Серия «Речной флот. Другая жизнь.»

13

Реверс-редуктор двигателя 3Д6.Опасность

Никогда такого не было и вдруг! А потом стали вспоминать... А не на этом ли теплоходе въебались в катер и почти снесли ему надстройку? Не, ну там все полечили, и было это уже много-много лет назад.

А не на этом ли мы теплоходе почему-то въебались в причал? Ну, это тоже давно было, все уже уволились.

А проблема ведь не ушла..

Смысл проблемы был в том, что при причаливании, когда возникала необходимость дать немного хода вперед, а потом резко осадить, получался эффект другой. Теплоход начинал набирать скорость и долбился в препятствие. Благо что все происходило на малых скоростях и дистанциях, а также на мягких, илистых грунтах в местах причаливания.

При быстром переключении на задний ход не происходит разобщения дизеля с гребным валом и он остается в зацеплении с шестернями переднего хода. При этом количество оборотов увеличивается.

18

Из порта Брест по Днепро-Бугскому водному пути за песком

Город Брест это не только Брестская крепость - герой, это еще и последний километр Днепро-Бугского водного пути, а также - портовый город.

Днепровско-Бугский канал (ранее — Королевский ) — судоходный канал на территории Беларуси, построенный в период с 1775 по 1783 год. Соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Муховец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина - 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км (в том числе канализован-ная часть реки Пина — 74 км, водораздельная часть канала — 58 км; канализованная часть реки Муховец — 64 км).

Примечание для любознательных: в настоящее время, почти во всех нормативных правовых актах фигурирует название Днепро-Бугский канал и Днепро-Бугская шлюзованная система.

Город Брест находится на 188-196 километрах этого водного пути (километраж начинается от Пинска). Далее, в Западный Буг, путь перекрыт плотиной. Благодаря системе плотин и шлюзов в Днепробуге поддерживается достаточный для судоходства уровень воды, несмотря на малоснежные зимы последних лет.

В кадре плотина. Позади фотографа путь к Западному Бугу вдоль Брестской крепости

В кадре плотина. Позади фотографа путь к Западному Бугу вдоль Брестской крепости

В 1950 году, в черте города Брест был основан речной порт. После 2008 года начался его постепенный демонтаж с целью выведения за черту города.

В двух километрах к востоку от Бреста был построен и в настоящее время в полном объеме функционирует новый порт. Порт предназначен для переработки навалочных грузов, в основном - речного песка. В старом порту остались некоторые службы, технические средства и сооружения.

Обратите внимание на маршрут выхода из порта. Все сделано для противодиверсионной защиты. Подлодки и катера врага заблудятся.

Обратите внимание на маршрут выхода из порта. Все сделано для противодиверсионной защиты. Подлодки и катера врага заблудятся.

Ямно – известная в Брестском районе деревня с дачными участками, жилыми домами и лесным массивом. За дачами и расположился речной порт. Возведено административное здание, которое венчает якорь как символ устойчивости и надежды, организована площадка для подъезда транспорта и построен причал, аналогов которому нет в Беларуси, – его длина составляет 275 метров.

На балансе порта 10 барж, 3 теплохода-буксира и один пассажирский теплоход, портальный и плавучий краны, земснаряд. В порту активно работает перегружатель FUCHS, мощность которого рассчитана на ежедневную разгрузку четырех барж с песком, то есть почти 2,5 тысячи тонн.

Сегодня возникла возможность своими глазами посмотреть как происходит доставка песка в порт. Мы отбуксируем (затолкаем) порожнюю баржу-рудовоз к месту базирования земснаряда, который добывает песок. От земснаряда заберем груженый рудовоз и вернем его в порт под разгрузку. Вот это чудо-судно будет главным героем.

Буксировщик-толкач БТ-0708

Буксировщик-толкач БТ-0708

Когда-то в Гомеле строили таки суда. И не только.

Когда-то в Гомеле строили таки суда. И не только.

В связи с тем, что на барже-рудовозе было необходимо провести сварочные работы, у нас было время ознакомиться с судном и территорией порта.

Надстройка БТ-шки довольно высокая и состоит из салона, камбуза и рубки. Помещения для команды, в том числе каюты, санузел, душевая, расположены чуть дальше к корме и ниже (что касается кают командного состава и кубрика для мотористов).

Рубка изнутри. Все просто. Штурвал, бинокль, мафон, поднять дизель!

Рубка изнутри. Все просто. Штурвал, бинокль, мафон, поднять дизель!

Камбуз. Технический беспорядок. Слева мойка, справа газовая плита. Еще правее, прямо у входа - холодильник. На столе нехитрая снедь.

Камбуз. Технический беспорядок. Слева мойка, справа газовая плита. Еще правее, прямо у входа - холодильник. На столе нехитрая снедь.

Салон. Зачетное место когда тебе нечего делать. Три обогревателя. Навигация может закончится перед Новым годом!

Салон. Зачетное место когда тебе нечего делать. Три обогревателя. Навигация может закончится перед Новым годом!

Кубрик мотористов. Почти как у людей! Зато в носу и четыре иллюминатора!

Кубрик мотористов. Почти как у людей! Зато в носу и четыре иллюминатора!

Каюты вождей

Вид на портовый причал с запада на восток. Слева, за фронтальным погрузчиком и самосвалом, здание портовой администрации.

Вид на портовый причал с запада на восток. Слева, за фронтальным погрузчиком и самосвалом, здание портовой администрации.

Прямо по курсу плавкран. В настоящее время не эксплуатируется. Регистр запретил. Канаты у него не той системы, видите ли. Ну или что-то такое...

Вот он в полной красе

А вот это чудо перегружатель (кагбэ экскаватор, но нет). Кабина поднимается высоко, чтобы глядеть далеко. Перегружатель грябает по грузовой палубе рудовоза, выгребая речной песок и насыпая им горку слева от себя. Перегружатель стоит большие деньги. Больше мильона евры!

Усталь. Хозяин пошель на обед и перегружатель решил прилечь...

Усталь. Хозяин пошель на обед и перегружатель решил прилечь...

Баржа, грузоподъемностью до 1100 тонн. Почти готова для транспортировки к земснаряду. Будучи порожней, имеет осадку около 40 сантиметров. Длина рудовоза 75 метров. Немало.

Баржа-рудовоз (ну, так ее местные называют)

Баржа-рудовоз (ну, так ее местные называют)

Кстати, местные работники ищут и находят янтарь. Вот мы тоже прошлись и нашли два кусочка.

Янтарь для янтарного буксира. Начало.

Янтарь для янтарного буксира. Начало.

Оттянули рудовоз от стенки, развернули, сейчас забуксируемся.

Ну вот почти забуксировались. Накинули на правый и левый кнехты вожжевые тросы. Сейчас кормовыми талрепами они притянут рудовоз к толкачу. Тросы с рудовозом образуют треугольник, вершиной которого является толкач.

Кормовые талрепы правого и левого борта. Управляются с рубки и притягивают рудовоз за вожжевые тросы к буксировщику-толкачу

Засекли время

Засекли время

Погнали наши городских. Извилистым, противодиверсионным путем выходим из порта на судовой ход.

Одинокий и кривой километровый знак.

Одинокий и кривой километровый знак.

Километровый знак. 179 километр Днепро-Бугского водного пути (считая от Пинска). Нам налево. Вверх по течению, которого почти нет. Сейчас мы находимся на реке Муховец (мы ее всегда называем и пишем МухАвец). Течения нет из за того, что весь водный путь перекрыт 9 гидроузлами (шлюзами). А так как движения почти нет, то водообмен идет очень слабо. Однако, благодаря этому, держится уровень воды, необходимый для судоплавания.

Прощайте скалистые горы

Прощайте скалистые горы

Героический анфас нашего буксировщика-толкача

Героический анфас нашего буксировщика-толкача

Если кто не помнит, как узнать какой берег реки где, то надо встать лицом в ту сторону, куда течет река (к устью). Тогда справа будет правый берег, а слева - левый. Не препутай, Козлодоев!

Несмотря на осень - красиво.

Несмотря на осень - красиво.

Как сказал помощник капитана: с берега река по другому смотрится... а с судна сколько не смотришь, всегда любуешься, такие виды открываются!

Красота ведь. Правда?

Красота ведь. Правда?

Узковата узкость для узкого ужа

Узковата узкость для узкого ужа

Долго ли коротко (50 минут), топали со скоростью пешехода, экономили топливо. Дошли до залива, где работают земснаряды. Вот в этот узкую протоку мы и заворачиваем своими 100 метрами общей длины.

А по корме Брестский аэропорт. Да. У нас и такой имеется. И он даже работает. Не верите?

А вот! Бройлер 747 наконец приземлился!

А вот наш земснаряд с приставкой. Приставка это большая и зеленая. Мы отпускаем порожний рудовоз. Сейчас нужно убрать груженый, потом заправить земснаряд (передать им немного топлива), потом проверить еще один земснаряд (подрядная организация), который намывает песок к берегу.

Забрали груженый песком рудовоз и отогнали в сторону. Сейчас пришвартуем к земснаряду порожний.

Забрали груженый песком рудовоз и отогнали в сторону. Сейчас пришвартуем к земснаряду порожний.

Вот так. Пришвартовали.

Вот так. Пришвартовали.

Сейчас подзаправим немного маленького носатого хичного зверя

Эта лодка видела всякое дерьмо. Используется для очистки хоботка земснаряда, когда он насосет всяких камышей и веток.

Эта лодка видела всякое дерьмо. Используется для очистки хоботка земснаряда, когда он насосет всяких камышей и веток.

Правый борт приставки

Правый борт приставки

Вид на приставку с кормы. Мы пришвартованы справа.

Вид на приставку с кормы. Мы пришвартованы справа.

Надстройка с всякими чудо-механизмами, нам неведомыми

Надстройка с всякими чудо-механизмами, нам неведомыми

Жилые помещения экипажа. Их всего два человека.

Жилые помещения экипажа. Их всего два человека.

Буржуйка, койка, ну и типа кухня. По спартански.

Буржуйка, койка, ну и типа кухня. По спартански.

Земснаряд

Земснаряд

Вот мы непосредственно на самом земснаряде. На нем стоит дизель 3Д12, который приводит в движение насос, который сосет со дна (до 12 метров) воду и песок, глину. Все это добро выливается прямо на палубу рудовоза. Вода стекает через шпигаты, песок остается.

Рубка земснаряда. Есть койка

Рубка земснаряда. Есть койка

Земснаряд не имеет собственного движителя. Перемещение осуществляется за счет закрепленных на берегу тросов. Благодаря им, земснаряд сосет дно полукругом от себя влеве и вправо, а также продвигается вперед и назад.

Вот этим хоботком земснаряд и сосет песок, будь он неладен

После того как передали земснаряду топливо, порожняком сходили к земснаряду подрядной организации. Для контроля и чтобы нагнать на них ужоса.

Сфоткали что они там намыли. Для отчета.

Забуксировались с груженым рудовозом, который кстати имеет осадку уже 180 сантиметров. А 1 сантиметр осадки это примерно 6 тонн груза.

Ну и где-то через час неторопливого хода пришли в порт. Погода испортилась.

До места, каких-то 5 километров. Но мы и ползли со скоростью пешехода.

До места, каких-то 5 километров. Но мы и ползли со скоростью пешехода.

Привязали рудовоз под разгрузку. Перегружатель начал работу.

Слева неунывающий и мужественный капитан Владимир, справа его изобретательный и находчивый помощник Игорь.

Впечатлений масса. Спасибо экипажу толкача за гостепреимство и интересно проведенное время. Спасибо руководству порта, а именно Дмитрию Константиновичу, за предоставленную возможность.

Показать полностью 50
1022

Запуск дизеля факелом1

Судовой дизель 3Д6 не запускался более полутора лет. АКБ дохлые. Пробовали заводить сами - только высадили аккумуляторы. Попросили заводских. Вот, блин, до чего уважаю этих мужиков. Советской закалки, всё знают, всё умеют, соображают как надо. Пришли, завели, ушли. Грят - если надо, зовите.

Больше всего поразила их уверенность. Чота там поснимали, поотключали, нажимали. Скорее всего инспектор по охране труда где-то рядом умирает от инфаркта. А может он с ними в команде. ХЗ. Выглядело все очень стремно. Но эффективно.

Движок запустили. Стал заводится с АКБ с полтыка. Правда начало хлестать с системы охлаждения. Но мы с этим справимся. Чутка попозжее объясню что за теплоход и где это происходит. Боюсь сглазить. Завтра едем его забирать. Попытка номер 3.

Да, я 28 лет прослужил в органах внутренних дел. Вышел на пенсию. Сейчас новая жизнь.
И мне она нравится!!!

Показать полностью
14

На теплоходе по болоту

Ну конечно же это не болото. Это русло вполне себе судоходной реки. Только река разделена несколькими шлюзами и течение практически отсутствует. Вот и зацвела. То есть заросла какой-то ряской.

На следующей неделе разберем фильтр забортной воды (она используется для охлаждения воды охлаждающей двигатель и масла) и посмотрим его состояние.

А так прошли почти 200 км и мы дома.

Для тех кому интересно:

Запуск дизеля факелом

Показать полностью
10

Прохождение шлюза

Гидроузел "Кобрин". Учитывая что идем в сторону Западного Буга, то постепенно спускаемся. На этом гидроузле самый существенный спуск, около 5,5 метров. Процедура шлюзования бесплатная.

Подходим к гидроузлу. Зеленый свет, как на автодорогах. Заходите типа, распологайтесь.

Подходим к гидроузлу. Зеленый свет, как на автодорогах. Заходите типа, распологайтесь.

Кто-то предлагал разогнаться и сделать прыжок веры...

Кто-то предлагал разогнаться и сделать прыжок веры...

Обратите внимание на каком уровне от земли мы находимся.

Швартовочный узел будет опускаться вместе с нами.

В этом агрегате (я не знаю как он точно называется) обнаружилась живая мышь! И она явно не случайно туда попала.

На процесс шлюзования отводится около 20 минут. И снова мышь.

Мышь там явно живет.

Открываются ворота шлюза.

Снова немного о мыши

Прощайте скалистые горы....

Очень итересное место. Особенно, что касается мышей.

Показать полностью 2 8
5

Искрит реле теплохода

Так уж вышло, что в нашей флотилии есть немного капитанов, чуть меньше механиков и совсем нет электриков. Вернее есть, но по таким агрегатам он не Копенгаген.

Вроде уже и дизель заводится, кингстоны и холодильники не текут, масло свежее, предохранители не горят. Даже щит Спас работает.

И вот, на одном запуске заметили что искрит одно реле в блоке РРТ 32М. Механики смотрят завороженно и рот открывают от вида электродуги. Капитанам ваще похуй - им тока "Полный вперёд!" и "Поднять дизель!"

Интернет говорит, что РРТ-32М такое, сука, надёжное, что не требует регулировки. Вот и смотрим мы на эту голубую молнию и боимся отвёртку воткнуть куда ни попадя.

Может у кого мысли есть? Сеть бортовая 24 В, реле для включения генератора на заряд батарей.

Это мы заводим дизелек. Прокачивает масло и стартуем. С пол-тыка! А вы писали 3д6 - три дня едешь, шесть ебешься...

А вот и она, искра животворящая!

Посоветуйте люди, что нам ждать от этой молнии. Как от нее избавиться или можно и так?

Показать полностью 3
7

Продолжение поста «Запуск дизеля факелом»1

Впоследствии движок стал замечательно запускаться. Однако, в результате длительного остоя с осушенной системой охлаждения, в ней развилась бурная коррозия, что в результате дало многочисленные течи в запорной арматуре, соединениях и трубах.

Опять же, с помощью бывших советских специалистов, а также какой-то матери, основные проблемы были решены. Дефицитные запчасти доставались через слезы кладовщиков, с помощью запасливых и не жадных капитанов соседних буксиров. Использовались также и современные герметики, фум-лента, пакля и даже армированная универсальная серая лента.

В результате мы победили систему охлаждения. Но беда пришла со стороны системы смазки. Часть масла деградировала и очевидно не менялась с момента постройки судна. Жаль нет видео, как мы разбирали масляный фильтр, забитый субстанцией типа пластилина серого цвета. На складе завода нашли завалившийся новый сетчатый фильтр. Со слов кладовщика, остальные фильтра спалили. Зачем-то.

Ну и вот как сейчас работает дизель 3Д6.

Начало можете посмотреть тут

Запуск дизеля факелом

А это мы уже идем сами

На теплоходе по болоту

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!