Сообщество - ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ

ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ

1 158 постов 2 950 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

10

Об Ашхабадском землетрясении 1948 года

В 2 часа 17 минут «с учётом местного времени» (ТАСС) 6 октября 1948 г. в столице Туркменской ССР Ашхабаде возникла серия подземных толчков магнитудой от 7,3 до 9 баллов. В считанные часы практически весь город, большая часть которого была застроена традиционными для региона глинобитными домами, просто исчезла.

Специалисты говорят, что 90 % зданий разного назначения: жилые дома, общественные здания, военные казармы, аэропорт, ж/д. вокзал и т.д. были разрушены. До настоящего времени нет единой оценки количества жертв. Говорят, погибло от 30 до 75 % от общего количества жителей и приезжих, находившихся в тот момент в городе.
Огромное количество людей оказалось заваленным песком и придавленным сверху крупными монолитными листами полуметровой ширины, которые ранее были крышей. Повторяющиеся толчки практически не оставляли шансов для выживания.

Ашхабадское землетрясение часто называют одним из крупнейших в регионе.
Сейчас кое-кто пытается представить происшествие, как строго засекреченное. Это не так.

Посмотрим на факты, которые позволят понять, знала ли огромная страна о том, что случилось в Ашхабаде.

1. Первые сообщения о землетрясении поступили в Москву только утром 6 октября через Ташкент, куда пришла скупая телеграмма от одного из военных связистов, и в Баку, где перехватили радиограмму отправленную, как оказалось, с борта самолёта.

2. 7 октября в главной советской газете «Правда» (тираж к тому времени составлял около 5 млн.) газетах «Известия», «Комсомольская правда» и ряде других был напечатан текст заявления ТАСС о землетрясении в Ашхабаде. Примечательно, что текст везде был один и тот же, расположен на 2-й странице, никаких комментариев не было дано. Совершенно очевидно, что власти после соответствующего обсуждения утвердили определенную модель реакции, которая не могла бы привлечь массовое внимание. В это время страна рапортовала ЦК и лично товарищу И.В. Сталину о производственных достижениях в преддверии годовщины Великой Октябрьской революции (этим и были заняты первые страницы во всех изданиях).

3. Уже 11 октября в «Правде» всё на той же второй странице появляется развёрнутое интервью, которое взял корреспондент газеты у Председателя Совмина Туркменистана о неотложных мерах, предпринимаемых в связи с землетрясением. А также подробный отчёт за подписью ТАСС о помощи населению пострадавших районов. Эта публикация была перепечатана многими изданиями, например, газетой «Сталинский сокол».

4. О том, что эта информация не была засекречена, свидетельствуют разные факты. Например, в той же «Правде» от 10 ноября 1948 г. на стр. 2 был напечатан очерк о советской молодежи. В доказательство тезиса о том, что она обладает исключительными качествами, приводиться пример, что когда стало известно о землетрясении Ашхабаде и станции переливания крови получили указание немедленно отправить туда все свои запасы, то сотни молодых людей: рабочие, студенты и даже школьники, хотели стать донорами. Или то, что в газете «Вечерняя Москва» 15 октября была размещена статья о подвиге бортрадиста Юрия Дроздова, который, выбравшись из-под обломков (?), отправил радиограмму о катастрофе в Ашхабаде.

Страна знала, что произошло, и делала многое для оказания помощи. Со всех концов едут специалисты разных специальностей, чтобы оказать помощь в восстановлении города. Даже прочитав всего лишь об одном примере, доказывающем этот вывод, можно с уверенностью говорить о том, что это было практикой в рамках всей страны. Так, в упомянутой уже «Вечерней Москве» за 14 октября (с момента события прошла неделя) размещена статья и фотография группы специалистов: железнодорожников, инженеров, техников, строителей, которые на самолете СССР Л-1303 отправились в Ашхабад. А еще раньше, 11 октября, та же газета разместила статью под весьма говорящим названием «Самоотверженная братская помощь москвичей» о регулярных полётах, совершаемых московскими лётчиками из Внуково в Туркмению, и о большом количестве гуманитарных грузов, отправляемых туда. Одних товаров народного потребления было отправлено на 30 млн. рублей. Как написано в статье: «руку братской помощи Туркменской ССР протянули все народы Советского Союза».

Вместе с тем понятно, что ничего не делалось без одобрения сверху. По этой же причине можно предположить существование определённых ограничений, что косвенным образом могло спровоцировать то, что сегодня пишется о замалчивании этой трагедии. Партийные руководители всячески оберегали общество, которое только вышло из страшной войны, и один из верных способов, как им представлялось – не пугать, не сообщать страшные новости, что может ввергнуть народ в уныние и беспокойство. Например, слово «катастрофа» практически не использовалась в периодической печати того времени всё по той же причине.

А катастрофическое землетрясение в Ташкенте (8-9 баллов по 12-бальной шкале Рихтера)
26 апреля 1966 года произошла уже в другое время, когда утаивание подобных сведений стало нормой.

Показать полностью 3
18

"Спящая эпидемия"

"Спящая эпидемия"

Между 1915 и 1926 годами таинственная болезнь охватила континенты, загнав тысячи людей в сумрачном состоянии между жизнью и забвением: летаргический энцефалит — воспаление мозга, едва понятное и сегодня.Началось невинно, как грипп: высокая температура, боль в горле, сокрушительная усталость. Но потом наступил кошмар. А для многих спуск в бесконечный сон или состояние живой кататонии.Эпидемия убила более полумиллиона человек. Выжившие никогда не были прежними — многие оставались запертыми в телах, которые не могли ходить, говорить или просыпаться полностью.А что самое тревожное? После 1926 года болезнь исчезла так же внезапно, как и появилась, оставив науку без четких ответов.

Показать полностью 1
15

Для чего в Иране при входе в дом вешали два дверных молотка

Два дверных молотка нужны были для того, чтобы определить пол гостя (мужчина или женщина). И это связано с тем, что женщина в доме могла не только ходить с открытым лицом, но и носить более свободную одежду, чем было предписано обществом. Началось это в 7 веке, когда произошла исламизация Ирана. Процесс этот был постепенным, однако он оказал существенное влияние не только на государственное устройство, но и на отношение к женщине.
Исламская женщина должна закрываться элементами одежды при посторонних. При чужих возможно оставлять открытыми только руки и лицо.

И в этой связи, дабы заранее подготовить хозяев дома к возможному визиту гостей, и была введена традиция двух молотков. Даже если приходит гость-мужчина, и ему открывает дверь хозяин дома, его жена (дочери, сестры) успевают надеть закрытую одежду, соответствующую правилам. Но при возможности гостям открывал дверь хозяин того пола, какой был у пришедшего гостя. На иллюстрации ниже видно, что молотки эти разные. Разным был и издаваемый ими звук, по которому хозяева узнавали пол пришедшего. Молоток для мужчин обязательно размещается слева, для женщин – справа.

Кое-где в Иране и сегодня остались двери с такими двойными молотками. Например, в городе Язд (Йезд) такие молотки остаются в индивидуальных жилых домах.

 Дверной молоток для мужчины слева, для женщины - справа. Язд (Йезд), Иран.

 Дверной молоток для мужчины слева, для женщины - справа. Язд (Йезд), Иран.

Показать полностью 1
46

История ЗиЛ-131

Судьба московского Завода имени Лихачева мало кого оставила равнодушным. Горькой усмешкой топорщатся на его руинах мрачные коробки квартала «Зиларт». Однако тем, кого все еще терзает горечь от утраты, предлагаю прежде всего задать себе вопрос: так ли необходим был стране такой автомобильный гигант, как ЗиЛ?

ЗиЛ-131А, макетный образец 1956 года. Герметизированные тормозные механизмы оказались непозволительной роскошью, как и цельноалюминиевый кузов.

ЗиЛ-131А, макетный образец 1956 года. Герметизированные тормозные механизмы оказались непозволительной роскошью, как и цельноалюминиевый кузов.

Нет, не ждите ответа от меня. Выдвину лишь версию о том, что ускорило крах гиганта социалистической индустрии. Как ни парадоксально это прозвучит, причиной стал один из лучших грузовых автомобилей, когда-либо выпускаемых этим предприятием — ЗиЛ-131.

Это — не ЗиЛ-131, а ЗиЛ-165, опытный образец с трансмиссией и ведущими мостами от ЗиЛ-157 и кабиной раннего ЗиЛ-130. В кабине при такой компоновке было тестно. 1957 год.

Это — не ЗиЛ-131, а ЗиЛ-165, опытный образец с трансмиссией и ведущими мостами от ЗиЛ-157 и кабиной раннего ЗиЛ-130. В кабине при такой компоновке было тестно. 1957 год.

Первые серийные ЗиЛ-131 на заводе собрали в марте 1967 года. Полноценное производство развернулось в 1968 году. Это был трехосный полноприводный многоцелевой автомобиль высокой проходимости «промежуточной», как определял основной заказчик, грузоподъемности 3,75 т. Его неоспоримым достоинством являлась 73‑процентная унификация с народнохозяйственным грузовиком ЗиЛ-130. В остальном 131‑й держался в «середнячках». Или, как выражались, «не уступал зарубежным аналогам». В Сети не утихают жаркие споры о том, у кого проходимость лучше, у ЗиЛ-131 или у его предшественника ЗиЛ-157? Для страны, где вместо дорог сплошные направления, вопрос отнюдь не праздный. Даже с неработающим YouTube убеждаешься, что старина-«колун» обходит по этому показателю 131‑й. Люди с большим опытом в индустрии объясняют этот феномен одним словом: «сбалансированность».

Макетирование внешнего вида кабины по эскизам Э. В. Сабо выполнили скульпторы Александр Михайлович Першин и Виктор Иванович Есаков, разработку капота с оперением вел старший конструктор Аркадий Петрович Черняев. Правая часть макета — будущий ЗиЛ-130.

Макетирование внешнего вида кабины по эскизам Э. В. Сабо выполнили скульпторы Александр Михайлович Першин и Виктор Иванович Есаков, разработку капота с оперением вел старший конструктор Аркадий Петрович Черняев. Правая часть макета — будущий ЗиЛ-130.

Прежде всего, хвалят рядную «шестерку» 157‑го, тянущую чуть ли не с холостых оборотов. Крутящий момент этого двигателя, в сочетании с передаточными отношениями трансмиссии и распределением нагрузки по осям, позволял преодолевать препятствия «внатяг». Помогала и рама, менее жесткая на кручение, чем в 131‑м — изгибаясь, она лучше приспосабливала шасси ЗиЛ-157 к рельефу местности. К тому же, 157‑й обували в очень удачные шины размерности 12,00–18. Штатная резина ЗиЛ-131 модели М-93, хоть и была побольше, 12,00–20, оказалась излишне жесткой. Впоследствии ее все же заменят более эластичной КИ-113. Но и эти шины мощный V8 легко срывал в пробуксовку, лишая на бездорожье 131‑й преимуществ 157‑го.

Бунтарь-одиночка Э. В. Сабо (14.08.1933–12.04.2017) у масштабного пластилинового макета гоночноо ЗиЛ-112С. Сабо, вероятно, наиболее результативный автомобильный дизайнер СССР, получил 10 свидетельств на промобразец.

Бунтарь-одиночка Э. В. Сабо (14.08.1933–12.04.2017) у масштабного пластилинового макета гоночноо ЗиЛ-112С. Сабо, вероятно, наиболее результативный автомобильный дизайнер СССР, получил 10 свидетельств на промобразец.

Это — о сбалансированности конструкции. Однако, достаточно открыть обычный справочник НИИАТ, чтобы многое стало понятным (или, наоборот, непонятным!). Масса в снаряженном состоянии ЗиЛ-131 (с лебедкой) составляет 6700 кг, тогда как ЗиЛ-157 — 5800 кг. То есть, «колун» почти на целую тонну легче! Непостижимая разница, особенно если учесть, что по габаритам машины близки. Хотя колесная база у 131‑го ощутимо короче: 3975 против 4225 мм — а этот параметр существенно влияет на вес конструкции.

ЗиЛ-3Э131, 1958 год, на любимом заводском месте съемки, у здания МГУ на Ленинских горах.

ЗиЛ-3Э131, 1958 год, на любимом заводском месте съемки, у здания МГУ на Ленинских горах.

Непонятно, где 131‑й нагулял эти килограммы. Не мог же всех их навесить V-образный 8‑цилиндровый двигатель! (Недолгий поиск в Сети подтверждает: 500 кг против 453 кг у рядной «шестерки» ЗиЛ-157.) Карданов у 131‑го меньше, база короче… Неужели, красивый капот с оперением виноваты? Словом, загадка.

Окончательный вариант ЗиЛ-131 на государственных испытаниях 1960 года. Вот только люк в крыше до серии не дойдет.

Окончательный вариант ЗиЛ-131 на государственных испытаниях 1960 года. Вот только люк в крыше до серии не дойдет.

Экспериментальный самосвал с предварительным подъемом платформы ЗиЛ-133С, 1963 год. Несмотря на передний мост ЗиЛ-131, привода на него нет (не предусматривалось проектом).

Экспериментальный самосвал с предварительным подъемом платформы ЗиЛ-133С, 1963 год. Несмотря на передний мост ЗиЛ-131, привода на него нет (не предусматривалось проектом).

Особый разговор, как появились этот капот и это оперение. Автомобиль создавали параллельно со 130‑м, в рамках семейства. Открываю книгу «Советские полноприводные», том 2. Главный конструктор завода Анатолий Маврикиевич Кригер распоряжением № 22 в январе 1956 года закрепил за тяговой модификацией обозначение ЗиС-131, за транспортной — ЗиС-131А. Пока строили опытные образцы, умер бывший директор завода Иван Алексеевич Лихачев, и 26 июня 1956 года завод назвали его именем (что весьма удачно совпало с хрущевской кампанией по развенчанию культа личности). Поэтому из ворот экспериментального цеха пара макетных образцов выкатилась в начале ноября 1956 года уже под маркой ЗиЛ-131. У них уже были трапециевидные крылья.

Активный автопоезд ЗиЛ-137Т-137А (10х10) с гидрообъемным приводом осей полуприцепа. Предназначен для перевозки «длинных неделимых грузов» (водопроводных труб, разумеется!). Выпускался с 1970 года на Брянском автозаводе с 1970 по 1984 год и был прекращен по причине низкой надежности гидравлики. Сделано 1972 штуки.

Однако следом завод модернизирует ЗиЛ-157. В частности, прилаживает к нему кабину с оперением от будущего 130‑го. Хотя и сам 157‑й тогда — еще «будущий», производство пока не начато. Этот опытный образец, ЗиЛ-165, даже выставляют на ВДНХ — модные формы, величественная машина! А внутри Отдела главного конструктора начинается легкий раздрай. С одной стороны, велик соблазн снабдить оба грузовика одинаковыми кабиной и оперением (разве что у армейского в крыше проделать люк для командира). С другой, панорамное стекло настораживало военных. А если камень влетит? А пуля или осколок? Потом, как хранить такие стекла, как их перевозить? Да и не вставишь в одиночку. Однако начальник Автотракторного управления Минобороны генерал-полковник Иван Терентьевич Коровников доводов не слышит. Кабина ему нравится. 9 декабря 1957 года он утверждает панорамное стекло «с разрезкой посередине». Действительно, вписывать плоские секции в абрис ветровой рамы для технологов — та еще головная боль. Крылья… Конечно, и модные крылья военных тоже не устраивали. Причина — в ремонтопригодности самих крыльев и затрудненном доступе к двигателю. К тому же, на плоское крыло всегда можно поставить что-то полезное сверху. Например, пулемет.

Сборка ЗиЛ-131 на главном конвейере Завода имени Лихачева. Цвет кабины на заводе называли «песок». Фото Олега Константиновича Федулова (В/О «Автоэкспорт»).

Сборка ЗиЛ-131 на главном конвейере Завода имени Лихачева. Цвет кабины на заводе называли «песок». Фото Олега Константиновича Федулова (В/О «Автоэкспорт»).

Этот не совсем эстетический спор помог разрешить Эрик Владимирович Сабо, гордый тбилисский венгр (бывает и такое), выпускник «Строгановки». Но в 1962‑м за чересчур мятежный дух Сабо «попросят» с завода. Поэтому автором так хорошо знакомого всем внешнего облика 131‑го называют кого угодно, только не Сабо. Не упомянут он и в трехтомнике «Завод и люди, 1916–2016». Да, в ходе подготовки к серийному производству дизайн будет уточнен. По настоянию технологов упростят форму радиаторной решетки и капота. Да и саму кабину слегка подправят (например, изменят наклон ветрового стекла и соорудят над ним козырек, чтобы стекло не пускало «зайчиков», демаскирующих машину). Однако, в целом сохранят замысел Сабо.

Гримасы повседневной эксплуатации: народнохозяйственный ЗиЛ-131А на Профсоюзной улице в Москве, снимок конца 1970‑х.

Гримасы повседневной эксплуатации: народнохозяйственный ЗиЛ-131А на Профсоюзной улице в Москве, снимок конца 1970‑х.

А лишние килограммы… На заводе велась планомерная работа по снижению материалоемкости ЗиЛ-131 путем оптимизации толщин металла. К 1982 году снаряженную массу удалось снизить до 6460 кг, к 1985‑му — до 6135 кг. Соответственно, завод смог рапортовать партии и правительству о повышении грузоподъемности, а военным — о выполнении требований об увеличении расчетной массы экипажа с 75 до 100 кг на человека, поскольку рос вес носимого бойцом снаряжения.

Транспортно-заряжающая машина ПР-14АМ зенитно-ракетного комплекса С-125М «Нева-М». Видны колеса с неразъемным ободом 228Г-508, внедренные с октября 1974‑го, а также повторители указателей поворотов, внедренные в декабре 1977‑го. Снимок сделан на Ходынском поле перед парадом на Красной площади в Москве.

Так почему военных устроила проходимость ЗиЛ-131? Все дело в экономике. Оценивать транспортный автомобиль только по проходимости, скажем так, будет слишком по-дилетантски. Значительную часть времени машины такого типа эксплуатируются на дорогах с твердым либо улучшенным покрытием, где нет необходимости даже подключать передний мост. На первое место выступают такие показатели, как скорость движения, утомляемость водителя, расход топлива, запас хода, ресурс до капремонта. По ним 131‑й наголову опережал 157‑й. Тем более, после модернизации в 1985 году. Одна только замена шин с диагоналок М-93 на радиалки Ки-113 сокращала расход топлива на 3 л на каждые 100 км (на скорости 60 км/ч). В масштабах Советской Армии — колоссальная экономия!

Салютная установка 2А30М на ЗиЛ-131 выпуска 1983 года. Тогда (в феврале) упразднили вентиляционный люк в крыше над водителем, но еще не перенесли повторители указателей поворотов на крылья (с 16 января 1984 г.). Фото Степана Александровича Доронина.

Семейство ЗиЛ-131 состояло из 4‑х модификаций (базовый тягач с бортовой платформой 131, народнохозяйственный грузовик с неэкранированным и негерметизированным электрооборудованием 131А, грузовик в северном исполнении 131С и седельный тягач для буксировки спецприцепов 131В). Интересно, что в отличие от ЗиЛ-130, базовая модель ЗиЛ-131 изготавливалась в общеклиматическом исполнении, то есть, одинаково подходила как для районов с умеренным, так и тропическим (сухим либо влажным) климатом, что конечно, отражалось и на себестоимости, и на ресурсе, который к началу 1980‑х с трудом удалось поднять до 200 тысяч километров (ЗиЛ-130 — 350 тыс. км). За время выпуска завод освоил свыше 100 потребительских комплектаций ЗиЛ-131. К 1990‑м годам в Советской Армии ЗиЛ-131 использовались под установку 249 образцов вооружения и военной техники, уступая лишь Урал-375 (4320) с его 381 образцом.

Топливозаправщик ЗиЛ-131 на… американской военной базе на Соломоновых островах. Снимок сделан 25 августа 1993 года. Утверждается, что машина предназначена для заправки ракет сторожевого катера Hiddensee (советский проект 1241 «Молния»), доставшегося от военно-морского флота ГДР.

ЗиЛ-131 выпускали в огромном количестве. По 50 с лишним тысяч в год (на 1983 план — 50 500 шт., на 1986 — 52 015 шт.) Их могло быть еще больше, да сдерживали возможности Брянского автозавода, где делали ведущие мосты 131‑х и специальные прицепы. Кроме того, продолжали (с 27 октября 1977 года — на Уральском автомобильном и моторном заводе УАМЗ в «закрытом» городе Свердловск-44) выпускать и ЗиЛ-157КД, старину-«колуна». И вынашивали планы, как сохранить производство полноприводных автомобилей на уровне 65–70 тысяч в год путем модернизации ЗиЛ-157КД. Хотели использовать на нем двигатель, раму, кабину, гидроусилитель руля и подвеску от 131‑го. План по самим ЗиЛ-131 на 1990 и последующие годы намеревались поднять до 60 000 машин!

Комплекс радиотехнической разведки в унифицированном бескаркасном кузове КМ-131 на шасси ЗиЛ-131. Приаргунский пограничный отряд.

Комплекс радиотехнической разведки в унифицированном бескаркасном кузове КМ-131 на шасси ЗиЛ-131. Приаргунский пограничный отряд.

Сколько именно автомобилей поступило основному заказчику (то есть, военным), неизвестно. Но, думается, подавляющая часть. И пока существовала советская распределительная система, пока завод был обеспечен гарантированным заказом, дела его шли неплохо. На пике 70 тысяч человек выпускали 200 тысяч грузовиков в год — оцените производительность труда! (Впрочем, для власти куда важнее было, что на ЗиЛе действовала крупнейшая в городе парторганизация.) Все годы выпуск 131‑х составлял примерно треть от общего годового объема производства Завода имени Лихачева. Армия уже не знала, куда девать эти 131‑е! Ими были забиты все склады, все базы хранения. Солить их, что ли? Поэтому, когда СССР распался, а госзаказ был пересмотрен, военные моментально отказались от 131‑х! Какое облегчение! Одновременно были открыты базы хранения, и с «консервации» на широкий рынок хлынули «зилки» по цене металлолома. Брать новые трехоски просто перестали. Таким образом, завод разом лишился почти трети дохода.

Опытный образец ЗиЛ-131М (1983 г.) с дизелем и плоскими стеклами на рисунке Александра Александровича Краснова (автора облика ЗиЛ-4331). Когда в 1968 году военные вновь вспомнили о плоских стеклах, завод спроектировал такой вариант кабины, но внедрение потребовало бы 543 000 рублей и 250 кв. м дополнительной площади по состоянию на 1970 год и 1 550 000 руб. и 700 кв. м площади — по состоянию на 1982 год.

Да, конечно, основные производственные мощности к тому времени планомерно высвобождались под производство другой продукции. Выпуск 131‑х (а, точнее, усовершенствованной модификации 131Н) в 1987 году, как ранее — ЗиЛ-157КД, передали на УАМЗ. 27 октября 1987 года там скатили с конвейера первый ЗиЛ-131Н. И все же, сокращение госзаказа весьма чувствительно ударило по производственному объединению ЗиЛ.

А все еще тянулась канитель с освоением замены 130‑го (4314) — с дизельным ЗиЛ-4331. Первые 50 автомобилей завод обещал собрать в подарок к XXVII съезду КПСС в феврале 1986 года. Впрочем, злые языки на заводе судачили, что собрали только 30 машин, и перед телекамерами их пускали по кругу, чтобы нельзя было сосчитать, сколько их на самом деле. Машина, задуманная еще в конце 1960‑х как ЗиЛ-169, к началу 1990‑х все еще оставалась сырой, но уже успела отстать от зарубежных аналогов. Да и пригнать подержанный грузовик из-за бугра частнику было выгоднее, чем платить за кота в мешке даже под славной маркой ЗиЛ.

Это не ЗиЛ-131, а макетный образец дизельного полноприводного грузовика следующего поколения, ЗиЛ-4334, 1981 год.

Это не ЗиЛ-131, а макетный образец дизельного полноприводного грузовика следующего поколения, ЗиЛ-4334, 1981 год.

За подробностями о том, что происходило на заводе в лужковские 1990‑е, адресую читателя к 3‑му тому сборника «Завод и люди, 1916–2016». Все же, как мне представляется, причины гибели предприятия изложены там несколько однобоко. Поскольку составляли книгу бывшие зиловцы, болеющие за родное предприятие. Мне же видится целый комплекс причин, первейшая из которых — неоправданное раздувание производственных мощностей при советской плановой экономике. Да и не выживают заводы-гиганты в современных мегаполисах. Примером тому Париж, откуда выселили и Renault и Citroen, а до этого — еще с десяток известных предприятий. Но это, как любили говорит братья Стругацкие, уже совсем другая история.

Денис Орлов, автомобильный историк


via

Показать полностью 15
10

Происхождение воскресенья, как дня отдыха

По одной из версий воскресенье сделал выходным днём в 321 году римский император Константин Великий (он в 4-м веке объявил христианство государственной религией империи.
Константин Великий установил выходной день в воскресенье в память о Воскресении Христа, которое произошло после еврейской Пасхи, которую празднуют в субботу.
По другой версии 7-дневную неделю (с выходным днём в её конце) ввёл Юлий Цезарь в 1 веке до н.э., за 4 века до принятия Римом христианства.

Слово "воскресенье" (как день недели) – современное. У славян его называли "неделя" (нет дела, то есть отдых). И ныне в церковном календаре ("святцах") воскресенье обозначается словом "неделя". Например, День Всех святых, в земле Русской просиявших, отмечается во "2-ю неделю по Троице", то есть во 2-е воскресенье после праздника Троицы. В 1941 году этот день пришёлся на 22 июня – начало ВОВ.

В других языках 7-й день недели – это не "Воскресенье". Например, в английском – "солнечный день", в греческом – "кириаки"– "Божий день".

Выходные дни тоже приходятся на разные дни недели. Например, в Вифлееме – мусульманском городе на территории Израиля, выходные приходятся на пятницу (у мусульман), воскресенье (у христиан) и на субботу (у иудаистов).

18

Пожарная машина изнутри

Пожарные машины часто воспринимаются как привычные участники городского пейзажа — большие, красные и громкие. Они не вызывают удивления, пока с ревом сирены не врываются в повседневную жизнь. За этим броским внешним обликом скрывается технически сложная и продуманная до мелочей система. Такой автомобиль не просто перевозит людей и воду — он работает как мобильный штаб, насосная станция, хранилище оборудования и временное убежище в самых экстремальных условиях. Каждый болт, каждая ручка здесь имеют значение.


Почему пожарные машины такие разные

Ретро./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fpinterest.com&t=pinterest.com&h=2ff2c69448f2e8e1907ad321a6afe8f2b378d982" title="http://pinterest.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pinterest.com</a><!--/noindex-->

Ретро./ Фото: pinterest.com

Пожарные машины сильно отличаются друг от друга, и дело не только в размерах или количестве отсеков. У машин, отправляющихся на вызовы, совершенно разное назначение: одна везёт почти десять тонн воды и оборудована насосом, другая — только лестницу длиной более тридцати метров и генератор, третья — гору инструмента для аварийно-спасательных работ, где среди домкратов и гидравлических ножниц легко потеряться. Универсальной машины в этой сфере не существует, потому что каждый выезд требует определённого набора функций, и даже в небольшом пожаре участвуют сразу несколько экипажей на разных типах машин.

Пожарные машины./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fdzen.ru&t=dzen.ru&h=4df646f52a546fe378290929d40cca90ccf2902a" title="http://dzen.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">dzen.ru</a><!--/noindex-->

Пожарные машины./ Фото: dzen.ru

Первые пожарные экипажи вообще обходились без моторов — это были повозки, запряжённые лошадьми, с бочками и ручными насосами. Сегодняшняя автоцистерна весит в среднем 12–14 тонн и больше напоминает мобильный склад со встроенной насосной станцией. Отдельные модели приспособлены для работы в условиях химических аварий, а в некоторых странах используют пожарные машины-амфибии, которые способны добираться до пожара даже по воде. На крупных объектах вроде аэропортов работают аэродромные машины с шасси от военных тягачей и возможностью за считанные секунды покрыть пеной целый лайнер.

Двигатель и трансмиссия под нагрузкой

Мощный Oshkosh Striker 4500./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fpinterest.com&t=pinterest.com&h=2ff2c69448f2e8e1907ad321a6afe8f2b378d982" title="http://pinterest.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">pinterest.com</a><!--/noindex-->

Мощный Oshkosh Striker 4500./ Фото: pinterest.com

Внешне пожарная машина может напоминать обычный грузовик, но внутри прячется усиленная техника, рассчитанная на работу в условиях, где обычная техника просто не выдержит. Эти машины запускаются на морозе, стартуют в полной загрузке, двигаются по обледенелым улицам и при этом не имеют права встать посреди маршрута. В среднем такая машина везёт более трёх тонн оборудования и несколько сотен литров (воды) и химии, плюс экипаж, плюс сам насос, который питается от того же двигателя.

Пожарный вездеход./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Funcle-vova.com&t=uncle-vova.com&h=8167db2bea742920fa15b5aa3b90b328c7cd7562" title="http://uncle-vova.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">uncle-vova.com</a><!--/noindex-->

Пожарный вездеход./ Фото: uncle-vova.com

Всё приходится закладывать с запасом: на шасси устанавливаются дизели мощностью 250–350 лошадиных сил, но главное не скорость, а момент — разгон здесь вторичен, важнее способность двигаться в натяжку, не глохнуть и не перегреваться даже при долгой работе на месте. Трансмиссия зачастую автоматическая, но с возможностью жёсткой блокировки межосевого дифференциала. У машин, которые работают на сложном рельефе — например, в горных районах или на промышленных объектах, — бывает подключаемый полный привод и независимая подвеска. Интересен и привод для насосной станции: нередко насос включается через отдельную коробку отбора мощности, напрямую от двигателя. Это позволяет подавать воду одновременно с работой силовой установки, что критично при длительном тушении, когда насос работает непрерывно более часа, а машина при этом не глушится.

Сирены и мигалки

Проблесковые маячки./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fnbcsandiego.com&t=nbcsandiego.com&h=c6475ac20693aeefcfb282f0aafef2ec78053168" title="http://nbcsandiego.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">nbcsandiego.com</a><!--/noindex-->

Проблесковые маячки./ Фото: nbcsandiego.com

Звуковая и световая сигнализация пожарной машины — это тоже не просто дань традиции, здесь всё просчитано и отработано на практике. Светодиодные балки размещаются по всей машине: дополнительные модули встраиваются по бокам кузова, над колёсными арками и даже внутри решётки радиатора. Так машину делают более заметной на улице и в потоке другого транспорта. Сирены пожарных машин имеют другую звуковую структуру по сравнению с полицейскими. Они чередуют тоны, сдвигают частоты и могут переходить в так называемый прерывистый режим, слышный сквозь закрытые окна и фоновый шум.

Сирена./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fwikipedia.org&t=wikipedia.org&h=069e34549d8605623376d6a956946f0dddfb7907" title="http://wikipedia.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">wikipedia.org</a><!--/noindex-->

Сирена./ Фото: wikipedia.org

В некоторых городах начали применять интеллектуальные сирены — громкость и тональность меняются в зависимости от окружающего шума. Например, ночью сирена будет работать тише, а днём — наоборот, громче. Кроме того, на многих машинах дополнительно устанавливают громкоговорители, через которые командир расчёта может отдавать команды пешеходам и водителям, а также прожекторы с направленным светом, помогающим ориентироваться в тумане или при ночных операциях. У отдельных моделей встречаются инфракрасные фары и указатели поворота, мигающие с увеличенной частотой.

Как всё устроено внутри

В кабине./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fflickr.com&t=flickr.com&h=00f33e3721471ba29e2ca96a4c409fec5ea4b238" title="http://flickr.com" target="_blank" rel="nofollow noopener">flickr.com</a><!--/noindex-->

В кабине./ Фото: flickr.com

Внутри пожарная машина – это тоже не грузовик с лавками. Внутреннее пространство разделено на функциональные зоны: передняя часть — водитель и командир, задняя — остальной расчёт. Сиденья здесь с особой системой креплений, которые позволяют бойцам ехать уже в снаряжении, включая дыхательные аппараты. Аппараты вставляются в спинки сидений, так что надевать их можно на ходу, не вставая. Это экономит время при прибытии на место.

Места пожарных./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fteka-retail.ru&t=teka-retail.ru&h=03088630ffc8788bde76b974c038d907964849e4" title="http://teka-retail.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">teka-retail.ru</a><!--/noindex-->

Места пожарных./ Фото: teka-retail.ru

Внутри очень много креплений, ниш и отсеков: от ящиков с инструментом до блоков радиосвязи и терминалов навигации. В зависимости от типа машины, в кабине может находиться от четырёх до восьми человек, и каждому предусмотрен отдельный ремень безопасности, который работает даже в случае, если пожарный сидит в снаряжении и шлеме. Сами материалы обивки устойчивы к высоким температурам и не поддерживают горение.

Кабина./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fyoudrop.ru&t=youdrop.ru&h=9a29360a69ba2124c563f0f891126f6a9d16dee9" title="http://youdrop.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">youdrop.ru</a><!--/noindex-->

Кабина./ Фото: youdrop.ru

Для связи между расчётом и диспетчером используется не только радио, но и защищённые планшеты. Они подключены к системе геопозиционирования, на них отображается маршрут, оперативные данные о ситуации на месте вызова и даже планировка здания, если она есть в базе. В некоторых машинах есть внутренняя камера и микрофон, чтобы старший расчёта мог наблюдать за действиями в салоне.

Пена, воздух и вода: боекомплект пожарной машины

Оснащение./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fsuperbarticles.org&t=superbarticles.org&h=78777489d3dd53fdf5abee96323ccea119fd324a" title="http://superbarticles.org" target="_blank" rel="nofollow noopener">superbarticles.org</a><!--/noindex-->

Оснащение./ Фото: superbarticles.org

Что делает пожарную машину уникальной, так это её способность работать в качестве цистерны для средств тушения пожара. За кабиной располагается насосный отсек с трубопроводами, кранами и контроллерами, где можно настроить нужное давление и переключать режимы подачи. Обычный пожарный насос выдаёт от 2000 до 4000 литров воды в минуту при давлении, сравнимом с тем, что используется в гидротехнических установках. Внутри самой машины могут находиться резервуары объёмом до девяти тысяч литров, причём разделённые по секциям — отдельно для воды и пенообразователя.

Пожарный насос./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Furalpt.ru&t=uralpt.ru&h=dd2241b87e411f1b9b6ccaa5bcee9643d8a64457" title="http://uralpt.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">uralpt.ru</a><!--/noindex-->

Пожарный насос./ Фото: uralpt.ru

Кроме воды, в арсенале машины есть баллоны со сжатым воздухом, генераторы пены, а в некоторых моделях — турбинные системы, которые создают направленный поток водяной пыли. Это помогает сбивать пламя, не заливая всё вокруг. Подача может вестись и через ручные рукава, и через выдвижные лафетные стволы, управляемые с пульта. На аэродромных машинах такие системы могут работать на расстоянии в десятки метров, а давление настолько высокое, что поток пробивает стёкла самолётов.

В работе./ Фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/pozharnaya_mashina_iznutri_13444482?u=http%3A%2F%2Fdrive2.ru&t=drive2.ru&h=16793392b6eaee651a48f192796a92a14c837a3b" title="http://drive2.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">drive2.ru</a><!--/noindex-->

В работе./ Фото: drive2.ru

Управление всей этой системой сосредоточено в отдельном блоке с датчиками и дисплеями, где отображаются расход воды, давление, остаток в резервуарах и даже температура. Оборудование располагается по периметру кузова в отсеках с герметичными дверцами. Всё закреплено на направляющих, выдвигается одним движением и готово к использованию без дополнительной подготовки.

via

Показать полностью 12 1
3

Ответ на пост «Прогулка по некоторым местам съёмок "Операции „Ы“". Как сейчас выглядят дома, которые строили Шурик и Федя. Фотосравнения и адреса»1

Грустную весть я принёс вам пикабушники!
Уходят "места боевой славы".

Вместо тысячи слов прилагаю скриншот с одного известного новостного ресурса.

Ответ на пост «Прогулка по некоторым местам съёмок &quot;Операции „Ы“&quot;. Как сейчас выглядят дома, которые строили Шурик и Федя. Фотосравнения и адреса»
Показать полностью 1
4831

Прогулка по некоторым местам съёмок "Операции „Ы“". Как сейчас выглядят дома, которые строили Шурик и Федя. Фотосравнения и адреса1

Скажу сразу, эта тема не новая и встречается на просторах интернета часто. Однако же мне всё равно очень давно хотелось побывать на местах московских съёмок культового фильма Леонида Гайдая "Операция „Ы“" (в частности её новеллы "Напарник" и именно эпизодов на стройке со студентом Шуриком и хулиганом Федей), поэтому пройти мимо, оказавшись по делам в Свиблово, я не мог.

К тому же уже несколько лет я встречаю информацию, что пятиэтажки (а в фильме снимались настоящие столичные дома, это не кинопавильоны), которые мы видим на экране, попали под реновацию и вот-вот будут снесены. Конечно, хочется, чтобы хотя бы одна из них осталась и в ней был бы открыт музей кино или музей Леонида Гайдая, а мысли о том, что кадры ниже уже в ближайшее время могут стать историей, очень печалят. Но видимо у Судьбы свои планы. Печально и то, что в этих дворах даже нет никакого, хотя бы миниатюрного и самого простого памятного знака, говорящего о нам том, что здесь зарождался один из самых известных советских кинофильмов, впоследствии ставший классикой отечественного кинематографа.

В общем, сегодня мы с вами посмотрим, где снимали многие распространённые эпизоды "Напарника" и как выглядят эти места сейчас.

Напомню, "Операция „Ы“" вышла в 1965 году. Стройку в "Напарнике" снимали в нынешнем московском районе Свиблово: в кадрах пятиэтажки и многоэтажки на улице Седова.

В частности, многие сцены противостояния Шурика и Феди сняты около пятиэтажки по адресу улица Седова, 5к2.

Вот она, в современном моём кадре ниже справа. С момента съёмок прошёл уже 61 год и за это время всё здесь конечно сильно изменилось.

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Сейчас уже и не скажешь, но это то же самое место. Окно в тепловом пункте (по адресу улица Снежная, 11с2) заложили.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Эта же пятиэтажка видна на заднем плане и здесь:

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

В наши дни точно повторить такой ракурс сложно, поскольку перед пятиэтажкой появился детский сад и её заслонил. Слева - пятиэтажка по адресу улица Седова, 7к2.

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Снова Седова 5к2.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (реж. Л.Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (реж. Л.Гайдай, 1965).

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Балконы - этого же дома.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

В этом эпизоде слева видна пятиэтажка по улице Седова 5к2, а справа - соседняя восьмиэтажка по адресу улица Седова, 3.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Сейчас место выглядит так:

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Другой край пятиэтажки по улице Седова 5к2 (справа) увековечен здесь. Слева - строится многоэтажка адресу Седова 7к1. Пятиэтажки в центре кадра уже нет, снесли. Сейчас на её месте большая многоэтажка.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

В наши дни:

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Тут видим уже упомянутую выше пятиэтажку по адресу улица Седова, 7к2.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Никогда бы не подумал, глядя на современный вид места, что здесь даже грузовик проезжал!

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Этот же дом (Седова, 7к2), другая его сторона, только несколько шагов влево по кадру выше.

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Скриншот из фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965).

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Современные (2025 год) виды мест съёмки эпизодов фильма "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика" (режиссёр. Л. Гайдай, 1965). Москва. Фото автора статьи

Вот так. Знали, что эти кадры снимали в Свиблово? А бывали тут?

P.S. Сцены с сапогами в гудроне ("Влип, очкарик?") и с Федей в образе "дикаря" с изоляторами на плечах снимались в Одессе. Интересно, почему их нельзя было тоже снять в Москве, как и многие другие?..

via

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!