Серия «Поезда»

72

Маленькие поезда, для узеньких железных дорог

Пару лет не заглядывал в музей узкоколейных железных дорог, который находится на территории ЦПКиО в Екатеринбурге. Предлагаю совершить непринужденную прогулку.

На входе нас встречают (на заглавном фото): узкоколейный тепловоз ТУ2-086, тепловоза Tu47-021У, восстановленный паровоз Кп4-486 (фото ниже).

Узкоколейный путевой струг УПС-1.

Пассажирские вагоны, в частности PAFAWAG и ПВ-40.

Цистерна ВЦ-20, производства Демиховского машзавода и еще пара цистерн под восстановление.

Тепловоз ТУ6А-0446, узкоколейная самоходная электростанция СЭП2м, тепловоз ТУ4-1548 и один тепловоз без опознавательных знаков.

Электростанция самоходная узкоколейная ЭСУ2-947 и электростанция ЭСУ-1а.

Несамоходная крановая установка ЛТ-110.

Паровоз ВП4-1425 был привезен с одной из крупнейших торфовозных узкоколеек Радовицкого транспортного управления, расположенной на Юго-Востоке Московской области.

Пожарная мотодрезина ПМД-3 - новинка экспозиции.

Автомотриса АМ-1 N248. Более подробно об этих экспонатах и экспонатах не попавших в обзор, вы можете узнать по этой ссылке, где найдете подробные статьи об этом музее.

Маленький, неизвестный мне тепловозик.

Показать полностью 16
106

Почти как "Ласточка" - только "трактор". Рельсовый автобус "Орлан"

Я в современных реалиях железной дороги сильно не ориентируюсь, но отмечаю, что современные поезда стали красивыми, удобными. К нам в аэропорт Кольцово одно время курсировал вот такой красивый рельсовый автобус "Орлан". От электрички он принципиально отличается тем, что у него нет рогов-токоприемников, а ездит он за счет уставленного на нем дизеля, этакий трактор на рельсах. Главное его преимущество - это работа на не электрифицированных участках пути.

Выпускают их на заводе АО «Метровагонмаш» в Мытищах с 2019 года, на данный момент построен 91 состав.

Вагоны бывают двух типов, в двухклассовом исполнении, максимально до 96 посадочных мест в вагоне. Есть оборудованные места для инвалидов в колясках и все необходимые удобства для пассажиров.

Кабина машинистов почти полностью компьютеризирована и больше похожа на рубку дорогой яхты))

При мощности дизеля около 490 л.с. состав развивает скорость до 120 км/час. Запас хода при оптимальной мощности до 1300 километров.

Мне аппарат понравился, просторные тамбуры, удобные проходы, разве что сиденья не очень удобные, хотя по сравнению с "деревяшками" советских ЭРок - это скорее мои придирки.

Показать полностью 6
55

Американские, немецкие и прочие паровозы в "музее АвтоВАЗа"

Учитывая, что планы по производству 600-от самолетов к 30-му году начали сдвигаться и рассказывать про авиацию я немного подустал :) Предлагаю ненадолго переключиться и посмотреть, где у нас есть залежи самодвижущихся аппаратов на паровой тяге. Первое, что попало под руку - Технический музей в Тольятти, который я посетил в начале осени прошлого года. В коллекции музея целых пять паровозов.

Паровоз Еа-2441 построен в США на заводе Baldwin Locomotive Works в 1944 году по советским чертежам, поставлялись по программе Ленд-лиза.

Паровоз Эр765-06. Построен в Венгрии на заводе MAVAG в 1948 году, эксплуатировался в депо Павелец до 1971 года.

Паровоз ТЭ-4844 построен в Германии в 1943 году, в 1947 году передан МПС СССР, с 1952 года имеет номер TЭ-4844. Эксплуатировался сначала на Калининградской железной дороге, а с 1958 по 1967 год в депо Великие Луки.

Паровоз СО17-1765. Грузовые паровозы серии "СО17" (Серго Орджоникидзе) строились серийно с 1934 по 1951 год, за этот период было построено 2561 паровоз. Данный экземпляр построен в Харькове в 1940 году.

Паровоз Л-0549

Паровозы серии "Л" (Лебедянка) выпускались на Коломенском, Ворошиловградском, Брянском заводах в период с 1945 по 1955 годы, всего было выпущено 4199 паровозов. Первоначально серия называлась "П"(Победа), но в 1947 году переименована в "Л", в честь главного конструктора Л.С.Лебедянского.

Паровоз с номером Л-0549 построен в 1949 году на Коломне, как часто бывает - тут есть путаница с заводскими номерами. Дело в том, что на заводской табличке указан №9061, что соответствует паровозу Л-0657, а согласно реестра, у паровоза Л-0549 должен быть №8952.

В экспозиции есть еще несколько единиц железно-дорожной техники, о ней в следующий раз.

Показать полностью 6
44

Ретропоезд в лучший технический музей страны*

Ровно год назад я совершил путешествие на ретропоезде по маршруту Екатеринбург - Верхняя Пышма Музей.

Этот проект прорабатывался несколько лет, пробный запуск был еще в сентябре 2019 года, но вмешались известные обстоятельства и только в декабре 2022 года все заработало в полную силу. 2 декабря был пресс-тур, а с 3 декабря поезд доступен всем желающим, ходит он по выходным и праздничным дням.

Вкратце как все устроено. Поезд стартует в 9.35 с вокзала Екатеринбурга на электротяге во главе с "Чебурашкой" ЧС2-216.

Поезд состоит из шести вагонов: 3 общих, вагон-ресторан, один люкс и один VIP. Я купил билет в обычный общий вагон - это купейный вагон с купе рассчитанным на шесть человек.

В вагоне-ресторане можно купить места за столиком и ехать там. До двух остальных вагонов я не добрался.

Состав доезжает до станции Шувакиш, где делает 40-минутную остановку.

Во время которой вы можете посетить здание ретро-вокзала,

где в буфете вас напоят горячим чаем из самовара с баранками,

под живую музыку вы можете сделать памятные фото в фотозонах и кабинете начальника станции.

Затем можно пройти на перрон и понаблюдать как к составу прицепляют паровоз, который повезет нас до следующей станции - Верхняя Пышма. Музей.

Время в пути вместе с остановкой порядка полутора часов, затем в вашем распоряжении четыре часа на посещение музейного комплекса УГМК.

Ну а потом все в обратном порядке - вас снова везут до станции Шувакиш.

Отцепят паровоз, кстати поезд туда-сюда везут два разных паровоза, т.к. в Пышме нет разворотного круга.

И после 20-минутной стоянки, снова на электротяге вы стартуете на ж/д вокзал Екатеринбурга. В 15.51 вы прибываете на конечную станцию.

У меня от путешествия остались только положительные эмоции, в новогодние праздники мы обкатали этот маршрут уже в большой дружной компании!

* - сугубо мое личное мнение.

Показать полностью 14
34

Электровоз с детской картинки оказался реальным и я его тоже видел

Несколько лет назад, на свалке я нашел пачку советских обучающих плакатов для детского сада. Мимо пройти не смог, собрал их, высушил и увез на дачу. Недавно они мне снова попались на глаза, особенно заинтересовал плакат из серии "Транспорт", на котором мчится товарный состав. У электровоза явно читается номер ВЛ23-001, я просто ради интереса забил этот номер в поиск ... и выяснилось много интересного.

Оказалось что художник не сильно фантазировал и действительно нарисовал реальный локомотив. Единственное, он лишь немного упростил эмблему завода на передней панели, поместив звезду в круг. Электровоз ВЛ23-001 был выпущен в январе 1956 года на Новочеркасском электровозостроительном заводе им. С.М.Буденного. Это первый электровоз из серии ВЛ23, всего было выпущено 489 электровозов этой модели.

Фото из архива НЭВЗ

Электровоз ВЛ23 разрабатывался на смену электровозам ВЛ22, основным недостатком которого стало падение силы тяги с увеличением скорости и недостатки в конструкции тележек.

ВЛ22 в музее Октябрьской железной дороги.

Уже на испытаниях электровоз показал хорошие характеристики, даже увеличили конструкционную скорость с 90 до 100 км/час. Тяговые испытания первых образцов (ВЛ23-001 и ВЛ23-002) проходили в частности у нас, на Южно-Уральской железной дороге.

Кабина управления, скан диафильма Новые локомотивы на железных дорогах СССР 1958 г.

Затем он эксплуатировался на железных дорогах Сибири, в 1974 году был передан в ТЧ Кандалакша Октябрьской ж.д. где и проработал до списания 1987 году. Массовая эксплуатация электровозов этой серии закончилась в середине 90-х годов, но и сейчас есть единичные экземпляры "на ходу".

Автор фото: SHOMAS4416. Фото с сайта trainpix.org

Наш электровоз ВЛ23-001 сейчас находится в экспозиции музея Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, где я его однажды и запечатлел. У него немного другая ливрея, но он выглядит он также бодро и свежо как на детской картинке!

Показать полностью 6
66

Самый скоростной электропоезд СССР. ЭР200

Скоростной электропоезд ЭР200-01 - это первый советский скоростной электропоезд, обозначение серии "ЭР200" так и расшифровывается - "Электропоезд Рижский скорость 200 км/ч".

В 1967 году утвердили техническое задание на электропоезд. Задача для отечественного электровагоностроения была нестандартной, опыта разработки подобных поездов было мало. При проектировании были применены совершенно новые технических решения: тележеки с пневматическим центральным подвешиванием, дисковыми и магниторельсовыми тормозами. Для облегчения конструкции состава, кузов было решено изготавливать из алюминиевых сплавов. Головным вагонам придали обтекаемые обводы, для снижения аэродинамического сопротивления.

В управлении двигателями применили тиристорное регулирование в тяговом режиме и реостатное торможение с электронной противобоксовочной и противоюзной защитой. И еще целый перечень новых технических решений.

Первый экспериментальный поезд был выпущен Рижским вагоностроительным заводом в 1973 году. На испытаниях поезд преодолел отметку скорости 210 км/ч. 16 ноября 1979 года состоялся первый рейс с пассажирами.

Первого марта 1984 года началась регулярная эксплуатация электропоезда ЭР200. Время в пути между Москвой и Ленинградом составляло 4 часа 50 минут . В последующие годы, по мере реконструкции участков дороги, время в пути сокращалось. В августе 2006 года электропоезд поставил рекорд на маршруте Санкт-Петербург — Москва, время в пути заняло 3 часа 55 минут.

Количество мест в головном вагоне – 24, в моторном – 64. В салонах установлены мягкие поворачивающиеся на 180 градусов кресла с откидывающимися спинками для сидения по схеме 2+2. В моторном вагоне дополнительно имеются два туалета, отделение для гардероба и багажа, купе проводника, в головном вагоне размещается бар-буфет и соответствующие служебные помещения.

20 февраля 2009 года поезд совершил последний рейс из Петербурга в Москву.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!