Серия «Как выглядели литературные персонажи на самом деле»

72

Как на самом деле выглядел Гамлет?

Да-да, мы про того парня в черном, который любит разговаривать с призраками и черепами. Его мать королева, его отец умер, его дядя мечтает от него избавиться, в его груди горит жажда мщения. В общем, идеальный романтический герой, созданный гением Шекспира за несколько веков до того, как было придумано само понятие романтизм.

Облик Гамлета обычно рисуется нам все по тем же романтическим канонам – бледный возвышенный юноша, противостоящий этому ужасному миру. Посмотрите, как его изображают на книжных обложках:

Молодой, стройный, острое лицо. Традиция эта берет начало в XIX веке, когда именно так Гамлета отыгрывали ведущие актеры тогдашних театров. Включая, кстати, и женщин. Еще в начале XIX века его играла валлийская актриса Сара Сиддонс. А в самой известной исполнительницей роли Гамлета была великая Сара Бернар, звезда французского театра. Вот она в роли датского принца:

Впрочем, в кинематографе XX веке Гамлета стали отыгрывать куда ближе к его изначальному образу, прописанному в пьесе Шекспира. Классические картины Лоуренса Оливье 1948 года и Григория Козинцева 1964 года рисуют Гамлета довольно схоже. Он уже не так молод, он крепок и у него лицо человека, пережившего немало горя.

Вот Лоуренс Оливье:

А вот Иннокентий Смоктуновский:

Впрочем, на многочисленных современных артах и иллюстрациях художники все равно ориентируются не на эту классику, а на все того же бледного и стройного юношу из XIX века.

А как выглядел Гамлет у самого Шекспира? Есть ли в тексте его описания? На самом деле есть, правда, довольно куцые.

“He’s fat, and scant of breath”, – говорит про него королева Гертруда. В переводе Лозинского это звучит так: “Он тучен и одышлив”.

А вот еще один интересный фрагмент:

“Кто скажет мне: «подлец»? Пробьет башку?
Клок вырвав бороды, швырнет в лицо?”

Это Гамлет сам про себя. То есть, получается, у него есть борода, причем довольно приличная, раз из нее можно вырвать клок в пылу ссоры.

Ну и по возрасту – есть косвенные свидетельства (в разговоре с могильщиками), что ему около 30 лет.

Собираем все это вместе, и у нас получается тридцатилетний мужчина, весьма полноватый, с бородой. Скорее всего, блондин или даже рыжеватый, поскольку он у нас все-таки скандинав. Давайте скормим все это нейросетям и посмотрим, кого они нам нарисуют.

Ну здравствуй, Гамлет, принц датский! Примерно таким тебя видел Шекспир. Но как же ты сильно отличаешься от того Гамлета, которого мы привыкли встречать в наших фильмах и на обложках наших книг!

И традиционно давайте поставим две картинки рядом для сравнения.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 6
15

Как на самом деле выглядел монстр Франкенштейна?

Это уже третья наша статья на тему оригинального облика литературных персонажей. которых мы обычно знаем в искаженном виде, благодаря разным экранизациям. То есть буквально автор пишет одно, а на экране мы видим совсем другое. Причем видим это другое настолько часто, что потом трудно представить себе авторское видение знакомого нам героя.

Первую статью на эту тему мы посвятили истинному облику Дракулы, вторую – Дориану Грею. А сейчас перейдем к новому роману и новому герою.

Точнее совсем не новому, а очень даже старому. Книга “Франкенштейн, или Современный Прометей” вышла впервые в 1818 году – больше двухсот лет назад! Ее автором была молоденькая писательница Мэри Шелли, жена известного английского поэта Перси Биши Шелли. Интересно, что начала она писать эту книгу, благодаря литературному пари. Впрочем, эту историю мы вам уже рассказывали.

Книга “Франкенштейн” стала главным произведением ее жизни. Роман этот на самом деле весьма философский, а вовсе не ужастик, как многие предполагают, опираясь на экранизации XX века. Но масс-культ беспощаден, он увлек чудовище Франкенштейна в пучины хоррора, и с тех пор этот персонаж занял место в ряду разных монстров, щекочущих кровь.

Каноничный для нас с вами образ чудовища Франкенштейна воплотил актер Борис Карлов, сыгравший в фильме 1931 года. Вот как он выглядел:

Крупное телосложение, массивные черты лица, короткая стрижка бобриком, тяжелая челюсть, мрачный взгляд и все такое. Все последующие попытки перенести образ монстра Франкенштейна на экран, отталкивались именно от роли Бориса Карлова. Да и другие виды визуального искусства с тех пор всегда опирались именно на этот прототип:

Классика же, правда? Типичный монстр Франкенштейна, каким мы его всегда себе представляем. Может ли он быть другим? Что сказала бы сама Мэри Шелли, если бы увидела его? О, она бы крайне удивилась. Потому что описывала этого персонажа совсем другим.

“Был час пополуночи; дождь уныло стучал в оконное стекло; свеча почти догорела; и вот при ее неверном свете я увидел, как открылись тусклые желтью глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться.
Как описать мои чувства при этом ужасном зрелище, как изобразить несчастного, созданного мною с таким неимоверным трудом? А между тем члены его были соразмерны, и я подобрал для него красивые черты. Красивые – Боже великий! Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта”.

Итак, что мы тут видим. А видим мы человека с красивыми (!) чертами лица, но с желтой сухой кожей и желтоватыми тусклыми глазами. Волосы у него длинные, черные и блестящие – никакого бобрика!

При этом рост у него действительно высокий, а лицо в целом, несмотря на гармоничность черт, выглядит уродливым (об этом сказано в другом фрагменте). А еще он очень ловкий и гибкий (“Не забудь, что ты наделил меня силой, превосходящей твою; я выше ростом и гибче в суставах”).

Что ж, попробуем прибегнуть к услугам нейросетей и смастерить более-менее сходное с авторским описанием изображение этого персонажа. Крекс-пекс-фекс…

Ого! Да уж, действительно жутковато выглядит. При этом очень напоминает именно то существо, которое описывала Мэри Шелли.

А теперь давайте сравним его с той картинкой, которую нам обычно выдают:

Интересно, в новой экранизации “Франкенштейна”, которая готовится к выходу в 2025 году, как будет выглядеть чудовище? Решился ли режиссер Гильермо дель Торо воспроизвести оригинал? Скорее всего, нет. Риск огромный, поскольку зритель, скорее всего, такого монстра Франкенштейна не примет. Сразу начнутся рассуждения на тему “у нас украли классику”. Классика в данном случае, конечно, не персонаж Мэри Шелли, а роль Бориса Карлова.

Впрочем, а много ли вообще зрителей читало саму книгу?

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 5
15

Как на самом деле выглядел Дориан Грей?

Вот скажите, вы всегда представляете себе литературных героев именно такими, как их описал автор? Если задуматься, то часто на наше восприятие влияют разные экранизации или иллюстрации. А ведь там периодически бывают весьма существенные отступления от книжного образа.

Мы уже писали на днях про Дракулу, который выглядит в книге Брэма Стокера абсолютно не похожим на тот образ Дракулы, который считается у нас каноническим. Сегодня хотим продолжить тему и рассказать вам еще об одном герое, который в оригинале выглядит совсем не так, как в фильмах. И даже не так, как на обложках.

О Дориане Грее.

Кто это такой, вы, конечно, знаете. Английский писатель Оскар Уайльд написал в конце XIX века скандальный роман “Портрет Дориана Грея”, в котором прекрасный юноша творит всякие нехорошие вещи, а на лице его ничего не отражается. Его глаза не меняются, черты лица не обретают жесткость и порочность, даже возраст его не берет. Потому что все эти изменения происходят не с ним, а с его портретом.

Каким изображают Дориана Грея в кино? В экранизации 2009 года это брюнет с достаточно демоническим взглядом:

В фильме 1970 года это блондин с прямыми короткими волосами и нордическим лицом, прямо викинг:

На обложках чаще всего рисуют какого-то мрачного типа – иногда блондина, иногда брюнета. Прямые волосы, суровое лицо.

Но давайте заглянем в его описание, которое оставил нам сам Уайльд:

“Лорд Генри посмотрел на него. Да, он был, конечно, удивительно красив, с изящной формы красными губами, откровенными голубыми глазами и золотистыми кудрями. Было в его лице что-то такое, что вызывало доверие с первого взгляда. В нем чувствовалась искренность и непорочная страсть молодости”.

Итак, золотистые волосы, кудри (!) и лицо, вызывающее доверие с первого взгляда. Нежный юноша, почти ангелок с милой мордашкой. Поколдовав с нейросетями, мы получили вот такое изображение:

Вот в такого юношу без памяти влюбился художник Бэзил, решив сделать его своей музой. Вот такой юноша свел с ума Сибил. Глядя на такое лицо, никто не мог поверить всем мрачным слухам, которые постоянно про него ходили в обществе. Вылитый Дориан Грей. Сравните его с предыдущими изображениями.

И вот он же, но чуть постарше. Собственно именно в таком возрасте он и начал свои злодеяния творить.

Тут стоит сделать оговорку насчет авторов обложек. Им, конечно, требовалось изобразить не только внешнюю, но и внутреннюю суть героя. Так что слишком миловидных Дорианов они рисовать не могли. С экранизациями, видимо, та же история.

Но из-за этого читателям порой трудно представить, как на самом деле выглядел этот демон в образе ангела.

Продолжение этого мини-цикла обязательно последует, разберем еще одного литературного персонажа и нарисуем его в нейросетях. Не пропустите!

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 6
59

Старый, усатый, седой. Как выглядел Дракула в оригинальном романе Брэма Стокера?

Образ самого известного в мировой литературе вампира массовому сознанию продиктован многочисленными фильмами, в которых он рисуется примерно одинаково. У него черные, зализанные назад волосы и гладко выбритое лицо, правильно? Если судить именно по кинематографу, то да.

Вот, например, Дракула из фильма 1931 года, роль которого исполнил знаменитый Бела Лугоши:

Типичный граф-вампир, правда? Собственно примерно таким мы себе Дракулу всегда и представляем.

И в многочисленных артах тиражируется точно такой же образ.

Но вот в книге “Дракула” Брэма Стокера, которая ввела вампирскую тематику в массовую культуру, этот персонаж описан совсем по-другому. На всякий случай подчеркнем – именно в массовую культуру. Понятно, что Стокер далеко не первый, кто в принципе про вампиров писал.

Давайте посмотрим, какой словесный портрет нам оставил писатель:

“В дверях стоял высокий старик с чисто выбритым подбородком и длинными седыми усами; одет он был с головы до ног во все черное…
У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица”.

Вот это и есть Дракула. Подбородок чисто выбрит, да, но при этом у него длинные седые усы. Вы хоть в одном фильме про Дракулу видели, чтобы у того были длинные седые усы? Кроме того, он должен выглядеть стариком, а не джентльменом средних лет.

Для наглядности с помощью нейросетей мы сгенерировали образ Дракулы, более-менее совпадающий со стокеровским описанием. Вот что получилось:

Узнали бы вы Дракулу в этом аристократичном старике? Вряд ли. Потому что где-то в подсознании намертво сидит тот самый Лугоши и его последователи, раз за разом воспроизводящие образ черноволосого и безусого графа-вампира.

Получается интересная ситуация. Представляя себе литературного персонажа, мы совершенно игнорируем его описание, предложенное автором. Даже на обложках переизданий книги Брэма Стокера дизайнеры обычно рисуют Дракулу совсем не таким, каким он предстает на страницах романа.

То есть в книге Дракула – седоусый старик, а на обложке этой же самой книги кто-то совсем другой.

Потому что визуал, созданный в 1931 году Белой Лугоши, оказался непобедим.

P.S. Важное уточнение. Прототипом стокеровского Дракулы был молдавский господарь Влад Цепеш, изображения которого можно найти на средневековых миниатюрах. То есть, как выглядело историческое лицо, носившее прозвище Дракула, нам прекрасно известно.

Но речь в этой статье идет именно о литературном персонаже, описание которого нам дано автором книги. И в фильмах про вампирах нам обычно показывают именно этого персонажа, а не Цепеша (за редкими исключениями).

P.P.S. Планируем еще как минимум пару статей в таком духе выпустить - про других литературных персонажей. Сделаем мини-цикл. Если вам интересно, поддержите плюсами или комментариями.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!