Серия «Роман бывший в действительности)»

253

Фильм "Последняя дуэль". Как было в реальности

"Последняя дуэль"- исторический фильм британского режиссёр Ридли Скотта, вышедший на экраны в 2021 году. Фильм повествует о реальном Судебном поединке Жака Ле Гри и Жана де Карружа, состоявшимся во Франции в 1386 году в эпоху Столетней войны. Данное произведение получило высокие оценки критиков и имеет оценку 7,4 на ресурсе IMDb. Восторженные отзывы картина получила за "современную повесточку", топорно всунутую в реалии 14 века. В частности, один из отзывов критиков гласит: "Критика системного женоненавистничества в „Последней дуэли“ не так эффективна, как могла бы быть, но это по-прежнему хорошо поставленная и заставляющая задуматься драма, пронизанная эпическим величием..."

Скотт в своем фильме сконцентрировался не на деталях запутанного дела, приведшего к судебному поединку, не на описании остросюжетных событий Столетней войны, а на том, как два мрази-рыцаря угнетали бедную женщину знатного происхождения. В общем-то в угнетение женщин в Средневековье сомневаться не приходится, так что тут все по секретным документам, но все-таки есть три "но". Во-первых, к знатным женщинам в Средние века относились с большим почтением и уж точно не считали их за вещь. Различные ужасы происходили с крестьянками и если уж показывать угнетение, то нужно это делать на их примере. Во-вторых, мир был другой и сами угнетаемые женщины вряд ли на кухнях рассуждали о своем угнетение, а просто принимали происходящее как должное. Поймите меня правильно, я всецело выступаю за всеобщее равноправие, но глупо об этом говорить в контексте 14-го века. Ну а в главных, эпоха Столетней войны, пожалуй, самое остросюжетное время за всю историю и невольно задаешься вопросом, а точно ли стоило ставить во главу фильма женоненавистническую повестку, вместо того, чтобы показать интриги, скандалы, расследования, происходившие в реальности? Массовый зритель ответил на этот вопрос однозначно - "Последняя дуэль" провалилась в прокате, собрав 30млн долларов при бюджете в 100млн. Возможно, на такие низкие сборы повлиял оригинальный постер фильма, в котором читается насмешка над здравым смыслом.

Я понимаю, что такие "шлемы" сделаны для того, чтобы зритель мог различать героев. Но ведь есть куда более уточенные идеи для наделения персонажей опознавательными знаками, чем просто сделать клоунский шлем с половинчатым забралом. Это же не массовая битва 1000 на 1000, это же дуэль... Воткни ты в шлем одного из героев павлинье перо, и вот уже их сможет различить даже ребенок. Хочешь, чтобы актеры играли лицом во время битвы? Никаких проблем! Покажи, что во время драки у одного из героев слетел шлем, а другой, не желая иметь случайное преимущество, тоже скинул шлем, чтобы уравнять шансы... Но Скотт, видимо, подумал, что зрители-это дегенераты, а потому схавают любую чушь. Не фартануло, не схавали... Пятиминутка ненависти окончена, можно переходить к настоящей истории.

«Божий суд» появился в раннее Средневековье, как инструмент разрешения споров, когда обычное судебное расследование не могло докопаться до истины. Например, сошлись два знатных феодала в споре за участок земли на границах своих владений- кадастровых архивов еще не придумали, разобраться в реальной принадлежности земель судьи не могут, а спорщики не хотят договориться между собой. Или обвиняют крестьянина в воровстве, а явных доказательств нет. В такой ситуации дело отдавали на рассмотрение в высшую инстанцию с Господом в качестве верховного судьи. При чем Божий суд в большинстве случаев был совсем не про дуэль. В Греческой православной церкви обвиняемый должен был съесть освященный хлеб, и если он не мог его проглотить, значит он признавался виновным. Спорщикам могли дать подержаться за раскаленную кочергу или обязывали засунуть руку в кипяток, и у кого ожог заживал быстрее, за тем и правда. Также практиковалось испытание холодной водой: Связанного обвиняемого погружали в водоём и признавали виновным, если вода не принимала его. Считалось, что вода, как стихия чистоты, не примет «нечистого человека». В средневековой Англии обвиняемый должен был погрузиться на глубину 178,5 см. В противном случае считалось, что святая вода отторгла грешника, и он признавался виновным в совершении преступления.

Однако все эти методы подходили для обычных людей, но были недостойны для знатных господ, поэтому для них в основном применялся судебный поединок, идею которого позаимствовали ещё у древних германцев. Судебный поединок нельзя называть дуэлью в полном смысле этого слова. Дуэль изобретение более позднего времени, когда у знати появились понятия о личной чести. В раннем Средневековье рыцари гордились родовой честью, которую добывали их предки в разных битвах. От родовой чести напрямую зависел твой статус в обществе, и от того, что тебя кто-то назвал козлом, честь рода не терялась. Однако со временем статус дворянина стало можно купить за деньги, и знатным человеком мог стать вчерашний богатый безродный торговец. Родовая честь перестала существовать, и личные оскорбления смыть теперь можно было только кровью обидчика. На судебных поединках же можно было выставить драться за себя любого человека, ведь суть была не в защите своей чести, а в доказательстве своей правды, а Богу все равно, кто за эту правду будет биться.

К 14 веку судебные поединки ушли в прошлое и почти не проводились, так как к тому времени люди поняли, что, возможно, Богу нет дела до столь мелких земных неурядиц. Нередко после состоявшегося поединка открывались новые факты, доказывающие вину победившего в Божьем суде рыцаря... Одним из последних судебных поединков в истории и стало сражение между Жаком Ле Гри и Жаном де Карружем, состоявшееся в Париже 1386 году. Будущие соперники на ристалище познакомились на службе у своего сюзерена Роберта д'Алансона, графа Перша. Рыцари быстро подружились, и Ле Гри даже стал крестным отцом сыну Каружа. После смерти графа Алансонса титул унаследовал его брат Пьер, а наши герои присягнули на верность своему новому сюзерену. С этого момента их отношения пошли в пике. Жак Ле Гри, несмотря на свою принадлежность к незнатному рыцарскому роду, сумел сделать успешную карьеру и быстро разбогател, получив должность камирдинера при новом графое Перша. Карруж же был потомственным рыцарем в третьем поколении, однако из-за постоянного участия в кампаниях Столетней войны его финансовое состояние оставляло желать лучшего, и Жан стал завидовать своему другу. Окончательно отношения друзей испортились после смерти от болезни жены и сына Карружа. Данное событие разорвало родственные связи Ле Гри и Карружа, на чем их общение прекратилось.

Спустя некоторое время Жан де Карруж вновь женился, на этот раз на Маргарите де Тибувуль, дочери Робера де Тибувиль, который был дважды признан предателем Франции из-за участия в мятеже против королей. После свадьбы с Маргаритой Карруж затеял грандиозную по своей наглости и идиотизму судебную тяжбу против своего сюзерена Пьера Алансонна из-за поместья Оно-ле-Фокон. Дело в том, что граф Пьер Алансон купил у Тибувиля указанное поместье за 8 000 франков еще за три года до свадьбы Каружа и Маргагиты, после чего передал его во владения Жаку Ле Гри за хорошую службу. Карруж решил оспорить эту сделку, так как считал, что проданная тестем земля должна была войти в приданное Маргариты... От такого конского наезда обалдел не только граф Алансон, но и все окружающие феодалы, после чего Карруж получил репутацию неуравновешенного сутяги. Алансон отправился к королю Карлу Пятому, от которого получил подтверждение своих на прав Оно-ле-Фокон.

Английская башна в Оно-ле-Фокон

Английская башна в Оно-ле-Фокон

Вскоре после этих событий умер отец Жана Карружа, служивший комендантом замка Беллем. Жан полагал, что должность должна перейти ему по наследству, однако граф Алансонский назначил новым капитаном этой крепости одного из своих вассалов. Это привело Карружа в бешенство, и он во второй раз пошел в суд с делом наследования Оно-ле-Фокон, оспаривая же уже указ короля... Разумеется, дело он проиграл и в этот раз. После второго наезда граф Алансонский совсем осерчал на своего вассала и запретил ему покупать новые земли. Во всех своих бедах Карруж, по всей видимости, винил приближённого к Пьеру Алансону Жака Ле Гри.

В 1385 году Жан Карруж отправился с французским войском в шотландскую экспедицию, которая закончилась полным разгромом и бегством французов.

За время отсутствия хозяина дела во владениях Карружа совсем заплохели, и по возвращению Жан поехал в Париж в надежде получить жалованье за поход от короля. По дороге он заехал к своему сюзерену графу Алансону, где встретился с Жаком Ле Гри. Между бывшими товарищами вспыхнула ссора, после чего Карруж уехал в Париж. По возвращению домой из столицы Карруж неожиданно заявил, что во время его отсутствия Жак Ле Гри нагрянул в замок матери Карружа и там яростно изнасиловал его жену Маргариту... Детали обвинения Ле Гри дошли до нас лишь частично. Ридли Скотт показывает в своем фильме версию из книги Эрика Джагера "Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции". Сам Джагер нам сообщает: "Там, где молчат исторические летописи, я даю волю собственной фантазии, дабы восполнить образовавшиеся пробелы, внимательно прислушиваясь к голосам далёкого прошлого..." Другими словами, Джагер прикинул в уме, как могло бы выглядеть данное преступление.

Коротко его версия звучит так: Мать Карружа со всеми слугами уезжает из замка в аббатство Сен-Пьер, оставляя Маргариту одну. Ле Гри узнает от своего подручного, который по его приказу следил за замком, об отъезде всей челяди из замка, немедленно садится на коня и скачет сломя голову в замок. Там он обманом проникает сначала внутрь замка, а затем и внутрь Маргариты... После чего садится на коня и скачет обратно домой... Прочитав такую историю, на ум приходит слегка переделанная цитата из рассказа Стругацких: Все, что Вы мне рассказываете, Модест Матвеевич-это какой-то болезненный бред...

Как бы то ни было, с данным обвинением Карруж пришел к графу Пьеру Алансону. Прекрасно зная нелюбовь Карружа к Ле Гри, помня собственную тяжбу с "потерпевшим" по абсолютно безумному обвинению с его стороны, Пьер не поверил Карружу и обвинил его во лжи. Тогда Карруж поехал с жалобой к королю, который назначил суд. В ходе расследование были организованы пытки свидетелей возможного происшествия, однако никаких результатов они не дали. Так как Ле Гри отрицал все обвинения, а Карруж не мог предоставить никаких вменяемых доказательств, был назначен Божий суд. 29 декабря 1386 года на территории монастыря в Париже состоялся судебный поединок, в котором закаленный в битвах Жан де Карруж без труда победил Жака Ле Гри. Перед смертельным ударом кинжала Жак Ле Гри вскричал – «Перед лицом бога клянусь спасением своей души - я не виновен! »

Так как Ле Гри проиграл в Божьем суде, он признавался виновным в изнасиловании и его тело повесили на виселице, как тело преступника. Жан де Карруж после случившегося вновь решил отсудить поместье Оно-ле Фокон, ввиду того, что Ле Гри своей смертью оставил его без хозяина... Разумеется, у него ничего не получилось и в этот раз, и поместье перешло внебрачному сыну Пьеру Алансона. В дальнейшем Карруж служил в охране короля при дворе в Париже. 25 сентября 1396 года он погиб в битве с турками при Никополе. По одной из версий, после смерти мужа Маргарита постриглась в монахини. Спустя 10 лет после поединка люди стали сомневаться в виновности Ле Гри. А летопись «Хроника аббатства Сен-Дени, охватывающая правление Карла VI с 1380 по 1422» и вовсе сообщает, что в изнасиловании Маргариты признался другой человек, отправленный на казнь за совершение тяжких преступлений...

Спасибо за внимание! Продолжение исторического сериала в следующих частях!

Показать полностью 10
165

Мятеж на "Баунти"

23 декабря 1787 года из города Портсмут стартовало плавание английского корабля HMS Bounty под командованием лейтенанта Уильяма Блая. Целью экспедиции было достичь берегов Таити и взять оттуда груз саженцев хлебного дерева, предназначавшихся для рабов на плантациях Ямайки. После объявления независимости США в 1776 году и потерей из-за этого контроля над своими американскими колониями у Британии возникли трудности в обеспечении продовольствием своих территорий в Карибском бассейне, так как ранее муку для питания рабов поставляли из Филадельфии и Нью-Йорка в обмен на ямайский ром и сахар. Тогда британским властям с подачи Джозефа Банкса, участника экспедиций Джеймса Кука, пришла идея привезти саженцы хлебного дерева с Таити на Ямайку для дальнейшего размножения на островах Карибского архипелага и использования в качестве дешёвого источника питания для рабов. Туземцы Океании до сих пор активно употребляю плоды хлебного дерева. По вкусу они напоминают картофель, а сухари из плодов дерева хранятся несколько лет.

Назначенный Британским Адмиралтейством руководителем экспедиции 33-летний Уильям Блай имел опыт в качестве штурмана на кораблях Джеймса Кука и ранее посещал острова Тихого океана в составе его команды. Получив назначение, Блай подготовил корабль к путешествию: он укоротил мачты, обшил деревянный корпус медными листами и построил специальные отсеки в трюме для транспортировки хлебных деревьев. Экипаж корабля состоял из 46 человек, в который входили опытные матросы, ранее участвующие в подобных экспедициях, молодые дворяне на должностях мичманов и штурманов, имевшие опыт службы на кораблях Королевского флота Британии, два гражданских садовника для ухода за растениями плодов хлебного дерева и корабельный врач. Первые недели палавания сопровождались ужасной погодой, и кораблю не удалось преодолеть мыс Горн, через который открывался короткий путь к Тихому океану, из-за ураганов. Капитан Блай принял решение изменить план и проложил новый путь к Тихому океану через Мыс Доброй Надежды. Такой маршрут был значительно длиннее, но это позволяло сохранить корабль и команду, страдающую от непогоды.

Залогом удачного плавания Блай считал здоровье экипажа, а поэтому включал в рацион питания команды продукты от цинги и заставлял матросов и офицеров ежедневно танцевать, чтобы они поддерживали хорошее физическое состояние. При первой возможности корабль заходил в порты для пополнения запасов воды, продовольствия и отдыха экипажа. Например, на мысе Доброй Надежды Баунти остановился аж на 38 дней. На корабле соблюдалась строгая дисциплина, и за проступки матросов по приказу капитана пороли розгами. Однако данная практика была на всех кораблях британского флота, и она не вызывали особых возражений со стороны членов команды. В результате грамотных действий Блая за все 10-месячное путешествие из экипажа корабля умер только один матрос, скончавшийся от инфекции и 26 октября 1788 года «Баунти» наконец прибыл на остров Таити.

Блай уже посещал острова в составе экспедиции Джеймса Кука, и туземцы из местных племен его хорошо помнили, а поэтому капитан быстро договорился, что англичане разобьют лагерь и начнут собирать саженцы хлебного дерева. Экипаж Баунти провел на Таити за сбором урожая полгода и за это время влюбился в остров, а в особенности в его прекрасных обитательниц, которые славились своей красотой и чрезвычайно либеральным подходом к любовным утехам. В результате многие члены команды, жившие на берегу, построили семьи с таитянками и уже не горели желанием плыть обратно в холодную Англию...

Все же, несмотря на тяжесть на сердце, 5 апреля 1789 года экипаж Баунти в полном составе отплыл обратно на родину, увозя в трюмах 1015 саженцев хлебного дерева. Через три недели после отплытия из Таити атмосфера на корабле начала накаляться. Капитан Блай обвинил своего помощника Флетчера Кристиана в краже кокосов и грозился выпороть его розгами, чем довел молодого моряка до слез. 28 апреля 1789 года Флетчер сговорился с частью экипажа, также настроенного против капитана, и на "Баунти" вспыхнул бунт. Мятежники захватили Блая, посадили его в шлюпку и хотели бросить его в одиночестве посреди океана, однако значительная часть экипажа отказалась принимать участие в бунте и решила остаться верной капитану. В результате в шлюпку, рассчитанную на нескольких человек, кроме капитана Блая спустились ещё 18 человек (нескольких других насильно закрыли в каютах корабля). Мятежники выдали им провиант на несколько дней, а сами с возгласами на Таити! Повернули судно опять на восток.

Блай со своими верными товарищами оказался в открытом океане на расстоянии около 50км от острова Тофуа, на который они и направились в надежде пополнить провиант и запасы воды. Однако на острове они встретились с враждебно настроенными туземцам, в столкновение с которыми погиб один член экипажа. В итоге команда вновь села в шлюпку и отправилась к острову Тимор, где находилась ближайшая нидерландская колония, дружественная англичанам. В ходе путешествия, которое заняло 48 дней, переполненная шлюпка с «Баунти» попадала в шторма, а команда страдала от постоянных дождей и жаркого солнца. Блай установил ежедневный рацион продовольствия с тем, чтобы его хватило на всё плаванье, однако количество еды было настолько мало, что очень скоро команда начала страдать от недоедания и жажды. Под конец плавания несколько членов экипажа были настолько истощены, что впали в забвение и находились на грани смерти. Однако на горизонте показалась заветная земля. 14 июня 1789 года, преодолев на обычной шлюпке и без морских карт 6 710 км, команда под руководством Уильяма Блая высадилась на острове Тимор, потеряв за время плавания лишь одного из 18 членов экипажа.

🔴Путешествие «Баунти» до Таити и до мятежа 28 апреля 1789 года 🟡Путешествие восставшей команды «Баунти» после мятежа 🟢Путешествие части команды под руководством капитана Блая

🔴Путешествие «Баунти» до Таити и до мятежа 28 апреля 1789 года 🟡Путешествие восставшей команды «Баунти» после мятежа 🟢Путешествие части команды под руководством капитана Блая

Получив от голландцев кредит, Блаю удалось купить большой корабль, на котором команда 20 августа 1789 года продолжила свое путешествие на родину. 1 октября корабль прибыли в Батавию(современная Джакарта), где многие члены экипажа, включая и самого Блая, заболели малярией. Впоследствии от болезни скончалось четыре члена экипажа. Выздоровев, Блай продал на аукционе шлюпку и начал подготовку к возвращению в Англию. 16 октября капитану и ещё двум членам команды удалось купить место на голландском корабле, который шёл сначала в Кейптаун, а затем в Великобританию. Всего же в дальнейшем из 18 членов команды, высаженной посреди океана, в Англию вернулось 12 человек. Возвращение Блая в Великобританию произвело настоящий фурор в королевстве и вызвало ажиотаж у местных журналистов, которые провозгласили его героем. Однако, несмотря на этой, Блай вместе с другими вернувшимися членами экипажа предстал перед военно-морским трибуналом, расследовавшим мятеж на корабле. Суд признал капитана и других членов команды невиновными в потере корабля.

Уильям Блай.

Уильям Блай.

Для поимки и доставки на суд в Англию мятежников с «Баунти» в Тихий океан был отправлен военный корабль «Пандора». В марте 1791 года Пандора прибыла на Таити, где начался поиск бывших матросов Баунти. В тот же день было найдено трое членов из мятежного экипажа, которые добровольно сдались английским военным, на следующий день еще четверых бунтовщиков арестовали на берегу. Несколько мятежников пытались скрыться в горах, но и они были схвачены в течение следующих 10 дней. Все арестованные матросы содержались на корабле в отдельной тюрьме, прозванной «Ящик Пандоры». Пойманные матросы на допросе рассказали, как развернулись события после высадки капитана Блая в океан. Захватив «Баунти», большинство матросов желали вернуться на Таити, однако, прекрасно осознавая, что британское правительство будет искать потерянный корабль и покарает их за мятеж, моряки направились к острову Тубуаи, что в 600 км к югу от Таити.

Там мятежная команда намеревалась основать собственную колонию, вступив в связь с местными жительницами. Однако местные туземцы оказались агрессивными, и наладить контакт с ними не получилось, Англичане решили отплыть к Таити и попросить у таитян, с которыми они ранее прожили полгода, помощи в организации колонии. Погрузив на борт домашний скот, рабочий инвентарь и пригласив с собой 8 мужчин-таитян и 9 таитянок, мятежники отправились к Тубуаи, где вскоре построили форт для защиты от туземцев и несколько частных зданий. Однако вскоре в новообразованной колонии между бывшими коллегами по бунту началась грызня. Основной причиной всех ссор был недостаток женщин для всех мужчин команды, а также злоупотребления алкоголем, из-за чего между повстанцами часто начинались драки. Флетчер Кристиан попытался договориться с местными туземцами и взять женщин у них, однако те ответили агрессией, которая вылилась в столкновение, в котором погибло 2 англичанина и около 120 туземцев.

Спустя несколько дней разразилась драка уже между членами команды, после которой моряки пытались заключить мир в своем новом доме и составить список правил поведения. Однако и этот план провалился, и в результате постоянных ссор восставшая команда разделилась на две враждующие группировки. Наконец, поняв, что наладить быт на Тубуаи у них не получается, 15 сентября 1789 экипаж «Баунти» покинул форт и вернулся на Таити. Там команда, поделив имущество «Баунти» между всеми членами экипажа, разделилась — 9 членов экипажа во главе с Флетчером Кристианом остались на корабле, а остальные 16 человек сошли на берег и поселились на Таити, где впоследствии и были арестованы командой Пандоры. Флетчер Кристиан же со своими товарищами 22 сентября 1789 года силой захватили несколько таитян и таитянок и отплыли в поисках безопасного убежища. Через 4 месяца поисков моряки с "Баунти" высадились на острове Питкэрн. Данное место идеально подходило для убежища - остров был безлюдным и располагался вдали от известных маршрутов.

Высадившись на остров, мятежники сожгли свой корабль, поделили землю на девять частей между членами команды и построили несколько домов. Захваченные туземцы из Тубуаи и Таити не получили ничего и оказались в роли рабов, которых англичане нещадно эксплуатировали. В итоге 3 октября 1793 года таитяне восстали и убили пятерых англичан вместе с Флетчером Кристианом, но в свою очередь погибли от рук оставшихся в живых членов экипажа "Баунти". В течение последующих трех лет погибли ещё трое англичан: один погиб в результате несчастного случая, другой был убит своими товарищами, а третий скончался от болезни. В итоге на острове Питкерн из бывших мятежников остался лишь Джон Адамс, который возглавил колонию, продолжавшуюся увеличиваться, поскольку было уже несколько детей от браков англичан с таитянками.

Судьба мятежников с «Баунти», укрывшихся на острове Питкэрн, прояснилась лишь в 1808 году, когда остров посетил американский рыболовный корабль, команда которого была удивлена встречей с англоязычными туземцами. В то время Джон Адамс ещё был жив, но колонией уже управлял сын Флетчера Кристиана — Четверг Октябрь Кристиан. На острове Питкэрн до сих пор существует поселение Адамстаун, названное в честь последнего матроса «Баунти», население которого сейчас состоит из потомков команды восставшего корабля и их женщин-таитянок.

Что же до пойманных бунтовщиков, то с ними приключилась максимально ироничная история. 29 августа 1791 года "Пандора" с мятежными матросами на борту по дороге в Лондон наскочила на рифы и на следующий день затонула, что стоило жизни 31 члену экипажа и четырём ее узникам. Спасённая команда и заключённые в шлюпках по тому же маршруту, что и команда капитана Блая, добрались до голландской колонии на острове Тимор и впоследствии, в марте 1792 года, прибыли в Англию.

12 сентября 1792 года начался военно-морской трибунал над десятью пойманными мятежниками с «Баунти», а уже 18 сентября был зачитан приговор трибунала - четверо узников, невиновность которых подтвердил в письме Уильям Блай, были оправданы и освобождены. Остальные 6 членов бывшего экипажа «Баунти» были признаны виновными в участии в мятеже и приговорены к смертной казни. Впоследствии трое из них были помилованы королем, а трое других 29 октября были повешены на борту корабля в гавани Портсмута. Улиям Блай же через год после своего возвращения в Англию был назначен руководителем новой экспедиции за хлебными деревьями — на этот раз он командовал двумя кораблями со значительно большей командой и успешно выполнил задачу, без происшествий доставив хлебные деревья в Вест-Индию.

Показать полностью 12
72

Лучшие исторические романы

С удивительным миром исторических романов я познакомился в возрасте 12-13 лет, когда находясь на каникулах в деревне, от безделья открыл книгу "Камо Грядеши", стоявшую у деда в книжном шкафу. Честно говоря, я не знаю читал ли он ее сам, ибо для меня до сих пор загадка почему мне разрешили ознакомиться с данной книгой, ведь это произведение тяжело отнести к детской литературе....Тем не менее, не смотря на свой нежный возраст, я влюбился в этот роман с первых страниц и даже специально уходил пораньше с улицы от друзей, чтобы вновь погрузиться в атмосферу детально описанного мира Римской Империи и сопереживать главным героям романа. После "Камо Грядеши" я прочитал всю историческую литературу все из того же дедовского шкафа. Когда наступила взрослая жизнь времени на книги стало катастрофически не хватать и чтение я забросил, пока 5 лет назад не открыл для себя аудиокниги. Теперь по дороге на работу, на обеде и просто на прогулке в моих ушах звучат интригующие сюжеты на фоне реально происходивших событий Античности и Средневековья. И это один из главных плюсов исторических романов, ведь читая их ты не только убиваешь время, но и в какой-то мере самообразовываешься, получая знания о эпохе и о событиях в ней происходивших.

В серии постов я представлю подборку лучших исторических романов, на мой взгляд.

Камо Грядеши (Quo vadis)

Камо Гредеши было опубликовано польским писателем Генрихом Сенкевичем в 1896 году. Действие романа происходит в Римской Империи в эпоху правления императора Нерона, известного своими зверствами, между 62 и 64 гг. н.э. В центре сюжета— любовная история между римским патрицием Марком Виницием и дочерью правителя варварского племени лигийцев Лигией, которая тайно приняла христианство, разворачивающаяся на фоне гонений первых христиан в Риме. В романе в мельчайших деталях описан быт, жизнь и социальные обычаи римской элиты в начале нашей эры.

В русском переводе присутствуют многочисленные ссылки, объясняющие значение латинских слов, событий и кратко описывающие мифологию римских богов, что позволяет получить достаточно точное понимание о духе того времени.

Почти все персонажи романа- это реально жившие люди, а события, действительно, происходили на самом деле. В частности в книге подробно и красочно описан Великий пожар Рима, который длился почти неделю и уничтожил 11 из 14 кварталов города.

Причины пожара доподлинно неизвестны, но ходил слух, что город подожгли по приказу Нерона, который ненавидел Рим из-за его старых домов и узких кривых улиц. Нынешние историки склоняются к тому, что Нерон не имел отношения к пожару. Сенкевич же в романе, в угоду драматургии , описывает легенду согласно которой город подожгли люди Тигеллина, приблеженного Нерона, командующего личной императроской охраной. Сам же император любовался пожаром с холма на безопасном расстоянии . При этом Нерон был одет в театральный костюм, играл на лире и декларировал поэму о гибели Трои.

По каким бы причинам не произошла данная трагедия, для успокоения народа необходимо было срочно найти ответственных за пожар. И этими ответственными стали христиане. Римляне тогда считали христиан какой-то тайной сектой и относились к ним с подозрением. Были распространены представления о том, что они занимаются чёрной магией, а также практикуют инцест, который связывался с понятием «братья и сёстры» и каннибализм, связываемый с Причастием, когда по учению в процессе таинства хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы.

Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города и произошли их массовые казни, организованные зрелищно и разнообразно. Нерон организовал "Игры" на аренах цирков, подобных Колизею, в ходе которых безоружных христиан подвергали ужасным мучениям- их на части разрывал дикие звери,

распинали на крестах,

а с наступлением темноты их поджигали ради ночного освещения...

Все эти эти события подробно и очень реалистично описаны в романе Сенкевича....Иногда от прочитанного, действительно, стынет кровь в жилах.

Оригинальное название романа - Quo vadis (Куда идешь?). По преданию, апостол Пётр, пытаясь покинуть Рим из-за гонений на христиан, встретил на Аппиевой дороге Господа, идущего в город. С удивлением он спросил его: «Господи, куда Ты идёшь?». Тот ответил: «В Рим, чтобы быть снова распятым». Пётр вернулся в город, где принял смерть на кресте.... Эта легенда также отображена в произведении, а апостол Петр и апостол Павел являются хоть и второстипенными, но очень важными действующими лицами книги. На фоне их сюжетных линий можно погрузиться в основы становления христианской религии.

Камо Грядеши, на мой взгляд, можно отнести к образцовому произведению просветительской исторической литературы.

Имя розы

В продолжение христианской темы хочу Вам посоветовать роман "Имя Розы" итальянского писателя Умберто Эко. Правда, это произведение я бы не рекомендовал в качестве знакомства с исторической литературой, ибо оно расчитано на читателя, обладающего достаточно уверенными знаниями о Средневековье.

Действие романа разворачивается на протяжении одной неделе в ноябре 1327 года в стенах бенедиктинского монастыря на Северо-западе Италии. Главные герои романа, монах Вильгельм и его ученик Адсон, расследуют череду убийств монахов и пытаются разгадать тайну монастырской библиотеки, в которой хранится множество еретических книг.

Схема библиотеки из романа.

Схема библиотеки из романа.

В монахе Вильгельме Баскервильским отчетливо просматривается аллюзия на образ Шерлока Холмса- он пользуется его дедуктивным методом, основанном на наблюдательности и примечанию деталей, и носит имя, позаимствованное из одного из самых известных рассказов о английском сыщике. Кроме того, имя его ученика Адсон, что не двусмысмленно намекает на доктора Ватсона.

Первоначальной целью приезда Вильгельма в монастырь, была подготовка теологического диспута между представителями Папы Римского и Императора Священной Римской Империи на тему бедности Христа и связанной с ней ересью. Собственно, рассуждениям на тему того, что считать ересью в христианстве, посвещена добрая половина книги.

В 12-ом веке по Европе , а особенно на юге Франции, стало распространятся учение Катаров (чистые)- христианского движения, проповедавшего отказ от любой собственности и проживания в бедности по примеру Христа и его апостолов. Данное утверждение шло в категорический разрез с интересами крайне богатой католической церкви, по сути являющейся тогда самым настоящим феодалом. В конце концов противоречия во взглядах на религиозную жизнь вылились в Альбигольский крестовый против христиан, организованный христианским Папой Римским Иннокентием третьим и длившимся с 1209 по 1229 годы ...

Самым показательным мероприятием похода является штурм французского города Безье, в котором укрывалась крупная община катаров.

Армия крестоносцев, возглавляемая папским легатом, осадила Безье и приказала выдать 222 катара, укрывавшихся за стенами крепости. Однако, жители города отказались выполнять данное требование. Обе стороны стали готовится к осаде. Так как Безье был довольно укрепленным замком, его осада могла затянуться на месяцы и вообще закончится провалом...Но закончилось все быстро и неожиданно... Пока крестоносцы были заняты обустройством своего лагеря, группа солдат из Безье, совершила вылазку, выйдя из ворот с видом на реку Орб. Когда они напали на наёмников-брабансонов, началось сражение, и вскоре нападавшие из города оказались в меньшинстве, начав в беспорядке отступать. Наёмники, быстро воспользовавшись хаосом, взяли штурмом стены, которые не были должным образом укомплектованы обороняющимися, и вошли в ворота без приказа. Рыцари-крестоносцы, поняв, что оборонительные сооружения захвачены, вскоре вступили в бой, и разбили гарнизон города, после чего Безье был обречен. В городе произошла кровавая резня. Согласно легенде папский легат в этот момент отвечая на вопрос крестоносцев - Как нам отличить еретиков от христиан? Сказал - Убивайте всех. Господь узнает своих.

Христианское войско бродило по улицам, убивая всех на своем пути. Многие горожане искали убежища в церквях Святой Марии Магдалины и Святого Иуды. Тем не менее, церкви не обеспечили жителям безопасность от яростной толпы захватчиков. Двери церквей были взломаны, а все горожане внутри перебиты....

Данный эпизод Альбигойского крестового похода, вскольз упоминается в романе Вильгельмом как пример того, что борьба с ересью бывает куда более опасной и ужасной, чем сама ересь.

Имя розы- это очень сложно составленное произведение. Динамичное расследование убийств сменяется то рассуждениями о вере, то фантазиями героев о загробном мире и библейских сюжетах. Но все это дает 100% погружение в атмосферу средневекового монастыря и в религиозные хитросплетения той эпохи.

Продолжение следует....

Показать полностью 16
Отличная работа, все прочитано!