Серия «Тамплиеры»

52

Тамплиеры. Часть 3 : Великий магистр - великие реформы

Робер де Краон

Вторым Великим Магистром, возглавившим на 12 лет Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, стал Робер де Краон по прозвищу Бургундец (1136–1149).

Он не был столь же знатен, как лучшие люди Первого и Второго крестовых походов, будучи младшим сыном сеньора из региона Анжу. Краон — это замок на западе Франции.

Возможно, мы узнали бы о нём из другой истории, потому что он был обручён. Брак был сугубо деловым, как в основном случалось в Средние века. Но всё случилось как случилось: Робер де Краон разорвал помолвку и отправился в Святую землю, чтобы вступить в орден в 1120 - х годах

Это был не просто романтический порыв, а серьёзный социальный и имущественный шаг. Отказавшись от наследства и выгодного брака, он сознательно выбирал духовную карьеру, что было характерно для многих амбициозных младших сыновей знати.

Хронисты описывают его не как грозного воина (хотя в битвах он также участвовал), а как человека рассудительного, благочестивого, мудрого и красноречивого.

После смерти Гуго де Пейна в 1136 году новым Магистром всеобщим голосованием был выбран Робер. Заступив на должность, он стал наводить порядок, ужесточая соблюдение первоначального Устава 1129 года.

У некоторых из старой гвардии, ветеранов-основателей, возникли претензии, ибо они привыкли к более неформальной, братской атмосфере раннего сообщества. Да и новый Магистр считался новичком.

В 1137–38 гг. напряжение достигло пика. Недовольные апеллировали к королю Иерусалима Фульку как к светскому покровителю, пытаясь сместить Робера. Это был опасный прецедент — подчинение ордена светской власти, что могло иметь серьёзные последствия.

Робер проявил себя как блестящий стратег. Поняв, что решать проблему надо по-взрослому, он срочно уехал в Рим (1138–39 гг.). Его цель — получить от папы Иннокентия II такой документ, который разом подавит мятеж, утвердит его власть и сделает орден независимым. Как говорил один известный персонаж: «Окончательная бумажка. Фактическая. Настоящая! Броня».

Папская булла.

Так появилась булла «Omne Datum Optimum» («Всякий дар совершенный»). Она подтверждала существующий Устав и выводила орден из-под чьей-либо власти, кроме папской. Мятеж юридически лишился основы.

Тамплиеры получили право иметь своих священников и капелланов, которые подчинялись только магистру. Более того, разрешалось не платить церковную десятину и любые налоги, а также свободно собирать пожертвования. А это — ого-го!

Благодаря папским привилегиям и растущей репутации орден при Робере де Краоне стал стремительно богатеть. В Европе (особенно во Франции, Англии, Испании) знать щедро жертвовала ордену земли, замки и деньги. Начала формироваться сеть командорств — хозяйственных и финансовых центров, которые обеспечивали ресурсами фронт на Востоке. В Святой Земле тамплиеры получили ключевые крепости и усилили своё военное присутствие.

Реформы

В 1140-е годы началась активная работа по дополнению и детализации Латинского Устава, который был принят в Труа. Изменения были не одномоментны и будут происходить примерно до 1165 года. Но именно при Краоне были установлены следующие принципы:

- Генеральный капитул теперь был не просто собранием братьев, а высшим законодательным и судебным органом.
- Великий магистр имел абсолютную власть в духовных и светских делах ордена. Его решения, особенно на Генеральном капитуле, становились законом.
- Маршал стал главнокомандующим на поле боя, отвечающим за дисциплину, снаряжение, коней и планирование операций. Магистр оставался верховным руководителем, но Маршал был его оперативным заместителем в военных вопросах.
- Были уточнены обязанности Командора Иерусалимского как главного казначея и управляющего ресурсами ордена в Святой Земле.
- Появились детальные инструкции для знаменосца о том, как нести знамя («Босеан») в бою, поскольку вокруг него строился весь боевой порядок. Его потеря была величайшим позором.

Также ужесточились наказания за проступки, особенно за непослушание, потерю оружия или коня по небрежности. Вводились запреты на личные печати, излишки в одежде, индивидуальные замки на сундуках. Всё должно было быть общим и подотчётным.

Процедура вступления в орден стала более формализованной, с вопросами о прошлом кандидата и предупреждениями о тяжести предстоящей жизни. Кстати, о тяжести жизни: теперь гораздо жёстче контролировались запреты на мирские развлечения, охоту, соколиную ловлю, а также ограничения на разговоры, особенно с женщинами. Такие вот были радости жизни, не забалуешь.

Робер де Краон, будучи не самым знатным и не самым выдающимся воином, оказался великим организатором, стратегом и государственным мыслителем, который заложил фундамент для превращения Ордена тамплиеров из небольшого братства в мощную, независимую и богатейшую международную корпорацию духовно-рыцарского типа.

А на сегодня всё. Deus vult!

Показать полностью
26

Тамплиеры . Часть 2 : Опора и взлёт

«Похвала новому рыцарству» (De laude novae militae)

Бернард Клервоский — человек, которому тамплиеры обязаны многим. В прошлой части мы закончили на том, что благодаря его влиянию и поддержке на Соборе в Труа рыцари обрели легитимность. Но на этом поддержка не закончилась — это был только первый шаг в плане гениального пиар-менеджера Средневековья.

Наверное, если не в большей, то в равной степени на становление тамплиеров повлиял трактат Бернарда «Похвала новому рыцарству». Он был адресован храмовникам. Это не просто письмо поддержки, а идеологический манифест — оправдание и прославление монаха-рыцаря.

Бернард Клервоский противопоставил рыцарство мирское, которое служит ради тщеславия и жажды земной славы, сражается ради грабежа и богатства, украшает себя дорогими доспехами и одеждами, — рыцарству Божьему, которое служит из послушания и смирения ради Христа. Они сражаются не ради наживы, а для защиты паломников и христианских земель. Их доспехи просты и функциональны, а помыслы чисты. Путь мирского рыцарства ведет к гибели души, а рыцарства Божьего — к спасению.

Более того, данный трактат затрагивал очень важный вопрос: а может ли монах убивать? Бернард утверждал, что убийство врага-неверного — это не грех, а злодеяние во славу Христову. Убивая язычника, рыцарь не уничтожает человека, а истребляет зло и порок. Враг мог бы убить или осквернить святыню, а тамплиер, убивая его, совершает акт милосердия по отношению к христианам.

Этот мощный пропагандистский инструмент прославлял служение в Святой земле, привлекал в орден тамплиеров новых членов, а также пожертвования и земли от знати по всей Европе.

Если говорить о мотивах и выгодах Бернарда, то начать, наверное, нужно с понимания того, что это было за время. А оно было явно не простое и крайне религиозное. Религия была фундаментом, каркасом и смыслом. Святой Бернард был просто образцом веры, вдохновляющим лидером.

В его портфолио, помимо «Похвалы рыцарству», очень много писем, трактатов, проповедей. Просто вникните в названия:

1. «О ступенях смирения и гордости» — этот труд написан для монахов.
2. «О любви к Богу» — тут всё и так понятно.
3. «О благодати и свободной воле» — это вообще философия.
4. «О поучении папе» — это для папы Евгения III, который был учеником Бернарда, на секундочку!
5. «О поведении епископов и обязанностях священнослужителей» — тут тоже всё понятно.
...и так далее.

Если почитать его житие (правда, стоит помнить, что написал его близкий друг Бернарда, да и в целом такие труды содержат только хорошее), то становится понятно: он был аскетом и провел жизнь в строгости, не преследуя меркантильных интересов. Спасение душ, защита веры, создание нравственного идеала — вот к чему стремился святой Бернард Клервоский.

Материальные выгоды, которые тамплиеры приносили ордену цистерцианцев в целом, а вместе с этим и престиж — но это был скорее побочный эффект. Уважаемые доны, помогая рыцарям, заодно делали пожертвования и в аббатства.

Куй железо, пока горячо.

Благодатная почва идеологического фундамента стала давать обширные плоды. Гуго де Пейн со своими сподвижниками путешествовали по Европе, принимали новых членов и получали щедрые дары.

Король Англии Генрих I предоставил тамплиерам земли и привилегии. Их первая резиденция в Лондоне вскоре разовьется в Новый Храм. Церковь Темпла — одна из самых знаковых и исторически значимых достопримечательностей Лондона.

Значительных успехов удалось достичь в Арагоне. Король Альфонсо I Воитель не имел наследников и в 1134 году завещал все свое королевство трем военным орденам, включая тамплиеров. Это завещание вызвало политический кризис. Знать Арагона и Наварры отказалась признавать власть военных орденов. В результате:

· В Арагоне трон занял его брат Рамиро II Монах
· Наварра отделилась и избрала собственного короля, Гарсию Рамиреса Восстановителя

Ордена так и не получили верховную власть в королевствах, но в качестве компенсации им были пожалованы огромные владения, замки и привилегии, что значительно укрепило их влияние, особенно рыцарей Христа.
Про Францию и говорить нечего— на своей родине удача также им благоволила.

Пока Гуго был в Европе, его рыцари в Иерусалиме продолжали нести службу. Они начали обустраивать свою штаб-квартиру на Храмовой горе (в здании мечети Аль-Акса) и получать в дар первые замки, такие как Баграс (Гастин) на границе Антиохийского княжества.

Дипломатическая поездка продолжалась примерно с 1127 по 1135 год. На момент возвращения в Иерусалим, Гийом Тирский — авторитетный хронист того времени — описывает, что орден тамплиеров насчитывал около 300 рыцарей. Это очень значительная сила. Рыцари (полноправные братья) были элитой, тяжелой кавалерией, каждый из которых требовал значительных ресурсов для экипировки и содержания.

Общая численность была намного выше. На каждого рыцаря приходилось несколько сержантов, оруженосцев и других служащих братьев. В целом цифра только из полноправных членов (не считая светских наемников и рабов) могла достигать 1500-2000 человек.

Эти силы были распределены не только в Иерусалимском королевстве, но уже начинали размещаться в недавно образованных командорствах в Европе, которые поставляли ресурсы на Восток.

Магистр мертв, да здравствует Магистр.

К сожалению, Великий Магистр 24 мая 1136 года умер в Иерусалиме, ему было около 60 лет. Точное место его захоронения неизвестно — это могла быть Храмовая гора, Церковь Гроба Господня или же Часовня тамплиеров в Иерусалиме. Однако ни в одном из этих мест его могила не была идентифицирована. Существует версия, что его останки могли быть утеряны или уничтожены после захвата Иерусалима Саладином в 1187 году.

Гуго де Пейн успел завершить свою главную миссию: превратить небольшую группу энтузиастов в признанный и быстрорастущий духовно-рыцарский орден с прочной базой в Европе. Он умер в зените славы, оставив своему преемнику уже не "орден бедных рыцарей", а мощную и богатеющую организацию, которой было суждено стать легендой.

Deus vult!

Показать полностью
78

Тамплиеры . Часть 1 : Тягости и лишения

Кто ж не знает стариков-тамплиеров… Пожалуй, это самый известный в мире орден. Книги про них охотно пишут, фильмы снимают, игры делают.

Мне вот, если честно, в детстве все эти средневековые движения вообще были не интересны. Отличить доспехи XI века от XIII — да какая, блин, разница? Всё одно железо. Другое дело — Вторая мировая… Там автоматы, танки, авиация. Опять же, полководцы советские и сердцу близкие. Остается только найти палку покрасивее да представлять себя в пехоте против фашистов…

Но вот как-то раз вышла игра «Assassin's Creed», первая часть. Там ты играешь за политического наемного убийцу и, собственно, во времена крестовых походов вершишь свою кровавую жатву. Так вот, среди всех противников там можно было найти в закоулках локаций специальных, особо сильных врагов. Одеты они были примечательно: шлемы-горшки, белые котты, а на них — красные кресты. Собственно, это и были рыцари ордена тамплиеров. Такое вот было знакомство. В душу запали тамплиеры эти. Но это так, лирика… Пора начинать.

Одна лошадь на двоих

1119 год от Рождества Христова на дворе. Крестоносные государства созданы, Иерусалим — наш, и тысячи паломников из Европы спешат к святыням. Однако, как мы знаем, дороги были далеко не безопасны. Банды разбойников и мусульманские войска постоянно доставляли неудобства.

К иерусалимскому королю Балдуину II пришел рыцарь по имени Гуго де Пейн. Пришел он не один, а с товарищами, среди которых были Готфрид де Сент-Омер, Андре де Монбар, Пайен де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аман, Жофруа Бизо и еще два рыцаря — возможно, это были Ролан и Гондомар.

Балдуин спросил: «Чего вам нужно?» Гуго де Пейн сказал что-то вроде: «Хотим служить миру христианскому, защищать паломников на пути в Иерусалим и потому готовы дать обет перед Богом и посвятить свои жизни этой цели». Королю данная затея понравилась. Проблема была конкретная, а тут группа опытных рыцарей предлагала свои услуги безвозмездно. «Чего же вам нужно?» — спросил Балдуин. И рыцари ответили: «Нам бы крышу над головой, желательно в бывшей мечети Аль-Акса», которая ассоциировалась с Храмом Соломона, от чего, собственно, и пошло название «тамплиер» — «тампль» в переводе с французского «храм», а рыцарь стал «храмовником».

Таким образом, король Иерусалима получил элитное подразделение для решения логистических проблем, практически не потратив на это ни гроша. Сам того не ведая, предоставил плацдарм для создания одной из величайших организаций в истории — «Нищих рыцарей Христа и Храма Соломона». Это была сделка, изменившая мир.

Кем же был Гуго де Пейн?

О его происхождении мы знаем крайне мало. Известно, что он был вассалом графа Шампанского — могущественнейшего сеньора Франции. Если бы Пейн был знатным бароном, об этом могли сохраниться упоминания в хартиях — документах о дарении земель, упоминания о его родителях, например. Но такового, по крайней мере на сегодняшний день, не найдено. Так что Гуго, вероятно, был не очень знатным. А вот «де Пейн» — это не часть его фамилии, а скорее всего топонимическое прозвище. Деревня Пейн существует до сих пор в регионе Шампань, в 10 км от города Труа.

Первые годы службы тамплиеры оправдывали звание «бедных рыцарей» полностью. Постоянные источники дохода отсутствовали: ни богатых покровителей в Европе, ни земельных владений. Только лишь случайные пожертвования от спасенных паломников да скудная поддержка Балдуина II. Их знаменитая печать изображала двух рыцарей на одной лошади, что соответствовало действительности — содержать боевого коня было невероятно дорого. Да и в целом их снаряжение, в отличие от знатных рыцарей, не выделялось богатством украшения. Оно было простым и состояло только из самого необходимого, зачастую трофейного или подаренного. Тамплиеры носили простую, часто поношенную одежду, а рацион был скудным и мало отличался от монашеского.

Бедность храмовников состояла не только в их образе жизни, но и в людских ресурсах. Конечно, их фактическая численность превышала 9 человек — ведь надо учитывать помимо самих рыцарей их оруженосцев и помощников. За пределами Иерусалимского королевства их, в общем-то, и не знали, так что новые бойцы редко укрепляли состав. О них не писали в хрониках — это была маленькая группа энтузиастов.

Первые 10 лет они действовали без официального церковного устава. Их правила основывались на личном авторитете Гуго де Пейна и устной договоренности, а подчинялись они королю Иерусалима и патриарху.

Наверное, они могли бы разбогатеть и жить на более широкую ногу, но не все так просто. Аскетизм — это был не недостаток, а часть идеологического бренда. Называя себя бедными, они подчеркивали свое следование идеалу апостолов и самого Христа. Это было доказательством их духовной чистоты и бескорыстности. Тамплиеры противопоставляли себя жадным и алчным баронам, для которых Крестовый поход был способом обогащения.

Как и все люди, Гуго де Пейн задумывался о наследии своей миссии. Ведь дело — богоугодное, а годы идут. Что будет, когда они погибнут или станут немощными? Чтобы дело жило, надо привлекать новых единомышленников, обеспечивать преемственность, а для этого нужно признание. Также неплохо было бы подчиняться непосредственно Папе Римскому. Ведь у нынешнего короля они в фаворе, а следующий… ну, вот каким он будет? Вдруг новый король распустит их, отберет жилье или станет использовать в своих корыстных целях? А вот если начальником будет Папа, то они станут независимой, наднациональной силой.

Тамплиерам хотелось вносить больший вклад в свою миссию, а для этого нужны ресурсы: лошади, доспехи, продовольствие, замки, люди. Добровольных пожертвований от паломников на это не хватало. Общественное и церковное признание было необходимо еще и потому, что любая группа вооруженных людей без официального статуса могла быть объявлена бандитами или еретиками. Так как же это сделать?

Союзник, изменивший всё

Среди 9 рыцарей-основателей был Андре де Монбар. Он, в свою очередь, приходился дядей одному очень примечательному человеку, которого звали Бернар Клервоский. Он-то и сыграет огромную роль в признании храмовников Церковью.

К 1128 году Бернар Клервоский был одной из самых влиятельных фигур в Западной Европе. С 1113 года он состоял в ордене цистерцианцев (монахи там были очень суровы и аскетичны). Спустя всего 2 года он уже основал и возглавил собственный монастырь в Клерво. Его слава как пламенного проповедника и святого человека росла с невероятной скоростью. В дальнейшем он лично примет участие в основании еще 68 монастырей, а его ученики по всей Европе создадут сеть единомышленников. К его мнению прислушивались короли и папы. Авторитет — огромный. Не человек, а глыба.

В начале 1128 года Гуго де Пейн и Андре де Монбар в ходе поездки прибыли в Шампань ко двору своего старого сеньора. Это очень важно, ведь аббатство Клерво тоже располагалось в Шампани. Бернар Клервоский встретил своего дядю, который представил ему Гуго де Пейна, и они поговорили. О тамплиерах Бернар уже на тот момент знал. Встретившись лично, он смог еще раз убедиться в чистых помыслах и искреннем желании вершить богоугодные дела. Влиятельный и талантливый аббат обещает оказать полное содействие и поддержку.

Получив благословение, Гуго и его спутники отправились дальше в путешествие. Они посетили Фландрию, Шампань, Анжу, Мэн, а также Англию и Нормандию. Обласканные самим Бернаром, теперь их встречали не как просителей, а как героев. Короли и бароны одаривали их землями и пожертвованиями. Граф Фульк V Анжуйский был так впечатлен, что лично вступил в орден (правда, ненадолго).

Пока все это происходило, Бернар Клервоский без дела не сидел. Он полностью продумал стратегию и начал действовать. Он использовал свое влияние, продвигая «бедных рыцаей», и убедил папского легата во Франции, кардинала Матвея Альбанского, созвать собор.

Собор в Труа: официальное рождение ордена

В январе 1129 года в городе Труа состоялся не вселенский, а провинциальный церковный собор, на котором присутствовали самые влиятельные люди северной Франции.

Центральным событием стала личная речь Гуго де Пейна перед собравшимися. Он, простой рыцарь, закаленный в боях, рассказал о том, что миссией ордена является защита паломников на дорогах Святой Земли. Также он поведал, что тамплиеры живут в бедности, целомудрии, послушании, а также об их правилах и нуждах. Его искренность произвела впечатление на публику.

Со всех сторон задавались вопросы о деталях служения и устава. Бернар Клервоский активно принимал участие в обсуждениях и разъяснял необходимость подобных людей. Благодаря его авторитету, собор без сомнений одобрил создание ордена.

Основные положения Устава, утвержденного в Труа, включали в себя:

· Монашеские обеты: рыцари давали обет бедности, целомудрия и послушания.
· Строгий распорядок дня: были установлены часы для молитв, приемов пищи, тренировок и несения службы.
· Иерархия: во главе ордена должен был стоять Великий Магистр, которого выбирали из рядов братьев.
· Одежда: тамплиеры должны были носить простую и практичную одежду.
· Дисциплина: за провинности следовали строгие наказания, вплоть до изгнания из ордена.

Собор не только утвердил устав, но и призвал всех присутствующих поддерживать новый орден землями, деньгами и новыми бойцами. Этот призыв, разнесшийся по всей Европе, открыл для тамплиеров поток ресурсов.

Таким образом, жизнь «нищих рыцарей Христа» заиграла новыми красками. Но об этом мы поговорим в следующий раз.Deus vult!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!