Акт 1: Деревянный дворец в глуши. Мы отправляемся в село Большой Менгер, чтобы найти уникальную деревянную усадьбу купца-миллионера Валиуллы Бакирова (1838 г.). Вы узнаете, как сын татарской деревни стал купцом первой гильдии, зачем он построил трёхэтажный особняк в стиле ампир, и почему фасад здания асимметричен. Мы проверим легенду о спрятанном кладе, покажем, как дом пережил революцию и стал детским приютом, и расскажем, ждёт ли его реставрация.
Акт 2: Храм-крепость на пути Пугачёва. По пути домой — не менее мощная точка. Село Алат и Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1712 года — один из старейших каменных храмов Татарстана! Вы увидите двухметровые стены, которые спасали жителей от пугачёвцев, боевую амбразуру в двери и узнаете, как храм связан со строителем Петропавловского собора Казани. Два памятника. Две судьбы. Одно дождливое путешествие в историю края, которое доказывает: самые удивительные открытия — рядом.
Вставай с дивана - пошли в лес!
📍Координаты и локации:
-- Усадьба Валиуллы Бакирова: с. Большой Менгер, Атнинский р-н, ул. Пролетарская, 47.
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы: с. Алат (Русский Алат), Высокогорский р-н, ул. Ахманова, 22.
Что можно успеть за одну субботнюю поездку? Мы отправились на правый берег Волги, чтобы найти сразу два забытых памятника истории — усадьбу князей Гагариных в селе Теньки и романтический «замок» маркиза Паулуччи в Наримане. Нас ждала архитектура в стиле классицизма и неоготики, легенды о призраках, встречи с местными котами (и даже с мышью!), а также живописные волжские пейзажи. Внутрь попасть не удалось, но атмосфера этих мест того стоила! Присоединяйтесь к нашему небольшому путешествию, чтобы своими глазами увидеть, как время меняет дворянские гнезда, и понять, почему стоит вставать с дивана и идти в лес за новыми историями.
Сегодня мы с Вами осуществим спуск в недра крупного горного массива, где вот уже более 90 лет ведется добыча важных руд на одном из месторождений нашей Необъятной.
Проводя незабываемый отпуск одном холодном регионе, нам удалось посетить несколько неэкспулатируемых горизонтов, по некоторой информации, крупного подземного рудника. В этой статье я не стану заострять внимание на реальной истории и структуре данного предприятия, ибо эта информация может вызвать лишний интерес к авторам приключения. Поэтому предлагаю Вам вместе со мной окунуться в покинутый подземный лабиринт, где когда-то кипела работа отважных горняков.
В целях безопасности названия объектов, горизонтов и локаций будет изменено. Напоминаю: посещение заброшенных шахт без должной подготовки – смepтельно опасно!
Пару слов о руднике.
Горнодобывающее предприятие «Ворошиловский рудник» ведёт свою деятельность с конца 20-х годов и в настоящий момент подземный рудник является одним из крупнейших рудников в мире! Предприятие занимается добычей комплексных собакитовых руд (изменено), из которых позже получают ценные концентраты, необходимые для производства сельскохозяйственных удобрений.
Интересный факт: объект непосредственно связан Лермонтовским заводом «ГМЗ», где в середине прошлого века происходило обогащение урановых руд! Добытая на Ворошиловских рудниках собакитовая руда, пройдя обработку на обогатительных фабриках, концентратом отправляется прямиком к нам на Кавказ, где уже после на нашем Лермонтовском заводе, происходит выпуск полезного продукта.
Поиски входа под гору.
Нам необходимо было понимать, что данное предприятие является более чем функционирующим, а спуск "под землю" осложнялся, скажем так, некоторым специфическими нюансами, посему предстояло максимально незаметно пробраться к месту "инфильтрации", так как лаз в систему находился на относительно близком расстоянии к промплощадке рудника.
В целях безопасности я не стану подробно описывать все нюансы нашей "операции", но уже через 30 минут мы отыскали лаз в систему.
Царство льда.
Система горизонта была очень сильно обводнена. Рудничная вода ещё не полностью успела оттаять после затяжной полярной зимы, а ходить в химзащите Л-1 по острому и скользкому льду - то ещё удовольствие, поверьте!
За очередным повороте показались указатели на стенке информировавшие, что штольня ведёт к некому шахтному стволу.
Промёрзлая штольня.
Пройдя ещё метров 200 мы обнаружили склад ВМ, предназначенный для хранения материалов, так необходимых для проходки подземных горных выработок. Внутри типичные камеры расположенные зигзагом, а сами помещения, как и всегда, оказались пустыми. Мне удалось найти лишь несколько полусгнивших деревянных коробок, которые тихо плавали на поверхности леденящей воды...
Склад ВМ.
Ветвистые выработки «Склада ВМ» вывели нас обратно в главный ход штольни. С каждым шагом чувствовалось "потепление" в системе и вот уже через некоторое время, хрустящий лёд на подошве штрека полностью сменился вязкой глиной.
Главный ход штольни.
Штольня изобиловала различного рода разветвлениями. В отличии от прошлых экспедиций, здесь нам приходилось ориентироваться под горой без помощи планов и карт, что заметно осложняло экспедицию.
Вентиляционные камеры и уклон.
Внезапно за очередным поворотом послышался странный глухой гул. Как оказалось позже, на горизонте работал небольшой вентилятор местного проветривания. Скорее всего неэксплуатируемый горизонт сейчас используется для выдачи отработанного воздуха с действующих секторов рудника. Лично для меня это незабываемый опыт – ещё никогда на подобных объектах я не встречал работающее оборудование.
Вентилятор местного проветривания.
Неподалёку от "вентиляторной перемычки" находилась старая вентиляционная камера, где ранее, по всей видимости, тоже располагалось оборудование для проветривания выработок на этом горизонте. Масштабы, конечно, не такие как в заброшенном руднике «Молибден», но всё же!
Вентиляторная камера.
Посмотрев на систему проветривания шахты, мы двинули дальше в глубь горного массива. В штольне сохранилось довольно много железа – в основном это различного рода трубы, вагонетки и даже двери. Видно, что "металлисты" тут не работали по чермету, а отсутствующие силовые кабели были демонтированы сразу после отработки горизонта.
Пройдя ещё несколько поворотов мы подошли к уклону, ведущему на подгоризонт выше. Состояние ходка выше всех похвал! «Почему бы не подняться?», – одновременно подумали все участники экспедиции.
Уклон с ходковой секцией.
Сейчас уже тяжело вспомнить, что конкретно было на подэтаже. Всё же самое "вкусное" располагалось на основном горизонте, поэтому быстро обойдя выработки на верхнем уровне было принято решение возвращаться обратно.
Внезапно в моей голове возникла мысль: «А удастся ли мне найти для коллекции образец настоящей собакитовой руды, ради которой, собственно, и сооружали сей грандиозный лабиринт?» С этого момента я задался поиском заветного зеленоватого камушка...
Электровозное депо.
Вернувшись в главный ход штольни мы выдвинулись в сторону электродепо. Признаться честно, на тот момент я уже плохо понимал, как самостоятельно отыскать путь до выхода на поверхность. Система вроде и не казалась особо запутанной, но эффект "нового объекта" и недосып давали о себе знать.
Камера передвижной подстанции.
Зайдя в очередное ответвление мы увидели вагоноопрокидыватель огромных размеров! Да уж, масштабы поражали. В отличии от наших урановых рудников, где использовалась ж/д-колея в 750 мм, «Ворошиловский» обслуживала подземная железка шириной 1000 мм. Базы вагонеток и шахтные механизмы казались на контрасте крайне непривычными.
Вагоноопрокидыватель.
Через некоторое время мы вышли в крупную выработку, полностью укрепленную монолитным бетоном. Это и было, собственно, крупное подземное электровозное депо.
Электровозное депо.
В конце подземной камеры ютился почти полностью распиленный электровоз К-10. Перед обязательной фотосъемкой с жёлтым работягой, решаем заглянуть в служебные помещения – вдруг что-то интересное ещё не успели утащить?
Слева находилась странная дверь с ручной задвижкой, за которой скрывалось нечто похожее на слесарку. Обычно такие двери устанавливались на камеры газоубежищ.
Слесарная мастерская.
В помещении мы обнаружили стеллаж с запасными пуско-тормозными резисторами, напротив синие ящички для инструментов. Ну и куда же без постеров? Почти на каждом заводе в Союзе имелось помещение, где работяги в свободное время расклеивали разного рода вырезки из журналов. Знакомо?
Шахтный электровоз оказался сильно потрёпанным. Иродам удалось вытащить даже контроллер позиций. Радовало лишь наличие токоприёмника. Вроде мелочь, а на душе приятно.
Шахтный электровоз К-10.
Перемещаемся в противоположную часть служебного помещения. Там, судя по всему, складировали различные запасные части к железнодорожному подземному транспорту – токоприёмники, резисторы, колёсные пары и т.д. Из интересного – опрокинутый пассажирский вагончик для перевозки горняков.
Пассажирская вагонетка.
Покидаем электродепо и двигаемся дальше. Впереди ещё много приключений!
Царство жажи.
Собственно оставалось дело за малым – найти ствол, собрать пару образцов собакитовой руды и выбраться на поверхность без травм. Продолжаем исследование мёртвого горизонта по главному ходу штольни. По пути постоянно встречаются различные технические помещения – разнорядки, слесарные, небольшие подстанции...
Здесь начинается, пожалуй, самая сложная часть экспедиции – прочная порода под ногами постепенно сменилась вязкой глиной. Никогда не любил затопленные выработки. Страх детства – зарытые в огороде вагонетки с мутной водой. Просто ужас. При этом все мы были одеты в спецкостюмы, позволяющие беспрепятственно штyрмовать даже затопленные по пояс выработки. Но вот глина... Глина один из коварнейших врагов диггера.
В какой то момент мы стали тонуть по колено в мерзкой жаже. Жажа – так мы называем размякшую смесь воды и глины. Упасть в рудоспуск? Получить в голову заколом? Здесь же был реальный шанс увязнуть в грязевом болоте по пояс. Плюс одна фобия.
Штрек с жажей.
По итогу мы приняли решение искать альтернативный путь через очистную зону, проходящую параллельно главному ходу. Хм. Последний раз я испытывал реальные проблемы с жажой лет так 7 назад, на откаточном горизонте рудника «Молибден» в Кабардино-Балкарии. И уж точно никогда бы не подумал, что подлая глина может стать помехой на пути.
Через очистные штреки пройти дальше также не удалось – мешали непроходимые завалы. Внезапно на подошве выработки у огромного рудоспуска я обнаружил заветный кусочек собакитовой руды! Хоть какая-то награда за мучения в грязевых ваннах. Пойдет в личную коллекцию.
Совок рудоспуска с верхних горизонтов в очистной зоне.
После бесконечных блужданий в добычным секторе, мы решили идти назад к выходу на поверхность.
Бонус уровень.
«Кстати, а что насчёт ствола?», – заметит внимательный читатель. А со стволом произошел сочный облом. Подходная выработка оказалась отрезана глухой 20 сантиметровой бетонной перемычкой.
Подходная к стволу.
В соседнем штреке мы также обнаружили похожую глухую перемычку перед которой зияла вентиляционная "дыра" на нижние горизонты. Место жутковатое, если честно. Для справки: эти штуковины необходимы для обеспечения грамотной работы вентиляции на объекте.
Вентиляционный восстающий.
На обратном пути один из участников экспедиции заметил необычную узкую выработку, пройденную под наклоном. Небольшая техническая сбойка проходила в 50 см от обрыва. Здесь я и словил паничку.
Бонусным уровнем оказался рабочий сектор рудника. Правда в тот момент, ни у кого не возникало желания продолжить прогулку по рабочему объекту, так как был высокий шанс закончить трип в комнате охраны или, что ещё хуже – лишиться уникального фото-материала. Посему, мы приняли решение выбираться на поверхность.
Горизонт № 6 (изменено) оказался довольно богатым на различные железяки. Здесь вам и "живые" опрокиды, и гигантские рудоспуски и даже целый электровоз. В целом нисколько не жалею, что мне удалось побывать в недрах одного из самых крупных рудников в Европе, пусть даже и на мёртвом горизонте. Чего только стоит коридор с коварной жажей, заставивший нас поменять все планы...
Заглянули в дизельку: остались аккумуляторные батареи и два стареньких советских генератора — основной и резервный.
Меня часто спрашивают, кто выбивает окна и крушит всё в этих местах. Отвечаю: сильнейшие шторма и белые медведи.
Стоит только разбить стекло — и ветер сделает своё дело. А сугробы довершат.
Попадаются старые советские газеты «Комсомольской Правды». Листаем, смотрим на даты, ух 1990 год.
Квадроциклы в сарае.
Увы, библиотека полностью пуста, всё растащили. Зато в бывшем ангаре нашли десятки кассет с пленками кинофильмов! Пробую открыть — получается с трудом.
Как осуществлялась связь с большой землёй? По радиосвязи каждый «срок», раз в три часа после сбора показаний, из радиорубки связывались с Челюскиным для передачи данных.
А дальше уже с Челюскина все собранные с таких полярок показания уходили в Диксон и на Архангельск.
Заглядываем в соседний ангар, и вот находка из настоящего: два полуразобранных китайских квадроцикла. Теперь сомнений нет: летом полярку использовали под базу искатели бивня мамонта.
Зимой в эти места точно никто не доберётся сюда, кроме таких отмороженных, как мы. Летом иногда бывают пешие туристы или водники на небольших судёнышках. Говорят, что бывает, заглядывают и местные долгане.
Увы, времени у нас мало, и надо двигаться дальше. Впереди ещё тысячи километров пути вдоль Ледовитого океана.
Продолжаю делиться интересными историями из поездок по Арктике. В прошлом году мы двигались по арктическим широтам на вездеходах вдоль границ России — от Мурманска до Камчатки в экспедиции «Россия 360».
Панорама на станцию "Бухта Марии Прончищевой".
На нашем пути попадалось множество давно покинутых и заброшенных полярных станций, которые функционировали с первой половины прошлого века и до распада Советского Союза. Там трудились сотни полярников, а на некоторых станциях жили даже целыми семьями.
Но это всё осталось в далёком прошлом, призрачном и почти позабытом. Прошло уже не одно десятилетие с тех пор, как исчез СССР, но полярки вдоль Северного морского пути до сих пор напоминают о тех временах.
Некоторые из станций уже полностью разрушены, а иные даже сейчас в довольно неплохом состоянии. В одном из репортажей я рассказывал про полярную станцию «Андрея» на востоке Таймыра.
Она настолько труднодоступна, что за прошедшие десятилетия людей там побывало меньше, чем в космосе. Зато белые медведи там частые гости.
В нескольких сотнях километров к востоку от станции «Андрея» мы добрались до ещё одной хорошо сохранившейся полярки «Бухта Марии Прончищевой». 75-я параллель северной широты, суровая арктическая пустыня на берегу Ледовитого океана, у подножья самых северных в мире гор Бырранга.
Двигаясь вдоль живописных отрогов горного массива с заснеженными пиками, мы постепенно приближались к заливу. Только на первый взгляд зимой эти места кажутся безжизненной пустыней. На самом деле здесь настоящий арктический зоопарк: полярные волки, овцебыки, олени, песцы, зайцы, белые медведи.
Станция даже в те времена считалась труднодоступной и удалённой от цивилизации. До ближайшего села Сындасско, где живут долгане, немногим меньше 300 км на юг, а до мыса Челюскин, где есть пограничники и полярники, около 350 км на северо-запад. Зато полным-полно хозяев Арктики — белых медведей.
Метеоплощадка.
Зима здесь долгая, тёмная и холодная. Полярная ночь длится около 100 дней в году. Снег лежит с середины сентября по конец мая, а весна, лето и осень стремительно пролетают за три месяца.
Для любителей есть даже пляж на южном побережье Ледовитого океана.
Полярная станция в этих местах была основана в 1931 году и работала вплоть до 1990 года. Вахты у полярников были стандартные — по два года.
Станция располагалась на берегу залива «Бухта Марии Прончищевой», недалеко от лагуны медвежьей и моржовой косы. Названия эти не просто так: летом на моржовой косе было большое лежбище моржей, а белые медведи здесь частые гости.
Основное здание станции.
На станции всё располагалось в одном большом служебном доме: радиорубка, кабинет гидрометеорологии, кухня, кают-компания и столовая, душ и жилые комнаты. По штатному расписанию зимовало, как правило, 4–5 человек — начальник станции, гидролог, метеоролог, механик-электротехник, повар.
Программа наблюдений была типичной для Диксонского УГМС: метеорология и гидрология.
Баня.
Кроме служебного дома, на станции была баня, аккумуляторная, дизель-электростанция (ДЭС), склады, метеоплощадка. Всего семь зданий.
Пресную воду летом брали из озера в километре к северу, зимой для получения воды кололи лёд.
Раз в месяц на станцию прилетал Ан-2 с почтой из аэропорта на мысе Косистый.
Почему станцию закрыли? Было слишком дорого и сложно содержать такие объекты в стремительно разваливающемся СССР. Нам повезло быть знакомыми с полярниками той самой «старой» гвардии, кто начинал свою трудовую деятельность на этой полярке более сорока лет назад.
ДЭС и мастерская.
Они и рассказали нам несколько интересных фактов.
Людей вывезли, станцию законсервировали, и вот уже 35 лет она стоит как напоминание об ушедшей цивилизации.
Почему не заменить такие станции так называемыми АМС (автоматическими метеостанциями)?
Были попытки лет 15–20 назад, но не сказать, что удачные. На месте станции «Андрея» пробовали ставить оборудование, но оно проработало в жестких условиях всего два года, после чего сломалось. Его забрали на ремонт и, похоже, так и не закончили.
Но вернёмся к этой полярке. Станция большая, основное здание выглядит добротно, даже несмотря на столько лет запустения.
Метеоплощадка находится примерно в нескольких десятках метров от основного здания — это недалеко. Нам попадались станции, где приходилось бегать сотни метров от дома. Пока добежишь до площадки в «срок», можно стать добычей белого медведя.
Вдоль береговой линии стояли ёмкости для дизельного топлива. Странно, что не видно останков бульдозеров или вездеходов для хозяйственных нужд.
Внутри дома.
Но давайте заглянем внутрь. Надо быть предельно осторожными: белые медведи любят отдыхать внутри зданий, и можно нос к носу с ними встретиться в таких местах. Приоткрываем дверь, следов не видим, можно идти.
Первое впечатление, что полный бардак. Видно, что ничего не вывозили. Но здесь часто бывают гости, похоже, что летом. Возможно, геологи, а может, и охотники или искатели бивня мамонта.