Серия «Западная Африка: Того и Бенин»

12

Африканская Венеция - озерная деревня на сваях Ганвье. Бенин

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

Озерная деревня на сваях Ганвье, Бенин, Западная Африка.

В Ганвье вся жизнь проходит на воде и полностью от нее зависит. Мужчины ловят рыбу, женщины на лодках отправляются на рынок, чтобы ее продать. Дети плавают в школу на лодках. С малых лет они умеют ими управлять. Даже есть лодки - "общественные автобусы", которые возят жителей деревни на большую землю. Здесь есть электричество и водоколонка. Недавно начали устанавливать уличные фонари.

Показать полностью 6
26

Племена батаммариба и дома-крепости

Племена батаммариба и их дома-крепости. Того и Бенин. Западная Африка.

На границе северных Того и Бенина проживают племена батаммариба (или бетамариба). Эти люди некогда пришли сюда спасаясь от рабовладельцев и других племен. Ибо с давних времен на этих территориях существовала традиция захвата пленников в рабство в бесконечных войнах между племенами. Основным занятием этих племен было сельское хозяйство. Да, вопреки сложившемуся в наших белых головах стереотипу, Африка - это не сплошь безжизненная выжженная земля. Здесь люди с древности жили выращиванием разных культур и разведением скота. Работа трудоемкая, поэтому рабочие руки всегда были нужны. Для этого и захватывали рабов. У кого больше рабов, у того богаче урожай, а следовательно, то сообщество или царство процветает.
Так, например, древнее Дагомейское царство обрело свое могущество. Но об этом я расскажу позднее, а пока мы вернемся к батаммариба.
Когда они впервые пришли в эти земли, которые на севере граничат с Буркина Фасо, они сначала поселились в баобабах. Оказалось, что внутри баобаба вполне себе можно жить: мы проверили, туда легко в полный рост помещаются четыре взрослых человека. Тесновато, зато есть жилье.
Но долго в баобабе не проживешь, и батаммариба стали строить дома из того, что было - а была у них красная глинистая земля под ногами, вода, руки и архитектурный прообраз дома в виде баобаба. Так и получились дома-крепости, которые в Бенине называют "Тата Сомба", а в Того "Такьента".
Внутри это практически многокомнатная вилла, где есть кухня, помещения для скота, место для почитания предков с разными вудунскими идолами. На верхнем уровне расположены комнаты для матери с маленькими детьми и детей постарше. Даже душ есть! Папа спит внизу. У мужа и жены отдельные амбары, из которых по очереди берут провизию для приготовления пищи для семьи.
Строительство такого дома занимает около двух месяцев. Сначала вся деревня собирается и строит фундамент, а дальше будущие хозяева дома и их близкие родственники сами достраивают жилье.
Вот тут и оказывается, что круглая форма помещений очень удобна при строительстве. Все-таки это намного проще, чем выводить прямые углы, не обладая специальными знаниями.
Во времена набегов соседей такой дом очень быстро превращался в неприступную крепость: внутрь прятались все члены семьи, весь скот и птица, узкий вход замуровывали изнутри, а через узкие бойницы - "глаза дома", обстреливали врагов из луков.
У входа в дом всегда выстроен отряд идолов, которые призваны охранять его от врагов и недоброжелателей. Удивительным образом здесь переплетаются традиции памяти предков, религии вуду и тесной связи с природой. Батаммариба покинули жилища в баобабах, но все так же почитают их как святыни. В каждой деревне есть свой священный баобаб, во чреве которого проводят различные обряды. Но об этом я расскажу отдельно.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!