Серия «Чукотка и Калмыкия»

203

Ответ на пост «Какие странные традиции есть в вашем этносе?»3

Сначала хотел по памяти написать исключительно калмыцкие "нельзя" из своего детства, но выяснилось, что там сам краснолицый шулмус не разберёт, что откуда.

Итак в детстве (80-е годы) бабушки нам (мне и братьям) запрещали:

- ночью смотреть в окно;

- соединять ступни своих ног;

- смахивать крошки со стола рукой;

- заводить домашних животных жёлтого (рыжего) цвета;

- давать животным человеческие имена;

- пытаться поймать летучую мышь;

- плеваться;

- свистеть без надобности;

- валяться днём где-бы то ни было;

- брать с чужой кровати ножницы;

- играть с едой (например, делать "ленинские" чернильницы);

- переодеваться в девочек;

- подражать молитвам (любых конфессий);

- накладывать повязки, бинты, бандажи в шутку или для игры;

- забегать в пыльные ветровые круговерти (мини-смерчи такие);

- играть у воды после захода солнца;

- надевать чужие вещи и (особенно) обувь;

- бездельничать тоже запрещалось, но чем ещё заниматься, придумывалось с трудом. Разумеется, очевидные вещи в духе материться, ковыряться в носу или бить друг друга палками упоминать не стал.

ПС: учитывая сложившиеся обстоятельства с эффективным менеджментом Пикабу (уничтожились все мои черновики, "горячее" заполонили древние баяны, а складывающиеся тенденции а-ля "волны постов" всегда имеют четкую окраску) перехожу в режим "ведения дневника" на этом сайте. Поэтому если подписывались на что-то определенное от меня, то теперь буду постить черти-что, прошу простить и понять. Ну или не простить и отписаться. Лично сам буду читать только персональную подборку, которую несправедливо забывал разбирать. Спасибо)

Показать полностью
312

Как перелететь через большую страну на маленьком самолете

Расстояние между самарским аэродромом Красный Яр и аэродромом далекого чукотского села Ваеги – 5970 км. Если бы существовал пассажирский рейс «Красный Яр – Ваеги», то продолжительность такого рейса на дальнемагистральном самолете составила бы примерно 6,5 часов. Но так как прямого воздушного сообщения между Самарой и какими-либо чукотскими населенными пунктами нет, то сначала путешественнику пришлось бы перелететь в Москву, затем из Москвы в столицу Чукотки Анадырь, и только затем, при наличии погоды, из Анадыря в село Ваеги, где можно познакомиться с бытом чукотской глубинки и увидеть лосей, медведей и поймать вкуснейшую чукотскую рыбу. Как это сделал в прошлом году известный стендап-комик Сергей Нетиевский, снявший о своем путешествии фильм, который в июле выйдет на канале ТНТ.

При этом есть одно «но».

Вы не увидите всего того, что находится между вышеперечисленными воздушными гаванями. А посмотреть есть на что: это и величественные лесистые Уральские горы, бурная авиационная жизнь в Омске и «авиасанаторий» в новосибирском Мочище, и промышленные ландшафты Кемерово и Красноярского края, и якутские поселки, уносящие путешественников в 70-е годы прошлого века, и потрясающие каменные воины Ленских столбов.

Красноярская ГЭС

Ленские столбы


Все эти эпизоды складываются, словно пазл, в одну картину огромной, яркой, суровой, потрясающе реальной страны, которая предстала передо мной восемь лет назад, в июне 2014 г., когда я с товарищем предпринял перелет из Самары в Ваеги на двухместном сухопутном самолете «Аэропракт А-27».

Аэропракт А-27 на аэродроме Красный Яр (Самара) перед стартом перелета


Многим поначалу такое путешествие показалось маловероятным. Участники летного форума, на котором я опубликовал свой отчет о путешествии, сначала назвали нас авантюристами и экстремалами. Но, как оказалось, в таком путешествии при должном уровне подготовки нет ничего невозможного. Первое, что нужно помнить – в летном деле нет места любительскому подходу.


Весь наш летный маршрут, включая аэродромы старта и финиша, состоял из шестнадцати пунктов взлета-посадки: Красный Яр (Самара) – аэродром Первушино (Уфа) – учебный аэродром Челавиа (Челябинск) – аэродром Логовушка (Курган) – аэродром Марьяновка (Омск) – аэродром Мочище (Новосибирск) – аэродром Солнечный (Красноярск) – аэродром Моргудон (Братск) – аэропорт Киренск – аэропорт Ленск – аэродром Покровск (Якутск) – аэропорт Теплый Ключ (Хандыга) – аэропорт Сусуман – аэропорт Сеймчан – аэропорт Омолон – аэродром Ваеги.

Карта маршрута Красный Яр (Самара) - Ваеги


Конечно, чтобы сесть за штурвал легкого самолета, нужно сначала получить удостоверение частного пилота. Но тут возможны затруднения, т.к. на сегодняшний день в России очень немного частных авиационных учебных центров (АУЦ). Пройти курс обучения и получить пилотское удостоверение можно либо в государственном авиационном высшем или среднем учебном заведении с соответствующими временными затратами в несколько лет, либо в тех немногих АУЦ, которые сейчас работают, заплатив за курс около миллиона рублей.


Еще один важный момент: для совершения любого полета любое воздушное судно должно иметь сертификат летной годности, порядок выдачи и продления которого регулируется федеральными авиационными правилами. Получение этого сертификата для воздушного судна сейчас в России сопряжено со сложными и дорогостоящими процедурами, поэтому при планировании финансов для перелета такие расходы тоже нужно учитывать.


Есть еще чисто логистические проблемы – такие, как малое количество работающих аэродромов, способных принимать самолеты малой авиации и большое расстояние между ними. Это вопрос обеспечения безопасности, и это особенно актуально, например, для тайги, где может быть только один аэродром на 200 - 300 км. Помните фильм «Елки-2»? Там эта проблема косвенно освещалась.

Кадр из фильма "Ёлки-2"


Есть и другие сложности – такие, как определенные требования к качеству топлива или неготовность некоторых аэропортов к оформлению посадки и взлета единичных, то есть нестандартных экземпляров воздушных судов. Особенно много эмоций у меня вызвала последняя проблема, которая имела место в аэропорту Ленска. К слову, именно в Ленске начинается погружение в самую настоящую авиационную глубинку России, под которой понимается и отсутствие нормального топлива, и сложности с интернетом, а порой даже и с обычной сотовой связью, и плавный переход на «полетно-информационное обслуживание». Этот новояз - такая хитрая формулировка отсутствия диспетчерского сопровождения, что-то вроде «работы в режиме простоя», или гениального выражения про «отрицательный рост». Смешно, конечно, но когда летишь без связи с диспетчером два часа подряд, а под тобой только тайга и тайга, и ни одной посадочной площадки, ни одной грунтовой дороги или даже просеки в пределах видимости, то постепенно становится несколько не по себе. В этих местах начинаешь ясно понимать: случись вынужденная посадка - и тебя могут искать и год, и два года, и пять лет без всякого результата.

Аэропорт Киренск

Аэропорт Ленск

Аэропорт Теплый Ключ (Хандыга)


Впрочем от этих ощущений отмахиваешься, а мерный гул двигателя наталкивает на мысли, что самолёт и двигатель обслужены, ресурса хватает с запасом, топливо рассчитано и проверено, а прогноз обещает по всему маршруту прекрасную погоду. И тревога отступает, и оказывается, что внизу проплывают изумительные по красоте места с открывающимися скалистыми обрывами невысоких гор, редкие, невесть откуда взявшиеся домики таежных поселков и охотничьи заимки, повороты и отмели редких рек, а на аэродромах происходят встречи с самыми разными и неординарными людьми - чудеса превращения голоса в телефоне, в потрясающую, эксклюзивную личность нового знакомого, с которым хочется разговаривать обо всем на свете за стаканом горячего чая и потрескиванием поленьев в печке.

Новосибирск, аэродром Мочище


Самый настоящий авиасанаторий за городом.

Еще одно поразительное наблюдение - за Уралом не просто Сибирь, а смена разнообразных видов сосновой и кедровой Сибири, разрезанных великими сибирскими реками с незаметным переходом к лиственницам Якутии. А дальше вдруг к скалам - Верхоянский хребет и голая горная тундра Чукотки и севера Магаданской области. У меня в голове это умозрительное, многодневное путешествие сложилось в такие гигантские шаги километрового великана, который неспеша переступает по огромной, почти безлюдной стране. В которой, тем не менее, в разных местах живут гостеприимные, самодостаточные, уверенные в себе люди, готовые встретить и обогреть путника, помочь в трудной ситуации, да просто улыбнуться и поздороваться, проходя мимо.

Подлетаем к курганскому аэродрому Логовушка

Лошади в Покровске

Горы Чукотки за Сеймчаном и Омолоенном


Сейчас, после нескольких лет прошедших с моего перелета, я понял, насколько кардинально изменилось мое внутреннее восприятие родной страны, даже самого слова - Россия. Я сегодня не понимаю только одного: это меня огромная страна пропустила сквозь себя, или все было наоборот?

Публикую по просьбе автора - пилота и хорошего человека Эрнеста Сослуева.

ТГ-канал автора "Небо Чукотки | Истории чукотского пилота"

Показать полностью 13
191

В Элисте открыт памятник Виктору Цою

Памятник Виктору Цою торжественно открыт сегодня, 21 июня 2022 года в Элисте, столице Республики Калмыкия.


Автором является калмыцкий скульптор Николай Галушкин, литье из бронзы выполнил скульптор-литейщик Сергей Коробейников. Работа над памятником заняла более 10 лет. Было много предложений установить памятник в других городах, но команда энтузиастов решила установить скульптуру именно в Калмыкии, сделав подарок землякам.

Скульптура создана по образу киногероя Цоя в фильме «Игла». Территорию вокруг памятника благоустроят к Дню памяти Виктора Цоя 15 августа. Организаторы поделились, что в августе возможен визит музыкантов группы «Кино» в Элисту.


М.Яшаев, спонсором проекта: «Идея установки памятника Цою зародилась еще 10 лет назад. Все эти годы шли поиски и согласование места установки скульптурной композиции, создание эскиза памятника. Совместно с администрацией города мы выбрали лучшее на наш взгляд место. Элиста стала одним из немногих городов, где есть памятник столь значимому музыканту».

Показать полностью 3
66

Желудок моржа вам в ленту

На фото от Владимира из чукотского села Лаврентия - один из начальных этапов изготовления главного инструмента любого сисадмина. А вот фотографии уже полностью высохшего ярара (бубна) чукотские мастера разместили в изобилии в распространённой и популярной поисковой системе "Гугл".

Показать полностью 5
191

Экстремальная посадка вертолёта на Чукотке

10 сентября на территории одного из золотодобывающих рудников в Билибинском районе Чукотки вертолёт с сотрудниками партии совершил посадку, едва не завершившуюся катастрофой.

В социальных сетях очевидцы и эксперты поделились мнениями:

Экстремальная посадка вертолёта на Чукотке
Показать полностью 1 1
344

Ответ на пост "Ответ на пост "Кассирша"

Ответ на пост «Кассирша»

За январь 2011 года в нашем Департаменте финансов зарплату ещё выдавали руками начальника Управления бухгалтерского учёта и отчётности Ирины Юрьевны. То, что не делилось на 50, выдали, как Ведьмаку - чеканной монетой.

На Чукотке.
Напрямую из монетного двора.
Монетой "Республика Калмыкия".

Разумеется, в саму Калмыкию эти монеты попали уже через вторые и третьи руки.

Умилила забота коллег - все в едином порыве побежали дарить монеты единственному сыну степей в коллективе. То есть, мне.

В Элисте раздарил монеты (местные патриоты их даже предлагали выкупить по тройной цене).

Чукотские финики, привет вам!
Вы, определённо, были лучшим коллективом в моей жизни.

Ответ на пост "Ответ на пост "Кассирша"
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!