Что-то читал на Пикабу про то, почему люди не идут работать по специальности и т.д… Вспомнил историю своего бати. Многобуков.
Папа мой отучился в школе 8 классов и честно пошёл в техникум. Техникум авиационный, преподавали там хорошо, особенно давали интересно черчение и прочие производные, а также математику. Во время учёбы подрабатывал по мелочи — разгружал фуры, охранял что-то.
Отучившись в техникуме, папа двинул в МАИ на первый факультет, то бишь, на самолётостроительный. Учился он там замечательно, на одни четвёрки и пятёрки, правда, доставались они ему часто потом и кровью из-за его острого языка и смелости на грани с хамством. Правда, с другой стороны, это ему часто и помогало.
На первом и втором курсе ему вообще было легко, потому что почти все предметы были в техникуме — по каким-то ему сделали перезачёт, по каким-то — сдал ещё раз. С мамой познакомился, после второго курса свадьбу сыграли.
3-4-5 год обучения пролетели довольно быстро. Учёба, учёба и ещё раз учёба. Между ней — посиделки с друзьями и работа с подработками. А ещё зарабатывал папа тем, что служил посредником между преподами и нерадивыми студентами, умел договариваться. Коррупция, мать её так.
Стипендия, говорит, была мизерная, конечно. 100 рублей — еле хватало на студенческий проездной.
Приходит время, папа защищает диплом. Диплом хороший, целиком и полностью спроектированный гражданский пассажирский самолёт, типа Як-40, но лучше. У папы на тот момент имелись грамоты за внедрение рационализаторских решений на двух авиационных заводах — он это на учебной практике сделал.
Проект самолёта настолько понравился комиссии, что кто-то даже обещал продвигать его наверх и довести до полноценного производства, но всё так и осталось обещаниями. Что ж, не удивительно.
Кстати, прикольный факт: когда папа заканчивал, то кафедры самолётостроения и вертолётостроения слили в одну, или там реорганизация какая-то была, хз. И в дипломе у него написано "инженер самолёто- и вертолётостроения", хотя к вертолётам он вообще никакого отношения не имеет.
В общем, диплом на отлично, в кармане грамоты, рекомендации, даже приглашения в аспирантуру и науку... на дворе жаркое лето двухтысячного года.
Мама беременна мной. Будущую семью нужно чем-то обеспечивать, и раз уж проект самолёта так и остался дипломной работой, а аспирантура для зарабатывания денег явно не годилась, надо было искать работу.
Конечно же, папа пошёл искать работу по специальности. Пошёл на один завод — батюшки, тот закрыт. Пошёл на другой — а там предлагают 12-15 тысяч за работу мастером. Обязанностей выше крыши, график ужасный, 10 часов работать 5/2. Ещё где-то походил — то же самое.
И тут по старым знакомствам (помните, я рассказывал, что он охранником работал) предложили охранять кондитерскую фабрику, с окладом 25к, премия ещё плюс сколько-то.
И что папа должен был делать? Пойти по специальности работать? Инженер, блин, самолётостроения, лучший в своём выпуске.
...
Лето две тысячи восьмого. Я закончил первый класс, подрастает мой двухлетний братец. Папа работает охранником уже в "Детском мире", получает голым окладом что-то около 40к, плюс премия хз сколько.
Ещё и с маминой зарплатой выходило очень нехило. Она сначала работала в американской компании, зарплату вообще в долларах получала, потом после ликвидации в 2007 перешла в одного из ОПСОСов работать. Инженер связи, востребованная профессия.
В общем, ни в чём мы себе не отказывали, как дословно говорят родители, "могли зайти в Ашан и не обращать внимание на цены, с полок гребли всё прям в тележки".
Но мы отвлеклись.
Папа думает: прошло 8 лет, может, ситуация с авиацией в нашей стране стала чуть лучше? Идёт, покупает ватманы, берёт в библиотеке учебники, сидит над ними, что-то чертит, что-то рассчитывает. Как сейчас помню — утром он спал обычно, а после обеда просыпался, ел и садился до позднего вечера, делал это всё. А потом уходил на ночную смену в охрану.
Так было где-то неделю-две, может, чуть больше, после чего папа пошёл в КБ Сухого и попросился там работать. Взглянули на трудовую — "да у вас, батенька, 8 лет опыта работы по специальности не было, вы не помните ничего". Папа ответил, что он всё помнит, и они могут его проверить.
Дали ему расчёты, чертежи, он всё сделал как надо, убедил, что работать может, всё помнит. Ну а зарплату предложили, того же инженера — около 30 тысяч.
Плюнул папа и пошёл дальше охранником работать. А потом родственники ему предложили квартиры ремонтировать у богатых. Ну, у тех, кто покупает хаты в элитных жилых комплексах, и на работу нанимает исключительно русских. Ну у папы руки из нужных мест растут, он и пошёл вместе с двумя мужиками деньги зарабатывать.
Там у богатых причуд много, об этом можно отдельные кулстори рассказывать. Например, как-то раз хозяин зарплату аж на два месяца задержал, они на него уже конкретно так надавили, когда он в очередной раз приехал. Сказали ему, мол, либо ты сейчас нам платишь, либо мы всё возвращаем как было. А он им: "у меня денег нет". Они говорят "как нет, ты сюда приехал на тачке дорогой с личным водителем".
Выяснилось, что у него РУБЛЕЙ нет, там какая-то проблема была с рублёвыми счетами. В общем, договорились, что он им в ЕВРО заплатит. Ну он и заплатил. Наличкой. В тот же день. Ещё и сверху добавил. Толстые такие пачки были, батя показывал.
В общем, не сложилось у него с авиацией. А ведь горел, хотел этим заниматься. Но вот, работает не по специальности, получает очень прилично и обеспечивает семью.
P.S. Может, сейчас самый момент, когда нужны инженеры самолётостроения, но прошло уже больше 20 лет, а за ремонт и технадзор, мне кажется, всё-таки платят сейчас больше.