9

Ответ на пост «Русская смекалка: Фанерные квадрокоптеры камикадзе»

Фанера ламинирования, водоустойчивая, стоит несколько дороже обычной фанеры. Я делал детали, площадки для крепления оборудования под открытом небом, и за 3-4 года не наблюдал чтобы фанера начала распухать, хотя торцы были открыты и через них постепенно проникала вода. В России порядка 50 заводов по производству фанеры, правда не все производят ламинированную. Деталь более толстая, значит жёсткость не хуже чем у карбона, правда аэродинамика несколько хуже, но это не критично, дрон с зарядом летит не сильно быстро.

"Ко второй половине 2024 года ситуация с производством квадрокоптеров-камикадзе стабилизировалась. В России появились крупные поставщики с большими бюджетами, которые наводнили фронт десятками тысяч ударных дронов. Потребность в «фанерном костыле» отпала."

Я так понял пилить на дешёвой фанере не так выгодно, да и кетайсы с друзьями занесли кому надо. Карбон может по суме факторов лучше фанеры, например конструкция более тонка и аэродинамика на высоких скоростях лучше, когда летишь под сотню, это уже сказывается. Но для одноразовых не самых быстрых дронов, всё же экономически выгодно. Но РОСПИЛ! (с)

И все же фанера используется например в Молния-2.

Потребность в дронах высокая, дронами можно сбивать бабаягу пехотными-дроноводами и за дёшево!

82

Ответ на пост «Русская смекалка: Фанерные квадрокоптеры камикадзе»

У меня в 90х был конструктор такой, выпили сам и собери самолёт. Листы фанерки шли с рисунком где пилить, калька для обтягивания крыльев, лист жести для изготовления бензобака, трубки и самое крутое- бензиновый моторчик с пропеллером! (Но его в комплкте небыло, родители сказали что докупят как соберу самолёт). Почти собрал, но обосрался на сгибании и проклейке бензобака и забросил это дело. Но пилить лобзиком фанерку это охуительно! Молодцы, парни, всё новое- это не забытое старое!

3085

Русская смекалка: Фанерные квадрокоптеры камикадзе

Никто не верил что они полетят. Вопреки хейтерам удалось импортозаместить карбоновые рамы дронов дешёвой фанерой.

Никто не верил что они полетят. Вопреки хейтерам удалось импортозаместить карбоновые рамы дронов дешёвой фанерой.

К началу 2023 года стало очевидно, что дроны, особенно дроны-камикадзе, выходят в на одну из главных ролей в современной войне. FPV-тематика, ранее интересная лишь узкому кругу энтузиастов, оказалась в центре внимания. В России резко появилась острая нехватка инфраструктуры, квалифицированных специалистов, производителей дронов и комплектующих, как и самих пилотов. В этой критической ситуации, когда потребность в дронах была немедленной, а необходимых ресурсов у солдат на фронте практически не было, возникло общенародное волонтёрское научно-техническое движение. Эти энтузиасты, инженеры и программисты оперативно взяли на себя роль учебных центров для пилотов, сборочных предприятий и конструкторских бюро, в гаражах, на предприятиях после смены и просто у себя дома энтузиасты начали разрабатывать и собирать сами дроны, РЭБ, системы сброса и даже электронные компоненты.

Вес рамы аналогичен карбоновой, жесткость не уступает.

Вес рамы аналогичен карбоновой, жесткость не уступает.

Одним из таких спонтанно образовавшихся волонтёрских объединений стало КБ70 из Томска, состоящее из промышленного дизайнера Алексея Кремлёва и инженера-тест-пилота Андрея Кузнецова. Говорить о чёткой структуре в волонтёрской среде сложно – она подобна течению и постоянно меняется, имея огромное количество горизонтальных связей по всей стране. В проекте участвовали самые разные люди: инженеры, ученые, другие волонтёрские объединения, такие как «Так точно! 70» или «Одеяло 70», а также ветераны томских и северских спецподразделений.

При острой нехватке комплектующих для сборки дронов, которые на начальном этапе приходилось заказывать в частном порядке, в розницу с китайских маркетплейсов, ребята из КБ70 решили решить проблему дорогостоящих карбоновых рам, вокруг которых собирается сам квадрокоптер. Задача была чётко определена: «Массово, быстро и дёшево производить рамы для сборки беспилотников».

Разведчики - диверсанты готовятся кошмарить врага в тылу.

Разведчики - диверсанты готовятся кошмарить врага в тылу.

Выбор конструкции и материала

К тому времени существовало два основных способа изготовления рам, схожих с подходами в автомобилестроении: рамная конструкция, вырезаемая из листового материала, и объёмный несущий кузов, как у дронов типа «Mavic». Поскольку изготовление объёмных пластиковых деталей было посильно только крупным предприятиям с большими инвестициями, было решено остановиться на более простом и дешёвом способе – раме из листового материала. Вариант изготовления матриц для композитных корпусов на основе эпоксидных смол и волокнистых наполнителей также был рассмотрен, но отброшен как технологически сложный и долгий.

Функционал фанерной рамы.

Функционал фанерной рамы.

Следующим этапом исследования стал поиск доступных листовых материалов для дешёвого и быстрого производства рам. Углепластики оказались слишком дорогими и сложными как в производстве, так и в закупке готовых листов. Стеклотекстолит марки СТЭФ можно приобрести в виде листов, но его транспортировка в Томск с Урала, где он производится, означала бы сложную логистику и возможные задержки в поставках. Стоит отметить, что в центральной России многие разработчики в итоге выбрали СТЭФ для производства рам.

Листовой алюминий оказался слишком дорогим как в приобретении, так и в раскрое, что оказалось в итоге под силу только крупным производителям с солидным финансированием. В итоге из доступных и распространённых материалов остались только фанера и алюминиевый композит. Первые же тесты алюминиевого композита показали его недостаточную прочность и полное отсутствие упругости, при перегрузке на вираже дрон мог просто «сложиться» и упасть. Оставалось только попробовать фанеру.

Волонтёрские дроны.

Волонтёрские дроны.

Первые эксперименты с фанерой превзошли все ожидания. Оказалось, что этот простой и доступный материал обладает достаточной прочностью и упругостью для создания рам дронов. Фанера легко поддается обработке, что позволяло быстро изготавливать необходимые детали. Более того, её доступность и низкая стоимость делали этот материал идеальным для массового производства. «Мы были приятно удивлены свойствами фанеры», — вспоминает Андрей Кузнецов. «Она не только оказалась достаточно прочной, но и эффективно гасила вибрации, что положительно сказывалось на стабильности дрона в полете».

Раскладка рамы на листе, минимум отходов.

Раскладка рамы на листе, минимум отходов.

Алексей Кремлёв готовится к первой отправке.

Алексей Кремлёв готовится к первой отправке.

Быстро, дёшево, много: принципы производства

«Поскольку конечному потребителю дронов — оператору на фронте — дрон должен был приезжать уже собранным, настроенным и готовым к полёту, то с точки зрения производства рам не было никакого смысла делать их разборными», — поясняет Алексей Кремлёв. «Дешевизна фанеры означала, что нет необходимости в экономии материала при раскрое листа. Добавляем к этому лишний вес крепёжных метизов и снижение жёсткости в местах крепления лучей к центральной части дрона.

Производство верхней части рамы на СО2 лазере, каждая деталь несёт в себе заложенный функционал.

Производство верхней части рамы на СО2 лазере, каждая деталь несёт в себе заложенный функционал.

Рама квадрокоптера состоит из 2 частей, что увеличивает скорость сборки и снижает вес.

Рама квадрокоптера состоит из 2 частей, что увеличивает скорость сборки и снижает вес.

Поэтому основная часть дрона представляет собой просто одну деталь, что упрощает и значительно ускоряет процесс сборки квадрокоптера». Конструкция рамы представляла собой цельную фанерную пластину с вырезами для установки компонентов. Дополнительная верхняя фанерная пластина служила площадкой для аккумуляторной батареи и для установки курсовой камеры с помощью выламываемых из неё же вертикальных стоек.

В итоге для производства рамы дрона требовались только фанера двух видов, пластиковые стойки и метрический крепёж формата М3 и М2, доступный в специализированных магазинах.

Первые испытания и запуск в серию

Первые же полётные испытания показали, что конструкция удачная. Фанера гасила паразитные вибрации, и не требовались дополнительные настройки программного нивелирования вибраций. Испытания семидюймового дрона с нагрузкой в виде полуторалитровой бутылки с минеральной водой тоже прошли успешно.

Первый полёт фанерного квадрокоптера.

Было решено запускать производство рам в серию. К этому моменту на фронте начали появляться трофейные детали с упавших и не взорвавшихся вражеских поломанных квадрокоптеров, и наличие фанерной рамы дало возможность пересобирать дроны и отправлять их обратно.

Изначально раму рассылали всем желающим бесплатно, но быстро выяснилось, что многие заказывали их только ради халявы. В итоге было принято решение распространять рамы по себестоимости, а чертежи выдавать другим волонтёрским техническим объединениям для самостоятельного производства. Вскоре появились «фанерные братья» в других регионах.

Сброка фанерных дронов на урале.

Сброка фанерных дронов на урале.

Было налажено крупное производство квадрокоптеров на Урале, а также волонтёрское производство рам в Воронеже. Множество дронов собрали на северо-западе России и в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).За 2023–2024 годы было выпущено более 2000 фанерных квадрокоптеров-камикадзе на рамах «Кром».

Помимо ударных дронов на семи-, девяти- и десятидюймовых пропеллерах, по запросу одного из воинских подразделений на Запорожском фронте была разработана учебная пятидюймовая рама для тренировок и обучения. Эта рама нашла применение не только в российских силовых структурах, но и в силах специальных операций Республики Беларусь.

Учебно-тренировочный дрон "Кром-5"

Учебно-тренировочный дрон "Кром-5"

Сейчас чертежи учебного дрона «Кром-5» распространяются бесплатно и доступны для самостоятельного изготовления, что позволяет экономить более чем в 10 раз на этой детали.К концу 2023 года себестоимость рамы для 7–10-дюймового дрона вместе с крепежом составляла около 230–250 рублей, в то время как карбоновая рама из Китая на AliExpress стоила около 3500 рублей. Производство рам было развёрнуто во многих мебельных цехах, оснащённых стандартным ЧПУ-оборудованием.

Инструкция по сборке

Инструкция по сборке

Змей горыныч на основе фанерной рамы.

Змей горыныч на основе фанерной рамы.

Закат «фанерных костылей»

Ко второй половине 2024 года ситуация с производством квадрокоптеров-камикадзе стабилизировалась. В России появились крупные поставщики с большими бюджетами, которые наводнили фронт десятками тысяч ударных дронов. Потребность в «фанерном костыле» отпала.История фанерных рам «Кром» – это впечатляющий пример того, как изобретательность, прагматизм и кооперация могут решить критически важные задачи в условиях дефицита и ограниченных ресурсов.

Волонтёры собирают дроны камикадзе

Волонтёры собирают дроны камикадзе

Это пример эффективного инженерного решения, адаптированного к конкретным нуждам и возможностям. Проект явно сыграл свою роль в обеспечении фронта ударными дронами в сложный период времени. Это история успеха, демонстрирующая, как небольшая группа энтузиастов из провинциального гаража в гаражном кооперативе, применяя инновационный подход, может внести заметный вклад в общее дело.

Дрон перехватчик

Дрон перехватчик

Пилот-испытатель-инженер Андрей Кузнецов

Пилот-испытатель-инженер Андрей Кузнецов

Проект КБ70 после завершения эпопеи с фанерными дронами перешёл к выпуску уникальной экипировки для операторов FPV

И БЭК радиоуправляемая лодка, но про неё позже.

И БЭК радиоуправляемая лодка, но про неё позже.

Показать полностью 20 4
Отличная работа, все прочитано!