Серия «В горячем»

156

Потери Ливонского ордена в результате Ледового побоища

Специалисты разного профиля все еще спорят о точных цифрах погибших рыцарей на льду Чудско́го озера. Чуть меньше накал дискуссии о том, насколько серьёзными были последствия разгрома для Ливонского, и в целом для Тевтонского ордена.

Для начала представим краткую справку. Истоки ордена уходят к самому началу XIII века, когда в Риге епископ Альберт Буксге́вден основал новый Орден «Рыцарские братья Христовы» (лат. Fratres militiae Christi). Папа Римский утвердил его в 1210 году.

Потери Ливонского ордена в результате Ледового побоища

Отличиями ордена были: изображение на плащах красного меча с крестом и лозунг «Помогать больным и бедным, охранять христианскую церковь и инвалидов, исцелять больных и собственные души». Столь христолюбивый девиз, впрочем, никак не мешал его носителям, по отзывам современников, быть агрессивными и сварливыми.

История Ордена подверглась изменениям после сокрушительного разгрома при Сауле в 1236 году (было убито 48 рыцарей, что составило треть от всего орденского рыцарства). В мае 1237 г. Ливонский орден был объявлен частью Тевтонского ордена. В иностранной историографии его членов часто называют «тевтонские рыцари Ливонии». Надо отметить, что Ливонский орден продолжил вести активную внешнюю политику, основной задачей которой было распространение истинной веры среди язычников. К концу XIII в. под его контролем оказываются земли Курляндии, Ливонии и Земгалии (юга современной Латвии), которая и вовсе считалась стратегической территорией Ордена. Впоследствии ливонским меченосцам удалось даже пережить знаменитую Грюнвальдскую битву (1410 год), что не удалось «старшему брату» – Тевтонскому ордену.

Но нас сегодня интересует событие, которое выбивается из «победительной» истории Ордена. Это сражение на Чудском озере 5 апреля 1242 года, вошедшее в мировую историю под названием «Ледовое побоище».
В распоряжении исследователей не так много источников.
Два русских – «Новгородская первая летопись» и более позднее «Житие Александра Невского», написанное в 1280-х гг.
И два иностранных: написанная в последнее десятилетие XIII в. хроника «Ливонская рифмованная летопись старца». Считается, что она была специально составлена для чтения рыцарям-крестоносцам Ливонского ордена во время трапезы, чтобы вдохновлять их на подвиги. А также «Хроника Генриха Ливонского» примерно того же времени.

А теперь о потерях. Очевидно, нельзя некритично воспринимать количественные данные летописей и хроник. Например, в «Житии» просто говорится, что русские полки шли «великою силою». А Ливонская хроника утверждает, что у русских было так много войск, что на каждого немецкого рыцаря приходилось шестьдесят человек.
Закончившееся, как известно, полным поражением Ордена сражение в хрониках и летописях столь же противоречиво в части оценки потерь сторон. «Новгородская Первая летопись» сообщает, что в результате сражения 400 немцев пало, 90 попало в плен и «опустошено». Согласно «Рифмованной хронике» 20 рыцарей погибли и 6 попали в плен.
Немецкие источники второй половины XV-XVI вв. «говорят», что погибло 70 орденских рыцарей. И эта последняя цифра близка к тому, о чём часто пишут в последнее время. В частности, то, что с учётом состава рядового рыцарского отряда число убитых и взятых в плен рыцарей и кнехтов могло достигать 78 человек.

В конечном итоге, говоря о том, насколько серьёзными стали результаты для самого Ливонского ордена, стоит вспомнить, что по оценкам ряда специалистов, в XIII веке в его составе было от 400 до 500 рыцарей. Возможно, стоит также обратить внимание на утверждение Дж. Феннела, что в описываемый период многие рыцари были заняты подавлением восстания в Пруссии, и в Ледовом побоище участия не принимали.

Последствия Ледового побоища разнообразны. Чаще всего мы встретим вывод о том, что разгром Ордена остановил продвижение католических орденов на русские земли. А специалисты по военной истории добавят, что оно было едва ли не первым случаем, когда тяжелая рыцарская конница была разбита армией, состоявшей в основном из пехоты.

Источники:
Матузова В.И. Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. - 1270 г. Тексты, перевод, комментарий. М. 2002.
Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304 гг. М. 1989.
Урбан У. Тевтонский орден. М. 2010.

Показать полностью 1
45

О национальности и национализме Нестора Махно

Наши штурмовые отряды действуют уже у границ Гуляйполя, родины Нестора Махно и главной базы его Революционной повстанческой армии.
Думаю, не всем читателям известно мнение знаменитого анархиста об украинском национализме и украинском языке.
Сегодня, в ожидании штурма Гуляйполя, попробую об этом рассказать.

Судя по имеющимся документам, у Нестора Махно были очень сложные отношения с национальным самоопределением. С одной стороны, он в своих воспоминаниях постоянно использовал обороты типа "наша Украина", а с другой, вот такая цитата из его книги "Под ударами контрреволюции":
Я поставил себе вопрос: от имени кого требуется от меня такая ломота языка, когда я его не знаю? Я понимал, что это требование исходит не от украинского трудового народа. Оно – требование тех фиктивных «украинцев», которые народились из-под грубого сапога немецко-австро-венгерского юнкерства и старались подделаться под модный тон. Я был убежден, что для таких украинцев нужен был только украинский язык, а не полнота свободы Украины и населяющего ее трудового народа. Несмотря на то, что они внешне становились в позу друзей независимости Украины, внутренне они цепко хватались вместе со своим гетманом Скоропадским за Вильгельма немецкого и Карла австро-венгерского, за их политику против революции.

По всей видимости, Украина для Нестора Махно – это в первую очередь территориальная единица, жители которой и являются украинцами. При этом он выступал категорически против украинского национализма (который называл шовинизмом), против навязывания украинского языка. Можно сказать, что он считал себя украинцем по месту рождения, но не по языку и культуре. А поскольку при этом он был еще и интернационалистом, то национализм в любом виде им воспринимался как зло.

Вообще, судя по всему, его мышление в категориях национальности стало результатом знакомства с сочинениями, в которых этот термин присутствовал, в то время, когда он находился в тюрьме. Он считал, что ему надо определиться, к какой национальности он относится, но при этом в качестве маркера взял исключительно место своего рождения, а не язык, который был важен для украинских националистов. Вот и получился украинец, борющийся с украинским национализмом.

Показать полностью
67

Почему условной датой образования Римской Империи считается принятие Октавианом титула «Август» в 27 году до н.э

У этой даты есть особый аспект. После разгрома Антония и падения Александрии 1 августа 30 года до н.э. Октавиан еще некоторое время пребывал на Востоке. В Рим он вернулся лишь во второй половине 29 года до н.э., и в августе этого года был занят празднованием нескольких своих триумфов.
В 29, в 28, и в 27 гг. до н.э. Октавиан занимает должность консула (в первый раз вместе с племянником Секстом Аппулеем, второй и третий раз с Марком Агриппой, своим другом, главным полководцем и родственником (Марк Агриппа был женат на племяннице Октавиана) , выдающейся личностью Древнего Рима, стараниями которого, к примеру, был возведён знаменитый Пантеон в Риме. В 29/28 гг. до н.э. проводится ревизия имущественного ценза сенаторов и на основании этого пересматривается состав сената.
Интересно, что здесь Октавиан опирается на свои и своего коллеги по консулату Агриппы консульские полномочия (о чем сам пишет в своей автобиографии: Res Gest. 8, 2), не имея необходимой для проведения цензов должности цензора. Об этом говорит писатель Светоний (Suet., Aug., 27, 5). Пересмотр состава сената дает ему почетное положение princeps, т.е. первого сенатора. Это не магистратура, однако положение первоприсутствующего в сенате придавало человеку определенный вес.
Таким образом, до 27 года до н.э. Октавиан занимает вполне ординарную магистратуру (консулат) с поправкой на чрезвычайную ситуацию в государстве (отсюда: цензорские полномочия без самой цензуры).

Сам Октавиан отмечает, что после того, как все дела были выполнены, он задумался о возвращении к традиционным республиканским порядкам (Res. Gest., 34, 1).
Светоний акцентирует внимание на том, что Август всерьез задумался отойти от дел и решал этот вопрос со своими друзьями Марком Агриппой и Меценатом. Подробности их беседы содержатся в LII книге Кассия Диона.

В конечном итоге, Октавиан, как пишет Светоний, «удержал за собой власть» (Suet., Aug., 28, 1).
Формально режим назывался Res Publica Restituta, т.е. Восстановленная Республика, исконное римское государственное устройство. На практике же, при сохранении республиканских институтов, формируется институт императорской власти. Основана она не на каких-то формальных документах (которые бы ее существенно ограничили), а на авторитете, политическом весе, подкрепленном небывалым и неслыханным титулом Август, т.е. священный.
Сам Октавиан по этому поводу замечает: «после этого я всех превосходил достоинством/авторитетом (dignitas / auctoritate), власти же имел не более, чем мои коллеги по должностям» (Res. Gest., 34, 3).

Действительно, после 27 года до н.э. Октавиан получит и консулат (неоднократно), и проконсульскую власть, и неприкосновенность трибу́на, однако все это будет существовать у него параллельно с титулом Августа и наличием того самого авторитета, auctoritas, некой абстракции, стоящей вне положений римской конституции, и дающей ему возможность властвовать.

Этот сложный момент двойственности его власти, ознаменовавший начало нового государственного устройства, и был закреплен именно 16 января 27 года, когда Октавиан получил свой титул Августа.

Показать полностью
136

Почему румынский и молдавский языки похожи на итальянский и что у их носителей общего с цыганами

На вопрос, почему румынский и молдавский языки очень похожи на итальянский, есть короткий ответ: все они относятся к одной и той же группе – романской, а точнее балкано-романской подгруппе.

Для начала следует отметить, что румынский и молдавский языки практически одинаковы. Многие лингвисты вообще не признают молдавский языком, называя его румынским диалектом.
Государственный язык Молдовы и государственный язык Румынии – идентичны, включая алфавит, синтаксис и орфографию.

Во времена правления древнеримского императора марка Трояна территория, где сейчас находятся Румыния и Молдова, была Римской провинцией и называлась «Dacia Romana». В течение более трехсот лет правления римлян дакский и ромейский языки смешались, что привело к появлению нового языка – румынского. И, несмотря на влияние соседних славянских стран, основой его осталась разговорная латынь, распространённая в Риме, а позже и в провинциях Римской империи.
К тому же многие римские военные, после оставления службы, оставались жить в Дакии, сроднившись с местным населением, что также привело к постепенной латинизации населения.

Согласно статистике, степень лексического сходства румынского языка с итальянским составляет 77%. Многие слова звучат почти одинаково, а слегка отличаются только в написании. Например, собака на румынском и молдавском языках будет «câine», а на итальянском – «cane», молоко – «lapte», на итальянском – «latte». А ряд слов и пишется абсолютно идентично, например, хлеб на всех трех языках будет «pane».

Но есть еще один народ, с которым часто сравнивают и молдаван, и румын, это – цыгане.
Но если молдаване и румыны романские народы, имеющие общие латинские корни, то у цыган совершенно другая языковая и этническая группа, их прародина – Индия, и цыганский язык ближе к хинди.

Схожесть у этих народов есть только внешняя. Чаще всего, это темноволосые люди, у многих вьющиеся волосы. И называют цыгане себя «ромалэ» или «рома», что многие воспринимают, как производную от слова «румын».
Но это не так, в переводе это означает «человек».

К тому же цыгане не являются нацией, так как не имеют своей страны, они живут по всему миру, кроме Антарктиды. А Румыния среди европейских стран занимает второе место по числу проживающих там цыган – более 620 тысяч человек.

Показать полностью
88

Кто такие арийцы, и почему для Германии была важна расовая принадлежность

Убеждение в том, что твой народ в чём-то превосходит другие народы, старо как мир. Это древний и широко распространённый самообман, корни которого таятся ещё в первобытной древности. Достаточно упомянуть самоназвание чукчей - "луораветланы", что в переводе на русский означает - "настоящие люди", чтобы понять: племенное, а впоследствии и национальное чванство существовало всегда и везде, различаясь лишь степенью своего развития. Тем более оно было естественно для взаимоотношений победителей и побеждённых. Вспомним, к примеру, как обращались англосаксы Великобритании с кельтами.

Однако следует признать, что самовозвеличивание в древности носило всё-таки достаточно умеренный характер. Те же чукчи заявляли о себе, как о "настоящих людях", вовсе не имея в виду, что все остальные нелюди. Они говорили так, чтобы отличать себя от соседей-эскимосов, самоназвание которых, "инуктитут", переводится на русский, как просто "люди".
Примерно в том же ключе мы называем германцев "немцами", т.е. "немыми". А немота – это всё-таки существенный недостаток, инвалидность. А связана эта «немота» была с тем, что абсолютное большинство населения страны не понимало того, что говорят эти «немые».
Но даже когда язык соседей понятен, всегда найдётся повод возвысить своих сородичей. Перед началом битвы в обычае было задирать противника обидными речами. В 1016 году воевода Святополка "укорял" рать Ярослава: "Что придосте с хромьцемь симь (что вы пришли с этим хромым)? Здесь речь идёт о хромоте Ярослава Мудрого, и представляется, как его существенный недостаток.  Речь настолько "обидная", что сегодня приходится специально пояснять, на что в словах русина должны были отреагировать новгородцы.

От идеи превосходства над другими народами в силу каких-то особых навыков своего народа (как правило, навыков военных) до идеи врождённого превосходства – всего один шаг. И этот шаг был сделан ещё в XV веке португальским инфантом и великим магистром ордена Христа (бывший орден Тамплиеров) Энрике Мореплавателем, суда которого начали охоту за людьми на западном побережье Африки. Воспитанники принца пытали захваченных на берегу африканцев страшными пытками, чтобы разведать дорогу к их селениям, натаскивали громадных собак на ловлю людей. Пленники массово гибли при их транспортировке на рынки, но это никого из португальцев не заботило.
Всё оправдывалось тем, что африканцы ведут своё происхождение от Хама, проклятого его отцом Ноем, и рабство для них – естественное состояние. Именно так зарождалась идеология расизма.

Пройдёт около 500 лет и в "просвещённом" XX веке проклятыми и ущербными от рождения окажутся уже евреи – потомки другого сына Ноя, Сима. Но ни о каком рабстве речи уже не пойдёт. Евреев сначала будут изгонять, а затем и уничтожать просто за то, что им "посчастливилось" родиться евреями.
В рабы же будут назначены славянские народы. Под эту идеологию, конечно же, будет подведён "научный" фундамент. Начало ему будет положено французским графом Жозефом Артюром де Гобино́, впервые заявившем о неравноценности трех человеческих рас: белой, жёлтой и чёрной, а внутри них – подвидов, появившихся в результате расового смешения.
Жозеф Артюр де Гобино (14 июля 1816 — 13 октября 1882) — французский социальный философ, историк-ориенталист, писатель и дипломат. Считается одним из основоположников современной расистской идеологии

Высшее место по Гобино занимали т.н. "арийцы", т.е. белая раса, индоевропейцы. Славяне же, будучи в древности "арийским" народом, "вступили в разрушительное соседство с финнами" и "в результате большой пропорции жёлтой крови" стали пассивными, т.е. не слишком-то и воинственными.
Каким образом русские солдаты появились в Париже в 1815 г. граф, видимо, уже забыл. А может быть, наоборот, помнил и мстил русским, как мог.
"Славяне выполняли в Восточной Европе ту же функцию долгого и молчаливого, но неотвратимого влияния, какую в Азии взяли на себя семиты. Подобно последним, они создавали стоячее болото, в котором, после кратковременных побед, тонули все более развитые этнические группы", – писал Гобино.
Благодаря его трудам и трудам его последователей расистские идеи получили довольно широкое распространение как во Франции, так и в западноевропейской культуре в целом, включая заокеанский "филиал" западноевропейской цивилизации - США.

В Германии, благодаря деятельности общества "Ту́ле", расизм приобрёл свой законченный вариант и с 1933 г. стал государственной идеологией. Ещё в 1928 г. этнолог Герман Вирт издал книгу, в которой утверждал о существовании когда-то двух рас людей: интеллектуальной северной, т.е. "нордической" расы, говоря иначе, "гиперборейцев", и южной, звероподобной, якобы населявшей исчезнувший ныне континент Гондвана. Расовое смешение "гиперборейцев" с южной неполноценной расой было объявлено Виртом причиной всех социальных бед и явилось впоследствии "научным" обоснованием для проведения нацистами в жизнь политики расовой гигиены.

Никакой логики в выстраивании наций по ранжиру "чистоты крови" не было.
Так цыгане, выходцы из Индии и практически чистые индоевропейцы, были признаны недочеловеками наравне с евреями и подверглись тотальному уничтожению.
Французы считались выродившимися, испорченными негроидной расой и, как следствие, неполноценными (знал бы об этом Артюр де Гобино!). Отчего испорченных "жёлтой расой" славян нацисты вовсе исключили из списка "арийских", т.е. индоевропейских народов, до сих пор большая загадка. Видимо, исторические обиды немцев на русских повлияли.

Разобраться в противоречиях нацистской идеологии непросто и очень образованным людям. Что уж говорить о простых обывателях. Идеология нацизма тем и привлекательна для обывателя, что позволяет ему возвыситься над другими людьми, не прилагая к этому никаких усилий, в первую очередь умственных.
"Ты рождён господином", – убеждает обывателя нацист, и малообразованный, но алчный человек охотно верит в эту чушь. "По праву принадлежащие тебе блага украл у тебя сосед, убей его!", – призывает провокатор, а у обывателя наливаются кровью глаза и он готов и на роль судьи, и на роль исполнителя собственного приговора.
А когда столь легко убеждаемые люди собираются в толпу, глупость каждого отдельного индивидуума вырастает в геометрической прогрессии, и он вовсе теряет человеческий облик.

Показать полностью
79

Как во время блокады Ленинграда работал Кировский завод

Нужно понимать – блокада не была абсолютной, работала Ладожская переправа, по которой, под бомбёжками, сопряжённое с огромным риском для людей и техники, доставлялось сырье Кировскому заводу.
Свою основную продукцию –  танки, бронетехника, боеприпасы завод отправлял прямо в окопы защитникам города.

В годы Великой отечественной войны  основные мощности и многие специалисты Кировского завода были эвакуированы в Челябинск, где вместе с Челябинским тракторным заводом и ещё шестью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями образовали знаменитый «Танкоград» –  крупнейшее в годы войны производство танков, САУ, и другой бронетехники, а также боеприпасов.
В связи с этим 6 октября 1941 года «Танкограду» было присвоено официальное наименование «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске».

Часть мощностей и специалистов Кировского завода, а также заготовки тяжёлых танков КВ (Клим Ворошилов) остались в Ленинграде, и в течение всей блокады ленинградский Кировский завод, находившийся почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику, а также выпускал боеприпасы.
Рабочими-добровольцами Ленинградского Кировcкого завода в основном была укомплектована Восьмая танковая бригада.
За годы войны на территорию завода упало 4680 снарядов, 770 фугасных и зажигательных бомб, 139 человек было убито осколками бомб и снарядов, 788 получили ранения; более 2500 работников умерли от истощения.

Показать полностью
599

Основные отличия читающих и нечитающих людей

Отличий может быть несколько.

Настоящего читателя, любителя книги, мы узнаём по богатому лексикону, по чистой речи, по умению подобрать для аргументации точные слова. У людей, читающих мало или вовсе не читающих, аргументы обычно типичные, мысли выражены туманно, взгляды шаблонны, говорят они, будто куклы из телевизора. В сущности, не говорят, а повторяют за другими, потому как повторить мысль чужую много легче, нежели выразить свою. Своей зачастую просто нет.

При развитой зрительной памяти читающий человек приобретает очень хорошую грамотность, ошибки в тексте для него звучат диссонансом. При этом правила учить ему не нужно. Разумеется, речь идёт о человеке, читающем грамотные книги (сегодня немало книг издаётся скверно, книги содержат массу ошибок и опечаток).

У читающих людей развивается воображение.

Чтение художественной литературы влияет на стиль письма.

Как говорится: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты».

130

Почему Запад не поставил Россию под свой контроль во время разброда 90-х4

Когда случились печально известные события в Беловежье и Джордж Буш узнал об этом, он спросил у своего секретаря: «У кого в руках ядерный чемоданчик?». Ему ответили, что у Ельцина. То есть американцев интересовало больше не то как и почему развалился СССР, а у кого в руках находится оружие возмездия.

Думаю, что это самое оружие возмездия и спасло Россию от полной ликвидации и уничтожения либеральным миром. США боялись Россию даже в «святые» девяностые. Мало ли что взбредёт в голову пьяному Ельцину, а у него в руках ядерное оружие.

Они не могли напасть на нас открыто. Но они развалили Армию и надеялись, что Россия сама отдаст себя в руки Западу. Плюс естественное разложение советского наследия.
Планировалось к 2025 году полностью подчинить Россию своему влиянию.
Но тут пришёл Путин…

Отличная работа, все прочитано!