-Space. Фото предоставлено Creation-Space.
В 2019 году израильская компания SpaceIL успешно запустила в космос свой роботизированный лунный модуль Beresheet . Хотя аппарат разбился при посадке, эта миссия сделала еврейское государство седьмой страной, которая вышла на лунную орбиту, и четвертой страной, которая попыталась совершить мягкую посадку на Луну.
Несмотря на это впечатляющее достижение, Израиль не является синонимом освоения космоса или даже технологий дальнего космоса, хотя в стране действует активный сектор космических технологий в таких областях, как разработка спутников наблюдения.
Эксперты утверждают, что сейчас самое время ускорить исследования дальнего космоса, поскольку ожидается, что эта область станет значимой в ближайшие десятилетия.
Данные о добыче полезных ископаемых на Луне
Одним из таких экспертов является Рой Наор, соучредитель и генеральный директор израильского глобального инновационного центра Creation-Space , который недавно запустил Space Venture — уникальную программу-акселератор для создания и продвижения стартапов в сфере космических технологий.
«В настоящее время на Луне нет экономики, нет клиентов, которым что-либо нужно, но через 10 лет они появятся», — рассказал Наор ISRAEL21c.
Слева направо: генеральный директор Creation-Space д-р Рой Наор, Орен Хефец (директор по развитию бизнеса JNF-USA), Ури Орон (генеральный директор Израильского космического агентства), Элия Винтер (глава местного совета Мицпе-Рамон). Фото: Раз Тель-Хай
Наор говорит, что добыча ресурсов на других планетах, скорее всего, станет первой жизнеспособной экономической деятельностью.
«Первым ресурсом, который будут добывать, станут данные из центров обработки данных, а не полезные ископаемые, потому что это будет дешевле, более устойчиво и полезно для человечества», — отмечает Наор.
«Дата-центры потребляют огромное количество энергии. Они производят много тепла и загрязняют окружающую среду. Дата-центр на Луне не занимает недвижимость. Он не разрушает пустыню… и вам не нужно использовать воду из наших собственных ресурсов, чтобы охладить его», — объясняет он.
Подробнее об инновациях
Он говорит, что сверхдержавы, в первую очередь США и Китай, конкурируют за господство на лунной поверхности и в глубоком космосе, как и частные коммерческие игроки, такие как Илон Маск и Джефф Безос. Наор говорит, что этот импульс создает бизнес-возможности, которые могут «изменить ВВП страны».
«Мы находимся в подходящее время в истории для Израиля, чтобы присоединиться к глобальным усилиям по расширению человечества за пределы орбиты Земли», — говорит он.
Творение-Пространство
Вот тут-то и появляется Creation-Space. «Мы здесь, чтобы просвещать израильский рынок», — говорит Наор.
«Израильтянам нужно избавиться от менталитета, что американцы — астронавты, а мы просто строим спутники. Мы лидеры в области глубоких технологий, но не технологий дальнего космоса».
Creation-Space была основана в 2023 году Наором, доктором наук в области планетарных наук; Галом Йоффе, системным инженером; и Алоном Шикаром, космическим архитектором. Сейчас в компании работают 10 человек.
Его девиз — «ускорение технологий дальнего космоса с мощными приложениями на Земле». Это означает технологии, которые представляют «двойную ценность» для применения в растущей лунной экономике и на нашей родной планете.
«Creation-Space занимается проблемами, которые могут возникнуть во время миссий в дальнем космосе, и либо предлагает решения и создает компанию вокруг этого решения, либо создает совместное предприятие с предпринимателем, у которого есть собственное решение», — объясняет Наор.
Первые стартапы, которые будут приняты в программу акселерации Space Venture, получат до 250 000 долларов США в дополнение к технической поддержке, доступу к исследовательским центрам и испытательным полигонам, а также семинарам, проводимым ведущими экспертами в этой области, включая NASA.
Наор говорит, что с момента запуска акселератора в январе Creation-Space был «перегружен заявками, которые превзошли наши ожидания».
Чтобы удовлетворить спрос и расширить деятельность, компания недавно открыла последний раунд посевного финансирования.
Космический город Мицпе-Рамон
Creation-Space находится в небольшом местном совете Мицпе-Рамон, в глубине южной пустыни Негев в Израиле. Его офисы находятся в инновационном центре Мицпе-Рамон , построенном с помощью JNF-USA.
Иллюстрация будущего бета-сайта Creation-Space. Фото предоставлено Creation-Space
Мицпе-Рамон расположен на вершине 860-метрового хребта, откуда открывается вид на геологическое чудо: крупнейший в мире эрозионный кратер, известный как кратер Рамон ( на иврите Махтеш Рамон ).
«Когда мы изучаем Марс, мы наблюдаем за ним с помощью инструментов дистанционного зондирования, но этого недостаточно.
«Лучшее, что мы можем сделать сейчас, — это перейти к аналоговым средам на Земле и экстраполировать их характеристики на Марс», — говорит Наор, имея в виду среды со свойствами, аналогичными определенным характеристикам Марса.
Одна из таких сред находится внутри кратера Рамон. Другие находятся в Антарктиде и различных пустынных регионах.
«Но в Европе нет пустыни. Если кто-то в Европейском космическом агентстве разработает марсоход и захочет покататься на нем в своей песочнице, то потенциально он может приземлиться в аэропорту Бен-Гурион и через два часа оказаться в гиперзасушливой пустыне посреди ничего. Сейчас они едут в Марокко, а это очень недоступно».
Выбор Мицпе-Рамона также стал частью более масштабных усилий по превращению этого туристического города в «космический город» Израиля, которые были реализованы в сотрудничестве с муниципалитетом Мицпе-Рамона и Национальной программой экономического роста Министерства экономики и промышленности, а также другими партнерами.
Тем не менее, Наор подчеркивает, что Creation-Space призван помочь человечеству в долгосрочной перспективе, а не подготовить его к переселению на терраформированный Марс.
«Некоторые люди выступают за то, чтобы мы отправились на Марс и жили там, потому что это была бы лучшая жизнь. Я? Я не уверен. Даже если на Земле будет ядерная война, все равно будет лучше жить на Земле, чем на Марсе», — сказал он ISRAEL21c.
«Мы основали Creation-Space, потому что считаем космос лучшим ускорителем инноваций для человечества... здесь, на Земле».
15 МАРТА 2025г. Девять спутников, построенных школьниками из Израиля, были выведены на орбиту с космической базы Ванденберг в Калифорнии с помощью ракеты Falcon 9 компании SpaceX.
Израильские школьники, построившие спутники для проекта Tevel 2.(фото: РОНЕН ХОРЕШ/GPO)
Это будет второй запуск спутников из проекта "Тевель" ("Вселенная", израильский проект по строительству наноспутников) - после того как восемь первых спутников были успешно выведены на орбиту в начале 2022 года.
Сегодня в школах по всему Израилю разразился праздничный резонанс, поскольку проект Израильского космического агентства «Tevel 2» осуществил то, что многие считали невозможным: он познакомил с чудесами космоса.
Девять миниатюрных спутников, разработанных израильскими старшеклассниками, были запущены в космос в субботу в рамках проекта Tevel 2. Спутники, спроектированные и построенные студентами со всей страны, вышли на низкую околоземную орбиту на высоте около 500 км после запуска на борту ракеты Falcon 9 компании SpaceX с базы Космических сил США в Калифорнии.
Один из спутников был разработан студентами-друзами и является первым в своем роде. Запуск состоялся во время визита делегации сирийских шейхов-друзов в Израиль.
Израиль добился знаменательного события в области образования в области космоса и науки : девять небольших исследовательских спутников, построенных старшеклассниками, были запущены на орбиту с Космической военной базы Ванденберг в Калифорнии, сообщил израильский телеканал Channel 14 .
Проект Tevel 2 с бюджетом в 10,5 млн шекелей был инициирован Министерством инноваций, науки и технологий в сотрудничестве с Тель-Авивским университетом и девятью местными органами власти. Программа включает в себя создание станций спутниковой связи, позволяющих студентам отслеживать данные миссии и контролировать операции.
Бригадный генерал (в отставке) Ури Орон, директор Израильского космического агентства , охарактеризовал проект как шаг вперед в науке и образовании.
«Проект Tevel 2 является свидетельством мощи израильских инноваций», — сказал Орон. «Мы являемся свидетелями выигрышного сочетания научного совершенства, технологического образования и социальной интеграции. Эти спутники не только предоставят важнейшие научные данные, но и послужат источником вдохновения для следующего поколения израильских ученых-космонавтов».
Спутники Tevel 2, которые были переданы в США для запуска. (кредит: RONEN HORESH/GPO)
Спутниковые миссии
Помимо исследовательских миссий, таких как измерение космической радиации и ее воздействия на электронные компоненты, каждый спутник несет памятную миссию в память о павших 7 октября и войне Израиля с ХАМАСом. В рамках этой миссии спутники будут передавать телеметрический сигнал с именами павших, а данные будут отображаться на веб-сайте Израильского космического агентства.
Профессор Меир Ариэль, руководитель Центра космической инженерии инженерного факультета Тель-Авивского университета, объяснил цели исследования.
«Созвездие спутников предназначено для измерения космического излучения на орбите», — пояснил Ариэль. «Космическое излучение состоит из высокоэнергетических частиц (в основном протонов), исходящих от нашего Солнца, а также событий в глубоком космосе, таких как взрывы сверхновых».
«Жизнь на Земле относительно защищена от этого излучения благодаря магнитному полю и атмосфере планеты, но в космосе оно представляет значительную опасность для здоровья астронавтов на борту космических кораблей и влияет на работу электронных систем на спутниках».
Министр инноваций, науки и технологий Гила Гамлиэль заявила, что проект Tevel 2 представляет собой вершину израильских инноваций, объединяющую научное и технологическое образование.
Она также подчеркнула роль молодежи в проекте.
«Для меня это особенно эмоциональный момент — видеть, как молодые мужчины и женщины из всех слоев израильского общества работают вместе, превращая мечту в реальность и творя историю в космосе», — сказала она.
«То, чего добились эти талантливые школьники просто поразительно: они построили самую большую израильскую спутниковую группировку, когда-либо запущенную. Я особенно горжусь первым в истории друзским спутником и трогательной памятной миссией спутника Шаар ХаНегев».
Израильские спутники запускаются с территории США. / bne IntelliNews
«Наши значительные инвестиции в эту инициативу — это не просто инвестиции в технологии, это инвестиции в вас, следующее поколение израильских космических ученых и будущих инженеров», — заключил министр.
Ожидается, что спутники будут работать около трех лет. Проект служит источником вдохновения для следующего поколения космических инженеров и ученых в Израиле, символизируя приверженность страны возможностей своей молодежи.
3D-рендеринг спутниковой сети вокруг Земли. Фото Frame Stock Footage, Shutterstock
Усовершенствованный плазменный двигатель, использующий израильскую технологию, способен уводить спутники от опасности, потребляя при этом меньше энергии, чем химические двигатели.
В дополнение к тысячам спутников, уже вращающихся вокруг Земли, к концу десятилетия ожидается запуск около 14 000 новых спутников.
По словам Игала Кронхауса, профессора Техниона,(Технио́н — Изра́ильский технологи́ческий институ́т), ставшего стартап-предпринимателем в сфере космических технологий, это составляет около 9000 тонн космического мусора.
По словам Кронхауса, ситуация настолько ухудшилась, что в 2022 году Соединенные Штаты ввели новые правила, которые «не разрешат запуск спутника, если у него нет убедительной возможности убраться с дороги через пять лет после окончания миссии».
Доктор Игал Кронхаус, соучредитель Space Plasmatics. Фото предоставлено Space Plasmatics
В 2021 году Кронхаус основал свою компанию Space Plasmatics , чтобы решить проблему космического мусора, а также улучшить двигательные установки спутников в целом.
Компания Space Plasmatics разрабатывает плазменные двигатели, предназначенные для перевода спутников на другую орбиту или даже обратно на Землю, используя ионизированный газ в электрическом поле вместо традиционного метода движения на основе химических реакций.
Двигатели получают энергию от солнечных батарей, которые уже установлены на спутниках. Электротяга на солнечных батареях теперь используется практически в каждом спутнике. Высокомощные версии могли бы даже приводить в движение пилотируемые космические корабли для миссий на Луну и Марс.
Первоначально электрическая тяга была задумана в 1950-х годах как способ доставки людей на Марс — задолго до того, как Илон Маск популяризировал эту концепцию в 21 веке .
Подробнее об инновациях
«Тогда не было иных перспектив применения, кроме пилотируемых космических полетов», — рассказал Кронхаус ISRAEL21c.
Теперь, когда спутники выполняют все функции — от GPS-навигации и сотовой связи до шпионажа за вражескими странами, появился и такой вариант использования.
Космическое оборудование
Кронхаус был доцентом кафедры аэрокосмической техники в Технионе в течение семи лет. Технология космической плазмы, по его словам, «вынашивалась в моей лаборатории в течение последнего десятилетия».
«Это очень необычно для профессора — основать компанию», — говорит Кронхаус. «Я прокладываю здесь уникальный путь».
Соучредитель Space Plasmatics Эндрю Перлман. Фото предоставлено Space Plasmatics
Соучредитель Space Plasmatics Эндрю Перлман — серийный предприниматель, который привлек более 150 миллионов долларов для 10 израильских компаний с момента своего прибытия сюда из Соединенных Штатов в 1981 году. Он описывает свою роль в Space Plasmatics как «тренера, второго пилота и правую руку» Кронхауса.
«Мы занимаемся исключительно космическим оборудованием», — говорит Кронхаус. «Мы не можем повторно использовать наши двигатели в автомобилях или самолетах. Мы создаем реальный, физический продукт, а не просто пишем код. Это затрудняет убеждение инвесторов вступить в проект».
В прошлом году Кнессет пообещал инвестировать в гражданскую космическую отрасль $48млн. эквивалент $180 млн в шекелях в течение следующих пяти лет. Start-Up Nation Central оценивает мировую космическую экономику в $400 млрд.
Большие спутники
В июне Kronhaus подписала сделку на разработку плазменных двигателей для спутников IAI. Эта сделка указывает на сдвиг в отрасли.
«Не секрет, что мы не можем запускать над соседними арабскими государствами. И мы не строим огромные ракеты. Поэтому мы строим ракеты поменьше с меньшей полезной нагрузкой, которые запускаются в неправильном направлении!» — говорит Кронхаус.
Это «неправильное направление» требует больше топлива, «поэтому нам приходится еще больше уменьшать полезную нагрузку, которую мы перевозим».
Но теперь, по словам Кронхауса, основной рынок, похоже, сосредоточен на более крупных спутниках, которые весят несколько сотен килограммов. Это имеет экономический смысл — более крупные спутники несут большую полезную нагрузку, что приводит к более быстрой окупаемости инвестиций.
IAI также специализируется на более крупных спутниках.
Соглашение с IAI позиционируется как пробное, чтобы увидеть, сможет ли Space Plasmatics масштабироваться до потребностей IAI. Кронхаус убежден, что они могут, и что IAI станет платящим клиентом.
Как это работает
Для всех, кто читает это, учёных-ракетчиков, вот несколько технических подробностей.
Плазменные двигатели Кронхауса по сути являются улучшенной версией двигателя Холла — модели, разработанной в бывшем Советском Союзе в 1960-х годах.
Двигатель действительно нуждается в некотором количестве топлива, но использует негорючие газы, такие как ксенон и криптон.
«Инертный газ находится в топливном баке спутника», — говорит Кронхаус. «Двигатель Холла подает определенное его количество в двигатель с постоянной скоростью. Электрическое поле дает газу энергию для ионизации. При ускорении ионов образуется красивое голубое плазменное пламя. Это ускорение и создает тягу.”
Прототип двигателя microHET компании Space Plasmatics. Фото предоставлено компанией Space Plasmatics
Кронхаус утверждает, что технология Space Plasmatics также снижает вес спутника, поскольку обычно большую часть веса устройства составляет топливный бак.
Однако двигатели Холла подходят не для всех космических целей. Для посадки на Луну или запуска ракет требуется более мощная химическая тяга. Космическая плазматика продолжает разрабатывать свои двигатели.
Space Plasmatics все еще разрабатывает свои двигатели. Если компания продолжит работу с IAI и/или соберет больше денег, Кронхаус и Перлман говорят, что полная рабочая версия продукта компании должна быть готова ко второму кварталу 2025 года.
Соревнование
У Space Plasmatics много конкурентов: австрийская Enpulsion; Thrustme и Exotrail из Франции; Astra и Rafael из Израиля.
Однако Кронхаус делает ставку на высокую тягу и высокую экономию топлива Space Plasmatics. «Мы улучшаем производительность двигателя Холла на низкой мощности», — говорит он.
Не помешает и то, что Кронхаус имеет докторскую степень в области электродвигателей и считается экспертом в этой области – как в Израиле, так и за его пределами. Хватит ли технологий Kronhaus и деловой смекалки Pearlman для того, чтобы эта компания из четырех человек в Хайфе смогла пробить себе дорогу в сфере космических технологий? Мы будем наблюдать.