
Лига пленочной фотографии
Pentax 67
Сегодня у меня не просто обзор, а настоящий баттл двух порождений японского камеростроения. Не мало сломано копий в обсуждениях "какая лучше", что с завидной периодичностью вспыхивают не первый десяток лет.
Размерами P67 в полной выкладке со стеклом и замером чуть больше тушки РБ67, без учета объектива и призмы.
Кто я такой, чтобы пройти мимо темы и не озвучить свое крайне важное, авторитетное мнение?) Погнали!
Концепция.
Я уже рассказывал о RB67 пару обзоров тому назад. Классическая для камер среднего формата компоновка хорошо зарекомендовала себя.
Вдохновлялись простыми формами кирпича все, кому не лень - Мамия (RB67, RZ67), Броника (GS) и пеноблок от Фуджи (GX680). И это только камеры 6х8 6х7. Представителей других форматов не сосчитать.
Удобная концепция модульной камеры позволяет адаптировать сетап под конкретные задачи. Сменные задники дают возможность снимать на разные пленки в рамках одного сета. Камера поддерживает форматы пленки от 645 до 6х8. Существует не нулевая вероятность установки цифрового задника. Призма отлично работает при съемке портретов в студии, а компактная шахта вкупе с поворотным механизмом для вертикальной и горизонтальной ориентации более уместна на пленере. При желании можно установить рукоятку и снимать с рук. На самом деле RB67 удобна для съемки с рук и без рукояти, однако прежде всего камера ориентирована на съемку со штатива.
Встроенные в объективы центральные затворы дают синхронизацию со вспышками на любых выдержках вплоть до 1/500 секунды, что позволяет исключить паразитный свет при съемке портретов. Камера отлично работает в связке как с постоянным, так и импульсным светом, а в комбинации с предподъемом зеркала минимизирует смаз в пейзажной и макро фотографии.
Расплата за подобную универсальность - вес и размеры камеры. RB67 в походом варианте весит 1.9 кг, а с призмой и рукояткой все 3.4 кг (оба замера без учета объектива). Объем камеры при этом исключает возможность переноски в средней сумке и требует кейса/рюкзака. В варианте для прогулок - шахта и штатник, камера в сумку поместится, но о дополнительных объективах, как и удобстве придётся забыть.
Пентакс 67, в свою очередь - уникальная камера и полная противоположность RB67. Во-первых, корпус камеры выполнен в формате 35 миллиметровых компактных камер. И если в для кадра 6х6 такие варианты исполнения не редкость (Pentacon Six, Norita, и др.). То для размер 6х7, Pentax 67, простите за тавтологию, такой один.
Что мы выигрываем от подобного решения? Прежде всего сокращение объемов. Камера относительно компактна. В небольшую сумку помещается тушка и два объектива. При этом мы получаем хват для съемки с рук (не эргономичный, но какой есть), призменный видоискатель и опционально - отличный замер экспозиции в призме, что позволяет дополнительно сэкономить место на внешнем экспонометре. Для сравнения, компактная м645 в ту же сумку помещается в том же составе +1 стекло и весит при этом не сильно меньше.
Что теряем? Все остальное. Затвор с выдержкой синхронизации 1/30 секунды и небольшое число объективов с центральным затвором выглядят как костыль при съемки с импульсным светом в студии. Плёнка, единожды заряженная в камеру должна быть отснята до конца. Заменить ее в процессе не удастся. С опциональной шахтой снимать, на мой взгляд, не удобно, особенно в портретной ориентации.
67 пентакс всем своим видом говорит, что его место "в полях". Камера отлично работает в сценарии путешествий.
Оптика.
Обе камеры обладают широким парком оптики. Любые фокусные, шифт-объективы, замечательная резкость.
Однако стекла от RB67 не возможно установить на камеры других систем, т.к. у наводка на резкость осуществляется с помощью меха и геликоид отсутствует. Оптика от 67го пентакса через переходники встаёт как на пленочные камеры 645го формата, так и на цифровые СФ и ФФ камеры. В системе, в отличии от RB67 есть светосильные объективы и стекла с характерным рисунком, например 105 F2.4. Здесь стоит проявить некоторую осторожность, т.к. в конструкции ранних такумаров использовалось ториевое стекло и они заметно "фонят" радиоактивным излучением.
Рабочий отрезок.
Рабочий отрезок 67го пня короче RB67 на 27.05 мм. Этот, сомнительный для многих аргумент, в сочетании со шторным затвором позволяет ставить некоторые интересные объективы других систем. Однако, следует понимать, что просто поставить объектив через переходник не выйдет - но при наличии токарного и фрезерного станков и подходящей кривизны плечевых отростков, система дает интересные возможности. Я обязательно пересажу на систему 180й соннар от пентакона 6, а возможно пойду дальше и сделаю сменные байонеты под объективы хассельблад и P6. Для RB67 с центральным затвором и длинным рабочим отрезком такая опция отсутствует в принципе.
Питание.
RB67, полностью механическая камера. Вы просто берете ее и идёте снимать, она всегда готова. Пентакс требует батареек и, в отличии от той же м645, батареек с запасом. Без питания камера превращается в эффектное пресс-папье. Благо батарейки 4SR44 легко доступны, хоть и не из дешёвых.
Удивила китайская левая рукоятка держать камеру очень удобно но уснимать так не получится - правая рука нажимает кнопку спуска, левая работает с фокусом. Возможно получиться вкорячить в рукоятку пусковой курок на манер РБ67
Надёжность.
РБ67 надёжная камера, которая ни разу не подводила за многие годы работы. Потенциальное узкое место - мех фокусировки доступен для покупки на али. При выходе из строя одного из элементов, будь то затвор в объективе или механизм протяжки в камере, модуль меняется, при этом работоспособность системы не страдает. Жаль не могу сказать подобного о периферии. Капризные затворы клинит при смене влажности и температуры, пластиковый корпус призмы подвержен царапинам, а задник однажды рассыпался на шестерёнки от тряски в УАЗе.
Странное дело - долгое время для поездок использвал м645, теперь даже не знаю. Габариты камер сопоставимы, Пентакс больше ровно на одну ячейку в инвентаре.
Пентакс 67 - крепкий кусок металла, даже ранние экземпляры часто продолжают работать и по сей день. Общая надёжность камеры и их долгая жизнь привела к тому, что рынок завален потасканными жизнью камерами, утопленными, битыми, облезлыми и убитыми в хлам. Необходимо тщательно подходить к выбору экземпляра. Благо, общее состояние чаще всего видно невооружённым взглядом.
Что в итоге?
Обе камеры замечательные и сталкивать их лбами бессмысленно - они разные и созданы для различных задач. Да, обе можно использовать для работы в любых сценариях, от портрета со вспышками до неспешного стрита. Но раскрываются они в полной мере, лишь в привычной среде обитания. В вопросе выбора стоит шагать от задач. В шатаниях по улицам, в руках фотографа 67й пентакс не имеет себе равных, но в студии с импульсным светом он выглядит неуместно.
Как всегда. С наилучшими пожеланиями, ваш Белый Лис.
Что курят бритты в Хармане?
Посты выходят раньше здесь: https://lispublica.ru
Ответ на: https://lispublica.ru/posts/oc-vygodno
Bruh!
Клиенты Илфорда не переставали задаваться, КАК?!! У всех производителей фотокиноплёнки в бобинах отрез длиной 36 кадров стоит намного дешевле, чем заводские кассеты такого же объёма. И только Илфорд продаёт свои бобины по той же цене или дороже в пересчёте на 36 кадров.
Например, если принять, что с этой бобины можно размотать 18 кассет, цена кассеты будет 1111 рублей. Тем временем кассета заводской намотки стоит:
Для сравнения, бобину Fomapan 100 можно достать в районе 6200 рублей.
В пересчете на 36 кадров - 344 рубля. Кассета оригинальной заводской намотки стоит в районе 700 рублей.
Самые дешёвые кустарные намотки продаются за ~550 рублей.
Тут хотя бы имеет смысл закупать плёнку бобинами.
Аналогично с техничкой Lucky SHD. SHD50 (фактическая чувствительность 5 ед.) стоит ~3500 рублёв за 30,5 метров, SHD400 (фактическая чувствительность 200 ед.) - начинается от 5000 рублей.
В пересчёте на 18 катушек, себестоимость первой: ~190 рублей за штуку; себестоимость второй: ~280 рублей.
В заводской намотке первая не продаётся, да и в кустарной тоже вряд ли. Во-первых, неудачный нейминг: народ привык думать, что цифра в названии - это ISO (стандартизированная чувствительность). В случае с SHD 50 цифра в названии взята с потолка, фактическая чувствительность ниже в 10 раз. При съёмке на это как ISO 50 получится жопа негра.
Ну, или скандинава - смотря на каком этапе фиксировать результат.
Другая проблема с широкой продажей низкочувствительных плёнок - даже если объяснить покупателю, что отснять плёнку нужно как ISO 5, тому может хватить ума фотографировать с рук на медленных выдержках, после чего последуют претензии о том, что получаются всратые фотографии.
Однако если кто-то хочет покосплеить фотографа XIX века, прикрутив к фотоаппарату штатив и тросик и вооружившись секундомером, то это самая дешёвая свежая фотоплёнка на рынке.
SHD 400 же имеет нормальную разницу между ISO и фактической чувствительностью - всего в два раза, поэтому если отснять её как ISO 400, то после проявки фотограф хотя бы не увидит совсем прозрачный негатив.
Поэтому китайцы не опасаются продавать её в заводской намотке, и если покупать партиями по 10 штук, то одна катушка будет стоить от 450 рублей.
Кустарные намотчики обычно продают SHD 400 на 50 рублей дешевле.
Напоминаю, себестоимость 36 кадров - ~280 рублей. Даже это дерьмище с нулевым динамическим диапазоном в полтора раза выгоднее покупать в бобинах, чем в кассетах.
Что курят бритты в Хармане/Илфорде?
Пленочная техника: Bronica ETR/ETRS/ETRSi
Так получилось, что ETRSi стала моей первой СФ-камерой, и случилось это лишь в 2024 году, когда я внезапно снова заинтересовался пленкой.
Камера, безусловно, интересная, но не без недостатков, к которым я бы отнес узкий диапазон выдержек (1/1000 крайне не помешала бы) и механические проблемы в силу возраста камер. Есть и плюсы: сами камеры стоят относительно недорого (от 400 долларов за готовый к съемке комплект), а объективы к ним - вообще копейки (оценка, конечно, условная). Кроме того, камера может работать без батареек.
А вообще, у меня их три: первую мне слегка разбили при перевозке (вынужден был положить в багаж, с которым, видимо, обошлись не очень бережно), вторую я технично уронил на корейский асфальт, и там же, в Корее, купил по случаю третью. В принципе, из этих запчастей собирается две рабочих камеры: ETRS и ETRSi :)
Вообще, для того, чтобы снимать портреты, я предпочитаю Mamiya 645 Pro TL - там есть 1/1000, меньше механических проблем (скажем, у меня на небольшом морозе замерзал штырек, что мешало перематывать пленку), и у меня к ней есть замечательные 80/1.9 и 150/2.8, но на ETRS/ETRSi приятней снимать тогда, когда торопиться некуда.
И несколько сэмплов с разных пленок:
Пленочная техника: Bessaflex TM
Bessaflex TM - последняя и самая новая камера с резьбой М42 из когда-либо выпускавшихся. На конвейере камера пробыла с 2003 по 2007 год, и поэтому до сих пор бывает доступной практически или совсем новой, хотя цены немного кусаются (типично - 600-700 долларов и выше). Версий было две - черная и серебристая (как моя).
Отличительные особенности: во-первых, М42 вместо более современных байонетов. Во-вторых, камера полностью механическая, из электроники здесь только батарейка и несопряженный экспонометр с индикацией в виде трех светодиодов в видоискателе (включается переключателем, который на фотографии от объектива справа). Замер - только на рабочей диафрагме, вместо открытой у всех других относительно современных камер. DX-коды считывать камера не умеет тоже, ввод чувствительности исключительно ручной.
Зато камера весьма приятна тактильно, очень качественно собрана (за исключением включателя экспонометра - он ощущается несколько хлипким) и снимать ей интересно :)
Затвор - отличный, имеет выдержки от 1 до 1/2000 секунды с шагом в стоп и В, выдержка синхронизации - тоже приличная, 1/125.
Некоторое количество сэмплов (все - Kodak Ultramax 400):

































































