Серия «История авиации»

546

Сегодня официально открыли авиационный перрон с новыми самолётами. Музейный комплекс в Верхней Пышме

Я уже рассказывал о новшествах в Музейном комплексе в Верхней Пышме и вот сегодня на открытой площадке официально открыли авиационный перрон с новыми самолётами.

Стройным рядом возле Музея «Крылья Победы» выстроились пять самолетов гражданской и транспортной авиации. Среди них три новых экспоната, которые впервые выставляются в Музейном комплексе. Про ветерана гражданской авиации - Ил-14 я уже рассказывал.

А вот следующий борт появился недавно - это транспортная модификация Ан-24Т. О нем конечно я сделаю отдельный рассказ, так как сам живьем вижу эту модификацию впервые.

Следующий новичок - Ан-72, в народе прозванный "Чебурашкой", борт месяц назад приехал из Самары.

Як-40 - небольшой, но достаточно титулованный тип ВС - первый в мире трёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт 3-го класса, первый советский тип ВС сертифицированный за рубежом и т.д.

Ну и наш старый знакомый - пассажирский Ту-134.

Представителям прессы, под присмотром двух "стюардесс", разрешили забраться в кабину Ан-24Т. :-)

На данный момент кабина не совсем комплектная, но у музея есть опыт восстановления бортового оборудования и со временем доступ на борт откроют всем желающим.

Работы по восстановлению машин еще много, но сам факт открытия новой тематической площадки радует. В планах музея расширение экспозиции, в том числе и гражданской авиации.

Впереди еще много интересного!

Показать полностью 9
282
Серия История авиации

Крупнейший технический музей России в провинциальном городке. Часть 2.2. Авиация

Продолжаем осмотр открытой площадки Музейного комплекса в Верхней Пышме. Вертолетная группа.

Они стоят в музее очень давно, лет одиннадцать точно. Новенький среди них - ранняя версия вертолета Ми-24А, с оригинальной кабиной, за которую его прозвали "Верандой".

Далее вертолёт МИ-24Д, образца 1971 года.

И вертолёт Ми-8, образца 1965 года.

Еще один ветеран экспозиции - вертолет Ми-2. Он долгое время стоял в обычной "зеленой" армейской ливрее, но после реставрации в 2024 году получил ливрею в которую красились первые опытные машины. Есть еще скрытая "фишка" - на нем нанесен регистрационный номер СССР-15871, который принадлежал одному из вертолетов из легендарного фильма Гайдая "Мимино". Такая шутка от музейщиков))

Еще одни ветераны - группа рвущихся в небо машин.

Лёгкий фронтовой истребитель-перехватчик МИГ-21ПФ, образца 1962 года.

Далее фронтовой бомбардировщик Су-24, образца 1975 года.

Немного беспилотной авиации. Советский беспилотный самолет-фоторазведчик Ла-17Р.

Далее Ту-141 «Стриж» - советский многоразовый оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат.

И одна из первых советских крылатых ракет ФКР-1 "Изделие КС-7"

В музее есть несколько кабин, которые попали после закрытия одного из музеев авиации. На фото кабина самолета Ту-154.

Она полностью комплектная. В кабину Ту-154 планируется сделать доступ посетителей

Кабина вертолета Ми-6, ее надо восстанавливать.

Кабины фронтового истребителя МиГ-23МЛ и фронтового бомбардировщика Су-24М. Они уже открыты для осмотра.

В некоторых самолетах кабины в комплектном состоянии. Кабина Ил-14.

И кабина С-47.

Будущие экспонаты музея, они уже приехали, но ждут сборки и реставрации. Транспортный самолет Ан-72.

Самолет Ан-2.

Вертолет Ми-4.

И вертолет Ми-26.

Ну и наверно самый грандиозный экспонат - это космический корабль "Буран".

Сейчас ведется его реставрация, заканчивается строительство ангара.

Думаю на сегодня достаточно информации, в следующей части мы осмотрим музей авиации "Крылья Победы". Начало рассказа про авиацию по этой ссылке.

Первая часть рассказа про музей автомобилей по этой ссылке.

Показать полностью 28
1082
Серия История авиации

Крупнейший технический музей России в провинциальном городке. Часть 2.1. Авиация

Продолжим обзор Музейного комплекса в Верхней Пышме.

Вчера мы ознакомились с автомобильным музеем, а сегодня прогуляемся по открытой площадке, на которой экспонируется авиация. На заглавном фото вид на площадку из музея автомобилей.

Самый первый из крупных экспонатов выставки - это самолет Ту-16ЛЛ (Летающая лаборатория). Он появился в музее примерно в 2017 году. Ту-16 самолет-лаборатория построен в 1958 году, серийный номер 8204108. В музейный комплекс УГМК самолет попал из ЛИИ Громова.

Самый большой экспонат - это стратегический бомбардировщик М-4, он появился в музее в 2021 году. Это первый советский дальний реактивный стратегический бомбардировщик, разработанный в 50-х годах в ОКБ В.М.Мясищева.

Всего было построено 34 самолета этой модели.

Тяжелый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22А в музее с 2022 года. Это одна из ранних машин, построена на Казанском авиазаводе в декабре 1961 года, серийный номер 05-04, заводской 1052043. Первый полет совершен 6 июня 1962 года, с марта 1963 года служил в 203 ТБАП на аэродроме Барановичи, в 1966 году машину передали в Иркутское ВАТУ в качестве учебного пособия. Ее налет на тот момент составлял всего 93 часа. За внешний вид самолет получил прозвище "Шило".

В данный момент борт ждет очередь на покраску.

Пассажирский самолет - Ту-134А. Борт RA-65047 (ранее СССР-65047) изготовлен в Харькове, в 1977 году. Первоначально эксплуатировался в Украинском УГА, Бориспольском ОАО, затем в 1978 году передан в ГосНИИ МГА.

Транспортный самолет Ан-12БК - всю свою летную карьеру отслужил в ВВС СССР (РФ), списан где-то в середине 2000-х годов. В музее с 2022 года.

Самолет Ил-14 - легендарный советский самолет, особо любимый летчиками полярной авиации. Самолет практически комплектный, при желании его можно довести до условно "летного" состояния. Было бы здорово увидеть гонку двигателей это самолета! )) В музее с 2023 года.

Группа самолетов перед зданием музея "Крылья Победы". Самолет Douglas C-47, транспортная модификация пассажирского самолета DC-3. В музее с 2024 года, кстати борт еще недавно был в летном состоянии.

Пе-2ПФТ (в ВВС СССР — прозвище «Пешка») - советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны. Самолет восстановлен из оригинальных элементов обнаруженных в Мурманской области.

АНТ-40(СБ) - скоростной фронтовой бомбардировщик образца 1934 года (макет).

Фронтовой бомбардировщик Ил-28.

Группа самолетов с Ходынского поля в Москве, самолеты ждут очередь на реставрацию. Опытный перехватчик МиГ-25М (Е-155М) бортовой номер №710 "синий". Машина построена в 1973 году на авиационном заводе №21, город Горький, серийный № 84019175 (№ 84-1710). Именно на этой машине 21 августа 1977 года, летчиком-испытателем Александром Федотовым был установлен абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями - 37650 метров. Рекорд до сих пор не побит.

Далее следует советский многоцелевой истребитель третьего поколения МиГ-23.

МиГ-29 (9.12) 04(904) 5-й опытный образец КБ Микояна-Гуревич (МАП).

Далее сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения МиГ-27Д.

Су-15ТМ - долгое время был основным истребителем-перехватчиком ПВО СССР.

Чтобы вы не подумали, что за самолетами не ухаживают, вот вам пример как было и как стало.)) Су-7БКЛ было.. и стало.

Еще один пример истребитель-перехватчик Як-25. Было ... стало

Еще одна группа истребителей. Учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ.

И истребитель МиГ-17.

Советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки - Як-38.

Перехватчик с велосипедным шасси. Як-28П. Обе машины тоже с Ходынки.

Продолжение в следующей части по этой ссылке.

Показать полностью 25
100
Авиация и Техника
Серия История авиации

Музей авиации ЮТэйр в Тюмени

Музей расположен на территории аэропорта Плеханово, на бывшей окраине Тюмени.

Он был построен в 1934 году у деревни Плеханово. До 60-х годов являлся основным аэродромом Тюмени, после открытия аэропорта Рощино основной пассажиропоток был переведен туда. В настоящее время на территории аэропорта действие авиаремонтный завод АК ЮТэйр. Именно на этом заводе прошли ремонт и экспонаты музея.

Начнем с легенды местных региональных авиалиний - самолета Ан-24РВ (заглавное фото). Ан-24РВ является модификацией Ан-24Б, который выпускался с 1964 года, отличается установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. Что делало его более приспособленным для работы с не оборудованных аэродромов.

Следующий экспонат - самолет Ан-74. Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Ну и третий экспонат "самолетной" экспозиции - самолет ATR-42. ATR-72 разработан франко-итальянским концерном ATR в 80-х годах. Долгое время считалось, что он может заменить "устаревший" Ан-24, но особенно на "северных" маршрутах эти ожидания не сбылись. Более неприхотливый и "всепроходимый" Ан-24 до сих пор широко эксплуатируется, а 42-е АТРки уже выведены из эксплуатации. В рядах любителей авиации самолет АТР-42(72) получил прозвища: "Тыр-тырка" и "БТРка".

Далее вертолеты, начнем с самого маленького и очень редкого ныне вертолета - Ка-18. Первый полет Ка-18 совершил 13 октября 1956 года. Вертолет является модификацией Ка-15 с увеличенным фюзеляжем, он мог перевозить до трех пассажиров. Серийное производство вертолетов велось в Улан-Уде, где в период с 1959 по 1961 год было построено порядка 120 машин.

Ми-1 - первый советский серийный вертолет совершил первый полет в 1948 году и эксплуатировался с 1951 по 1983 год. Всего за годы серийного производства в СССР и Польше, с 1952 по 1965 год было построено 2680 вертолетов.

Вертолет Ми-2 был разработан в начале 60-х годов, серийно выпускался с 1965 по 1992 год в Польше, всего было построено более 5400 вертолетов. Вертолет снимался во множестве кинофильмов, на таком вертолете летал Мимино. Вертолет Ми-2 широко эксплуатируется и настоящее время.

Ми-4 - первый советский военно-транспортный вертолет, разработан в начале 50-х годов и эксплуатировался с 1953 по 1988 год. Вертолет серийно выпускался в СССР с 1952 по 1968 год и в Китае (Z-5), с 1963 по 1979 год. Всего построено более 3900 вертолетов.

Вертолеты-гиганты. Начнем с вертолета Ми-6 - многократного вертолета-рекордсмена, который установил свой первый рекорд спустя всего четыре месяца с момента первого полета. Проектирование машины длилось 4 года и 5 июня 1957 года опытный вертолет оторвался от земли. А уже 30 октября 1957 года, экипаж Капреляна поднял груз массой 12004 кг на высоту 2432 метра. Всего на Ми-6 было установлено 16 мировых рекордов. Всего в период с 1959 по 1980 год было построено 924 вертолета.

Первый вертолет Ми-10 поднялся в воздух 15 июня 1960 года. Машина была разработана в короткие сроки благодаря использованию двигательной установки и систем управления вертолета Ми-6. Основное назначение машина - работа в качестве "летающего крана", перевозящего габаритные грузы на внешней подвеске. Всего было построено 55 вертолетов Ми-10 различных модификаций и 17 вертолетов Ми-10К (на фото в музее).

Вертолет Ми-26 - крупнейший в мире серийный транспортный вертолет. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года, серийно выпускается в настоящее время, на данный момент произведено более 300 вертолетов. На фото ниже вертолет Ми-26Т - это гражданская версия вертолета.

Техника в музее в отличном состоянии, после ремонта, кабины комплектные. На фото кабина Ми-6.
Но есть триа нюанса. Первый - музей закрытый и попасть в него сложно, разве что в о время ежегодных праздников проходящих в аэропорту.
Второй - у многих возникает вопрос к ливреям техники - это "фирменная" ливрея ЮТэйр. На мой взгляд на советской технике она смотрится неорганично, но это мое личное мнение.
Третий - в экспозиции нет основной "рабочей лошадки" Ми-8, но это скорее всего лишь вопрос времени.

Спасибо за внимание.

Показать полностью 10
364
Серия История авиации

От "Кукурузника" до "Кукурузника". Ульяновский музей гражданской авиации

Летом 2023 года я наконец-то добрался до Головного отраслевого музея истории гражданской авиации в Ульяновске.

Сегодня предлагаю обзорную экскурсию по всему музею. Начнем с крытого павильона, где представлен самолет У-2 (По-2), на заглавном фото. Это самый массовый биплан в истории, построено более 33000 самолетов. Кстати именно этот самолет был первым "Кукурузником", потом этот народный титул перешел по наследству к самолету Ан-2.

Далее самолет Як-12М - универсальный самолет, применялся для перевозки пассажиров, почты и грузов на коротких местных линиях; как санитарный самолет; для сельхозработ; аэропосева, подкормки растений удобрениями, опыления зеленых насаждений; в аэроклубах для буксировки планеров и для обучения прыжкам с парашютом. Второе фото: Полноразмерный макет одного из первых советских пассажирских самолетов АК-1. И какая-то неопознанная "Мечта" ....

Выходим на улицу и натыкаемся на "Пчелку", самолет Ан-14. Многофункциональный самолет, помимо пассажирской модификации существовали десантный, санитарный и сельскохозяйственный вариант. Рассматривался как замена Ан-2, но не смог, За годы серийного производства с 1965 по 1972 год было построено всего 333 машины. Второе фото: Легендарный труженик Ан-24, совершив первый полет в 1959 году, остается в эксплуатации и в наше время. Третье фото: Еще один неудачный "заменитель" Ан-2 - М-15 "Бельфегор". Самолет является совместной разработкой нашего ОКБ Антонова и польских авиаконструкторов. Производился он в Польше на заводе WSK-Mielec. Четвертое фото: Турболёт из Чехословакии L-410 - является первым серийным самолетом иностранного производства, который получил широкое распространение на советских авиалиниях малой протяженности.

Первый советский вертолет - Ми-1, разработан в конце 40-х годов, использовался как связной, санитарный, прокладчик телефонных линий, аэротакси, сельскохозяйственный и так далее. На Ми-1 было установлено порядка 27 мировых рекордов, официально вертолет эксплуатировался до 1983 года. Далее: Вертолет Ми-8 - один из самых популярных вертолетов в мире. Третье фото: Ми-4 - первый советский военно-транспортный вертолет, разработан в начале 50-х годов и эксплуатировался с 1953 по 1988 год. Четвертое фото: Ми-2 - вертолет долгожитель, разработан в начале 60-х годов и до сих пор находится в эксплуатации. Кто помнит - на таком вертолете летал Мимино. Пятое фото: Ми-6 - вертолет гигант, автор множества мировых рекордов, выпускался с 1959 по 1980 год. В народе имел прозвище "Сарай" или "Корова". Шестое фото: Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)160.01.

АНТ-4 (ТБ-1) - Первый в мире (1925 год) серийный двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик. После снятия с вооружения ТБ-1 передали в Аэрофлот и Севморпуть, где они использовались до списания последнего самолёта в 1947 году. Далее: Як-18Т - учебно-тренировочный самолет, летающая парта пилотов гражданской авиации. Две штуки. И М-101Т «Гжель» — ближнемагистральный пассажирский самолёт, создававшийся в ОКБ Мясищева с 1989 года по 2002 год, но так и не вышедший в массы.

Ту-124 - самолет региональной авиации, в основе машины лежит компоновка и геометрия его "старшего брата" - самолета Ту-104. Можно сказать что это уменьшенный в размере Ту-104. Далее: Ту-104 - первый реактивный пассажирский самолет СССР и второй в мире. Создан на базе бомбардировщика Ту-16. Третье фото: Ту-114 - еще один лайнер Туполева созданный на базе бомбардировщика, в этот раз основой стал Ту-95. Ту-114 самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт. Четвертое фото: А это демилитаризированный бомбардировщик Ту-95, в хвостовой части фюзеляжа размещен пассажирский салон. Самолет получил индекс Ту-116 и создавался для дальних полетов членов правительства СССР. Пятое фото: Ту-134 - дальнейшее развитие самолета Ту-124, самолет появился в результате борьбы за комфорт пассажиров, для уменьшения шума в салоне двигатели были перенесены в хвостовую часть фюзеляжа.
За своеобразных звук двигателей его прозвали "Свисток". Шестое фото: Ту-154 - самый массовый реактивный пассажирский самолет в СССР, за годы серийного производства было изготовлено 1026 самолетов . Седьмое фото: Еще один "Туполь" модификации Ту-154Б-2, эксплуатировался в Ульяновской ШВЛП ГА (Школа высшей летной подготовки гражданской авиации).

Ил-14 - советский пассажирский самолет находился в эксплуатации с 1954 года, до второй половины 70-х. Многие авиаторы считают Ил-14 лучшим самолетом полярной авиации. Далее :Ил-18 - легендарная "рабочая лошадка" Аэрофлота СССР 60-70-х годов, отдельные экземпляры эксплуатируются и в настоящее время. Третье фото: Ил-62 - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, которому по плечу межконтинентальные перелеты. На момент посещения борт готовили к покраске. Четвертое фото: Ил-62М - модернизированная версия Ил-62 с увеличенной коммерческой нагрузкой, дальностью и скоростью полета. "Флагман Аэрофлота" 60-70-х годов. Пятое фото: Ил-86 - революционная машина для советского авиастроения - двухэтажная компоновка, "широкофюзеляжность", встроенные трапы, применение композитных материалов и т.д.
За внешний вид получил прозвище "Баклажан". Шестое фото: Еще один Ил-14.

Як-42 разрабатывался в середине семидесятых годов на замену Ту-134, но из-за катастрофы в самом начале эксплуатации, самолет не стал массовым, было построено всего 193 самолета. Далее: Як-40 - первый в мире турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний. Третье фото: Еще один Як-40. Кстати, этот тип самолета (наряду с Ан-2) в некоторых училищах ГА был в качестве "выпускного" самолета, т.е. молодые пилоты сразу же шли работать. А не как сейчас, учатся летать на иностранных "перделках", а потом переучиваются, чтобы работать))) Четвертое фото: И снова Як-40, третий по счету, но зато в классической ливрее Аэрофлота 70-80-х годов. В народе имел прозвище "Окурок" - маленький и дымит как провоз))

Ан-26 - транспортная модификация пассажирского самолета Ан-24, широко применяется в военно-транспортной авиации.

Вершина советского самолетостроения - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Как его еще называли - "Стрела стратосферы".

МИГ-25П - странный экспонат для музея гражданской авиации. Далее: Ил-28 - в первой жизни фронтовой бомбардировщик, после снятия с вооружения использовался в Аэрофлоте для переучивания пилотов с поршневой на реактивную технику. Третье фото: L-29 "Дельфин" - учебно-тренировочный самолет стран Варшавского договора.

Ну и завершает экспозицию музея, легендарный "Кукурузник" Ан-2. Самолет созданный в 1947 году, эксплуатируется до сих пор и несмотря на развитие технологий, качественной замены ему так и не создали.

Показать полностью 41
250

Самый большой пассажирский "турбопроп" в мире - советский Ту-114

Сегодня хочу вспомнить легендарный советский авиалайнер, который обладает множеством достижений: это самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолёт, самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолёт, единственный в мире турбовинтовой пассажирский самолёт со стреловидным крылом, турбовинтовой пассажирский самолёт с самыми мощными ТВД и с наибольшей суммарной мощностью всех ТВД, установленных на одном самолёте.

Все это - Ту-114 "Россия", который совершил свой первый полет в ноябре 1957 года. Машина была создана всего за два года, скорость разработки объяснялась тем, что она создавалась на базе бомбардировщика Ту-95.

Фото: Alan Wilson

Фото: Alan Wilson

Подобный опыт, по созданию пассажирского самолета из военного, у ОКБ Туполева уже был. Достаточно вспомнить созданный несколькими годами ранее Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолет.

Он был разработан параллельно с бомбардировщиком Ту-16.

В то время Хрущев вел активную внешнюю политику и ему требовался самолет для межконтинентальных перелетов, им и должен был стать Ту-114. Но так как работы по созданию и доводке машины требовали некоторое время, то параллельно, ускоренными темпами были созданы две пассажирские машины, переоборудованные из бомбардировщиков.

Ту-116

Ту-116

Делалось это путем демонтажа вооружения и размещения герметичного пассажирского салона в хвостовой части фюзеляжа. Самолеты получили индекс Ту-116, но Хрущев так ни разу ими и не воспользовался.

Ту-116

Ту-116

Ходит байка, что когда Хрущеву показали самолет, он сказал: "Представляете, прилетаю я в США, меня встречают официальные лица, репортеры, а я такой из задницы вылезаю!" Дело в том, что раз салон находился в хвостовой части, то и вход через люк был под хвостом самолета.

После окончания испытаний Ту-114 вышел на пассажирские линии, в апреле 1961 он начал выполнять регулярные рейсы из Москвы в Хабаровск. Дальний Восток стал ближе - беспосадочный рейс длился всего 9 часов, для сравнения - Ту-104 долетал за 14 часов с двумя посадками. В первый год полетов Ту-114 по этому маршруту было перевезено более 40 тысяч пассажиров.

Ту-114 в Хабаровске

В самолете был не только эконом-класс, но и первый класс. И даже трехместные купе.

К машине проявили интерес японцы и в 1967 году четыре самолета Ту-114 начали осуществлять рейсы Токио-Москва-Париж, Токио-Москва-Лондон, Токио-Москва-Рим и Токио-Москва-Копенгаген, совместно с авиакомпанией "JAL".

Но уже 2 декабря 1976 года свой последний рейс по маршруту Москва - Хабаровск - Москва совершил борт СССР-76485 - так завершилась эксплуатация Ту-114. Ему на замену пришел более современный флагман Аэрофлота - турбореактивный Ил-62.

Всего был построен 31 самолет Ту-114, за 15 лет эксплуатации они перевезли более 6 миллионов пассажиров, совершив около 50.000 полетов.

Показать полностью 15
101

Ровно 70 лет назад родилась отечественная реактивная гражданская авиация

17 июня 1955 года совершил первый полет самолет Ту-104 с бортовым номером Л5400. Ту-104 стал первым отечественным и третьим в мире реактивным пассажирским самолетом, что стало толчком не только начала массовых регулярных пассажирских перевозок , но и срочной реконструкции аэропортов страны.

Разработка самолета Ту-104 началась в процессе создания бомбардировщика Ту-16 в 1952 году, за два года до выхода постановления СМ СССР о его разработке.

От Ту-16 позаимствовали компоновку кабины экипажа, крыло, оперение, шасси и пилотажно-навигационное оборудование.

Новыми были фюзеляж и воздухозаборные устройства.

В том же 1955 году самолет запустили в серийное производство на Харьковском авиазаводе, а год спустя в Омске на заводе №166. Всего было выпущено 201 машина, которые находились в эксплуатации ГВФ до 1979 года.

Благодаря Ту-104 Дальний Восток стал ближе и Советские люди получили возможность добираться туда быстро и с комфортом. Судите сами, еще в середине 50-х годов добраться туда можно было либо за 8 суток на поезде, либо самолетом, а это на секундочку около двух суток на поршневом Ил-14, с минимум 5 промежуточными посадками и одной ночевкой.

В декабре 1956 в Хабаровск начал летать Ту-104 и время полета с промежуточными посадками сократилось до 14 часов.

У самолета была сложная судьба, в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 37 самолётов Ту-104. В последней катастрофе 7 февраля 1981 года под Ленинградом погибло почти всё руководство Тихоокеанского флота. После чего, все оставшиеся в эксплуатации самолеты были выведены из эксплуатации.

В настоящее время Ту-104 можно увидеть в музеях.

Показать полностью 9
8270

Реставрация "Бурана 2.01". Возрождение советского космического челнока3

Расскажу как складывается судьба "Бурана 2.01", который находится в Музейном комплексе в Верхней Пышме. Он приехал в музей в августе прошлого года, перезимовал на открытой площадке, в апреле его перекатили к строящемуся павильону, а в мае закатили на место в будущей экспозиции.

Вот таким он приехал в музей в прошлом году. Напомню, это третий, именно космический корабль построенный по проекту "Буран". Его готовность определялась порядка 50%. Приехал он в разобранном виде, в январе начались работы по реставрации.

Сейчас его собрали - установили на штатные стойки шасси, смонтировали киль, консоли и механизацию крыла.

На заводе и во время хранения он стоял на технологических опорах, теперь все как положено.

Носовая стойка шасси.

Рабочие закрывают технологические ниши в местах стыковки центроплана и консолей крыла.

Демонтируются для реставрации поврежденные защитные плитки, зачищается поверхность на месте их крепления.

Целые плитки оставляют на месте.

Как видите нет кромок крыла, их придется изготавливать заново, как и множество других агрегатов и элементов конструкции.

Поврежденные плитки будут восстанавливаться и устанавливаться на штатные места.

Кстати, все плитки номерные, у каждой строго определенное место крепления.

С виду очень похоже на пенопласт и по весу, и по текстуре, но это не пенопласт.

Смонтированный киль с рулем направления.

Строительство павильона планируется завершить в этом году, в нем разместится экспозиция о советской космической программе «Энергия-Буран».

В носовой части виден открытый люк - это вход в кабину космонавтов.

Мы будем следить за дальнейшими работами по реставрации "Бурана" и рассказывать на нашем канале.

Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!