Данный миф формировался длительное время и имеет сложное происхождение, основанное на четырёх факторах: подходе к написанию национальной истории, ориентализме, принятии Западом нацистских нарративов и использовании, а также усилении этих предрассудков в период Холодной войны.Прежде всего, необходимо понимать, что все нации пишут свою собственную историю, и преподают её в школах для формирования национальной идентичности и самовосприятия в мире. В эпоху империализма XVIII и XIX веков вся Западная Европа оправдывала своё жестокое обращение с колониями, создавая идентичность расового превосходства. Причисляя значительную часть человечества к людям второго сорта или почти к животным, они могли спокойно мириться с совершаемыми зверствами.
В рамках этого нарратива некоторые европейские страны начали причислять Россию к числу таких примитивных государств — французы уже во времена Наполеона, а британцы, самое позднее, во время Крымской войны. Они также начали создавать образ русских как разновидность монголов, примитивную азиатскую орду, этот троп с радостью подхватили нацисты.
Это, конечно, связано с более широким явлением ориентализма — общим для европейцев пренебрежением к реальному положению дел к востоку от них самих. И, включая русских в разряд азиатов, они распространили на них все существующие расистские стереотипы в отношении азиатов, в частности, китайцев, такие как их физическая неполноценность и склонность к наркомании, с добавлением современной примеси о том, что они обычно становятся наркоманами из-за своей неполноценности, что, по сути, является уже 70-летним спортивным мемом.
После Второй мировой войны большая часть истории Восточного фронта в Западной Европе была написана на основе или по мемуарам нацистов, и потребовалось довольно много времени, прежде чем в Западной Европе кто-то задался вопросом, можно ли вообще доверять нацистам в том, что касается полной правды о реальности на Восточном фронте. Шокирующе, но оказалось, что нет.
Все эти нарративы, разумеется, были полезны для пропаганды, и во время Холодной войны всё советское изображалось как ущербное, почти так же, как сейчас всё китайское изображается ущербным. Ведь было бы неловко, если бы ваш соперник оказался лучше вас в чём-то, не так ли?
Наконец, последний аспект — это своего рода собственный миф. Он восходит к комплексу превосходства Запада: принимая во внимания себя превосходящей, их считаем их низшей, а значит, должны побеждать во всех войнах благодаря фантастическому качеству, гениальности и технологиям. Таким образом, многие предположения о качествах других стран сводятся к тому, что они отсталые, потому что никто не так хорош, как мы. Это называется исключительностью. И не случайно в Википедии есть отдельная статья, посвящённая американской исключительности.
Генерал США Пол Ф. Горман в 1980 году написал документ для Министерства обороны США, касающийся артиллерии, танков и транспортных средств, в котором указал, что американские политики, разведывательное сообщество и генералы так долго жили в этом мифологическом пузыре, что искренне начали верить в него и строить военную стратегию исходя из предположения, что всё, что они делают, является лучшим в мире. Генерал Горман, по сути, написал, что мифологический подход США к оценке советского и своего собственного качества настолько оторван от реальности, что представляет угрозу национальной безопасности.
Большинство этих тенденций сохраняются и сегодня. Мы видим, как журналисты и политики в Западной Европе и США на протяжении последних трёх лет в случайном ключе обещают, что каждая западная система вооружений изменит всю войну в Украине и превзойдёт российские аналоги. Как, например, этот заголовок прямо перед украинским наступлением 2023 года. Реальность, конечно, оказалась такова, что «Челленджер» не оказал абсолютно никакого влияния на ход боевых действий: первый «Челленджер», приблизившийся в тот день к российским позициям, был немедленно уничтожен; первый «Челленджер», приблизившийся к Курску в 2024 году, был немедленно уничтожен, и, насколько я могу судить, «Челленджеры» имеют стопроцентный показатель неудач в боевых операциях на Украине на сегодняшний день. И как они объясняют эту неудачу? Тем, что признают, что «Челленджер» не волшебный? Нет — они винят украинскую армию, имеющую миллионы часов боевого опыта против русских, заявляя, что их собственные танкисты, не имеющие ни черта боевого опыта, выступили бы лучше.
И вот этот миф в наши дни поддерживается благими порывами и высокомерием.