
Исторический юмор
Поэзия Древнего Рима очень красивая
В славное лето консульства Гая Мария
По завершении им войны Югуртинской
Дочь всадника Квинта отроковицей стала
Но строгость родителей сочла за ярмо
Возлегла со смутьяном по имени Павел.
Хвастал он ей, будто за лихость угодил в Туллианум
Сам же осколки амфор у сточных канав собирал.
Чтоб избегнуть отца и матери взоров суровых,
Пустилась она с Павлом в скитания по форумам и повозкам чужим.
Свела её насмешница-Фортуна с Марком, Титом и Луцием,
Пила она с ними вино, веселясь под стенами города;
Не мотовка она, не блудница — речей таких не ведала.
Жизнь её от Эсквилина и Аппиева пути началась.
Пятно на юном лице — фригийского купца оплеуха;
А ликторы, на Палатине блюдущие порядок
С усмешкой «Кормилицей» кличут глумливо,
Центурион преклонных лет, в помыслах Катилине подобный,
к ложу склонял. «Что с того? — она молвит. — Чести не убудет.
А сестерции пущу на лепёшки и вино фалернское»
Так и сгинула она в суете Вечного города,
Не оставив ни слова на суд потомков.
И помнят отроковицу падшую лишь родичи, покуда те живы;
Кто ж виной тому? Время, нравы иль боги?
FURTICINAE FEMINAE
ALBUM SEPTIMUM
CONDITUM EST
ANNO MMDCCLIX A.U.C.
(MMVI)
Анекдоты о Павле I
Статс-секретарь Нелединский был одним из любимых у Павла I. Однажды он предложил особо наградить за заслуги рязанского гражданского губернатора Ковалинского. Монарх поинтересовался:
— Что давалось прежде в подобных случаях?
— Обычной наградой,— отвечал Нелединский,— был орден Святой Анны 1-й степени, но иногда давали бриллиантовый перстень.
— Пусть решит жребий,— сказал император и поручил Нелединскому подготовить билеты. Тот исполнил повеление и предложил императору тянуть жребий. Павел I взял один листок, развернул и прочел: «Орден Святой Анны 1-й степени». Однако тотчас схватил другой и увидел, что на нем написаны те же слова.
Император воскликнул: «Так вы сплутовали?!» Но, немного подумав, прибавил: «Обманывай меня всегда так. Разрешаю!»
Изгоняя роскошь и желая приучить подданных своих к умеренности, император Павел назначил число кушаньев по сословиям, а у служащих — по чинам. Майору определено было иметь за столом три кушанья.
Яков Петрович Кульнев, впоследствии генерал и славный партизан, друг и начальник Дениса Давыдова, служил тогда майором в Сумском гусарском полку и не имел почти никакого состояния. Павел, увидя его где-то, спросил:
«Господин майор, сколько у вас за обедом подают кушаньев?»
«Три, Ваше императорское величество».
«А позвольте узнать, господин майор, какие?»
«Курица плашмя, курица ребром и курица боком», — отвечал Кульнев.
Император расхохотался.
Пушкин рассказывал, что, когда он служил в министерстве иностранных, дел, ему случилось дежурить с одним весьма старым чиновником. Желая извлечь из него хоть что-нибудь, Пушкин расспрашивал его про службу и услышал от него следующее.
Однажды он дежурил в этой самой комнате, у этого самого стола. Это было за несколько дней перед смертью Павла. Было уже за полночь. Вдруг дверь с шумом растворилась. Вбежал сторож впопыхах, объявляя, что за ним идет государь. Павел вошел и в большом волнении начал ходить по комнате; потом приказал чиновнику взять лист бумаги и начал диктовать с большим жаром. Чиновник начал с заголовка: «Указ е(го) и(мператорского) в(еличества)» — и капнул чернилами. Поспешно схватил он другой лист и снова начал писать заголовок, а государь все ходил по комнате и продолжал диктовать. Чиновник до того растерялся, что не мог вспомнить начала приказания, и боялся начать с середины, сидел ни жив ни мертв перед бумагой. Павел вдруг остановился и потребовал указ для подписания. Дрожащий чиновник подал ему лист, на котором был написан заголовок и больше ничего.
— Что ж государь? — спросил Пушкин.
— Да ничего-с. Изволил только ударить меня в рожу и вышел.
Павел I применял арест как меру наказания ко всем слоям общества, не исключая даже женщин. Малейшее нарушение полицейских распоряжений со стороны военных также вызывало арест, вследствие чего гауптвахты зачастую бывали переполнены.
Генерал-адъютант Павла I Кутлубицкий, сочувствуя арестованным офицерам, как-то вошел с докладом к императору с длинным свертком бумаги.
— Что это? — спросил монарх.
— План, ваше императорское величество! Нужно сделать пристройку к кордегардии. Там так тесно, что офицерам ни сесть, ни лечь нельзя.
— Пустяки,— сказал император,— ведь они посажены не за государственные преступления. Строить ничего не надо. Сегодня выпустим одну половину, завтра — другую. И места для новых арестованных хватит.
В декабре 1800 года император Павел I решил вызвать на дуэль всех правителей Европы. В его манифесте-вызове говорилось:
“Российский император, видя, что европейские державы не могут прийти к взаимному между собой соглашению, и, желая положить конец этому, возымел мысль назначить место для поединка и пригласить всех прочих государей прибыть туда и сразиться между собою, имея при себе секундантами, оруженосцами и судьями поединка своих самых просвещённых министров и самых искусных генералов. Сам же он (то есть Павел I) намеревается взять с собой генералов Палена и Кутузова”.
Вызов Павла был опубликован сначала в придворной газете, “к величайшему изумлению всего города”. В Москве этот номер газеты был задержан полицией, в других городах тоже. Придворные сочли, что император сошёл с ума, и не желали стать посмешищем всей Европы.
За границей вызов был всё же опубликован спустя месяц – в январе 1801 года. Сперва он вышел в Лондоне, а затем в городах рейнской Германии. Этот манифест в том числе послужил причиной дворцового заговора. 12 марта 1801 года Павел I был убит, так и не успев сразиться с европейскими правителями.
Врач и откупщик
Этот диалог записан русским мемуаристом в начале XIX века. Московский откупщик П.Т. Бородин был с тяжелого похмелья, и его осматривал эскулап-немец. Между ними состоялся следующий диалог.
Лекарь: "Фам натать принимаит лекарство. Я пропишет фам габли".
Бородин: "А как принимать их?"
Лекарь: "На сахар".
Бородин: "Дурак, брат, немец: я ведь не ребенок".
Лекарь: "Ну, на вода".
Бородин: "Совсем, брат, дурак. Пей воду сам".
Лекарь (С трудом находя верное решение): "Пошалуй с водка".
Бородин: "Ну, так бы и сказал, любезный друг!"
Исторические анекдоты про Древнюю Грецию
После победы афинян в Саламинской битве было принято решение каждый год в годовщину победы устраивать петушиные бои в течение целого дня. Этот обычай брал свое происхождение от происшествия, случившегося, когда Фемистокл вел своих воинов на врага. Он заметил двух дерущихся петухов и задержался, чтобы посмотреть на это зрелище, а также велел и своим воинам смотреть на этот поединок.
Потом он сказал: "Смотрите! Они сражаются не за родину, не за отчих богов, не за гробы своих предков. Они принимают муку не ради славы, свободы или блага детей. Но единственно, чтобы победить и превзойти мужеством соперника".
Этими словами Фемистокл сильно воодушевил афинян, и они одержали победу. А петушиные бои было решено сохранить, чтобы они и в будущем воодушевляли афинских воинов.
Врача Менекрата, спасшего от смерти многих безнадежно больных, именовали за это Зевсом. Он и сам поддерживал такую свою славу и написал Агесилаю письмо, которое начиналось словами: «Зевс-Менекрат царю Агесилаю желает здравствовать».
Агесилай ответил: «Царь Агесилай желает Менекрату здравого ума».
Знаменитый оратор Демосфен был вынужден бежать из Афин, когда Александр Македонский потребовал его выдачи. Во время пути он заметил, что за ним следуют по пятам какие-то люди. К своему великому ужасу, он узнал в них своих заклятых врагов. Демосфен попытался скрыться от них, но они его нашли.
И вот, к его крайнему изумлению, эти люди, его враги, объявили ему, что они нарочно пустились за ним в погоню, чтобы предложить ему денег на дорогу. Растроганный Демосфен залился слезами, и когда его преследователи, думая, что он оплакивает свою горькую участь, стали его утешать и уговаривать, чтоб он не предавался чрезмерной печали, оратор воскликнул:
— Как же мне не горевать о моей родине, где у меня останутся такие враги, каких у меня и друзей-то не будет в другом месте!
Однажды, обращаясь к вору, которого арестовали и вели в заточение, Диоген воскликнул:
— Бедняга, отчего ты мелкий воришка, а не крупный вор; тогда бы ты сам сажал в тюрьму других!
Сунь Цзы - искусство войны (трактат о войне для идиотов?)
Сунь - цзы "Искусство войны с собственными мозгами"
Ленегдарная и знаменитая книга некоего Сунь - цзы, котору можно смело сунуть в это самое цзы, дает настолько тупые советы, что поневоле думаешь - они там в Китае что, полные олигофрены что ли?
* Нужно понимать, что военное искусство очень важно для державы. От него зависит жизнь и смерть державы и её существование.
Нужно быть имбецилом, чтобы этого не понимать.
Ну и прочие умные советы того же типа.
* Сильна та армия, полководец которой применяет тактику, используя все выгоды и преимущества своих воинов и обстоятельств.
Вообще то без тактики полководец просто командовал бы что ему в голову приходит и хер знает куда бы он саою армию отправил. Да и на все преимущества и обстоятельства ему было бы глобально по херу.
* Во время войны нужно быть наготове.
(Без этого важнейшего советы, все китайцы во время войны бы наверное спали и днём и ночью.
* Если противник силён - уклоняйся от него, ожидай пока он ослабнет.
Без этого совета 10 китайцев с криками "Банзай" героически атаковали бы 10ти тысячную армию.
* Утомляй противника ненужными передвижениями.
Правильно! Херня война - главное манёвры!
Похоже это вот руководство любой армейский офицер и без всякого Сунь - цзы исполняет.
Кто служил в армии - знает это.
* Война это обман противника.
Нужно скрывать свои возможности. Скрывать саои слабости и скрывать свою силу. Скрывать местонахождение своих войск.
Или что ещё? Послать противнику список сколько у нас солдат, сколько патронов, пушек и пулемётов? А так же сообщить ему точное место где мы находимся?
* Предвидеть всё невозможно.
Ну это да. Логично.
* Знай, что противник тоже захочет применить против тебя все хитрости как и ты.
Если только конечно он не совсем такой же дятел как и ты, если ты без книжки Сунь - цзы этого не знал.
* Нападай на врага, когда он не ждёт.
А то ведь некоторые посылают врагу письма - Ждите нас в столько то часов и столько то минут завтра. Мы собираемся на вас нападать.
Идиотизм какой то!
* Перед сражением постарайся всё расчитать и продумать.
А то ведь некоторые военачальники вообще ничего не расчитывают и не продумывают. На авось что то делают и по фиг им что из этого получится.
* Тот кто действует необдуманно, обречён на неудачу и поражение.
Тот кто этого не знает обречён на ранний маразм и ему придётся нанимать няньку, чтобы она за него хоть что то обдумывала. А то ж бывают такие "полководцы" наверное, которые вообще ничего не обдумывают.
* Учитывай всё что можно учесть.
Не учитывай того что трудно учесть. Потому что это учесть трудно. А то что учесть ещё труднее - вообще учесть невозмодно.
Интересно, эту книгу "будующих полководцев" в военных академиях не изучают?
А то говорят, что у некоторых офицеров одна извилина и то это не извилина, а след от фуражки.
* Если война затягивается, это потребует больше расходов.
Вообще феноменальное открытие...
* Чтобы армия хорошо действовала, её нужно хорошо снабжать.
А можно её и вообще не снабжать. Тогда армия вынуждена будет снабжать себя сама и вполне вероятно начнёт воевать ещё лучше, чтобы захватить побольше трофейного оружия, денег и провианта.
* Полководец должен знать настроение своих помошников.
А можно и забить и на своих помошников и на их настроение. А так же на настроение своих солдат, на самих солдат, на всю войну и вообще на всё остальное.
Влияние буддизма в котором самое лучшее состояние это нирвана, когда ты сидишь в позе Лотоса ничего не делаешь и ничего не думаешь.
Что за удивительная книга?
Какой же умный человек был этот самый Сунь - цзы. Просто диву даёшься...
* Война разоряет и обедняет народ.
* Война подрывает силы государства.
* Война требует напряжения сил, а это вызывает недовольство.
Просто удивительная мудрость. Новейшие открытия самого умного человека, мудрого гения Сунь - цзы, без которого никто бы и знать этого не знал.
* Воины должны видеть и чувствовать, что полководец заботиться о них.
А что, есть вариант сказать - Солдаты, мне вообще параллельно что там с вами и как там с вами. И вообще мне всё равно живы вы или вас уже всех поубивали.
Может до книги Сунь - цзы, китайские полководцы так и говорили?
По крайней мере это было честно.
* Хорошо разгромить противника в сражении.
У кого то есть в этом сомнения?
* Ещё лучше заставить противника сдаться без сражения.
Тогда конечно можно избежать потерь, но ведь это скучно. Не правда ли? Нет сражений. Противник сдался. Ну какая же это война?
* Каждая победа должна укреплять дух войска, улучшать положение воинов и обогащать их.
Или что, после каждой победы армия должна впадать в уныние, а солдат нужно ещё и штрафовать за победы, чтобы они, спаси Будда, не разбогатели???
* Полководец должен так настроить своих воинов, чтобы они нападали на противника с яростью...
А то ведь некоторые полководцы читают своим солдатам проповеди на тему "не убий" и говорят им о любви к ближнему и о том, что типа если противник тебя бьёт, ты не сопротивляйся. И не бей его в ответ. А то ведь противнику больно будет.
Что за х...
У меня уже слов цензурных не хватает, на осмыление этого феноменального труда по военному искусству.
* Успешный полководец - опора правителя и государства.
Неужели? А мы все думали раньше, что наоборот - опора государства это полководец который всегда проигрывает все сражения и который успешно только может быть в карты пару раз в своей жизни играл.
* Важно расстроить замыслы и планы противника.
А то ведь некоторые "полководцы" без этой инструкции помогали бы противнику все его замыслы осуществить.
* Противник должен понять безнадежность борьбы.
А то ещё можно ведь послать противнику сообщение, что он побеждает и вот вот уже совсем победит.
* Если у противника больше сил чем у тебя, - умело уклоняйся.
Или если у противника бронепоезд, попытайся остановить его своим лбом. Раз уж ты без книжки Суня не мог до этого додуматься.
* Большой армии требуется больше провианта.
Да??? А мы до этого думали что всё наоборот. Чем больше людей, тем меньше им провианта надо.
Вот если у тебя одна рота - это да. Тут 50 обозов с продовольствием за собой таскать нужно.
А если 10 дивизий - им пары ящиков консервов и 3 буханки хлеба хватит.
* Полководец не должен допускать распрей между военачальниками своей армии.
А то вежь они друг с другом начнут сражаться. Подеруться. Стрелять друг в друга начнут. И вообще будут плохо друг к другу относиться.
Во как!
* Полководец должен следить, чтобы у воинов и их командиров были одни и те же цели.
А то бывает что командир командует стреляйте, а солдаты не хотят. Или наоборот, командир командует не стрелять, а солдаты бьют длинными очередями во всё что шевелится.
Или командиры хотят идти налево, а содаты говорят - Хер вам всем, уважаемые господа офицеры. Мы направо пойдём.
* Непобедимость - это свойство духа полководца, результат его знания искусства войны и опытности.
А так же непобежимость полководца зависит от того сколько раз он прочитает эту книгу и насколько хорошо запомнит что в ней написано.
* Для нападения нужно больше сил, чем для защиты.
Боже мой... Спасите Боги ту армию, в которой полководец этого не знал, если бы эту книгу не прочитал...
* В сражении нужно действовать стремительно. Противнику нельзя давать время на размышление.
А то ведь многие полководцы, не зная этого ползают медленно как черепахи и при этом ещё время от времени спрашивают противника - Вам дать время подумать? Пару часов или пару дней если хотите. А мы пока постоим тут, пока вы думать будете.
* Полководец должен уметь заставить своих воинов идти в бой и сражаться.
А то без этой великолепной и хорошо продуманной мысли, полководцы только и делали, что заставляли своих солдат отступать и сдаваться...
* Нужно заманить противника туда, где тебе будет выгоднее сражаться с ним.
А то ведь раньше то все полководцы всегда заманивали противника туда, где выгоднее сражаться противнику.
Даже спрашивали у своих противников - Господа, вам это вот место подходит? Вам здесь хорошо? Удобно? Выгодно? А то если вам тут что то не нравится, мы можем вам и поудобнее и повыгоднее место поискать?
* Чтобы побеждать, нужно иметь верных и сильных воинов.
Чем больше в аримии дубов - тем крепче наша оборона. А если все воины предатели и трусы - это наверное плохо? Да? А вы как думаете? А то мало ли, вдруг у кого то другое мнение есть?
* Нужно вести войско туда, где противник его не ждёт.
А ещё можно спросить у противника где он засаду устроил. А узнав это сказать противнику - Окей, брателло. Мы идём в вашу засаду. А то получится, что вы зря старались когда её устраивали. А это не корректно, не вежливо и вообще не хорошо!
* Противник не должен знать куда ему будет нанесён решающий удар.
Д'Артаньян во время дуэли, говорит гвардейцу кардинала - Вы сейчас приготовьтесь защищаться от моего выпада. Я собираюсь вам в живот попасть. Будьте пожалуйста повнимательнее. А то я не хочу чтобы мой удар застал вас врасплох. Вдруг я вас случайно раню?
Не книга, а сборник анекдотов для шибко умных и самых грамотных...
* Наступать нужно стремительно. Отступать нужно тоже быстро. Так чтобы противник не успевал вас преследовать.
Или можно скомандовать своим солдатам - Братцы, не спешите так. Потихоньку идите. А то господам солдатам из вражеской армии никак за вами не угнаться.
* Знание местности во время войны не менее важно, чем хорошее вооружение.
А то без этого знания, полководец запросто может отправить свою армия в летний лес на лыжах, а в Антарктиду в шортах и майках.
Совет из серии - когда вы идёте - делайте шаг сначала правой ногой, потом левой и так по очереди. Двумя ногами сразу шагнуть не пытайтесь.
Советы для идиотов от человека считающего всех идиотами.
Семейные дела в Древнем Риме
Как-то вечером патриции
Собрались у Капитолия
Новостями поделиться и
Выпить малость алкоголия.
Не вести ж бесед тверёзыми:
Марк-патриций не мытарился —
Пил нектар большими дозами
И ужасно нанектарился.
И под древней под колонною
Он исторг из уст проклятия:
«Эх, ребята, с почтенною матрёною
Разойдусь я скоро, братия!
Она спуталась с поэтами,
Помешалась на театрах —
Так и шастает с билетами
На приезжих гладиаторов!
«Я, — кричит, — от бескультурия
Скоро стану истеричкою!»
В общем, злобствует, как фурия,
Поощряема сестричкою!
Только цыкают и шикают…
Ох, налейте снова мне «двойных»!
Мне ж рабы в лицо хихикают.
На войну бы мне, да нет войны!
Я нарушу все традиции —
Мне не справиться с обеими,
Опускаюсь я, патриции:
Дую горькую с плебеями!
Я ей дом оставлю в Персии —
Пусть берёт сестру-мегерочку,
И на отцовские сестерции
Я заведу себе гетерочку.
У гетер хотя безнравственней,
Но они не обезумели.
У гетеры пусть всё явственней,
Зато родственники умерли.
Там сумею исцелиться и
Из запоя скоро выйду я!»
…И пошли домой патриции,
Марку пьяному завидуя.
В.Высоцкий
1969 г.














