Серия «Стивен Кинг»

19

Стивен Кинг «Роза Марена»

«Роза Марена» – многослойный роман, который строится на стыке психологического триллера и магического реализма. В нем сверхъестественное отступает на второй план перед ужасным домашним насилием и долгим путем к обретению себя.

Сюжет книги делится на две четкие части. Первая – бегство от реальности. Рози Дэниелс провела 14 лет в браке с Норманом, полицейским-садистом. Однажды утром, увидев капли крови на простыне, она осознает, что если не уйдет сейчас, то муж рано или поздно убьет ее. С несколькими долларами в кармане она сбегает в неизвестность. Это описание бегства, страха, паранойи и первых робких шагов к самостоятельности – одна из самых сильных частей романа. Кинг с пугающей достоверностью описывает психологию жертвы, ее внутренние барьеры и инстинкт выживания. Вторая часть – магия и противостояние. Рози оказывается в новом городе, находит дом в женском приюте, друзей и работу. Случайно она покупает в ломбарде новую картину, изображающую женщину в красном платье в классическом греческом стиле – «Розу Марену». Картина оказывается порталом в другой, мифический мир, который становится для Рози источником силы и исцеления. Однако Норман, одержимый жаждой мести и обладающий нюхом первоклассного преследователя, уже идёт по следу.

Сила романа – в переплетении этих двух линий. Магическая картина не является «волшебной палочкой». Она лишь катализатор внутренней трансформации Рози. Войдя в мир картины, она не получает суперсилу, а находит в себе мужество для финальной битвы.

Центральная тема романа, конечно же, – домашнее насилие и исцеление. Кинг показывает не только физическое насилие (хотя оно и описано очень жёстко), но копает глубже - в психологическое унижение, разрушение личности, синдром жертвы. Роман в первую очередь о силе человеческого духа, способности восстать из пепла. Несмотря на фантастический элемент, роман невероятно актуален. Проблема домашнего насилия, поднятая в книге, остаётся острой и сегодня. Помимо этого, присутствует и тема феминизма и сестринства. Рози спасают и поддерживают почти исключительно женщины: подруги из приюта. Это сообщество женщин противопоставляется токсичной маскулинности Нормана. Роман утверждает, что спасение – в солидарности и взаимопомощи.

Картина «Роза Марена» – символ преобразующей силы искусства. Она не простой магический артефакт, а скорее объект, помогающий героине заглянуть внутрь себя, столкнуться со своими страхами и обрести новую идентичность.

Норман выделяется своей двойственностью. В нем есть внутренний «зверь», которого он сам боится и не может контролировать. Его повествование ведётся от третьего лица с переходами на внутренний монолог, что позволяет заглянуть в ад его сознания. Рози тоже проходит свой внутренний путь от жертвы к воительнице, обретая свою «темную» сторону.

К плюсам романа я бы отнес отличную проработку персонажей. Рози получилась очень живой, реалистичной, со своей внутренней эволюцией. Путь от забитой запуганной женщины к сильной и самостоятельной личности прописан с сочувствием и психологической точностью. Норман Дэниелс входит в мой личный топ кинговских злодеев. Он страшен именно своей реалистичностью. Его ярость, манипуляции и патологическая одержимость прописаны так ярко, что вызывает почти физическое отвращение и страх.

Не обошлось и без субъективных минусов. Меня несколько смутил магический реализм второй половины книги. На мой взгляд, если бы Кинг написал чистый психологический триллер, роман от этого только выиграл бы. В общем и целом, вторая половина книги по многим параметрам проигрывает первой. Не могу не отметить также, что роман содержит довольно жёсткие сцены насилия, поэтому может не подойти излишне впечатлительным читателям. Хотя, с другой стороны, зачем бы им вообще засматривался на творчество Короля Ужасов?

Итог: «Роза Марена» – серьезное, взрослое и глубокое произведение. Это роман о самом трудном побеге – побеге от самого себя, от роли жертвы. Магический элемент служит здесь как метафора раскрытия внутренней силы, которая есть в каждом из нас.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
69

Стивен Кинг «Девочка, которая любила Тома Гордона»

Стивен Кинг, мастер многослойного ужаса, в 1999 году представил миру не совсем типичную для себя работу. «Девочка, которая любила Тома Гордона» – это не хоррор об одержимых машинах, клоунах-убийцах или апокалиптических угрозах. Это камерная, интенсивная и глубокая история о страхе, воле к жизни и силе человеческого духа, упакованная в форму напряжённого романа выживания.

Сюжет до гениального прост: девятилетняя Триша Макферленд во время похода с матерью и братом отходит от тропы, чтобы справить малую нужду, и всего через несколько шагов в сторону теряется в бескрайних лесах штата Мэн. Все, что у нее есть – это одежда на себе, крохи еды в рюкзаке и портативный плеер с радиоприёмником, настроенным на трансляции матчей любимой бейсбольной команды «Бостон Ред Сокс» и ее кумира, пинчера Тома Гордона.

Весь последующий сюжет – это история ее десятидневного скитания по лесу. Кинг детально, почти дневниково, описывает каждый шаг, каждую выпитую каплю воды из ручья, каждую съеденную ягоду, каждую ночь, проведенную в холоде и страхе. Но именно эта простота и монотонность и создают невероятное напряжение. Мы не ждём здесь появления классического монстра Кинга (хотя он здесь и присутствует). Главный антагонист здесь – не таинственный Зверь, а сама природа: безразличная, холодная и смертельно опасная. А также собственный нарастающий голод, жажда и истощение.

Триша – отлично проработанный персонаж. Она не супергерой, а обычная, даже немного неуверенная в себе девочка из не самой счастливой семьи (ее родители в разводе). Ее сила рождается из слабости. Страх – ее постоянный спутник, но она учится им управлять. Главным оружием Триши становится плеер. Голос спортивного комментатора, рассказывающего о победах Тома Гордона, становится ее якорем в реальности, метафорой ее борьбы. Том Гордон для нее не просто спортсмен, а воплощение того, кто приходит в концовке матча под давлением тысячи глаз и делает свою работу, не сломавшись под грузом ответственности. Она проецирует эту метафору на себя: чтобы выжить, нужно бороться, даже под грузом обстоятельств. Ее внутренний монолог и диалоги с воображаемым Томом Гордоном – отличная прорисовка работы психики, цепляющейся за любую соломинку, чтобы не погрузиться в безумие. Мы видим, как детский ум под давлением невообразимого стресса взрослеет, закаляется и находит недетскую стойкость.

Хотя роман позиционируется как реалистичная история выживания, Кинг все же вплетает в нее элементы сверхъестественного ужаса. По мере того как силы Триши иссякают, а голод и лихорадка делают свое дело, она начинает ощущать, что за ней по лесу следует Зверь – неоформленное, кровожадное, зловещее существо из тьмы. Главная загадка книги – существует ли Зверь на самом деле, или он является порождением ее больного сознания, физическим воплощением ее страха и отчаяния. Книга оставляет этот вопрос открытым. Эта двусмысленность – однозначно один из плюсов романа. Зверь становится идеальной метафорой того внутреннего демона, того голоса, который шепчет: «Сдавайся, ложись и умри». Борьба Триши с этим существом – это кульминация её борьбы с самой собой.

Кинг меняет свой обычно богатый и многословный стиль на более сухой и целенаправленный. Описания леса повторяются, подчёркивая монотонность и безысходность пути Триши. Мы физически ощущаем сырость, холод, боль, зуд от укусов насекомых, вкус ягод. Атмосфера паранойи и нарастающего безумия передаются и через звуки: треск веток, шелест листьев, отдаленный вой (зверя или ветра?), и, как противовес, – уверенный голос из плеера, который становится ее единственной связью с миром людей и рассудком.

Итог: «Девочка, которая любила Тома Гордона» – это история не о монстре в лесу, а о монстре внутри нас и о том, как найти в себе силы его победить. Это гимн стойкости человеческого духа, рассказанный через образ одного ребенка. Книга показывает, что настоящий ужас часто бывает тихим, личным и гораздо более реальным, чем любая сверхъестественная сущность.

Так же подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного!

Показать полностью 2
38

Стивен Кинг «Кэрри»

«Кэрри» – первый роман Короля Ужасов. Изначально Кинг не хотел его издавать, не веря в успех, но его жена буквально достала рукопись из мусорки и отправила в издательство. Таким образом мир познакомился с замечательным писателем.

Подходит ли «Кэрри» для первого знакомства с автором? И да, и нет. С одной стороны, это яркая история, в которой уже заметны главные фишки Кинга. При этом она не столь объемна, как многие более поздние работы. С другой же стороны, тут намного меньше внимания к деталям и психологизма, в котором так хорош автор. Кому-то история может даже показаться несколько простоватой, что совсем не делает ее плохой. К тому же автор, как всегда, поднимает множество остросоциальные тем. Тут, как и в «Оно», под маской кровавого хоррора скрывается история человеческих пороков.

В центре сюжета девушка Кэрри Уайт, учащаяся в старшей школе. Кинг использует смешанный стиль повествования: среди обычных глав мы встречаем отрывки из газет, которые рассказывают нам о загадочном происшествии в небольшом городке Чемберлейне в Новой Англии (любимое место у Кинга). Основной сюжет начинается с того, что у шестнадцатилетней Кэрри Уайт в душевой спортзала впервые начинаются месячные. Сопровождается это морем издевательств и унижений от сверстниц. Девушка, ничего не знающая о строении женского организма, была к этому совсем не готова. Ни для кого ни секрет, что подростки – очень жестокие существа. Отсутствие жизненного опыта не позволяет им здраво оценить собственные поступки, а стадный инстинкт лишь усугубляет ситуацию. Таким образом Кэрри становится идеальным объектом для булинга: отца у нее нет, мать повернута на религии, друзей нет, внешность довольно отталкивающая. Непонимание и жестокость к подобным людям, к сожалению, довольно обычное явление в нашем обществе. Только вот Кэрри – совсем не обычная девушка. С рождения она обладает способностью к телекинезу – может двигать предметы силой мысли. Мать считает подобное происками дьявола и запрещает даже думать об этом. Чем же могут обернуться издевательства над таким необычным человеком? Зная Кинга, ничем хорошим.

Таким образом, заглавная тема романа – это булинг. Мы видим историю забитой девочки, которая не получает поддержки ни от кого. Отсюда вытекает вторая проблема – воспитание. На формирование человека как личности огромное влияние оказывает окружение, и как раз тут все плохо. Мать Кэрри – классический образец религиозного фанатика. Она растит дочь в пуританских условиях, запрещает все, что свойственно обычным подросткам. Далеко ходить не надо, она ничего не рассказывает дочери о женском цикле, считая и это происками дьявола. Во время первых месячных дочь приходит к ней за утешением, но получает лишь упрёки и побои. У Кэрри элементарно не было правильных ориентиров, чтобы вырасти в полноценную здоровую личность.

Ярко прослеживается тема детской жестокости. От сверстников Кэрри получает столько унижений, что сломило бы и взрослого человека. Дети зачастую не осознают, что наносят человеку непоправимую душевную травму. Эти незаживающие шрамы остаются с нами до конца жизни. Даже в общем-то положительные дети поддаются влиянию толпы, что мы и видим на примере Сьюзен. История с месячными – лишь один из эпизодов того кошмара, в котором оказывается Кэрри. Булинг среди подростков – не вымысел, а суровая действительность, как 50 лет назад, так и сейчас. Побороть эту проблему может лишь правильное воспитание, контроль со стороны взрослых и система наказаний.

Ещё одна тема – религиозный фанатизм. Он плох всегда, вне привязки к определенной религии. Этот мотив прослеживается во многих романах Стивена Кинга. Формируется эта проблема из-за недостатка образования и зашоренности умов. Гораздо проще жить по заветам священной книги, даже если они уже давно устарели, чем думать своей головой.

Уделяется время и теме взросления и понимания себя. Роман не зря начинается с первого менструального цикла главной героини. Она постепенно становится женщиной, но совсем не понимает, что это значит. Пока ее сверстницы встречаются с парнями и состоят в нормальных здоровых отношениях, Кэрри остаётся одна, отвергнутая всеми. И даже когда ей кажется, что наконец-то и она удостоилась нормальных отношений, все снова оборачивается кошмаром.

История Кэрри во многом напоминает мне переосмысление сказки о Золушке. Бедная и забитая главная героиня, деспотичная мать (в сказке мачеха), мечта о принце и даже бал – все это известные нам сказочные мотивы. Тут, как и в сказке, в конце все волшебство оборачивается тыквой… Это перекликание мотивов придает повествованию определенную остроту.

Чем же роман не так хорош? Заметно, что для Кинга это было пробой пера. Здесь нет того глубокого психологизма и внимания к деталям, которыми так славится Король Ужасов. С главной героиней в этом плане все хорошо, чего нельзя сказать о прочих персонажах. Гораздо лучше можно было раскрыть подоплеку поведения главной обидчицы Кэрри. Мы видим намеки на проблемы в ее семье, но Кинг мог бы раскрыть это намного лучше. Интересно перекликаются истории Кэрри и Сьюзен. Удивительно, как столь разные девушки могут быть настолько похожи.

Под конец хотелось бы упомянуть экранизации. Стоит вспомнить и сравнить две. «Кэрри» 1976 года слабовата в плане спецэффектов, зато исполнительница главной героини больше похожа на книжную. «Телекинез» 2013 года в этом ей прямо противоположен. Экшен в ней более качественный, но вот милашка Хлоя Грейс Морец никак не подходит на роль забитой страшненькой девочки. С такой внешностью она должна вызывать у окружающих лишь неподдельное сочувствие, а не отторжение. Где прыщи и лишний вес?

Итог: «Кэрри» – отличный роман, с которого началось восхождение Короля Ужасов. Самое страшное в романе – это не девушка, проливающая кровь направо и налево, а жестокое общество и деспотичная мать, которые довели ее до этого. Как всегда, за кровавой историей скрываются бытовые проблемы.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 3
20

Стивен Кинг «Грузовик дяди Отто»

Стивен Кинг «Грузовик дяди Отто»

Данный рассказ по своей атмосфере напоминает мне произведения мастеров ужаса из прошлого.

Тема «Грузовика дяди Отто» стара как мир. Дядюшка главного героя в молодости подстроил несчастный случай, в результате которого погиб его партнер по бизнесу. Это принесло немалый доход, но запятнало душу и совесть. Теперь же дядюшка Отто стар и постепенно сходит с ума. Он ожидает возмездия за совершённое злодеяние, только вот мстить ему будет не погибший бизнес-партнёр, а грузовик, ставший орудием убийства. Пожилой мужчина даже переезжает поближе к месту убийства, чтобы следить за мрачным красным грузовиком. Дяде Отто кажется, что каждый день грузовик-убийца всё ближе подбирается к нему, и судьба уже предрешена.

Итог: Лично мне рассказ напомнил байки, которые в детстве любили травить у костра. Подобное сравнение вызывает невольную ностальгию. Темп повествования хорошо выверен и как нельзя лучше подходит для подобной истории.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 1
58

Стивен Кинг «Тот, кто хочет выжить»

Стивен Кинг «Тот, кто хочет выжить»

Данный рассказ показался мне по-настоящему жутким и отвратительным. В литературе меня мало пугают злобные призраки и ходячие мертвецы, но то, что описал здесь Кинг действительно ужасно.

По сюжету главный герой оказывается на совершенно необитаемом крошечном куске суши посреди океана. Его корабль потерпел крушение, а сам он спасся на шлюпке, и теперь при себе у него только немного воды, хирургический набор и несколько килограммов героина. В прошлом главный герой был хирургом, но попался на нелегальных махинациях и теперь зарабатывает на жизнь контрабандой наркотиков. Перед нами предстаёт человек хладнокровный, беспринципный и циничный. Ради собственного благополучия он пойдёт на всё. На маленьком островке совершенно нет ничего съедобного, а пара чаек и краб не в силах спасти ситуацию. Из-за нелепой случайности главный герой ломает ногу. Перелом осложняется гангреной, и ногу приходится ампутировать. А зачем пропадать нескольким килограммам питательного мяса? Да и наркотики хорошо помогают от боли.

Лично мне было совершенно не жаль главного героя. Его цинизм и жажда жизни, лелеемые им всё время, под конец сыграют с ним злую шутку. На мой взгляд, уже после первой ампутации пути назад уже не было. Была лишь цель выжить и прогрессирующее безумие с катализатором в виде героина.

Итог: Весьма удачный рассказ, показывающий на что готов пойти человек ради выживания. Именно выживания – жизнью это никак не назовёшь. Идея каннибализма всегда была запретной и чуждой в западном обществе, а аутофагия или же аутоканнибализм выглядят действительно ужасно.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью
24

Стивен Кинг «Нона»

Небольшой рассказ Стивена Кинга из сборника «Команда скелетов». Несмотря на всю кровь и жестокость, читать его было довольно просто. При прочтении чувствуются лёгкие нотки лирики и тёмной грусти.

В центре сюжета молодой человек, которого осудили за убийства. Он повествует нам о событиях, которые к этому привели. У него было трудное детство, полное боли и разочарований. Сам главный герой считает себя человеком пассивным и даже порой трусливым. Всю свою жизнь он страдал от одиночества. Лишённый каких-либо талантов, он искал недостающее тепло в отношениях с женщинами, которые всё равно не смогли полюбить его так, как он бы этого хотел.

Его родители погибли в пожаре, поэтому детство прошло в приёмной семье, которая хотела на нём только заработать. Подобные условия сформировали у юноши животные инстинкты к выживанию. Не зря именно крысы занимают в рассказе особое место. Поступив в колледж, он распрощался с приёмной семьёй и больше никогда о ней не вспоминал. Однако вскоре учёба не задалась, и главный герой оказывается в придорожной забегаловке. Именно там он встречает Нону, самую красивую девушку из когда-либо виденных, влюбляется и просто теряет голову. С этого момента его жизнь срывается с накатанных рельс и кидает его в неожиданные стороны.

Стивен Кинг «Нона»

Так начинается кровавая дорога, выстланная трупами невинных людей. Ужас этих убийств заключается в их повседневности. Убить не ради денег или власти, не защищая себя и близких, а просто потому что отказались подвезти до нужного места, оказались случайными свидетелями или остановили для проверки документов. Очень странная логика, но характерная для всякого рода психически больных личностей.

А самый главный вопрос заключается в том, была ли Нона на самом деле, или она просто плод больного разума главного героя. Каждому предстоит самому ответить на этот вопрос.

Итог: Красивый рассказ, несмотря на всю ту жесть, что описывает Стивен Кинг. История в первую очередь об одиночестве, любви и поступках, на которые готов человек ради любви.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 1
31

Стивен Кинг «11/22/63»

«11/22/63» – один из известнейших романов Стивена Кинга, и одна из ключевых дат, изменивших историю Америки. Именно 22 ноября 1963 года был убит американский президент Джон Кеннеди. 22 ноября 2023 года я закончил чтение романа. Вот такое совпадение. Тот, кто привык к хоррорам от Кинга, возможно будет разочарован, так как пугающего в этом романе нет совсем. Это именно позднее творчество писателя, где он скрупулезно подходит к психологизму персонажей и воссозданию антуража эпохи. Кого-то может отпугнуть объем – как-никак более 800 страниц.

Сначала немного о сюжете. Начало романа происходит в 2011 году. Главный герой, Джейк Эппинг, работает школьным учителем английского языка и литературы. Однажды ему звонит давний знакомый, Эл Темплтон, и просит немедленно приехать в его закусочную по срочному делу. Тут Джейка ждёт неприятный сюрприз – вместо здорового и крепкого мужчины средних лет, каким еще вчера был Эл, его встречает смертельно больной старик, кашляющий кровью. Эл объясняет, что в подвале его закусочной находится самый настоящий портал во времени. У этого портала очень необычный принцип работы, что во многом влияет на сюжет. Во-первых, портал всегда ведёт в одно время – 11:58 9 сентября 1958 года. Во-вторых, независимо от того, сколько времени ты проведешь в прошлом, в настоящем проходит ровно две минуты. Правда для тебя время движется с обычной скоростью, и проведя там много времени, ты постареешь, что и произошло с Элом. В-третьих, прошлое можно изменить, но каждое твое последующее путешествие сбросит таймер на ноль и сотрёт все изменения. Ну и в-четвертых, хотя прошлое и можно изменить, меняться оно не хочет и всеми силами будет этому препятствовать. У Эла к Джейку есть просьба – сделать то, что не смог сделать из-за болезни он сам. Хозяин закусочной хочет, чтобы главный герой отправился в прошлое и предотвратил убийство Кеннеди, тем самым исправив многие ошибки прошлого. Времени для подготовки достаточно – целых пять лет.

Сразу стоит отметить, что роман не является остросюжетным боевиком или мистическим хоррором. Книга имеет очень размеренный и неторопливый ритм. В нем достаточно много воды, но это как нельзя лучше передает атмосферу той эпохи. Кому-то может не понравится, но, на мой взгляд, это то, что нужно для подобного романа. Автор очень скрупулезно подошёл к воссозданию быта Америки 50-х годов. Главный герой перемещается на полвека назад в прошлое и попадает в совершенно другой мир, где ему приходится учиться жить заново. Каждая строчка буквально сквозит ностальгией по тому времени. Тут и трава зеленее, и машины круче, и еда вкуснее, и люди добрее. Правда не обходит стороной Кинг и неприглядные стороны. Например, воздух гораздо грязнее, т.к. об экологии тогда ещё не задумывались. Особого упоминания заслуживает гетто Далласа, жизнь в котором было по-настоящему ужасна. Кинг не обходит стороной и проблему расизма, которая тогда была все ещё острой. Проще говоря автору отлично удалось передать атмосферу той эпохи, за что ему ставлю огромный плюс.

Основной вопрос, который задаёт книга: «Можно ли изменить историю?». Ответ довольно неоднозначен – и да, и нет. Проблема в том, что цена может быть непомерно высока. Мельчайшие изменения в прошлом могут привести к катастрофическим последствиям в будущем. Каждый поступок может иметь непредсказуемый результат. Главный антагонист в романе – это само время. Оно не хочет, чтобы люди меняли историю, и всячески ставит палки в колеса. И чем больше изменения, тем серьезнее препятствия. Порой я ловил себя на мысли «как Джейк после всего произошедшего все ещё идёт к своей цели?». Помимо основной, у него есть и менее глобальные задачи – спасти жизнь нескольким хорошим людям. Их достичь было заметно проще, т.к. с возрастанием масштаба возрастает и сопротивление.

Структурно в романе можно выделить три части. Первая посвящена завязке и путешествию Джейка в Дерри. Да-да, в романе есть жирнющая отсылка к «Оно». Главный герой даже повстречает нескольких персонажей из романа о клоуне-монстре – истинная радость для фанатов. Во второй части Джейк отправляется переждать свободное время в небольшой городок, где устраивается работать учителем. Именно здесь он встречает любовь всей своей жизни. Третья часть больше всего насыщена экшеном и тревогой. Именно здесь события связаны непосредственно с убийством Кеннеди, а точнее с попыткой его предотвратить. Ли Освальд – человек изменивший историю Америки, показан Кингом довольно неприглядно. Убийца отчасти напоминает жестокого и капризного мальчишку с прогрессирующей манией величия. Чрезвычайно неприятный персонаж.

К плюсам романа я бы отнес отличный язык и стиль автора. Кто бы что не говорил, а Кинг писать умеет. Ещё хотелось бы отметить хорошо проработанных персонажей. Они максимально объемные, не картонные, с реалистичными характерами.

Финал, как всегда, получился неоднозначным. Часть с фантасмагорическим будущим показалась мне излишне гротескной. А вот воссоединение людей, которые не встречались никогда в одной реальности, но любили друг друга в другой, показалась очень теплой и уютной.

Минусом для меня стал отвратительный транслит русской речи. Так педантично подойдя к написанию романа, Кинг совершенно не удосужился заглянуть в англо-русский словарь? Удивительно.

Итог: Фанаты писателя постоянно ведут споры, какой же роман Короля Ужасов лучший. Нередко среди кандидатов на эту роль проскальзывает «11/22/63». Стал ли он лучшим для меня? Не думаю. Хотя я полностью понимаю его поклонников. Это очень добротный роман с отличным стилем и качественно прописанными персонажами.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 3
32

Стивен Кинг «Мертвая зона»

«Мертвая зона» – роман Кинга, в котором нет ужасов, зато присутствует мистика и глубокая проработка психологии персонажей.

Сюжет книги повествует о жизни одного человека по имени Джонни Смит. Абсолютно нормального и ничем не примечательного молодого человека, с которым в детстве произошел небольшой несчастный случай, в результате которого он повредил голову. Совершенно непримечательный случай для ребёнка, ведь все мы в детстве постоянно что-то да повреждали, и Джонни об этом почти сразу же забывает. Главный герой работает в средней школе штата Мэн. Его жизнь размеренна и нетороплива, как у любого среднестатистического человека. У Джонни есть девушка, Сара Брэкнелл, с которой он вместе работает. Его родители живут отдельно. Отец – Эрб – сильный и целеустремленный человек, опора семьи. Мать – Вера – глубоко верующий человек, легко попадающий под влияние разных сомнительных идей. Всё в жизни Джонни было хорошо до тех пор, пока он не попадает в жуткую автокатастрофу, после которой его голову буквально приходится собирать по кускам. Главный герой оказывается в коме более чем на 4 года. Врачи не дают никаких гарантий на выздоровление. Удивительно, как легко может разрушиться жизнь человека по воле какого-то злого случая. Но это же роман Стивена Кинга, и, конечно же, тут не обошлось без некоторой доли мистики. Когда Джонни всё же выходит из комы, в нём просыпается удивительная способность – умение заглядывать в будущее при прикосновении к человеку. С одной стороны, это великий дар, но сам Джонни считает это проклятием. Окружающие видят в нём урода и отклонение от задумки природы, шарахаются как от прокаженного. Кто-то называет главного героя шарлатаном, другие же умоляют о помощи, присылая вещи своих близких с целью узнать хоть что-то об их судьбе. Самого Джонни подобная известность очень тяготит, и он отвечает резким отказом на предложение одной «желтой газеты», желающей сделать его одним из своих проплаченных «ясновидцев».

На самом деле Джонни можно только искренне посочувствовать. У него была девушка, любимая работа, заботливые родители, крепкое здоровье. Теперь он чувствует себя порой дряхлым стариком, ему делают операции, просто для того, чтобы он смог ходить. Девушка давно вышла замуж и родила ребёнка. На работу в школе его брать обратно не хотят, предпочитая держаться подальше от такой сомнительной личности. Отец за время комы очень сильно сдал, измотанный непосильной работой ради денег на дорогостоящее лечение. Но самая большая метаморфоза произошла с мамой – она тратит все деньги на различные шарлатанские приборы, которые якобы спасут её сына. Вера Смит всё больше сходит с ума, вступает в различные религиозные секты и отказывается от традиционной медицины. По итогу получается крах всего, что было дорого Джонни. А тогда зачем дальше жить?

Цель появляется совсем неожиданно. Однажды, прогуливаясь по городу, Джонни попадает на демонстрацию начинающего политика, Грега Стилсона, и пожимает ему руку. Перед глазами мистера Смита сменяются ужасные картины, и он понимает, что в будущем этот политик станет президентом и развяжет страшную войну. Как же ему поступить дальше? Как спокойно жить дальше, зная о своём бездействии, породившем монстра? А вы согласились бы отправиться в прошлое и убить Гитлера до всех его злодеяний, а затем расстаться со своей жизнью? Ответ крайне неоднозначен.

Что же такое «мёртвая зона», которая вынесена в заголовок? Дело в том, что видения Джонни неполные, и в них он не способен видеть даты, имена и географические названия. Они как бы находятся в «мертвой зоне» его мозга, образовавшейся из-за детской травмы.

Помимо самого главного героя довольно подробно описаны Сара и родители Джонни. Саре мучительно стыдно за то, что она не стала ждать выздоровления любимого. Она всё вспоминает тот момент, когда не предложила ему остаться в тот злополучный вечер. Однако и своего мужа она действительно любит, постоянно разрываясь между любовью и чувством вины.

Итог: Хороший триллер с легким налетом мистики. Стивен Кинг был всегда силён в описании психологии своих персонажей, и в «Мёртвой зоне» талант писателя смог раскрыться по полной. Рекомендую к прочтению поклонникам автора, а также тем, кто хочет познакомиться с творчеством Стивена Кинга, но его отталкивает жанр ужасов.

Также подписываемся на мой ТГ-канал. Там ещё больше интересного.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!