Серия «КИНОКОСМОС»

1

Космические фантазии Кроша

В фильме «Приключения Кроша» (1962) главный герой во сне представляет, в каком впечатляющем образе он мог бы предстать перед знакомой девушкой, в которую влюблен. В финале череды грез он видит себя вернувшимся из космоса. На аэродроме его, дважды героя Советского Союза, встречает толпа с цветами в руках, в том числе и обожаемая знакомая. С трибуны (Мавзолея) ему машут трижды герой Советского Союза Кожедуб и Герман Титов.
Одноименная повесть Анатолия Рыбакова, легшая в основу сценария, была написана в январе-марте 1960 года, и там такого момента, разумеется, быть не могло. В тексте главный герой представлял, что спасает девушку из воды, но не признавался ей в этом. Спустя несколько лет он становился чемпионом страны по виду спорта, который не успел придумать.
В режиссерском сценарии после спасения из воды, главный герой представлял себя профессором на кафедре, читающим лекцию и не обращающего внимания на взгляды девушки. Затем он чемпион страны по прыжкам в воду. Сцена на аэродроме про возвращение из космоса, вошедшая в картину, была снята вне режиссерского сценария, незадолго перед ноябрем 1961 года.

Космические фантазии Кроша

Интересно про дважды героя Советского Союза: Гагарин получил это звание лишь один раз, да и то, спустя два дня после полета в космос. Учитывая то, что сцена из "Приключений Кроша" пародирует торжественный прилет Гагарина во Внуково 14 апреля 1961 г., то, выходит, во сне главного героя, что это возвращение из третьего полета в термосферу. Снимать такое в конце 1961 года, когда космонавтами были лишь Гагарин с Титовым - это сильно выше предела мечт советского среднестатистического влюбленного юноши.

Показать полностью 1
2

КГБ в космосе

В фильме «Москва-Кассиопея»(1973) и в его продолжении «Отроки во Вселенной", Иннокентий Смоктуновский сыграл роль И.О.О. – Исполняющего Особые Обязанности. По сути, это кэгэбэшник, без фигуры которого космос в СССР просто не существовал. На мой взгляд, актер совсем не подходил для такого образа из-за своей интеллигентности, причем в одном эпизоде он не мог выговорить не очень сложный научный термин, как это подобает спецслужбисту, но, оказывается, режиссер Ричард Викторов всегда хотел поработать со Смоктуновским. Вот фрагмент записки, адресованной актеру (с которым не был знаком лично), которая расставляет акценты:
«Вот Серый (так изначально назывался И.О.О. в литературном сценарии фильма). По первому поверхностному прочтению можно назвать его этаким «сотрудником» и, мягко позубоскалив, успокоиться. Но мне очень не хочется этого. Поэтому я и обращаюсь к Вам. Мне хочется максимальной простой интеллигентности и чтобы, возможно, какой-то момент он специально играет «сыщика», лукавя. Для меня он очень добрый, мягкий человек, прекрасно понимающий юмор. Очень современный. Это человек, который всегда появляется тогда, когда он очень нужен, и иногда, когда не нужен.»
Изначально, способности Серого возникать из ниоткуда и творить невозможное, объяснялись тем, что в финале картины выяснялась нереальность произошедшего – якобы, всё было во сне. Но когда от этого отказались, то сверхъестественные способности И.О.О. убирать не стали, и получилась история со всемогущим спецслужбистом. Кстати, когда фильмы посмотрела американская журналистка, то она решила, что Смоктуновский сыграл волшебника. А на обсуждении на Киностудии им. Горького, один из местных работников высказался, что появление И.О.О. на далекой планете указывает на то, что за прошедшее время земляне ушли далеко вперед в технологиях (он просто плохо смотрел кино).
Вспомним, что в отсеке на космическом корабле, где моделировалась любая реальность, по просьбе И.О.О. была создана локация «Перст указующий», который появляется в кадре, указывая на «зайца», тайком пробравшегося в ракету.

КГБ в космосе

На приложенном кадре И.О.О. предотвращает попытку технологического шпионажа со стороны иностранного корреспондента, - фотографирование отсека космического корабля. Кстати, на съемках дилогии Викторова произошел случай, на схожую тему: группа выехала на заранее выбранную натуру для работы над эпизодом «Рыбалка», но снять ничего не получилось, - их прогнали, потому что рядом оказалась дача Косыгина.

пишу про космос в кино в тг-канале

Показать полностью 1
5

Начало "Дороги к звездам"

"Дорога к звездам" режиссера Павла Клушанцева вышла на киноэкраны спустя месяц после запуска первого спутника. Картину немного даже задержали из-за этого, добавив в нее кадры с новым космическим аппаратом. Фильм попал в бешеную струю интереса. В Ленинградском кинотеатре "Титан" первый месяц были аншлаги на 700-местный зал, в течение месяца, 4 сеанса в день (84 тыс. зрителей). Зав. отделом из журнала "Техника - молодежи" высказался, что это кино на 100 тем и сделало больше, чем то, что они пишут в журналах и газетах. В общем, тотальный успех. Но среди обсуждений и заслуженных похвал в стенограммах я обнаружил слова двух кинематографистов, которые упомянули про связь "Дороги к звездам" с неким мультфильмом (в одном случае его создатель записан как Вальтер Дисней). Называется он "Человек в пространстве" и, якобы, был подарен самим Диснеем советскому ученому, у которого пара присутствующих мультфильм и посмотрела, и высказывалась в таком ключе, что это сделал и Клушанцев. Но, типа, наш режиссер всё решил не в комедийном, но серьезном ключе. Решил я выяснить, что это за мультфильм.

Вернер фон Браун рассказывает про ракеты в документальном сериале Диснея

Вернер фон Браун рассказывает про ракеты в документальном сериале Диснея

"Man in Space" - это 20 эпизод телесериала Диснея "Tomorrowland" , - который под разными названиями аж 30 сезонов насчитывает. В эфире он был 9 марта 1955 года, хронометраж 51 минута. В начале выступает сам Уолт Дисней, представляя тему - космические полеты. Анимационные вставки, которые далеко не все ироничные (вместо Циолковского, разбрасывающего весла, здесь чихающая собачка), перемешаны с рассказами ученых (такая форма подачи потом будет в "Луне" и "Марсе" Клушанцева). Среди выступающих есть даже Вернер фон Браун (на фото), который показывает подробный чертеж будущей ракеты, сообщая такие технические детали как количество топлива в каждой из ступеней. В общем, по научной части, "Человек в космосе" на голову выше "Дороги к звездам", снят раньше и, вообще, мог стать одним из звеньев передовой американской космической программы, которая опередила бы наших, если бы ее не отдали по недогляду вместо фон Брауна в руки ВМС, которые так и не смогли ничего осуществить.

Эпизод посмотрело по американскому телевидению 40 миллионов человек, и его номинировали на "Оскар", после чего изменили правила выдвижения, чтобы не рассматривать телепроекты. Два года спустя из него смонтировали документалку для кинотеатров. Эйзенхауэр запросил копию для Пентагона. И наши тоже запросили копию (руководитель космической программы Седов). Догадываюсь, что копия через Седова а не через Диснея до наших кинематографистов дошла.

Пишу много эксклюзивного в своем тг-канале про кино и космос.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!