Серия «Вязание с позитивом»

8

Носки с иероглифами к Году Лошади

Декабрь промчится быстро, готовы ли новогодние подарки? На скорую руку можно связать теплые носочки с иероглифом "ма" ("лошадь") к Году Лошади.

2025 год - перекрестный Год культуры России и КНР. Следующий, 2026 год, объявлен перекрестным Годом образования. Так что вяжем носки не только тем, кто в Год Лошади родился, но и работникам культуры, образования. Кто скачет на сцене, кто пашет на ниве просвещения...

В Китае "четыре сокровища кабинета учёного" - кисть, бумага сюань, тушь и тушечница. А нам, вязальщицам, свои "четыре сокровища" нужны для носков - пряжа, спицы, трикотажная игла и крючок. С их помощью займемся каллиграфией. Спицами вяжем, трикотажной иглой вышиваем, крючком и иглой заправляем кончики нитей.

Итак, включаем историческую китайскую дораму (я смотрела "Цао Цао" 2015 года про эпоху Троецарствия), и под неё шустро вяжем пряжей красного цвета носочки. Жёлтой нитью способом "петля в петлю" вышиваем на них иероглифы (красный и золотой - праздничные цвета китайского Нового года).

Можно поупражняться в каллиграфии и выбрать разные стили для левого и правого носков. Китайский иероглиф 馬(mǎ), обозначающий лошадь, напоминает лошадку. Голова её повёрнута назад, грива развеваются на ветру. А четыре коротких черты внизу - четыре ноги. Это старинное написание, сейчас пишут проще - 马.

Как известно, китайский язык интонационный, если при произношении перепутать тон, смысл слова поменяется.

Вот знаменитое "ма-ма-ма":

妈妈骑马 马慢 妈妈骂马

māmā qímǎ mǎ màn māmā mà mǎ

"Мама едет на лошади, лошадь медлит, мама ругает лошадь".

Это ещё не край, есть шуточное стихотворение «Ши Ши ши ши ши» («История про то, как Ши Ши поедал львов»), в нём 92 раза повторяется "ши"! Поищите в Интернете, там много видео, как это читается.

Я отыскала в кладовке журнал "Дружба" за 1953 год (Пекин выпускал каждую неделю на русском языке), умилительные щекастые детишки, моя любимая тема народных игрушек.

Обнаружила, что похожего игрушечного тигра (слева внизу) видела этим летом в Этнографическом музее в Петербурге, на выставке «Путь навстречу. Памятники культуры Китая из собрания Российского этнографического музея». Надо бы и его как-нибудь связать, красавчика. Дарю идею тем, кто вяжет игрушки, смотрите, какой милый.

А ещё там были представлены дипломатические подарки, письмо императрицы Цы Си к вдовствующей императрице Марии Федоровне с благодарностью за присланные дары. Как красиво! С каймой из драконов, с красной печатью на золотом фоне.

В Петербурге и его окрестностях всегда замечаю любимый императорами стиль шинуазри, "китайщину", просто кладезь для любителей орнамента.

Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме:

Сад Дружбы на Литейном проспекте:

Мостик в Царском Селе:

Дворец Меншикова (найдите лошадок):

Это экспонат выставки "Люди моря" в калиниградском Светлогорске, впечатляющая китайская лошадь (дерево, кость буйвола, ХХ век):

А в 2026 году Исторический музей нам обещал показать "терракотовую армию" из гробницы императора Цинь Шихуанди ((III век до н.э.), настоящие экспонаты, не копии. Там же и лошади, наверное, будут!

Показать полностью 24
9

Весело скачем в Новый год!

Тёплый новогодний подарок к новогодней ёлке - носки с лошадками, тема китайского Нового года, Года Лошади.

Скачущих коней увидела в старой книге из Палат бояр Романовых в московском Зарядье. Но что-то многовато у них ног, а места на паголенке носков мало...

Желая одаряемым резвости ног, решила нарисовать несложную схему с маленькими лошадками. Рассмотрела свой глиняный табун. Филимоново, Нижний Новгород, Каргополь, Дымково, Гжель, таджикские игрушки времён Советского Союза, родная костромская сторонушка...

Цветовая гамма тоже с игрушек перешла на носки - белый, красный, зелёный, оранжевый и терракотовый. Вяжем жаккардом или вышиваем на паголенке лошадок способом "петля в петлю".
На одной схеме лошадки скачут посолонь, по часовой стрелке, с востока несут нам Солнышко, а на другом носке - в обратную сторону, уносят Солнце, чтобы наступила новогодняя ночь.

Эта зелёная лошадка на схеме смешно у меня вышла, помесь лошади с динозавром:

Я пыталась изобразить петровскую глиняную свистульку. Петровская глиняная игрушка - народный промысел наших костромских краёв. Простая форма ("антивандальная"), древний ямчато-гребенчатый орнамент, из каменного века дошедший до современности.

В селе Петровское работал мастер Павел Алексеевич Иванов, его игрушки ныне бережно хранятся в музеях. В Костроме действует Музей Петровской игрушки (улица 1 Мая, дом 24), созданный известными современными мастерами - Михаилом Шмаровым и его женой Светланой Пимановой.

Михаил Шмаров на открытии нового здания Сусанинского краеведческого музея создает петровскую игрушку-свистульку

Михаил Шмаров на открытии нового здания Сусанинского краеведческого музея создает петровскую игрушку-свистульку

Петровская игрушка на выставке в Сусанинском краеведческом музее (Костромская область)

Петровская игрушка на выставке в Сусанинском краеведческом музее (Костромская область)

А вот лошадиный родственник, наш русский кентавр, каргопольская игрушка "Полкан", с древним орнаментом плодородия, засеянного поля.

Пришёл Полкан на Русь-матушку со страниц европейского рыцарского романа "Bovo d'Antona", в русском изложении - "Повесть про Бову-королевича". Повесть про Бову столетиями была в России бестселлером, читали её в крестьянских избах и в боярских палатах (там ведь и про войну, и про любовь: сражения, приключения, прекрасная королевна, влюбившаяся в конюха, интриги соперницы, злая мачеха, весь набор, короче). Пушкин собирался даже писать поэму на этот сюжет. Был в повести о Бове герой Puliсane (Пуликан) - "полу-пёс". И дворяне и крестьяне на Руси бесстрашных сторожевых собак в честь Пуликана называли Полканами.
А глиняный каргопольский Полкан в образе кентавра (Полкан - по созвучию "полуконь") появился уже при советской власти, в 60-е годы ХХ века. Создала эту игрушку мастерица Ульяна Ивановна Бабкина из деревни Гринёво.
Повесть о Бове-королевиче можно прочесть здесь: azbyka.ru/otechnik/I...

Схема носков с лавровской деревянной лошадкой тут: <a href="https://pikabu.ru/story/veselo_skachem_v_novyiy_god_13435576?u=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Fnoski_s_loshadkami_k_godu_loshadi_13412761&t=%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BA%20%D0%93%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D0%9B%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D0%B8&h=35aca5858e27018b82eb17800b74a83132d38619" title="https://pikabu.ru/story/noski_s_loshadkami_k_godu_loshadi_13412761" target="_blank">Носки с лошадками к Году Лошади</a>

Схема носков с лавровской деревянной лошадкой тут: Носки с лошадками к Году Лошади

Связала ещё и с китайскими "лошадиными" иероглифами носки, в выходные тут выложу.
Поскакали в Новый год!

Показать полностью 12
11

Носки с лошадками к Году Лошади

Нежно любимый в России китайский календарь нам предвещает Год Лошади, 2026-й год. На пенсии, плотно сидя на диване, навязала в подарки работающим друзьям носков с лошадьми (со смыслом - "лошадь в колхозе пахала больше всех, но председателем колхоза так и не стала..."). Вот такая я "язва здешних мест".

Начала с лошадки-качалки Лавровской фабрики художественной росписи. Лаврово - деревня в Костромской области, близ Нерехты. Там делают подарки, сувениры, игрушки из дерева, проводят экскурсии на Фабрику Мороза-Мастера. В Нерехте интересные музеи, дома с наличниками, старинные храмы, Троице-Сыпанов монастырь. Ну и на новогоднюю ёлку в любое время года можно найти игрушки:

Лошадка-качалка расписана вручную. До революции о костромских мастерах домовой росписи, "красильщиках", ходила смешная частушка: "Красил Ваня костромской, красил красочкой баской; как пошел Иван домой, так и красочка долой". Но у мастеров современных все прочно и красиво.

На носках лошадку вышивала способом "петля в петлю":

Можно этот рисунок воплотить и в жаккарде (на шарфике, на детском свитере). Вот мои схемы, побольше и поменьше:

Ожили воспоминания детства об игрушечных лошадках, пересмотрела старый фотоальбом:

Вспомнила и песню 70-х годов "Я мечтаю о коне" в исполнении Сережи Парамонова (музыка Н. Пескова, слова С. Вольф):

Я сижу, сижу, сижу,
Не дышу и не гляжу,
И не пью я, и не ем,
Совершенно глух и нем,

Не гуляю, не читаю...
Я о лошади мечтаю,
Говорят все обо мне:
"Он мечтает о коне".

День рожденья у меня,
Папа дарит мне коня,
Мама дарит мне коня,
Дарит бабушка коня,
И сестра моя, Алёна,
Тоже дарит мне коня.

Пол дрожит, земля трясётся,
По квартире конь несётся,
Сто прекрасных лошадей
Замечательных мастей,

Сто гостей моих верхом
Пролетают с ветерком.

Ну и день рожденья!
Просто наслажденье!

Показать полностью 8
4

Носки "про рыбов" (со схемами узоров)

Помню, как в детстве бабушка Таня пела мне уютную классическую колыбельную "рыбки уснули в пруду", а бабушка Сальге - веселую песенку на крымско-татарском про камсу: хозяйка жарила камсу, отошла, вернулась - "камса ёкъ" (камсы нет). Сгорела рыба, только хвост остался. Узор "рыбий хвост" на крымском полотенце-иджияре из коллекции московского Музея Востока я и взяла для носков. А глиняная рыбка из Волгореченска приплыла, но похожа на диковинных рыб из Евпаторийского музея.

Слева на краю полотенца - узор "рыбий хвост"

Слева на краю полотенца - узор "рыбий хвост"

Узор "рыбий хвост" на паголенке носка

Узор "рыбий хвост" на паголенке носка

Схема вязаного узора "Рыбий хвост", жаккард

Схема вязаного узора "Рыбий хвост", жаккард

Рыбы Чёрного моря из Евпаторийского музея

Рыбы Чёрного моря из Евпаторийского музея

Другой узор финно-угорского происхождения, нарисовала его по мотивам из книги Галины Климовой "Узорное вязание коми" 1978 года издания.


Глиняная рыбка вылеплена мастерами Рыбной слободы Галича (кто помнит ликерный набор "Рыбки" советских времён, графин и шесть рюмок, узнает эту форму). В названиях галичских рек (Челсма, Едомша, Вёкса, Шача) и ныне звучит мерянский язык. Помните, у Блока, "Чудь начудила да меря намерила Гатей, дорог, да столбов верстовых"... Финно-угорские названия нам, костромичам, родные.

Вот схемы "рыбов" по мотивам финно-угорских узоров:

Рыбок на носки "насажала" побольше, они в подарок с пожеланиями благосостояния. Рыба, хоть она в фольклоре - существо Нижнего мира, но и добро несёт, вот в коми языке даже «деньги» и «чешуя» называются одинаково - "СЪОМ". Только правильно желание надо загадывать!

Самая эффектная костромская рыба - в экспозиции Музей природы Костромского музея-заповедника, просто шедевр таксидермии.

Это сом (сомище!!!), охотящийся на утку. Сразу вспоминаются детские впечатления от книги Леонида Сабанеева "Записки об ужении рыбы" (про ужение я пропускала, а про повадки рыб читала внимательно). Никаких ужастиков не надо: "Сомы, особенно крупные, не дают спуску ничему живому, плавающему на поверхности, и истребляют большое количество утят, гусят, а также и взрослых водяных птиц. Нередко они топят плывущих собак, даже телят, и известно несколько примеров, что крупные сомы утаскивали в воду и топили купающихся детей. Сомы едят также всякую падаль, попавшую в реку, а с голоду бросаются даже на сгнившие тряпки и даже выхватывают белье из рук полоскающих его баб. При благоприятных условиях сомы достигают огромного роста. В реках Балтийского бассейна, равно как и в притоках верхней Волги, они редко бывают свыше 80 кг; однако на Одере, славящемся обилием сомов, еще в 1830 году был пойман экземпляр, весивший 400 кг. В октябре все сомы уже на зимних становищах. В прежние времена в волжских ямах сомы ложились сотнями, сплошными массами, но теперь даже в низовьях Волги трудно найти зимой более пятидесяти штук в одном месте. Всего охотнее сом ложится под глинистыми крутоярами, где берег подмыт и образовались большие печуры. Впрочем, кажется, большей частью сомы вырывают себе для зимовки отдельные ямы или, вернее, ложбины, глубиной иногда до 1,2 м, зарывая в ил всю голову с «кулаками». Таким образом, вся стая лежит почти сплошной массой, в один ярус, причем на них нередко ложится в несколько слоев другая крупная белая рыба, всего чаще сазаны, постоянные спутники сомов, которым, по причине своей быстроты, редко достаются в добычу даже летом".
В 2010 году "Комсомольская правда" писала, как на жительницу Мантурово напал сом www.yar.kp.ru/online/new...
("- Сначала подумала, что под водой какое-то бревно плавает. Но вдруг это что-то словно ошпарило мне ногу, боль была очень сильная. А потом огромная почти двухметровая рыбина поднялась на поверхность воды. «Сом!!!» - заорали все на пляже").

Этим летом в Петербурге, на выставке в Строгановском дворце живо вспомнила нашего музейного сома, увидев икону Строгановской школы "Деяния пророка Ионы" 17-го века.

Кит тут явно с сома срисован (обратите внимание, рядом изображены два разных временных события с одними и теми же персонажами - вот кит проглатывает Иону, а вот выпускает его на сушу).


Там же в Строгановском дворце - дивной красоты рыбы, копии фресок лоджий Рафаэля. Да, они не только в Зимнем дворце есть. Когда по приказанию Екатерины Великой сняли копии с работ Рафаэля и его учеников в Ватиканском дворце, не все они поместились в Зимний дворец. Часть копий тогда купил граф Александр Строганов, гораздо позднее, в 1840-х годах их использовал архитектор Пётр Садовников при создании великолепной Арабесковой гостиной.

А ворону с рыбкой я сфотографировала в эрмитажных Лоджиях Рафаэля (вот он, рыбий хвост!).

Полезные ссылки (здесь полно интересных орнаментов):
Каталог Л. Рославцевой "Узорное ткачество народов Крыма в собрании Государственного музея Востока":
library.orientmuseum.ru/book.php?i...
Библиотека сообщества "Русские орнаменты и узоры":
vk.com/wall-56924145_4315 (там есть книга Климовой)

Показать полностью 14
16

Носки "Костромской мамонт"

За год, как показал мой предновогодний вязальный опрос, ноги у молодого поколения выросли до гигантских размеров. Мамонты просто. Но благодаря растущим этим организмам, доброго им здоровья, я увидела все-таки дно своего мешка с остатками пряжи!

Какого мамонты были цвета, у учёных нет единого мнения, сейчас популярна теория, что самых разных оттенков, коричневого, рыжего, серого, белого.

Сматываем вместе всякие остатки пряжи, пустим в дело и клубочек фасонной пряжи. Мамонт будет основательный, шерстяной, холодов не убоится.

Книга моего детства - "Палеонтология в картинках" Ирины Яковлевой

Книга моего детства - "Палеонтология в картинках" Ирины Яковлевой

Набираем на чулочные спицы количество петель, кратное четырём, вяжем  манжету носка резинкой по простой схеме:

1 ряд: повторяем 2 лицевые, 2 изнаночные;

2 ряд: все петли изнаночные.

Повторяем 1-2 ряды.

Начинаем с гладкой пряжи, через пару рядов в дело пускаем фасонную и полосами разного цвета вяжем резинку до начала пятки.

Делим петли на 2 равные части, на одной половине вяжем квадратную пятку, при этом заднюю стенку выполняем обычной резинкой 2 на 2 (2 лицевые, 2 изнаночные).

Связали пятку, набрали по её боковым сторонам петли и по кругу вяжем нижнюю часть носка лицевыми (не забывая делать в каждом втором ряду убавления в клиньях пятки).

На верхней половине носка в первом круговом ряду вяжем все петли лицевыми, а далее узором по схеме:

«Лишние» петли» в начале и в конце верхней половины провязывайте, как соседние.

Связав до мыска, узор заканчиваем и вяжем мысок любым способом, у меня ленточный:

Самого эффектного мамонта можно увидеть в Москве прямо на Красной площади, в зале Государственного исторического музея. Фриз "Каменный век" рисовал сам Виктор Васнецов! Основатель музея граф Уваров предлагал изобразить охоту на пещерного медведя, но Васнецов решил иначе - будет мамонт («Это, по-моему, должно было звучать более сильно и больше соответствовать тому времени, когда жили каменные люди. А то медведь! Это мелковато. Мамонт же — другое дело»).

Васнецов рисовал мамонта у Мамонтова, в Абрамцево. Кстати, фамилия известного мецената происходит не от названия доисторического животного, а от имени "Мамонт", "Мамант", был такой святой. Самый известный человек с таким именем, пожалуй, актёр Мамонт Дальский, "последний русский трагик".

Сейчас мы знаем, что люди в то время не жили в пещерах, охотники на мамонта не владели луком и стрелами, керамические горшки тоже не лепили, но произведение Васнецова всё так же впечатляет зрителей.

Мамонты и на территории родимой костромской сторонушки в своё время водились вовсю, закусывали местными берёзками.

Отдел природы Костромского музея-заповедника участвовал в музейном проекте "Собери мамонта", показав внушительных размеров зубы, бивни и всякие мамонтовые кости в экспозиции:

Даже в черте современной Костромы находили кости мамонта. "Попрошу огласить весь список", скажете? А "их есть у меня"! Вот тут можно прочесть:

https://kostromka.ru/kostroma/land/06/zontikov/139.php (Зонтиков Д.Н. "Растительный и животный мир Костромского края миллионы и тысячи лет назад")

https://ivmk.net/book008.pdf (Смирнов В. "К вопросу о находках костей крупных ледниковых ископаемых в Костромском крае")

Находя кости мамонта, наши предки считали его подземным Индрик-зверем. В романе "Там, где нас нет" фантаста Михаила Успенского богатырь Жихарь спасается из подземелья, держась за хвост Индрика:

"Прямо перед Жихарем весь проход занимала чья–то мохнатая задница с тоненьким хвостом. Шерсть была грубая, густая, отливала рыжим. Хвост то и дело молотил по стенам и потолку.

«Не понос, так золотуха, – печально подумал дружинник. – Надо же, напоролся на Индрика–зверя!»

Зверя Индрика тоже мало кто видел, а тем более живого. Ведь известно, что всю жизнь он проводит под землей, умело прокладывая себе ходы, а когда вылезет на белый свет, то сразу же и окаменеет. Поэтому Индрик показывается наружу только темной ночью, а если днем – то лишь когда соберется умирать, наскучив долгим веком. Вот каменных Индриков многие видели на крутых обрывистых берегах северных рек. Северяне зовут Индрика по–своему – Большая Земляная Мышь, хотя от мыши, пожалуй, у него только хвостик и есть.

<...> Хвост бешено замолотил по стенам, так что Жихарь еле сумел схватить его и намотать на руку. Впереди что–то, заухало и заскрежетало, и туша начала двигаться вперед – сперва еле–еле, а потом все быстрее и быстрее. Жихарь перешел на бег, стараясь не тянуть за хвост (кто его знает, чем оно кончится!), потом хвост все же натянулся, вырываясь из руки, по стенам вдоль прохода полетела каменная крошка. Пришлось бросить факел и вцепиться в хвост обеими руками. Переставлять ноги тоже стало некогда, Жихарь скользил на пятках по каменному полу и радовался, что обул на пир не нарядные красные сапоги с высокими каблуками, а грубые подкованные бахилы.

Да он и не мог явиться на пир в красных сапогах, поскольку пропил их накануне.

Индрик несся все быстрее. Из–под сапог летели искры – сталь на подковках была отменная. Дышать из–за дыма и каменной пыли было невозможно. Богатырь чихал и плакал, все крепче цепляясь за хвост.

– А и славненький же хвостик, жиловатенький, – приговаривал он на всякий случай сквозь кашель переделанное на скорую руку заклинание. – Не износится наш хвостик, не истреплется…

<...> по вековечной привычке Индрик–зверь вылез на белый свет как раз посередине речного обрыва. Окаменевшая шерсть ломалась под пальцами. Голова Индрика была вывернута и смотрела в небо. Громадные полукруглые бивни, числом четыре, иступились, истерлись о гранит. Вот как, значит, он под землей ходит: вращает башкой, словно шея у него без костей, а бивни выгрызают дорогу в земле и камне…"

... К сожалению, или к счастью, мамонты до наших дней не дожили, а вот лоси, их современники, вовсю водятся в костромских лесах и даже дают молоко на лосеферме.

В Отделе природы Костромского музея-заповедника

В Отделе природы Костромского музея-заповедника

Растите, дети, в следующем году будут вам носки "Костромской лось"!

Показать полностью 13
9

Носки "Пастила"

Пастилу съела в процессе неустанных трудов, на фото вместе с носками позируют лукум и мармелад.

Пастилу съела в процессе неустанных трудов, на фото вместе с носками позируют лукум и мармелад.

Узор носков (плетёнка из резинки и отделка обручком) хорошо смотрится на толстой пряже, поэтому смотала в два сложения остатки нитей (полушерстяную пряжу, шерсть и акрил): белую с кремовой, чисто пурпурную, секционную вместе с белой (дальше буду называть ее меланжевой), сиреневую с пурпурной.

Набираем количество петель, кратное четырём, вяжем резинкой 2 на 2 (2 лицевые, 2 изнаночные) по кругу 6 рядов бело-кремовой пряжей, затем один ряд лицевыми петлями.

Теперь присоединяем пурпурную нить и двумя цветами пряжи вяжем обручок:

1 ряд (подготовительный): все петли вяжем лицевыми - 1 пурпурная петля, 1 бело-кремовая, нити протягиваем по изнанке, как при вязании жаккарда;

2 ряд: обе нити переводим на переднюю сторону, располагаем перед вязанием, вяжем изнаночными - 1 пурпурная петля, 1 белая. Рабочую пурпурную нить, которой будем вязать первую петлю, размещаем сверху бело-кремовой нити и провязываем ею изнаночную петлю. Следующую петлю вяжем другим цветом и сверху будет уже бело-кремовая нить. Так переплетаем нити перед вязаным полотном. По ходу вязания они перекручиваются между собой, это не страшно, не надо их распутывать, в следующем ряду мы их раскрутим в обратную сторону, провязывая узор;

Размещаем рабочую нить поверх нити другого цвета

Размещаем рабочую нить поверх нити другого цвета

Второй ряд связан, половина обручка готова

Второй ряд связан, половина обручка готова

3 ряд: вяжем изнаночными (1 пурпурная петля, 1 бело-кремовая), нити располагаем перед вязанием, только теперь при провязывании рабочая нить пойдёт не сверху второй нити, а ляжет под ней, и перекрученные в предыдущем ряду нити сами собой распутаются к концу ряда.

Узор простой, но лучше посмотреть видео, чтобы понять, как его связать. В сети много видео-уроков, как вязать обручок круговыми и поворотными рядами, я редко вяжу такой узор и обычно просто набираю в поисковике «обручок по кругу спицами», потом благополучно забываю его до следующего раза.

Обручок готов

Обручок готов

Далее вяжем следующими узорами до начала пятки:

- меланжевой нитью - 1 ряд лицевой гладью, 6 рядов резинкой;

- обручок меланжевой и белой нитями;

- бело-кремовой нитью 1 ряд лицевой гладью, 6 рядов резинкой;

- обручок пурпурной  и бело-кремовой нитями.

Провязываем один ряд лицевыми меланжевой нитью. Делим петли маркером на 2 равные части:

- в начале кругового ряда первую петлю провязываем лицевой и переносим её на предыдущую спицу, вторую петлю провязываем изнаночной:

- отсчитываем половину петель (вместе с провязанной изнаночной), вяжем далее резинкой 2 на 2 по рисунку (2 изнаночные, 2 лицевые) до последней петли этой половины, её вяжем изнаночной, размещаем после неё маркер, далее вяжем 1 лицевую петлю и продолжаем вязать резинкой 2 на 2 по рисунку (2 изнаночные, 2 лицевые), последнюю петлю вяжем лицевой.

Дорожки из изнаночных петель делят носок на верхнюю и нижнюю части.

Провязываем еще 5 рядов меланжевой нитью резинкой 2 на 2, при этом первую и последнюю петлю верхней половины так и будем вязать изнаночными, первую и последнюю петлю нижней половины – лицевыми вне зависимости от рисунка узора. Маркер можно снять.

Присоединяем сиренево-пурпурную нить, на половине петель нижней части вяжем пятку. Заднюю стенку пятки вяжем рядами резинкой 2 на 2:  

-  пурпурной нитью провязываем 1 лицевой ряд лицевыми петлями;

- в изнаночных рядах: 1 кромочная, *2 лицевые, 2 изнаночные*, 1 кромочная;

- в лицевых рядах - 1 кромочная, *2 изнаночные, 2 лицевые*, 1 кромочная.

Дорожка из изнаночных петель разделяет верхнюю и нижнюю части носка

Дорожка из изнаночных петель разделяет верхнюю и нижнюю части носка

Связали пятку, нижнюю часть носка вяжем лицевой гладью, верхнюю – «плетенкой» (та же резинка 2 на 2, но в шахматном порядке, над изнаночными петлями вяжем 6 рядов лицевыми, над лицевыми – изнаночными, через 6 рядов меняем их местами и т.п.). До и после узора «плетёнки» по одной петле (первую и последнюю петлю верхней части) вяжем изнаночными.

Схема "плетёнки", раппорт 4 петли в ширину, 12 рядов в высоту:

Мысок вяжем таким же цветом, как и пятку.

Вязала, вспоминая летнее путешествие в подмосковную Коломну, тамошние красоты и вкусную разноцветную пастилу!

Показать полностью 12
13

Длинные носки "Тёплая осень"

Основной цвет пряжи – белый, к нему добавила остатки цветной пряжи (терракотовый, горчичный, зеленый, пурпурный, синий).

Цветовую гамму подсказали осенние листья, синева речной воды и сентябрьского неба с белыми облаками, картины прерафаэлитов: «Павлин и инжир», «La Belle Dame sans Merci (Безжалостная красавица)» Уолтера Крейна, «Когда-то яблоки были золотыми и песни сладкими, но лето прошло» Джона Мелхиша Страдвика, «Любовь среди развалин» и  Эдварда Бёрн-Джонса.

Набираем на чулочные спицы чётное количество петель, вяжем по кругу белой нитью резинку 1 на 1 (1 лицевая, 1 изнаночная) высотой 5-6 сантиметров.

Присоединяем цветную нить, вяжем первый узор с полосами платочной вязки:

1 ряд: цветной нитью, все петли лицевые;

2 ряд: цветной нитью, все петли изнаночные;

3 ряд: белой нитью, все петли лицевые;

4 ряд: цветной нитью, все петли лицевые;

5 ряд: цветной нитью, все петли изнаночные.

Вяжем второй узор мелким жаккардом, его раппорт равняется трём петлям, поэтому в первом ряду убавьте или прибавьте петли, чтобы их количество делилось на три;

1 ряд: белой нитью, все петли лицевые, в ряду после убавок (прибавок) должно быть количество петель, кратное трём;

2 ряд: 1 лицевая петля белой нитью, 2 лицевые петли цветной нитью, повторять до конца ряда;

3 ряд: 1 лицевая петля белой нитью, 2 изнаночные петли цветной нитью, повторять до конца ряда;

4 ряд: белой нитью, все петли лицевые.

Далее вяжем первый узор с полосами платочной вязки, затем белой нитью один ряд лицевыми петлями.

На календаре - картина Джона Мелхиша Страдвика «Когда-то яблоки были золотыми и песни сладкими, но лето прошло»

На календаре - картина Джона Мелхиша Страдвика «Когда-то яблоки были золотыми и песни сладкими, но лето прошло»

Четыре ряда вяжем белой пряжей резинкой 1 на 1. Поскольку количество петель в предыдущем узоре было нечётным, для резинки одну петлю прибавляем, потом при вязании узора мелкого жаккарда убавим эту петлю.

Повторяем узоры:

- первый узор с полосами платочной вязки;

- второй узор мелким жаккардом (количество петель кратно трём, поэтому не забываем убавить одну петлю);

- первый узор с полосами платочной вязки;

- резинка 1 на 1.

Провязываем цветной пряжей 1 ряд лицевыми петлями, 1 ряд изнаночными, белой пряжей - 1 ряд лицевыми петлями. Цветной нитью вяжем квадратную пятку.

Набираем петли по бокам пятки, провязываем их и середину пятки белой пряжей (петли с боков – лицевыми скрещенными, чтобы не было дырочек, петли середины пятки – обычными лицевыми петлями).

Вяжем круговыми рядами до мыска второй узор мелким жаккардом, при этом с двух сторон пятки в каждом втором ряду делаем убавления для клиньев, провязывая по две петли вместе (слева – с наклоном влево, то есть первую петлю снимаем, вторую провязываем лицевой и накидываем на нее первую петлю или провязываем две петли вместе за задние стенки; справа – две петли вяжем вместе лицевой).

Рисунок жаккарда при убавлениях смещается, поэтому  стараемся цветные участки провязывать так, чтобы на верхней части носка они шли друг над другом. В начале боковых частей поэтому где-то будет не две цветные петли, как на схеме, а одна петля или три. Когда количество петель сравняется с первоначальным набором узора мелкого жакарда, рисунок выровняется.

Мысок вяжем цветной пряжей.

…Хорошо в таких носках темным сентябрьским вечером на диване, под уютным пледом читать что-нибудь страшненькое, «осеннее». Ту же «La Belle Dame sans Merci» Джона Китса в переводе Набокова, например. Рыцарь почему несчастный был? Да потому что у него носков не было!

Ax, что мучит тебя, горемыка,
что ты, бледный, скитаешься тут?
Озерная поблекла осока,
и птицы совсем не поют.

Ax, что мучит тебя, горемыка,
какою тоской ты сожжен?
Запаслась уже на зиму белка,
и по житницам хлеб развезен.

На челе твоем млеет лилея,
томима росой огневой,
на щеке твоей вижу я розу,
розу бледную, цвет неживой..."

Шла полем Прекрасная Дама,
чародейки неведомой дочь:
змеи - локоны, легкая поступь,
а в очах - одинокая ночь.

На коня моего незнакомку
посадил я, и, день заслоня,
она с чародейною песней
ко мне наклонялась с коня.

Я сплел ей запястья и пояс,
и венок из цветов полевых,
и ласкалась она, и стонала
так нежно в объятьях моих.

Находила мне сладкие зелья,
мед пчелиный и мед на цветке,
и, казалось, в любви уверяла
на странном своем языке.

И, вздыхая, меня увлекала
в свой приют между сказочных скал,
и там ее скорбные очи
поцелуями я закрывал.

И мы рядом на мху засыпали,
и мне сон померещился там...
Горе, горе! С тех пор я бессонно
брожу по холодным холмам;

королевичей, витязей бледных
я увидел, и, вечно скорбя,
все кричали: Прекрасная Дама
без любви залучила тебя.

И алканье они предрекали,
и зияли уста их во тьме,
и я, содрогаясь, очнулся
на этом холодном холме.

Потому-то, унылый и бледный,
одиноко скитаюсь я тут,
хоть поблекла сырая осока
и птицы давно не поют.

Всем тёплой осени!

Показать полностью 7
14

Тёплые носки "Арлекин"

«Вот и лето прошло, словно и не бывало…»

Диван, любимая кружка для кофе, мешок с остатками пряжи, новые китайские исторические дорамы – всё готово к серийному вязанию носков для новогодних подарков.

Вяжем теплые, мягкие носки для дома. Узор простой, жаккард секционной и однотонной (белая - беспроигрышный вариант) пряжей лицевыми петлями, по изнаночной стороне - свободные протяжки, что и даёт в итоге «рыхлый», утолщенный уютный носок. У кого высокая плотность вязания – берите спицы потолще. Важно не стягивать полотно. Вместо секционной пряжи можно взять разноцветные остатки ниток.

Лицевая сторона

Лицевая сторона

Так выглядит изнанка с протяжками жаккарда

Так выглядит изнанка с протяжками жаккарда

Набираем на чулочные спицы секционную пряжу. Количество петель кратно четырём. У меня 44 петли.  

Вяжем по кругу резинку 2 на 2 (2 лицевые, две изнаночные), затем присоединяем белую нить для паголенка в технике жаккарда. В паголенке через каждые 6 рядов цвета пряжи меняем в шахматном порядке (над секционной пряжей вяжем белой нитью, над белой – секционной). Все петли вяжем лицевыми:

1-6 ряды: 2 петли белой пряжей, 2 петли секционной пряжей, по задней стороне свободно, не стягивая, протягиваем нити;

7-12 ряды: 2 петли секционной пряжей, 2 петли белой пряжей;

13-18 ряды: 2 петли белой пряжей, 2 петли секционной пряжей.

Делим петли на 2 равные части (у меня по 22 петли), на одной половине вяжем пятку секционной пряжей, белую нить не обрезаем. Утолщенную стенку пятки вяжу так:

1 лицевой ряд: 1 снять, все петли лицевыми до конца ряда.

2 изнаночный ряд: 1 снять, 1 изнаночная, 1 снять и так до конца ряда, в конце 1 кромочная (изнаночная).

Повторять на нужную высоту стенки пятки, затем обычным способом выполнить убавления для квадратной пятки, набрать петли по её бокам (в итоге общее количество петель пятки и набранных петель должно быть кратно четырём).

Продолжаем вязание от края пятки, там, где оставили белую нить:  2 петли секционной пряжей, 2 петли белой пряжей, убавляя в каждом втором ряду петли в клиньях пятки, пока общее количество не станет равным первоначальному (у меня 44 петли). Убавки делаем так: 1 петля в начале клина лицевой, 2 вместе лицевой с наклоном влево. Так сохраняется рисунок жаккарда. С другой стороны пятки убавления в клине делаем симметрично: вяжем жаккардом до трех последних петель пяточной части, 2 вместе лицевой, 1 лицевая, далее идёт верхняя часть носка.

Вяжем до мыска, меняя цвета через каждые 6 рядов. Утолщенный ленточный мысок вяжем секционной пряжей:

1,3,5 ряды: 1 петлю снимаем, 1 лицевая

2,4 ряды: все петли лицевые.

В шестом ряду делаем убавления. Делим петли на 4 равные части (можно маркерами, можно равномерно распределить петли по четырём спицам), вяжем первую часть: 1 лицевая, 2 петли вместе лицевой с наклоном влево, далее лицевыми до конца первой части и до трёх петель в конце второй части. Вторую часть заканчиваем так: 1 лицевая, 2 петли вместе лицевой. Третья часть вяжется как первая, четвертая – как вторая. В каждом четном ряду убавляем петли аналогично, то есть между каждыми двумя убавлениями у нас видна «ленточка» из двух петель.

В седьмом ряду: петли «ленточки» и петли, на которых делали убавления, вяжем лицевыми, остальные по рисунку 5 ряда (над снятыми в пятом ряду петлями – снятые петли, над лицевыми – лицевые).

Когда на спицах останутся 24 петли, убавки делаем в каждом ряду, пока не останется 8 петель. Сшиваем эти петли иглой для трикотажа способом «петля в петлю», нить выводим на изнанку. Концы нитей заделываем с изнанки иглой.

Носочек готов к похищению бобиком.

Можно и мелким узором вязать, через каждые два или три ряда меняя секционную и белую нити  в шахматном порядке.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!