Серия «История»

18

Фригийский колпак

Фригия - древнее государство в Малой Азии (современная Турция).

Фригийский колпак (также фракийский) — головной убор древних фригийцев , мягкий закруглённый колпак со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах.

Встречается на многих древних статуях.

Парис - виновник развязывания Троянской войны.

Парис - виновник развязывания Троянской войны.

тот же герой - Парис и Елена Прекрасная

тот же герой - Парис и Елена Прекрасная

Этот головной убор был в употреблении у племён в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию (территории востока Балканского полуострова, Греции, Турции, современных Румынии, Молдавии, Украины и частично Болгарии, Хорватии, Черногории).

В Древнем Риме головной убор назывался пилеус.

Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти, изначально — бедренная часть шкуры животного, завязанная или зашитая с узкой стороны ( именно этим можно объяснить форму колпака),

Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак.

На монете Брута после убийства Цезаря пилеус ( pileus) изображён на реверсе.

Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.

Изображения встречаются на некоторых древнеримских памятниках — в частности, в некоторых сюжетах на знаменитой колонне Траяна в Риме

Похожие головные уборы носили киммерийцы (кочевые ираноязычные племена), скифы.

Их можно видеть на изображениях скифов, на разных изделиях - на гривнах (выполеннных греческими мастерами), на чашах.

скифские воины 4 в до н э Эрмитаж ваза найдена близ Керчи

скифские воины 4 в до н э Эрмитаж ваза найдена близ Керчи

Скифы - художественная реконструкция. Тува.

Скифы - художественная реконструкция. Тува.

Колпак послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой Французской революции .

Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными.

Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрёл этот цвет, точно не известно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах. (запрещён для ношения ими декретом 23 сентября 1793).

Общепринятым символом революции он стал не сразу: 19 марта 1792 в Якобинском клубе было прочтено письмо мэра Парижа, осуждавшего ношение красного колпака.

19 июня 1792 в клубе снова вспомнили запрет, но уже на следующий день во время захвата Тюильри король был вынужден надеть красный колпак, поданный ему на пике.

На знаменитой картине Делакруа "Свобода на баррикадах" («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 года») он украшает голову Свободы.

Марианна, национальный символ Франции, изображается в виде девушки во фригийском колпаке.

Марианна

Марианна

Марианна — это олицетворение Французской республики и символ Франции, возникший во время Французской революции. Она воплощает свободу, равенство и братство, изображается в фригийском колпаке — древнем символе освобожденных рабов.

Марианна присутствует на государственных печатях, марках и в официальных учреждениях, а ее образ ежегодно выбирается из известных француженок, передавая дух времени.

Якобинский колпак

Якобинский колпак

«Париж 2024» представляет Фрижей!

«Париж 2024» представляет Фрижей!

Эти маленькие фригийские колпачки – талисманы Олимпийских Игр-2024.

Фригийский колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки.

На гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Гаити, Никарагуа,Боливии и Колумбии.

На флаге Парагвая.

печать Сената США 1886 год

печать Сената США 1886 год

США Колумбия 1918 год агитационный плакат

США Колумбия 1918 год агитационный плакат

флаг Парагвая

флаг Парагвая

Курхарс, или Чугул — оригинальный ингушский традиционный женский головной убор.

Являлся атрибутом парадной, выходной одежды ингушских девушек и надевались во время праздников и «выхода в свет» и был очень дорогим.

Стоил он от 5 до 15 коров (в зависимости от исполнения). Войлочная основа дорогих курхарсов пропитывалась специальным растительным клеем, чтобы войлок долго держал форму,

Курхарсы изготовлялись из войлока или плотного сукна и представляли собой высокие колпаки в виде конька с изогнутым вперёд и раздвоенным концом («хохолком»)

Впервые упомянут в 30-х гг. XVII в. в статейном списке русских послов, описывающих свой маршрут через ингушские земли в Грузию.

Исследователями курхарс рассматривается в исторической и культурной взаимосвязи с женским головным убором древних фригийцев.

Множество экземпляров курхарсов были обнаружены во время экспедиций Ингушского научно-исследовательского института в нагорной полосе Ингушетии с конца 20-х гг. и вплоть до 1941 г. включительно, в которых принимал участие профессор Семенов Л. П. В своих статьях он пишет:

«Нередко встречается особого рода головной убор — подобие изогнутого рога, суживающегося кверху и загибающегося спереди; он сделан из тонкого войлока, обтянут красной тканью, украшен перекрещивающейся перевязью и круглой выпуклой серебряной бляхой; старинное название такого убора — «курхарс».

Находки поразили ученых не только своей многочисленностью, но и богатой отделкой, в которой использовались как местные материалы, так и очень дорогие импортные ткани (шелк, полушелк, атлас, бархат,парча) иранского, китайского, египетского, сирийского, российского производства. «Курхарсы» были изготовлены с применением золотого и серебряного шитья и использованием различных материалов: войлока, кожи, бисера, бусин, раковин, серебряных блях.

Х-А. Имагожев«Девушка в курхарсе»

Х-А. Имагожев«Девушка в курхарсе»

В 1996 году в Чарышском районе Алтайского края во время строительства дороги случайно обнаружили древний разновременной могильник, получивший название Усть-Тёплая.

Самые ранние погребения этого памятника относятся к афанасьевской археологической культуре, появившейся на юге Сибири во второй половине IV тысячелетия до нашей эры.


Под курганом номер 22, насыпь которого достигала в диаметре 6,5 метра, исследователи обнаружили непотревоженную могилу мужчины 25-30 лет с высоким социальным статусом. Вместе с ним в погребении находились лошадь, керамика, покрытая золотой фольгой бронзовая гривна, вотивный бронзовый кинжал и железный нож.

Кроме того, рядом с черепом пазырыкца археологи обнаружили остатки изготовленного из войлока головного убора, от которого до наших дней сохранился только органический тлен. В передней части убор украшали восемь бляшек, изготовленных в форме орлов из бронзового листка и покрытых золотой фольгой, а рядом лежала фигурка копытного животного.

реконструкция головного убора из могильника Усть-Тёплая

реконструкция головного убора из могильника Усть-Тёплая

Пазырыкские курганы — это скифские погребальные памятники VI-III веков до н.э. на Алтае, известные своими "ледяными могилами", сохранившими до наших дней хрупкие органические материалы благодаря вечной мерзлоте. Из этих курганов были извлечены уникальные артефакты, такие как войлочные ковры (в том числе самый древний в мире ворсовый ковер), повозки и мумифицированные останки, что позволило изучить культуру и быт ранних кочевников

пазырыкские головные уборы - алтайские скифы

пазырыкские головные уборы - алтайские скифы

Подобные артефакты, обнаруженные на юго-востоке Алтая, датируются IV — началом III века до нашей эры и встречаются только в погребениях, совершенных по классическому пазырыкскому обряду.

последний материал взяла здесь -

https://selyanka1.livejournal.com/570164.html

остальной материал взяла везде

Показать полностью 18
315

Нина Соколова

Нина Соколова родилась в 1912 году в Череповце. После окончания школы приехала в самом начале 30-х в Ленинград, закончила институт инженеров водного транспорта и с дипломом инженера-гидротехника попала в знаменитый ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения).

Первым ответственным заданием стало руководство группой водолазов на строительстве порта в Сочи. И Нина сразу заявила, что, раз она отвечает за работу водолазов, то должна своими глазами видеть, что происходит под водой. Но подходящего снаряжения для нее не было, ведь оно рассчитано на физически сильных мужчин, а рост Соколовой был всего-то 157 сантиметров. Но она не отступила и отправилась на курсы водолазного дела, а также добилась, чтобы специально для нее сконструировали водолазный костюм по росту, хотя он все равно весил почти вдвое больше своей хозяйки.

В 1939 году Нина Васильевна была зачислена на военную службу в звании военинженера 3 ранга. Служила сначала на Северном флоте, а потом на Балтийском.

Уже 22 июня 1941 года все сотрудники ЭПРОНа стали военнообязанными. И именно подразделению Соколовой пришлось обеспечивать работу Дороги жизни. Например, восстанавливать (и нередко под обстрелами) поврежденные подводные коммуникации и поднимать затонувшую технику. Причем часто эта работа выполнялась так оперативно, что извлеченные из ледяной воды грузовики почти сразу же затем отправлялись в рейс.

К весне 1942 года, несмотря на бесперебойную работу Дороги жизни, руководству города стало ясно, что достаточных запасов топлива в городе собрать так и не удалось. А ведь нужно было думать еще и про обеспечение войск. К тому же после очистки Ладоги от льда сама по себе транспортировка топлива превращалась в крайне сложную задачу. И тогда Соколова предложила план, который многим в Ленинграде показался авантюрным: проложить из Кобоны по дну озера сборный трубопровод.

В Москве решили все-таки начать строительство, как только на Ладоге сойдет лед, причем вся ответственность возлагалась на ленинградцев. Длина трассы должна была составлять около 30 километров. Срок строительства - 50 дней. И 5 мая в Кобоне уже начались подготовительные работы.

Работать приходилось чуть ли не круглосуточно, и это при постоянных обстрелах, скудном пайке и ладожских штормах, которые весной и в начале лета особенно часты. Фото: РИА Новости

Работать приходилось чуть ли не круглосуточно, и это при постоянных обстрелах, скудном пайке и ладожских штормах, которые весной и в начале лета особенно часты. Фото: РИА Новости

Секции труб на берегу сваркой собирали в отдельные "плети" длиной по 200 метров, потом при помощи привязанных к ним "поплавков" из бревен доставляли по воде буксирами к месту укладки, сваривали между собой на плотах и опускали на дно. А затем водолазы проходили вдоль собранной "нитки" и фиксировали ее на месте.

Нина Васильевна опускалась на дно вместе с водолазами практически ежедневно, контролируя ход работ. И трубопровод был построен раньше намеченного срока - всего за 41 день! По крайней мере, топливная блокада Ленинграда была прорвана. А немцы, кстати, так об этом и не узнали.

В сентябре Нина Васильевна Соколова возглавляла следующую важнейшую для города операцию - прокладку электрического кабеля.

Технология работ была похожей: фрагменты кабеля доставлялись к месту сборки на барже и соединялись между собой муфтами, сделанными из свинцовых полос. Причем каждая такая муфта весила около 200 килограммов.

И вновь было совершено немыслимое: на укладку и монтаж 23-километрового подводного кабеля ушло всего 47 суток. 23 сентября 1942 года в блокированный город начало поступать электричество.

Кстати, во время выполнения этого задания Соколова от близкого разрыва снаряда получила контузию и осколочное ранение в руку и ногу, но оставаться в госпитале не захотела.

Войну Соколова закончила уже в чине инженера-подполковника. Но продолжала напряженно трудиться вместе с водолазами, восстанавливая разрушенное хозяйство. Например, ее отряд разминировал турбины и водосливы Свирской ГЭС. А ведь еще были командировки в Ригу, Таллин, Ростов-на-Дону. В отставку (уже в звании инженера-полковника) Нина Васильевна вышла в 1958 году, перейдя на преподавательскую работу в училище им. Фрунзе и Высшее военно-инженерное техническое училище.

28 января 2019 года в Петроградском районе Санкт-Петербурга состоялось открытие мемориальной доски памяти Нины Васильевны Соколовой - первой в истории нашей страны женщине-водолазу.

Информацию взяла из Российской газеты.

Считаю очень важным, чтобы в средствах массовой информации как можно больше рассказывали о людях, сделавших для своей страны, для людей максимально возможное .

Такие люди и приводят к пониманию, что такое патриотизм.

Показать полностью 6
19

Каринхалл

Каринхалл ,(нем. Carinhall) — представительское имение рейхсмаршала и одного из руководителей НСДАП Германа Геринга.

В 1933 г. в 65 км от Берлина Герман Гёринг купил у частного лица 120 гектаров земли. находившиеся в лесном массиве Шорфхайде между озёрами Гроссдёльнер и Вуккерзее на севере современной земли Бранденбург.

Выбор этого места был обусловлен несколькими причинами: с одной стороны — его страсть к охоте и дикой природе (с 12-го века этот район был излюбленным местом охоты), с другой - целесообразно было иметь место жительства недалеко от столицы и не в последнюю очередь, он хотел поставить памятник покойной жене баронессе Карин фон Фок, умершей в Швеции 17 октября 1931 года. Отсюда появилось название Каринхалл.

Архитектором этого комплекса зданий, возводившегося в несколько этапов, выступил сначала Вернер Марх, автор берлинского Олимпийского стадиона.

Гёринг передал идеи относительно своего жилья архитектору - дизайнеру, который завершил небольшое охотничье шале в 1934 году.

Простой деревянный дом, смешанный с природой на краю Дёльнзее. Это было здание в шведском стиле.

Поместье Геринг назвал в честь своей первой жены-шведки, умершей в 1931 году баронессы Карин фон Канцов, урождённой Фок (1888 - 1931), на которой он женился в 1923 году.

Карин Геринг

Останки Карин Геринг были сначала захоронены в Швеции после ее смерти, но были перевезены в Каринхалл в 1934 году и помещены в склеп на территории.Каринхалла.

Адольф Гитлер и Герман Геринг во главе похоронной процессии перезахоронения останков Карин Геринг в Каринхалле, 19 июня 1934 года.

На церемонии также  многие видные нацисты, как и семья Фон Фока и сын Карины от её первого брака.

Резиденция строилась в больших масштабах с 1933 года.

По мере роста успехов и амбиций Третьего рейха и влияния самого Гёринга, было решено, что Каринхалл будет расширен, чтобы стать официальной государственной резиденцией «Haus des Reiches».

Правительственным декретом район Шорфхайде, в том числе Каринхалл Гёринга, был заложен в фонд, принадлежащий прусскому государству, но Каринхалл должен был находиться в распоряжении Гёринга, пока он жив.

10 апреля 1935 года Каринхалл был местом проведения свадебного банкета Геринга с его второй женой, Эмми Зоннеманн .

Э́мми Ге́ринг ( 1893 - 1973) — немецкая актриса театра и кино. Вторая жена Германа Геринга и их дочь Эдда.

В 1936 г в резиденции была начата первая реконструкция, и идеи Гёринга на этот раз решал архитектор  Фридрих Хетцель. Отвечала за строительство знаменитая строительная компания Philip Holzmann AG.

Старый сруб не снесли, а объединили с новыми помещениями.

Теперь резиденция представляла новое двухэтажное здание с двумя крыльями по бокам. Построили и отдельный дом для персонала.

Весь комплекс располагался вокруг большого открытого центрального двора, к которому вёл проспект, обрамленный двумя рядами древних деревьев.

Во время строительства 1936 года была также добавлена каменная терраса рядом с пляжем, теннисный корт и площадка для стрельбы из лука. Особняк был окружён парком с бронзовыми статуями животных в натуральную величину.

Строительство велось 10 месяцев и Каринхалл стала официальной летней государственной резиденцией Германа Гёринга и его сотрудников в 1937г.

Очередные работы по расширению Каринхалла начались в январе 1939 г и летом 1940 г завершились.

Герман Геринг встречает посетителей в Каринхалле

Зал приемов

В левом крыле был построен Большой зал для приема, имел гигантский камин и панорамное окно 5 х 18 футов.

Правое крыло включало жилые помещения для персонала, кабинет врача, прачечная, телефонный коммутатор, отопление, генераторы, отделение для пожарных, охраны и гаражи, столовую, кухню.

В Каринхалле работала целая толпа администраторов, бюрократов и адъютантов. Охраняли поместье восемьдесят человек из состава полка «Герман Геринг».

Столовая

Большой зал.

Семейные апартаменты располагались в главном здании, спальня была на первом этаже, над кроватью с большим балдахином доминировала картина Кранаха.

За спальней шла «комната для завтраков» площадью 35 квадратных метров.

В подвале центральной части оборудовали кинотеатр, боулинг и баварскую пивную.

Также была построена комната для охотничьих трофеев.

В расширенном здании теперь было два зала для приемов, столовая площадью 411 квадратных метров с двенадцатью колоннами из черного мрамора и стоявшим в центре столом на 70 персон.

Из правого крыла столовой через «самое большое в Европе застекленное окно» размером 12 на 4 метра открывался вид на озеро Гроссдёльнер.

Была там и огромная галерея, стены которой украшали картины голландских мастеров.

Повсюду висели полотна Кранаха и итальянцев школы Леонардо да Винчи, как подлинные, так и поддельные.

Частная коллекция Геринга, состояла преимущественно из награбленных «трофейных» произведений искусства.

Галерея

Справа и слева от столовой находились «золотой кабинет» и «серебряный кабинет» (каждый площадью 85 квадратных метров), где были выставлены полученные рейхсмаршалом подарки.

Имелись еще два «зала для игр», каждый площадью 70 квадратных метров, на втором этаже располагался большой конференц-зал для совещаний с начальниками штабов промышленниками.

В Каринхалле Геринг принимал иностранных государственных гостей, с которыми охотился в Шорфхайде.

В подвале были оборудованы бассейн площадью 66,5 квадратных метра и глубиной 2,5 метра (температура воды в нем постоянно поддерживалась на уровне 25 °C), новая сауна, массажный зал, спортивный зал с десятком снарядов для  тренировок.

В подвале центрального здания была выделена специальная комната для львов Гёринга. Начиная с 30-х годов он «воспитывал» львят. Когда те становились слишком большими, в Берлинском зоопарке осуществлялся их обмен на новых, мелких.

Библиотека

Кабинет

Комната памяти Карин, где хранились вещи, которые ей принадлежали.

Охотничий зал

На чердаке был установлен большой макет железной дороги, которую Гёринг демонстрировал как аттракцион и любил, чтобы официальные визиты начинались с её посещения.

На первом этаже нового южного крыла, названного «библиотекой», был зал для празднеств площадью 288 квадратных метров, с которым соседствовал музыкальный салон площадью 154 квадратных метра, где стоял огромный концертный рояль; за салоном располагалась библиотека площадью 315 квадратных метров с книжными полками до потолка, с резным деревянным алтарем и с диванами, обитыми кордовской кожей и генуэзским бархатом.

К библиотеке примыкал скромный «дамский салон» площадью всего 92 квадратных метра, сообщавшийся с новой «комнатой Карин»; из окон «комнаты Карин», выходивших на юго-восток, был виден мавзолей первой жены Гёринга.

А под библиотекой также находился зал площадью 240 квадратных метров с новой миниатюрной железной дорогой, 1800 метров путей которой включали шесть тоннелей. По рельсам бегали электропоезда семнадцати типов и паровозов с дистанционным управлением, пути проходили через прекрасно воссозданные леса, горы, долины и города.

Чудо техники предназначалось для потехи отца, но и дочка не была забыта: в парке, в 200 метрах северо-западнее главного здания, Герман Гёринг построил для неё уменьшенную в десять раз точную копию замка Сан-Суси.

Она имела такие размеры: длина 50 метров, ширина 7 метров, высота 3,5 метра. Все комнаты и их обстановка были сделаны в соответствии с ростом ребенка.

Причал.

Страховая стоимость резиденции в 1941 году составила 662 345 рейхсмарок.

В Каринхалле была современная канализационная система, поэтому близлежащие озера не могли быть загрязнены. В некоторых комнатах усадьбы имелся кондиционер, в некоторых были подогреваемые полы. Открытием окон управляли электромоторы.

Весь комплекс поместья, включая конюшни, соколиный двор, гаражи для машин, ангары для лодок, охотничьи домики и частный аэропорт для самолета министра авиации, обслуживала армия слуг в зеленых ливреях.

В 1944 г всё еще разрабатывались новые планы строительства Каринхалле.

Эти планы включали крыло длиной 293 метров, которое предназначалось для размещения будущего музея Германа Гёринга.

Художественный музей должен был быть открыт на 60-летие Германа Гёринга, 12 января 1953 года. Этот строительный проект так и не начался.

12 января 1945 г. Гёрингу исполнилось 52 года. Этот день рождения он встретил в Каринхалле, без гостей и без подарков. Никто из промышленников и деловых людей, заполнявших прежде его приемную, не приехал его поздравить, о представителях городов не приходилось и говорить: их мысли были заняты тем, как уцелеть от гибели под бомбами.

Самые горячие поздравления (по словам фон Бюлова) Геринг получил от фюрера, принявшего его в своей новой ставке «Орлиное гнездо»; но тут как раз началось новое большое наступление Красной армии, форсировавшей Вислу, и фюрер забыл о рейхсмаршале.

17 января была освобождена Варшава.

30 января Гитлер приказал Гёрингу эвакуировать из Каринхалле всех женщин и детей.

31 января Эмми Гёринг с дочерью покинула поместье в Шорфгейде.

С января 1945 года началась эвакуация художественных ценностей, в Баварию были отправлены три специальных железнодорожных состава, на которые погрузили 1375 картин, 250 скульптур и 168 гобеленов. Часть картин и гобеленов были украдены из вагонов в последние дни войны.

20 апреля 1945 года Геринг навсегда покинул Каринхалл. В имении остался небольшой отряд люфтваффе, которому была поставлена задача взорвать имение при приближении Красной армии. Когда несколькими днями позднее 28 апреля советские войска оказались в нескольких километрах от Каринхалла, он был разрушен сброшенными на него 80 авиабомбами.

До 1946 года вся территория была закрыта в связи с возможным поиском произведений искусства. Могила Карин Гёринг была разорена.  В 1947 году лесник обнаружил часть останков Карин и снова похоронил их.  В 50 - е годы от имени министра Швеции останки были тайно перезахоронены в Швеции.

Бронзовая статуя работы Франца фон Штука "Сражающаяся амазонка"(1897)

Статуя амазонки, которая находилась раньше к западу от основного входа, была перевезена в Эберсвальде. Там она долгое время хранилась внутри церкви Марии Магдалины, а потом была перенесена в близлежащий парк Вайдендамм.

Еще одну статую, коронный олень, можно найти в Tierpark Berlin в районе Фридрихсфельде.

От Каринхалла остались только монументальные входные ворота с двумя сторожками. несколько фундаментных конструкций и декоративные камни.

В 1999 году новый интерес вызвала книга Grings Reich: Selbstinszenierungen in Carinhall, которая привела к тому, что искатели сокровищ посетили руины, и возникла обеспокоенность по поводу того, что это место станет неонацистской «святыней».

Правительство земли Бранденбург приказало снести останки гробницы жены Геринга.

Существует гранитный указатель вблизи того места, где раньше находился вход в поместье.

Показать полностью 23
Отличная работа, все прочитано!