RUTUBE

RUTUBE

Блог компании
На Пикабу
Дата рождения: 11 октября
- рейтинг 1040 подписчиков 0 подписок 234 поста 183 в горячем
Награды:
более 1000 подписчиков За самое странное содержимое портфеля
1

Бытовое фэнтези — что за жанр

О чем думаешь, когда слышишь слово «фэнтези»? Эльфы, гномы, эпические битвы? На самом деле оно бывает разным. В посте рассказываем о самом уютном поджанре в литературе, кино и немного в играх.

В бытовом фэнтези магия — часть повседневности. Вот ты идешь на работу в офис, за соседним столом коллега колдует над отчетом, а в бухгалтерии сидят милые, но ворчливые лепреконы. Потом возвращаешься домой, варишь пельмени, помешивая их силой мысли, чтобы не слиплись. А самые эпичные битвы — это когда в домашнем чате ругаются, что чей-то дракон громко храпит.

Жанр может существовать как самостоятельно, так и смешиваться с другими светлыми видами фэнтези: например, романтическое, городское, юмористическое, детективное. Также к нему можно отнести жанр попаданцев.

Основные черты бытового фэнтези

Магия как повседневность

Магия не обязательно будет на каждом шагу, но она становится частью обычной жизни, решает бытовые проблемы. Например, заклинание может заменить зарядку, вместо чая пьют эликсиры, а в стиральную машину заливают зелье, а не кондиционер для белья.

Бытовое фэнтези в чистом (и в прямом смысле тоже) виде — знакомая нам всем с детства история «Мэри Поппинс». Книга вышла в 1934 году и уже стала классикой английской детской литературы, имеет три экранизации (В СССР и в США) и десятки воплощений в театре. 

Еще один пример бытового фэнтези про воспитание непослушных детей — «Моя ужасная няня». Фильм 2005 года снят по мотивам серии книг британской писательницы Кристианны Брэнд «Няня Матильда».

Кажется, британцы питают некую слаботь к строгим няням-волшебницам. Есть в этих строгих женщинах что-то магическое, не правда ли? Иначе, как объяснить, что они так легко управляются с непоседами.

Юмор и ирония

Герои бытового фэнтези могут быть неуклюжими, эксцентричными и даже «мэрисьюшными», то есть нарочито идеализированными. Они далеки от экзистенциальных страданий и решений судьбы мира. Повествование пропитано иронией, а герои сами часто шутят.

В качестве примера можно взять любой образец жанра бытового фэнтези, юмор обязательно будет в каждом. Как в уже упомянутых историях про строгих нянь — или в очаровательном сказочном фильме «Зачарованная».

Локальность и уют

Как правило события происходят в одном детально проработанном пространстве. К тому же много внимания уделяют описаниям быта и сенситивности ощущений, чтобы читатель или зритель смог хорошенько прочувствовать атмосферу. Путешествующий дом, книжная лавка или милая деревенька — то, что нужно.

Супер-уютная и забавная книга Legends & Lattes о воительнице-орке Вив, которая повесила меч на стену и решила открыть кофейню.

Простая сюжетная линия

На кону не стоит судьба мира, об эпичных сражениях герои могут только читать. Сюжеты чаще всего сосредоточены на повседневных делах героев, их отношениях и локальных приключениях. Тут важны цепляющие характеры, глубоко прописанные эмоции и арки персонажей, обычно восходящие. Герой становится лучшей версией себя и находит счастье.

Аниме «Ведьмина служба доставки» сделала студия Ghibli по детскому фэнтезийному роману японской писательницы Эйко Кадоно. Это история о юной ведьме Кики — неловкой и не обладающей особыми колдовскими талантами, но очень милой, дружелюбной и неунывающей. Кики прилетает в новый город, чтобы пройти обязательную для 13-летних ведьм стажировку, помогает людям и, как видно из названия, открывает службу доставки на метле.

Всем, в ком еще живет маленькая оптимистка, смотреть обязательно!

Обычные люди в необычном мире

Сюжетная арка попаданца тоже часто относится к бытовому фэнтези. Клерк средней руки попадает в мир магии, но не становится супергероем и не получает способностей, а скорее изучает новый мир и учит магических существ приколюхам типа смарфтона и нейросетей. 

В качестве примера подойдет еще одно аниме от студии Ghibli — «Ходячий замок», тоже экранизация книги. Если хочешь больше узнать про историю Хаула и Софи, приходи читать наш пост на эту тему.

Тут скажем совсем кратко: когда Софи из юной девушки превращается в старушку, то не паникует, а принимает это как данность. И когда видит гуляющий по полям дизельпанковый дом — тоже реагирует спокойно. И даже когда с ней начинает разговаривать огонь… Ну ты понял.

Почему же жанр так заходит

Узнаваемость. Те же проблемы, что у читателя. Только вместо ЖЭКа — духи, вместо соседа с дрелью — кикимора с характером.

Эскапизм. Можно отдохнуть от рутины и чтения документов (или проверки домашки у детей), погрузиться в мир, приправленный магией.

Вдохновение. Истории по типу «привожу в порядок лавку, доставшуюся по наследству» отлично ложатся на наш внутренний запрос «давно пора разобрать балкон».

Простота. Книги можно слушать, пока занимаешься делами, а кино включить на фоне для создания настроения.

А как же эти?

Элементы бытового фэнтези легко найти в любимых фильмах и сериалах нашего детства.

Молли Уизли вяжет свитера и моет посуду с помощью магии в «Гарри Поттере»; Пайпер останавливает время, когда стакан летит со стола в «Зачарованных», а целый мир существует в саду в «Артуре и минипутах».

Любовно-бытовое фэнтези: «Кейт и Лео», «Жена путешественника во времени» — магия в этих фильмах является только фоном для отношений.

Ах да, самое бытовое фэнтези, но по сути сказка, — «Красавица и Чудовище». Вот уж где предметы мебели и кухонная утварь живут своей жизнью!

Бытовое фэнтези в играх

В интерактивных новеллах бытовое фэнтези стало одним из самых популярных жанров.

А все потому, что ядро аудитории и того, и другого — это девушки и женщины, у которых есть запрос на уютные истории и романтику. Для них играет роль безопасная возможность примерить на себя любой образ, будь то владелица отеля для монстров или коварная соблазнительница.

Например, игра Tavern Talk дает тебе возможность примерить на себя образ владельца волшебной таверны, где можно наливать зелья с чарки, собирать слухи и общаться с искателями приключений

Формат интерактивных новелл позволяет рассказывать одну историю короткими сессиями, оставляя самое интересное клиффхэнгером и заставляя ждать выхода новой серии.

Итак, бытовое фэнтези — это уютно, иронично и увлекательно. Буквально то, что нужно в конце года, чтобы дотянуть до новогодних. А вообще, можно и в теплом пледе под гирляндой, попивая какао с зефирками, почитать уютное фэнтези.

Пиши в комментарии свои любимые примеры книг, фильмов и игр в жанре бытового фэнтези!


Ищи еще больше интересного на RUTUBE!

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.

А чтобы было легче следить за новостями киноиндустрии, подписывайся на телеграм-канал RUTUBE | Кинозал.

Что еще почитать:

☑️ От немого кино до хоррора и аниме: куда занесло Алису за 150 лет

☑️ Подвиг под прикрытием: фильмы и сериалы о советской военной разведке, достойные просмотра

☑️ Подборка фильмов про виртуальную реальность эпохи VHS

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 771488660

Показать полностью 5 5

Как развлекались в царской России: от народных гуляний до светских салонов

Приглашаем погрузиться в атмосферу прошлых веков и узнать, как проводили свободное время наши предки.

Народные развлечения: простота и задор

Для крестьян и городских низов главные развлечения были связаны с календарными праздниками, большая часть которых приходилась на зиму. На улицах разворачивались настоящие театральные действа. Можно было увидеть ряженых в масках и шкурах, понаблюдать за кулачными боями, покататься на санях и ледяных горках. Дети и взрослые увлеченно лепили снежных баб, играли в снежки и строили крепости.

Независимо от сезона большой популярностью пользовались балаганные представления: импровизированные спектакли с Петрушкой, скоморохами и дрессированными медведями. Еще на ярмарках можно было прокатиться на всевозможных качелях и каруселях и поглазеть на циркачей.

Купеческий досуг: щедрость и традиции

Купцы отдавали предпочтение размеренным и сытным формам досуга. Они любили долгие чаепития с обилием сладостей и обязательным самоваром. Частым развлечением становилось посещение ресторанов, где звучали романсы и цыганские песни. Особой традицией были многочасовые купеческие застолья с русскими блюдами.

Купец, достигший определенного статуса, должен был иметь какое-то затратное увлечение: например, коневодство и скачки, содержание театра, балета или оркестра, коллекционирование предметов искусства.

Дворянские забавы: изысканность и правила

Аристократия культивировала утонченные формы досуга. Балы и маскарады с менуэтами, кадрилями и мазуркой были неотъемлемой частью светской жизни. Во многих дворянских усадьбах существовали домашние театры, где нередко играли сами хозяева и их гости. Музыкальные вечера собирали цвет общества — под звуки классической музыки вспыхивали чувства, разлетались сплетни и плелись интриги.

В салонах и на семейных вечерах любили настольные игры, среди которых популярные до сих пор пазлы и лото.

На рубеже XIX–XX веков неожиданным увлечением стал спиритизм. Сеансы вызова духов проводились даже в императорском дворце, привлекая внимание высшего общества.

Не менее важными считались прогулки в парках и выезды на охоту. В XIX веке в моду вошли бильярд и крокет. Многие дворяне увлекались коллекционированием — собирали книги, картины и антиквариат.

Городские новинки: прогресс и мода

С развитием городов появлялись новые развлечения, которые привлекали разнообразную публику: от аристократии до торговцев и служащих.

В 1827 году в Петербурге открылся первый стационарный цирк, быстро завоевавший популярность. Начало кинематографической эре положили кинопоказы братьев Люмьер в 1896 году. Люди с интересом начали посещать и первые фотоателье, чтобы сделать семейные портреты.

Зимой горожане с удовольствием ходили на катки, а в теплое время года все больше людей

Как прикоснуться к эпохе сегодня

  • Перечитай классику — от пушкинских стихов до чеховских пьес, — чтобы ощутить дух времени.

  • Посети историческую реконструкцию или фольклорный фестиваль, где воссоздают старинные обряды и забавы.

  • Сходи на экскурсию в дворец-музей или историческую усадьбу, где когда‑то звучала музыка балов и велись утонченные беседы.

  • Посмотри новый исторический сериал «Царь ночи». Он тщательно воссоздает детали быта, костюмы и настроения той эпохи. Показывает, как хрупок привычный мир и трагичны судьбы людей в эпоху перемен. Первая серия уже доступна на RUTUBE — бесплатно.

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605, erid: 2VtzqwGuVK5

Показать полностью 3 2
13

Нестандартные супергеройские сеттинги

Наша подборка — для тех, кто устал от «обычной» супергероики и готов пробовать новое, ломать стереотипы и смотреть на хорошо знакомые вселенные под необычным углом. Поехали!

Ацтекский Бэтмен: Столкновение империй (2025)

XVI век. Юный Йоуалли Коатль становится свидетелем убийства своего отца испанскими конкистадорами. Ему предстоит срочно бежать в Теночтитлан, чтобы предупредить императора Монтесуму II и верховного жреца об опасности.

«Ацтекский Бэтмен: Столкновение империй» — это уникальный мультфильм, который стоит посмотреть ради сочетания истории, экшена и оригинального сеттинга. Тебе понравится, как приключения Бэтмена переплетаются с жизнью ацтеков и испанцев. Мультфильм погрузит в особую атмосферу, созданную национальными мексиканскими мотивами в музыке и визуальном стиле. А еще он затрагивает интересные темы вроде конфликта культур и передает дух ацтекской цивилизации.

Суперпитомцы (2022)

Крипто — лучший друг Супермена, обладающий такими же внеземными способностями, как и его хозяин. Вместе они отважно борются с преступностью в Метрополисе. Но когда Супермена и других членов Лиги справедливости похищают неизвестные злодеи, Крипто предстоит найти новых помощников.

Этот мультфильм предлагает необычный взгляд на супергероику глазами питомцев. На примере пса Крипто ты увидишь, насколько сильно четвероногие привязаны к своим людям, как они скучают, а хозяин становится для них целым миром. И что происходит, когда на горизонте появляется вторая половинка владельца(спойлер: любимец может почувствовать себя непонятым и начать страдать).

В «Суперпитомцах» цепляют анимация и продуманные персонажи. Особенно удался суперзлодей, а его подручные показаны с необычного ракурса. Заметь, что у многих супергероев есть свои домашние животные с суперспособностями.

Брахмастра: часть 1: Шива (2022)

Диджей становится обладателем древнего супероружия в этом эпичном Болливудском блокбастере, вдохновленном индийскими мифами.

В фильме много любовной лирики. Хотя Шива довольно неправдоподобно, наивно и быстро влюбляется в красотку Ишу, их связь выглядит сильной, а любовь — искренней. Картина изобилует завораживающими пейзажами и спецэффектами. Например, неоновые животные в зрелищных боевых сценах и перестрелки фаерболами. Суть фильма понятна — противостояние добра и зла, вечная тема и проблема человеческого бытия.

Ракетчик (1991)

Америка, тридцатые годы — эпоха гангстеров, шпионов и доисторических самолетов. Молодой пилот Клифф Сэкорд случайно натыкается на нечто «совершенно секретное» — ракетный ранец. С этой передовой технологией он перевоплощается в супергероя.

«Ракетчик» — это непринужденная, но при этом дико увлекательная смесь разных жанров. Здесь есть комикс-герой, дух приключений, шпионские страсти — и легкая комедия, которая точно поднимет настроение. Захватывающий сюжет, убедительная игра актеров, драйвовый саундтрек — что еще нужно для отличного киновечера. Даже спецэффекты 91-го года смотрятся отлично и сейчас.

Бэтмен — ниндзя (2018)

Бэтмен переносится в феодальную Японию после того, как попадает в поле действия машины времени, изобретенной Гориллой Гроддом.

Мультфильм полон пафоса, мимишности и драмы — с кучей персонажей, представленных в шикарной древнеяпонской стилистике. Ты увидишь множество необычных деталей: от стильного «мульта в мульте» и развевающегося плаща до обезьянок, собирающихся в огромного ниндзя.

В 2025 году вышло продолжение — «Бэтмен-ниндзя против якудза». Побывав в эпохе Эдо, где пришлось сражаться при помощи катаны и исполинских домов-роботов, Брюс Уэйн вернулся в Готэм. Однако все известные ему супергерои теперь якудза. Мощный экшн и яркий визуал.

«Что, если...?» (2021)

Смелый сериал-антология с бесконечным количеством вариантов сюжета.

В «Что, если...?» существует множество параллельных вселенных Marvel, где события разворачиваются совсем по-другому. Каждый эпизод исследует отдельный альтернативный сюжет. Некоторые серии при этом взаимосвязаны.

Продолжение эпизода «Что, если… зомби?!» даже развилось в спин-офф «Зомби Marvel». Отдельный сериал погружает в альтернативную реальность, где воцарился зомби-апокалипсис. И да, многие супергерои там тоже стали зомби.

Хроника (2012)

Трое школьников обретают сверхспособности после обнаружения ими упавшего метеорита. Это событие втягивает их в водоворот опасных приключений, где постепенно проявляются их темные стороны.

Фильм снят в стиле «найденной пленки». То, что начинается как незамысловатая история о подростковом веселье, трансформируется в серьезную социальную драму. Это история, напоминающая о том, что даже самые на первый взгляд слабые люди способны на ужасные поступки — а неуважение к тем, кому нечего терять, может иметь фатальные последствия.

Отбросы (2009)

Трудные подростки на исправительных работах обретают сверхспособности и цинично распоряжаются ими.

Сериал-предвестник «Пацанов», который полон английского юмора — это одна остроумная пародия на кино о супергероях. Ребята понятия не имеют, что делать со своей новой силой, и поначалу она их совсем не радует, ведь вместо героических поступков она лишь обнажает их комплексы и тайны. Как и любые подростки, они не преследуют высоких целей, а просто хотят кекать и развлекаться.

Суперспособности у Отбросов самые разные, часто странные и подобраны с юмором: кто-то умеет управлять молоком, а кто-то строить ракеты. Чтобы применить их с пользой, нужна смекалка, что приводит к невероятно смешным и неожиданным решениям.

Скотт Пилигрим против всех (2010)

Музыкант-неудачник встречает девушку мечты — но чтобы быть с ней, предстоит сразиться с семью ее бывшими.

Сумасшедшая экшен-комедия от Эдгара Райта по комиксу Брайана Ли О’Мэлли. Экранизация сохранила вайб оригинала: беззаботность, тему любви — и конечно, зрелищные драки на грани супергероики и видеоигр. Эта история — настоящий коктейль из драйвовой музыки и целого океана эмоций.

Синий жук (2023)

Мексиканский подросток Хайме Рейес получает то, что меняет его жизнь навсегда: костюм, который дарует ему невероятные суперсилы.

Никому не известный латиноамериканский герой появляется на экранах с аутентичным мексиканским колоритом. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради невероятных способностей самого Жука. Он может превратить руку в кувалду, устроить взрывную волну и таранить стены! Отличный выбор для вечернего просмотра.

А какие необычные супергеройские сеттинги в кино и сериалах знаешь ты? Пиши в комментариях!


Ищи трейлеры, новости кино и сериалов, обзоры от блогеров и другие крутые ролики на RUTUBE! Устанавливай мобильное приложение или смотри видео на большом экране Smart TV.

А еще не забудь подписаться на RUTUBE КИНОЗАЛ! У нас мемы, обзоры новинок, тонны интересного о кино и многое другое. Заходи, с нами нескучно!

Что еще почитать:

☑️ 7 магических фильмов и сериалов, которые мы смотрели на кассетах и по ТВ

☑️ Подборка фильмов про виртуальную реальность эпохи VHS

☑️ 8 японских фильмов-хорроров, которые ты мог пропустить

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 9
14

Природа холода в играх: 9 проектов для прохождения под теплым пледом

Холод в геймплее и геймдизайне — не просто белые текстуры поверх травы. Это один из самых мощных инструментов воздействия на геймеров. Разработчики обожают зиму и низкие температуры, потому что они меняют внутриигровые правила сразу на трех уровнях — о них и поговорим в посте.

Холод как ограничитель и «таймер смерти»

Самый жесткий вариант. Если персонаж стоит на месте — он умирает. Это ломает привычку игроков «спрятаться за укрытием и отдышаться». В зимних играх время всегда играет против вас и заставляет принимать решения на лету.

И наконец, температура часто становится самостоятельной системой, работающей параллельно с основными механиками. Она может снижаться со временем, зависеть от погоды, высоты, времени суток или состояния персонажа. Игрок вынужден следить за несколькими параметрами сразу.

Например, во Frostpunk (2018) цель — не столько развиваться, как в большинстве стратегий, сколько выжить любой ценой. В этой игре предстоит управлять последним городом человечества, который жмется вокруг огромного теплового генератора посреди бескрайней морозной пустоши.

Frostpunk постоянно ставит перед вами жуткие моральные дилеммы. Недостает рабочих рук? Можно подписать закон о детском труде. Нечем кормить людей? Можно разбавлять суп опилками (даже так).

Во Frostpunk вы физически ощущаете холод через интерфейс: экран покрывается изморозью, а звук завывающего ветра пробирает до мурашек. Температура здесь диктует все: становится прохладно — люди начинают болеть, надвигается снежная буря — замерзают производственные цеха. Вам постоянно приходится жонглировать ресурсами: угля мало, еды не хватает, надежда населения падает.

В недавней Frostpunk 2 (2024) фокус смещается с бытовых задач на управление городом: политику и логистику.

В игре появились фракции со своими интересами, и многие решения связаны уже не только с распределением тепла, но и с тем, какую модель развития города выбрать. Но основа остается прежней: холод все так же определяет рамки, внутри которых приходится работать, а любые ошибки быстро превращаются в серьезные последствия для города.

Еще пример — серия Lost Planet от Capcom. Первая вышла еще в 2006 году. Ее действие разворачивается на планете E.D.N. III, покрытой снегом и льдом. Если предыдущие игры заставляли нас выживать, то Lost Planet — это больше про драйв и боевку.

Игры серии менялись, но основу всех составляет уникальный ресурс: термальная энергия. Она нужна для питания костюма и техники — в том числе гигантских роботов. Энергия постоянно убывает. Единственный способ ее пополнить — убивать местных насекомоподобных монстров (акридов) и собирать из них выпадающие оранжевые сгустки тепла. Это полностью меняет динамику геймплея: вы не можете «кемперить» или играть слишком осторожно. Холод подгоняет вас вперед, заставляя вести себя агрессивно. Хочешь жить — иди и стреляй.

Нередко холод в играх работает лучше зомби, мутантов или злых военных.

Взять, например, The Long Dark (2014) — симулятор одиночества и микроменеджмента организма. В не есть только вы, бесконечная тайга после геомагнитной катастрофы и дикая природа.

Игра заставляет следить за кучей параметров: голод, жажда, усталость — и конечно, температура тела. Если промочили ноги и быстро не разведете костер — вы труп. Без шапки выше риск замерзнуть. А во время метели вы заблудитесь в трех соснах (буквально).

В The Long Dark уникальный визуальный стиль. Если бы не сурвайвал-геймплей, это была бы медитативная игра — 90% времени вы просто идете, слушая хруст снега и собственное дыхание. Но когда находишь банку сгущенки или теплую парку, радуешься этому больше, чем легендарному луту в Diablo.

Холод как физика

Замечал, как меняется управление машиной на льду или как вязнет персонаж в глубоком снегу? Зима заставляет игрока чувствовать сопротивление среды. Это уже не прогулка по парку, а борьба за каждый пройденный метр.

Чтобы понять, о чем речь, включи SnowRunner (2020) — игру для тех, кто в детстве любил возиться в грязи, а повзрослев, купил внедорожник. Там есть разные карты, но именно зимние регионы (Кольский полуостров, Аляска, Амур) считаются самыми сложными и интересными.

В SnowRunner снег — это сложная физическая субстанция. Колеса вязнут в глубоком сугробе, на ледяной дороге машину несет в кювет при малейшем повороте руля, а лед на озере может треснуть под тяжестью грузовика.

Каждый рейс превращается в логистическую задачу. Проехать по короткой дороге через замерзшее болото или сделать крюк в 5 километров по грунтовке? Застрять можно везде. Это игра про преодоление, где проехать 100 метров — уже победа.

Холод как часть атмосферы

Скрип снега под сапогами, свист ветра в ушах, плохая видимость из-за метели. Зимний сеттинг позволяет создать камерную, интимную атмосферу одиночества. Мир сжимается до пятна света от вашего фонарика.

Скажем, серия Syberia — игры, которые многие вспоминают в первую очередь за настроение. История нью-йоркской юристки Кейт Уолкер начинается с простой задачи: оформить продажу европейской фабрики механических автоматонов. Но выясняется, что наследник предприятия жив, и работа оборачивается путешествием через половину Европы и дальше на север.

В «Сибири» (особенно в первых двух частях) холод не агрессивен. Это меланхоличная сказочная зима: пустые заснеженные перроны, величественные советские монументы, покрытые инеем. А еще странные механизмы, работающие вопреки законам физики.

Здесь снег подчеркивает одиночество и угасание старого мира. Ритм игры неспешный и тягучий. Вы бродите по локациям под гениальную музыку Инона Зура, решаете головоломки и общаетесь с автоматоном Оскаром.

Syberia Remastered вышла в начале ноября 2025 года — это отличный повод освежить в памяти первую часть серии  или пройти третью и четвертую части, которые, кстати, графически выглядят просто потрясающе.

Конечно, мороз может сработать и в хоррор-атмосферу.

Как, например, в Kholat (2015) — игре, вдохновленной печально известной историей тургруппы Дятлова. Разработчики не стали делать документалистику, а ушли в мистику и хоррор. В Kholat нет привычного GPS-навигатора, который ведет вас за руку. У вас есть только бумажная карта и компас. Вам нужно самостоятельно сопоставлять ориентиры будь-то скалы, деревья или тропы с картой.

Добавь к этому снежную бурю, нулевую видимость и жуткие оранжевые силуэты, преследующие вас в тумане. Холод здесь работает на создание чувства полной беспомощности и дезориентации. Тот случай, когда потеряться в игре действительно страшно.

Приквел к основной серии Batman: Arkham Origins часто недооценивают, а зря. Одной из его сильнейших сторон стал именно сеттинг, основанный на контрасте. С одной стороны — мрачный коррумпированный город, промышленные зоны и бандиты. С другой — рождественские украшения, гирлянды в витринах магазинов и музыка Jingle Bells где-то на фоне драки. Снег кардинально меняет восприятие знакомого города. Он делает картинку «чище» и холоднее.

А еще в 2013 году все сходили с ума от технологии тесселяции — снег реалистично проминался под ногами Бэтмена и оставался на его плаще. Мелочь, а атмосферу создает мощнейшую.

Spider-Man: Miles Morales (2020) — отличный пример зимней и в какой-то степени праздничной атмосферы. Если оригинальный Spider-Man от Sony показывал нам летний Нью-Йорк, то спин-офф про Майлза Моралеса окунает игрока в рождественскую сказку. Здесь зима — декорация для истории о семье, доме и дружбе. Город выглядит невероятно уютно: пар изо рта прохожих, заснеженные крыши небоскребов, теплый свет из окон квартир.

Полеты на паутине сквозь густой снегопад ощущаются совсем иначе, чем летом. А благодаря трассировке лучей, отражения огней на мокром асфальте и льду выглядят просто волшебно. Идеальная игра для создания новогоднего настроения.

В Resident Evil: Village (2021) герой отправляется спасать дочь в затерянную европейскую деревню и попадает в готическую зиму. Сеттинг здесь работает на изоляцию: деревня отрезана от мира снегопадами, горными перевалами и туманом. Снег в Village грязный, тяжелый, скрывающий трупы и ловушки.

В игре вы бродите по продуваемым ветром улицам, где от холода коченеют пальцы, а потом попадаете в роскошный замок Димитреску, хоть и горят камины, но безопаснее от этого не становится. Холод здесь подчеркивает безысходность: бежать некуда, пути назад нет.

Напоследок — еще несколько игр, где важную роль играет холод

А если после этой подборки захочется чего-то ещё зимнего — вот небольшой список игр, к которым приятно возвращаться в холодные вечера.

  • Mafia II — зимний Эмпайр-Бэй, неспешные поездки по заснеженным улицам и редкое сочетание криминальной драмы с уютным декабрьским настроением.

  • Subnautica: Below Zero — исследование подледного океана, странные биомы и постоянная нехватка тепла.

  • The Division: Survival — заснеженный Нью-Йорк, где поиск снаряжения превращается в борьбу с мерзлотой.

  • Kona — расследование в тихой канадской провинции, где погода работает не хуже напряженного саунд-дизайна.

  • Skyrim — северные земли, длинные переходы и знакомый зимний пейзаж, который задает тон целым регионам.

А какую игру всегда устанавливаешь с приходом холодов ты? Делись своими любимыми «морозными» тайтлами в комментариях! И не забудьте надеть шапку!


За обзорами игровых новинок, стримами и трейлерами иди в раздел «Видеоигры» на RUTUBE.

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.

А за новостями об экранизациях любимых игр, новинках кино и сериалов в телеграм-канале RUTUBE КИНОЗАЛ — заходи, с нами нескучно!

Что еще почитать:

☑️ Главные экранизации видеоигр: что выйдет на экраны в ближайшие годы

☑️ Серия Silent Hill: почему это не просто хоррор, а психологический триллер про нас самих

☑️ 10 атмосферных игр в сказочном сеттинге

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 7 10
710

Мадс Миккельсен — главный «хюгге-актер» Голливуда

Мадсу Миккельсену — 60! К юбилею актера рассказываем о его жизни, раскрываем интересные факты и вспоминаем роли, от знаковых до малоизвестных.

Мадс Диттманн Миккельсен родился 22 ноября 1965 года в столице Дании — Копенгагене, в семье банковского служащего и медсестры. В 16 лет он переехал в Швецию, поступил в престижную Балетную академию Гетеборга и вплотную занялся танцами и хореографией, посвятив этому десять лет своей жизни. Там Мадс и познакомился со своей будущей женой, хореографом Ханне Якобсен.

У Мадса есть старший брат — Ларс Миккельсен, тоже талантливый и харизматичный актер. Совсем недавно он засветился в новом «Франкенштейне» Гильермо Дель Торо (про экранизации почитай отдельный пост, если интересно).

Еще интересные факты о Мадсе Миккельсене:

  • его имя на датском звучит как «Месс»;

  • главная страсть актера — мотоциклы, жемчужиной его коллекции стал датский Nimbus 1937 года;

  • Мадс — однолюб и семьянин, у него один счастливый брак на всю жизнь, есть взрослые сын и дочь;

  • среди близких друзей актера — его датские коллеги Николай Костер-Вальдау (Джейме Ланнистер из «Игры престолов») и Хью Дэнси (Уилл Грэм из «Ганнибала»).

Миккельсен как актер «родился» после окончания театральной школы Орхуса в 1996 году.

Сейчас в его фильмографии более 60 фильмов и сериалов, включая голливудские блокбастеры. Но его карьера началась с «маленького» датского кино: короткометражек «Цветы заключенного» и «Кафе "Гектор"». А еще неплохого, но все же далеко не громкого полицейского сериала «Спецподразделение» — однако до него было еще кое-что.

Первой заметной работой в кино для Миккельсена стала роль второго плана в дебютном фильме режиссера Николаса Виндинга Рефна «Дилер» (1997). Там актер хоть и получил немного экранного времени, но оказался настолько харизматичным и запоминающимся, что режиссер вывел его на первый план в сиквеле «Дилер 2» (2004).

Получив главную роль, Миккельсен смог ярко выразить обаяние своего персонажа и наделить его сложными эмоциями, заставить зрителя сопереживать ему. По признанию актера, чтобы добиться такого погружения, ему нужно размяться. Но речь не про мышцы и голос, а про образ: перед съемками Мадс уходил в тихий уголок прочувствовать своего персонажа, чтобы тот поднялся с плоских страниц сценария и стал «объемным» на экране.

Первое десятилетие своей карьеры Мадс снимался в фестивальных европейских драмах. Например, «Открытые сердца» (2002) и «Зеленые мясники» (2003).

Но все изменилось с участием в перезагруженной бондиане — «Казино "Рояль"» (2006). Именно с него для Мадса началась череда ролей, в которых он воплощал харизматичных злодеев со сложными характерами. А вместе с ними пришел и голливудский успех.

Лё Шиффр — главный враг Джеймса Бонда в фильме — обладал чуть ли большей харизмой, чем сам агент 007 в исполнении Дэниэла Крэйга.

Герой Миккельсена гипнотизирует зрителей непроницаемым, почти змеиным взглядом, заставляет проникнуться к нему пониманием, даже встать на его сторону. Бонд слишком идеален, в то время как Лё Шиффр обаятелен в своей неоднозначности.

А одна из финальных сцен с ним и вовсе стала культовой.

Кстати, обрати особое внимание — левый глаз Лё Шиффра травмирован. Миккельсен так хорошо владеет микромимикой, то режиссеры регулярно «ослепляют» его персонажей. Например, Одноглазый в фэнтезийной «Вальхалле: Саге о викинге» (2009), Рошфор в «Мушкетерах» (2011), Черный Кайзер в «Полярном» (2019) — дополняй своими примерами в комментариях!

Отметился Миккельсен и в супергеройской франшизе Marvel.

В роли темного мага Кецилия он заглянул на второй план кинокомикса «Доктор Стрэндж» (2016). Как и многие суперзлодеи Marvel, он имел благие намерения, которые, однако, привели его к преступлениям. Миккельсен выражает внутреннюю драму героя: конфликт между долгом мага-наставника и убеждениями уставшего человека, и все это только через мимику, паузы. Наконец-то харизма Камбербэтча получила достойного противника!

Сам Мадс признавался, что съемки в «Докторе Стрэндже» были непростым делом: многочасовой грим и тяжелый костюм, кунг-фу, сцены вверх ногами, а самое сложное — бой Стренджа и Кецилия. Короткий эпизод снимали три недели! Отыгрывать сцену приходилось по 8–10 часов.

Дальше Миккельсена пригласили заменить Джонни Деппа в «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» (2020). Вместе с актером изменился и характер антагониста, из-за чего третий фильм кажется уже не просто сказкой. В новом Геллерте Грин-де-Вальде не осталось привычной театральности Деппа. Темный маг поднял ставки своей холодной расчетливостью, нагнал жути пронзительным взглядом.

Но есть и более жуткая, и наверное, самая узнаваемая роль Мадса Миккельсена.

Конечно, речь о сериале «Ганнибал» (2013–2015). Поначалу актер даже отказывался от роли доктора Лектера, так как не хотел сравнений с Хопкинсом. Думал, что добавить к образу нечего. И как же мы благодарны, что он бросил вызов себе и согласился на роль!

Ганнибал Хопкинса был экспрессивным и даже неприкрыто агрессивным. А образ героя Миккельсена в сериале строился на полутонах, едва заметной мимике и интонациях интеллигента-иностранца. Он не типичный злодей с безумным взглядом, а тонкий психолог и манипулятор, прекрасно отдающий отчет своим действиям и питающий любовь к интеллектуальным дуэлям.

Мадс Миккельсен хоть и не брезгует «злодейскими» (и, вероятно, денежными) ролями, но не забывает сниматься «для души»: участвует в фестивальных авторских фильмах, коих за его карьеру было немало. В таких камерных драмах лучше всего раскрывается его актерский почерк — минималистичный и сдержанный, но в то же время выразительный. Какую бы роль ни примерял на себя Миккельсен, всех его героев будет объединять меланхолия и саморефлексия.

Например, «Охота» (2012) Томаса Винтерберга — это неторопливая социальная драма о жизни детсадовского воспитателя, которого несправедливо обвинили в ужасном преступлении. Миккельсен сыграл изгоя, отвергнутого обществом, но при том изо всех сил старающегося сохранить веру в доброту людей. Впоследствии он получил главную награду Каннского кинофестиваля — Пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль.

В созерцательной и философской исторической драме «Королевский роман» (2012) Мадс Миккельсен сыграл просветителя Иоганна Фридриха Струэнзе. В этом образе он холоден и руководствуется только логикой. Но стоит ему влюбиться… и персонаж оживает в нюансной актерской игре Миккельсена, которому лучше всего удаются неоднозначные персонажи.

Бритого Мадса мы видели, в костюмах — множество раз, с покалеченными глазами — еще чаще. Фильмография Миккельсена вообще очень контрастная. Например, в ней соседствует драма о крушении самолета «Затерянный во льдах» (2018) и треш-боевик «Полярный» (2019).

К слову, к премьере «Затерянного во льдах» актер приезжал в Россию. И признался в интервью, что чувствует связь с нашей страной и уважает систему Станиславского. Возможно, это один из секретов успеха его глубоких персонажей.

И уж чего точно не ждали, так это появление Миккельсена в видеоиграх — да еще и в проекте эпатажного Хидео Кодзимы.

Миккельсен сомневался насчет Death Stranding (2019), потому что никогда не увлекался компьютерными играми и ничего не знал о процессе их создания. Однако доверился старому знакомому и согласился на роль антагониста (разумеется!) Клиффа Унгера. И как потом сам признавался, это был невероятный опыт — играть увешанным датчиками захвата движений на локально-зеленом фоне, еще и без знания полного сценария!

Вспомним начало этого поста и закольцуем мысль, как в хороших сценариях. Следи за руками: в 1997 году первый фильм Николаса Виндинг Рефна стал для Мадса Миккельсена удачным дебютом в кино. А двадцать лет спустя тот же Рефн настоятельно рекомендовал актеру согласиться на работу с Хидео Кодзимой.

По мнению Миккельсена, Клиффорд Унгер не относился к обычным злодеям-эгоистам-захватчикам, он в разы сложнее. Актер наделил его той же многогранностью и глубиной, что и Кецилия из «Доктора Стрэнджа», и Лё Шиффра из «Казино Рояль», и Грин-де-Вальда из «Фантастических тварей».

После экспериментов с кино и играми — возвращение к авторскому драматическому кино.

«Еще по одной» (2020) — новая совместная работа Мадса Миккельсена с режиссером Томасом Винтербергом. Картина взяла «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а еще получила премию Британской киноакадемии в той же номинации.

Здесь герой Миккельсена — школьный учитель, который переживает кризиса среднего возраста. Чтобы вернуть вкус жизни, он решает устроить с друзьями челлендж — выпивать каждый день. Тут мы должны бы сказать, что алкоголь вредит твоему здоровью, но на самом деле фильм говорит об этом красноречивее любых дисклеймеров.

Подводя итог — образы Миккельсена не бывают скучными.

Его герои полны противоречий и постоянно рефлексируют. Это отлично вписывается в современные требования к персонажам в кино, сериалах и играх — больше психологизма, меньше простых ответов. Вот что сам актер думает о своих ролях.

К сожалению, Голливуд все больше видит в харизматичном датчанине именно антагониста и актера второго плана «со змеиным взглядом и каменным лицом», как в «Поступи хаоса» (2021) или последнем «Индиане Джонсе» (2023) — эту «злодейскую» роль можно даже посчитать оскорбительной. Между тем Миккельсен уже показал себя как талантливый драматический актер, достойный первого плана.

Из последнего — Мадс раскрыл свой комедийный дар в датско-шведской криминальной драмеди «Последний викинг» (2025). А в будущем нас ждет испанская научная фантастика Ami — там Миккельсен в роли астронавта окажется на неизвестной планете в компании ИИ, который будет помогать ему выживать. Хоть имя режиссера — Фернандо Сурман — ни о чем не говорит, идея звучит интересно, ждем!

Разумеется, в рамках этого поста мы рассказали далеко не о всех достойных фильмах с Мадсом Миккельсеном. Пиши в комментариях, что годного смотрел с актером!


Ищи трейлеры, новости кино и сериалов, обзоры от блогеров и другие крутые ролики на RUTUBE!

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.

А чтобы было легче следить за новостями киноиндустрии, подписывайся на телеграм-канал RUTUBE | Кинозал.

Что еще почитать:

☑️ Культовые роли Мэтта Деймона, биография и интересные факты

☑️ Почти сорок лет в поп-культуре: разбираем путь Хищника по фильмам, комиксам и играм

☑️ Это что за киномем? Пост-угадайка

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 15 7
126

Нуар — что за стиль? Взгляд из тени

Что объединяет фильм «Бегущий по лезвию», игру Disco Elysium и аниме «Призрак в доспехах»? На них всех видна тень нуара. В посте расскажем, что это за стиль, как появился и повлиял на киноиндустрию.

Нуар — что за стиль? Взгляд из тени

Нуар уже не просто стиль в кино. Это настроение, выразительный визуальный язык и узнаваемые персонажи. Например, переполненный сомнениями детектив в плаще и шляпе копается в грязных тайнах города, борется со своей же тенью, но пытается найти свет.

История и зарождение

Само слово «нуар» пришло из французского — film noir, что значит «черный фильм». Критики использовали новоизобретенный термин для описания мрачной эстетики и упадочного настроения, присущего американским криминальным драмам 40–50-х годов.

В США, где и зародился стиль, это было время политической нестабильности и общественной паранойи, люди были растеряны и не уверены в будущем. Так появился «нуар» — по сути визуальный язык, говорящий о темных сторонах человеческой натуры, рассказывающий циничные и морально неоднозначные истории. Появление стиля предопределил фильм «Гражданин Кейн» 1941 года Орсона Уэлса.

Первые фильмы-нуары часто были основаны на книгах — криминальных романах и детективах. Родоначальниками нуара в литературе считают Дэшила Хэммета («Мальтийский сокол») и Джеймса Кейна («Двойная страховка»). И именно из книг сценаристы и режиссеры нуара позаимствовали закадровый голос. Этот прием сразу дает понять зрителю, что главный герой фильма смотрит на этот мир будто бы со стороны.

Как книги, так и фильмы нуар отличались мрачной атмосферой и духом пессимизма; агрессивными тенями, будто захватывающими кадр; и героями, у которых свет и тень боролись в душе.

Примерами классического нуара можно назвать фильмы: «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon, 1941), «Бульвар Сансет» (Sunset Blvd., 1950), «Двойная страховка» (Double Indemnity, 1944).

Визуальные приемы: тени, контрасты, дым и дождь

Именно визуальная мрачная эстетика и узнаваемые операторские приемы объединяют фильмы в одно направление.

Кьяроскуро (резкий контраст темных и светлых участков). Прием отражает главную для нуара тему: противостояние добра и зла, как в дождливом городе, так и внутри одного человека. Чаще всего используют технику «чертовой» подсветки — когда лицо героя освещается только частично, а остальное скрыто в полумраке. Это передает двойственность персонажа.

Например, Хамфри Богарт в классическом нуаре «Касабланка» или Джош Хартнетт в неонуаре «Город грехов».

Угол съемки. Камеры снимают снизу, показывая героя величественным, или сверху — чтобы подчеркнуть его уязвимость. А также оператор может специально слегка заваливать горизонт, этот прием называется «Голландский угол». Вкупе все эти визуальные ходы создают ощущение нестабильности, дискомфорта, передают ломаную и неоднозначную мораль героев.

Искаженный угол съемки перекочевал из немецкого экспрессионизма, например, фильм 1920 года «Кабинет доктора Калигари». А в нуаре это, например, «Третий человек».

Визуальный ритм и геометрия. Сочетание вертикальных или горизонтальных линий (тени от жалюзи или решетки, «перечеркивающие» персонажей) делают пространство геометричным, отсылают к образам клетки, будто намекая на терзания героя или его будущую судьбу. Графичные силуэты и четкие тени, а также отражения в зеркалах создают ощущение двойственности и внутреннего конфликта.

Обрати внимание на такие детали, когда будешь смотреть фильмы. А пока вот пара примеров из классики «Мальтийский сокол» и «Леди из Шанхая».

Дым и дождь. Еще два обязательных и неразлучных героя фильмов в нуаре. Дым в кадре выглядит привлекательно, особенно в контровом свете и черно-белом изображении. Кроме того, если герой в кадре курит, то он сам будто окутывает себя дымом, отгораживается от мира и растворяется в своих мыслях и страхах. Дождь же задает гнетущую атмосферу, добавляет меланхоличности и дискомфорта происходящему. Кажется, что сам город страдает от тех пороков, которые несут его жители. Блестящий после дождя асфальт, дым и туман, яркие акценты неоновых вывесок — все это создает мрачную эстетику с философским подтекстом о двойственности человека, где грани между добром и злом то четко расчерчены тенями, то скрыты в тумане.

Циничный детектив и роковая женщина

Типичный персонаж нуара — не герой в безупречной репутацией, а циничный мужчина средних лет. Обычно он носит плащ и шляпу (а как иначе спастись от вечного нуарного дождя?) и не выпускает из руки сигарету (мы все еще не поддерживаем такого!). Он заливает свою тоску горьким кофе или чем покрепче, страдает от внутреннего конфликта и моральных дилемм. Герой отстраненно наблюдает этот мир через мутное стекло, он разочарован и одинок.

Но заскучать и совсем уж раствориться в клубах дыма и тяжелых мыслей такому герою не позволит роковая женщина, или фам фаталь (от фр. Femme fatal). Изысканная, внешне безупречная, она может быть, как союзницей главного героя, так и расчетливым манипулятором или соблазнительной антагонисткой. Она морально неоднозначна, часто ведет двойную игру и ревностно оберегает свои секреты.

Образ роковой соблазнительницы, независимой и сильной, был настоящим прорывом в изображения женщины на экране. Фам фаталь вела себя по-мужски, уверенно чувствовала себя на территории мужчин. И даже ее костюм — с широкими плечами и графичным силуэтом — был похож на мужской. Да-да, именно фильмам-нуар нужно сказать спасибо за вошедшие в моду женские пиджаки с увеличенными плечами.

Эволюция и влияние

Эпоха классического нуара закончилась к концу 50-х, но его мрачная эстетика и темы упадка получили множество новых реинкарнаций. Первое перерождение стиля — неонуар — случилось уже в 1970-х годах как реакция на новые реалии времени: бум преступности, упадок общества после войны, политические скандалы — и все это на фоне технологического прогресса. Визуально неонуар приобрел яркие неоновые цвета, но сохранял характерное для классического стиля использование света и тени, а также атмосферу загадочности и опасности. Темы борьбы между законом и преступностью остались, но добавились новые: психологические травмы, внутренние демоны, роль масс-медиа и изменения нравов.

Например, это фильмы «Таксист» и «Китайский квартал». Среди современных фильмов, наследующих классический нуарный стиль, нельзя не вспомнить «Город грехов» Роберта Родригеса.

Техно-нуар очень похож на неонуар, но в нем больший упор на страх технологического прогресса и проблемы, которые этот он принесет. Визуально мир техно-нуара остается мрачным и дождливым, но яркими пятнами в нем сияют неоновые вывески и глянцево блестят фантастические устройства.

Например, фильм «Бегущий по лезвию».

Однако нуар и все его потомки не ограничились только серьезным кино на больших экранах. Эстетика и идеи мрачных фильмов проникли на страницы комиксов и в компьютерные игры.

Например, американские комиксы «Бэтмен», «Хранители», «Джон Константин», японские манга, а после и аниме: «Призрак в доспехах», «Истинная грусть» и «Нуар».

И если угнетающий дождь и городской смог погружают в атмосферу за два часа фильма, то как же хорошо этот визуальный стиль будет работать в интерактиве! Скорее всего, так думали гейм-разработчики, когда готовили новые концепты. И теперь у нас есть много игр в сеттинге и визуале как классического, так и техно-нуара.

Например, L.A. Noire (2011) — игра полностью стилизована под нуар: классический стиль, детективная история с механиками расследования.

Max Payne (2001–2004) — главный герой на зависть всем нуарным фильмам — с трагичным прошлым и сомнениями в настоящем. Плюс гнетущая атмосфера, стилистика черных экранов и брутальные перестрелки.

Heavy Rain (2010) — интерактивное кино в жанре триллер-нуара с психологической глубиной и, как видно из названия, в декорациях мрачного и дождливого города.

Disco Elysium (2019) — ролевая игра, в центре которой — борющийся с внутренними демонами детектив.

А какие фильмы, книги, комиксы и игры в стиле нуар зацепили концертно тебя? Пиши в комментариях!


Нуар — как черный кофе: крепкий, горьковатый, но с послевкусием, от которого не откажешься. Ищи еще больше интересного по теме на RUTUBE!

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.

А чтобы было легче следить за новостями киноиндустрии, подписывайся на телеграм-канал RUTUBE | Кинозал.

Что еще почитать:

☑️ От немого кино до хоррора и аниме: куда занесло Алису за 150 лет

☑️ Подвиг под прикрытием: фильмы и сериалы о советской военной разведке, достойные просмотра

☑️ Подборка фильмов про виртуальную реальность эпохи VHS

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 26 6
9

Будущее, которое ждали в прошлом1

Они мечтали о городах под куполом, летающих машинах и роботах-товарищах. А мы получили умные чайники и пробки на МКАДе.

В шестидесятые верили: к 2000-му роботы будут водить автобусы, а мы — летать на работу в дирижаблях. Советский человек не просто мечтал о будущем — он его проектировал. В журналах печатали схемы домов-автоматов, небесных трасс и подземных городов. Это была эпоха, когда инженерия и фантазия говорили на одном языке. Рассказываем, каким виделся XXI век глазами прошлого — и почему это будущее оказалось красивее реальности.

Роботы-товарищи

В шестидесятые казалось, что роботы совсем рядом — стоит немного подождать, и они станут частью повседневной жизни. В журналах печатали иллюстрации механических помощников, а на выставках показывали устройства, которые символизировали наступление новой эпохи — эпохи автоматики.

Один из таких образцов — робот-гаишник — металлический инспектор с лампами вместо глаз и сигнальным жезлом. Его изображали на страницах журналов и устанавливали на выставках в Москве. Он должен был самостоятельно управлять потоками машин и олицетворял идею «умного перекрестка» будущего.

Но фантазия не ограничивалась улицами. На страницах «Техники — молодежи» и других изданий появлялись домашние роботы-помощники: механические секретари, официанты и даже «роботы-няни». Они изображались рядом с телефонами, печатными машинками и подносами — как часть нового рационального быта, где человек не утруждает себя мелочами.

Некоторые из таких машин действительно существовали. В 1966 году все тот же журнал «Техника — молодежи» объявил конкурс на создание человекоподобного робота — не просто механизма, а полноценного андроида, способного помогать человеку в быту. Среди сотен участников со всей страны победил калужский учитель черчения Борис Гришин, представивший робота по имени АРС — «автоматический робот-секретарь». Его уменьшительно называли Арсиком.

Несмотря на отсутствие инженерного образования, Гришин создал устройство, опередившее время: Арсик умел будить хозяина, включать магнитофон с гимнастикой, отвечать на телефонные звонки, записывать сообщения и даже различать мужские и женские голоса.

Робот мог дозваниваться до нужного номера, включать свет, поддерживать нужную температуру в квартире и управлять бытовой техникой. Он приветствовал гостей, разливал напитки, помогал с телефонными звонками и сообщал, если хозяина нет дома. Для середины шестидесятых это была фантастика, воплощенная в металле. Арсик стал символом советского представления о домашней автоматике — не холодной и бездушной, а человечной, заботливой, созданной для удобства.

Еще один интересный проект — «Рыцарь радиоэлектроники», созданный ленинградским объединением «Позитрон» в 1971 году. Этот робот демонстрировал движение рук и головы, реагировал на команды и был звездой выставок.

А робот «Самоделкин», собранный школьниками станции юных техников в 1976 году, показал, что технологии будущего можно создать своими руками, даже детскими.

Образ робота в СССР всегда был позитивным. Он не заменял человека — он помогал ему. Машина, которая не устает и не ошибается, воплощала мечту о гармонии между наукой и трудом. Это был утопический мир, где техника служит человеку, а не наоборот.

Летающие автомобили и дирижабли

В 50–60-е будущее представлялось воздушным. Люди верили, что вскоре дороги поднимутся в небо, а личный транспорт сможет парить над городом. На страницах журналов публиковались эскизы машин с крыльями и пропеллерами — аэромобилей, способных взлетать прямо с улицы.

Некоторые из этих идей действительно обсуждались инженерами. Одним из проектов был ГАЗ-16 — экспериментальный автомобиль на воздушной подушке, созданный на Горьковском автозаводе. Он не умел летать, но мог скользить над землей и водой. Для своего времени это было впечатляющим шагом: в конце шестидесятых ГАЗ-16 рассматривали как транспорт новой эры — что-то между машиной и летательным аппаратом.

Не меньший интерес вызывали дирижабли. В публикациях их изображали как главный транспорт грядущего XXI века — тихий, безопасный и почти экологичный. В фантазиях художников дирижабли парили над Москвой и другими городами, неся пассажиров в стеклянных салонах с видом на облака.

Инженеры тоже пытались вернуть дирижабли в обиход. В 1970-е обсуждались проекты пассажирских моделей с электротягой и системами автоматического управления, но дальше чертежей дело не дошло.

В архитектурных концепциях того времени воздушный транспорт становился частью целого комплекса идей — города-машины, где дома соединялись мостами и трассами для аэромобилей. Эти проекты оставались утопией, но отражали уверенность эпохи: прогресс способен преодолеть любую границу.

Города будущего

В начале двадцатых годов в Советском Союзе зародилась новая архитектурная утопия. Страна, только вступившая в индустриальную эпоху, мечтала не о зданиях, а о новых формах жизни. Архитекторы пытались представить, каким станет город, если освободить его от привычных границ и подчинить законам разума.

Одним из самых ярких воплощений этой идеи стал проект Георгия Крутикова «Парящий город». Он предлагал вынести жизнь в небо, оставив землю промышленности и транспорту. На его чертежах можно увидеть летающие жилые блоки, соединенные мостами и коммуникационными линиями, а также лифты и летательные аппараты, курсирующие между воздушной и наземной частями.

Спустя десятилетия идея управления средой трансформировалась, но не исчезла. В 1960-х инженеры мечтали уже не о городах в небе, а о мегаполисах под прозрачными куполами. Под ними поддерживался стабильный климат, чистый воздух и комфортная температура — рациональная альтернатива непредсказуемой природе. Так утопия авангарда обрела новое воплощение: не полет над землей, а создание мира, где каждый элемент подчинен человеческой воле.

Вместе с этим советские инженеры мечтали о городах под водой. На страницах журналов появлялись иллюстрации подводных станций с прозрачными куполами и тоннелями.  Людей туда доставлял специальный лифт, опускающийся с поверхности на морское дно. Подводный город представлялся как символ непокоренной стихии — нового пространства для науки и жизни.

Для экстремальных условий предлагались и мобильные формы жилья. Одной из них стал полярный шар — сферическое устройство для проживания в Арктике. Он не тонул в воде, не замерзал и мог удерживать комфортную температуру даже при сильных морозах. Такие конструкции должны были позволить человеку жить и работать в любой точке планеты.

Быт и технологии будущего

В советских журналах будущее бытовой жизни выглядело не менее впечатляюще, чем архитектура или транспорт. Инженеры и художники пытались предугадать, каким станет дом, если его полностью доверить машинам. В их представлении человек будущего жил среди приборов, которые думали, говорили и делали все сами.

Одним из таких изобретений был стеноход — механизм, способный передвигаться по вертикальным поверхностям. Это была универсальная машина для ремонта и строительства высотных домов.

Еще одно чудо-изобретение — сапоги-скороходы, индивидуальное средство передвижения, которое давало каждому скорость автомобиля.

В 1943 году в журнале «Техника — молодежи» написали про монофон — прообраз автоответчика. Устройство приветствовало звонящего и предупреждало, что разговор записывается. Для своего времени это было откровение: техника будто впервые получила голос и характер.

Наряду с устройствами связи придумывали системы, управляющие самой природой. Среди проектов — летающая станция погоды. Огромный дирижабль с антеннами и радарами должен был регулировать осадки, разгонять тучи и вызывать дождь.

Быт тоже становился ареной технологических экспериментов. Умная кулинарная машина, похожая на смесь плиты и компьютера, должна была сама готовить по заданной программе. Нужно было лишь выбрать меню и нажать кнопку — обед появлялся на столе.

Все эти проекты казались естественным продолжением эпохи веры в прогресс. В них чувствовалось не стремление к роскоши, а желание освободить человека от рутины.

Ретрофутуризм в кино

Что-то из несбывшегося будущего в наши дни нашло отражение в киноиндустрии. Взять хотя бы недавнюю «Фантастическую четверку», где превосходно передали дух оригинального комикса в ретростилистике.

Или отечественную «Кибердеревню», где оригинально смешали киберпанк и ностальгию.

Если покопаться, ретростиль и его чудеса можно найти и в более ранних картинах вроде «Небесного капитана и мира будущего», события которого происходят в альтернативной вселенной с дирижаблями и другими несбывшимися проектами первой половины XX века.

Даже не слишком успешная в коммерческом плане «Земля будущего» 2015 года смогла умело отразить в стилистике дух изобретательства и новаторства той эпохи.

Что в итоге

Советские фантазии о будущем сегодня читаются как поэзия инженерного оптимизма. В каждом чертеже и наброске — вера в то, что прогресс способен сделать человека счастливым, а мир вокруг — предсказуемым. Эти образы кажутся наивными, но именно в них чувствуется живая энергия — ощущение, что все возможно, стоит только захотеть и начертить план.

Мы привыкли смотреть на прошлое свысока, но может в мечтах инженеров 1960-х было больше человечности, чем в наших технологичных прогнозах? Они не ждали катастроф и нейросетевых кризисов — они проектировали свет, воздух и надежду.

Напиши в комментариях, какой из советских прогнозов показался самым трогательным — и какой хотел бы увидеть в реальности.


Больше интересного о прошлом, настоящем и будущем — на RUTUBE!

📍 Мобильное приложение — с фоновым воспроизведением и просмотром офлайн.

📍 Приложение для Smart TV — для просмотра на большом экране.


Что еще почитать:

☑️ От немого кино до хоррора и аниме: куда занесло Алису за 150 лет

☑️ Подвиг под прикрытием: фильмы и сериалы о советской военной разведке, достойные просмотра

☑️ Это что за киномем? Пост-угадайка

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 11 4
67

Подборка фильмов про виртуальную реальность эпохи VHS

Составили подборку ретрофантастики на тему виртуальной реальности. Смотрим и ностальгируем.

«Трон» (1982)

Да, тот самый оригинальный фильм. Вероятно, часть зрителей могла еще не родиться во времена релиза. Другая узнала о картине лишь из сиквела. А кто-то и вовсе удивлен какому-то «Трону: Арес», не понимая, когда вышли еще два (1982-й и 2010-й и правда были слишком давно).

Но что же это за фильм 1982 года, почему он так любим поклонниками и считается культовым?

Тут сработало все: «Трон» опередил время и концепцией, и идеей, и исполнением. Околофилософский фантастический боевик о самосознании компьютерных программ, живущих в мире со своими законами, правилами и иерархией. Это, по большому счету, «Матрица» до «Матрицы».

А наличие экшена, Джеффа Бриджеса (тот самый Чувак из «Большой Лебовски», док из «Планета Ка-Пэкс», Обадайя из «Железный Человек») в главной роли и плотного повествования сразу же сделали картину успешной и возвели в статус живой классики.

«Газонокосильщик» (1992)

Фантастический ужастик, который нужно смотреть только в режиссерской версии, ведь она длиннее аж на 40 минут.

Фильм в 1992 году мог похвастаться не самой плохой графикой и такой же задумкой, но в итоге чуть не стерся из памяти по трем причинам:

  • версия, демонстрируемая в кинотеатрах, не могла полностью раскрыть смысл картины;

  • не самый удачный итог проката;

  • быстро устаревшая графика, кажущаяся смехотворной на фоне «Матрицы», которая вышла всего через семь лет.

Но киноманы любят его за атмосферу, оригинальность и аутентичность спецэффектов. А истинные фанаты «Трона» смогут оценить идеи фильма, которые сильно перекликаются с сиквелом и затрагивают темы самосознания ИИ, страха перед развитием технологий и способы защиты от них.

А если после просмотра ты задаешься вопросом, причем здесь Кинг, рассказываем. У студии были права на одноименное произведение писателя и сценарий футуристического фильма. В итоге, чтобы не терять деньги и шанс на экранизацию, они дали название проекту, вынесли имя фантаста на афишу и добавили момент с газонокосилкой в сюжет. На этом — все. Кинг был в шоке и даже судился с киностудией (и выиграл), что еще сильнее ударило по итоговой окупаемости картины.

«Нирвана» (1997)

Культовый фильм итальянского режиссера Габриэле Сальватореса мало известен широкой публике. А ведь это классика киберпанка, предтеча «Матрицы» и просто крайне интересная фантастика о развитии технологий.

Но главное, в отличие от других картин из списка, она очень точно визуализирует возможное будущее. Люди, осознанно ушедшие в виртуальную реальность, живут в одиночестве, без любви и социальных контактов. И это до сих пор актуально: по всему миру фиксируется эпидемия одиночества, а общение происходит по большей части в интернете с помощью гаджетов и чатов.

Картина о поиске своего места и возможности управлять жизнью действительно стоит того, чтобы уделить ей время. Тем более что в главной роли — заслуженный Горец Голливуда Кристофер Ламберт.

Отдельно стоит отметить шикарный саундтрек, который не просто сопровождает зрителя, но наполняет фильм объемом и создает эмоциональную атмосферу полного погружения.

«Матрица» (1999)

Еще один культовый фильм в этом списке. Трилогия Вачовски изменила кинематограф, повлияв на целое поколение сценаристов, каскадеров, режиссеров, специалистов по спецэффектам и зрителей. Глубокая идея, идеальное исполнение, наполненность смыслами, множество оригинальных кинорешений сделали фильм одним из самых любимых и популярных по всему миру.

«Тринадцатый этаж» (1999)

Самый захватывающий, интригующий и сложносочиненный фильм подборки. Здесь случилось все: отличная игра актеров, продуманный мир, неожиданные повороты, никакой лишней философии, прямая линия повествования и череда загадочных убийств. Идеально!

И что самое интересное, спустя четверть века «Этаж» выглядит современно по картинке, проблематике и исполнению. Действительно классика!

«Экзистенция» (1999)

Фильм Дэвида Кроненберга с Джудом Лоу за четверть века не стал хуже — наоборот, тема синтеза реальной и виртуальной жизни кажется еще более актуальной.

Добавим к этому прекрасную игру актеров, интересную задумку, ряд неожиданных моментов и получаем фильм, который даст фору многим триллерам, в том числе фантастическим.

Чего только стоит пистолет, сделанный из супа, для обхода детекторов и датчиков!

«Виртуальный кошмар» (2000)

Фильм из Австралии, вышедший в одно время с «Матрицей», будто более полно раскрывает идеи Вачовски. Что это? Сбой? Подсказки Архитектора? Совпадение?

В любом случае он действительно хорош. Как никакой другой он разжигает мысль, знакомую многим: «Вдруг моя жизнь — просто чья-то игра, а я всего лишь персонаж?» Это может вогнать в депрессию или, наоборот, заставить расслабиться, ведь от тебя ничего не зависит. Именно с такой ситуацией сталкивается главный герой картины. Он ищет ответы на главные вопросы, в то время как его жизнь летит под откос.

Подборка фильмов про виртуальную реальность эпохи VHS

Да, все это не выглядит так круто, как приключения Избранного. Но по глубине фильм очень близок к трилогии.

«Дети шпионов 3» (2003)

Закончим на позитивной ноте — картине про компьютерную игру от Роберта Родригеса, где снялись Джордж Клуни, Сильвестр Сталлоне и Антонио Бандерас.

В далеком 2003 году в рамках детской фантастики говорили о том же, о чем и в суровых взрослых фильмах: о будущем, развитии технологий, проблемах, и о том, что нужно быть аккуратнее и вдумчивее при работе с ними. Все это показали в веселой легкой форме, и вряд ли двадцать лет назад юные зрители задумывались о будущем и возможностях, которые этот фильм предрекал.

А какие фильмы в духе «Трона» помнишь и любишь ты? Давай обсудим в комментариях!


Ищи трейлеры, новости кино и сериалов, обзоры от блогеров и другие крутые ролики на RUTUBE! Устанавливай мобильное приложение или смотри видео на большом экране Smart TV.

А еще не забудь подписаться на RUTUBE КИНОЗАЛ! У нас мемы, обзоры новинок, тонны интересного о кино и многое другое. Заходи, с нами нескучно!

Что еще почитать:

☑️ 7 магических фильмов и сериалов, которые мы смотрели на кассетах и по ТВ

☑️ Больше, чем логотипы: как создавались символы великих киностудий

☑️ 8 японских фильмов-хорроров, которые ты мог пропустить

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Показать полностью 1 7
Отличная работа, все прочитано!