Серия «Котомка странноватого скитальца»

9

Три фолк-хоррора от безвременно почившего издательства «КомФедерация»

Издательство «КомФедерация» за время своего существования поспособствовало появлению на бумаге огромного количества альтернативных комиксов. Трём из них, тем или иным образом связанным с любимым мной тёмным жанром, и посвящена данная статья.

41 ночь

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Похоже на:

  • «Новая дочь» (рассказ), Джон Коннолли

  • серию «Баек из склепа»

У Альберта было всё, о чём можно только мечтать: спокойная жизнь, большой загородный дом, любимая жена и обожаемый маленький сын. Как говорят в народе: «Не жизнь, а самая настоящая сказка». Но у любой сказки есть тёмная сторона. Однажды ночью прямо из уютной детской кроватки пропадает ребёнок…
Объятый паникой, отец тотчас бросается на поиски сына – Альберт уверен, что младенец был похищен ночным чудовищем с горящими жёлтыми глазами. Но словам мужчины не верит никто: ни следователи, ни психолог, ни даже родная жена. В поисках сына Альберт остаётся наедине с самим собой…
И вскоре ему предстоит сделать страшное открытие.

Утверждение в аннотации гласит, что это работа «в лучших традициях Нила Геймана и Майка Миньолы». Справедливо ли данное утверждение? Как по мне, то вполне.

Сценаристу Егору Прутову и художнику Роману Орлову удалось создать самобытную работу, не паразитирующую на классических фольклорных элементах, а выворачивающую их наизнанку, создавая тем самым оригинальную и захватывающую историю. Если бы не одно «НО», история была бы просто идеальной. Но даже несмотря на это самое «НО», это лучшая история в этой подборке.

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Егор Прутов, который впоследствии вместе с Кириллом Кутузовым поработал над историей для антологии «Batman: The World», написал затягивающий мистический триллер с элементами детектива, который цепляет и не отпускает вплоть до финальных страниц. Рисунок же Романа Орлова, для которого «41 ночь» является первым крупным опытом в сфере комикс-индустрии, так идеально дополняет текст, что диву даешься, не братья ли они близнецы, настолько совпадает их видение истории.

Мне очень нравятся тёмное фэнтези, сказки, фольклор, поэтому я не раздумывая взялся за эту историю.

Роман Орлов, в послесловии к комиксу «41 ночь»

Казалось бы история с похищением ребёнка банальна и предсказуема, но авторы смогли выжать из этого концепта максимум. Из известных и набивших оскомину фольклорных элементов, авторы, подобно Майку Миньоле в его «Хеллбое», собрали абсолютно новую мрачную и пугающую, но при этом полную драмы историю, граничащую с трагедией.

В итоге у нас получилась вечерняя серия из хоррор-антологии. Тёмный рассказ от моих любимых авторов, который они почему-то не написали.

Егор Прутов, в послесловии к комиксу «41 ночь»

И всё бы хорошо. Отличный рисунок (особенно образы троллей). Прекрасная история, которая не только пугает своей мрачностью, интригует детективной составляющей, но и заставляет прочувствовать всю боль родителей, потерявших единственного ребёнка. При этом авторам, за казалось бы короткий промежуток времени, удаётся раскрыть как чувства и переживания Альберта (главного героя истории), так и его жены. И они кардинально различаются.

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Но в этой истории есть один элемент, который начисто ломает мотивацию героя и логику всего происходящего. Это «НО» я скрою под спойлером. Это важный сюжетный твист, так что решай сам, уважаемый читатель, надо ли оно тебе.

Кто-то, простите, трахнул жену ГГ в подворотне, она забеременела, а он думает, что это его ребёнок. Это странно. Ну либо он просто ушёл в отрицание.

А так строго рекомендую. Одна из лучших прочитанных мной за последнее время историй. Наряду с «Костёнками» от Дениса Оптимисстера и Ко и «Бычим Цепнем» от Владислава Погадаева и Евгении Чащиной (о них в следующий раз поговорим).

Огни в лесу

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Похоже на:

  • как и указано на обложке на песни «Короля и шута»

  • второстепенный квест из «The Witcher 3: Wild Hunt»

Не похоже на:

  • указанные на обложке «Твин Пикс» и работы Майка Миньолы

В загадочной деревне в Тульской губернии при крайне таинственных обстоятельствах стали пропадать люди. И вот, специальная структура ПТГ отправляет на расследование двух агентов, которым по-хорошему разобраться бы сначала со своими собственными демонами. Что это: проделки местного серийного убийцы, череда несчастных случаев, или же здесь имеют место быть потусторонние силы?

«Огни в лесу» первая крупная работа тульского комиксиста Алексея Хромогина. И работа, по большому счёту, удачная.

Есть некая организация под названием ПТГ и она расследуют некие загадочные дела. Есть некая альтернативная ветка истории. И некая альтернативная Тульская губерния. В эту губернию, а точнее в некую деревушку Краснолесье в её глуши, и направляются два детектива с целью разобраться с проблемами местных жителей. У одного как положено в прошлом семейная трагедия, у второго по всей видимости тоже.

Фото комикса «Огни в лесу»

Фото комикса «Огни в лесу»

Завязка у комикса довольно интригующая, хоть и не оригинальная, как собственно и вся история. Что-то подобное ты, мой любимый читатель, уже точно где-то видел. Не жди неожиданных сюжетных поворотов и внезапных твистов. Это прямолинейная история, планомерно движущаяся к закономерному финалу. Но это не плохо. Рассказана и нарисована она замечательно.

Пусть, читатель, ты вероятнее всего предскажешь все сюжетные тропы, но наблюдать за происходящим тебе всё равно будет интересно. А всё благодаря неплохо оформленным флешбэкам, разговорам одного из героев с некой Агатой а-ля Дайаной из «Твин Пикса» и дневниковым записям некоего путешественника. Пусть это всё не так уж и изобретательно, но на атмосферу и погружение работает отлично. Но это не работало бы без грамотной постановки кадра. Рисунок в комиксе, пусть и местами простоват, но весьма кинематографичен. Герои как основные, так и второстепенные наделены своими отличительными чертами.

Фото комикса «Огни в лесу»

Фото комикса «Огни в лесу»

Отдельно хочется выделить образ Духа Леса. Выглядит он пугающе и угрожающе, плюс ко всему наделён некими способностями, превращающими его из обычного стража леса в некое подобие извращённого духа мщения, у которого есть свои моральные принципы и взгляды. И да, над его образом автор явно постарался лучше, чем Аскольд Акишин над образом лешего для комикса «Чёрная книга. Сказ о знаткости Егорьевой».

Фото комикса «Огни в лесу»

Фото комикса «Огни в лесу»

По итогу крепкая, но не оригинальная история, которая тем не менее доставляет удовольствие при прочтении.

Форма или содержание — это, конечно, вкусовщина, каждому своё, но себя я убедил, что я, скорее, за содержание. Мне очень тяжело читать плохие истории с хорошим рисунком, я в таких случаях всегда жалею, что этот рисунок не достался кому-то с по-настоящему хорошими историями. Такие комиксы — это как коробка конфет: смотришь на красивую коробку от «Ферреро Роше», а внутри тебя ждёт «Птичье Молоко».

Алексей Хромогин, в интервью платформе «2x2.Медиа»

Тут хочется поспорить с автором. Откуда такая предвзятость к «Птичьему Молоку». Это что вообще такое?

Ну а комикс норм.

P.S.: Ну и хотелось бы побольше узнать о ПТГ. А то тех крох информации об организации, что мы получаем, явно недостаточно. Хочется большего. С удовольствием бы почитал комикс-альманах об этой организации.

Дрязготня и склоки

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Это история о том, как ребёнок осознаёт, что в этом мире существует смерть.

Урюрюк

Похоже на:

  • «Крутилы» Фарелл Далримпл

  • «Тело» (повесть), Стивен Кинг

Урюрюк – это не имя автора или псевдоним, а название целого мира, в котором линии туши растут как ветки деревьев, сплетаясь в причудливых харизматичных персонажей. Немногое можно сказать об этом мире в силу его самобытности, которая переворачивает все стандарты. Здесь страшные мерзкие существа светятся от искренней детской радости, становясь милее любой напыщенной феи, а маленький ребенок в своем суровом взгляде обнажает не по годам зрелую горечь сочувствия. Ну а загадочная история о потере носков отражает трагическую судьбу целого народа, который несмотря на все лишения не перестает верить. Однако этих слов недостаточно, чтобы раскрыть всю мощь таланта художницы, которая своей кистью вдыхает жизнь в персонажей и дает им приют на страницах своих комиксов.

Комикс красноярской художницы Яны «Урюрюк» Веремьевой – довольно сложная для восприятия история, но только при первом знакомстве.

Нечто подобное я испытывал при прочтении комикса «Крутилы», также истории про детей не для детей. Но если «Крутил» я так до конца и не осмыслил, то посылы заложенные в «Дрязготне и склоках», как мне кажется, считал.

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Что же кроется за названием комикса?

Поделён он на две истории. Первая «без названия» рассказывает о мальчике, у которого кто-то крадёт носки. Родители естественно не верят ему, тогда он решает поймать воришек на живца и оказывается в обиталище троллей (здесь это не классические тролли, а некая помесь фей и гоблинов, бесформенные миниатюрные создания с внешностью гоблинов и крыльями фей). В этой обители он осознаёт, кто, зачем и для чего крадёт его носки. Тут же он узнаёт, что такое Смерть. С этим опытом он и возвращается к своим родителям. Эту историю я рассматриваю как дрязготню, т.к. на фоне всего происходящего все члены семьи забывают о мелких неурядицах, тех самых дрязгах, и хочется надеяться ещё больше сближаются друг с другом.

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

Склоки же мы видим во второй истории. Так как склоки – это что-то гораздо более серьёзное, чем дрязготня. История «Братская любовь» лишена слов. Но и без них всё понятно. Она является абсолютной противоположностью первой истории и показывает, как из-за простого недопонимания разгораются настолько сильные конфликты, что конструктивного их разрешения достичь практически невозможно.

Если же без спойлеров рассказывать о чём это история, то она о том, как несчастного тролля изгоняют из родного дома, он всеми силами хочет туда вернутся, но сталкивается с колоссальных размеров недопониманием.

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

источник: ВКонтакте: КомФедерация || издательство комиксов

К самим историям у меня претензий нет. Но в отношении рисунка возникают те же вопросы, что и к работе Евгении Чащиной в комиксе «Бычий Цепень». Не всегда ясно, что происходит на странице.

Важно донести до человека, который это читает, то как развивается мысль и то, что ты хочешь сказать.

Яна Урюрюк, в интервью Телевидению СФУ

Например вторую историю я смог по достоинству оценить только после прочтения допматериалов, что в некоторой степени обесценивает приведённое выше высказывание.

В остальном замечательная, затрагивающая важные темы, работа, но к сожалению обделённая вниманием.

Не поленись, найди и прочти.

***

Спасибо, что дочитал(а) до конца. Впереди нас ждёт ещё уйма интересных историй.

В следующий раз познакомимся с тремя хоррор-комиксами, события которых происходят в российской глубинке.

Тут статьи из цикла о Зловещей Мембране:

Некрополис: первая ласточка Вселенной Зловещей Мембраны

Псы. Galaxy Gang: До Мутагена и Моби Би были они

Остров Маньяков: Дань уважения золотой эпохе слэшеров

А тут про малоизвестные отечественные хоррор-комиксы:

Хоррор-комиксы о которых я узнал благодаря Epic Con Russia: Пугало, Дверь, Красная охотничья накидка

Жатва: история, у которой не будет финала

Также кой-чего корябаю в телеге и ВК.

Показать полностью 11
17

Три страшные истории от Аскольда Акишина

Пионеры. Лавкрафт. Маньяки.

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

Уйду от банального вступления в духе «вот он – живой классик», «думаю, вы хоть раз о нём слышали», «в представлении не нуждается» и иже с ними.

Камон, ребят, Аскольд Акишин.

Пионерская правда. Horror

источник: ВКонтакте: Книжный клуб 451F | Книги | Фильмы | Музыка

источник: ВКонтакте: Книжный клуб 451F | Книги | Фильмы | Музыка

Похоже на:

  • «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы» (повесть), Эдуард Успенский

  • Те самые стишки-страшилки, a.k.a. садистские стишки

  • «Ведьма с железной шеей» (страшная история из печатной версии журнала «Ералаш»)

  • «Синий фонарь» (рассказ), Виктор Пелевин

Достойные наследники:

Первая работа Аскольда Акишина с которой я познакомился. Комикс является своеобразной энциклопедий отечественного хоррора и за свой небольшой объём успевает затронуть основные его аспекты: от мистических рассказов эпохи романтизма и мрачных стихов А.С. Пушкина до садистских стишков и историй про красную руку и гроб на колёсиках. Но на этом он не останавливается и знакомит нас с, можно сказать, андеграундом отечественного хоррора – с рассказом из журнала «Оракул».

А? Как вам такое?

Итак...

1977 год. Пионерский лагерь «Солнечный». Мальчишки и девчонки после отбоя рассказывают друг другу страшные и, разумеется, правдивые истории.

источник: ВКонтакте: Книжный клуб 451F | Книги | Фильмы | Музыка

Здесь есть всё: пришельцы, роботы, индейцы, маньяки, упыри, ведьмы, таинственные учёные, зловещая чёрная пластинки АЦ/ДЦ и чёрные же автобусы. Ну, в общем, вы поняли, весь цвет детских страхов. Но что действительно восхищает – это то как автору удалось передать эмоции и элементы речи юных пионеров, то как удалось показать особенности восприятия окружающего, часто враждебного и опасного, мира детьми 9-13 лет. Читаешь и буквально погружаешься в детство. И самое главное – веришь. Веришь безоговорочно. Пусть я и родился не в 70-х и 80-х годах прошлого века, а уже под конец 90-х, но с упоением слушал похожие страшные истории от родителей, заучивал те самые садистские стишки, верил историям одноклассницы, – она единственная в классе на лето уезжала в лагерь – о том как она с ребятами вызывала пиковую даму и последняя потом за ними гонялась, или как они вызывали матерного гномика, и кого-то он даже душил.

С тем же упоением я читал «Красную руку, чёрную простыню, зелёные пальцы» Эдуарда Успенского. Повесть, объединившую в себе все основные детские страшилки, да ещё и в единой истории.

И где-то в то же время я впервые прочёл сей комикс. Тогда он не произвёл на меня большого впечатления, я уже был перенасыщен «детскими страшилками» и немного к ним охладел. Я как раз начал увлекаться работами Короля Ужасов, ушёл в них с головой и не понял всей глубины и важности этого сборника.

источник: ВКонтакте: Книжный клуб 451F | Книги | Фильмы | Музыка

Но сейчас, перечитывая его в сознательном возрасте, я могу с уверенностью сказать, что это один из моих любимых отечественных комиксов. Он берёт всё лучшее от того, что я когда-то любил, от того, что меня когда-то пугало, смешивает и в результате дарит путеводитель по миру детских страхов, который местами вызывает улыбку, а порой пугает до дрожи. При этом не перебарщивая ни с тем, ни с другим.

Тут есть и действительно жестокие истории, и истории переполненные чёрным юмором, и истории с драматическим финалом, но если я вас ещё не убедил, то вот он – мой козырь. В сборнике есть история про бабку, которая торгует пирожками из человечинки.

Эталонный сборник.

Храм, город, сны Говарда Ф. Лавкрафта

источник: ВКонтакте: Издательство Alt Graph

источник: ВКонтакте: Издательство Alt Graph

Похоже на:

  • работы Лавкрафта

  • «Последнее пиршество Арлекина» (рассказ), Томас Лиготти

Не буду оригинальным, если скажу, что произведения Лавкрафта довольно трудно переносить из книг на страницы комиксов. Легко потерять ту самую атмосферу лавкрафтианских ужасов, основа которых страх перед неведомым – чем-то невероятным и непостижимым. И правда, как изобразить тех неведомых существ, находящихся за гранью человеческого восприятия, тех порождённых больным воображением созданий один взгляд на которых лишает рассудка?

Но Аскольду Акишину эта задача всё же оказалась по плечу. Не ставя перед собой цели дотошно пересказать истории Лавкрафта, он смог отлично передать их содержание и атмосферу.

Свернув с пути прямой адаптации Аскольд Акишин создал самостоятельную историю. Взяв лучшие элементы из рассказов «Храм», «Тварь в лунном свете», «Изгой» и повести «Хребты безумия» и объединив их сквозным сюжетом, он собрал целостную историю, каждая из глав которой постепенно, будто частица мозаики, формирует логичный финал.

источник: ВКонтакте: Издательство Alt Graph

источник: ВКонтакте: Издательство Alt Graph

Казалось бы мало чем связанные истории Лавкрафта, в работе Аскольда Акишина сплетаются в единое полотно. Так, ту самую рукопись Карла Генриха графа фон Альтберг-Эренштайна, командира затонувшей субмарины «UB-4», находит наш главный герой, именуемый Прином. Он же является участником группы, отправившейся на поиски пропавшей экспедиции Лейка из оригинальных «Хребтов». И он же никак не может вырваться из паутины сна? безумия? некоего посмертного существования?

источник: ВКонтакте: Издательство Alt Graph

Первая глава «Храм» – это практически дословный пересказ оригинального рассказа Лавкрафта, за исключением того, что к повествованию подключается упомянутый выше Прин.

Вторая глава «Город» – это уже адаптация «Хребтов безумия». Тут Акишин не стал жалеть оригинал и довольно сильно переработал его. Но это пошло истории только на пользу. В двадцати страницах рисованной истории он сумел уместить тот липкий страх перед неведомыми событиями и порождениями прошлого, что дают о себе знать в настоящем.

Завершающая историю глава «Сны» объединяет как рассказы «Изгой» и «Тварь в лунном свете», так и все части работы в единое целое. Автор даёт нам подсказки на то, что же могло произойти с главным героем, а также на возможную последовательность происходящих с ним событий. Но конечные выводы нам придётся делать самим. Однозначной трактовки у истории нет.

Уже несколько дней у меня в голове далёким эхом разносятся и заставляют сомневаться в объективной реальности полные отчаяния и грусти слова Прина: «Боже, когда я проснусь?».

Уважительная, но не щадящая первоисточник адаптация.

Бег с препятствиями (история из сборника «Остров Маньяков»)

Похоже на:

  • «Гоетия. И не расстанемся мы более»

  • «Мементо», реж. Кристофер Нолан

«Остров Маньяков» – это комикс, включающий в себя три косвенно связанные между собой истории, а также – это вторая крупная работа издательства Vicious Membrane. «Бег с препятствиями» – завершающая история сборника.

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

В этой истории Аскольд Акишин выступил только как художник, за сценарий же отвечал автор «Псов», «Моби Би» и множества других необычных историй – Даниил Ветлужских.

Признаться честно, я не до конца смог понять финал истории. У меня сложилось несколько трактовок происходящего. Но показатель ли это хорошей истории? Скорее да, чем нет. Повествование держит в напряжении. События сменяют одно другое, как в калейдоскопе. Всё это подводит нас к закономерному, но туманному финалу.

Главный герой на протяжении истории пытается спастись от загадочного маньяка в маске. Он бежит, бежит и бежит, лишь изредка давая себе шанс на передышку. Но есть одна странность (да, помимо того, что за нашим героем маньяк следует по пятам), остров полон и другими маньяками, но они будто и вовсе не замечают нашего героя. Вот и думайте?

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

источник: ВКонтакте: ветл ком || ПСЫ || МОБИ БИ || МИРОТВОРЦЫ

Но не только пробежками богат комикс, есть тут и «чуть ожидаемый почти неожиданный поворот», а следом за ним и ещё один. Но странно, что при всей своей предсказуемости история всё же приносит удовольствие. Мне было действительно интересно узнать, кто и почему преследует главного героя. И чем же в конце концов закончится эта погоня.

Немалую роль в этом сыграл рисунок. Аскольд Акишин вновь доказывает, что ему подвластны, если не все доступные жанры, то многие. Детские страшилки, лавкрафтианский ужас и вот теперь классический мясной слэшер. Акишину отлично удались образы маньяков. Сцены же преследования насыщены динамикой, что отлично работает на погружение, будто сидишь в кинозале на лучших местах, чувствуя себя чуть ли не участником событий.

Дуэт сценариста Даниила Ветлужских и художника Аскольда Акишина подарил нам пусть и не самый лучший образчик жанра ужасов, но точно один из лучших отечественных слэшеров. А их у нас и так немного. На ум приходят лишь титульный «Остров маньяков», относительно недавно выпущенные «Костёнки» от Дениса Оптимисстера и Ко, «Гоетия. И не расстанемся мы более» от сценаристов Дмитрия Елецкого и Алексея Герасимова и художника Дмитрия Осипенко.

7 убивцев из 10.

P.S.: Не могу не упомянуть Павла «PAL» Шуляка и Дмитрия Рогова. Первый отвечал за покрас «Бега с препятствиями», второй за «Храм, город, сны». Мрачность и атмосферность работ во многом и их заслуга.

Спасибо, что дочитали до конца. Впереди нас ждёт ещё уйма интересных историй.

В следующий раз мы с вами познакомимся с тремя фолк-хоррорами от уже несуществующего издательства «КомФедерация». Какими? Пока не скажу.

Тут статьи из цикла о Зловещей Мембране:

Некрополис: первая ласточка Вселенной Зловещей Мембраны

Псы. Galaxy Gang: До Мутагена и Моби Би были они

А тут про малоизвестные отечественные хоррор-комиксы:

Хоррор-комиксы о которых я узнал благодаря Epic Con Russia: Пугало, Дверь, Красная охотничья накидка

Жатва: история, у которой не будет финала

Также кой-чего корябаю в телеге и ВК.

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!