Серия «Забытая консоль»

68

«Забытая консоль». Пост №15. R-zone

Пост по просьбе @Corvair, как заказывал)

Консоль R-Zone

Консоль R-Zone

Компания Nintendo знаменита своими взлетами и падениями. Но самый эпичный провал случился в 1995 году, когда Гумпей Екой (разработавший game&watch, крестовину для джойстиков, gameboy, приложивший руку к серии Metroid и позже создавший wonderswan), под давлением руководства, в кротчайшие сроки придумал требуемую от него инновацию - Virtual Boy. Консоль на столько неоднозначную, что она уже стала мемом в игровом сообществе, а ее автору пришлось уволиться из компании, взяв вину за репутационные и финансовые потери. (Надо про нее пост?)

Nintendo Virtual Boy

Nintendo Virtual Boy

Казалось бы, очевидно, что это хрень полная и абсолютно не играбельная. Но до появления Oculus quest и подобных устройств, оставалось более 20 лет, а желание иметь автономные 3D-очки было у геймеров уже тогда.

Поэтому даже у Virtual Boy нашлись последователи, причем умудрившиеся сделать ещё хуже, а именно Tiger Electronics.

Компания довольно известная, занималась выпуском игрушек и электронных игр, в частности аналогов nintendo game&watch, с сегментированным жк-экраном.

Электронная игра (Handheld) по Терминатору от Tiger

Электронная игра (Handheld) по Терминатору от Tiger

Кроме того, у нее был уже опыт выпуска электронных викторин с картриджами, Quiz Wiz, которые очень хорошо расходились.

Quiz Wiz с картриджами. Вопросы и варианты ответов были в книжке, а игрок выбирал соответствующую правильному ответу цифру.

Quiz Wiz с картриджами. Вопросы и варианты ответов были в книжке, а игрок выбирал соответствующую правильному ответу цифру.

В феврале 1995 года, на «Американской международной выставке игрушек», Tiger представила свою портативную консоль R-zone, запустив ее в том же году в производство.

Упаковка R-Zone

Упаковка R-Zone

Первоначальная консоль R-Zone состояла из гарнитуры, которая надевалась на голову и отдельного контроллера с батарейками. Каждый игровой картридж имел собственный прозрачный ЖК-дисплей, изображение на котором проецировалось на зеркальную поверхность, находящуюся перед глазом игрока. Как и у Virtual Boy, изображение было красного цвета. Даже ходила теория, что это референс к консоли Nintendo, но скорее всего, так вышло, потому что красные светодиоды были дешевле в те годы, чем синие или зеленые. Плюс изображение красного цвета было лучше видно на прозрачном фоне.

Реклама R-zone

Реклама R-zone

Картридж с экраном внутри

Картридж с экраном внутри

По сути, процесс игры не отличался от game&watch и прочих игр с сегментированным экраном, разве что изображений персонажа можно было больше засунуть. Но даже в сравнении с Virtual Boy прям очень слабо.

Игры R-Zone в основном различались только названием, геймплей в игровой библиотеке R-Zone практически идентичен. Ну и само собой, почти все было лицензией по каким то франшизам, типо Batman, Mortal Kombat, Судья Дредд, Virtua Fighter и тд. Иначе как это продавать? Всего вышло около 20 игр.

Несмотря на необычный дизайн, легкость конструкции и малую энергозатратность (4 батарейки ААА), консоль подверглась резкой критике. Игры примитивные, изображение на прозрачном экране было плохо различимо, кнопки на геймпаде были неудобно расположены, повязка сильно давила и оставляла глубокие полосы на коже. Не спасала даже цена в 29,99 доллара.

Tiger пробовала учесть ошибки и выпустила еще 3 модификации консоли:

R-Zone SuperScreen, 1996 года, была больше похожа на классическую портативку, а изображение и задней фон, сделанный для лучшей видимости, проецировались на экран. В принципе подобное устройство уже было у Nintendo («Моя консоль» Пост №5, Часть 1. Nintendo Game & Watch 2020-2021), поэтому на инновацию не тянуло. Единственный плюс - экран стал больше.

R-Zone SuperScreen с подсветкой для задней проекции

R-Zone SuperScreen с подсветкой для задней проекции

Геймплей на R-Zone SuperScreen, экран поднимался для удобства

Геймплей на R-Zone SuperScreen, экран поднимался для удобства

R-Zone DataZone, также 1996 года, по сути электронный органайзер (помните такие?) но со встроенной консолью. Проекцию убрали, поставили обычный ЖК-экран с подсветкой.

R-Zone DataZone

R-Zone DataZone

R-Zone XPG (сокращение от Xtreme Pocket Game), полностью портативная версия консоли, выпущенная в 1997 году. В ней нет гарнитуры, а изображение проецируется на складную зеркальную поверхность прямо над игровым контроллером. В этой версии также используются батарейки типа ААА.

R-Zone XPG

R-Zone XPG

Естественно, новые ревизии не помогли и производство свернули в 1997 году.

В 2008 году Микель Репараз из GamesRadar+ включил R-Zone в список 10 худших игровых консолей, выпущенных на тот момент. Репараз считал R-Zone плохой версией Nintendo Virtual Boy и заявил, что это, по сути, «просто уловка, чтобы продавать те же ужасные, пиликающие ЖК-игры, которые Tiger выпускала с 80-х.

В 2013 году в эпизоде «Tiger Electronic Games» игровой блогер AVGN назвал консоль «по сути, дерьмовой версией Virtual Boy».

Даже сейчас на Ebay ее можно купить от 40 долларов. То есть игровой раритет за 30 лет подорожал всего на 10 баксов, думаю это о многом говорит)

Другие мои посты о консолях можно почитать тут Забытая консоль и тут Моя консоль.

Показать полностью 10 2
50

«Забытая консоль». Пост №14. Gizmondo. Портативка от преступного мира

2000е годы - золотая эра экспериментов с электроникой, когда технологии развивались очень быстро, дизайнеры творили во всю, а единых стандартов просто не было, как и явных монополистов на рынке.

Нам это время запомнилось больше по необычным мобильным телефонам, одни только Нокии чего стоили. Но в игровой индустрии тоже находилось достаточно амбициозных экспериментаторов, о которых мы даже не слышали.

Именно такими энтузиастами были главы шведско-американской компании Tiger Telematics (не путать с Tiger Electronics), Карл Фрир и Стефан Эрикссон, которые, решили потягаться с Sony и Nintendo на рынке портативок.

Логотип Tiger Telematics

Логотип Tiger Telematics

Изначально компания появилась в 2000-м году под названием Eagle Eye Scandinavian занимавшейся продажей электроники. В 2002 произошло слияние с флоридской компанией по продаже ковров Floor Decor и переименование в Tiger Telematics Inc. Так себе портфолио в игровой индустрии, ну да и Nintendo с игровых карт начинали.

Уже в марте 2004 года, на немецкой выставке CeBIT была представлена их первая портативка под названием GIZMONDO.

Одна из вариаций дизайна Gizmondo

Одна из вариаций дизайна Gizmondo

Работала она на чипе ARM9 400 MHz, имела 64 Мб памяти и поддержку карт SD и MMC. Экран 2,8 дюйма, с разрешением 320х240. Была поддержка sim карт, можно было пользоваться, SMS, GPS, GPS, смотреть видео и запускать навигатор. Операционкой выступала Windows CE, так что китайцы не первыми придумали лепить портативки на мобильном железе.

Комплект Gizmondo

Комплект Gizmondo

Компания на столько верила в своё детище, что даже дочернее европейское предприятие известное как Gametrac Europe, переименовано в Gizmondo Europe.

Gizmondo была выпущена в Англии 19 марта 2005 года, по цене в £229. С включенным сервисом «Smart Adds», который перед играми показывал владельцу рекламу, цена составляла £129.

Gizmondo, вид сзади

Gizmondo, вид сзади

Консоль продавалась в Лондонском магазине Gizmondo, в одноимённом интернет-магазине и у розничных продавцов.

Магазин Gizmondo в Лондоне

Магазин Gizmondo в Лондоне

В Швеции Gizmondo вышла летом 2005 у розничных продавцов. В США - 22 октября 2005 года, по цене $400 или $229 за консоль со «Smart Adds».

На старте было доступно 14 игр, ещё 30 находились в разработке.

Игры на Gizmondo. Из 14 в штатах вышло только 8

Игры на Gizmondo. Из 14 в штатах вышло только 8

Картридж Gizmondo с игрой SSX3

Картридж Gizmondo с игрой SSX3

Планы у компании были на столько амбициозными, что на 2006 уже был анонсирован выход Gizmondo Widescreen, с широким экраном, как у PSP, Wi-Fi и ТВ выходом. Ход не слишком дальновидный, потому что покупатели решили просто подождать улучшенную версию.

Gizmondo Widescreen

Gizmondo Widescreen

В итоге, проклятые геймеры, не оценили, пусть и не самое плохое, но довольно странное устройство. Продажи составили всего 15000 штук. В Швеции вообще продали лишь 100 консолей. Компания Tiger Telematics принудительно подверглась банкротству в 2006 году.

Киоск с товарами Gizmondo

Киоск с товарами Gizmondo

И вроде бы на этом пора закончить пост, обычная история про неудачный стартап, если бы не одно но! А именно владельцы компании.

Карл Фрир, разработчик программного обеспечения, лично управлявший разработкой, запуском и продвижением Gizmondo, а также имевший патенты в области технологий и фармацевтики, был арестован во время одного из крупнейших расследований мошенничества с финансами в компании Tiger Telematics, общая сумма которых составила 215 миллионов фунтов стерлингов. За ним одновременно охотились полицейские Швеции, Испании, Германии, Великобритании и США. В деле он фигурировал под псевдонимами: Эрик Йонссон и Брайан Литтлтон.

Карл Фрир

Карл Фрир

В 2005 году суд Штутгарта (Германия) оштрафовал Фрира на 135 000 фунтов стерлингов за отмену чековых платежей по сделке с автодилером. Фрир утверждал, что отменил чеки, потому что «думал, что ему продают краденые автомобили».

В 2006 году полиция Лос-Анджелеса обнаружила у Фрира в доме коллекцию из двенадцати винтовок и четырёх пистолетов. Это расследование привело к его аресту по подозрению в выдаче себя за сотрудника полиции Управления транспорта долины Сан-Габриэль с целью покупки пистолета Magnum. Расследование было прекращено после того, как Фрир доказал, что не выдавал себя за сотрудника полиции, и предъявил действующее разрешение на оружие.

В 2009 году юридическая фирма Patton Bogg подала иск, Карла Фрира и других должностных лиц и директоров компании GetFugu в нарушении гражданского закона RICO, однако дело развалилось за неимением улик.

В октябре 2015 года Карл Фрир безуспешно пытался добиться от датского телеканала DR3 удаления своего имени из документального фильма о мошенничестве на заводе Stein Bagger IT Factory до его трансляции. После трансляции документального фильма он подал иски о клевете против 5 сотрудников DR3.

Но это детский шалости на фоне его компаньона, Стефана Эрикссона, шведского разработчика игр, известного полиции по прозвищам "Толстяк Стив" и "Банкир". Он был лидером шведской преступной группировки "Uppsalamaffian" (Уппсальская мафия).

Стефан Эрикссон

Стефан Эрикссон

Еще в  1981 году, работая в автомастерской, Эрикссон начал свою преступную карьеру с краж, отбыв трёхмесячный тюремный срок. в 1988 году последовал ещё один, на 3,5 года по обвинениям связанным с кокаином и оружием.

В начале 90-х годов Эрикссон возглавил собственную банду "Uppsalamaffian", ответственную за громкие, жестокие преступления, до тех пор редко встречавшиеся в стране.

Под прикрытием коллекторского агентства Kanoninkasso («Сборщики долгов Кэннон») банда собирала долги, используя угрозы и насилие. Создав себе репутацию, они начали одеваться в дорогие костюмы и проводить "деловые встречи" в эксклюзивных отелях Стокгольма.

Позже, пытаясь обмануть шведский банк Giro Central на 22 миллиона крон, Эрикссон был признан виновным в мошенничестве и подделке денег.

В 1993 и 1994 годах Эрикссон был приговорен к десяти годам тюремного заключения, хотя он отсидел только половину своего срока. Судебные документы показывают, что Эрикссон и его партнер ворвались в дом мужчины, уничтожили его имущество и несколько раз ударили его по лицу. Эрикссон также приставил нож к горлу мужчины, угрожал отрезать ему пальцы и, наконец, засунул пистолет ему в рот, чтобы он не выступал в суде. Шведской полиции было очень трудно найти людей, которые осмелились дать показания, а главный свидетель позже пережил два взрыва.

В октябре 2005 года шведская газета раскрыла нарушения в деловых отношениях Tiger Telematics и криминальное прошлое некоторых членов руководства, включая Эрикссона. Эрикссон и другие руководители ушли в отставку, а компания объявила о банкротстве , израсходовав 300 миллионов долларов, или 90% капитала, за шесть месяцев. Tiger Telematics также была вовлечена в различные судебные разбирательства: Swedish Ogilvy Group, MTV и бывшая команда Формулы-1 Jordan Grand Prix подали иски на миллионы долларов.

Перед отставкой, Tiger Telematics перевела Эрикссона в Калифорнию для запуска Gizmondo в США. Впоследствии возникли вопросы относительно того, как осужденный преступник смог въехать в страну.

21 февраля 2006 года, в Калифорнии, Эрикссон потерял контроль над спортивным автомобилем Ferrari , стоимостью более 2 000 000 долларов США, предположительно управляя автомобилем на высокой скорости и находясь в состоянии алкогольного опьянения. Автомобиль вылетел с насыпи недалеко от Малибу и врезался в столб на скорости около 162 миль в час (261 км/ч). Удар от столкновения был настолько сильным, что автомобиль разорвало пополам. Удивительно, но сам Эрикссон отделался рассечённой губой в результате удара об руль. Помимо него в салоне находился его знакомый Тревор Карни, который также не пострадал.

Ferrari Стефана Эрикссона

Ferrari Стефана Эрикссона

Эрикссон размахивал удостоверением, утверждая, что он является заместителем комиссара полиции в управлении транспорта долины Сан-Габриэль, а Карни одолжил телефон у случайного свидетеля аварии и попутно спрятал в салоне его авто магазин для пистолета Glock.

В ходе расследования было установлено, что пять автомобилей Эрикссона, стоимостью 10,8 миллионов долларов, были взяты в лизинг в Великобритании, после чего вывезены незаконно в США, а лизинговые платежи за них прекратились.

8 апреля 2006 года полиция провела обыск в доме Эрикссона в Бел-Эйр. Эрикссон, готовившийся покинуть США, был арестован по подозрению в хищении, угоне автомобиля, вождении в нетрезвом виде, хранении кокаина и незаконном хранении оружия, поскольку при обыске был обнаружен пистолет Magnum. Первоначально ему грозило до 14 лет тюрьмы, но позже срок был смягчен. Эрикссон заключил сделку о признании вины, предусматривающую три года тюрьмы и депортацию . Он признал себя виновным по двум пунктам обвинения в хищении и одному пункту обвинения в незаконном хранении оружия. Освобождён из тюрьмы 21 января 2008 года.

Стефан Эрикссон в суде по делу об аварии

Стефан Эрикссон в суде по делу об аварии

Его депортировали обратно в Швецию, где вскоре он получил 18-месячный тюремный срок за вымогательство и нападение после того, как облил бензином человека, с которого пытался взыскать долг. В октябре 2014 года ему были предъявлены новые обвинения в хранении кокаина и других наркотиков, а также в вождении в состоянии наркотического опьянения.

В марте 2015 года в его родном городе Уппсала состоялась премьера спектакля «Тьок-Стеффе» , основанного на его жизни в «Уппсальской мафии», Gizmondo и последовавшей за этим автокатастрофе, которая принесла ему всемирную известность.

В 2008 году Карл Фрир объявил о планах по перезапуску консоли. Gizmondo 2 должна была появиться в мае, потом в ноябре. А в декабре 2008 года было объявлено, что это будет уже смартфон.

Однако, соучредитель Фрира, Микаэль Юнгман был арестован и экстрадирован в Данию где получил срок за мошенничество в связи с его деятельностью в компании IT Factory . Больше никаких новостей касательно новой Gizmondo от Фрира не поступало.

Саму консоль можно купить на Ebay по цене от 800 долларов, что довольно скромно, учитывая малый тираж и такую историю. Картриджи идут от 80 долларов.

Показать полностью 13 2
59

«Забытая консоль». Пост №13. Casio PV-1000

Малоизвестный в нашей стране исторический факт, но в 1983 в мире произошёл "Кризис индустрии компьютерных игр", перевернувший подход к их дистрибьюции, превративший скромную Nintendo в сильнейшего игрока рынка и подаривший уже нам 8-битное детство с Денди.

Вызван он был бесконтрольным перенасыщением рынка однотипными консолями и дерьмовыми играми, в основном от компании Atari. Полки магазинов были завалены картриджами с малоиграбельными поделками, сделанными на коленке энтузиастами. Последней каплей для игроков стала игра по фильму Спилберга "Инопланетянин" - "E.T. the Extra-Terrestrial".

Обложка E.T. the Extra-Terrestrial

Обложка E.T. the Extra-Terrestrial

Написанная за 6 недель, чтобы успеть к рождественским праздникам, игра вышла на столько плохой, что обзавелась статусами худшей в истории и самым громким коммерческим провалом в индустрии.

На одни только права на разработку ушло 20-25 млн. долларов! В итоге 3,5 млн. картриджей остались не распроданными, часть из них просто закатали в бетон на свалке. Atari же сократила 30 % своего персонала и потеряла 536 млн долларов, лишившись лидирующих позиций.

Пусть описанное выше больше касалось США, но затронуло всю игровую индустрию. Естественно свято место пусто не бывает и началась борьба за рынок, в которую включилась и компания Casio, со своей 8-битной PV-1000, выпустив ее для Японии в 1983 году по цене 14 800 иен (139 $).

Комплект PV-1000

Комплект PV-1000

Консоль хоть и вышла на заре 3-го поколения и даже имела одинаковый процессор Zilog Z80A с прямым конкурентом Sega Master System, но уже на старте проигрывала по картинке и ей и Famicom от Nintendo. 240×192 пикселей и 8 цветов у Casio, против 256×240 пикселей и 48 цветов, плюс 5 градаций серого у Nintendo, и 256×192 пикселей, 32 цвета у Sega.

Sega Master System

Sega Master System

Famicom от Nintendo

Famicom от Nintendo

В комплекте шел уже морально устаревший джойстик, как у Atari, в то время как у конкурентов появились полноценные геймпады с крестовиной. Ну ииии.... собственно все. Больше ничего не было в комплекте.

Ну да мы же не в графику играем, а в игры! А с ними тоже все плохо. Всего вышло 13 игр, большая часть из которых были портами с компьютера MSX.

Естественно продажи были низкими. За эти же деньги можно было взять все тот же Famicom, для которого шел жесткий отбор игр от Nintendo и даже на старте было во что поиграть. Это помимо двух полноценных нормальных геймпадов и более мощного железа.

В 1984 году Casio свернула производство и поддержку PV-1000, а ее железо легло в основу компьютера PV-2000, который был совместим с джойстиками от консоли, но не был совместим с играми.

Компьютер Casio PV-2000

Компьютер Casio PV-2000

На Ebay эту прекрасную консоль можно купить за 1500 долларов, картриджи идут от 100 долларов. Естественно рядовому игроку она не нужна и это больше коллекционная тема.

Я вчера выложил пост про Wii U («Моя консоль» Пост №16. Nintendo Wii U) и в процессе сбора информации, смотрел обзоры от блогеров, многие из которых говорили, что консоль провальная и играть не во что, жалкие 200 игр на дисках, да еще 500+ в цифре, не то что у других, по 3000-4000! А представляете быть юным геймером в 80-х? Просишь у родителей, которые особо не шарят, на праздник себе консоль/приставку, а тебе приносят вот это чудо или ему подобное, коих следующие лет 15 клепалось не мало. А на ней не 1300 и не 130 игр выходило, а 13! Да и те старые уже! А через год производитель вообще говорит, что эксперимент оказался неудачным и можете ее выкинуть, нам не интересно. А новую тебе уже никто не купит, деньги потрачены! Так что нам очень в детстве повезло, что к нам Денди приехало с опозданием и огромной библиотекой)

Показать полностью 6 2
34

«Забытая консоль». Пост №12. Gamate

Bit Corporation (Bit Corp.) – Тайваньская компания, выпускавшая оригинальное программное обеспечение для Atari 2600 и ColecoVision, как под своим собственным названием, так и под брендами Puzzy и Zimag.

Большинство консолей, производимых Bit Corp., были клонами Famicom , Atari 2600 и Sega SG-1000. Bit-70 был клоном Famicom, совместимым как с японскими картриджами, так и с картриджами NES для американского рынка (через адаптер) и продавался еще в СССР, до появления Dendy от Steepler.

Bit-70, внешне с явным закосом под Sega Master System.

Bit-70, внешне с явным закосом под Sega Master System.

В 1990 году в компания решила сделать свою портативную консоль — конкурента Game Boy. Так появилась Gamate, собственной разработки.

Реклама Gamate в британском журнале

Реклама Gamate в британском журнале

В отличие от других тайваньских или гонконгских конкурентов Game Boy , таких как Watara Supervision , Hartung Game Master («Забытая консоль» Пост №1. Game Master) и Mega Duck , плата Gamate не содержала чипов, покрытых эпоксидной смолой, и была собрана гораздо лучше. Качество сборки относительно похоже на качество Game Boy. Корпус изготовлен из толстого пластика, и с установленными четырьмя батареями АА устройство ощущается очень похожим по весу на Game Boy. Даже имелся порт для соединения двух консолей, как у Game Boy.

Gamate с подключенной дополнительной батареей

Gamate с подключенной дополнительной батареей

Правда оригинальному Game Boy консоль уступала буквально во всем. Экран пусть и был чуть больше и даже с большим разрешением (160*152 против 160*144), но изображение хуже — не хватало контрастности и плавной смены картинки. Из-за сильного размытия некоторых объектов на экране иногда вообще невозможно было играть.

Горизонтальный форм-фактор — штука удобная, но все портило расположение кнопок в нижней части, а работала приставка от батареек всего пару часов. Разница же в цене с Game Boy в Европе была £10, что не так и много.

Игротека Gamate почти целиком состояла из копий уже существовавших хитов, права на разработку которых компания не хотела и не могла получить. Среди прочих реплик можно было встретить: Super Pang (Boom), Pitfall (Monster Pitfall), Bomberman (Bomb Blaster), Lode Runner (Witty Apee and Treasure Hunter), Galaxian (Galaxy Invaders), Battle City (Mighty Tank), Breakout (Brick Blaster), Lock 'n' Chase (Money Maze) и Tetris (Cube-Up). А вот игра Pipemania была портирована на консоль под своим оригинальным названием, но не похоже, что она была лицензирована. Завершает список Mars Voyage, который хоть и не был клоном, но сделан он явно был под впечатлением от Gradius (Konami).

Слева Gradius, справа Mars Voyage

Слева Gradius, справа Mars Voyage

Игры выходили на картах, очень похожих на HuCard от NEC для PC Engine или карты для Sega SG-1000 и Master System.

Слева направо: Sega My Card, HuCard, Gamate Card

Слева направо: Sega My Card, HuCard, Gamate Card

В 1992 году Bit Corp. развалилась, но производство Gamate перешло к компании-изготовителю полупроводников UMC и их филиалу Funtech, также известной под названием Dunhuang Technology. В 1994 году производство консоли было завершено.

Основной причиной забвения Gamate стало конечно отсутствие нормальных игр. Собственных идей почти не было, а разработкой занимались мелкие студии, которые постоянно торопили со сдачей.

Комплект консоли

Комплект консоли

Сейчас это редкий зверь и ценник скачет от 300 до 800 долларов на Ebay, плюс доставка.

Показать полностью 8 1
55

«Забытая консоль». Пост №11. Bandai Playdia

Playdia— домашняя игровая консоль пятого поколения от компании Bandai, выпущенная исключительно в Японии в 1994 году по начальной цене 24 800 иен.

Bandai Playdia

Bandai Playdia

Bandai была единственным издателем программного обеспечения, за исключением VAP , которая выпустила игру по аниме Ie Naki Ko - Suzu no Sentaku.

Playdia разрабатывалась под кодовым названием «BA-X» и является единственной 8-битной консолью пятого поколения, в то время как у конкурентов уже выходили 32х и 64х битные модели.

Носителем информации были CD-диски. Привод был односкоростной.

Playdia с диском

Playdia с диском

Контроллер инфракрасный, работал от двух батареек ААА и мог убираться в специальную нишу на передней части консоли, где держался исключительно на двух небольших выступах.

Контроллер

Контроллер

Видео выводилось через композит (тюльпаны).

Видеовыход и вход питания от адаптера.

Видеовыход и вход питания от адаптера.

При запуске консоли появлялся логотип  «QIS» — это аббревиатура от «Quick Interactive System», указывающая на функцию высокоскоростного доступа к CD-ROM. При запуске консоли без диска отсутствует  BIOS или меню, отображается только синий экран.

Логотип «Quick Interactive System»

Логотип «Quick Interactive System»

Консоль была ориентирована на семейную аудиторию, в основном на маленьких детей, имела соответствующий дизайн и очень простые игры. Она в принципе позиционировалась скорее как мультимедийная домашняя развлекательная система. Первые игры в основном представляли собой анимацию с персонажами из известных аниме-сериалов (Gundam, Sailor Moon, и Dragon Ball) с очень низкой интерактивностью, викторины и различные обучающие программы.

Пример упаковки диска. Поролон клали для защиты.

Пример упаковки диска. Поролон клали для защиты.

Всего было выпущено 33 игры и еще 6 не для продажи.

В качестве отзыва об игровом процессе процитирую владельца данного чуда с  форума pspx.ru:

«Игры, как известно детские, а также энциклопедии и познавательные, ну ещё и хентай выходил.
Поставил Drago Ball Z. перематывать нельзя - я не понял что и как - но похоже управляемое аниме с минииграми. качество видео кстати очень даже вменяемое - даже лучше чем на 3DO.
В остальном про игры могу сказать одно - от них сносит крышу.  Они непонятные - как будто играешь в игру созданную пришельцами. самое страшное что не можешь оторваться хотя и попахивает примитивом явным. Игры некоторые - например Ultraman Powered похожи на Belzerion с 3DO.

Энциклопедии основаны на миниграх - угадывать животных, просматривать, рисовать и тд.
Энциклопедия морская показала себя очень хорошо по качеству видео но как и все другие игры - японский для меня сложен.

Удивило то что приставка проигрывает CD-Audio диски. причём никакого меню не появляется - всё управляется джойстиком вслепую».

Упаковка консоли

Упаковка консоли

Консоль оказалась абсолютно неконкурентоспособной по сравнению с появившимися в то время Sony Playstation и Sega Saturn. Пытаясь поднять продажи, чтобы возместить затраты на разработку, Bandai выпустила серию игр Idol CD в жанре хентай, ориентированную на более взрослую аудиторию. Однако, это не смогло спасти консоль от окончательного провала.

Bandai прекратила выпуск консоли в 1996 году, а не распроданные остатки были переделаны Banpresto , дочерней компанией Bandai, в монетные автоматы Micha King, которые проигрывали аниме-клипы в японских игровых автоматах и магазинах.

Преемником Playdia стала консоль Apple Pippin, о которой я писал ранее «Забытая консоль». Пост №4. Apple/Bandai Pippin и которая тоже с треском провалилась.

На Ebay средний ценник 250 долларов, плюс доставка. Но она конечно не стоит этих денег, если только прям нужна дичь в коллекцию, хотя визуально прикольная и необычная.

Показать полностью 8 1
113

«Забытая консоль». Пост №10. Philips CD-i

На самом деле я не планировал писать про CDi. Консоль провальная, скандально известная и уж точно не забытая ретро-геймерами. Даже в ru сегменте youtube есть обзоры на нее. В целом это тоже самое, что и 3DO, разработанный набор компонентов и ПО, документацию на который мог купить любой желающий и клепать под своим брендом.

Однако, я случайно наткнулся на несколько фотографий разных вариаций этой консоли, которые меня зацепили...

CD-i, или Compact Disc Interactive, — название мультимедийного интерактивного CD-плеера, разработанного и распространяемого Philips Electronics. CD-i также является названием стандарта для мультимедийных компакт-дисков, используемых консолью CD-i. Этот стандарт также известен под названием «Green book». Он был разработан компаниями Philips и Sony в 1986 году. Первый плеер Philips CD-i, выпущенный в 1991 году и изначально стоивший около 700 долларов, имел возможность воспроизведения интерактивных дисков CD-i, аудио-CD, CD+G (CD+Graphics), Karaoke CD, и Video CDs (VCDs). Для воспроизведения последних требовалась опциональная «Digital Video Card» (карта для цифрового видео), выполнявшая декодирование видео в формате MPEG-1.

В 1992 году, Nintendo решает выпустить ответку Sega-CD и договаривается с Sony о разработке CD-аддона под названием PlayStation.

По соглашению, Sony не только должна была разработать формат Super Disc, но и получать прибыль от лицензирования программного обеспечения, что категорически не устраивало Nintendo. В июне 1991 года, на выставке Consumer Electronics Show, Sony анонсировала свою PlayStation, совместимую с SNES. На следующий день выставки Nintendo анонсировало свое партнерство с Philips, что стало неожиданностью для всей аудитории, включая Sony.

После неудачного контракта с Sony, Nintendo продолжила сотрудничество с Philips. Этот контракт предоставил Philips право включать персонажей Nintendo в игры для своего мультимедийного устройства CD-i, но так и не привёл к появлению CD-привода к SNES. Подробнее можно почитать тут «Моя консоль» Пост №11. Super NES/Famicom.

С этого момента, Philhips начинает позиционировать CD-i не как простой плеер, а как консоль, хотя ранее наоборот, специально дистанцировалась от игр, чтобы избежать конкурентной борьбы.

Ранние игры CD-i были основаны популярных франшизах Nintendo , хотя сама Nintendo к ним отношения не имела. Более того, некоторые из них были разработаны российскими программистами и аниматорами. Были выпущены игра Mario (под названием Hotel Mario ) и три игры Legend of Zelda , печально известные из-за своего низкого качества: Zelda: The Wand of Gamelon , Link: The Faces of Evil и Zelda's Adventure. Рекомендую ролик на эту тему: https://www.youtube.com/watch?v=IgzgaQD6564

На выставке CES 1992 было объявлено, что для CDi появилось большое количество полноценных видеоигр , таких как Dragon's Lair и Mad Dog McCree. Burn:Cycle, считается одной из самых сильных игр для CD-i и позже была перенесена на ПК. В выпуске Electronic Gaming Monthly за февраль 1994 года отмечалось, что возможности полноценных видеоигр CD-i являются его сильной стороной, однако, почти все ее лучшие проекты требуют карты расширения MPEG.

Характеристики для всех моделей были плюс/минус одинаковыми. Одни делали больший упор на мультимедиа, вторые пытались косить под домашний компьютер, третьи изображали игровые консоли:

Процессор:

16-разрядный 68070 с CISC архитектурой (ядро 68000). Тактовая частота 15.5 МГц

Видео:

Разрешение: от 384x280 до 768x560

Цвет: 16.7 миллионов, одновременно отображается до 32,768

MPEG 1 Cartridge Plug-In для воспроизведения VideoCD и Digital Video

Операционная система:

CD-RTOS (основана на Microware's OS-9)

Прочее:

1.5 Мб основной оперативной памяти

Односкоростной CD-привод

Восьмиканальный ADPCM звук

Перефирия:

CD-i Mouse

Roller Controller

CD-i Trackball

Touchpad Controller

Gamepad Controller

Roller Controller, геймпад для детей

Roller Controller, геймпад для детей

CD-i Trackball

CD-i Trackball

Помимо Philips, производством CD-i плееров занимались и некоторые другие производители — такие, как Magnavox, GoldStar / LG Electronics, Digital Video Systems, Memorex, Grundig, Kyocera, NBS, Highscreen, и Bang & Olufsen, которая производила телевизоры со встроенной CD-i консолью.

Philips CDI 910 (американская версия CDI 205)

Philips CDI 910 (американская версия CDI 205)

Philips CDI 220

Philips CDI 220

Philips CDI 450

Philips CDI 450

Magnavox CDI 550 (NTSC) с контроллером paddle, который очень критиковали за неудобную форму.

Magnavox CDI 550 (NTSC) с контроллером paddle, который очень критиковали за неудобную форму.

LG/Goldstar CD-I GDI 700M Console

LG/Goldstar CD-I GDI 700M Console

Но дальше пошло то, чего я не ожидал, портативки на базе CDi!

Sony CD-i Intelligent Discman IVO

Sony CD-i Intelligent Discman IVO

LG/Goldstar GPI 1200 Console

LG/Goldstar GPI 1200 Console

LG Philips CD-i 370 Console

LG Philips CD-i 370 Console

Плюс она же, но без экрана:

LG/Goldstar GPI-1100M Console

LG/Goldstar GPI-1100M Console

LG/Goldstar GPI-1100M Console, вид сбоку.

LG/Goldstar GPI-1100M Console, вид сбоку.

А вот видео, как это выглядело в реале:

Интернет-услуги на устройствах CD-i предоставлялись с помощью дополнительного аппаратного модема и диска "CD-Online".

Служба CD-Online начала работать в Великобритании 25 октября 1995 года и в марте 1996 года в Нидерландах (за 399 гульденов ), а также была выпущена в Бельгии. Сообщается, что система была запланирована к запуску в США под названием «Web-i» в августе 1996 года. Домен cd-online.co.uk, который использовался для британской службы CD-Online, был отключен в 2000 году. Голландский домен cd-online.nl также прекратил обновляться, но оставался в сети до 2007 года.

Была выпущена только одна игра, которая поддерживала CD-Online, шутер от первого лица RAM Raid . Игроки из любой страны мира могли соревноваться друг с другом, если у них была копия игры.

Philips вложила значительные средства в формат и систему CD-i. Амбициозный формат CD-i изначально вызвал большой интерес после анонса в 1986 году, как на Западе, так и в Японии, подстегнутый успехом CD . Однако после неоднократных задержек интерес постепенно терялся. Например, Electronic Arts с энтузиазмом относилась к CD-i и сформировала подразделение для разработки видеоигр в этом формате, но в конечном итоге разработка была остановлена с намерением возобновиться, когда на рынок выйдут проигрыватели CD-i. В конечном итоге компания так и не возобновила разработку программного обеспечения CD-i, когда оно было выпущено. Тем временем поддерживаемый Microsoft стандарт CD-ROM совершенствовался и решил некоторые проблемы воспроизведения видео, которые присутствовали в CD-i. Формат CD-ROM уже был на рынке к 1987 году и к тому времени, когда в 1991 году были выпущены проигрыватели CD-i для потребителей, CD-ROM уже стал известен и устоялся.

После того, как более дешевые мультимедийные ПК превзошли их по продажам на рынке, в 1994 году Philips попыталась сделать упор на CD-i именно как на игровую консоль, но это не помогло ситуации. В обзоре системы в начале 1995 года в GamePro говорилось, что «непостоянное качество игр ставит CD-i в невыгодное положение по сравнению с другими мощными игроками на рынке консолей». В обзоре конца 1995 года в Next Generation критиковался как подход Philips к маркетингу CD-i, так и само оборудование («Устройство не выделяется практически ничем, кроме формата FMV(full-motion video, в котором игра состояла из снятых кусков видео с живыми актерами, а игрок выбирал направление сюжета), и то только с добавлением цифрового видеокартриджа за 200 долларов»). Журнал поставил консоли одну из пяти звезд.

Еще одной проблемой для Philips в 1995 году стала информация о появлении формата DVD, который обещал лучшее качество видео по сравнению с методом сжатия MPEG-1 Video CD (VCD) — Philips активно продвигал возможности воспроизведения VCD CD-i. В октябре 1996 года сообщалось, что Philips была готова «уйти» с американского рынка.

В октябре 1994 года компания Philips заявила, что во всем мире установлено около миллиона CD-i. В 1996 году The Wall Street Journal сообщил, что общий объем продаж в США составил 400 000 штук. В Нидерландах к концу декабря 1994 года было продано около 60 000 проигрывателей CD-i.

К 1994 году продажи систем CD-i начали снижаться, и в 1998 году линейка была закрыта. Планы по созданию системы CD-i второго поколения, безусловно, существовали. Однако президент компании Кор Бунстра не видел интереса к медиа-сфере для Philips, и поэтому Philips продала все, включая медиа-дочернюю компанию Polygram.

После прекращения выпуска CD-i подвергся резкой критике за графику, игры и элементы управления. Различные контроллеры CD-i были оценены редактором IGN Крейгом Харрисом как пятые худшие контроллеры для видеоигр. PC World поставил CDi на четвертое место в своем списке «10 худших игровых систем всех времен». Gamepro.com поместил её на четвертое место в своем списке «10 самых плохо продаваемых консолей всех времен». В 2008 году CNET включил CDi в свой список худших игровых консолей всех времен. В 2007 году GameTrailers поставил Philips CD-i на четвертое место среди худших консолей всех времен в своем рейтинге «Топ-10 худших консолей».

На Ebay стационарную консоль можно купить от 200 долларов, портативную от 1300 долларов.

Если было интересно, пожалуйста, поддержите плюсом, чтобы пост вышел в горячее и его посмотрели другие пользователи. А также загляните в прошлые посты серий Моя консоль и Забытая консоль

Показать полностью 13 2
57

«Забытая консоль». Пост №9. Amstrad GX4000

Я решил продолжить тему малоизвестных консолей, изготовленных путем урезания домашнего компьютера.

Вообще решение было популярным у производителей компьютерной техники. Чего проще, взял мощный комп, какие-никакие игры для него, выкинул все лишнее, снизил немножко ценник и вперед, теснить проклятые Nintendo и Sega, с их маломощными поделками.

Только все они забывали, что люди хотят в игры, а не характеристики, в принципе, что тогда, что сейчас. Первыми, на вскидку, прокатило у Microsoft, которые имея опыт работы с Dreamcast осознали, что не достаточно впихнуть третий пень в другую упаковку. Нужна оптимизация, нужны эксклюзивы, нужна реклама. Что деньги зарабатываются не на консоли, которя часто продается в убыток, а на играх, аксессуарах, он-лайне и тд. Увы, консольные гиганты снова меряются терафлопсами, забывая об игроках, пока nintendo на слабом железе уделывает их в разы...

Но до этого далеко... А пока что у нас 1990 год и компания Amstrad, известный производитель компьютеров, решает залететь на консольный рынок, со своей единственной GX4000.

Amstrad GX4000

Amstrad GX4000

За основу был взят последний компьютер линейки CPC — Amstrad CPC 6128+. Сама GX4000 была официально анонсирован вместе с компьютерами 464+ и 6128+ в CNIT Centre в Париже в августе 1990 года, а спустя месяц поступила в продажу в Великобритании, Франции, Испании и Италии.

Компьютер Amstrad cpc 6128+

Компьютер Amstrad cpc 6128+

Компьютер Amstrad cpc 464+

Компьютер Amstrad cpc 464+

Первые отзывы о консоли были положительными. Ригналл Джулиан из британского игрового журнала CVG охарактеризовал её как «аккуратно выглядящую и впечатляющую технически консоль, обладающую огромным потенциалом по очень привлекательной цене в 99 фунтов стерлингов». Журнал ACE пришел к аналогичному выводу, заявив, что система «затмевает другие 8-битные предложения, за исключением PC-Engine».

На продвижение в Европе был выделен маркетинговый бюджет в размере 20 миллионов фунтов стерлингов. Реклама сосредоточилась на продаже GX4000 как домашней альтернативы аркадным играм, со слоганом: «Принесите всю аркаду к себе домой!»

В комплекте с консолью поставлялся адаптер питания, кабель для подключения к телевизору, два геймпада и игра-автосимулятор Burnin' Rubber.

Комплект Amstrad GX4000

Комплект Amstrad GX4000

Большинство софта от компьютеров CPC+ было совместимо с приставкой, а игры приставки могли проигрываться на компьютерах CPC 6128+ и 464+.

В техническом плане консоль получилась весьма продвинутой для своего времени и получила положительные отзывы. Например, в цветовой палитре GX4000 — 4096 цветов, что во много раз больше таких успешных игровых систем того времени, как: NES — 52 цвета, TurboGrafx-16 — 512 цветов, Sega Mega Drive — 512 цветов.

Особенности портов подключения геймпадов позволяли помимо стандартных контроллеров подключать геймпады от приставок Atari, Sega и Commodore.

Компания Trojan выпустила для приставки световой пистолет, используемый в играх The Enforcer и Skeet Shoot.

Световой пистолет Amstrad Magnum, который также выпускался для Sega и других консолей того времени.

Световой пистолет Amstrad Magnum, который также выпускался для Sega и других консолей того времени.

На GX4000 было 27 игр, из которых 13 являются улучшенными версиями ранее выпущенных игр для Amstrad CPC, 8 выпущены только для Amstrad GX4000, а 4 являются прямыми портами с Amstrad CPC.

Увы, но GX4000 не имела коммерческого успеха. Amstrad не хватало маркетинговой мощи, чтобы конкурировать с производителями Mega Drive выпущенной спустя месяц, в ноябре 1990 года и, позже, Super NES. Возникли проблемы с производством программного обеспечения, компании жаловались, что процесс копирования занимал месяцы вместо недель, в итоге некоторые игры выпускались с опозданием или вовсе отменялись.

Также пользователи были недовольны малым количеством игр, выпущенными именно под консоль. Смысл платить 25 фунтов стерлингов за игру на картридже, которую они могли бы купить за 3,99 фунта стерлингов на кассете для их же компьютера 464+?

Комплект картриджа

Комплект картриджа

Обсуждая рыночный провал системы, дизайнер Клифф Лоусон заявил, что технически GX4000 была «по крайней мере так же хороша», как SNES, и что консоль не справилась из-за отсутствия игр и отсутствия у Amstrad денег, чтобы конкурировать с Nintendo и Sega. Нужно было привлекать больше разработчиков и выпускать 16-битную консоль.

В течение нескольких недель после первоначального запуска GX4000 можно было купить по сниженным ценам, и к июлю 1991 года некоторые магазины продавали ее всего за 29,99 фунтов стерлингов. А вскоре ее и вовсе сняли с производства. Всего было продано 15000 штук.

На Ebay стоит от 300 долларов, весьма не дешево, плюс картриджи по 100, да еще доставка.

Если было интересно, пожалуйста, поддержите плюсом, чтобы пост вышел в горячее и его посмотрели другие пользователи. А также загляните в прошлые посты серий Моя консоль и Забытая консоль

Показать полностью 7 1
26

«Забытая консоль». Пост №8. Atari XEGS

Данный пост было особенно интересно писать, потому что эту штуку я увидел прошлым летом в питерском музее Яндекса Музей советских игровых автоматов и музей Яндекса в Санкт-Петербурге. Правда тогда мне так и не удалось узнать от работников, что это за зверь.

Музей Яндекса в СПб.

Музей Яндекса в СПб.

Atari XE Video Game System ( Atari XEGS ) — последняя модель в серии 8-битных приставок и компьютеров Atari . Была выпущена в 1987 году и продавалась наряду с Nintendo Entertainment System , Master System от Sega и Atari 7800.

При разработке XEGS за основу был взят полноценный компьютер Atari 65XE. Cовместима с существующим аппаратным и программным обеспечением 8-битных компьютеров Atari. Без клавиатуры система работала как автономная игровая консоль. С клавиатурой она загружалась идентично компьютерам Atari XE.

Домашний компьютер Atari 65XE

Домашний компьютер Atari 65XE

Atari задумывала XEGS в рамках плана по увеличению своей доли на рынке домашних игровых консолей и одновременному улучшению продаж своего семейства 8-битных домашних компьютеров, которое началось с Atari 400 и 800. Считалось, что объединение «компьютера для начинающих» и «сложной игровой консоли» в одном устройстве убедит больше розничных торговцев и разработчиков программного обеспечения поддержать платформу.

Мэтью Рэтклифф, который был редактором журнала Antic, вспоминал: "Руководители Atari опросили владельцев нескольких крупных сетей магазинов игрушек, чтобы они предпочли продавать — мощный домашний компьютер 65XE примерно за 80 долларов или модную новую игровую систему примерно за 150 долларов?" Все сделали выбор в пользу XEGS, как более интересной широкому кругу покупателей.

Базовый набор (basic set) XEGS, за 159 долларов, состоял только из консоли и джойстика. Набор «Делюкс» (deluxe set), за 199 долларов, помимо консоли, включал в себя клавиатуру, джойстик CX40 и световой пистолета XG-1, который также был совместим с Atari 7800 и Atari 2600. По факту XG-1 был переделанным световым пером, которое было реализовано для самых ранних компьютеров Atari, но не прижилось

Набор «Делюкс». Впервые был добавлен световой пистолет, а джойстик был серым, а не черным, как у всех других Atari.

Набор «Делюкс». Впервые был добавлен световой пистолет, а джойстик был серым, а не черным, как у всех других Atari.

XEGS поставлялась со встроенной 8-битной версией игры Missile Command для Atari, игройFlight Simulator II для клавиатуры и игрой Bug Hunt , совместимой со световым пистолетом Кроме того, выпуск консоли был поддержан новыми играми, включая Barnyard Blaster и Bug Hunt, а также картриджами с портами старых игр, такими как Fight Night ( Accolade , 1985), Lode Runner ( Broderbund , 1983), Necromancer ( Synapse Software , 1982) и Ballblazer ( Lucasfilm Games , 1985). Правда и тут у Atari все было как обычно, "на отвали", некоторые игры поставлялись в старой упаковке Atari 400/800, имея только новую наклейку, указывающую, что они также совместимы с XEGS.

Картриджи Atari XEGS

Картриджи Atari XEGS

Продвижение Atari XEGS осуществлялось одновременно с Atari 7800 и Atari 2600 Jr. В некоторых рекламных каталогах конца 80-х можно увидеть все три консоли сразу.

Atari 7800

Atari 7800

Atari 2600 Jr

Atari 2600 Jr

Atari продала 100 000 штук XEGS в рождественский сезон 1987 года, все устройства были произведены в период запуска. Однако на этом радость и закончилась и продажи резко пошли на спад.

Библиотека игр для NES была гораздо более разнообразной, число же игр Atari было невелико, и они сильно уступали качеством. В целом отзыв уже упомянутого Мэтью Рэтклиффа это упоминает: «Если Atari сможет предоставить отзывчивый сервис по производству картриджей для сторонних поставщиков программного обеспечения (чего старая Atari никогда бы не сделала), мы, вероятно, увидим, что база программного обеспечения для 8-битных Atari вырастет с популярностью игровой индустрии, которая снова активно развивается».

Nintendo Entertainment System (NES), она же Dendy. Гроза рынка 8-битных консолей.

Nintendo Entertainment System (NES), она же Dendy. Гроза рынка 8-битных консолей.

Однако этого не произошло. В отличие от компании Nintendo, которая активно использовала игры сторонних производителей, компания Atari, в основном, полагалась на собственное производство. Такая стратегия оказалась одной из её главных ошибок.

Кстати они реально пытались конкурировать с Nintendo в стиле Sega, унижая японцев в своих рекламных роликах, типо: "У NES игрушечный робот, а вот у нас клавиатура!"

Кроме того, пользователи были недовольны тем, что для переключения между играми со световым пистолетом и джойстиком нужно было постоянно переподключать свои устройства и выключать/включать систему из-за отсутствия в системе функции автоопределения, что усложнялось неудобными, наклоненными вниз портами.

Порты джойстиков

Порты джойстиков

Корпорация Atari прекратила выпуск своей 8-битной линейки продуктов, включая XEGS, в декабре 1991 года.

Средний ценник на Ebay 350 долларов + доставка, но можно найти и за 100, без коробки.

Показать полностью 9 2
Отличная работа, все прочитано!