9

Ответ на пост «Почему про Домового нет ни одной сказки?»

Решил дополнить сей текст. Подкаст, кстати, интересный. В нём много подробностей, которых нет в посте. Рекомендую всем!

Хочу отметить: сказки собирали профессиональные сказители, ориентируясь на коммерческий успех. Поэтому в приоритете были яркие, эпичные сюжеты. А домовой — дух сугубо бытовой. Он не водит по заколдованным лесам, не сражается с богатырями, не пьёт водку с казаками. Это тихий, чисто крестьянский дух, совершенно не способный заинтересовать городскую публику. Отсюда и его отсутствие в классических сказочных сборниках.

Согласен с ведущей подкаста: славянская мифология глубже, чем кажется. Но понять тех, кто считает её примитивной могу. Славянская мифология, она... Странная. На первый взгляд проста, как топор и пряма, как что-то прямое. Но стоит присмотреться и открываются следы сложных, почти жреческих культов с их развитыми космогониями, которых, ну блин, у славян не было никогда. Возникает вопрос: откуда это, мать вашу, взялось тут? А ответа, увы, нет.

Вот мой любимый пример — западнославянская Полуденница. Вроде бы просто персонификация солнечного удара. Но почему её изображают с железной сковородой? Стоп. Нежить — и с железом? Значит, она не нежить? Тогда кто? Нет ответа.

А посмотришь на Велеса, вообще удивишься: ты-то как сюда попал, змеюка финно-угорская? Ну, допустим, приполз. Но за каким лешим тебе идолы ставить начали? Своих козлов не хватало что ли?

Или феномен щекотки. С ней вообще интересно. Все наверное знают, что нечисть может защекотать до смерти. Вроде просто и забавно — но в чём-то гениально! Она не просто убивает, она будто бы издевается над самой природой человека, превращая смех в невыносимую пытку.

Самое интересное, что наука здесь с фольклором согласна. Современные исследования показывают: неконтролируемая щекотка — это для мозга капут. Он сходит с ума, пытаясь расшифровать сигнал — это угроза или нет? Боль или что-то другое? Возникает сбой, паника, судорога. И в худшем сценарии — очень мучительная смерть.

Получается, что славяне, сами того не зная, нащупали эту человеческую уязвимость. Они поняли, что самое страшное — это не грубая сила, а то, что ломает само твое восприятие изнутри. Это очень глубокая, жуткая и прекрасная поэтическая мысль (где-то тут на фоне должен пробежать Лавкрафт)

Вот эта двойственность — кажущаяся простота на поверхности и сложная, порой путаная суть внутри и создаёт славянской мифологии её странную репутацию.

И в добавок оставляет кучу вопросов. Ну вот блин, ну не было у них развитых культов, но откуда-то ж эти ноги растут. А откуда, да хрен знает, может у персов нахватались.

Кстати, о персах. Местами в славянской мифологии плюнуть некуда, чтоб в перса не попасть. Читаешь какой-нибудь апокриф 13-го века и вдруг начинаешь ловить себя на мысли, что где-то уже это видел. А потом начинаешь материться, потому что блин, это ж почти дословное цитирование Авесты с местным колоритом!

Например вот Перун, сражающийся с рогатым змеем. Да это ж старый добрый громовержец Веретрагна против трёхголового дракона Ажи-дахаки.

Ещё пример. Калинов мост буквально мост Чинват. Вообще попал в фольклор без изменений.

Ну а уж историю про царя Феридуна о том, как было у него три сына, я и упоминать не буду.

Так. Блин, вообще-то это должен был быть просто хвалебный коммент к подкасту. Я не собирался его так растягивать. Короче. Афтор, давай проду. А ты, читающий, переходи по ссылкам и смотри в оба, ничего не пропусти.

Показать полностью
21

Почему про Домового нет ни одной сказки?

Я давно изучаю славянскую мифологию и в поиске ответа на свой вопрос прочитала немало трудов учёных-фольклористов, историков и этнографов.

Итак, можете ли вы вспомнить хоть одну русскую народную сказку про Домового?

На ум приходят, конечно, Домовёнок Кузя и Нафаня.

Вот они, наши любимые

Вот они, наши любимые

Только вот повесть-сказка Татьяны Александровой, которая легла в основу всеми любимого мультика, выходившего с 1984 по 1987, на народную сказку не тянет. Молодая слишком. К тому же, у неё есть автор, поэтому и не народная, а авторская.

Нам бы что-то из сборника Афансьева, к примеру. Или Даля. Волшебную сказку про то, как Домовой помог герою, загадал ему загадки, наградил, научил чему-то нерадивых хозяев. Но ни в одном сборнике мы ничего подобного не найдём.

Почему так?

На этот вопрос нам ответит Эрна Васильевна Померанцева, доктор исторических наук, советский фольклорист и этнограф. В её труде «Мифологические персонажи в русском фольклоре» в главе «рассказы о Домовом» сказано:

В рассказах о Домовом совершенно нет того священного трепета, который так ощутим в быличках и бывальщинах о духах природы. Обыденностью, будничностью этих представлений, объясняется и то, что образ Домового остался чужд народному изобразительному искусству и таким жанрам как песня, сказка и былина. Он живёт лишь в несказочной «деловой» прозе, то есть в информациях, утверждающих несомненность его существования, рисующих его поведение, отношение к людям и скотине.

Вот и получается, что Домовой был тем, в чьём существовании не сомневались, поэтому и сказок не рассказывали. Для человека того времени это было бы все равно, что сказку по своего дедушку рассказывать. Да не о его приключениях, а так, о быте.

Зато про Домового полным-полно быличек и меморантов. Не путать с былинами! Былина-это героический эпос, быличка же-рассказ. И только на основе таких рассказов мы можем воссоздать образ домового.

Например, в книге Шумова «Былички и бывальщины: Старозаветные рассказы, записанные в Прикамье» читаем:

Вот Первого мужика в армию отправила. Ночью было. Вижу, сшумело только за печью, испужалася, чую, как копна катится ко мне. Дак вдруг чё-то надавит на колени, на ноги-то, и в рот мне дунет. А я-то: «К худу ли, к добру ли?» Мне в рот-то и дунуло: «К худу». И вот похоронка пришла.

И вот таких историй собрано немало. Проанализировав их, мы можем ответить на множество вопросов: почему Домовой предупреждал об опасности? Зачем и кого душил? Почему его звали хозяином? Как он связан с культом предков?

Об этом я расскажу вам в подкасте "Домовой: взгляд ученых" на своём канале "Сказочная наука".

Вы можете посмотреть его

На YouTube

Или БЕСПЛАТНО на Boosty

(Полностью бесплатно. Для тех, кто хочет узнавать новое, но не может попасть на YouTube)

P.S.: Привет, Пикабу! Меня зовут Дарья. Я изучаю славянскую мифологию с научной точки зрения и считаю важным донести эти знания до всех. Ведь наша культура и мифология гораздо глубже, интереснее и величественнее, чем думают многие.

Комментарии открыты для вас, буду рада любому отзыву.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!