Серия «Фотоистория СССР»

224
Фото история
Серия Фотоистория СССР

Москва времен СССР: ностальгические снимки прошлого, раскрашенные ИИ. Часть 4

Свидание у гостиницы «Украина», 1959 год.

Исходное фото и локация

Доставка цветов на дом, 1934 год.

Исходное фото и локация

Фото, которое интересно перекликается с современной Москвой. 1934 год — ранний период сталинской индустриализации, расцвет идеи «нового быта». В это время активно развивались коммунальные и бытовые службы, в том числе доставка товаров на дом — модная и прогрессивная услуга, особенно в Москве и Ленинграде. Подобные велосипеды-трициклы использовались для почты, хлеба, молока и газет.

Покровский бульвар, 1953 год.

Исходное фото и локация

В московском метро, 1955 год.

Девочка наблюдает, как украшают витрину булочной к Новому году, 1958 год.

Вид на Манежную площадь из окна гостиницы «Националь», 1959 год.

Исходное фото и локация

Сегодня в кинотеатрах, 1960-е.

Кино — главное искусство 60-х, настоящее зеркало «оттепели». В афишах тех лет гремели «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Берегись автомобиля», «Полосатый рейс», «Кавказская пленница». Московские кинотеатры были центрами притяжения, от «Ударника» до «Мир».

«К Ленину», 1960 год.

Автор: Виктор Ахломов

Автор: Виктор Ахломов

Очереди к Мавзолею — постоянная часть московского пейзажа середины XX века. Сюда шли школьные экскурсии, рабочие делегации, гости из союзных республик и других стран. Посещение считалось почти обязательным знаком уважения. Даже зимой в морозы у Красной площади тянулась цепочка людей в пальто и шапках. Это и подобные ему фото стали метафорой времени. Ахломов умел замечать символику в случайных уличных сценах.

Вратарь, 1961 год.

Автор: Владимир Лагранж

Автор: Владимир Лагранж

Снято во дворе типичной московской многоэтажки. У мальчика на воротах вместо наколенников железные тарелки — Владимир Лагранж заметил это и не смог пройти мимо.

Москва. Урок в школе, 1970-е.

Автор: Владимир Лагранж

Автор: Владимир Лагранж

Предыдущие части:

Атмосферные фото дореволюционной Москвы, ожившие в цвете с помощью ИИ. Часть 1

Москва, которая ушла в прошлое: старые кадры XX века, раскрашенные с помощью ИИ. Часть 2: ранний СССР

Москва прошлого: старые кадры XX века, раскрашенные с помощью ИИ. Часть 3: послевоенный и поздний СССР

Показать полностью 10
14
Ретро
Серия Фотоистория СССР

Москва прошлого: старые кадры XX века, раскрашенные с помощью ИИ. Часть 3: послевоенный и поздний СССР

Продолжаю цикл о старой Москве. На этот раз — Москва послевоенных и поздних лет СССР на фото, которые вы, скорее всего, не видели. У большинства кадров — ссылка на оригинал и точка на карте, чтобы сравнить прошлое с тем, как локация выглядит сегодня.

Ребятня пускает кораблик по ручью на Тверском бульваре, апрель 1947.

Локация

Свидание у кинотеатра Центральный, 1958.

Локация

Американская выставка в Сокольниках, 1959 год.

Локация

Заинтересованным советским гражданам демонстрируют, как устроен настоящий супермаркет — на выставке США в парке «Сокольники».

Бассейн «Москва» на месте снесённого храма Христа Спасителя, 1960 год.

Локация

Набережная напротив Кремля, 1970-е.

Ассириец дядя Гриша, сапожник, встречает прохожих у своей будки на углу Пушкинской площади, 1970 год.

Локация

Юрий Рост, автор снимка, называл этот киоск:

«необязательной деталью городской жизни, без которой образ Пушкинской площади терял почти домашнее тепло».

Он писал о дяде Грише:

«Напечатав как-то в газете его карточку с доброжелательной подписью, я пришел к будке. Дядя Гриша был холоден.

— Не ожидал от тебя, — сказал он грустно. — Дружили. Ботинки тебе чистил ненашим кремом, а ты так нехорошо поступил.

— Что ты, дядя Гриша, я же прославил тебя.

— Прославил… Начальница домой позвонила. Вот, Гриша, говорит, куришь на рабочем месте — фельетон про тебя в газете и напечатали.

— Читай сам! — Я дал ему газету.

— Я еще не умею хорошо, — сказал Гриша. — Учусь только.

После совместной читки он повеселел настолько, что подарил мне коричневые шнурки и баночку гуталина — того самого, на три четверти…»

Заканчивает автор грустной констатацией факта:

«Теперь на месте дяди Гриши — рекламная тумба. Площадь используется рационально».

Сотрудники ВНИИБД МВД СССР ведут съёмку интенсивности транспортного потока на проспекте Калинина, 1974 год.

Локация

Бассейн «Москва» зимой. Купание в тёплой воде, 1981 год.

Локация

Новосёлы в Крылатском, 1984 год.

Локация

Кремлевская горка, 1989.

Локация

Показать полностью 10
14
Фото история
Серия Фотоистория СССР

Москва, которая ушла в прошлое: старые кадры XX века, раскрашенные с помощью ИИ. Часть 2: ранний СССР

Продолжаю цикл публикаций о старой Москве. На этот раз — ранний Советский Союз: 1920–1930-е годы, время стремительных перемен, новых идеалов и обновлённого облика страны. Фото окрашены с помощью ИИ, чтобы показать, как выглядел город, который строил новую эпоху. Под каждым снимком — ссылка на оригинал и локация на карте: можно сравнить, как изменилась Москва за сто лет.

Деревенские плотники на Смоленском рынке, 1920 год.

Локация

Кадашевская набережная. Наводнение в Москве, 1919 год.

Локация

Деревянный дом на углу Б. Толмачевского и Лаврушинского переулков, 1920–1930 годы.

Локация

Красные ворота, 1924 год.

На фото воротам осталось жить три года, потом их разберут. Напоминать о них будут лишь названия — площадь и станция метро. А пока еще можно увидеть, как по Садовому плывет тот самый трамвай — возможно, и он скоро станет историей.

Локация

У Ярославского вокзала, 1924–1929 годы.

Локация

На пересечении Неглинной и Театрального проезда, 1925 год.

Локация

Первомайская демонстрация на Тверской, на переднем плане беспризорники. 1927 год.

Локация

Петровка, 1931 год.

Локация

Садово-Кудринская улица. Подметально-уборочные машины ПУ-5, 1938 год.

Локация

На смену приходит другая, автомобильная Москва. Например, на Садово-Кудринской уже работают современные подметальные машины. Они выглядят впечатляюще, но главное изменение — это сама дорога. Садовое кольцо теперь представляет собой огромное асфальтовое пространство. Там больше нет ни садов, ни трамвайных путей — только асфальт.

Мальчик пересекает улицу Горького, 1937–1941.

Локация

Показать полностью 10
26

Первоклассники Советского Союза: 12 архивных фото, раскрашенных с помощью ИИ. Часть 2

Первоклассница, 1970-е, Москва. Автор: Гневашев Игорь Иванович

«Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм. Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов»,

— воспоминания из источника.

Первоклассница Ирина Рябинина. Школа № 121, 1970-1973 годы, Челябинская обл. Автор: Васильев Сергей Григорьевич

Всего в области было 1632 школы, в Челябинске — 149.

Портрет первоклассника, Москва, 1970-е. Автор: Гневашев Игорь Иванович

Портрет первоклассника, Москва, 1970-е. Автор: Гневашев Игорь Иванович

Первоклассница, 1962-1966 годы, Литовская ССР, г. Каунас. Автор: Суткус Антанас

Игорь Маслов готов пойти в первый класс, 1 сентября 1976 год, Калининская обл, Старицкий р-н, дер. Турково. Автор: Кружков Александр Александрович

Первоклассник, 1 сентября 1979 год, г. Свердловск, ул. Гастелло. Автор: Боченин Николай Юрьевич

«Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. Еще одна загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить обязательно красным карандашом или ручкой»,

— воспоминания из источника.

Первоклассница, 1980-е, Москва. Автор: Мишин-Моргенштерн Семен Михайлович

«Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д.»,

— воспоминания из источника.

«Оля идет в первый класс», 1 сентября 1964, Томская обл., г. Асино, ул. Партизанская, д. 93

1 сентября 1964 года Оля пошла в 1 класс, на фото с мамой Таисией Броневской и сестрой Таней.

Первоклассница Лена, 1964 год., Тюменская обл, Тобольский р-н, дер. Лутовинино

Два первоклассника, 1 сентября 1967, Москва, Измайлово, 7-я Парковая, д. 5-А (дома больше не существует)

Вова Карлов и Саша Семин собрались в первый класс.

Первоклассница. Средняя школа № 167, 1970-е, Москва. Автор: Лагранж Владимир Руфинович

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, — промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе — промокашка. Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков. У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку).

— воспоминания из источника.

Шестеро первоклассников. Детдом № 5, 24 апреля 1987, г. Новокузнецк. Автор: Соколаев Владимир Анатольевич

«Первый раз в первый класс», 1957 год. Автор: Тарасевич Всеволод Сергеевич

Первый звонок, 1 сентября 1983 года, г. Ленинград, пр-т Энгельса, д. 115. Автор: Бойцова Александра Борисовна

Прием первоклассников в ряды октябрят, ноябрь 1984, г. Ленинград, Васильевский остров, Средний пр-т, Школа № 24.

«Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. Еще один типичный нелюбимый цвет — темно-синий. Это цвет не только школьной формы, но и спортивных треников, в которых ходили все, начиная от второклассника до дедушки-пенсионера»,

— воспоминания из источника.

Первоклассник Антон Студенников, 1988 год, Украинская ССР, Крымская обл, г. Севастополь, пос. Андреевка

Показать полностью 16
20

«Возвращение на Родину» — серия Всеволода Тарасевича: 13 редких раскрашенных фото солдат Красной армии на пути домой

Всеволод Сергеевич Тарасевич (1919–1998) — признанный классик советской фотожурналистики. Его снимки, особенно сделанные в блокадном Ленинграде, и сегодня способны потрясти любого. Однако сегодня мне хочется обратить внимание не на мрачные военные кадры, а на его более светлую работу — серию «Возвращение на Родину» (1956).

Эшелон с демобилизованными переходит границу, 1956 год

Их возвращение стало словно финальным мазком в суровой, но величественной картине той войны. Это была точка, которую художник ставит в завершённой работе. Они выстояли. Они победили.

«Н.С. Лях с фотоаппаратом, подаренным трудящимся Дрездена при проводах, первые снимки делает в пути», ГДР, г. Дрезден

Серия большая, и в ней множество кадров, передающих атмосферу дороги домой. Вот эшелон с демобилизованными бойцами, вот сцены железнодорожного быта, вот лица тех, кто впервые за много лет снова приближается к родным местам.

«На целину!», ГДР, г. Дрезден

«Немецкая газета написала и сфотографировала трех демобилизованных», ГДР, г. Дрезден

Техника идет через границу

Интересно, что на платформах американские грузовые автомобили Studebaker US6, поставлявшиеся по ленд-лизу. Фото иллюстрирует, насколько долго эта техника продержалась в группах войск за границей.

Разносчица мороженого от ресторана станции Славянск

И вдруг среди этих кадров — простая, но символическая сцена: разносчица мороженого на станции Славянск. Радость, мирная жизнь, возвращение к нормальности.

«Очередная группа сошла в Донбассе на станции Никитовка. С ними сошел и Молчанов»

На перроне — демобилизованные, сошедшие с эшелона. Среди них и рядовой Николай Молчанов, возвращавшийся в родной посёлок Боково-Антрацит (ныне город Антрацит). Его история словно отдельная подсерия внутри «Возвращения на Родину».

Рядовой Николай Молчанов. Луганская область, с 3 июня 1938 года, до 19 июня 1991 года называлась Ворошиловградской.

Обычный солдат, простой шахтёрский парень. Его дорога домой напоминает путь многих солдат тех лет, а в его улыбке — свет, который говорит больше любых слов.

Дома в кругу родных, Украинская ССР, Ворошиловградская обл., пос. Боково-Антрацит

Надюша Молчанова с вишнями

Молчанов с ребятами и фотоаппаратом

Слева сидит Николай Молчанов, и держит в руках фотоаппарат «Exa Rheinmetall», рядом два мальчика, у одного из них в руках двухобъективный фотоаппарат «Любитель».

«Солдат вернулся...»

Всеволод Сергеевич Тарасевич, СССР, Ленинград, 1943 год

Серия Тарасевича — это не просто хроника демобилизации. Это свидетельство человеческой радости, облегчения и надежды. Взгляд людей, переживших войну и всё же вернувшихся. Эти фотографии — тихий гимн Победы. Светлая память героям той войны.

Показать полностью 13
19

Как знаменитости СССР выглядели в молодости — 16 редких раскрашенных фото

Счастливые супруги. 32-летняя Алла Пугачева и 33-летний Евгений Болдин, 1981 год.

Болдин был не только третьим мужем, но и директором программ, фактически «второй половиной» сценической жизни Пугачёвой. До штампа в паспорте они прожили вместе около пяти лет — расписались лишь в 1985-м. Жениться, по словам самой Пугачёвой, пришлось, чтобы вместе выпускали за границу.

При нём родились шоу-хиты «Монологи певицы», «Маэстро» и телешоу «Новогодний аттракцион». Именно Болдин организовывал первые зарубежные туры Пугачёвой (Швеция, Финляндия; пластинки для Скандинавии через World Record Music). Позже эта связка вырастет в громкий бренд — «Театр песни Аллы Пугачёвой». Брак продлился до декабря 1993-го — творческий тандем прожил дольше, чем семейный.

В 2025-м Пугачёва сказала в интервью, что «настоящих» браков у неё два, а союз с Болдиным — «помощь другу». Сам Болдин публично поддержал её слова. Он считает, что Пугачева не сказала «ни одного неправильного слова»:

«Все четко. Как было, так и есть — ведь я участник всего этого жизненного процесса. Чистое и хорошее интервью! Кто критикует и обвиняет в неискренности — это слабые духом люди. И стоит ли обращать внимание! Это было, есть и будет — но всё проходит».

Молодой 23-летний певец и композитор Александр Градский во время съемок фильма режиссера Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных», 1973 год.

Портрет Майи Плисецкой, 1950-е. Автор фото: Евгений Умнов.

Олег Ефремов, Галина Волчек на репетиции в театре в 1960-1963 годах.

Студент Борис Ельцин – тренер женской волейбольной команды. Зональные соревнования на первенство РСФСР по волейболу. Курган, июль 1952 года.

В 1949 году Борис Ельцин поступил на строительный факультет Уральского политехнического института (УПИ) в Свердловске. Несмотря на отсутствие двух пальцев и части фаланги третьего на левой руке (травма детства), Ельцин активно играл в волейбол и тренировал команды.

В 1952 году был тренером женской волейбольной команды Молотовской области, которая участвовала в зональных соревнованиях первенства РСФСР; команда заняла 6-е место. Сам Ельцин вспоминал, что тренировал в УПИ сразу несколько команд — мужскую, женскую и вторую сборную.

Из-за осложнений после ангины (он сбежал из больницы с температурой, чтобы сыграть за команду) в 1952 году Ельцин был вынужден взять академический отпуск. По воспоминаниям Нинель Вилесовой:

«У Бориса была жуткая ангина – его даже положили в больницу. А в это время проходило первенство института по волейболу. Так он сбежал из больницы с температурой – не мог подвести команду. Играл. Наша команда, конечно, выиграла…»

Актриса Любовь Орлова, 1943 год. Автор фото: Евгений Халдей.

Юрий Никулин с однополчанами 1939-1943 годы. Неизвестный автор.

Людмила Гурченко в 1960-х.

Алла Пугачева и Борис Моисеев на репетиции, 1983 год.

Валерий Леонтьев и Андрей Вознесенский в 1985-1989 годах.

Никита Хрущев, первый секретарь Московского комитета ВКП(б), 1935 год. Автор фото: Игнатович Борис Всеволодович.

Сергей Курехин, Джоанна Стингрей, Густав Гурьянов, Виктор Цой, Сергей «Африка» Бугаев, Игорь Тихомиров и Юрий Каспарян, 1986 год.

Американская певица Джоанна Стингрей была замужем за гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном, но всегда говорила: «Нас было трое!». После гибели Цоя в августе 1990 года её брак с Каспаряном быстро распался: «Мы не знали, как жить без него».

В Ленинграде её в рок-среду ввёл Борис Гребенщиков, познакомил с Цоем, Курехиным и Кинчевым. Она стала «ангелом-хранителем» рокеров: привозила из США редчайшие инструменты и аппаратуру, снимала фото и видео, фиксируя историю «Кино» и всего Ленинградского рок-клуба. Именно она стояла за первой легальной публикацией советского рока на Западе — альбомом «Red Wave» 1986 года.

О Цое Джоанна говорила:

«Он не понимал своей славы, не считал себя гением. Пересмотрите финал последнего концерта «Кино» в «Лужниках». Вот он поет, в этой своей фирменной позе, в образе, от него исходит сумасшедшая энергия. Но концерт заканчивается, и он тихо и смущенно говорит что-то вроде: «Спасибо большое, что вы все сюда пришли. До свидания. Всего вам доброго». Он произносит это как застенчивый ребенок, а не как всенародный герой...»

Цой был для неё самым близким другом, но их дружба оставалась чистой: ни он, ни она не были способны на измену. Джоана призналась, как восхищалась Цоем — вокруг него всегда было много красивых женщин, но он не предает и не обманывает. На что тот скромно ответил:

«Меня не за что хвалить. Понимаешь, есть три типа людей. Одни, как я, просто не способны на измену. Если мы любим кого-то, то остаемся только с этим человеком, такова наша природа. Другие способны на измену и изменяют. А третьи способны на измену, но не делают этого. Вот они достойны похвалы, потому что это сильные люди...»

Борис Гребенщиков, 1986 год.

Актрисы Вера Глаголева и Алла Майкова на съемочной площадке фильма «Враги», 1977 год.

Вячеслав Бутусов, 1986-1989 годы.

Поэт Иосиф Бродский уезжает в вынужденную эмиграцию. Утро 4 июня 1972 года. Место съёмки: Ленинград, аэропорт «Пулково».

4 июня 1972 года 32-летний Бродский был вынужден покинуть страну — ему «рекомендовали» эмигрировать под угрозой ареста, ссылки или помещения в психбольницу. В его чемодане было немного личного: пишущая машинка, две бутылки водки (в подарок Одэну) и сборник стихов Джона Донна. Нобелевский сайт назвал этот день «involuntary exile» — «принудительной эмиграцией».

Мне говорят, что надо уезжать.

Да-да, благодарю, я собираюсь.

Да-да, я понимаю, провожать

Не следует, и я не потеряюсь…

Ещё до эмиграции, в 1964 году Бродский был осуждён за «социальное паразитство» и отправлен на принудительные работы в Архангельскую область, но освобождён досрочно под давлением литературной общественности. После эмиграции тема расстояния, утраты родины, «искусство отчуждения» стала ключевой в его эссе и поэзии. В письме на имя Брежнева он писал:

«Мне горько уезжать из России. Я верю, что вернусь. Поэты всегда возвращаются – во плоти или на бумаге».

Он так ни разу и не вернулся домой.

Показать полностью 16
Отличная работа, все прочитано!