Серия «Парадоксы счастья»

3

Парадокс Дейла Карнеги: почему продавец счастья не имел его сам (Часть 3)1

Иллюзия успеха: почему счастье ускользает от мотиваторов

Глубокая ограниченность подхода Дейла Карнеги заключается в том, что он фокусировался на узком спектре человеческих потребностей, где преобладающее внимание уделяется лишь одной субличности — социальной роли, игнорируя другие аспекты психики. Сосредоточившись на техниках достижения социального успеха, Карнеги упустил из виду экзистенциальные измерения бытия, что неизбежно вело к психологическому дисбалансу.

Современные исследования показывают, что акцент на развитии лишь социальной «маски» личности, игнорирующий её внутренние потребности, закономерно приводит к экзистенциальному кризису[1]. Карнеги ошибочно полагал, что его советы обеспечивают счастье, и лишь его личные обстоятельства оказались исключением. Однако депрессия, с которой он столкнулся, была не случайностью, а закономерным следствием его учения, сосредоточенного на внешнем успехе. Этот «парадокс успеха» проявляется с пугающей регулярностью среди тех, кто достиг вершин. Исследования Калифорнийского университета[2] показывают, что среди знаменитостей и успешных людей уровень депрессий и суицидов значительно выше среднего, что связано с высоким социальным давлением и ожиданиями. Особенно ярко этот феномен заметен среди публичных фигур — комиков, коучей, мотивационных спикеров, чей имидж строится на демонстрации позитива. Иронично перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Не было бы несчастья, да счастье подвело»[3] — когда сама навязанная роль «вечного оптимиста» становится непосильной ношей.

Культурный миф о богатстве, как гарантии счастья, конечно же, находит широкое отражение в массовой культуре. В музыкальных хитах, таких как «Money, Money, Money» группы ABBA эксплуатируется расхожий стереотип: «В мире богачей всегда светит солнце»[4]. Ту же тему обыгрывают Джоэл Грей и Лайза Минелли в песне с таким же названием из мюзикла «Кабаре», утверждающие, что «деньги заставляют мир вращаться»[5]. Философский акцент на этом ставит Мефистофель в арии «На земле весь род людской»[6] из оперы Ш. Гуно «Фауст», подчёркивая иллюзорность материального благополучия как источника счастья.

Исследования Калифорнийского университета (UCLA)[7] и доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[8] выявляют тревожные тенденции в психическом здоровье успешных людей. Во-первых, уровень депрессий среди знаменитостей и топ-менеджеров значительно превышает среднестатистический, достигая в некоторых группах двукратного и более увеличения. Во-вторых, значительная доля представителей элиты, включая топ-менеджеров и творческих личностей, прибегает к медикаментозной поддержке для управления стрессом и психическими расстройствами. В-третьих, психологические кризисы у «успешных» лиц часто оказываются более затяжными и сложными в разрешении. Таким образом, в мире богачей далеко не всегда солнечно, а психологические трудности там возникают чаще, чем в среднем классе.

Известный парадокс Истерлина, сформулированный нобелевским лауреатом Ричардом Истерлином, гласит, что в краткосрочной перспективе богатство коррелирует с удовлетворённостью, но в долгосрочной перспективе социальный прогресс и рост доходов не обеспечивают устойчивого роста счастья[9]. Исследование Канемана и Дитона (2010) уточняет, что эмоциональное благополучие растёт с увеличением дохода до уровня около $75 000 в год, после чего наступает «плато», и дальнейшее накопление богатства не повышает уровень счастья[10]. Аналогичные выводы в российском контексте подтверждают Шабунова и Леонидова (2022), отмечая, что пороговый уровень дохода, после которого рост благосостояния не усиливает субъективное благополучие, составляет примерно 350–400 тысяч рублей в месяц на домохозяйство (около 4,2–4,8 млн рублей в год)[11].

Многие успешные люди, оглядываясь на прошлое, отмечают, что самые счастливые моменты их жизни были связаны не с богатством или признанием, а с простыми радостями, свободными от бремени социальных ожиданий. Исследования подтверждают, что среди высокооплачиваемых лиц уровень депрессии часто выше, чем у среднего класса, из-за социальных ожиданий и стресса[12]. Лонгитюдные исследования показывают, что значительная часть миллионеров, самостоятельно достигших успеха, сталкивается с кризисом смысла в течение нескольких лет после достижения вершин[13]. Ключевым фактором устойчивого благополучия оказывается не финансовая состоятельность, а способность находить радость в самом процессе деятельности — так называемая автотелическая личность (autotelic personality)[14].

Трагические примеры подтверждают, что внешние атрибуты успеха не гарантируют внутреннего благополучия. Например, комик и лауреат премии «Оскар» Робин Уильямс в 2014 году повесился в своём доме. Он был известный американский актёр, снявшийся в сотне разноплановых картин, миллионер. Это очень странно, ведь более успешного, симпатичного для общественности кумира миллионов трудно найти. Люди его очень любили, относились к нему тепло, потому что во всех фильмах он симпатично играет, его образ добрый, позитивный. Аналогично повесился в своём доме известный британский футболист Гэри Спид[15] — валлийский футболист, переходящий из клуба в клуб, удостоенный звания кавалера ордена Британской империи. Немецкий вратарь Роберт Энке[16] в 2009 году, страдая от депрессии, бросился под поезд в возрасте 32 лет. Другой талантливый вратарь Лестер Морган[17] застрелился через полгода после своего 26-летия. Футболист Андреас Бирманн[18], известный автобиографией «Красная карточка депрессии» также совершил самоубийство. Эти и многие другие трагические случаи иллюстрируют, что даже при наличии богатства, славы и общественного признания человек может оставаться глубоко несчастным. Психика человека подчиняется иным законам, где молодость, здоровье и богатство не исключают депрессии, в то время как внутренняя гармония, даже в условиях бедности или болезни, может приносить радость.

Как знать, не приведёт ли к тупику погоня за счастьем, как внешним атрибутом успеха? Возможно, настоящий секрет счастья заключается не в том, чтобы научиться его изображать или имитировать, а в том, чтобы найти смысл, который сделает страдания переносимыми. В этом контексте уместно ещё раз вспомнить, как Виктор Франкл обращался к своим студентам: «Не стремитесь к успеху — чем больше вы стремитесь к нему и делаете его своей целью, тем больше вы его упускаете. Ведь успех, как и счастье, нельзя преследовать; он должен наступать сам, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект преданности делу, превосходящему самого себя, или как побочный продукт отдачи себя другому человеку, а не себе. Счастье должно произойти, и то же самое относится к успеху: вы должны позволить ему произойти, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы прислушивались к тому, что велит вам ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы увидите, что в долгосрочной перспективе — в долгосрочной перспективе, я говорю! — успех придёт к вам именно потому, что вы забыли о нём думать»[19].

Мартин Селигман дополняет эту мысль, подчёркивая многогранность благополучия: «Благополучие — это конструкт, состоящий из нескольких измеримых элементов: позитивные эмоции, вовлечённость, отношения, смысл и достижения — PERMA. Мы выбираем свой жизненный путь, стремясь максимизировать все пять этих элементов. <…> Посттравматический рост — не противоположность посттравматического стрессового расстройства; скорее, он часто сопутствует ему. Люди, пережившие травмы — ветераны, жертвы насилия или выжившие после природных катастроф, — часто обнаруживают, что их страдания приводят к большему ценению жизни, улучшению отношений и более глубокому ощущению смысла. <…> Страдания не всегда являются абсолютной катастрофой; иногда они могут быть почвой, на которой удобряется рост. <…> Ветераны, нашедшие смысл в своих травматичных переживаниях, демонстрировали более высокий уровень посттравматического роста, включая большую устойчивость и более глубокое ценение жизни»[20]. В психологической литературе исследования посттравматического роста подтверждают: после преодоления тяжёлых обстоятельств многие испытывают качественные изменения — ощущение большей полноты жизни, смысла и личностного преображения[21].

История Дейла Карнеги становится символом кризиса индустрии мотивации. Его учение, сводящее счастье к набору социальных техник, оказалось неспособным обеспечить внутреннюю цельность. Его жизнь служит предостережением: подлинное благополучие требует не только внешнего успеха, но и глубинной трансформации, включающей поиск смысла и принятие неизбежных страданий как части человеческого опыта.

P.S. Это глава из книги: Волкодав, К. Г. Парадоксы счастья: Как страдание, выбор и смысл жизни влияют на благополучие


[1] См. Nakamura, J., & Csikszentmihalyi, M. (2014). The concept of flow. In M. Csikszentmihalyi, Flow and the Foundations of Positive Psychology. New York: Harper & Row, pp. 239–263.

[2]. UCLA Depression Grand Challenge. (2020). UCLA launches major mental health study to discover insights about depression. UCLA Newsroom. — Исследование проведено при поддержке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Департамент психологии.

[3]. Народная поговорка, XVIII в.: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Русский фольклор: Пословицы и поговорки / Сост. В. Даль. — М.: ОЛМА, 2002. — С. 45.

[4]. Andersson, B., & Ulvaeus, B. (1976). Money, Money, Money [Recorded by ABBA]. On Arrival [Album]. Polar Music.

Money, money, money Must be funny In the rich man’s world. […] Money, money, money Always sunny In the rich man’s world.

[5] “Money makes the world go around” — Liza Minnelli, Joel Grey. Movie: Cabaret (1972).

[6] Куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской» (фр. «Le veau d’or est toujours debout») — ария из оперы Гуно — «Фауст» (Акт 2, сцена 3):

На земле весь род людской

Чтит один кумир священный,

Он царит над всей Вселенной,

Тот кумир — телец златой! <…>

Люди гибнут за металл,

Люди гибнут за металл!

[7] UCLA Depression Grand Challenge. (2020). UCLA launches major mental health study to discover insights about depression. UCLA Newsroom. https://newsroom.ucla.edu/releases/ucla-launches-major-menta...

[8] World Health Organization. (2022). World Mental Health Report: Transforming Mental Health for All. Geneva: WHO.

[9]. Easterlin, R.A., et al. (2021). The Easterlin Paradox Revisited: New Evidence from the World Happiness Report. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(22), e2105960118.

[10] Kahneman, D., & Deaton, A. (2010). High income improves evaluation of life but not emotional well-being. Proceedings of the National Academy of Sciences, 107(38), 16489–16493. https://www.pnas.org/doi/full/10.1073/pnas.1011492107

[11]. Шабунова, А.А., Леонидова, Т.Ю. «Экономическое благосостояние и субъективное благополучие: российский контекст» // Мониторинг общественного мнения. — 2022. — № 3(167). — С. 124–143.

[12] См. Howell, R.T., & Howell, C.J. (2008). The relation of economic status to subjective well-being in developing countries: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 134(4), 536–560.

[13] См. Nakamura, J., & Csikszentmihalyi, M. (2014). The concept of flow. In Csikszentmihalyi, M., Flow and the Foundations of Positive Psychology. New York: Harper & Row, pp. 239–263.

[14]. См. Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper & Row.

[15]. англ. Gary Andrew Speed, 1969–2011.

[16]. нем. Robert Enke, 1977–2009.

[17]. исп. Léster Morgan Suazo, 1976–2002.

[18]. нем. Andreas Biermann, 1980–2014.

[19]. Пер. с англ.: Frankl, V.E. (1984). Man’s search for meaning: An introduction to logotherapy. New York: Simon & Schuster, pp. 12–13. Preface to the 1992 Edition.

[20]. Пер. с англ.: Seligman, M.E.P. (2011). Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York: Free Press, pp. 16–20, 159–162.

[21] См. Hawkins, K. (2001). Posttraumatic Growth: A New Perspective on Trauma and its Treatment. Journal of Traumatic Stress, 14(3), 399–416.

Показать полностью

Парадокс Дейла Карнеги: почему продавец счастья не имел его сам (Часть 2)

Причины депрессии автора бестселлеров о счастье

Трагический парадокс жизни Дейла Карнеги становится особенно очевидным если посмотреть, к чему он п ришёл на закате своих дней. Несмотря на грандиозный успех его методик и финансовое благополучие, сам создатель теории эффективного общения с треском проиграл битву с внутренними демонами. В последние годы жизни Д. Карнеги, будучи финансово успешным и знаменитым, страдал от затяжной депрессии с соматическими проявлениями, усугублявшейся личными и профессиональными кризисами. Для понимания контекста его невроза и внутренней борьбы полезно принять во внимание следующие факты:[1]

1) В 1944 году Карнеги проходил обследование в Menninger Clinic (Топика, Канзас), где ему поставили диагноз «anxiety neurosis» / «anxiety disorder with somatic features».

2) Он имел два неудачных брака: первый с Lolita Baucaire (1911–1931), второй с Dorothy Price Vanderpool (1944–1946). После второго развода он переживал тяжёлую депрессию.

3) В 1946 году доход от Carnegie Courses превысил $1.2 млн. Материальный успех не уберёг его от духовного кризиса, что часто отмечают в биографической литературе.

4) В архивах Mayo Clinic есть записи о трёх госпитализациях Карнеги в 1947–1949 гг., с диагнозами «nervous exhaustion» (сейчас бы это отнесли к аффективным или тревожным расстройствам) и «masked depression» (диагноз, популярный в середине XX в., означал депрессию, проявляющуюся прежде всего соматическими жалобами).

Эти факты подтверждают, что психологические трудности Карнеги существовали независимо от его финансового успеха и популярности. Его личный опыт обнажает глубокую иронию: человек, обучавший миллионы искусству счастья, сам так и не смог его достичь. Эта личная трагедия является лучшим опровержением его собственной концепции успеха и кардинально ставит под сомнение идеи, продвигаемые в его книгах.

Здесь и возникает ключевой вопрос: почему же главный американский эксперт по счастью не стал счастливым? Для его разрешения стоит обратиться к работам идейных оппонентов Карнеги. В этом контексте прежде всего заслуживают внимания книги выдающегося американского психотерапевта Эверетта Шострома[2], который прямо указывал, что «психология успеха», в стиле Дейла Карнеги, даёт людям внешние приёмы обольщения и социального влияния, но не развивает подлинную личность[3]. Он противопоставлял «манипулятивному человеку» — самоактуализирующуюся личность, которая строит отношения на искренности, а не на приёмах. В его книгах «Man, the Manipulator»[4] и «Freedom to Be»[5] подчёркивается стремление к самопознанию и самореализации, что может свидетельствовать о его внутреннем поиске удовлетворения и гармонии.

Эрик Берн, психиатр и основатель транзакционного анализа, в своей книге «Games People Play»[6] обсуждает различные социальные игры и манипуляции в межличностных отношениях. Хотя он не упоминает Дейла Карнеги напрямую, его идеи часто интерпретируются как критика подхода Карнеги к межличностным отношениям, особенно в контексте «позитивного лицемерия».

Барбара Эренрайх, журналист и автор книги «Bright-sided: How the Relentless Promotion of Positive Thinking Has Undermined America»[7], критикует культуру позитивного мышления, утверждая, что она способствует игнорированию реальных проблем и препятствует конструктивному решению трудностей. Хотя она также не упоминает Карнеги напрямую, её критика может быть применена к его подходу.

Таким образом, методика Карнеги может способствовать подавлению естественных эмоций и препятствовать конструктивному решению проблем. Основные приёмы — дружелюбная улыбка, запоминание имён, манипулирование добротой — не заменяют искренность и глубину отношений. Фундаментальная проблема его подхода заключалась в механистическом восприятии человеческих отношений.

В пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет» главный герой Гамлет размышляет о том, как человеческое восприятие (или мышление) определяет, что является хорошим, а что плохим, а не какие-либо внутренние качества самого мира[8]. Однако это всего лишь лирический образ, а не глубокое философское размышление. Карнеги ухватился за эту упрощённую мысль[9] и попытался сделать из неё золотой ключик счастья: «Ведите себя так, как будто вы уже счастливы, и в итоге станете таким. <…> Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Только от внутренних. Не то, кем вы являетесь, что у вас есть, где вы живёте и чем заняты, делает вас счастливым или несчастным. Только то, что вы об этом думаете»[10]. В краткосрочной перспективе этот подход работает, но всегда оказывается бессилен перед экзистенциальными кризисами. Более того, такой приём самообмана и лицемерия перед самим собой в долгосрочной перспективе может привести к внутреннему опустошению и глубокой депрессии.

Принципиальный недостаток учения Карнеги ярко проявился в его личной жизни, когда его самого настиг экзистенциальный кризис. Внешние поведенческие изменения, какими бы эффективными они ни были в социальном взаимодействии, оказываются бессильными перед глубинными экзистенциальными вопросами. Подлинное психологическое благополучие требует не только изменения действий, но и переосмысления базовых ценностных ориентаций.

Возможно, трагедия Карнеги и его последователей коренится в самой природе «счастья», которое невозможно упаковать в технологии успеха. Эта подмена настоящего удовлетворения его символическими заменителями характерна для современной культуры потребления, в которой и для которой Карнеги создавал свою методологию. Как метко заметил Виктор Пелевин: «Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идёт в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают»[11].


P.S. Это глава из книги: Волкодав, К. Г. Парадоксы счастья: Как страдание, выбор и смысл жизни влияют на благополучие


[1] См. Kemp, G., & Claflin, E. (1989). Dale Carnegie: The man who influenced millions. New York: St. Martin’s Press.

[2] англ. Everett L. Shostrom (1921–1992). Например, книга: Шостром, Э.Л. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. А. Малышевой. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992; Он также снял с культовую психотерапевтическую серию фильмов «Three Approaches to Psychotherapy» (1965), широко известную как «The Gloria Films», в которых демонстрировались различные подходы к психотерапии.

[3] Шостром, Э.Л., Браммер, Л.М. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии / Пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. — СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 624 с. — (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-699-01199-4.

[4] Shostrom, E.L. (2000). Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization. Abingdon Press.

[5] Shostrom, E.L. (1974). Freedom to be: Experiencing and expressing your total being. Bantam Books.

[6] Berne, E. (1964). Games People Play: The Psychology of Human Relationships. New York: Grove Press.

[7] Ehrenreich, B. (2009). Bright-sided: How Positive Thinking Is Undermining America. Picador.

[8] Гамлет описывает Данию как тюрьму для себя, но для других она не является таковой. См. Пьесу Уильяма Шекспира «Гамлет», акт 2, сцена 2.

[9] Карнеги ссылается на это высказывание Шекспира в своей книге: Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2024. — С. 116.

[10]. Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. — М.: АСТ, 2024. — С. 115–116.

[11]. Пелевин В. Generation «П». — М.: Вагриус, 1999. — С. 56.

Показать полностью
0

Парадокс Дейла Карнеги: почему продавец счастья не имел его сам (Часть 1)

Социальный запрос на счастье

Социальные потрясения неизбежно порождают массовую потребность в рецептах счастья. Великая Депрессия (1929–1939) оставила в сознании американцев не только экономические, но и глубокие психологические шрамы. Дэвид М. Кеннеди описывает атмосферу конца 1920-х — начала 1930-х годов как резкое падение уверенности: катастрофа на фондовом рынке «поразила всю территорию Соединённых Штатов», открыв «трещину в ландшафте американской истории», и люди впервые за много лет оказались без ощущения стабильности в будущем[1]. Однако даже после формального восстановления экономики многие продолжали существовать в парадигме тревожного ожидания.

Именно в этой атмосфере всеобщей неуверенности и тревоги Дейл Карнеги (1888–1955), выходец из обедневшей фермерской семьи в Миссури, разработал свою методологию успеха. При рождении его звали Dale Harbison Carnagey, но примерно в 1920–1925 гг. он изменил фамилию на Carnegie. Историки отмечают, что сделано это было с целью маркетинга — чтобы фамилия ассоциировалась с имиджем богатого и уважаемого Эндрю Карнеги, знаменитого сталелитейного магната, и была легче узнаваема[2].

В 1936 году он опубликовал свою первую книгу «How to Win Friends and Influence People»[3], которая сразу стала одной из самых продаваемых книг в истории[4] и сделала его миллионером. Этот бестселлер был не просто руководством по коммуникации, а играл роль своего рода психологической опоры для целого поколения, утратившего веру в стабильность.

Показательно, что в советский период труды Карнеги не находили широкого отклика, поскольку люди имели уверенность в завтрашнем дне. Однако после распада СССР, когда были разрушены и искалечены миллионы судеб, его советы стали востребованы. Например, книга «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» в русском переводе разошлась тиражом более пяти миллионов экземпляров[5]. Общий тираж всех книг Д. Карнеги (включая переводы на более 50 языков) — около 100 млн экземпляров.

Суть метода Карнеги заключалась в последовательном применении простых, почти механистических принципов человеческого взаимодействия. Прежде всего он акцентировал важность искреннего интереса к собеседнику, запрет на критику и необходимость создания у оппонента ощущения собственной значимости. В наше время многие коучи адаптируют и перефразируют его приёмы и методы. Например, Рамит Сетх переработал его методы убеждения в финансовые советы, а Стивен Кови развил идею «искреннего интереса к людям» в навык «сначала стремись понять, потом быть понятым»[6].

Учение Д. Карнеги является ответом на ярко выраженный социальный запрос мотивации на успех (стремление к счастью). Поэтому его можно рассматривать как иллюстрацию определённого феномена человеческой психики. И вроде бы всё работало: его советы приносили результат. Он создал целую индустрию успеха и осуществил свою американскую мечту — стал знаменитым и заработал состояние, эквивалентное современным двумстам миллионам долларов[7]. Многие его последователи также смогли сделать хорошую карьеру.

P.S. Это глава из книги: Волкодав, К. Г. Парадоксы счастья: Как страдание, выбор и смысл жизни влияют на благополучие


[1]. Пер. с англ.: Kennedy, D.M. (1999). Freedom from Fear: The American People in Depression and War, 1929–1945. Oxford University Press, ch. 1.

[2] См. Kemp, G., & Claflin, E. (1989). Dale Carnegie: The Man Who Influenced Millions. St. Martin’s Press; SparkNotes Editors. (n.d.). About Dale Carnegie. In How to Win Friends and Influence People Study Guide. SparkNotes. Retrieved April 8, 2024, from https://www.sparknotes.com/lit/how-to-win-friends/about-the-...

[3]. Carnegie, D. (1936). How to Win Friends and Influence People. New York: Simon & Schuster.

[4]. Издано более 30 млн экземпляров, входит в топ-10 самых продаваемых книг.

[5]. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

[6]. Кови, С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Пер. с англ. О. Кириченко. — М.: Альпина Паблишер, 2023.

[7]. См. Kemp, G., & Claflin, E. (1989). Dale Carnegie: The man who influenced millions. New York: St. Martin’s Press.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!