Парадокс Дейла Карнеги: почему продавец счастья не имел его сам (Часть 3)1
Иллюзия успеха: почему счастье ускользает от мотиваторов
Глубокая ограниченность подхода Дейла Карнеги заключается в том, что он фокусировался на узком спектре человеческих потребностей, где преобладающее внимание уделяется лишь одной субличности — социальной роли, игнорируя другие аспекты психики. Сосредоточившись на техниках достижения социального успеха, Карнеги упустил из виду экзистенциальные измерения бытия, что неизбежно вело к психологическому дисбалансу.
Современные исследования показывают, что акцент на развитии лишь социальной «маски» личности, игнорирующий её внутренние потребности, закономерно приводит к экзистенциальному кризису[1]. Карнеги ошибочно полагал, что его советы обеспечивают счастье, и лишь его личные обстоятельства оказались исключением. Однако депрессия, с которой он столкнулся, была не случайностью, а закономерным следствием его учения, сосредоточенного на внешнем успехе. Этот «парадокс успеха» проявляется с пугающей регулярностью среди тех, кто достиг вершин. Исследования Калифорнийского университета[2] показывают, что среди знаменитостей и успешных людей уровень депрессий и суицидов значительно выше среднего, что связано с высоким социальным давлением и ожиданиями. Особенно ярко этот феномен заметен среди публичных фигур — комиков, коучей, мотивационных спикеров, чей имидж строится на демонстрации позитива. Иронично перефразируя известную поговорку, можно сказать: «Не было бы несчастья, да счастье подвело»[3] — когда сама навязанная роль «вечного оптимиста» становится непосильной ношей.
Культурный миф о богатстве, как гарантии счастья, конечно же, находит широкое отражение в массовой культуре. В музыкальных хитах, таких как «Money, Money, Money» группы ABBA эксплуатируется расхожий стереотип: «В мире богачей всегда светит солнце»[4]. Ту же тему обыгрывают Джоэл Грей и Лайза Минелли в песне с таким же названием из мюзикла «Кабаре», утверждающие, что «деньги заставляют мир вращаться»[5]. Философский акцент на этом ставит Мефистофель в арии «На земле весь род людской»[6] из оперы Ш. Гуно «Фауст», подчёркивая иллюзорность материального благополучия как источника счастья.
Исследования Калифорнийского университета (UCLA)[7] и доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)[8] выявляют тревожные тенденции в психическом здоровье успешных людей. Во-первых, уровень депрессий среди знаменитостей и топ-менеджеров значительно превышает среднестатистический, достигая в некоторых группах двукратного и более увеличения. Во-вторых, значительная доля представителей элиты, включая топ-менеджеров и творческих личностей, прибегает к медикаментозной поддержке для управления стрессом и психическими расстройствами. В-третьих, психологические кризисы у «успешных» лиц часто оказываются более затяжными и сложными в разрешении. Таким образом, в мире богачей далеко не всегда солнечно, а психологические трудности там возникают чаще, чем в среднем классе.
Известный парадокс Истерлина, сформулированный нобелевским лауреатом Ричардом Истерлином, гласит, что в краткосрочной перспективе богатство коррелирует с удовлетворённостью, но в долгосрочной перспективе социальный прогресс и рост доходов не обеспечивают устойчивого роста счастья[9]. Исследование Канемана и Дитона (2010) уточняет, что эмоциональное благополучие растёт с увеличением дохода до уровня около $75 000 в год, после чего наступает «плато», и дальнейшее накопление богатства не повышает уровень счастья[10]. Аналогичные выводы в российском контексте подтверждают Шабунова и Леонидова (2022), отмечая, что пороговый уровень дохода, после которого рост благосостояния не усиливает субъективное благополучие, составляет примерно 350–400 тысяч рублей в месяц на домохозяйство (около 4,2–4,8 млн рублей в год)[11].
Многие успешные люди, оглядываясь на прошлое, отмечают, что самые счастливые моменты их жизни были связаны не с богатством или признанием, а с простыми радостями, свободными от бремени социальных ожиданий. Исследования подтверждают, что среди высокооплачиваемых лиц уровень депрессии часто выше, чем у среднего класса, из-за социальных ожиданий и стресса[12]. Лонгитюдные исследования показывают, что значительная часть миллионеров, самостоятельно достигших успеха, сталкивается с кризисом смысла в течение нескольких лет после достижения вершин[13]. Ключевым фактором устойчивого благополучия оказывается не финансовая состоятельность, а способность находить радость в самом процессе деятельности — так называемая автотелическая личность (autotelic personality)[14].
Трагические примеры подтверждают, что внешние атрибуты успеха не гарантируют внутреннего благополучия. Например, комик и лауреат премии «Оскар» Робин Уильямс в 2014 году повесился в своём доме. Он был известный американский актёр, снявшийся в сотне разноплановых картин, миллионер. Это очень странно, ведь более успешного, симпатичного для общественности кумира миллионов трудно найти. Люди его очень любили, относились к нему тепло, потому что во всех фильмах он симпатично играет, его образ добрый, позитивный. Аналогично повесился в своём доме известный британский футболист Гэри Спид[15] — валлийский футболист, переходящий из клуба в клуб, удостоенный звания кавалера ордена Британской империи. Немецкий вратарь Роберт Энке[16] в 2009 году, страдая от депрессии, бросился под поезд в возрасте 32 лет. Другой талантливый вратарь Лестер Морган[17] застрелился через полгода после своего 26-летия. Футболист Андреас Бирманн[18], известный автобиографией «Красная карточка депрессии» также совершил самоубийство. Эти и многие другие трагические случаи иллюстрируют, что даже при наличии богатства, славы и общественного признания человек может оставаться глубоко несчастным. Психика человека подчиняется иным законам, где молодость, здоровье и богатство не исключают депрессии, в то время как внутренняя гармония, даже в условиях бедности или болезни, может приносить радость.
Как знать, не приведёт ли к тупику погоня за счастьем, как внешним атрибутом успеха? Возможно, настоящий секрет счастья заключается не в том, чтобы научиться его изображать или имитировать, а в том, чтобы найти смысл, который сделает страдания переносимыми. В этом контексте уместно ещё раз вспомнить, как Виктор Франкл обращался к своим студентам: «Не стремитесь к успеху — чем больше вы стремитесь к нему и делаете его своей целью, тем больше вы его упускаете. Ведь успех, как и счастье, нельзя преследовать; он должен наступать сам, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект преданности делу, превосходящему самого себя, или как побочный продукт отдачи себя другому человеку, а не себе. Счастье должно произойти, и то же самое относится к успеху: вы должны позволить ему произойти, не заботясь о нем. Я хочу, чтобы вы прислушивались к тому, что велит вам ваша совесть, и продолжали выполнять это в меру своих знаний. Тогда вы увидите, что в долгосрочной перспективе — в долгосрочной перспективе, я говорю! — успех придёт к вам именно потому, что вы забыли о нём думать»[19].
Мартин Селигман дополняет эту мысль, подчёркивая многогранность благополучия: «Благополучие — это конструкт, состоящий из нескольких измеримых элементов: позитивные эмоции, вовлечённость, отношения, смысл и достижения — PERMA. Мы выбираем свой жизненный путь, стремясь максимизировать все пять этих элементов. <…> Посттравматический рост — не противоположность посттравматического стрессового расстройства; скорее, он часто сопутствует ему. Люди, пережившие травмы — ветераны, жертвы насилия или выжившие после природных катастроф, — часто обнаруживают, что их страдания приводят к большему ценению жизни, улучшению отношений и более глубокому ощущению смысла. <…> Страдания не всегда являются абсолютной катастрофой; иногда они могут быть почвой, на которой удобряется рост. <…> Ветераны, нашедшие смысл в своих травматичных переживаниях, демонстрировали более высокий уровень посттравматического роста, включая большую устойчивость и более глубокое ценение жизни»[20]. В психологической литературе исследования посттравматического роста подтверждают: после преодоления тяжёлых обстоятельств многие испытывают качественные изменения — ощущение большей полноты жизни, смысла и личностного преображения[21].
История Дейла Карнеги становится символом кризиса индустрии мотивации. Его учение, сводящее счастье к набору социальных техник, оказалось неспособным обеспечить внутреннюю цельность. Его жизнь служит предостережением: подлинное благополучие требует не только внешнего успеха, но и глубинной трансформации, включающей поиск смысла и принятие неизбежных страданий как части человеческого опыта.
P.S. Это глава из книги: Волкодав, К. Г. Парадоксы счастья: Как страдание, выбор и смысл жизни влияют на благополучие
[1] См. Nakamura, J., & Csikszentmihalyi, M. (2014). The concept of flow. In M. Csikszentmihalyi, Flow and the Foundations of Positive Psychology. New York: Harper & Row, pp. 239–263.
[2]. UCLA Depression Grand Challenge. (2020). UCLA launches major mental health study to discover insights about depression. UCLA Newsroom. — Исследование проведено при поддержке Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Департамент психологии.
[3]. Народная поговорка, XVIII в.: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Русский фольклор: Пословицы и поговорки / Сост. В. Даль. — М.: ОЛМА, 2002. — С. 45.
[4]. Andersson, B., & Ulvaeus, B. (1976). Money, Money, Money [Recorded by ABBA]. On Arrival [Album]. Polar Music.
Money, money, money Must be funny In the rich man’s world. […] Money, money, money Always sunny In the rich man’s world.
[5] “Money makes the world go around” — Liza Minnelli, Joel Grey. Movie: Cabaret (1972).
[6] Куплеты Мефистофеля «На земле весь род людской» (фр. «Le veau d’or est toujours debout») — ария из оперы Гуно — «Фауст» (Акт 2, сцена 3):
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей Вселенной,
Тот кумир — телец златой! <…>
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл!
[7] UCLA Depression Grand Challenge. (2020). UCLA launches major mental health study to discover insights about depression. UCLA Newsroom. https://newsroom.ucla.edu/releases/ucla-launches-major-menta...
[8] World Health Organization. (2022). World Mental Health Report: Transforming Mental Health for All. Geneva: WHO.
[9]. Easterlin, R.A., et al. (2021). The Easterlin Paradox Revisited: New Evidence from the World Happiness Report. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(22), e2105960118.
[10] Kahneman, D., & Deaton, A. (2010). High income improves evaluation of life but not emotional well-being. Proceedings of the National Academy of Sciences, 107(38), 16489–16493. https://www.pnas.org/doi/full/10.1073/pnas.1011492107
[11]. Шабунова, А.А., Леонидова, Т.Ю. «Экономическое благосостояние и субъективное благополучие: российский контекст» // Мониторинг общественного мнения. — 2022. — № 3(167). — С. 124–143.
[12] См. Howell, R.T., & Howell, C.J. (2008). The relation of economic status to subjective well-being in developing countries: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 134(4), 536–560.
[13] См. Nakamura, J., & Csikszentmihalyi, M. (2014). The concept of flow. In Csikszentmihalyi, M., Flow and the Foundations of Positive Psychology. New York: Harper & Row, pp. 239–263.
[14]. См. Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. New York: Harper & Row.
[15]. англ. Gary Andrew Speed, 1969–2011.
[16]. нем. Robert Enke, 1977–2009.
[17]. исп. Léster Morgan Suazo, 1976–2002.
[18]. нем. Andreas Biermann, 1980–2014.
[19]. Пер. с англ.: Frankl, V.E. (1984). Man’s search for meaning: An introduction to logotherapy. New York: Simon & Schuster, pp. 12–13. Preface to the 1992 Edition.
[20]. Пер. с англ.: Seligman, M.E.P. (2011). Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York: Free Press, pp. 16–20, 159–162.
[21] См. Hawkins, K. (2001). Posttraumatic Growth: A New Perspective on Trauma and its Treatment. Journal of Traumatic Stress, 14(3), 399–416.