Серия «Управленческие ошибки в повседневной жизни»

18

Угольная отрасль: как сотни миллиардов уходят в никуда

В юности, читая книги на экономическо-политическую тему, всегда удивлялся: ну как это - приватизировать прибыли и национализировать убытки? Как это происходит, ну, кроме как в явно уголовно наказуемых схемах? А вот как. Прям эталонная иллюстрация, как одних схема возносит в список Forbes, а другие платят за весь этот чад кутежа из своего кармана. В конечном счёте - мы, как рядовые потребители.

Отличная статья, раскрывающая, что бывает, если возить огромные массы товара с низкой добавленной стоимостью за тысячи километров. Вместо переработки его на местах добычи. Пара цитат оттуда для затравки.

Объем перекрестного субсидирования, то есть недополученной РЖД выручки, которую компенсируют другие грузоотправители, достигает по разным оценкам 300 миллиардов рублей ежегодно. По данным ИЭРТ, прямой убыток РЖД в 2024 г. от перевозок угля составит 127,3 млрд руб. и 62 млрд руб. — по итогам шести месяцев 2025 г

Именно эти дотации, а не врожденная конкурентоспособность, позволили углю нарастить экспорт на 420% с 2000-х и занять 93% всего прироста инфраструктуры на восток. Мы построили тысячи километров путей для убыточного груза, создав гигантскую инфраструктурную ловушку.

В экспертном сообществе говорят о необходимости смены парадигмы давно... но эти голоса тут же глушатся восторженным "вы видели, какой у нас объём экспорта?" А если это не действует, то начинаются манипуляции "да вы, твари, тысячи людей оставить без работы хотите!"

Куда там спонсируемому автовазу...

Показать полностью
4

Кривые процессы в госухе и их кривая автоматизация: доколе?

На днях в banksta проскочило интересное:

колл-центры нашли лазейку в законе о маркировке звонков и массово досаждают россиянам ненужными им входящими вызовами. Они начали использовать личные мобильные номера сотрудников для первичного вызова, а когда абонент отвечает на звонок, переключают его на официальную.

Подтверждаю. Именно по такой схеме и работает: уже несколько раз принимал звонок, помеченный оператором как «ИП Иванов, очень полезное, не пропусти»… и сразу после взятия мной трубки шла подмена и начиналась автоматизированная реклама то новостроек, то зубной клиники…

Очевидно, не продуман бизнес-процесс. Никто при проектировании его не задавался вопросом «а что если?» и даже не предполагал такого варианта развития событий. И аналогичного дофига.

На днях абсолютно незаслуженно получил штраф, а оспорить не смог. Причина в крации – письмо от ГАИ с фотографией «нарушения» и его точным местом прилетело примерно через неделю после того, как от московской парковочной инспекции пришло письмо без фото и крайне приблизительным местом «нарушения». Пока ждал письма из ГАИ – оказалось, прошёл срок обжалования в 5 дней. О котором в первом письме информации – ноль, ну и я, разумеется, ни сном, ни духом. Для отработки этой ситуации есть функционал, но он тупо не работает. Забил, заплатил.

И снова бизнес-процесс кривой. Позитивный сценарий проработан, а когда хоть что-то идёт не так, то это проблемы пользователя: а пусть он попробует не заплатить.

Аналогичная история с, например, техосмотром. Вот что пишет про техосмотр «Российская газета»:

И что же делать таким порядочным автовладельцам, которые оплатили госпошлину, как положено, а их номер в системе не прошел? Нет ответа на этот вопрос ни от операторов техосмотра, ни от ГИБДД. Но есть совет: оплатить пошлину еще раз и вбить в базу новый УПНО. Не получится? Проделать эту операцию еще раз. А по тем квитанциям, которые ранее не прошли проверку, платеж можно вернуть.

Классика, йопт! Там ещё и про где карту открывали, туда и идите где пошлину оплачивали, там техосмотр и проходите есть. Опять в контексте бизнес-процессов предлагаемое решение максимально непроработанное.

Вроде не студенты и шарашкины конторы за копьё такие вещи реализуют: уважаемые компании на подрядах, бюджеты – не менее уважаемые. А на выходе, как Гоголь ещё писал:

не золото: сор, дрязг… стыдно сказать, что такое

Моя гипотеза: безответственность. Подрядчик может сделать криво, заказчик может принять кривую реализацию… и никому ничего не будет. Даже в корпоративном мире такое бывает часто, но там я хотя бы знаю, как эту ответственность людям навязать (пишу в том числе и об этом у себя в телеге).

В автоматизации госов же: каковы ваши гипотезы, друзья? Если кто автоматизировал госуху – поделитесь сакральным знанием. Ну и, собственно, доколе?!

Показать полностью
5

Клиентский сервис на страже трезвого образа жизни

Я консультант в менеджменте и ИТ, и у меня здесь, на Пикабу, есть серия постов про управленческие ошибки в повседневной жизни. Вот очередная история в серию, собравшая комбо:

  1. отсутствие информации на сайте о том, что экскурсии в настоящее время не проходят;

  2. классическая коммуникационная ошибка «а я думал...»;

  3. и никто из менеджеров предлагаемым клиентским путём не попробовал воспользоваться сам.

Если интересно, причём тут трезвый образ жизни – читайте дальше :)

Звоню вчера на винодельню «Раевское». Номер телефона, и это важно, нашёл на их сайте, в разделе «экскурсии на нашу прекрасную винодельню «Раевское»» (вот пруфы, а то обвинят же, что выдумано все – хотя и так обвинят).

Скриншот с сайта винодельни «Раевское»

Скриншот с сайта винодельни «Раевское»

Делаю камингаут:

– Так и так, я вообще на спорте, но, может, есть чо?
– Да, завтра в 11 экскурсия с дегустацией.
– Ок, записывайте, но только тссс, всё между нами.

Приезжаю сегодня чуть заранее: мероприятие важное, не дай бог опоздать. Разумеется, никто ничего ни сном ни духом. Нахожу на винодельне ответственного товарища, с более развитыми навыками решения проблем, нежели охранник, и в ответ получаю чудесное:

а, так вас, поди, на «Мысхако» записали, не на «Раевское». Не вы первый, не вы последний – у нас такое регулярно.

Чел берёт, звонит по тому же номеру телефона для записи на экскурсию по винодельне «Раевское», что и я днём ранее. И с работницей экскурсионного отдела у них происходит следующий диалог (почти дословно):

– Маша, это Вася. Ты куда этого ИТ-консультанта из Москвы записала?
– На «Мысхако», конечно! А он что, к вам приехал, что ли? На «Раевское»??
– Ну да. А куда он, по-твоему, должен был приехать, если он номер телефона нашёл на сайте «Раевское»?!
– Но вы же сейчас не проводите экскурсии!
– А откуда он может об этом знать?
– Я думала, ОН ДОГАДАЕТСЯ!..

Минус два часа из жизни, но вариантов, как я понимаю, нет – по возвращению из отпуска буду качать интуицию.

История, кстати, имеет продолжение – постараюсь завтра отписать..

А несмешными управленческими историями я делюсь тут.

P. S. Что удивительно: рассказал о случившимся нескольким неровно дышащим к вину друзьям... и все они в один голос сказали, что история для наших виноделен типичная. Я, если честно, сталкиваюсь впервые: посетил уже более десятка виноделен, и никогда такого не было. Но всё, судя по всему, бывает в первый раз...

Показать полностью 1
2

Пытаться делать много дел одновременно – путь к провалу. И к неврозу

Есть два вида «многозадачности».

Первый – это когда ты занимаешься какой-то не требующей мозговых усилий активностью, и пытаешься в это время чем-то занять свой мозг. Бег под аудиокнижку, например. Или мытьё полов под ролик на иностранном языке: пока ты не начинаешь задумываться, что ламинат надо бы поменять, или что успеть бы домыть всё до прихода детей – всё в порядке, можно даже засчитать это время за аудирование – изучение языка.

Второй вид – это попытка одновременного выполнения активностей, которые требуют участия одних и тех же зон мозга. Например, делать презентацию, читать сообщения в тележке, отвечать на вопросы руководителя и пытаться записать себя на приём к врачу. В таком случае многозадачность у человека, как и у операционной системы Windows – вытесняющая:

  • занимается одной задачей;

  • потом быстро переключается на другую;

  • потом на третью;

  • затем возвращается к первой и так далее.

Мне всегда было очевидно, что так неправильно и плохо, но хотелось бы подтверждений.

В итоге нашёл их в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг» Манфреда Шпицера от 2012 года. Книга есть в сети, рекомендую всем интересующимся влиянием на мозг современных средств электронной коммуникации (соцсети, мессенджеры, электронные книги и тп). В контексте «многозадачности» там описываются очень интересные эксперименты, с цифрами показывающие, насколько такой подход губителен для эффективности. Я же приведу несколько выводов.

Людям, занимающимся одновременно несколькими вещами, труднее игнорировать несущественные раздражители [...] Они менее эффективны при частой смене заданий, чем те, кому редко приходится работать в многозадачном режиме. Этот последний результат имеет особое значение, если учесть центральную роль, которую смена задачи играет в самом понятии “мультифункциональность”». То есть даже при смене заданий, – что для образа действия «многозадачников» является стандартом, – они намного медленнее, чем не-«многозадачники»!

[...] люди, постоянно выполняющие несколько дел одновременно, активно культивируют у себя два качества – поверхностность и неэффективность. Мнение, что можно хорошо перепрыгивать от задачи к задаче, и что это необходимо для эффективной переработки информации, результаты описанных выше тестов полностью опровергают. Как бы то ни было многозадачность – не то, к чему надо приучать молодое поколение. Гораздо более важный навык, которому следует научиться каждому, – умение сосредотачиваться на главном.

Ну и иллюстрация по теме, как не надо делать

Пытаться делать много дел одновременно – путь к провалу. И к неврозу

В контексте поиска работы, кстати: если в описании вакансии будет что-то вроде «умение работать в многозадачном режиме» – готовьтесь к хаосу в рабочих процессах, нервам и низкой эффективности.

Ещё о том, как делать правильные вещи правильно пишу у себя на канале Сорока пишет | Об ИТ и менеджменте.

Показать полностью 1
7

Результаты овертаймов в атомной отрасли

Слежу немножко за новостями атомной отрасли и родного города, и сорока на хвосте принесла любопытное: Саровчанин получил условный срок за мошенничество со сверхурочными.

Суд установил, что в 2022 году фигурант неоднократно получал зарплату в двойном размере за работу в выходной день, хотя обязанности свои не выполнял, на рабочем месте отсутствовал.

Из этой новости можно сделать несколько занимательных менеджерских выводов.

Во-первых, вот ведь времена настали – выходные по ТК оплачивают! Когда я ходил на работу в ту же организацию, что и герой статьи, денег на оплату сверхурочных в нашем подразделении не было. Предлагалось за идею, а так как в найме идея у меня – это деньги, то в выходные я тогда так ни разу и не вышел.

Во-вторых, все мы не уникальны. В начале своего карьерного пути я тоже был немножко грешен, но быстро одумался, преисполнился честностью в отношениях между мной и работодателем, и прекратил махинации с фиктивными выходами в нерабочие дни безо всяких последствий для себя. В то же время был у меня знакомый, который (уже в другое время и в другой компании) довольно долго занимался тем же самым, что и фигурант заметки. Аналогично, художества знакомого были вскрыты, а сам он с позором выкинут из компании. Но денег заработал, да.

В-третьих, уже будучи взрослым опытным директором, сам увольнял за фейковую работу в выходные. Не прям вот постоянно, но неоднократно. И менеджеров незадачливых сотрудников, согласовываших им фейковые овертаймы – тоже.

В-четвёртых, главный и очевидный (но как будто бы не всем) вывод: контролировать нужно не процесс «сотрудник заявление на выход в субботу подал – ты ему это заявление подписал – он о выходе в субботу в понедельник формально отчитался», а результат овертаймов. Для этого пара базовых вопросов:

  • что собираешься делать?

  • какие результаты планируешь получить?

  • почему в выходной и что произойдёт, если не?

  • какие результаты работы по итогу? Обещания/реальность, с менеджерским воздействием, если нужно.

В идеале дополнить вопросом «за бюджет какого проекта банкет», но это, думаю, не про РФЯЦ-ВНИИЭФ ещё. Да, впрочем, и во многих других компаниях учёт затрат настолько детально вести не умеют. Зона учётного роста.

Другие частые управленческие ошибки разбираю на примере конкретных кейсов у себя на канале. Нескучно пишу про управление людьми и изменениями

Показать полностью
3

Одни и те же действия и разный результат

Я занимаюсь управленческим и технологическим консалтингом и всегда учу своих клиентов, что одним из показателей грамотно выстроенной системы менеджмента должна быть её изотропность. Это когда одно и то же правило, один и тот же процесс (в границах своих областей применимости) действует одинаково и на Васю, и на Петю, и утром, и вечером, и в Калининграде, и во Владивостоке. Ну, как с законодательством: идея «перед законом все равны» она именно об этом.

Но клиентов часто отсылка к отечественному правоприменению не устраивает. Мол, слишком общая тема, и слишком обширная. Да, работает не так, как хотелось бы, но слишком много нюансов. Давай, говорят, поконкретнее, поочевиднее.

И вот как раз вчера прекрасный пример на эту тему – рамки и остальные меры «обеспечения безопасности в метро». Про «театр безопасности» можно писать целый трактат, почему он не только не полезен, но еще и вреден.

Но даже если отставить в сторону саму идею досмотра в метро, нельзя не отметить, что реализована она максимально странным образом. Вчера за день зашёл в пять станций метро в одной и той же одежде с одним и тем же маленьким рюкзаком с одним и тем же содержимым (бутылка воды и наушники)… и получил четыре разных результата:

  • на двух станциях метро «инспекторов по безопасности» не заинтересовал вообще;

  • на одной заинтересовал, сотрудник было дёрнулся ко мне, но передумал (!);

  • ещё на одной повозили своим прибором по рюкзаку;

  • на последней отправили на просвет.

Яркий пример, когда один и тот же процесс даёт разный результат в зависимости от места, времени и конкретного исполнителя. Не только за идею «театра безопасности» два, но и за реализацию. Не надо так.

Больше инсайдов о менеджменте и айти – в моём телеграм-канале.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!