Советская жизнь
6 постов
Текст не о качестве в целом, а об отношении к нему и критериях, которые несколько изменились за полвека.
В 1971 редакция журнала "За рулём" договорилась с руководством Ижевского завода о выделении автомобиля для долговременного теста. Журналистов истересовали отличия от модели, собранной на АЗЛК и общее качество сборки. (ЗР, 1972, №6, стр.16, "Ижевский "Москвич"" ).
Антикор не делали намеренно, машина хранилась на улице, эксплуатировалась как по городу, так и по трассе.
Первый отчёт о тесте появился в номере 8 за 1972 год (ЗР, 1972, №8, стр.18, "20000 километров спустя".)
Следующий - в номере 10 за 1972 год (ЗР, 1972, №10, стр. 12, "Испытания ижевского «Москвича» продолжаются")
А в номере 12 за 1973 год вышла финальная статья (ЗР, 1973, №12, стр.14, "60000 километров спустя").
Вот как завершалась вторая статья:
А теперь подробно об отмеченных за два года и 60 тыс. пробега недочётах:
1. Перегрев отмечен сразу при выезде с завода. Мучились с этим несколько месяцев (меняли термостат, поставили ВАЗовский расширительный бачок), пока не заменили радиатор - оказался бракованным с завода.
3. Болт крепления амортизатора открутился на первой тысяче км.
4. В дождь заливало в салон через лобовое стекло.
5. На второй тысяче при повороте руля вправо стал произвольно включаться сигнал.
6. В первый же месяц вытянулся трос запора багажника
7. Отказал правый поворотник - открутилась контактная пластина.
8. Подлокотники на дверях разошлись по шву.
9. Зимой перестал закрываться сливной кран блока двигателя.
10. После 14 тыс. км пробега: утечка жидкости манжеты тормозного цилиндра на левом колесе.
11. Одновременно: подтекание смазки через сальник правой полуоси.
12. К 20 тыс. км пробега: обильная течь масла в левой крышке коробки передач из-за износа сальника.
13. Задний ход включался с трудом с самого начала, а на 17 тыс. кончился синхронизатор второй передачи.
14. Задние тормозные колодки к 20 тыс. км. кончились
Дальше списком:
15. Заменена полуось (брак) и подшипники полуосей.
16. Амортизаторы заменены.
17. Сайлент блоки нижнего рычага передней подвески - замена.
18. Герметичность. Кроме течи через лобовое стекло, вода поступала в подфарники, задние фонари, в багажник, под ноги водителя и пассажира.
19. Свечи меняли дважды
20. Контакты прерывателя распределителителя зажигания - заменены
21. Коррозия - первые следы ржавчины на дверях появились после первой же зимы, частично облез хром.
После второй зимы к 60 тыс. коррозию обнаружили на днище кузова, порогах, в нижней части дверей.
Отдельно отметили
1. пуск в холодное время - слабое место машины.
2. низкое качество сальников и уплотнителей
3. слабый отопитель
4. Бензин, не соответствующий ГОСТ на некоторых бензоколонках.
К сожалению, в статьях не указан гарантийный срок на машину и периодичность ТО.
Вот это вот всё на полном серъёзе считалось "исключительной надёжностью".
С тех пор технологии сильно изменились, изменились критерии качества и отношение к "недочётам". Стоит помнить об этом при попытке сравнения качества тех товаров с нынешними.
Думаю, это касается не только автомобилей.
Интересно, почему нельзя высказывать свою точку зрения без вранья и подтасовок?
Ну вот привёл ТС список артистов. А если посмотреть повнимательнее?
*Тут надо отметить, что отсутсвие паспортов касалось не всех вообще сельских жителей, а только колхозников. Трудящиеся совхозов и МТС паспорта имели, и разрешения председателя на отъезд им не требовалось.
А теперь актёры, приведённые ТС по списку:
Людмила Касаткина - переехала с семьёй в Москву в 1925 году, до коллективизации и паспортизации, в разгар разгула, так сказать.
Леонид Быков - родился в семье рабочего, а не колхозника, в город с семьёй переехал в 1930, до паспортизации (хотя в любом случае колхозником бы не был).
Римма Маркова - родилась хоть и в деревне, но в семье не колхозников, а актёра саратовского театра, её мама работала гримёром-парикмахером в том же театре. Уже в 1931 году жила с родителями в Саратове.
Нонна Мордюкова родилась в станице. Папа - военный (не колхозник), мама - председатель колхоза (да-да, тот самый человек, который выписывает справки). В город переехала ещё во время войны.
Василий Шукшин - после семилетки поступил в техникум (один из путей вырваться из деревни, да), который бросил через 2,5 года, уже получив паспорт в городе. Дальше он уже сам мог решать, где ему работать - в колхозе или ещё где.
Надежда Румянцева - хоть родилась и в селе, но не в семье колхозников - папа служил на железной дороге.
Майя Булгакова - автор ограничился местом рождения и сведениями о побеге от фашистов. То, что после эвакуации семья вернулась не в село, а в город Краматорск, где будущая актриса и закончила школу, почему-то решил не сообщать.
Валентина Теличкина - тут вопросов нет, хотя... Папа слесарь, мама продавец в магазине. Они могли не быть колхозниками.
Вия Артмане - к моменту освобождения Латвии от немцев она уже жила в Риге.
Михай Волонтир - сын единоличника, отказавшегося вступать в колхоз
В любом случае, двое последних - с присоединённых территорий, там была проведена повальная паспортизация.
Кстати, муж Анны Григорьевны из "Трёх тополей" в колхозе не состоял, а был госслужащим - бакенщиком и егерем. Ему и его жене-домохозяйке не нужно было получать разрешений у председателя.
Тщательнее надо к срыву покровов подходить :)
Увидел на замедленном ресурсе документальный фильм, снятый Кировским телевидением (Кировтелефильм) в 1984 г.
Называется "Папа купил автомобиль". В фильме расссказывается о проблемах, с которыми столкнулась конкретная семья, купившая новенький ВАЗ 2106.
Тема показалось интересной, потому поделюсь кратким содержанием картины для тех, кому сложно или лень смотреть двадцатиминутный фильм.
Проблема номер 1 - где хранить автомобиль?
- на платных стоянках по всему городу Кирову ни одного свободного места нет.
- в очереди на вступление в гаражный кооператив в районе - около 1000 чел., это примерно на 5 лет. Встать в очередь до приобретения автомобиля невозможно.
- герой решает "прорываться" в уже существующие ГСК. Показаны проблемы с ними - строят их пайщики самостоятельно, материалов не выделяют, приходится покупать "с левой стороны".
В итоге машина паркуется во дворе, что вызывает недовольство некоторых жителей.
Отсюда появилась проблема номер 2 - автомобиль "раздели"
Через пять дней после покупки ночью с автомобиля сняли два колеса, дворники и аккумулятор.
После этого хозяева стали поочерёдно дежурить ночами - спали в машине, пока хозяин не вывел из квартиры провод и не повесил над машиной во дворе фонарь.
Колёса и аккумулятор героям фильма одолжили друзья.
Далее описывается проблема номер 3 - сервис.
Показана очередь на запись в сервис.
Диалоги замечательные:
"Машину принять можем, но делаться она будет в следующем месяце, если запчасти есть"
"Товарищи, на сегодня запись закончена. В следующую субботу к 8 утра - пожалуйста".
Далее интервью с владельцами. Основные претензии:
- нет запчастей
- очереди
- ремонт некачественный
- не соблюдается регламент ТО
- не допускают в ремзону
Следующая проблема - запчасти.
Магазин с отделом "Автозапчасти".
Интервью с посетителем - жалоба на отсутствие ходовых запчастей.
Интервью с продавцом - запчасти на Жигули и Запопрожцы теперь только на сервисных станциях, обращайтесь туда.
Далее авторы фильма берут интервью у шишек из городского и союзного ВДОАМ, и делают вывод - проблем много, и их надо решать срочно, прямо сейчас, а то скоро совсем беда будет.
В конце упоминаются прогнозы социологов, по которым через 15-20 лет (то есть к 1999 - 2004 г.), личный автомобиль будет в каждой третьей семье. На самом деле, к этому показателю мы пришли в 1996 году (если считать средний размер семьи 3 чел.).
Фильм демонстрировался по первой программе ЦТ
На замедленном ютубе лежит ролик - 10 минутный фрагмент документального фильма "Гарантия" против дефицита", снятого ТО "Экран" в 1982 году.
Судя по всему, снято весной или в начале лета 1982 года.
Часть ролика - разговор корреспондента с прохожими. Насколько я понял, снимали в Москве возле универмага "Московский" на Комсомольской (ныне Каланчёвской) площади
Вот несколько примеров (прямая речь немного сокращена, смысл не пострадал):
Мне нужны осенние туфли. Не могу купить уже полтора года.
- Что ищете?
- Плащ.
- Купили?
- Нет, размера моего нет.
- Давно ищете?
- Да вот уже целый год.
- Пальто ищу
- Купили?
- Нет, очень дорогие все
- Насколько дорогие?
- 350 - 365 рублей (для справки: средняя зарплата в 1982 году составляла 177,3 р.)
- Девочка едет в пионерлагерь, нужны шортики
- Нет шортиков?
- Нет
- Носочки для девочки летние - нет.
Так же в этом ролике показана очередь перед открытием магазина, в которой люди стоят, ещё не зная, что сегодня "выкинут", люди, буквально вбегающие в магазин в момент открытия, давка за чешскими тапками ЦЕБО, скучающие продавцы в секциях с непопулярными товарами и другие приметы времени. Упоминаются и "злоупотребления в торговле".
В общем, кому интересно и желающие поностальгировать - посмотрите.
Полная версия фильма (38 мин.) лежит там же на замедленном ресурсе.
Летом в Подмосковье встретился вот такой автомобильчик.
Nissan Figaro был представлен публике в 1989 году, и после изучения спроса, запущен в производство в 1991 году. Всего за год было сделано 20073 автомобиля, после чего производство модели прекратили.
Автомобиль построен на базе Nissan March/Micra первого поколения, оснащался единственным двигателем - рядным четырёхцилиндровым бензиновым с турбонаддувом мощностью 76 л.с.
КПП - трёхдиапазонный автомат.
Привод, естественно, передний.
Кузов - полукабриолет - при желании мягкая крыша и задняя панель со стеклом складываются и убираются в багажный отсек вручную.
Во всех комплектациях оснащался кондиционером и магнитолой с CD проигрывателем.
Посадочная формула - 2+2.
Выпускался только с правым рулём, продавался только на внутреннем японском рынке.
Для сравнения - тот самый Nissan March/Micra:
Вот такой пепелац встретился возле одного из предприятий общепита Минска.
Это микроавтобус, или лёгкий грузовик Barkas B 1000 производства ГДР. Выпускался на протяжении 30 лет, с 1961 по 1991 год. Немалая часть выпуска попала и в СССР.
Двигатель - 3х цилиндровый двухтактный объёмом 0,9 литра мощностью 42 л.с.
Привод передний.
Немцы использовали тот двигатель, что у них был - от Wartburg 311. Впоследствии пытались приспособить на машину двигатель от Москвича-412, но СССР в поставках отказал - самим не хватало. Так что тот же трёхцилиндровый двухтактник ставился до падения Берлинской стены. Правда, через 10 лет его расточили до литра, подняв мощность до 45 л.с.
Кузовов было не менее 75 разных модификаций, в том числе автокран и пожарная машина.
В 1989 году на машину стали устанавливать движок 1.3 л от VW. Но с открытием рынка для иностранцев продукция ГДР перестала быть востребованной.
Производство закончилось в 1991 году, предприятие VEB Barkas-Werke Karl-Marx-Stadt закрылось, а город Карл-Маркс-Штадт переименовали обратно в Хемниц.
Оборудование и всю документацию выкупили некие русские бизнесмены, что со всем этим стало - неизвестно.