Geralt2508

Человек с планеты Земля
Пикабушник
Дата рождения: 25 августа
49К рейтинг 22 подписчика 12 подписок 32 поста 16 в горячем
4

О роскоши и бедности. "Мы" бедные, потому что "они" богатые?

Вот просто не могу удержаться.

Увидел тут пост на историческую тему:

Как Романовы в 1903 году показывали свои русские корни, «пир во время чумы» и прозябающий в нищете народ

Суть поста, если коротко - как пировали Романовы и российские аристократы в 1903 году по случаю юбилея дома Романовых. Пошили себе шикарные костюмы, один костюм Николая стоил 2368 публей. А всего гостей было 390 и все пошили себе такие же дорогие наряды.

Придворные дамы были наряжены в сарафаны и кокошники, кавалеры – в костюмах бояр, стрельцов или сокольничих. Каждый костюм из парчи и бархата, расшитый золотыми и серебряными нитями, кокошник с драгоценными камнями, соболь - стоили целое состояние.

В итоге не хватило денег на войну с Японией.

А спустя год в Русско-Японской войне Артурской эскадре не будет хватать броненосцев - именно на такую сумму обошлись костюмы ряженых.

На этой фразе я остановился и задумался. Я не историк, но что-то меня тут смутило. Наверное то, что я слушал рассказы про Русско-японскую войну и представляю порядок стоимости броненосца.

В комментариях там ещё до меня пришёл человек и указал, что стоимость броненосца ~ 10 миллионов рублей.

Предположим, костюмы покупали за государственные деньги. Это будет 3000 рублей/костюм*400 костюмов = 1.200.000 рублей.

Стоимость одного броненосца - простенького, «Пересвет» - 10.000.000 рублей. В тексте говорится, что не будет хватать броненосцев. Т.е.несколько кораблей, а не одного.

Ну т.е. ТС прямо сразу начал с грубой лжи и манипуляций.

#comment_373846734

Я ниже приложил ссылку на работу другого автора, который собрал стоимость всего флота, построенного в России перед РЯВ:

https://author.today/post/465308

Цитата оттуда:

Таким образом, общая стоимость кораблей РИФ времен РЯВ, построенных от начала 20-летней программы, составляла (округленно) 535,4 млн. руб., оценочно, опять же, но вряд ли слишком далеко от реальности.

Т.е. надо понимать, что такое флот такого государства, как Российская империя и насколько же это суммы другого порядка, чем шикарная гулянка, даже если её закатывает сам император и высшая аристократия страны.

С другой стороны - ну, подумаешь, приврал человек чуток для красного словца. Дело-то благородное - обличить кровопийцев и эксплуататоров. Тут любой полемический приём в строку, так? Да и что мне за дело до последнего императора РИ, я уж точно не его поклонник.

И всё-таки.

Дальше автор поста стал живописать ужасы жизни простых русских крестьян, которые не доедали и жили в ужасных условиях (я тут не иронизирую, темой не владею, но вполне верю, что крестьяне в это время в России в самом деле жили в ужасных условиях, недоедали и даже умирали от голода).

И завершает это фразой:

А в это время царская семья и господа дворяне, ели пили, устраивали балы-маскарады с русскими танцами в баснословно дорогих костюмах.

Ну т.е. логика тут напрашивается простая - крестьяне голодали, потому что на доходы с них аристократия развлекалась и пировала, пошивая себе костюмы за баснословные деньги.

Логика это простая, соблазнительная и вызывающая живое сочувствие у читателей, что показывает количество плюсов у того поста.

И вот ровно эту логика я решил проверить. В частности посмотреть - а сколько денег тратилось из бюджета государства на содержание например императорской семьи и как эти суммы соотносились со всеми расходами государства.

В интернете я довольно быстро нашел "Государственную роспись доходов и расходов на 1903 год".

https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131935-obshchaya_gos...

Кому не интересно листать.

Общая сумма доходов и расходов - в районе 2 миллиардов рублей.

Так вот из них на содержание двора было расписано 13 миллионов рублей. Что составляет менее 1% от всех расходов бюджета. Сумма всё равно чудовищная, однако, если бы эта статья расходов была обнулена, то, боюсь, бедные крестьяне этого бы даже не заметили и положение их это бы не улучшило ни капли.

Неожиданный ли это вывод? На мой взгляд нет, чего-то подобного я и ожидал, когда начал поиск цифр. Почему я так думал и зачем, собственно, вообще предпринял свои поиски? Не ради защиты бедного Николая Александровича. У меня, если честно вообще нет к нему никакого отношения - ни плохого, ни хорошего. Я в целом согласен с мнением, что это был неплохой человек в быту, но довольно посредственный, если не сказать - плохой правитель. Но, скажем честно, далеко не самый плохой в истории. Ему скорее просто не повезло быть правителем такой большой и сложной страны, как Россия, в такое сложное, переломное время, как начало прошлого века. Для этого он категорически не подходил

Но я хотел сказать о другом. О том, что представление будто бедность народа может быть объяснена роскошью правящего класса - это простой, понятный, даже ожидаемый, но на мой взгляд неверный ответ на вопрос, особенно в Новое время (раньше - возможно). К Новому времени экономики крупных стран достигают такого размера, что прожрать и прокутить такие деньги становится уже физически невозможно. А затраты на управление, защиту и развитие государств становятся в разы и на порядки больше расходов элиты на свои увеселения.

.И, соответственно, богатство и бедность народа определяются скорее не стоимостью костюмов аристократов на праздниках, а скорее компетенциями последних в управлении страной, тем насколько грамотно они тратят деньги на её развитие. И если народ живёт в бедности, то обращать надо внимание не на то, как правители и их окружение отдыхают, а скорее на то, как они работают. Много ли воруют на подрядах. Сильно ли раздуты бюджеты госпроектов. Нужны ли вообще те или иные проекты в принципе. Потому что тут могут "умирать" суммы в разы большие, чем на самой шикарной придворной тусе.

Как-то так.

Показать полностью
65

Ответ OlegYanov в «Пешеходу»73

Какой милый пример лукавой демагогии.

При том, что ТС написал совершенную правду и нигде не солгал (впрочем, это обязательное требование для хорошей демагогии). Всё им написанное, так или иначе понимают все - сознательно или подсознательно.

Но.

Всю свою историю человечество боролось за безопасную среду жизни, исключая или ораничивая опасности в тех местах, где люди проводят большую часть времени. Это не всегда получалось и периодически случались откаты, но вектор был именно таков.

Потому что безопасная среда - это комфортная среда. Потому что необходимость постоянно осматриваться и ожидать неприятностей - это, внезапно, напряжно для психики и серьёзно её нагружает. Поэтому люди хотели бы жить в таких местах, где это нужно делать по минимому. И во многом этого достигли - с точки зрения наших диких предков, мы ведём себя исключительно беспечно. Откуда нам например знать, что за ближайшим углом не притаился тигр? А мы это знаем, потому что мы не позволяем тиграм разгуливать по нашим городам (ну в среднем, про Индию не скажу).

Можно конечно придти к ситуации, когда мы стараемся не выходить из дома, а выходя - перемещаться перебежками, постоянно сканируя окрестности. Но хотим ли мы таких городов? Вероятно нет.

(Кстати, когда речь заходит о стаях собак, это всем почему-то становится понятно. И пост про то, как надо вести себя с ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬЮ при встрече со стаей собак, вполне справедливо утонет в минусах. Потому что для всех очевидно, что стая собак - это источник опасности и, как таковому, ей просто не место в городах, где живут люди).

И вот применительно к ДТП и ТС эта логика начинает буксовать. По понятным причинам - потому что тут источником опасности для людей являются другие люди.

В реальности можно создать такую среду (во всяком случае в городах), которая сведёт ДТС со смертельным исходом до нуля (вот просто до абсолютного 0, зеро). Но это будет означать такой уровень ограничений для водителей (включая драконовское ограничение скоростного режима), что абсолютное большинство водителей на это просто не готово (не говоря уже о том, что у нас существует каста неприкосновенных водителей, которым в принципе на всё плевать).

И поэтому проще сказать пешеходам "спасение утопающих, дело рук самих утопающих, а у нас лапки" и начать красиво рассуждать о праве (хотя дело тут не только в праве, но и в законодательстве, правоприменительной практикие и городской инфраструктуре).

Давайте напишем честно - проблему мы решать не хотим и не будем, так что уважаемае пешеходы, вы будете и дальше гибнуть под колесами, а если не хотите - будьте максимально осторожны (но это всё равно полной гарантии выживания вам не даст, потому что водители тоже люди и они иногда хотят выпить, а потом погонять на скорости 200 по тротуарам).

Показать полностью
268

Ответ Solovieff в «Я не благодарна своим родителям "за всё"»31

это маленькая женщина ростиком в 160 сантиметров и птичьим весом.

Ну вообще даже маленькие женщины ростиком в 160 сантиметров (и ниже) и птичьим весом с легкостью калечат психику своих детей (нет, я не про себя, если что) - хотя бы потому, что дети в самом начале ещё меньше и ещё легче, да и психологическое насилие никак не связано размером. И если взрослый человек может от насильника уйти (хотя бы на время), то ребенок может только терпеть и приспосабливаться (и вот это может оставить такие страшные зарубки в психике, что потом может многих лет жизни не хватить, чтобы вылечить). На самом деле это страшно и я не понимаю, почему об этом некоторые говорят так легко. Представьте себе концлагерь длиной в 18 лет, где с вами могут сделать, что угодно (и делают) и каким вы из него выйдете в итоге.

Скажут - многие родители в этом не виноваты, они делали что могли, они сами были в сложных обстоятельствах, их никто не учил воспитывать детей, в конце концов, родители - сами звенья в ужасной цепи насилия под название человеческая культура, где дедовщина (в разных видах и формах) веками была одним из фундаментов взаимоотношений и они просто часто не знали других вариантов.

И во многих случаях (не во всех, кстати) я соглашусь, всё правда. И что с того? И как это помогает искалеченным детям исцелиться?

И да, чтобы это отпустить и забыть, чтобы от этих травм исцелиться, нужно их как минимум осознать, а для этого их надо проговорить. Да, бессмысленно потом обвинять родителей годами, это уже деструктивно. Но ОДИН раз это надо проговорить обязательно.

Показать полностью
379

Ответ на пост «Срок за катушку ниток»10

Сама история, конечно, байка - все признаки тут налицо (начиная от сказочного зачина про какого-то следователя, который кому-то что-то где-то когда-то рассказал, прям классика).

Но интересно тут не это. Лично меня тут триггерит с фразы - "гибель танкистов вменить НЕ УДАЛОСЬ, поэтому (!!!) её осудили за кражу, но по полной (!!!)". Характерно, что никого этот принцип "революционной справедливости" не смущает. В первую очередь он не смущает тех, кто придумал эту байку, чтобы показать "всё было нормально, всех сажали за дело". И никто не задумался - если можно человеку дать непропорционального суровое наказание за якобы другое совершенное им преступление (которое, напомню, доказать НЕ УДАЛОСЬ, иначе за него бы и судили), то что мешает просто ПРИДУМАТЬ это другое преступление и сажать людей на огромные срока просто так, просто потому что следователь мамой поклялся, что на его взгляд человек ещё кое в чём виноват, просто ему доказывать это лень? И зачем вообще тогда нужны суды, если мы так верим следователям на слово? И чем вся эта "правдивая" история ЛУЧШЕ, чем то, что рассказывал Солженицын?

630

Ответ Bloodxao в «Представьте, что вы очнулись в 1800 году, обладая только теми знаниями, что у вас есть на данный момент. Как вы разбогатеете?»55

Тезисно.

1. Истории смешные и более реалистичные, чем ЛЮБАЯ история попаданцев в книгах.

2. В целом автор, конечно, преувеличивает. Жизнь в прошлом была суровая, но не такая жестокая, как может показаться по этим историям. Например, даже монгольское нашествие, которое было редкой и чудовищной по масштабам катастрофой, задело весьма небольшой (хотя и самый значимый) процент населения Северо-Восточной Руси - жителей городов и деревень по пути следования армии Бату-хана, а это относительно узкая полоса. БОльшая часть 10-15 миллионного населения Руси могла нашествие вообще не заметить, узнав о нём только по слухам от беглецов. Соответственно, какова вероятность, что случайный попаданец в 13 век на Русь, не только попадёт ровно в момент нашествия монголов, но и окажется не в глухой суздальской деревне, а у них на пути?

3. Основная проблема попаданцев - это быт и отсутствие социальных связей. Про быт интуитивно понятно, но это не только и не столько дискомфорт, сколько вероятность быстро склеить ласты из-за непривычной еды, плохой гигиены и суровых условий жизни, которые ослабляют организм и делают его восприимчивее к разным болезням. Про социальные связи, нам жителям в основном уже атомизированного социума, понятно хуже. Дело в том, что человек в прошлом не мог быть сам по себе. Место в социуме и отношение окружающих определялось не личностью человека, а тем, откуда он и кто его близкие. Соответственно в разговоре со встреченными, попаданец обязательно должен будет пояснить (прямо, как при столкновении с гопниками в 90-е) "с какого он райна и кого там знает". И тут ложь вычисляется очень быстро. Если ты крестьянин, то с какой деревни и кого там знаешь. Если деревня в этих местах, то высока вероятность, что другие крестьяне их все знают и знают, кто там живёт. Если деревня дальняя - то, что ты тут делаешь один (на отхожие промыслы в одиночку обычно не ходили)? Если ты купец, то где твой товар и из какой ты земли? Ты из ганзейских купцов (грамотный попаданец попался), а товар разбойники отобрали? Бывает, сейчас отведём тебя на купеческое подворье, там твои соплеменники как раз стоят. Монах? Из какого монастыря, кто настоятель, что ты тут делаешь? Притворяться знатным человеком вообще не вариант, их считанное число и их все знают. Так кто ты, родной? Вариант сказать, что ты из будущего тут даже не обсуждается - это гарантированный конец почти в любой эпохе.

Показать полностью

На тему искусства

Люблю "Кавалерийский марш" Александра Щербины:

Слушал его наверное десятки раз.

И только сегодня вдруг пришло в голову, что строки:

Труба горниста
Нас отпоёт за всех живых, -
В небесных списках
Нет ни своих и ни чужих.

- это отсылка и полемика с хрестоматийной известной всем фразой, которую приписывают одному из участников альбигойского крестового похода, сказанную якобы после взятия города: "Убивайте всех. Господь на небесах распознает своих".

Показать полностью
4

Добавление к предыдущему посту про машины

Даже по паре комментариев в предыдущем моём посте, видно, что меня не до конца поняли. Поэтому я тут процитирую свой любимый отрывок из гениального романа "Петр Первый" авторства Алексея Николаевича. Без комментариев, на мой взгляд он в них не нуждается.

"...Софья отговорила. Василий Васильевич встал и благодарил за милостивые слова. Два думных пристава степенно подставили ему раскладной стул. Дело дошло до главного, – зачем он и приехал. Пытливо и недоверчиво Василий Васильевич покосился на ряды знакомых лиц, – сухие, как на иконах, медно-красные, злые, распухшие от лени, с наморщенными лбами, – вытянулись, ожидая, что скажет князь Голицын, подбираясь к их кошелям… Василий Васильевич повел речь околицами… «Я-де раб и холоп ваш, великих государей, царей и великих князей и прочая, бью челом вам, великим государям, в том, чтобы вы, великие государи, мне бы, холопу вашему Ваське с товарищи, вашу, великих государей, милость как и раньше, так и впредь оказали и велели бы пресвятые пречистые владычицы богородицы, милосердные царицы и приснодевы Марии образ из Донского монастыря к войску вашему, государеву, непобедимому и победоносному, послать, дабы пречистая богородица сама полками вашими предводительствовала и от всяких напастей заступала и над врагами вашими преславные победы и дивное одоление являла…»

Долго он говорил. От духоты, от боярского потения туман стоял сиянием над оплывающими свечами. Окончил про образ Донской богородицы. Бояре, подумав для порядка, приговорили: послать. Вздыхали облегченно. Тогда Василий Васильевич уже твердо заговорил о главном: войскам третий месяц не плачено жалованья. Иноземные офицеры, – к примеру полковник Патрик Гордон, – обижаются, медные деньги кидают наземь, просят заплатить серебром, от крайности хоть соболями… Люди пообносились, валенок нет, все войско в лаптях, и тех не хватает… А с февраля – выступать в поход… Как бы опять сраму не получилось.

– Сколько же денег просишь у нас? – спросила Софья.

– Тысяч пятьсот серебром и золотом.

Бояре ахнули. У иных попадали трости и костыли. Зашумели. Вскакивая, ударяли себя рукавами по бокам: «Ахти нам!..» Василий Васильевич глядел на Софью, и она отвечала горящим взглядом. Он заговорил еще смелее:

– Были у меня в стану два человека из Варшавы, монахи, иезуиты. Есть у них грамота от французского короля, чтоб им верить. Предлагают они великое дело. Вам (привстав, поклонился Софье), пресветлым государям, от того дела быть должна немалая польза… Говорят они так: на морях-де ныне много разбойников, французским кораблям ходить кругом света опасно, много товаров напрасно гибнет. А через русскую землю путь на восток прямой и легкий – и в Персию, и в Индию, и в Китай. Вывозить, мол, вам товары все равно не на чем, купцы ваши московские безденежны. А французские купцы богаты. И чем вам без пользы оберегать границы, – пустите наших купцов в Сибирь и дальше, куда им захочется. Они и дороги порубят в болотах, и верстовые столбы поставят, и взъезжие ямы. В Сибири будут покупать меха, платить за них золотом, а ежели найдут руды, то станут заводить и рудное дело.

Старый князь Приимков-Ростовский, не сдержав сердца, перебил Василия Васильевича:

– От своих кукуйских еретиков не знаем куда деваться. А ты чужих на шею накачиваешь… Конец православию!..

– Едва англичан сбыли при покойном государе, – крикнул думный дворянин Боборыкин, – а ныне под француза нам идти?.. Не бывать тому.

Другой, Зиновьев, проговорил с яростью:

– Нам на том крепко стоять, чтоб их, иноземцев, древнюю пыху вконец сломить… А не на том, чтоб им давать промыслы да торговлю… Чтоб их во смирение привести… Мы есть Третий Рим…

– Истинно, истинно, – зашумели бояре.

Василий Васильевич оглядывался, от гнева глаза посветлели, дрожали ноздри…

– Не менее вашего о государстве болею… (Он повысил голос.) Грудь… (Он ударил перстнями по кольчуге.) Грудь изорвал ногтями, когда узнал, как французские министры бесчестили наших великих послов Долгорукова и Мышецкого… Поехали просить денег с пустыми руками, – честь и потеряли на том… (Многие бояре густо засопели.) А поехали бы с выгодой французскому королю, – три миллиона ливров давно бы лежали в приказе Большого дворца. Иезуиты клялись на Евангелии: лишь бы великие государи согласились на их прожект и Дума приговорила, – а уж они головой ручаются за три миллиона ливров, кои получим еще до весны.

– Что ж, бояре, подумайте о сем, – сказала Софья, – дело великое.

Легко сказать – подумать о таком деле… Действительно было время, после великой смуты, – когда иноземцы коршунами кинулись на Россию, захватили промыслы и торговлю, сбили цены на все. Помещикам едва не даром приходилось отдавать лен, пеньку, хлеб. Да они же, иноземцы, приучили русских людей носить испанский бархат, голландское полотно, французские шелка, ездить в каретах, сидеть на итальянских стульях. При покойном Алексее Михайловиче скинули иноземное иго! – сами-де повезем морем товары. Из Голландии выписали мастера Картена Брандта, с великими трудами построили корабль «Орел», – да на этом и замерло дело, людей, способных к мореходству, не оказалось. Да и денег было мало. Да и хлопотно. «Орел» сгнил, стоя на Волге у Нижнего Новгорода. И опять лезут иноземцы, норовят по локоть засунуться в русский карман… Что тут придумать? Пятьсот тысяч рублей на войну с ханом выложи, – Голицын без денег не уедет… Ишь, ловко поманил тремя миллионами! Вспотеешь, думая…

Зиновьев, захватив горстью бороду, проговорил:

– Наложить бы еще какую подать на посады и слободы… Ну, хошь бы на соль…

Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:

– На лапти еще налогу нет…

– Истинно, истинно, – зашумели бояре, – мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей, – вот и побьем хана…

Легко стало боярам. Решили дело. Иные вытирали пот, иные вертели пальцами, отдувались. Иные от облегчения пускали злого духа в шубу..."

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!