Серия «Истории воды»

638

Мрак и Ужас во льдах: трагическая история пропавшей английской арктической экспедиции

Кадр из сериала «Террор»

Кадр из сериала «Террор»

В 1848 году жители Лондона с нетерпением ждали триумфального возвращения экспедиционных кораблей «Эребус» и «Террор», покинувших берег Туманного Альбиона в поисках морского прохода на севере Канады. Моряков готовились встречать как национальных героев, а суда предлагали поставить на вечную стоянку по разные стороны от HMS Victory – легендарного флагмана адмирала Нельсона.

Но «Эребус» и «Террор» встретили иную судьбу: скованные арктическими льдами они были покинуты командами, а моряки потеряли не только надежду на спасение, но и остатки человечности.

Сегодня я подготовил для вас лонгрид про экспедицию Франклина - одну из самых мрачных страниц в истории мореплавания.

Часть I. Мечты о Севере

Как всегда, нам нужна найденная на просторах Интернета карта.

Как всегда, нам нужна найденная на просторах Интернета карта.

Сначала разберёмся - что на севере Канады забыли англичане? Если кратко, то потенциальную прибыль в 300 процентов. Маршруты, связывавшие Англию с азиатскими рынками, были затратными в силу географических и политических причин. Британские учёные (ТМ) справедливо предположили, что север Канады состоит из островов, а значит есть некий Северо-Западный проход, по которому можно попасть из Атлантики к Берингову проливу и, далее, в Тихий океан. Это значит, что если там нет постоянных льдов, то такой маршрут может стать альтернативой традиционным путям в Азию. Проверить это можно было только экспедицией, организатором которой стал некий Джон Барроу, невероятно долго занимавший высокий пост в Адмиралтействе.

Сначала следовало выбрать руководителя мероприятия. Наиболее подходящий кандидат Уильям Парри отказался по состоянию здоровья, другой - Джеймс Росс вообще пообещал жене прекратить полярные исследования (спойлер: не прекратил). Среди претендентов числились также Джеймс Фитцджеймс и Фрэнсис Крозье, которые, в итоге, стали капитанами «Эребуса» и «Террора», однако, Барроу не решился доверить им руководство, так как Фитцджеймс был очень молод (32 года), а Крозье вообще оказался ирландцем (о как).

В итоге, выбор пал на бывшего вице-губернатора Тасмании и опытного полярника Джона Франклина. В некоторых источниках отмечается, что Барроу неохотно согласился на это, но что-то мне подсказывает, что это был неплохой политический ход.

Дело в том, что Джон Франклин был невероятно популярным государственным деятелем: участник Трафальгарского сражения и герой полярных экспедиций, который зарекомендовал себя честным политиком, стремившимся делами облегчить участь каторжников и жителей Тасмании. Его книги стали бестселлерами в Англии, так как открыли простым британцам правду о жестокости, преступлениях и беспринципности колониальных чиновников, а также условиях жизни в отдалённых частях империи. Народ видел во Франклине героя, а элиты - врага. Его назначение главой арктической экспедиции решало проблему: с одной стороны, рыцарь без страха и упрёка отправляется за новым подвигом во славу короны, а с другой, – политики надолго избавляются от неудобного оппонента.

Вместе с тем утверждать, что Джон Барроу желал гибели Франклину и его экспедиции, оснований нет. Иначе зачем бы ему выделили самое лучшее по тем временам оборудование?

Итак, встречайте наших следующих героев: лучшие экспедиционные корабли британской короны того времени HMS Erebus и HMS Terror.

«Эребус» и «Террор» в Новой Зеландии. Картина Джона Кармайкла

«Эребус» и «Террор» в Новой Зеландии. Картина Джона Кармайкла

Изначально это были боевые корабли, получившие имена для устрашения противника (Erebus – олицетворение вечного мрака в греческой мифологии, а Terror в переводе значит ужас). Суда неоднократно участвовали в исследованиях по всему миру, в том числе полярных, и были максимально подготовлены к походу. На каждом судне укрепили корпус, установили паровые машины, отопление, а также уникальные в то время системы дистилляции воды.

Запасы провизии были рассчитаны на три года, для борьбы с цингой взяли четыре тонны лимонного сока. И на этом этапе была совершена фатальная ошибка, ставшая одной из причин гибели 129 человек: почти у половины консервных банок оказалась нарушена герметичность, а неправильная пайка привела к попаданию свинца в пищу. Виной этому коррупция: английские казнокрады передали заказ по субподряду, затягивая процесс поставки, в результате провизия поступила на корабли за два дня до отплытия, когда времени на проверку не осталось.

И вот, 19 мая 1845 года наш творческий коллектив в составе 134 человек покинул порт Гринхайт. Пятеро моряков за различные провинности сошли на берег в Гренландии. Летом 1845 года китобои судов «Энтерпрайз» и «Принц Уэльский» встретили «Эребус» и «Террор» в море Баффина. В следующий раз их увидят спустя 170 лет. На дне Северного Ледовитого океана.

Часть II. Во льдах

HMS Terror во льдах, рисунок Дж.Бака

HMS Terror во льдах, рисунок Дж.Бака

Осенью 1845 года корабли достигли острова Бичи (в этот раз я подготовил для вас ссылки на гугл-карты, мне кажется, что так интереснее изучать) и встали на зимовку, потеряв трёх моряков от воспаления лёгких. Летом следующего года «Эребус» и «Террор» продолжили путь, лавируя среди айсбергов и ледяных щитов. В сентябре они оказались чуть южнее острова Кинг-Уильям, но зима 1846 года наступила невероятно рано и суда оказались в ледяном плену. К этому времени климат, бракованная провизия и появившееся чувство отчаяния начали сказываться на физическом и психическом состоянии моряков.

В конце весны 1847 года «Эребус» и «Террор» не смогли вырваться из ловушки, а в июне ослабший Джон Франклин умирает. Руководство переходит к единственному офицеру с полярным опытом Фрэнсису Крозье - тому, кого Джон Барроу не хотел назначать руководителем из-за этнического происхождения.

В апреле 1848 года экипажи продолжали стоять на месте, их потери составили 15 матросов и 9 офицеров. В безвыходной ситуации Крозье принимает решение покинуть корабли, смастерить сани и постараться достичь устья реки Бак. Он рассчитывал, что по ней они выйдут к канадским населённым пунктам. Но, не имея опыта пеших арктических экспедиций, Крозье допускает ошибку: сани перегружены ненужными предметами, что замедляет скорость движения экспедиции. Летом 1848 года экспедиция достигает острова Кинг-Уильям (я не знаю по какой причине они пошли на север, а не на восток) и остаётся без припасов. Изредка англичане встречают местных жителей эскимосов-инуитов, но, по какой-то причине не просят (либо не получают) помощи.

Именно здесь, на острове Кинг-Уильям, разворачивается самая страшная трагедия. Доведённые до крайнего отчаяния, страдая от отравления свинцом (его содержание в обнаруженных трупах превышало норму в 10 раз!!!), который сильно бьёт по психическому здоровью, моряки теряют остатки человечности: они становятся каннибалами и убивают друг друга ради выживания. Выживших не останавливают ни нормы морали, ни субординация: достоверно установлено, что жертвой каннибализма стал капитан «Эребуса» Джеймс Фитцджеймс.

Около 40 моряков под руководством Крозье покидают остров Кинг-Уильям и устремляются к устью реки. Но с каждой последующей встречей с инуитами англичан становится всё меньше и меньше. Последний раз эскимосы видели лишь двоих: Крозье и ещё одного моряка, которые умерли у них на глазах. Это было около 1850 года.

В это же время в 400 километрах севернее от места предполагаемой смерти Крозье и моряка, спасательные экспедиции уже третий год безуспешно их искали.

Часть III. Поиски

Так выглядит Кугаарук сейчас. Представьте, что там было в середине XIX века.

Так выглядит Кугаарук сейчас. Представьте, что там было в середине XIX века.

В 1847 году в журнале Quarterly Review появилась статья:

Мы с большим интересом ждём возвращения двух судов, которые, быть может, в этот самый момент выходят через Берингов пролив в Тихий океан. Если нам выпадет счастье увидеть их возвращение, мы предлагаем поставить «Эребус» и «Террор» на вечную якорную стоянку по обе стороны от «Виктори»; они должны стать плавучими памятниками Нельсонам-первооткрывателям, которые бросили вызов природе и ответили на призыв родины встать на службу всего мира.

Но вестей всё не было и в Лондоне начали переживать: случилось чего? Жена Франклина, леди Джейн организовала такую активность, что Адмиралтейство пообещало выплатить 20 тысяч фунтов (сейчас почти 3,5 млн фунтов) за обнаружение экспедиции. Деньги – лучшая мотивация и к лету 1850 года (когда Крозье и неизвестный моряк вероятно были ещё живы) экспедицию искали 11 английских и 2 американских корабля.

Понемногу удавалось восстановить ход событий и наибольшего успеха в этом добился шотландский путешественник Джон Рэй.

В 1854 году по заказу Компании Гудзонова залива он работал в районе, где сейчас находится деревня Кугаарук. Там он встретил инуита, рассказавшего историю о белых людях, погибших около реки Бак. Эскимос пригласил Рэя в гости, где другие местные жители подтвердили эти слова и рассказали о том, что стали свидетелями каннибализма. В доказательство своих слов они показали и продали Рэю личные вещи командиров и моряков «Эребуса» и «Террора».

Доклад Рэя для Адмиралтейства имел эффект разорвавшейся бомбы: он возмутил не только леди Джейн, но и всю британскую общественность. Многие не могли поверить в то, что цвет английской нации опустился до каннибализма. Рэю даже пришлось вступить в полемику с влиятельными людьми, в том числе Чарльзом Диккенсом, который утверждал, что даже в состоянии крайнего отчаяния образованный и воспитанный в цивилизованном обществе гражданин не потеряет остатки человечности. В любом случае, Джон Рэй привёз доказательства гибели значительной части экспедиции и получил часть заслуженной награды в размере 10 тысяч фунтов.

С началом Крымской войны спасательные работы прекратились и остальные поиски шли на средства, собранные леди Джейн. Эти путешествия не прошли даром – удалось исследовать и нанести на карту ранее неизвестные земли. Находились также дневники и записки моряков, некоторые из которых прямо говорят о психологическом сломе экипажа. Моряк «Террора» Гарри Пеглар стал известен за свои странно зашифрованные надписи. Его слова были написаны задом наперёд, с большим количеством ошибок, содержали жуткие фразы: «лагерь террора [ужаса] пуст» или «о, смерть, где твоё жало...».

Настоящий прорыв в расследовании удалось совершить только в 1980-х годах, когда сотрудники университета Альберты плотно занялись поисками.
Со временем удалось найти несколько могил и тел, которые в условиях вечной мерзлоты хорошо сохранились (Если интересно, то можно легко найти эти страшные фото. Лично меня они не впечатляют, вставлять сюда не буду).

В 2014 году учёные обнаружили «Эребус», а в 2016 году - «Террор» (к сожалению у «Террора» нет своей точки на картах, но его корпус нашли в этом районе). «Террор» хорошо сохранился, но по неизвестной причине был найден на значительном удалении от «Эребуса». Исследователи выдвинули гипотезу, что часть моряков вернулась на корабль, дождалась благоприятной погоды и смогла ненадолго вырваться из ледяного плена. Научное сообщество едино сейчас во мнении, что экспедицию погубили голод, гипотермия и отравление свинцом.

Но что же с Северо-западным проходом, в поисках которого погибло столько людей? Только спустя 60 лет в 1903-1905 годах знаменитый путешественник Руаль Амундсен и его яхта «Йоа» совершили то, что оказалось не под силу «Эребусу» и «Террору».

На этом всё! Спасибо, что прочитали! Надеюсь Вам понравилось, пишите комментарии, что думаете и т.д.

Вообще, я больше обитаю в телеграме, чем на Пикабу и других площадках, а потому приглашаю всех на свой уютный канал: https://t.me/eettubrut

Там и мемы и отдельные посты, посвящённые не только истории, но и музыке. Буду рад новым подписчикам!

Всех обнял, приподнял!

«Человек предполагает, а Бог располагает». Картина Эдвина Генри Ландсира, посвящённая экспедиции.

«Человек предполагает, а Бог располагает». Картина Эдвина Генри Ландсира, посвящённая экспедиции.

Показать полностью 5
162

Генри Эвери и «Ганг-и-Савай»: история величайшего ограбления

«Ганг-и-Савай» пытается уйти от погони

«Ганг-и-Савай» пытается уйти от погони

Утро 27 августа 1695 года выдалось немного нервным на борту пиратского корабля Fancy: просидев в засаде в узком проливе между Красным и Аравийским морями почти месяц, команда допустила оплошность. Прошлой ночью вереница торговых судов  проскользнула мимо и скрылась за горизонтом. Эту новость донесли моряки небольшой лодки, проходившей мимо, когда таинственная флотилия уже скрылась за горизонтом.

Стоит пуститься в погоню? Или подождать другую жертву? Раздираемый сомнениями тридцатишестилетний капитан Fancy Генри Эвери не находит себе места и собирает совет капитанов своего небольшого флота. После жаркой дискуссии пираты решают рискнуть и пуститься в погоню.

Несколько дней спустя Эвери увидит на горизонте громадных размеров флагман и, в надежде остановить, даст команду обстрелять его. Но судно не сбавляет ход и поднимает флаг, демонстрируя принадлежность и намекая, что пиратам следует держаться подальше. Но сейчас на лице капитана Эвери нет ни тени сомнения: он решает ограбить самого богатого человека в мире и одного из наиболее влиятельных правителей – потомка самого Чингисхана и падишаха Империи Великих Моголов Аурангзеба.

Fancy стремительно набирает скорость и, рассекая воды Индийского океана, устремляется к предмету гордости императора – гиганту по имени «Ганг-и-Савай».

Часть I. Мечты о море

Ян Лёйкен - Сражение при Бичи-Хэд

Ян Лёйкен - Сражение при Бичи-Хэд

Герой (или антигерой) нашего поста – Генри Эвери. Он же Джон Айвери, он же Бенджамин Бриджмен, он же Гога, он же Гоша, он же Долговязый Бен и Архипират.

Его история полна мистификаций, неточностей и противоречий, не имеющих ничего общего с реальностью. Но за прошедшие столетия исследователи прояснили многие вещи, а потому сегодня история, которая интереснее любых легенд.

Считается, что Генри Эвери настоящее имя пирата. Родился он в небольшой английской деревне около Плимута в 1659 году в обычной семье Джона и Анны Эвери. О детстве и юности известно немного, но мальчик точно мечтал о морских приключениях и, став подростком, решил стать военным моряком (в пираты набор осуществлялся в других местах).

После небольшого отбора, Эвери стал матросом на 64-пушечном корабле HMS Rupert, участвовал в морских сражениях Девятилетней войны, а спустя десять лет безупречной службы отличился при захвате французского конвоя у берегов Бреста, за что был повышен до старшего помощника капитана Фрэнсиса Уиллера. Сам Уиллер был переведён на 90-пушечный флагман HMS Albemarle и пригласил Генри в новую команду.

Следующим важным событием в жизни Эвери стало сражение при Бичи-Хэд, где французы разгромили Владычицу Морей. После этого «эффективные английские менеджеры» всерьёз занялись кадровой работой на флоте: Генри Эвери отправили в отставку, завершив его карьеру военного моряка (кто знает, может это решение лишило Англию одного из величайших флотоводцев наряду с Дрейком и Нельсоном?)

Часть II. Работа в тени

Генри Эвери в сопровождении раба. Гравюра XVIII века

Генри Эвери в сопровождении раба. Гравюра XVIII века

Моряк в XVII веке – востребованная профессия и уволенные с флота офицеры могли рассчитывать на достойное трудоустройство. Отменное резюме Эвери и его заслуги перед Короной впечатлили губернатора Багамских островов, который предложил ему высокооплачиваемую, но неофициальную работу деликатного характера.

Губернатор незаконно зарабатывал на торговле рабами – бизнес был в то время легальный, но требовал получения лицензии Королевской Африканской компании (в переводе с бюрократического: плати отчисления, налоги, сборы, поборы и т.д.). Теневая работорговля позволяла этого избежать, что и повышало прибыльность предприятия. Конечно же, имелись риски: британские военные корабли имели полномочия на остановку любого судна с английским флагом для проверки и ареста в случае выявления нарушений.

На этой работе Эвери набрался опыта в стелс-походах, уходах от погони, нападениях на другие невольнические суда, а также проявил себя как жестокий работорговец. Так продолжалось до 1693 года, когда он получил другое, более выгодное предложение об официальном трудоустройстве.

Несколько английских купцов инвестировали в испанскую компанию Spanish Expedition Shipping, осуществлявшую вооружённое сопровождение морской торговли. Генри Эвери получил там должность первого помощника Чарльза Гибсона – капитана корабля Карл II (судно названо в честь испанского, а не английского короля). ТЗ было простым до невозможности: плавать/ходить по морям Вест-Индии, сопровождать испанских торговцев и их грузы. Контракт был достоин нашего времени: ежемесячная фиксированная зарплата (к счастью моряков, тогда еще не изобрели KPI), премия дважды в год, аванс на месяц вперёд. Единственное отличие приватиров XVII века от современных офисных трудяг заключается в том, что в наше время работникам не дают лицензию на атаку и захват французских судов.

Первая зарплатка «капнула» ещё на берегах Темзы, после чего флотилия отправилась в испанскую Ла-Корунью: по неизвестным причинам стандартный двухнедельный путь занял пять месяцев. По прибытии выяснилось, что англичане и испанцы за это время не смогли договориться о выдаче каперских лицензий, что привело к задержке выплаты жалования. Это немного расстроило моряков, которые решили высказать руководству всё что думают. На переговоры вызвался пойти Генри Эвери – выходец из народа, занимающий не самую последнюю должность.

Ожидаемо, ему предложили подождать ещё чуть-чуть, ведь вопрос о каперских лицензиях уже почти решён. Но Эвери понимал, что обещанного три года ждут, а потому деньги надо брать силой. Так он пришёл к мысли, что пора бы стать капитаном собственного пиратского корабля. Дело оставалось за малым – судно нужно было угнать.

В первый день мая 1693 года корабли Spanish Expedition Shipping по-прежнему находились в Ла-Корунье. Командующий флотилией адмирал О’Бирн пытался убедить руководство компании скорее выплатить жалование. Так продолжалось неделю. Поздним вечером 7 мая он сошёл на берег для очередной встречи с инвесторами, а вот Эвери и 25 моряков зашли в каюту Чарльза Гибсона и сообщили ему, что он больше не капитан и корабль покидает гавань. Несмотря на попытки других судов остановить побег, похищение обошлось без кровопролития.

Уже в открытом море Эвери собрал экипаж и объявил, что не участвовавшие в мятеже члены команды, за исключением судового врача, могут сойти на берег при первой остановке (чем и воспользовались Гибсон и немногие моряки). Также пираты условились о правилах деления добычи (одна пиратская доля на две капитанских), провели демократические выборы капитана, на которых сенсационно победил Генри Эвери.

Одним из первых его приказов стало переименование корабля. Так в нашей истории появляется ещё один главный герой – Fancy.

Часть III. Друг англичан

Письмо Генри Эвери. Вероятно, писал его на заказ мастер каллиграфии.

Письмо Генри Эвери. Вероятно, писал его на заказ мастер каллиграфии.

Эвери решил попытать счастья в Индийском океане, следуя в сторону мыса Доброй Надежды по маршруту, который вскоре станет известен как Пиратский круг.

Первое зафиксированное нападение он совершил у островов Зелёного мыса, ограбив английских торговцев, идущих из Барбадоса. На пути к югу Африки были нападения минимум на 5 судов. Но первоочередной целью Эвери была не нажива, а потребность в пополнении команды. Генри был милосерден к побеждённым, предлагая им службу под своим началом (люди охотно соглашались, так как вторая опция в виде смерти не всех устраивала). Для тяжелой рутинной работы на корабле Эвери напал у берегов на африканское племя Гвинеи, пленив местных жителей.

В Биоко Генри Эвери решил модернизировать Fancy: он приказал выкинуть корабль на берег, где рабы наклонили корпус и разобрали надстройку. Капитан пожертвовал бронёй корабля ради скорости. Бытует мнение, что после этого Fancy стал одним из самых быстроходных кораблей своего времени (кажется, будто Fancy вдохновил авторов «Пиратов Карибского моря» на создание «Чёрной Жемчужины»). Такими неспешными темпами экипаж увеличился до 150 человек, которые оказались в начале 1695 года у берегов Мадагаскара.

Эвери осознавал, что похищение судна и постоянные нападения не останутся незамеченными в европейских столицах, а потому надо договариваться. Прагматичный капитан решил сделать шаг навстречу своей стране и попытаться договориться с властями (а может в расчёте снискать славу Френсиса Дрейка). Отдыхая на Мадагаскаре он подготовил и направил в офис Ост-Индской компании открытое письмо, адресованное всем английским морякам:

Всем английским командирам. Это ради установления того, что я нахожусь здесь, в данный момент, на борту корабля Fancy, военного судна, прежде «Карл II» из испанской экспедиции, который ушел из Ла-Коруньи 7 мая 1694 года, данный корабль с 46 пушками и 150 людьми, пытающимися найти свою удачу. Я до сих пор не причинил зла ни одному английскому или голландскому судну, и не собираюсь этого делать, пока я командую этим судном. Соответственно, так я обращаюсь вообще ко всем кораблям, я желаю, чтобы всякий, кто прочтет это, использовал такой сигнал: если Вы или тот, кого Вы захотите проинформировать, пожелает узнать на расстоянии, кто мы, тогда поставьте ваш условный знак и поднимите его на бизань-мачте, затем отдайте парус. Я отвечу тем же и не стану на Вас нападать. Мои люди голодны. Они тверды и решительны, и, если они зайдут дальше, чем я желаю, это будет вопреки моей воле.

Всегда друг англичан, на Анжуане,

18 февраля 1695 г.

Генри Эвери.

Отправив письмо, Эвери решает быть более избирательным в добыче. Тем более, что среди пиратских капитанов на Мадагаскаре ходит устойчивый слух, что мусульмане Индии регулярно совершают походы в Мекку на торговых кораблях. Эвери предлагает перейти от слов к делу и объединить усилия. Предложение поддержано в дальний поход удаётся собрать 5 кораблей и более 400 пиратов, в том числе и кумир Генри – легендарный Томас Тью. На капитанском собрании Генри выбирают адмиралом пиратской флотилии.

Итак, в середине лета 1695 года в Баб-эль-Мандебский пролив зашли: Fancy (капитан Генри Эвери), Amity (Томас Тью), Portsmouth Adventure (Джозеф Фаро), Dolphin (Ричард Уонт), Pearl (Уильям Мейес), Susanna (Томас Уэйк).

Осталось дождаться нужного момента.

Часть IV. Давид и Голиаф

Генри Эвери и его добыча - одна из самых известных гравюр с изображением пирата

Генри Эвери и его добыча - одна из самых известных гравюр с изображением пирата

Самое время вернуться к начавшей 27 августа 1695 года погоне. Пираты, не раздумывая, потопили самый медленный Dolphin, переведя его команду на Fancy, что позволило им стремительно догонять индийские суда.

Спустя пять или шесть дней Томас Тью нагнал второе по значимости судно – «Фатех Мухаммед», принадлежавшее одному из самых богатых купцов Сурата, Абдулу Гаффару. Индийские моряки дали ожесточённый бой пиратам с Amity: убили Томаса Тью и захватили его команду. И только подоспевший Генри Эвери смог переломить ход битвы. Ещё одного ожесточенного сражения команда могольского судна не выдержала, и была вынуждена сдаться. Пираты сразу же стали перетаскивать драгоценности на Fancy (стоимость захваченного составила до 60 тысяч фунтов или 6 млн долларов на современные деньги). Делалось это конечно всё в крайней спешке, так как они знали, что самый большой приз впереди. Где-то за горизонтом скрывался «Ганг-и-Савай», чьё имя переводится как «Превосходное сокровище».

Потеряв самого опытного капитана и два корабля (Amity уже был не боец), Эвери вновь пустился в погоню, и когда увидел «Ганг-и-Савай», приказал открыть по нему огонь.

Пиратам неимоверно повезло: первый же залп уничтожил грот-мачту, сильно замедлив противника. Но, по мере приближения к гиганту, Эвери и его команда поняли, насколько сильно оно заблуждались насчёт предназначения корабля. Это было не обычное торговое судно, а скорее настоящий военный корабль: спокойствие его 600 пассажиров охраняли 80 пушек (против 46 у Fancy) и 400 человек команды.

В ряде источников есть утверждения, что «Ганг-и-Савай» практически сразу сдался, его капитан и команда проявили трусость. Историки же говорят об обратном.

Приблизившийся Fancy индийцы встретили плотным мушкетным огнём,
но закалённые в боях и опытные в абордаже пираты умели защищаться от подобных ответов. Кроме того, сработала их задумка – удалось вызвать пожар около пушек, спровоцировав хаос и вынудив обороняющихся тушить возгорание. Это позволило забраться на палубу императорского судна и начать там бой. Чаша весов сражения не могла склониться ни в одну сторону, но внезапно «Ганг-и-Савай» нагнали пираты с Pearl. Жестокая абордажная битва длилась по крайней мере два или три часа и только после этого сопротивление индийской команды было сломлено.

Пираты потеряли около сотни человек, но захватили действительно превосходное сокровище. По приблизительным оценкам «Ганг-и-Савай» перевозил товаров и драгоценностей на сумму от 200 000 до 600 000 фунтов стерлингов (вновь посчитаем - от 20 до 60 млн долларов в пересчёте на сегодняшний день, меньшая цифра – заявление Ост-Индской компании, а большая – сумма страхового иска, которая, скорее всего, включает в себя дополнительный выплаты типа морального ущерба и т.п. Думаю, что правда где-то посередине, но, в любом случае, по тем временам сумма невероятная – точно крупнейшее ограбление своего времени и, наверняка, входит в топ-5 самых крупных ограблений в истории).

Пираты оказались крайне жестоки с пассажирами и командой «Ганг-и-Савай». Они пытали и убивали пассажиров в поисках добычи, насиловали женщин. Девушки, увидев эти зверства, выбрасывались за борт, чтобы избежать изнасилований (некоторые пытаются отрицать этот факт,  хотя даже пираты в ходе судебного процесса свидетельствовали об этом). Несколько дней Эвери не ограничивал свою команду. С корабля вынесли все ценности и позволили ему продолжить свой путь.

На правах пиратского адмирала и по праву сильного, Эвери убедил других капитанов временно оставить добычу на Fancy и разделить её при первой же возможности. Но после заката, на Fancy погасли все огни, и корабль скрылся во мраке ночи вместе с драгоценностями Великого Могола, оставив своих напарников ни с чем.

Только в ноябре Fancy остановился на острове Реюньон, где команда и стала делить награбленное. Каждый пират в среднем получил драгоценностей и монет на сумму около 1000 фунтов, что многократно превышало обычные доходы.

Пока команда отдыхала и наслаждалась добычей, Эвери думал о последствиях. Наверняка письмо английским морякам не дарует прощения, ведь в случившемся будут обвинять англичан. Было ли правильным решением отпустить «Ганг-и-Савай»? В целом, это ни на что не влияло, ведь другие суда индийской флотилии в любом случае донесут весть об ограблении. Будет ли Великий Могол мстить сам? Будут ли Fancy искать англичане? Будут ли мстить обманутые пираты? Эти вопросы не давали покоя капитану, который теперь думал о том, как бы исчезнуть.

А в это время «Ганг-и-Савай» уже бросил якорь у берегов Индии. Гонцы быстро разнесли новость о случившемся и вскоре она достигла ушей императора.

Часть V. Враг рода человеческого

Прокламация о задержании Генри Эвери

Прокламация о задержании Генри Эвери

Аурангзеб действительно был в ярости – по всем городам, где были представители британской короны, прокатилась волна насилия против англичан. Император закрыл фабрики Ост-Индской компании, заключил в тюрьму её офицеров и начал готовить военную операцию.

Кто знает, как бы в дальнейшем сложилась история Британской Империи и Индии, если бы Аурангзеб не смягчил риторику. Прежде чем выгнать англичан со своей земли, он потребовал от них в судебном порядке компенсировать ущерб.  Британская Ост-Индская компания полностью выполнила его требования, хотя это и проделало в её бюджете огромную брешь. Но тем самым англичане смогли выиграть время, за которое титаническими усилиями дипломатов и купцов удалось убедить императора в непричастности Короны к произошедшему и сохранить позиции Лондона в Индии (интересный «эффект бабочки» – цепочка событий после увольнения военного моряка привела к международному кризису).

Итак, деньги выплачены, конфликт еле-еле, но урегулирован, а вот денег в британской казне поубавилось. Как-то несправедливо получилось, подумали чиновники Туманного Альбиона, и были совершенно правы. Только что они расплатились за то, что не делали и, вполне логично, захотели привлечь к ответственности того, кто делал. А может еще и «отбить» потраченные деньги.

Тот, кто недавно называл себя другом англичан, стал для них в одночасье hostis humani generis – врагом рода человеческого. Причём на самом официальном уровне. (Ну что же. Вполне заслуженно). Власти обещали 500 фунтов (и ещё 500 от Ост-Индской компании) за достоверную информацию о местоположении Эвери и команды Fancy.

Впервые в истории началось то, что в английском языке называется manhunt – целое государство охотилось за одним человеком.

Часть VI. Снова в тень

Старинная карта острова Нью-Провиденс

Старинная карта острова Нью-Провиденс

Тем временем, Эвери и его команда всячески избегали контактов с другими кораблями, останавливаясь как можно дальше от крупных городов. По ходу пути некоторые матросы сходили с добычей на берег и старались исчезнуть.

И вот, в марте 1696 года, около малонаселенного и практически забытого Короной порта Нассау, появился Fancy. Корабль остановился, с него спустили лодку с небольшой делегацией. Посланники явились к губернатору Николасу Тротту с письмом. Некий Генри Бриджмен, представлялся капитаном судна нелегальных работорговцев  и просил право посетить порт. Он и его команда в составе 113 человек просили не сообщать об их визите ни в Ост-Индскую, ни в Королевскую африканскую компании. Взамен они предлагали военный корабль Fancy и 860 фунтов (при годовой зарплате губернатора в районе 250).

После осмотра судна Тротт понял, что ему, мягко говоря, не сказали всей правды. Но управляемый им остров Нью-Провиденс много лет был в упадке, население Нассау было в два раза меньше экипажа Fancy, война с Францией приближалась к его берегам (незадолго до этого французы захватили остров Экскума в 140 милях к юго-западу от Нассау). Военный корабль с небольшой армией в союзниках лучше, чем ничего и потому губернатор принял предложение Эвери.

Спокойная жизнь продолжалась недолго. Вскоре Тротту пришли документы из Лондона, среди которых было и предписание арестовать одного врага рода человеческого в случае его обнаружения. Губернатор сообщил об этом Эвери, который был готов к подобному развитию событий. Пираты вместе с награбленным в ту же ночь покинули остров на другой корабле, уйдя на материк. Fancy же ждала печальная судьба – Тротт приказал разбить его о скалы. Не вся команда пиратов покинула остров: когда в Нассау прибыл Королевский флот, то офицеры задержали 24 пирата с Fancy (6 были в итоге казнены). От Тротта Эвери также узнал, что ему было отказано в помиловании до конца жизни, а потому решил исчезнуть навсегда.

Последнее известное нам передвижение Эвери датируется июнем 1696 года.
Он и около двадцати членов команды были замечены в Ирландии в порту. Перевозимый ими груз вызвал подозрения у местных властей, но к моменту прибытия охраны Эвери скрылся. Удалось схватить только двух пиратов, которые и подтвердили личность Генри Эвери.

Дальше его след теряется окончательно. Ходили слухи, что его ограбили и шантажировали предприимчивые купцы, которым он пытался продать награбленное. Вследствие этого он якобы разорился и умер в нищете в Девоне. Другие свидетельствовали о том, что Эвери вернулся на Мадагаскар и жил там в роскоши. Тем не менее, охота за ним растянулась еще на десятилетия, но достоверно никто не знает, что сделал Архипират с сокровищами потомка Чингисхана.

P.S. Надеюсь Вам понравилось, пишите комментарии, что думаете по поводу поста.

Небольшой дисклеймер (ага, в конце): я намеренно избегал всяких мифов и легенд, упоминаний Uncharted и всего такого прочего. Но в ряде моментов мной намеренно допущены маленькие авторские художественные вольности (нельзя же наверняка сказать, о чем думал Генри Эвери). Дело в том, что я не хочу, чтобы мои посты были похожи на статью из энциклопедии, школьный реферат, доклад на семинаре в вузе. Для меня важно сохранить баланс между достоверностью и тем, чтобы Вам было интересно читать. Будьте уверены - художественные приёмы не выходили за рамки того, что называется «коридор фактов». Всё описанное в тексте случилось в реальной жизни.

P.P.S. У меня есть телеграм-канал «И ты, Брют?». Там, кроме тех же самых лонгридов, регулярно пишу мини-посты, иногда пилю мемчики, всякие интересные штуковины. Вот ссылочка:

https://t.me/eettubrut

Ещё пытаюсь также развивать Дзен, но что-то с ним как-то сложновато, но буду рад новым подписчикам: https://dzen.ru/ettubrut

Всем добра и хорошего настроения!

Иллюстрация той самой легенды, где Эвери пытается продать драгоценности

Иллюстрация той самой легенды, где Эвери пытается продать драгоценности

Показать полностью 8
1936

Мыс Горн – как открыли одно из самых опасных мест на планете

«Если Вы понимаете историю, если Вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» значат для вас много». Новозеландский яхтсмен Питер Блейк.

«Если Вы понимаете историю, если Вы любите корабли, то слова «обогнуть мыс Горн» значат для вас много». Новозеландский яхтсмен Питер Блейк.

Свой второй пост я решил написать про историю открытия мыса Горн. Овеянный легендами и мифами, печально известный множеством кораблекрушений и расположенный на самом краю Земли, он вызывал у меня восхищение.

Для моряков прохождение Горна по-прежнему считается важным событием. Его природные особенности нивелируют достижения науки и техники, оставляя мореплавателей один на один с силами природы.

Так что, прежде чем рассказать историю его открытия разберёмся в том, что там происходит.

На всякий случай карта, будет много географии. Но, как по мне, интересней смотреть будет через спутниковые карты.

На всякий случай карта, будет много географии. Но, как по мне, интересней смотреть будет через спутниковые карты.

Основная причина всех проблем – это погода, ведь кто-то украл там ясные дни. Свыше 300 дней в году там дуют сильные ветра (причём всегда в одном направлении с Запада на Восток), идут проливные дожди, бушуют ураганы. Ясная погода иногда бывает летом – с декабря по февраль (южное полушарие всё-таки, об этом помним, не забываем)

Виной всему мощное течение Западных Ветров, которое огибает все меридианы и разгоняется в проливе Дрейка до 15 км/ч. (Ниже - наглядная демонстрация того, как там задувает)

Вообще я не хотел использовать цитаты, однако, думаю, что в этом месте стоит сделать исключение. На мой взгляд, всю прелесть прохождения через Горн лучше всего описал французский писатель Жорж Блон в книге «Великий час океанов»:

«Обогнуть мыс Горн с запада на восток менее сложно, чем в обратном направлении, потому что всегда, особенно зимой, дуют попутные ветры, но они гонят нас пинками в зад и дубинками по шее, поливая к тому же тоннами ледяной воды. Яростные «пятидесятые» мыса Горн столь же непримиримы, как и «ревущие сороковые». Несколько часов сумрачного дня со свинцовыми тучами, скрывающими горизонт, а потом бесконечная ночь, когда столбик термометра падает до пятнадцати-двадцати градусов ниже нуля. В этом мрачном хаосе скользят громадные айсберги, оторвавшиеся от антарктических льдов».

Представили? А вот теперь давайте разберёмся - как же там в XVII веке оказалась команда голландских моряков?

Часть 1. Деньги, деньги, деньги

Кто-бы мог подумать, что открытие мыса Горн – это история про расчётливость, жажду наживы и месть. И никакой романтики.

Здесь мы знакомимся с одним из ключевых героев нашего поста – голландским купцом Исааком Лемером. Своё состояние он сколотил на торговле с Россией (ого!), но после «делового конфликта» с нашими предками из Архангельска переключился на азиатские рынки.

Возглавляемые им фирмы приносили прибыль и в 1602 году стали частью новой Ост-Индской компании, а Лемер её акционером. Другие владельцы вскоре обвинили его в коррупции и вынудили покинуть корпорацию. Наш купец был не согласен с таким поворотом событий и многие годы жизни посвятил попыткам разорить Ост-Индскую компанию.

В 1614 году он придумал очередной хитрый план. Вот сейчас внимательно следим за голландскими руками:

Одним из самых востребованных товаров премиум-сегмента на европейском рынке становятся приправы с принадлежащих Голландии Островов Пряностей (сейчас это Молуккские острова Индонезии). Ост-Индская компания добивается принятия закона, устанавливающего монополию на торговлю с ними через мыс Доброй Надежды и Магелланов пролив (все известные в то время маршруты). Люди XVII века знали, что мыс Доброй Надежды – одна из крайних точек Африки. А вот насчёт Магелланова пролива такой уверенности не было – архипелаг Огненная Земля казался им северной частью «Неведомой Южной земли».

Недостатком этого знания и воспользовался Лемер. Он предположил, что «Неведомая Южная земля» должна где-то закончиться новым проливом, на который не будет распространяться юрисдикция Ост-Индской компании.

Проверить эту догадку он предложил купцам города Хорн. Это был угасающий порт, поэтому потенциальная колоссальная прибыль от торговли пряностями и возможность навязать конкуренцию Ост-Индской компании вернули бы Хорну статус важного центра европейской торговли. В общем, местное бизнес-сообщество решило рискнуть и инвестировало в кругосветку.

Часть 2. Экспедиция

В июне 1615 года всё было готово к отплытию. Команда из 87 моряков под командованием сына Лемера - Якоба (Исаака далее буду называть Лемер-старший, во избежание путаницы) и опытного морехода Виллема Схаутена взошла на борт корабля «Эндрахт» и яхты «Горн».

Отважные капитаны – Якоб Лемер и Виллем Схаутен

Отважные капитаны – Якоб Лемер и Виллем Схаутен

Капитаны по указанию Лемера-старшего скрывали реальную цель путешествия от шпионов Ост-Индской компании и подбирали максимально профессиональный экипаж. Поэтому в объявлении о наборе они обещали морякам путешествие для поиска новых стран и захвата сокровищ. Истинные намерения они раскрыли посреди Атлантического океана через 11 дней после выхода в море.

Первые трудности встретили голландцев спустя полгода. Шторм повредил корабли, вынудив их зайти для ремонта в бухту Пуэрто-Десеадо (сейчас – Аргентина). В ходе работ смола загорелась близко к пороховому погребу «Горна» и яхта взорвалась. К счастью, никто не пострадал. Экипаж переехал на «Эндрахт» и продолжил путь.

Вскоре моряки увидели Магелланов пролив и, впервые в истории мореплавания, пошли дальше на юг – в неизвестные воды за пределы Огненной Земли.

И вот 29 января 1616 года (надеюсь, пост опубликуют тоже 29 января) голландцы увидели гористый остров, южнее которого нет суши (На самом деле есть. Острова Диего-Рамирес расположены на 100 км южнее и именно они являются крайней точкой Южной Америки). Новый остров и мыс на нём капитаны назвали Горн в честь родного города Схаутена и погибшей яхты.

Голландцы не подозревали насколько им повезло. Помните, в начале поста я писал про то, что 300 дней в году в районе мыса бушуют топящие суда ураганы? Нашим героям повезло оказаться летним январским днём (как же это непривычно звучит), когда дожди и бури случаются не так часто.

Самый опасный и жестокий мыс в мире встретил своих первооткрывателей ясной погодой и спокойным течением.

Часть 3. Тихий океан, новые открытия и не самые дружелюбные туземцы

Мне кажется справедливым рассказать, что было с нашими героями этих событий.

Обогнув мыс Горн, они совершили небольшую остановку на чилийских берегах и направились к Соломоновым островам. Ошибки в расчётах привели их к островам Тонга, где они обнаружили несколько обитаемых островов и попытались завязать торговлю в местными. Такие контакты часто заканчивались конфликтами - туземцы часто проявляли агрессию. Например, их очень интересовало железо – они пытались вырвать из бортов «Эндрахта» гвозди, утащить железные цепи и т.д. В судовом журнале даже есть запись о том, что аборигены вырвали из рук мальчика-поварёнка нож с такой силой, что порезали ему пальцы.

Примечательна также история знакомства команды с вождём по имении Лату. Этот правитель убедил голландцев в своих мирных торговых намерениях, однако при первой же возможности атаковал «Эндрахт». Голландцев спасло огнестрельное оружие, залп которого обратил туземцев в бегство. Команда предложила жестоко наказать местное население, однако Лемер отомстил иначе – землю, с которой прибыл Лату, он назвал Островом Предателей (Конечно же его переименовали, но история помнит всё. Если кому интересно, то сейчас это остров называется Ниуатопутапу и входит в состав Королевства Тонга).

На этой гравюре на заднем плане изображён остров Предателей.

На этой гравюре на заднем плане изображён остров Предателей.

Наконец, в октябре 1616 года «Эндрахт» достиг Молуккских островов, где его встретили соотечественники из торговой фактории. После небольшой передышки Лемер и Схаутен направились в центр Голландской Ост-Индии – Джакарту.

Часть 4. Действительно суровые испытания

По иронии судьбы, относительно легко преодолев мыс Горн, наши моряки столкнулись с тяжёлыми последствиями.

Представители Ост-Индской компании в Джакарте крайне удивились, обнаружив в порту прибывшее со стороны Тихого океана судно, которое не принадлежит корпорации. Несмотря на предоставленные Лемером и Схаутеном доказательства неиспользования Магелланова пролива, бюрократы отказались верить в существование нового маршрута. Судно арестовали, товар изъяли, а экипаж задержали и отправили в Голландию для предания суду.

Две недели спустя, 31 декабря 1616 года, Якоб Лемер заболел и скончался в возрасте 31 года, так и не вернувшись домой. Виллем Схаутен вернулся в Голландию 1 июля 1617 года .

Но Лемер-старший, потрясённый новостью о смерти сына и уверенный в правдивости произошедшего подал иск на Ост-Индскую компанию. После пяти лет судебных тяжб купец добился справедливости и победы над ненавистной ему корпорацией. Он получил от неё значительную компенсацию, закрепил право отправлять торговые корабли по маршруту вокруг мыса Горн, который открыл его сын.  

Лемер-старший и Схаутен опубликовали путевые дневники двух капитанов, каждый из которых ставил себе в заслугу успешное руководство экспедицией, но ни сколько не принижал достоинства своего напарника.

Схаутен через несколько лет вернулся в море, где ещё несколько лет возглавлял экспедиции в южные моря.

Памятник в виде альбатроса установлен в память моряков, погибших при попытках обогнуть мыс Горн.

Памятник в виде альбатроса установлен в память моряков, погибших при попытках обогнуть мыс Горн.

Надеюсь Вам понравилось, пишите комментарии, что думаете ит.д.

P.S. Ссыль на мой тг-канал,  кому интересно: https://t.me/eettubrut

Я его только начал вести, публикую мелкие исторические заметки, мемчики, ну и эти же самые посты, что и на Пикабу

P.P.S. В начале я использовал цитату из популярной в Советском Союзе серии книг Жоржа Блона «Великий час океанов», которая и вдохновила меня на этот пост. Думаю, любителям приключенческого нон-фикшн она зайдёт. Все фотки и картинки брал с открытых источников (читай - с тырнета).

Всем добра!

Показать полностью 4 1
Отличная работа, все прочитано!