Свежие публикации

Здесь собраны все публикуемые пикабушниками посты без отбора. Самые интересные попадут в Горячее.

18 Июня 2025
7

Медведица спасла своего медвежонка

В лесах Приморья медведица спасла своего медвежонка от нападения амурского тигра

Встречи между бурыми медведями и тиграми в дикой природе происходят редко, но всегда заканчиваются борьбой за выживание. На этот раз маме мишки пришлось проявить всю отвагу, чтобы защитить свое дитя.

Показать полностью
79

Главный чекист советского кинематографа и не только: к 90-летию со дня рождения Юрия Соломина

Сегодня ровно 90 лет со дня рождения блистательного советского актёра и прекрасного человека Юрия Соломина (1935-2024), превосходно сыгравшего в таких сильных фильмах, как "Адъютант его превосходительства", "Четвёртый", "Право на прыжок", "Блокада", "Инспектор уголовного розыска", "Сувенир для прокурора", "ТАСС уполномочен заявить".

Именно Соломин в "Адъютанте..." создал первый в советском кинематографе глубокий и вместе с тем прекрасно раскрытый образ выдающегося, предприимчивого и самоотверженного разведчика, успешно работающего в стане врага в критический момент истории.

Капитан, а в действительности сотрудник ВЧК Кольцов не имел профессиональной подготовки, но потрясающим образом сочетал в себе интеллектуальный героизм и героизм физический.

И главное, что это был не фальшиво-карикатурный героизм, не пиндосовская суперменщина, а реальный, мужественный образ идейного, самоотверженного чекиста.

Позже образ советского разведчика Соломин успешно продолжил в другом шпионском сериале – "ТАСС уполномочен заявить", сыграв полковника КГБ Славина.

Правда, там герой Юрия Мефодьевича уже профессионально подготовленный спецслужбист; и не разведчик, а наоборот – контрразведчик, пусть и действующий на чужой территории.

Чекиста актёр сыграл и ещё в одном шпионско-приключенческом фильме – двухсерийном "Квартете Гварнери", но это уже менее сильная картина, нежели "Адъютант..." и "ТАСС...".

К слову, в "ТАСС уполномочен заявить" начальника героя Соломина сыграл Вячеслав Тихонов. Соломин и Тихонов – два главных чекиста, два лучших разведчика советского и мирового кинематографа!

И так трудно определить, кто из них сильнее. С одной стороны, образ Тихонова-Штирлица более развёрнут: на протяжении всех 12 серий "Семнадцати мгновений весны" он является центральным персонажем.

В свою очередь у Соломина 4 серии героической работы в тылу врага в главной роли "Адъютанта..." (роль разведчика он начинает выполнять со 2-й серии) и 10 серий в "ТАСС...", где он не является главным героем.

А с другой стороны, Штирлиц-Тихонов – это профессиональный разведчик, тогда как Кольцов-Соломин никакой соответствующей подготовки не проходил и действует экспромтом, опираясь исключительно на незаурядность собственной личности.

Славин-Соломин – профессиональный чекист, но он разведчик с приставкой "контр" и, действуя в тылу врага, опять же занимается в целом несвойственной для себя работой.

Более того, Кольцов – это не просто не спецслужбист, он военный. А военные к спецслужбистам всегда относились довольно пренебрежительно, хотя должно быть наоборот: cпецcлужбы умеют решать те же задачи, что и вoopужённые cилы, но только с гораздо меньшими жертвами, потерями и разрушениями.

И в "Адъютанте" это прекрасно показано: если бы эшелон с танками попал к белым, РККА, наверное, всё равно одержала бы победу, но только ценой гораздо больших жертв, а чекистская гениальность Кольцова-Соломина позволила этих самых жертв избежать!

Сильные в художественном и нравственно-пропагандистском плане кинообразы Соломин создал в картинах "Блокада" (майор РККА Звягинцев), "Инспектор уголовного розыска" (майор милиции Головко), "Сувенир для прокурора" (прокурор Измайлов).

Из этого же ряда роли следователя милиции Стрельцова ("Преступление") и следователя прокуратуры Дронова ("Крик тишины"); правда, первый фильм вышел средним, а второй – полный провал.

Особо ценной является картина 1989 года "Сувенир для прокурора" – сильный фильм, а по меркам тех лет просто шедевр; и главное, что это антиперестроечный фильм.

"Это тебе не 37-й", – говорит Измайлову-Соломину, ярому борцу за Правду, коррумпированный партийный секретарь, давая тем самым зрителю понять, что в 30-е гг. всё как раз таки делалось правильно – в отличие от проклятых перестроечных лет.

Ценной является и спортивная драма "Право на прыжок". Жанр художественных спортивных фильмов был одним слабейшим в советском кинематографе: в остальных жанрах процент успешных картин был выше.

А здесь получилась явная удача. Фильм посвящён рекордсмену мира по прыжкам в высоту Валерию Брумелю; Соломин исполняет роль тренера легкоатлета.

Очень интересна игра Юрия Мефодьевича в фильме "Четвёртый". Это пронзительная, глубочайшая картина на стыке психологической драмы и политического детектива. Актёр очень ярко исполняет здесь несвойственную для себя заведомо отрицательную роль – главного редактора пиндосовской реакционной газеты Говарда.

Отрицательная роль (штурмбанфюрер Геттель) была у Соломина и в картине "Сильных духом", посвящённой легендарному советскому разведчику Николаю Кузнецову. Фильм, правда, средний – куда более удачной картиной про Кузнецова был "Отряд специального назначения".

В 1985 году Соломин в качестве режиссёра поставил великолепный трёхчасовой фильм-спектакль "Ревизор". Это экранизация легендарного комедийного произведения Н. В. Гоголя; а ведь актёром Соломин был драматическим.

Данный фильм-спектакль он поставил в соавторстве с Марком Орловым и Евгением Весником, который сыграл Сквозник-Дмухановского, а роль Хлестакова исполнил брат Юрия Мефодьевича Виталий. Обе роли получились мощнейшими.

И если у Весника уже был опыт постановки комедийных фильмов-спектаклей, то Соломин с Орловым и комедии, казалось, были весьма далеко друг от друга. Однако какой же классной и гармоничной получилась эта постановка!

Когда в начале 2024 года я впервые и с огромным удовольствием смотрел данную версию "Ревизора" (смотрю в основном остросюжетные шпионские и криминальные детективы, но в новогодние праздники традиционно "налегаю" на куда более лёгкие фильмы), Юрия Мефодьевича не стало. Светлая ему память и Царствие Небесное!

______

______

"Как-то вечером бабушка, приоткрыв дверцу печки, где играли рыжие огоньки, посадила нас, троих малолеток, рядом с собой – меня, Витальку и нашего двоюродного брата и стала читать чеховскую "Каштанку". Помню, как будто вчера, и даже слышу бабушкину интонацию:

"Молодая рыжая собака ‒ помесь такса с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась?... Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!".

Тот вечер… Он остался во мне... Как и любовь к животным, особенно к собакам…

Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас" (с)

______

"Мне противно слово "элитный", которое всё чаще звучит вокруг. Элитные школы ‒ почему они существуют сегодня? Любая наша школа должна быть элитной. Ведь те люди, которые сейчас считают себя элитой и отдают своих детей в "элитные" учебные заведения, они же учились в Советском Союзе. Учились в то время, когда у всех возможности были равны. Но они же выучились! Они же заняли своё положение! Откуда тогда такая убеждённость, что они и их дети достойны большего, чем другие?

Что случилось с людьми? Я говорю про тех, кто шикует, кто ухватил куш и не хочет его отдавать. Это же пародия на человеческую жизнь ‒ жировать среди бедных.

Я вообще не понимаю, что это такое элитные ученики. Я знаю образованных людей. Интеллигентных знаю. А элитных людей я не знаю. Попытка заместить интеллигенцию на элиту, степень элитарности которой определяется уровнем их дохода, рождает расслоение, а с ним ‒ одичание душ, которое мы получили" (с)

______

"Не присоединяюсь к тем, кто охаивает Сталина с пеной у рта. Просто надо понять: каждому времени, ломящемуся к своей цели, соответствуют средства её достижения. В конечном счете Советская власть дала мне и тысячам моих коллег по искусству то, что я теперь имею: любимую профессию, признание и возможность служения музам" (с)

Ещё больше интересных материалов⬇

Мой кинематографический (и не только) Живой Журнал

Мой кинематографический (и не только) телеграм-канал

Мой кинематографический (и не только) Яндекс.Дзен

Показать полностью 3
3

Как кошки благодарят // Наталья Сенчукова

Первый кот появился благодаря однокласснику, который не мог попасть домой. · Потом был найден уличный кот, который не прижился...

Юрий Соломин: «Первую собаку мне подарила мама».

Показать полностью
40

КПМ 32/16 «Кировец» — электрический монстр времен СССР

В детстве портовый кран представлялся мне исполинским жирафом. Длинные ноги его портала стояли на пирсе. А под ними сновали, невероятным образом ставшие крохотными, железнодорожные вагоны. Свою вытянутую желтую шею-стрелу, покрытую темными пятнами ферм, неспешно склонял он над раскрывшейся пастью трюма рыболовного судна-кашалота, отнимая его богатый улов. Жилы стальных канатов звенели от напряжения, настолько тяжела была его работа. Жираф издавал электрический вой, сражаясь за свою добычу.

И вот, спустя многие годы меня продолжают восхищать конструкции советских машин. Но вижу теперь я за ними не те фантазии из детства, а гений человеческой инженерной мысли. И в этой статье я предлагаю вам насладиться технической эстетикой архивных чертежей и конструкторских решений инженеров прошлого.

Герой нашей сегодняшней истории — кран портальный монтажный КПМ-32/16-10,5В-К, сошедший со стапелей завода подъёмно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова в Ленинграде. Предназначен он для монтажных и сварочных работ в портах и на судостроительных предприятиях. При вылете стрелы от 8 до 17 метров он способен поднимать груз 32 т, а при максимальном вылете до 30 метров – 16 т. Дополнительно имеется вспомогательный подъём на 5 т. Передвигается наш двухсот тридцати трех тонный колосс по рельсовому пути со скоростью до 30 м/мин.

«Завод ПТО им. С.М. Кирова» – некогда ведущее предприятие машиностроительной отрасли СССР, был перепрофилирован в 1930 году из петербургских ремонтных мастерских при Варшавской железной дороге (не путать с Кировским заводом). Завод обеспечивал металлургические предприятия, атомные, гидро- и тепловые электростанции и другие объекты народного хозяйства высокопроизводительными грузоподъемными кранами тяжелых режимов работы. За время своего существования заводом было изготовлено более 15 000 единиц крановой продукции. А сегодня о нем напоминает только эмблема на одной из стальных оград вдоль набережной Обводного канала.

Создать такой кран в 1970-е годы было задачей, мягко говоря, нетривиальной. Никаких AutoCAD, Компаса, SolidWorks или MATLAB тогда не существовало. Зато были высокие нагрузки, невысокое качество прокатных материалов, жёсткие условия эксплуатации и… кульман с логарифмической линейкой. Плавность подъёма и точность позиционирования приходилось обеспечивать, не имея современных частотных приводов и даже электронных систем управления, — только хитроумная механика, релейные схемы управления с реостатными ступенями пуска.

На одном из сохранившихся сборочных чертежей крана в основной надписи выведены фамилии инженеров, работавших над ним: Михайлова, Николаева, Марутов, Мазовер, Сушанский. Эти строки, написанные тушью, напоминают, что подобные машины создавались не абстрактной «советской инженерной школой», а конкретными людьми, вложившими в них знания, мастерство и часть своей жизни. И сколько еще фамилий ушло вместе с той эпохой…

Чтобы понять масштаб инженерной задачи, достаточно взглянуть на конструкцию самого крана. КПМ-32/16 — это сложная пространственная система, в которой каждая деталь работает на устойчивость и безопасность. Высокий четырёхопорный портал позволяет крану перемещаться вдоль причала, оставляя под собой просвет для проезда техники. На портале установлена поворотная платформа с кабиной управления и машинной кабиной, в которой скрываются лебедки, а сверху — длинная коробчатая стрела, уравновешенная массивным противовесом. Вся кинематика — от изменения вылета до подъёма груза — приводится в движение электродвигателями с реостатными схемами пуска.

Механизм подъема монтажного крана состоит из механизма главного подъема грузоподъемностью 32 т и вспомогательного – грузоподъемностью 5 т.

Для того чтобы с ювелирной точностью ворочать огромными агрегатами в тесных трюмах строящихся судов, лебедку основного подъема оснастили двумя приводами. Главный привод мощностью 75 кВт обеспечивает скорость основного подъема 17 метров в минуту, а установочная скорость 0,5 метра в минуту обеспечивается дополнительным микропроводом мощностью 5 кВт. Сопряжение двух двигателей с редуктором лебедки обеспечивается планетарной муфтой за счет разной комбинации блокируемых тормозов. Лебедка вспомогательного подъема имеет скорость 37 метров в минуту и мощность 37 кВт.

За безопасность работы механизма подъема отвечают центробежные выключатели, установленные на электродвигателях, которые отключают их питание при двукратном увеличении оборотов при отказе тормозов.

Отличительной особенностью портального крана КПМ-32/16 является конструкция механизма изменения вылета. Его шарнирно-сочлененная укосина состоит из стрелы, выполненной в виде жесткой коробчатой семнадцатитонной балки, прямолинейного восьмитонного хобота и гибкой оттяжки. Гибкая оттяжка представляет собой два стальных каната, верхние концы которых через балансир присоединяются к заднему плечу хобота, а нижние — через натяжное устройство закрепляются на каркасе.

Соотношение длины элементов шарнирно-сочлененной укосины, положение блоков грузовых канатов и точек крепления этих механизмов на каркасе выбрано так, что при подъеме стрелы от минимального до максимального вылета концевой узел хобота перемещается вверх, а груз при этом движется по траектории, близкой к горизонтальной, отклонения в крайних положениях не превышают 0,8 метра.

Стрела с помощью стреловой тяги соединена с качающимся тридцатитонным коромыслом, на заднем плече которого находится подвижный бетонно-металлический противовес массой примерно 48 т. Конструкция позволяет обеспечить три точки равновесия системы без груза и две точки равновесия с номинальным грузом, который составляет от 32 т до 16 т в зависимости от положения вылета стрелы. Это значительно снижает нагрузку на тормозные механизмы и лебедку механизма изменения вылета.

Лебедка механизма изменения вылета установлена непосредственно на каркасе в отдельном защитном кожухе. Благодаря слаженной работе стрелы и противовеса, для изменения вылета достаточно электродвигателя мощностью всего 11 кВт. Чтобы движение начиналось плавно, в составе редуктора лебёдки установлен массивный маховик, сглаживающий рывки при пуске. Плавность остановки дополнительно обеспечивается наличием двух тормозных механизмов, которые включаются по очереди с задержкой чуть больше секунды, благодаря чему тяжёлая стрела не останавливается рывком.

Выходной вал редуктора лебедки сообщает возвратно-поступательное движение рейке механизма изменения вылета, представляющей собой сварную коробку с двумя зубчатыми рейками. По мере износа зубчатые рейки можно переставлять местами или разворачивать, тем самым увеличивая их срок службы. Крепление рейки к стреле выполнено через демпфер, снижающий динамические нагрузки при пуске и торможении. В совокупности эти чисто механические решения позволяют, без использования сложной электроники, добиться плавности движения стрелы, что так необходимо монтажному крану.

Для предохранения от перегрузки и опрокидывания крана в верхней части его каркаса установлен ограничитель грузового момента (ОГМ). Его механизм состоит из системы блоков и рычагов, сопряженных с канатами главного подъема. Результирующее усилие от веса груза, возникающее при огибании канатом подвижного блока на рычаге ОГМ происходит смещение системы рычагов, уравновешиваемой специальным грузом. Если момент от давления каната на блок превысит момент от веса регулировочного груза, то палец на рычаге через концевые выключатели разомкнет электрическую цепь механизма главного подъема и цепь увеличения вылета.

В зависимости от угла наклона стрелы угол обхвата блоков канатами меняется. За счет этого ОГМ обеспечивает постоянство предельно допустимой грузоподъемности на вылетах от 17 до 8 м и переменную грузоподъемность на вылетах от 30 до 17 м. По сути, перед нами огромный рычажный динамометр, знакомый нам со школьных уроков физики. В современных кранах эту функцию уже реализуют программно за счет датчика угла наклона стрелы и тензодатчика в системе блоков грузовых канатов, но здесь снова удалось обойтись без сложной электроники.

Вспомогательный подъём снабжён аналогичным ограничителем грузоподъёмности. Но его конструкция проще, чем у ОГМ, так как предельный момент не зависит от вылета стрелы, а допустимая грузоподъёмность вспомогательного подъёма не должна превышать 5 т во всех режимах.

Все описанные выше узлы — стрела с хоботом и коромысло с подвижным противовесом, закреплённые на силовом каркасе, а также лебёдки подъёма и изменения вылета — смонтированы на поворотной платформе и вместе образуют поворотную часть крана.

Еще одним крупным элементом поворотной части крана являются кабина управления и машинная кабина. В машинной кабине скрыты подъёмные лебёдки, редукторы и шкафы управления, а в кабине управления размещено рабочее место крановщика. Вы только представьте, какой вид может открываться перед оператором крана с высоты четырнадцати метров на морской порт... Если бы этот вид не сопровождался лязганьем металла, воем электрических машин и изнуряющим жаром от их работы.

Поворотная часть нашего портального крана имеет неограниченный угол поворота. Ее поддержание и центрирование осуществляется опорно-поворотным устройством. Два концентрических круговых швеллера диаметром почти 6 метров образуют сепаратор, в котором крепятся 36 цилиндрических катков. Только оцените его масштаб.

Механизм поворота имеет мощность 45 кВт. Передаточное отношение в нем в сочетании с большим диаметром опоры и высокой инертностью системы оказывает огромные нагрузки на механизмы редукторов. Даже если кажется, что поворотная часть уже остановилась, на деле может оказаться, что в редукторе еще продолжается вращение. Чтобы исключить повреждение редуктора, согласно инструкциям, перед тем как начать поворот в противоположенную сторону, необходимо удерживать поворотную часть на тормозе не менее трех секунд.

Обратите внимание на колонну в центре машинной кабины. Она скрывает в себе токосъемный узел из медных кольцевых токоприемников с подпружиненными графитовыми щетками, который обеспечивает электрическую связь портала с поворотной частью. Такая система проста, но удивительно надёжна. Несмотря на постоянные вибрации, пыль и морскую влажность, токосъёмники уверенно питают лебёдки, приводы и аппаратуру управления поворотной части на протяжении десятилетий.

Поворотная часть крана крепится на массивном сорока трех тонном портале, обеспечивая стабильное вращение верхней части крана под нагрузкой. Такое решение обеспечивает впечатляющую устойчивость машины. Жёсткие коробчатые ноги портала, широкая колея ходовых тележек, позволяющая свободно пропускать под собой два железнодорожных вагона, и массивная поворотная часть образуют пространственную конструкцию с большим запасом прочности. Она сохраняет устойчивость даже при значительных ветровых нагрузках и динамических рывках, а портал уверенно воспринимает наклоняющие моменты при работе стрелы на вылете до 30 метров.

Масса самого крана во много раз превышает массу поднимаемого груза, и это сделано не случайно. При полной массе конструкции в 233 тонны номинальный груз 32 т составляет всего около 14% от веса машины. Во время приёмочных испытаний кран кратковременно проверяют повышенной нагрузкой — 40 т (перегрузка 25%), что всё равно не превышает 18% его собственной массы. На этой фундаментальной устойчивости построена вся механика крана — от поворотного механизма до уравновешивающей системы стрелы.

Вся эта стальная махина способна передвигаться по рельсовому пути со скоростью до 30 метров в минуту на четырёх ходовых тележках, каждая из которых оснащена индивидуальным 11 кВт приводом. Такое решение позволяет порталу компенсировать неровности рельсового пути и исключает перекос конструкции при движении. При работе крана нагрузки на отдельные ходовые тележки могут превышать сотню тонн.

Портальный кран имеет большую подветренную площадь. Несмотря на его огромную массу, давление морского ветра может достигнуть такой величины, при которой кран легко сдвигается с места. Чтобы избежать подобных случаев, ходовые тележки оснащены противоугонными захватами для крепления к рельсам. А в кабине управления имеется сигнализация от анемометра, непрерывно измеряющего скорость ветра.

Общее питание крана осуществляется от сети переменного трехфазного тока через специальные штепсельные колонки, расположенные вдоль подкранового пути. Напряжение подается при помощи гибкого шлангового кабеля, укладываемого в кабельный барабан с грузовым приводом. Свободное вращение барабана при наматывании кабеля возможно благодаря кольцевому токоприемнику на его оси. Во время движения крана кабель разматывается с барабана, поднимая противовес через тросовый привод. Чтобы при переключении к следующей штепсельной колонке намотать кабель обратно на барабан, достаточно ослабить ленточный тормоз, удерживающий груз.

Механизмы крана приводятся в движение электродвигателями с фазным ротором типа MTB, MTF и MTH. Управление двигателями осуществляется с помощью командоконтроллеров, представляющих собой многопозиционные кулачковые механические переключатели. Оператор крана поворачивает рукоятку командоконтроллера в нужное положение, приводя в движение кулачковые шайбы. Гребни на кулачковых шайбах способны размыкать контактные группы, формируя определенные комбинации управляющих напряжений для силовых цепей.

Плавность пуска электродвигателей достигается за счет регулирования активного сопротивления в цепи их роторов. Концы трехфазной обмотки ротора через контактные кольца и щетки подключены к блоку пусковых и регулировочных сопротивлений. Эти сопротивления больше похожи на приличных размеров электрический обогреватель.

Включение добавочного сопротивления в цепь ротора на низкой скорости увеличивает пусковой момент и ограничивает пусковой ток. Постепенное шунтирование этого сопротивления по мере разгона позволяет регулировать частоту вращения. Добавляя сопротивление во время вращения, можно осуществлять торможение двигателя.

Платой за простоту такого способа управления является низкое КПД. Очень много энергии превращается в тепло регулировочными сопротивлениями.

Несмотря на возраст и архаичность технических решений, такие краны до сих пор можно встретить в портах и на верфях по всей нашей стране. Некоторые из них отправляются на металлолом, уступая дорогу «молодым» машинам, другие проходят глубокую модернизацию и получают вторую жизнь. Нашему крану повезло, можете не волноваться за него.

Портальный монтажный кран «Кировец» — стальной двухсоттридцатитрехтонный красавец, наследие былой высокоразвитой цивилизации. Громоздкий, шумный, мощный — он воплощает инженерную философию СССР, когда надёжность и функциональность достигались хитроумной механикой и простыми релейными схемами. Построенный в середине 70-х годов прошлого века, десятилетиями без устали трудится, прославляя своих великих создателей, он останется памятником ушедшей эпохи советской индустриальной мощи.

И, может быть, когда в следующий раз вы будете любоваться пейзажем портового города и среди множества мачт и грузовых стрел узнаете силуэт нашего старого знакомого — портального крана КПМ-32/16, помашите ему рукой, передавайте привет...


Автор: OldFashionedEngineer

Написано при поддержке Timeweb Cloud.

Больше интересных статей и новостей в нашем блоге на Хабре и телеграм-канале.

Реклама ООО «ТАЙМВЭБ.КЛАУД», ИНН: 7810945525

Показать полностью 24
11

Любое из трёх, но одно из трёх не выполнено

Все время было бесплатное обслуживание. Но пришло время перевыпустить карту, старая начала глючить. Зелёным пользуюсь исключительно для погашения ипотеки и кредита. Сумму для платежа кладу вровень. За пару дней до списания закинул платеж. И каково было мое удивление, что денег не хватает. А потом начились невнятные объяснения, выставления меня Дураком, хорошо читать умею и смысл написанного понимать 😂 Позорище!!! Чуть не испоганили мне кредитную историю

Показать полностью 2
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов, волны постов — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.

Отличная работа, все прочитано! Выберите