Серия «Путешествия инвестора»

22

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

В этом году я дважды побывал в столице Татарстана. Сначала приехал на сентябрьскую конференцию Смартлаба, после укатил путешествовать по Сибири, и на обратном пути у меня была пересадка. Вдоволь нагулялся по городу и честно обо всем расскажу.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Последний раз был в городе больше 10 лет назад: еще до Универсиады. Тогда мне город не зашел: разбитые дороги, разруха, особенно в центре, где лежали в руинах десятки исторических зданий. Словом декорации к «Слову пацана». Было больно смотреть. С тех пор Казань очень похорошела.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Местные власти умеют круто работа с федеральными программами. Постоянно находя возможность провести какое-нибудь глобальное мероприятие и за счет него освоит бюджет, ну и городу немного перепадает. Судите сами: за последние 20 лет в Казани состоялись:

  • 2005 — празднование 1000-летия Казани. Спорная дата, но юбилей прошел с большим размахом.

  • 2013 — Всемирная Универсиада.

  • 2015 — Чемпионат мира по водным видам

  • 2018 — Чемпионат мира по футболу.

  • 2019 — Чемпионат  WorldSkills

  • 2024 — Игры будущего, спортивные игры БРИКС

И наконец на предстоящей неделе пройдет саммит стран БРИКС.

Вовсю идет подготовка.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города


А также еще кучу мероприятий масштабом поменьше.

Власти умело извлекают выгоду из уникального культурного феномена республики: сплава православия и ислама, которые здесь сосуществуют уже веками. В городском Кремле соседствую мечети и соборы, а по флангам как два форпоста стоят Болгар — столица древнего мусульманского государства Волжская Булгария и остров-град с монастырями Свияжск, основанный Иваном Грозными.


Кстати, тут есть даже храм всех религий, построенный местным жителем.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

В этот раз я увидел, как Казань стала масштабно расширятся и развивает инфраструктуру:

  • В республику пришла федеральная трасса «Восток», отчего до Москвы стало возможным добраться всего за 7-8 часов.

  • Рядом с годом появился инновационный кластер Иннополис.

  • Там же создается крупный логистический хаб (Свияжский мультимодальный логистический центр), куда переносится речной порт из города.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Вот один из многочисленных логистических центров в районе аэропорта.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

В городе огромное количество строек.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Давайте прогуляемся по городу.

Итак, первыми нас встречает аэропорт. Побывал в нем четыре раза за месяц и мой вердикт: кошмар.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Аэропорт неудобный, постоянная толчея, на выходе с электрички создается давка из-за узкого пятачка перед рамками. В бизнес-зал надо топать огромное расстояние в отдельное здание. Аэропорт расположен далеко за городов и транспорт ходит ужасно. Большие перерывы у автобусов и электричек.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Но транспорт дешевый: электричка из аэропорта в город стоит 62 руб. (в Москве аэроэкспресс - больше 500 руб.), такси - 200-300 руб., автобус 38 руб. Но цены на продукты и в ресторанах показались мне на уровне московских.

На Казанском вокзале, точнее как это теперь называется транспортно-пересадочном комплексе, тоже бестолковая навигация и обустройство.

Водители в казанских автобусах. Кто подскажет, это местные женщины или мигранты?

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

За время, пока я тут не был, город заметно благоустроили, и теперь город готов принимать саммиты самого высокого уровня.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Особенно впечатляет огромная набережная реки Казанки, теперь главное прогулочное место. Я помню тут был неказистый берег.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Кстати, парадокс, но Казань лишена набережной на берегу Волги. Сейчас там расположен речной грузовой порт. Как уже упомянул выше, его собираются вынести из города и навести благоустройство.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Здание Дворца земледелия. Объект для споров. Кто-то считает жутким новоделом, а кому-то очень нравится.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Посмотрим на местных жителей.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Возле системы прудов, которые здесь называют кабанами растянулась татарская слобода, где компактно проживало мусульманское население. Когда-то это была окраина города, в прошлый мой визит показалось очень неухоженным местом, а теперь туристическая достопримечательность с местным колоритом.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Вот муляж татарской деревни.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Далее стали попадаться знакомые по сериалу «Слово пацана» локации.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Вернёмся в центр. Главная прогулочная улица — Бауманская. Жизнь тут кипит и днем и ночью. Огромное число заведений с разнообразными меню.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города
Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Остановимся на еде. Всемирно известные татарские угощения: пирожки-эчпочмаки и чак-чак. Продаются тут на каждом углу.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Памятник эчпочмаку.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Этим же нас кормили и на конференции Смартлаба.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Я еще отведал конины в одном из центральных рестиков. Мясо с пюрешкой и пиво обошлись в 1 600 руб.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Но днем питался в местных столовых. Их тут много и они дешевые.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Вот ценник.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

Завершим нашу прогулку в жемчужине столицы — Кремле, объекты которого входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Побывал в Казани накануне саммита БРИКС: честный обзор города

❓ Бывали в Казани? Как вам?

Подписывайтесь на мой канал про финансы в Телеграм и в Вконтакте, где я делюсь советами и личным опытом.

Показать полностью 32

Бизнес-залы в аэропортах: как я экономлю кучу времени и денег

Однажды я застрял в аэропорту Мурманска. Снежная буря замела весь Кольский полуостров вместе с взлетной полосой, и на полдня самолеты перестали садиться и взлетать в столице Заполярья. На беду здесь небольшой аэропорт. Пассажиры продолжали проходить регистрацию и набивались в тесный зал ожидания как баренцевоморская селедка в бочку. Вскоре я очутился где-то под лестницей на бетонном полу. И когда моя задница затвердела как то же бетон, я сообразил:

«А какого хрена! У меня же есть проходка в бизнес-зал». Через несколько минут я с невероятным наслаждение утонул в мягком кресле…

Прилетел в Тыву. Аэропорт Казани. Как всегда переполнен. 

Прилетел в Тыву. Аэропорт Казани. Как всегда переполнен. 

Я много путешествую. В этом году был в 15 российских регионах и двух десятках городов. Приходится много летать. Аэропортовые процедуры отнимают уйму времени, поэтому разработал для себя систему ритуалов, чтобы они проходили для меня с пользой. Самый удобный из них — возможность посещать бизнес-залы.

Аэропорт Казани. Как всегда переполнен. 

Аэропорт Казани. Как всегда переполнен. 

В это время в бизнес-зале аэропорта Казани.

В это время в бизнес-зале аэропорта Казани.

Я мчу в аэропорт на голодный желудок, экономлю время, так как знаю, что там я смогу спокойно и плотно поесть, попить кофейка или чего покрепче, когда лечу с коллегами или товарищами.

Бизнес-залы в аэропортах: как я экономлю кучу времени и денег

Кстати, бизнес-залы стали появляться и на железнодорожных вокзалах, в частности на Московском и Ленинградском в обеих столицах. В Питер гонять стало очень удобно: в июне на конференцию Смартлаба я ехал таким макаром: вечером поехал на вокзал, где поужинал в бизнес-зале Ленинградского вокзала, переночевал по пути в поезде, а на утро позавтракал уже в бизнес-зале Ленинградского вокзала, а также принял душ и спокойно с безлимитным кофе поработал перед заселением гостиницу. Самое ценное для меня — время, и в данном случае я не потратил ни денег, ни драгоценных часов.

Бизнес-зал на Московском вокзале. 

Бизнес-зал на Московском вокзале. 

Не обязательно платить подписку, можно держать средства на банковских счетах или у брокера, и тариф будет бесплатным. Сейчас посещение бизнес-залов вплетаю в рабочий график, так как том можно спокойно посидеть поработать. Уже ради этих возможностей стоит постараться обзавестись премиальными тарифами. Экономия очевидна: если брать аэропортовские цены, то я только в сентябре сберег больше десяти тысяч рублей.

Бизнес-залы в аэропортах: как я экономлю кучу времени и денег

В сентябре я летал шесть раз и каждый раз пользовался этой банковской привилегией. У меня как раз в сумме 6 проходок в двух банках.

❓ Пользуетесь проходками?

👍 Подписывайтесь на канал, я делюсь советами и личным опытом.

👉 Добро пожаловать в мой Телеграм, где больше выгодных акций, лайфхаков и важных новостей.

Показать полностью 6
5

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии

Как вы знаете, в начале июля я проехался по северу России. За 10 дней побывал в 12 городах четырех регионов России: на Ямале, в Коми, Архангельской и Вологодской областей.

Я люблю путешествовать и предпочитаю бывать в незнакомых местах. Цель посетить по-максимуму регионов. В России был уже 66 регионах (75%).

Карта, на которой я стираю посещенные регионы. 

Карта, на которой я стираю посещенные регионы. 

Путешествие продумываю заранее, поэтому экономлю не только время, но и деньги. Попробую вкратце рассказать. Может, и вам пригодится.

В путешествиях главная экономия строится в грамотно организованной логистике.

👉 Например, в поездках по России удобно использовать железнодорожный транспорт — ездить ночными поездами. И под эти передвижения и выстраивать маршрут. Например, одну ночь проводим в поезде, следующую — в отеле. В этом путешествии у меня было 4 таких ночевки. Тут тебе и экономия в деньгах на отелях, и экономия времени на переездах — пока спишь, перемещаешься в пространстве, а день свободен.

Мой маршрут путешествия по северу.

Мой маршрут путешествия по северу.

👉 По максимуму хожу пешком.

Во-первых, у меня всегда по приезду в незнакомый город готова карта с метками, что надо посетить. Поэтому есть готовый маршрут. Из-за этого минимум затрат на лишние передвижения.

Во-вторых, ходить пешком полезно. У меня есть суперспособность: могу ходить пешком, а также ездить на велике целый день и не уставать. Другим со мной тяжело).

Вот карта <a href="https://pikabu.ru/story/kak_ya_s_pomoshchyu_keshbyekov_syekonomil_v_puteshestvii_11634669?u=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Fpobyival_v_vorkute_kak_seychas_zhivut_na_ruinakh_sovetskoy_tsivilizatsii_11621763&t=%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%8B%2C%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BB%2025%20%D0%BA%D0%BC&h=d876b74dbf958f318eeeaffdd27ae6eacc641118" title="https://pikabu.ru/story/pobyival_v_vorkute_kak_seychas_zhivut_na_ruinakh_sovetskoy_tsivilizatsii_116..." target="_blank" >Воркуты, по которой я за день прошел 25 км</a>. Это для тех, кто говорит, что я там только на руины окраин посмотрел. Нет, я прошел город вдоль и поперек.&nbsp;

Вот карта Воркуты, по которой я за день прошел 25 км. Это для тех, кто говорит, что я там только на руины окраин посмотрел. Нет, я прошел город вдоль и поперек. 

Важно иметь карты разных банков. Таким образом под курой будет множество категорий трат, на которых можно сэкономить.

Как удалось сэкономить

Самолет — -30%

Авиабилет туда купил на одной из акций Альфа банка со скидкой 30%. Сэкономил сразу около 4 000 рублей.

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии

Общественный транспорт — -25%

В аэропорт, если не к спеху, обычно еду общественным транспортом.

Во Внуково уже можно доехать на метро, а в Шереметьево или Домодедово ездят комфортные автобусы «Аэроэкспресса» от метро за 350 руб. В пути, как правило, работаю на ноутбуке или смартфоне.

На общественный транспорт был кешбэк в 25% по карте Гапромбанка банка. Жалко, акция завершается. Расплачивался за железнодорожные билеты (их было 5), хранение багажа и местные автобусы.

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии

Такси —  -20%

Такси вызываю только в крайних случаях. Оплачиваю по карте Яндекс банка, где у меня скидка в 20% баллами Плюса.

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии

В аэропорту коротаю время в бизнес-залах. Это очень удобно! Можно поесть, выпить, отдохнуть, поработать, сходить в душ… У меня в сумме 6 проходок в месяц по премиальным программам двух банков. Особенно выручает, когда происходит задержка рейса.

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии
  • Каждый месяц делаю обзоры кешбэков в разных банках. Подписывайтесь, если не хотите пропускать.

  • Если вам тоже интересно получать такие кешбэки, то для получения карт воспользуйтесь моей партнерской ссылкой. Мне и вам будет бонус!

Жилье — -10%

Жилье беру через банковские агрегаторы. Например, Тинькофф Отели или Альфа Тревел. Сравниваю где дешевле (кешбэк — 10%).

Как я с помощью кешбэков сэкономил в путешествии

Еда — -25%

👉 В магазинах и супермаркетах тоже расплачивался картой ГПБ (кешбэк - 25%). Плюс скидки по накопительным картам.

👉 В рестораны и кафе заглядывал по карте Яндекса. Скидка небольшая 5%, зато в категории объединены  «Фастфуд» и «Кафе и рестораны». Не нужно ломать голову к какой категории относится точка.

Некоторые активности проходили по категории «Развлечения» (кешбэк 6% по карте OZON Банка).

Итого охватил примерно 80% трат. В среднем сэкономил (и заработал!) процентов 15% или больше 10 000 руб. за эту поездку.

Благодаря кешбэкам я даже создал отдельный портфель, которые генерит уже дополнительный доход! Об этом пишу в постах про эксперимент «Капитал с кешбэков и скидок». В нем уже 260 000 руб.

❓  Какие у вас лайфхаки?

Подписывайтесь на мой канал про финансы в Телеграм и в Вконтакте, где я делюсь советами и личным опытом.

Показать полностью 8
27

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Это четвертая часть рассказа о моем путешествии по русскому северу. Я посетил Ямал, Коми, Архангельскую и Вологодскую область.

1. Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

2. Из Салехард в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

3. Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации


В Коми заехал с противоположного угла — из Ямала в Воркуту, о чем писал в прошлых частях, которые стали очень популярны, судя по отзывам.

В Воркуте сел на ночной поезд и отправился на юг. Мне в попутчики попались два брата, отличные мужики, по профессии строители. Мы  с ними очень душевно пообщались. Жалко не сфоткались. Всегда говорил, что на севере — самые душевные люди.

Утром я приехал в Ухту. Меня встретил огромный портрет Ленина на горушке.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Ухта находится в Республики Коми, огромного региона России на северо-востоке европейской части России. Меня поразили бескрайние леса и огромные реки, которые пересекал по ходу движения. Коми размером почти со Швецию, а населения здесь менее миллиона человек. На поезде ехать больше суток, чтобы пересечь регион.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

К слову, были планы в 30-е годы перенести столицу из республики из Сыктывкара в Ухту. Город расположен в центре республики, и здесь более развитая промышленность. Планы нарушила Великая Отечественная война, и к ним больше не возвращались.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Именно здесь начали добывать первую русскую нефть. Здесь она изливалась на поверхность, и местные жители издревле собирали ее для своих нужд: для медицины, смазок и масел. Добывать ее начали еще в 17 веке. Просто черпали из местных ручьев. Первый заводил поставили при Петре I. первую скважину пробили в 19 веке. Но в промышленных масштабах нефть стали добывать уже при советской власти. С 30-ых город в Ухте развернулось огромное строительство нефтепромыслов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Вот памятник на месте первых скважин прямо в центре города.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Еще немного истории. В центре наткнулась на так называемый музей переселенцев. Частное собрание артефактов, связанное с освоением местных краев в период ГУЛАГа и ссылки. От вагона до личных ложек заключенных.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Выглядит немного запущено, но хозяин этого добра Виктор оказался очень интересным рассказчиком. Он сам здесь вырос, когда его мать сослали в Коми.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Для тех, кто не верит в ГУЛАГ. Карта местных краев.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

А в этом здании располагалось управление местных лагерей.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Ухта мне понравилась. Крепкий производственный городок.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Что поразило. Не только тут, но и во всей республике: люди спокойно оставляют велосипеды и другие вещи на улице. Никто не ворует.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Местный офис Газпрома.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Рядом благоустроили большой парк вдоль знаменитого нефтеносного ручья Чибью.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Так же тут базируется Лукойл. В городе расположен нефтеперерабатывающий завод компании. А также множество других отраслевых компаний.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

В городе есть музей Газпрома, но я в него не попал. Оказалось, режимный объект, запись за две недели. Считаю, не порядок. Площади простаивают в ожидании ведомственных экскурсий.  Сфоткал только газопроводов.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Вечером сел на ночной поезд до столицы республики Сыктывкара.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Утром меня ждал облом. Здесь я запланировал день отдыха и банно-прачечные процедуры. Но угодило приехать в тот день, когда во всем городе на сутки отключают воду. Не горячую или холодную, а всю! Я такого нигде не видел. Это такая ежегодная традиция у местного водоканала. В гостинице сделали вид: "А что такого? Всех предупреждали". Из-за этого в этот день не работают некоторые заведения. Пришлось покинуть чудный город Сыктывкар досрочно.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

После общения с техподдержкой мне вернули не тлько бронь, но сделали небольшой бонус. Респект!

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Погулял по нему до вечера и умотал в Котлас. В принципе, этого хватило, чтобы ознакомиться с этим, как оказалось, скромным городком.

Что интересного?

Вот памятник голому электрику.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Буква «Ö» из языка коми.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды
Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Вот первый офис «Додо-Пицца» знаменитого бизнесмена Федора Овчинникова, на блоге которого воспитано поколение предпринимателей.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Красивая северная природа. Город очень зеленый.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Почет — лесорубам.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Симпатичное благоустройство и национальные мотивы в архитектуре.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Причесанный центр.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Уходящая натура.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

На этом все! Ближайшим рейсом, мечтая о душе, я оставил Сыктывкар решать его проблемы с водой самостоятельно.

Побывал в Коми: много нефти и леса, но сутками нет воды

Читайте также

1. Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

2. Из Салехард в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

3. Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Подписывайтесь на мой канал про финансы в Телеграм и в Вконтакте, где я делюсь советами и личным опытом.

Показать полностью 28
3612

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации1

Это третья часть рассказа о моем путешествии по русскому северу. Я посетил Ямал, Коми, Архангельскую и Вологодскую область.

После поездки в Воркуту ощущения — как будто на Марс слетал. Сам родился на севере, но Воркута перепахала даже меня. Город в голой тундре, опоясанный заброшенными поселками и руинами производственных окраин. Его связывает со странной только построенная при Сталине железная дорога. Автомобильная заканчивается за многие сотни километров отсюда…

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Воркута находится на Крайнем севере. В Большеземельской тундре, в республике Коми.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

На излете Советского Союза население достигло 115 000 человека. Сейчас около 50 000. Город возник в 30-е годы на месте богатейшего угольного месторождения. Изначально возводился заключенными ГУЛАГа. С содроганием читаешь, как осваивались эти безлюдные места. Сотни тысяч невольников прошло через здешние Речлаг.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

После войны Воркута стала огромным комплексом по добыче угля. В самом городе и вокруг него множество шахт. Но постепенно эта отрасль хиреет. Сейчас в Воркуте хозяйничает «Газпром», чьи газопроводы проходят через окружающую тундру к месторождениям на Ямале.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Черт меня дернул пройтись пешком от железнодорожного вокзала до гостиницы. Вокзал находится почти за городом. Идти пришлось окраинами. Я словил мощный санпиенс: нескончаемый вечер в виду полярного дня, повсюду руины советской цивилизации в стиле сталкера, стаи бродячих собак, из-за которых пришлось идти в обход. Я как в детство попал, когда мы в 90-ых развлекались в таких же декорациях.

Воркута — местами как Бахмут, только тут не было боевых действий.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Человеческое безразличие и распиз..во и суровый климат превращают ту все в руины.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Когда-то тут были ресторан и кулинария.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Наконец, я добрался до гостиницы. Вот она. Как вам «воркутинское барокко»? По оседству комплекс местного СИЗО.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Мой лакшери-номер. Горячей воды не было. Зато был интернет. Стоимость — 1950 руб.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Отправляюсь в город. Как будто ничего хорошего ожидать не приходится.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Типичная советская застройка.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Артефакты предыдущей цивилизации.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации
Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Город опоясан целыми заброшенными районами.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Знак «Первый крупнопанельный дом, построенный в мае 1962 года». Его история закончилась.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Это городской парк с видом на заброшенный комплекс спутниковой связи «Орбита».

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Мы вышли на высокий берег реки Воркута. на той стороне полностью заброшенный район города Рудник. Именно с него начиналась история этого места. Там появились первые лагеря и до 90-ых годов жили люди. На горизонте шахта «Воркутинская». Обратите внимание на землю — как уголь.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Набережная стала сползать в обрыв.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

В заброшенный поселок перебираюсь по аварийному мосту. Но это любимое место прогулок. Народ снует туда-сюда.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Руины производств.

Заброшенные дома. Люблю такое.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Лирика.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Ну ладно, хватит треша. Давайте посмотрим как сейчас живут воркутинцы. Термометр показывает 30 градусов. Праздник для северян!

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Отрываемся!

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Некоторые даже рискуют искупаться.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Новейшая история.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Местный прокачанный транспорт.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

В Воркуте до сих пор продают компакт-диски!

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Цены на хлеб

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Мой ужин. Отведал оссобуко из оленины. Вкусно! За этот ужин отдал 1600 руб.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

А вот напоминание ради чего было столько жертв в 30-ых. Были построены шахты, началось освоение угольного бассейна. Это было сделано очень вовремя. После того, как немцы в 1941 оккупировали Донбасс страна осталась практически без ископаемого топлива. К 1942 году году заключенные достроили железную дорогу в Воркуту. Уголь начал спасать страну…

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Есть ли перспективы?

Климат тут слишком суровый, производственные процессы постепенно переходят на вахтовый метод. Но на соседнем Ямале осваиваются новые месторождения и производства. Есть планы строительства железной дороги и мостов через Обь в районе Салехарда и порта на Карском море в Усть-Каре, что может поддержать Воркуту. Но они пока на бумаге.

А мне пора ехать дальше дорогами Коми. продолжение следует.

Побывал в Воркуте. Как сейчас живут на руинах советской цивилизации

Читайте также

1. Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

2. Из Салехард в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Подписывайтесь на мой канал про финансы в Телеграм и в Вконтакте, где я делюсь советами и личным опытом.

Показать полностью 33
115

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Это вторая часть рассказа о моем путешествии по русскому северу. Я посетил Ямал, Коми, Архангельскую и Вологодскую область. Поймал классную погоду. Даже в тундре было под 30 градусов жары.

В прошлый раз был Салехард, а сегодня мы отправимся паромом и поездом по красивейшим местам в Воркуту.

Вид на паромную переправу через Обь Салехард-Лабытнанги. Здесь в самом узком в окрестностях месте могучей сибирской реки около двух километров. Издревле тут работает переправа, которая связывает здешние места с материком. Там за Уральскими горами республика Коми, а это уже европейская часть России.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Много лет бубнят о планах построить здесь мост для автомобильного и железнодорожного транспорта. Он так и просится. Но планы постоянно откладываются.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Людей здесь мало, а транспортной инфраструктурой тут заведуют корпорации. У Газпрома тут собственные железнодорожные магистрали. Про Трансполярную магистраль писал в прошлом посте.

Переправа работает четко: каждый 15 минут отправляется паром. Их тут, по-моему, шесть штук. Для авто услуга платная, для людей — бесплатно — дотации из бюджета.

Лабытнанги — небольшой городок на 25 тысяч жителей, который я обошел за час.

Почти все дома строятся на сваях, которые вбивают в вечную мерзлоту.

Симпатичное благоустройство.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Детский сад.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Железнодорожный вокзал. Видимо, пострадавший от буранов. Пока это тупик 200-километровой  ветки от Северной железной дороги, которая идет из центра страны на Воркуту. Построили через Полярный Урал в 50-ых как часть нереализованного сталинского проекта Трансполярной магистрали. Сейчас мы по ней проедем.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Поезд Лабытнанги-Воркута ходит раз в сутки днем, поэтому можно насладиться красотами. Присоединяйтесь.

Кстати, это станция Харп. Здесь находится колония, в которой не так давно преставился Алексей Навальный...

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

А это мои пассажиры. сейчас выяснится, что одна из пассажирок потеряла паспорт, и ее не пустят в поезд. Залечь на дно в Лабытнанги…

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

На этом фото виден весь разношерстный состав этого поезда. Типичный офисный планктон, то есть я, за объективом в единственном числе. Зато много путейцев, вахтовиков, представителей северных народов, мигрантов…

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

…но больше всего было туристов. Погода была отличная. Поезд наводнили туристы.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Поезд трогается. Значит, надо поесть)

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

А за окном начинаются чудные виды.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Полярный Урал — это самая северная часть знаменитой гряды, которая делит страну на Европу и Азию.

Это защитные барьеры против снежных наносов. Зимой тут царствую бураны.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Отметимся на станции с крутым географическим названием.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Через 10 часов мы приехали из Азии в Европу. Да-да, это космическое место находится тут, но об этом в следующей части.

Из Салехарда в Воркуту по самой красивой железной дороге. Продолжаю рассказ о путешествии туда, куда мало кто ездит

Итого бюджет:

  • Паром - бесплатно.

  • Поезд: сидячее место - 769 руб.

Читать также:

1. Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Показать полностью 22
179

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Лучшим решением было организовать отпуск на север. Я посетил Ямал, Коми, Архангельскую и Вологодскую область. Поймал классную погоду. Даже в тундре было под 30 градусов жары.

Это первая часть о поездке. Далее будут посты о Воркуте, городах Коми и Вологодчине.

Из Москвы улетал вот в такую погоду. Благо рейс не задержали.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

В салоне самолета было более половины мигрантов. В городах севера, нефте- и газоносных районах из огромное количество. В Салехарде, мне казалось, что их чуть ли не треть от всех жителей.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Билет взял со скидкой в 30%. Вместо 13 000 руб. отдал 9 400 руб. В рамках эксперимента «Капитал с кешбэков и скидок».

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Приземляемся в Салехарде. Здесь могучая Обь после 3650 километров петляния через всю страну наиболее полноводна и впадает в Северный Ледовитый океан. Салехард - лежит ровно на Северном полярном круге. Сейчас там период белых ночей.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

В Салехарде живет около 50 тысяч человек. Это столица огромного Ямало-Ненецкого округа, который административно еще входит в Тюменскую область. Население всего округа около 500 тысяч человек. Но это не считая, огромного количества работников-вахтовиков и мигрантов. Здесь расположены крупнейшие месторождения нефти и газа: Бованенковское, Заполярное, Уренгойское, Ямбургское, Южно-Русское, Тазовское и т.д.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Аэропорт Салехарда очень маленький и тесный, хотя новый и с местным колоритом. В городе было около 30 градусов жары. Все мое путешествие по северу держалась такая температура. Повезло.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Остановился в гостишке «Русский Север» рядом с острогом. В русском стиле, хотя и аляповато. Вместо обслуги какой-то студент. Горячей воды не было, интернет глючил, мобильная связь здесь тоже почти отсутствовала.

По соседству Обдорский острог. Точнее восстановленная копия. Русские здесь обосновались более 400 лет назад.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

В Салехарде были лютые комары. Атаковали еще на трапе самолета. Полдня я мучился. В магазинах раскупили все репеленты, пока смог купить балончик. На фото видна гряда Полярного Урала за Обью. Скоро я там буду.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Мамонт — главная достопримечательности и символ Ямала. Их останки часто находят в вечной мерзлоте.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Целый скелет мамонта в местном музее.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Застройка в центре города. В городе очень чисто и аккуратно. Еще много деревянных домов, большая часть которых обшита сайдингом.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Здание администрации Ямало-Ненецкого автономного округа. Строится целый комплекс, включая огромную набережную. Местные говорят, что работы идут несколько лет. Конца и края не видно.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Местные деликатесы.

Агрегат, без которого тяжело в тундре.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Романтика 70-ых — эпоха большого скачка на север, когда Советский Союз осваивал огромные суровые пространства, осваивая добычу углеводородов.

В самом городе не видно следов нефтегазовой промышленности. Она ведется в труднодоступных районах полуострова Ямал и других территорий. Отсюда тянутся газопроводы в центральную России и до недавнего времени в Европу. Сейчас активно развивается инфраструктура для транспортировки сжиженного природного газа. Расширяются порты, подводятся железные дороги.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Кстати, о железных дорогах. Это памятник жертвам сталинского проекта — Трансполярной железнодорожной магистрали. Паровоз простоял заброшенный несколько десятков лет, пока его на водрузили на пьедестал.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Огромные ресурсы ГУЛАГа в 50-х были брошены на строительство магистрали от Воркуты до Норильска. На данный момент остались лишь отдельные участки, по одному из которых я проеду. Сейчас ведутся работы по восстановлению сообщения, но планы постоянно откладываются.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

Настала пора ехать дальше.

Съездил в Салехард на Ямал. Как живется на нефтегазовом севере, который кормит всю Россию

__

Подписывайтесь на мой канал про финансы в Телеграм и в Вконтакте, где я делюсь советами и личным опытом.

Показать полностью 21
1074

Побывал в Азербайджане. Как живется в богатой нефтью соседней стране накануне очередной войны

Весной провел отпуск по ту сторону Кавказского хребта, в солнечном Азербайджане. Побывал в разных уголках страны: от карабахского приграничья до Апшеронского нефтяного полуострова. Было невероятно интересно, тепло и вкусно. Думаю, написать несколько постов по итогам поездки.

Вновь разгорелся Карабахский конфликт, поэтому немного расскажу, как в Азербайджане к нему относятся. Не буду вдаваться в историю конфликта, которому, наверное, около полутысячи лет, покажу, что увидел сам.

Прилетел я не в Баку, а в Гянджу, второй по величине город, расположенный недалеко от Карабаха. Сюда есть рейс из Москвы. Собственно единственный, который есть в местном аэропорту. Автобусы не ходят, поехал в город на такси, которые раз в день слетаются к этому рейсу в аэропорт.

В Азербайджане еще очень много машин советского производства.

В Азербайджане еще очень много машин советского производства.

Поболтал с таксистом. Аксакалу было за 60. Воевал в Афгане и в первую Карабахскую в начале 90-ых. Сказал, были бы силы, пошел бы на СВО на стороне России.

Благодаря ему у меня сложилась картина. В 90-е был наплыв азербайджанцев и армян во все регионы России, это еще было до мигрантов из Средней Азии, которые поехали на заработки в годы экономического бума в России. А представители этих закавказских республик заполонили российские города в голодные и криминальные 90-е. Даже у нас на Крайнем Севере, где я вырос, образовались крупные диаспоры армян и азербайджанцев.

— Побежали от мобилизации во время первой войны, — просветил таксист. —  Как и русские осенью во время вашей мобилизации.

Гянджа — это бывший советский Кировабад и царский Елизаветполь, столица одноименной губернии. В царские времена в Закавказье не было национальных республик, а были губернии под управлением генерал-губернаторов.

Карта Закавказья 1914 года.

Карта Закавказья 1914 года.

Здешние земли входили в состав Российской империи частями, а точнее ханствами, коих тут было множество. Какие-то сами просились под защиту (Карабахское ханство), какие-то пришлось брать силой (эту самую Гянджу), а какие-то по итогам русско-персидских и турецких войн.

Государство Азербайджан, как и многие современные нации на постсоветском пространстве, следствие настойчивой советской национальной политики. На самом деле Закавказье огромный котел из множества народов разных культур, религий, и языков.

Например, в Закавказье существует большой спор, кем был уроженец Гянджи Низами Гянджеви, величайший поэт Средневековья. Это один и из моих любимых поэтов, советую прочитать его поэмы. Писал он на персидском, по происхождению был, то ли перс, то ли курд, то ли тюрок. По религии суннит. Гянджа в его времена под властью тюркских династий, но культурно — под влиянием персидских и арабских традиции. Ныне Низами Гянджеви, таким же «нашим всем», как в России Пушкиным, считают и в Азербайджане, и в Иране, и даже среди некоторых народов Дагестана. Восток!

Памятник Низами Гянджеви в Гяндже.

Памятник Низами Гянджеви в Гяндже.

До прихода мусульман тюрок (предков азербайджанцев) в этой части Кавказа существовало христианской государство Албания, о чем свидетельствую сохранившиеся 1000-летние храмы и малый народ удины, проживающие в Азербайджане, с которыми мне довелось пообщаться.

Албанский христианский храм в районе Габалы.

Албанский христианский храм в районе Габалы.

А на Апшеронском полуострове тысячелетиями существовали культы огнепоклонников, обустраивавшими святилища вокруг факелов на местах естественного выхода природного газа, которым богаты местные недра.

Храм огнепоклонников в районе Баку.

Храм огнепоклонников в районе Баку.

Я приехал с наличными, российские банковские карты в Азербайджане не работают. Стал искать где бы обменять деньги. Но Гяндже был воскресный день, и обменники не работали. Обратился к полицейскому:

— Салам Аллейкум. Ид мубарак! — эта фраза творит чудеса. Означает поздравление с праздником. Как раз окончился Рамадан. Полицейский расцвел в улыбке, выслушал мою проблему, а потом проводил до местного рынка, проконтролировал процесс обмена денег у местных менял, дал номер телефона и попросил в случае проблем звонить любое время. Кстати, с таким надзором я обменял по очень выгодному курсу!

Во время предыдущей карабахской войны 2020 года по Гяндже взорвалось несколько ракет. Были жертвы. Азербайджан утверждал, что прилетело из Армении и уничтожил там пусковые установки.

Карта территориального деления Азербайджана. Карабаха нет, разделен на отдельные районы.

Карта территориального деления Азербайджана. Карабаха нет, разделен на отдельные районы.

Официальная пропаганда называет эту войну Отечественной. Я проехал несколько районов Азербайджана, и везде встречал портреты шахидов.

Этим словом зовут не террористов, как многие у нас думают, а называют простых воинов и мирных жителей, которые погибли во время боевых действий. В столичном Баку, портретов очень мало, зато в глубинке — повсюду: на автотрассах, домах, где они жили, школах, где учились, предприятиях.

В Баку, на набережной недалеко от центра, города разбили выставку трофеев после конфликта 2020 года.  Выставлены подбитые и захваченные армянские танки, броенетехника, грузовики и даже полевая кухня.

Лозунг  «Карабах — Азербайджанский!».


Чувствуется, что власти решительно настроены на решение Карабахского вопроса, то есть полный контроль над остатками территории вокруг Степанакерта.

Основная причина, на мой взгляд, растущая экономическая мощь Азербайджана, благодаря огромным запаса нефти и газа.

В стране проводились матчи  Чемпионата Европы по футболу, Евровидение, а я попал на этап Формулы-1 и выставку Сальвадора Дали. В общем, забытые в России ништяки глобализма.

Простой народ в разговорах не хочет никакой войны и поругивает семью Алиевых. Молодежь по большей части плохо говорит по-русски, а старшее поколение едино в ностальгии по советскому прошлому. Все вспоминают, как хорошо жилось в дружбе с русскими и даже армянами и клянут времена горбачева, когда начался разлад.

Показать полностью 16
Отличная работа, все прочитано!