Практически весь ноябрь мне довелось провести в Баку. Можно сказать, что на курорте. Много чая. Нормального чёрного чая. Огромные порции в кафе на обед за 8 манат (4 евро где-то), кебаб за 3-4 и температура, которая ниже 15 градусов опускалась разве что только ночью. Впрочем, времени особо свободного не было - разве что на выходных, впрочем, пару вылазок с камерой совершить удалось.
1/19
Всё делалось в режиме хардкора - с рук, ибо штатив я с собой не брал, да и таскаться с ним не было особого желания. Кроме того, вид камеры даже без штатива (вкупе с моей рязанско-швабской мордой) выступал как чудодейственный магнит для самого разного рода попрошаек, но в целом, мне понравилось, можно ещё раз скататься, если предложат.
Провалялся этот макет у меня в долгом ящеке, наверное, с полгода. Ну да ладно, пора уже, наверное, и опубликовать здесь...
В общем, по весне гонял я в соседний городок (вообще - в соседнюю страну) и по пути занесла меня нелёгкая в местный DM, нужно было копии паспортов сделать для консульства и взгляд мой упал на что-то новое и непривычное на стеллаже с фототоварами (да, Германия, 21 век, а у нас плёнку продают в хозмаге) - рядом с привычным Kodak 200 лежала Wolfen Color NC500.
Коробочка красивая, да
Я про эту «новинку» уже слышал, отзывы довольно противоречивые были, но уж коли нашёл, что бы и не попробовать… €17,50 за два ролика на 36 кадров. Это даже дороже, чем Kodak 200 (€21 за три ролика), кстати. Надо сказать, что нынче цветную плёнку особо никто, кроме Kodak не производит. Fujifilm отклеилась после ковида - supply chain накрылся, а восстанавливать они его не стали. То, что иногда можно встретить в магазинах под названием Fujichrome гордо маркировано «Made in USA», что недвусмысленно намекает, что это тот же Kodak. Оно, в принципе, понятно - это сложнейший технологический процесс, требующий поддержания огромной технологической линии (на YouTube у Дастина, который Smarter Every Day была даже видеоэкскурсия по кодаковской фабрике в Рочестере, советую посмотреть, но никто его, вроде, на русский не переводил), что стоит каких-то конских усилий и денег, а в условиях нынешнего спроса как на нишевый продукт, места даже для двух производителей на рынке нет. Видимо, Goodbye Fuji PRO 400HH и все их офигенные слайды (те самые Provia, Astia, Velvia и тд). Все остальные плёнки, типа той же Lomography и CineStill это, как правило, обычная кодаковская киношная плёнка, которую эти конторки просто фасуют по кассетам и продают за оверпрайс. А тут что-то определённо другое. Это не Kodak и хотя бы поэтому стоит того, чтобы попробовать. Берём!
Несмотря на то, что маркировка у нас NC500, на коробке стоит ISO400. Первые обзоры говорили, что кассета без DX-кода, так что с мыльницами,которые выставляют чувствительность автоматом, её использовать особо не получится. Но в моём случае, кассета была уже кодированная и закодировано там было именно ISO400. Впрочем, на Reddit рекомендовали её немного пересветить. Ок, добавим треть ступеньки, выставляю на фотике ISO320 - у меня-то Canon EOS3 и на ней можно всё, цепляю 16-35 f/4L и выползаю в центр Ульма. На улице 8 марта, но в земле Баден-Вюртемберг (да и в Баварии тоже) это не выходной. Выходной оно только в Берлине, да и в целом, окраска этого праздника немного другая - только демонстрации феминисток и можно заметить. Ехать самому не хотелось, поэтому прыгаю в автобус и десантируюсь на Rathaus Ulm. Мне попутно надо заглянуть в азиатский магазин у вокзала, поэтому маршрут простой - от Münsterplatz через Hirschstraße до самого вокзала. На пути туда снимаем на ORWO (да, оно хоть и не написано, но ORWO - Original Wolfen), а на обратном - на ролик Kodak 200, который у меня в закромах валялся. Конечно, сравнивать плёнки на 200 и 400 немного глупо, но что есть, цвет посмотреть и оценить можно.
Проявка руками, для чистоты эксперимента замешал новую химию (на самом деле, старой уже несколько месяцев и я понятия не имел в каком она здравии) и сварил обе плёнки в одном бачке за один заход, просушка, нарезка, сливер. Если кому интересно, как проявляют цветную плёнку - могу рассказать. Опять что-то непонятное с влажностью творится, поэтому плёнку немного перекособочило - встала дугой. Из-за этого я поимел проблем на сканировании (ну и из-за того, что рамка сканера - дно). Некоторые кадры могут показаться нерезкими, но это не проблема камеры (топовая зеркалка своего времени и предтоповый ширик) - это всё из-за того, что плёнку немного выгибает в середине дугой и из-за этого по краям всё хорошо с резкостью, а в центре - проблемы, но это если прям в упор смотреть. Сразу видно, что плёнка - не кодак вообще ни разу, так как цвет маски вообще другой - он какой-то коричневато-зеленоватый, вместо кодаковского оранжевого. Дальше ковыряем сканы в Lightroom. Ну и смотрим…
Что сразу можно сказать? Цвета у NC500 очень приглушенные и холодные, иногда складывается впечатление, что красного сильно не хватает. Да, цветовую насыщенность на сканах я ещё подкрутил в Lightroom. На кодаке - только контрастность и немного баланс белого. Переходим к Ульму.
1/2
1. ORWO 2.Kodak В обоих случаях линза - EF16-35 f/4L IS USM. Valentinskapelle, Ulm
Разница между двумя кадрами - около часа, даже тень не сильно сдвинулась. NC500 при этом ещё очень зернистая. Не, конечно, сравнивать ISO200 и ISO400 по зернистости нечестно, но тот же Kodak 400 выглядит получше. Подойдём поближе...
1/2
Немного close-up. 1.ORWO 2.Kodak
… там действительно русский язык. Эта часовня (Valentinskapelle), построенная, к слову, в середине 15 века, отдана в пользование РПЦ. Внутри не был - открывается только во время службы. Но если что, такая опция тут тоже есть. Но, видимо, не для меня, я ж Kirchensteuer не плачу.
Сравнивать цветопередачу в центре Ульма в начале марта, конечно, довольно забавное занятие. Сколько оттенков серого вы сможете тут найти?
1/2
1.ORWO 2.Kodak EF 16-35 f/4L IS USM. Münsterplatz, Ulm
Это Ульмский собор. Самая высокая церковь в мире. Между кадрами также - около часа времени. За это время, как можно заметить, рыночек окончательно свернули (да, тут каждую среду и субботу утром базар самый настоящий - овощи, фрукты, яйца и, конечно, булки с колбасой и сосисками). Ну и небо на NC500 какое-то уж больно зернистое. А на Кодаке нет резкости, потому что плёнка в сканере дугой прогнулась.
ORWO. Специально снял рекламу с вырвиглазными цветами и... всё очень приглушенно.
ORWO. Hirschstraße, Ulm
Иногда мне кажется, что здесь за последние лет 20-30 ничего не поменялось, так что можно смело сказать, что это фото сделано 30 лет назад, если только совсем откровенные приметы времени убрать.
Да, однозначно, NC500 холоднее и с гораздо более приглушенными цветами. На обратном пути я немного отклонился от маршрута и, вместо Hirschstraße прошёл вдоль берега речушки Блау по Lautengasse.
1/3
Lautengasse, Ulm Kodak 200, EF 16-35 f/4L IS USM.
Что можно сказать? Надо будет попробовать попечатать на увеличителе с этой плёнки (пока эта простыня пылилась в ящике стола - уже попробовал). Даже интересно стало. Вроде как, химия есть вся для этого (если она, конечно, не протухла), осталось только собраться с мыслями… RA-4 на коленке без принт-процессора дело довольно муторное.
Печать с ORWO на увеличителе. Надо ещё ковыряться с настройками...
А пока, по сканам можно сказать, что плёнка довольно специфическая. Я бы сказал, пригодная только для каких-то художественных целей в качестве средства выразительности. Знаете что эти цвета мне напомнили? Напомнили они мне, как я 10 лет назад своей коллеге слайды оцифровывал. Там было какое-то неприлично огромное количество слайдов - коробки 4 и сканер у меня был без автоподатчика. Сколько там часов было угроблено - даже не вспомню. Но точно помню, что слайды были максимально доступного простому советскому человеку качества. И были они… ГДРовские по большей части, от той самой ORWO (и немного чешских Foma). Один в один такие же приглушенные цвета и такое же крупное зерно! Так что если хочется достичь эффекта стилизации под старину - NC500 даёт такой же результат, как и полежавшие лет 30 на антресоли старые ГДРовские слайды. Сама команда, подготовившая эту плёнку придерживается похожего мнения, мол, наш продукт не для серьёзной работы а для экспериментов.
Из цветных плёнок, которые не Kodak, вроде как, было что-то про Harman Phoenix. Harman - это владелец бренда Ilford. Они тоже выкатили свой эксперимент. Такая плёнка у меня уже лежит. В среднем формате причём. К моменту, когда я выкатываю это сюда, Harman уже выкатили Phoenix II, притом сразу и в 135 и 120 форматах. Его я ещё в руках не держал. Также, в том же DM попалась мне в руки Agfacolor. И это тоже не перепак кодака, её я уже отснял, как-нибудь в другой раз напишу. Но она по поведению куда ближе к Wolfen, чем к Кодаку.
Есть у меня такое хобби, таскать с собой очень тяжёлые штуки. В частности - фотоаппараты. Кто-то назовёт меня ретроградом, но я в принципе не воспринимаю камеру мобильника (ну так... чек сфотографировать или счётчики, не более)... потому и страдаю.
Есть у меня очень хороший полный кадр с пачкой объективов к нему - R6MII, но в последний год акцент моего внимания сдвинут в сторону другой приблуды - Mamiya 645AFD. Это хоть и самый маленький из, но всё же средний формат.
Вот так вот это чудовище выглядит. Масштаб на фото передаётся не полно... она огромная! И весит под 3 кило...
Mamiya 645AFD + PhaseOne AF 35mm f/3.5
Камера модульная и жопки у неё сменные. Можно поставить цифровой задник, но, поскольку, это был сугубо штучный товар для профессионального использования, ценники на них до сих пор очень кусачие (больше 1 килоевро за цифрозад только), да и возиться с цифровой приблудой двадцателетней давности и пытаться подружить с современным компом - такое себе. Поэтому довольствуюсь старым добрым плёночным магазином. В итоге имеем, что потребляет эта штука роликовую плёнку типа 120 (220 тоже потребляет, но попробуй найди её сейчас) и с одной катушки можно сделать целых 16 кадров. После проявки получаются вот такие вот огромные негативы... по сравнению с 35мм. Ну ок, в данном случае у нас позитивы, что-то мне под руку для примера слайды попались.
Сравнение кадров 35мм и 645
Есть у меня для этого чудовища три стекла - 35/3,5; 80/2,8 и 210/4. Все автофокусные. 210 - это такой короткий телефото для портретов, а-ля 135 на полном кадре. Вообще бомбезная стекляшка, обожаю её. Можно спокойно сделать полноростовой портрет и всё равно хорошенько размазать задник.
1/6
Примеры кадров на Mamiya 645AF 210mm f/4
Второй подопытный - 80/2,8 По сути - это обычный кит, примерно соответствующий полтиннику на 35мм. Самый простой, самый лёгкий, самый недорогой, но при этом, самый светосильный ))
1/9
Примеры кадров на Mamiya 645AF 80mm f/2,8
Ну и последнее моё приобретение, можно сказать, недостающая деталька паззла - широкоугольник. Точнее даже, сверхширокоугольник 35mm f/3,5. Его очень здорово недоставало в горах. Да и в городе с 80 тоже далеко не всякое здание в кадр влезет. На этом кадре 35мм имеет полнокадровый эквивалент 21мм - весьма недурно. Это самая современная стекляшка из всех, что у меня есть, она уже идёт под маркой PhaseOne и самая дорогая из всех имеющихся.
1/12
Примеры кадров на PhaseOne 35mm f/3,5
Если сравнивать с малым форматом, то тут у нас имеется что... площадь кадра больше, соответственно, при том же угле обзора, картинка, отрисовываемая объективом на плёнке, крупнее, соответственно, каждый элемент изображения отрисовывается большим числом зёрен эмульсии (а эмульсии у нас одинаковые - плёнка что на 120 формат, что на 35мм из одного большого рулона режется). Соответственно, получается большее разрешение и детализация и более плавные тональные переходы. Ну а поскольку для получения того же угла обзора мы используем более длиннофокусную оптику, то и глубина резкости и всякие там размытые в кашу задники у нас получаются тоже более выраженными.
Да, с плёнкой я вожусь целиком и полностью сам. Да, с цветной тоже сам. Это получается очень сильно быстрее и кратно дешевле, чем отдать в лабу. Ничего архисложного в этом нет, а ещё это очень интересно. Сам процесс. Ну и, как я заметил, всем моим друзьям очень нравятся оптические отпечатки с наших гулянок и посиделок - они и как подарок ценность имеют, особенно в разрезе того, сколько времени требуется для их изготовления. А если мы говорим, про ч/б серебряный отпечаток, то при надлежащем хранении он практически вечен, впрочем, даже цветные фотографии по процессу RA-4 куда более устойчивы к выцветанию, чем чернила струйных принтеров и при хранении в альбоме спокойно переживают не один десяток лет. Такое я тоже частенько практикую и это отдельная огромная тема.
В общем, есть что-то такое, особенное в этой всей аналоговой технологии.
Итак, имеем... Шуфутинов день, 3 сентября, выходной. Выдупляемся пораньше, т.к. погода обещается отличная, а значит, что те кто не успел - стоят в пробках.
У нас было: последний несчастный ролик эктахрома, 160ю портру и чбуху, так... на всякий случай. Огромная гробина - Mamiya 645AFD, к ней 80/2,8 и 210/4. Сверху, на всякий случай, EOS R6MII с блинчиком 16/2,8 и... куда же без 70-200. И ещё стабилизатор для тапка... Mrdrunkenknight, ты вообще в адеквате? Ты там по горам лазать собрался или чо? В общем, да... по горам собрался лазать.
Mamiya 645AFD, 210/4, Ektachrome 100
Füssen, Hochenschwangau - наверное одни из самых попсовых мест во всей Баварии. Картинки с замком Нойшванштайн видел абсолютно каждый. А вот я там так и не был, хотя уже почти 2 года в Германии и до этого места ехать всего 100км. В общем, отличный повод закрыть гештальтик и выгулять камеру. Даже две.
Mamiya 645AFD, 80/2,8 Ektachrome 100 - вид на замок с Marienbrücke.
До моста я как ленивая жопа доехал на автобусе. Хорошо, что на часах было ещё 9 с копейками часов - когда я спустился с горы по пути обратно, часа через 3, там было вообще не протолкнуться, а на входе на мост со стороны автобуса стояла очередюка метров 400 длиной. Но на мосту я долго не задержался и полез в гору... да... со всем требухлом в рюкзаке.
Mamiya 645AFD, 210/4, Ektachrome 100
В итоге забрался почти на 200м вверх. Целый час пилил по тропе. Хорошо, что бутылку воды догадался взять.
Mamiya 645AFD, 210/4, Ektachrome 100
Слайды повело в малиновый. Тут сразу несколько факторов - 1) проявлял я сам 2) проявлял с китом CineStill (который все ругают) 3) 1й проявитель был уже не торт. Наверное, 3 фактор был решающим. В общем, слайды мне как-то не особо зашли. Да, красиво... но дорого очень уж. Обработка гораздо дольше и напечатать на увеличителе со слайда не напечатаешь (да, есть ильфохром, но, считай что нет). Вот и пришлось возиться с этими кадрами - выпиливать рамочку-держатель, ставить перед экраном ноута и переснимать шестёркой на макрач. С негативами как-то полегче...
Mamiya 645AFD, 210/4, Portra 160
Тут я уже сканил Эпсоном V600. Его родная софтина, правда, не всегда попадает в цвет. Но на увеличителе всё нормально печатается.
Mamiya 645AFD, 210/4, Portra 160
Какая-то патологическая привязанность к 210/4 у меня... хотя объектив вообще не на каждый день. Эквивалент для 35мм у него где-то 135мм.
Mamiya 645AFD, 210/4, Portra 160 Alpsee... Лебеди, для оправдания названия (тут почти всё на Шван-), мужик, конечно, не в тему, но левый так прикольно лапку задрал... Ну и долбаная зеленяка от Эпсона. Пробовал печатать - там всё ок.
Ну вот, например, как это в альбоме получилось. RA4 at home...
Ну и для сравнения... бездушная цифра
EOS R6MII EF70-200 f/4L USM
Ещё по мотивам этого всего короткий ролик смонтировал.
Езжу на работу возле этого места каждый день и в одно не очень доброе, холодное и туманное утро (кажется, это был понедельник) заприметил, что подсолнуховое поле возле теннисного клуба до сих пор не убрано. Туман, пасмурно, полужухлые подсолнухи - выглядит мрачновато. Решил в следующий раз взять с собой камеру. Но на следующий день тумана не было, потом просто был дождь, а потом часы перевели на зимнее время и в 7:30 уже светло. В общем, кадр ушёл. Но, туман я всё же поймал. Опоздай я на минут 20 - взошло бы солнце и было бы совсем не хтонично. Насчёт стекла долго не думал - взял полтинник, чтобы весь сетап много места в мотоцикле не занимал. А в выходные ещё раз наведался к своим "всратым" подсолнухам. На сей раз с Mamiya 645AFD.
Решили собраться пара сотен дедков с окрестных деревнь, пивка поквасить, да своих ласточек народу показать... Обозвали всё это дело Klassikwelt Bodensee. Я же на это событие решил притащить самую, что ни есть классическую камеру - Mamiya 645. И несколько роликов плёнки - пару HP5+ и пару Fuji Pro400H. Сам невольно стал одним из экспонатов, ибо интерес этот кирпич вызвал немалый. Снимал на 80/2,8. Проявлял сам, сканил - сам. Некоторые картинки даже печатал на увеличителе (ох и намучился я с подбором цветов для фуджи)
В общем, вчера ночью решил прогуляться до озера и сделать несколько кадров. Местность у нас сугубо сельская, поэтому засветка мешает несильно и Млечный путь видно прямо из двора дома. Единственное, что мешало - это сгущающийся туман... дело было около 2 часов ночи.
Canon R6MII RF16/2.8 STM f/2.8 ISO3200 30s Млечный путь
Изначально хотел сфотографировать так, чтобы было видно отражение в воде, но, к сожалению, восточный берег озера густо порос камышом и подойти близко к воде не получилось. А с западного берега, если смотреть на восток, картина была не такая впечатляющая (впрочем, там был Юпитер, Плеяды и восходил Орион)
Когда ставишь более длиннофокусный объектив, суточное движение становится более заметным и большую выдержку уже не сделать без смаза... Астрофото прикольная тема, но страшно... Страшно, зная себя, увлечься и не заметить, как спустил все деньги на телескоп и приблуды к нему...
Обе картинки - на Canon 6D и EF16-35 f/4L IS USM. И да, вода в озере реально лазурная в толстом слое из-за наноразмерных частичек известняка. Местечко находится километрах в 30 к западу от Ульма в Швабском Альбе.