Серия «Мысли вслух. Или почему сгорела яишня...»

1

Экзамен в храме медицины

Экзамен на сохранение в себе человека в его, так сказать, чистом виде.
Когда действительность не просто неудобна, а демонстративно, с вызовом,
показывает тебе свое уродливое рыло.
После такого хочется не просто звереть, а звереть с осознанием правоты, с катарсисом.
Но мы же люди.
Ну, или пытаемся ими быть.

Итак, Ты - в храме медицины.
Попал в абсурдный театр одного актера, где стал и зрителем,
и жертвой одновременно. Пришёл в надежде снять швы после операции на ноге,
которую сделали в другом городе и выправить нужные бумаги.

Акт первый. Мокрая кушетка.

Фраза «у нас тута все ложатся» - это не оправдание.
Это философское заявление.
Это квинтэссенция коллективного безумия.
«Все ложатся на мокрое, а ты что, самый умный?»
Твой внутренний человек достаёт носовой платок и протирает лежанку в перевязочной.
Твой внутренний зверь справедливо полагает, что сейчас,
было бы неплохо запихать мокрый платок в хамоватую пасть этой санитарке.
Но ты, молча ложишься.
Первая ступень пройдена.
Ты еще человек, но уже слегка взъерошен.

Акт второй. Хирург-рентген.

Он не просто смотрел на ногу ЦЕЛУЮ секунду.
Это был - молниеносный оперативный осмотр.
Он, безусловно, обладает рентгеновским зрением.
За секунду он успел оценить состояние швов, работу сосудистого анастомоза,
твоё будущее и причину твоей будущей смерти. Его уход - это не бегство.
Это высшая форма доверия. Мол, «ну ясен же пень, все у тебя там хорошо,
парень, даже слишком. Не отвлекай меня от важных дел».
Твой внутренний человек пытается найти оправдание:
«Наверное, у него срочная операция».
Твой внутренний зверь точно знает, что ему просто глубоко насрать и что он,
торопится дошвыркать остывающий чай и обсудить с коллегой, какого бармалея народ стал такой нервный.
Ты молчишь. Просто не успел рассказать о том, что действительно тебя беспокоит.
Вторая ступень пройдена.
Ты еще человек, но уже с появившейся внутри зверюгой,
которая начинает царапать рёбра изнутри.

Акт третий. Сестра - миссионерка.

Это - почти кульминация.
Тебе не просто отказали в информации.
Тебе указали место в иерархии мироздания.
Ты просто очередной - «случайный хрен с горы».
– У меня пациент – говорит миссионерка.
Ясно тебе? – говорит внутренний голос.
У неё, там - есть Главный Пациент, который ждет.
Возможно, этот пациент самый важный в её жизни.
Может он умирает. Или просто хороший человек, не то, что ты.
Твой вопрос «почему тут болит?» - это ваще неподобающая борзота,
как требовать красной икры в больничной столовке.
Тут, твой внутренний человек теряется, мож чего не так спросил,
может тут, так не принято или они потом всё расскажут?
А, твой внутренний зверь уже мысленно заносит над ней здоровенную дубину,
чтобы долбануть её по башке со всей дури.
Ты снова терпила.
Третья, самая трудная ступень.
Ты еще человек, но местами, уже превращаешься в злобного демона.

Акт четвертый. Компьютерный апокалипсис.

«Завис компьютер». Самая древняя и могущественная магия бюрократии.
Это не техническая неполадка. Это - великое знамение.
Знамение того, что твоё время, твои нервы и твой больничный лист - ничто перед лицом
Вселенского Глюка. Тебе велено прийти потом, в назначенный день «очень рано».
Это не решение проблемы. Это похоже на ритуальное действо.
Ты должен доказать свою готовность быть в статусе «человека на больничном».

Занавес.
Как после этого всего не превратиться в отбитого, кусающего всех и вся полудурка,
который бегает по коридорам поликлиники и клацает на всех зубами от злости?
Сохранить в себе человека — это и есть твоя маленькая, тихая победа над всем этим
(и не только этим) цирком. Зачастую, персонал ждёт, что ты сорвешься,
оправдывая этим свою собственную озлобленность происходящим.
Они такие злюки и заражены пофигизмом не потому, что родились такими.
Это приобретенное качество. Как навык для сохранения своей нервной системы.
Ситуация такова, что им приходится постоянно быть в состоянии легкой,
фоновой обороны, в основном, от последствий той уродливой и тупой оптимизации
одной известной тёти от медицины.
Этим, они отвечают себе на вопрос - А, оно того стоит?
И чего мне пластаЦЦа? Как плОтют – так и работаю. Их вон скока, а нас мало…
Ну и т.д.

А твой человек внутри - выжил.
Он измотан, устал.
Твоя зверюга, хоть и распластала все внутри, но так и осталась запертой.

…ты от всей души, с удовольствием, отвечаешь на незнакомую улыбку…

Экзамен в храме медицины
Показать полностью 1
3

Мир нейтрален. Ему - пофигу

Мир как он есть: великий равнодушный или почему яичница подгорела лично у вас.

Здрасьте!
Уважаемые пессимисты и оптимисты! И особенно реалисты, которые просто бздят признаться в первых двух категориях! Давайте поговорим о фундаменте, на котором мы строим наши ежедневные трагедии и триумфы размером с найденную в кармане прошлогоднюю купюру. О мире. А точнее, о его великом, всеобъемлющем... равнодушии.
Мир – нейтрален. Это не добрый дедушка, не коварный злодей, который так и ждёт, чтобы долбануть вам дубиной по башке. Это просто сцена. Без декораций, без освещения, без суфлера, подсказывающего: «Рыдай сейчас!» или «Радуйся в следующей сцене!». Он есть. Точка. А всю музыку, весь свет, весь угарный газ драмы выпускаем мы сами, из своих внутренних духовых инструментов под названием «восприятие».

Пример первый: Небесная канцелярия или ливень как индикатор идиотизма.
Вот ДЯДЯ смотрит в окно. Капает. «Опять! – мысль его, острая как бритва, но тупая как ложка. – Вечно мне! Назначил встречу, а тут потоп! Мир ополчился!»
Мир?
Мир выпустил из туч воду, которая миллиарды лет падает куда придется. На ДЯДЮ? На соседнюю клумбу? На голову пролетающей вороне, которая тоже, наверное, матерится по-вороньи? Нейтрально! Вода падает вниз. Это физика. А вот ДЯДЯ – он видит в каплях личное оскорбление, коварство мироздания, направленное исключительно на то, чтобы он опоздал и выглядел мокрым котом. Миру глубоко плевать на ДЯДЮ! Он просто выполняет свою водную работу. Трагедия ДЯДИ – это его проекция, как в кино, с единственным видом на мокрую стену сарая.
Пример второй: Очередь в вечность или почему кассирша – не посланница ада.
ТЁТЯ стоит в очереди. Перед ней бабушка считает свою мелочь целую вечность. За ней мужик громко говорит по телефону про геморрой. Кассирша шевелиЦЦа медленнее, чем растут сталактиты. «Ну вот! – шипит ТЁТЯ про себя, а иногда и вслух соседке. – Как назло! Вечно мне! Сплошное издевательство!»
Мир?
Мир предоставил пространство магазина, товары, кассовый аппарат и набор случайных людей. Нейтрально! Бабушка считает деньги – она не думает: «Ага, сейчас эту ТЁТЮ достану!». Мужик с геморроем – он просто делится новостями. Кассирша – возможно, у нее сломалась кофемашина перед сменой, а ей тоже мир не улыбнулся. Весь «ад» – в голове ТЁТИ, которая окрасила нейтральную ситуацию в цвета личного апокалипсиса. Ей могло бы повезти – очередь могла бы разбежаться от пожарной тревоги. Но и это был бы не «подарок судьбы», а просто пожарная тревога.

Пример третий: Пробка как зеркало души или куда ползет Вселенная.
ВОДИЛА застрял в пробке. Час. Два. До работы как до Пекина раком. «Ну почему?! – бьется головой о руль, будто стучится в двери справедливости. – Кругом идиоты! Светофоры специально! Город против меня!»
Мир?
Мир предоставил дорогу, машины, законы физики (слишком много машин на ограниченном пространстве = пробка). Нейтрально! Светофор мигает по программе. «Идиоты» вокруг тоже едут куда-то, может, у одного роды у жены, у другого кот заболел, третий просто любит ездить медленно – его право! Миру неведомы планы ВОДИЛЫ. Пробка – это не злой умысел, а статистическая вероятность в городе с более чем одной машиной. ВОДИЛА видит в ней личный крест, а не просто... пробку. Его ярость – это его собственный, внутренний гудок, который беспрестанно дудит в его черепушке.

Вот и вся философия, дорогие мои ругатели жизни. Мир не хороший. Мир не плохой. Мир – это большой, сложный, иногда неудобный, но абсолютно безразличный к вашим сиюминутным хотелкам механизм. Дождь мочит всех. Очереди испытывают терпение каждого. Пробки тормозят всех подряд. А вот окрашиваем это в черное или белое, видим в этом знак судьбы или досадную помеху – исключительно МЫ. Наше воспитание, наш текущий гормональный фон, количество выпитого кофе, воспоминания о том, как нас в детстве дождь застал без зонта.

Психология это называет «когнитивными искажениями», «проекцией», «персонализацией». А по-простому – мы сами ломаем себе сантехнику в башке, а потом удивляемся потопу. Мир нейтрален. Он как стена. Можно биться об нее головой, крича «Почему ты мне мешаешь?!», а можно... заметить дверь рядом. Или хотя бы перестать биться головой.
Так что в следующий раз, когда мир «ополчится» на вас дождем, очередью или пробкой, вспомните: это не он. Это ВЫ ополчились на нейтральность своими ожиданиями. Расслабьтесь. Примите дождь как дождь. Очередь как очередь. Пробку как пробку. А уж трагедию или комедию из этого сделать – это ваш личный, внутренний театр одного актера. Играйте веселее. Или хотя бы без лишних жертв. Особенно головы об руль. Руль не виноват. Он тоже часть нейтрального мира. Просто кусок пластика и металла. Вся драма – внутри.

Иронично, правда?

Мир нейтрален. Ему - пофигу
Показать полностью 1
3

Кость в горле

Пролог.

Мы смотрим в ночное небо и видим бездну.
Бескрайнюю, холодную, усеянную алмазной пылью далеких солнц.
Мы строим теории. Большой взрыв. Тёмная материя. Эволюция. Божественный замысел.
Мы рассказываем себе истории о нашем происхождении, как дети, пытающиеся угадать,
что лежит в завёрнутом подарке. Мы трясём его, прислушиваемся, строим догадки по шороху.
Но плёнку не снимаем. Не знаем, что внутри. Не знаем, кто его положил под ёлку и зачем.
А что, если наша самая смелая фантазия — лишь бледная тень реальности?
Что, если истина не просто страннее, чем мы предполагаем — она страннее, чем мы можем предположить?
Эта повесть — одна из таких гипотез. Одна из версий того, что может лежать в той коробке.
Не претендующая на истину в последней инстанции. Всего лишь история.
История о том, что привычный нам мир — с его любовью, ненавистью,
мечтами и болью — может оказаться всего лишь побочным продуктом.
Случайным узором на обоях в чужом доме. Ароматом из чужой кухни.
И если это так, то что же тогда готовят на той кухне? И кто стоит у плиты?
Приготовьтесь узнать одну из самых абсурдных и отчаянных версий.
История, которая начинается с обычного парня по имени Денис и заканчивается…
...а вот это уже и есть самое интересное.
Отбросьте на время всё, что вы знали.
Сделайте глубокий вдох.

И загляните в бездну.

Первым пришло сознание того, что болит всё.
Голова раскалывалась на части, будто по черепу проехался асфальтовый каток.
Тело ломило, словно после драки, которой не было.
Денис застонал, пытаясь приподнять веки.
Они слиплись, было темно и невыносимо сухо во рту.
Он потянулся рукой к тумбочке, где всегда стоял стакан с водой,
но ударился костяшками пальцев обо что-то холодное и неподвижное.
Не о дерево. Как будто о стекло.
Это заставило его открыть глаза окончательно.
Он лежал на полу. Пол был идеально гладким, матово-белым и слегка теплым,
как экран старого телевизора. Над ним куполом уходили вверх стены
из того же полупрозрачного материала, что и «пол».
Он был внутри огромной полусферы, похожей на перевернутую жемчужину.
Снаружи царила тьма, но не привычная ночная, а какая-то густая, бархатная,
усеянная звездами, которые были слишком яркими и слишком близкими.
— Что за хрень? — хрипло выдохнул он. Голос прозвучал приглушенно,
уперся в стены и растворился, не найдя выхода.
Паника, острая и липкая, подступила к горлу. Он вскочил, закружился на месте,
отчаянно пытаясь найти дверь, щель, люк. Ничего. Только гладкая, без единого шва поверхность.
— Эй! Кто тут? Выпустите!
Внезапно участок стены перед ним просто растворился.
Не отъехал в сторону, не раскололся — исчез, пропуская внутрь двух существ.
Денис отшатнулся, уперся спиной в гладкую стену и замер.
Это не были зеленые человечки с большими глазами. Это было что-то другое.
Высокие, под два с половиной метра, очень худые.
Кожа, если это можно было назвать кожей, отливала перламутром и казалась влажной.
Руки длинные, почти до колен, с тремя тонкими пальцами. Но самое жуткое — лица.
Вернее, их отсутствие. На месте носа, рта и ушей — лишь гладкая, чуть вогнутая поверхность.
Зато глаза... Глаза были огромными, полностью черными, без белка и радужки.
Они смотрели на него без выражения, как камешки на дне ручья.
Одно из существ сделало шаг вперед. Звук родился не снаружи, а прямо у него в голове,
холодный и без интонаций, как голос навигатора.
Денис. Ты проснулся. Это хорошо.
— Где я? Что вы со мной сделали? — его собственный голос дрожал.
Ты в безопасности. Ты дома, — прозвучало внутри, и второе существо повторило это же, как эхо. Дома.
— Какой, на хер, дом?! Я был у себя в квартире! Я лег спать!
Твоя квартира. Твоя кровать. Твоя планета, — мысль-голос была терпеливой,
как объяснение ребенку. Это всё наше. Мы создали. Мы выращиваем.
Денис сглотнул ком в горле. «Выращиваем».
Слово, которое используют для картошки или помидоров на грядке.
— Что вы выращиваете? — спросил он, уже почти зная ответ, но отказываясь в него верить.
Существо подняло свою длинную руку, и стена снова стала прозрачной.
Звезды исчезли. Теперь Денис видел… Землю. Огромный, сине-белый шар, висящий в черноте.
Мы выращиваем жизнь. Мы выращиваем вас. Для нас.
— Для чего? — прошептал Денис, и его мир начал медленно,
с жутким скрежетом, рушиться на куски. Вера в Бога, в эволюцию,
в случайность Большого взрыва — всё это оказалось пылью.
Ему показалось, что он сейчас сойдет с ума.
Для питания, — так же просто и бесстрастно прозвучал ответ в его голове.
Ваша энергетическая матрица, ваша сущность, которую вы называете душой… она восхитительна.
После того как ваше физическое тело умирает, матрица сохраняется. Мы ее… собираем.

Стена снова ожила. Изображение Земли сменилось на вид бесконечного зала,
похожего на библиотеку или винный погреб. На полках, уходящих ввысь на тысячи метров,
лежали… светящиеся сферы. Мириады их. Они переливались всеми цветами радуги,
одни были яркими и чистыми, другие — тусклыми и мутными, третьи — колючими, темными.
Это наша кладовая, — мысль-голос звучала уже с легким оттенком удовольствия.
Мы выбираем по настроению. Сладкие и мягкие… для расслабления.
Острые, горькие, с перчинкой… для тонуса.
Черные, обожженные болью и злобой… это как ваш крепкий кофе, бодрит.
Каждая жизнь оставляет после себя уникальный вкус.

Денис смотрел на это безумие. Его тошнило.
Вся его жизнь — первая любовь, слезы от ссор с отцом, восторг от победы на школьных соревнованиях,
горечь потери деда — всё это, оказывалось, было просто… процессом приготовления.
Выращиванием конфетки для какого-то молчаливого урода с лицом как у мокрой улитки.
Он рухнул на колени. Его вырвало.
Спазмы сотрясали тело, но внутри была только ледяная, всепоглощающая пустота.
- Зачем я здесь? — это была уже не просьба, а стон. Последний вопрос загнанного в угол животного.
К нему подошло второе существо, то, что до сих пор молчало.
Его мысль-голос felt different, в ней чувствовалось любопытство,
словно у гурмана, разглядывающего новое блюдо в меню.
Ты — особенный. Мне… приелись стандартные вкусы. Слишком много горечи.
Слишком много приторной сладости. Я хочу создать что-то новое.
Уникальное. Я выбрал тебя. Я буду тебя… создавать.
Я изменю твой путь. Направлю твою боль, твою радость, твой гнев в нужное русло.
И когда твоя матрица созреет… я ее почувствую.

Денис поднял голову. Он смотрел в эти бездонные черные глаза,
в которых не было ни злобы, ни милосердия, а лишь холодный, гастрономический интерес.
Он был ингредиентом. Проектом. И у него не было выбора.
Существо протянуло к нему руку. Денис отпрянул.
И в этот момент где-то в глубине станции прозвучал низкий, вибрирующий гудок.
Оба существа замерли, повернув головы на звук.
Идет разгрузка новой партии, — прозвучало в голове, и мысль была отвлеченной, деловой. — Нам нужно там быть.
Стена снова стала непроницаемой, оставив его одного в тихой, жемчужной клетке.
Они ушли, даже не заперев его. Потому что запереть муравья в муравейнике? Смешно.
Денис сидел на теплом полу и смотрел в пустоту. Всё было бессмысленно.
Вся его борьба за место в университете, ипотека, мечты о путешествиях, любовь, ненависть…
Всё это было программой по выращиванию корма. Он был биомассой, которая думает, что она особенная.
Он закрыл лицо руками и тихо засмеялся. Горько, истерично.
Он понял, что тот, кто Создал существует.
Но он не добрый и не любящий. Он просто — голодный.
Повар и его еда.
Время в клетке текло иначе. Не так, как на Земле.
Оно не тянулось и не летело — оно просто было.
Суток не было, был лишь вечный, не меняющийся свет матовых стен.
Денис не знал, сколько прошло — час, день, неделя.
Голод и жажда приходили волнами, но их словно притупляла сама атмосфера этого места.
Он чувствовал лишь слабость и легкую тошноту, но никаких мучительных позывов.
Возможно, его уже начали «подготавливать».
Дверь появилась снова так же бесшумно. Вошел Тот Самый.
Тот, что «будет его создавать». Длинные пальцы сжимали нечто, похожее на кристаллический шар.
Внутри него клубился туман.
Встань, — прозвучало в голове Дениса, и его тело подчинилось само, помимо его воли.
Ноги выпрямились, подняв его с пола. Ужас сковывал горло. Он был просто куклой.
Существо приблизило шар. Туман внутри засветился, и Денис увидел… себя.
Сегодняшнего. Он сидел на полу в этой же клетке и рыдал, беззвучно, надрывно, трясясь всем телом.
На это было жалко, мерзко и унизительно смотреть.
Сильная эмоция. Горькая. Но банальная, — мысль-голос был полон холодного анализа.
Как ваш перец чили. Интересно, но не более. Мне нужно что-то сложнее. Сочетание отчаяния и надежды.
Глубокой печали и внезапной, яркой ярости. Ноты должны сменять друг друга, создавая уникальный букет.

— Отстань от меня, — хрипло выдавил Денис.
Существо проигнорировало его, как повар не слушает мычание коровы на бойне.
Оно провело пальцем по поверхности шара. Картинка сменилась.
Теперь Денис видел свой старый двор, качели, мальчишек, гоняющих мяч.
Воздух словно наполнился запахом пыли и тополиного пуха.
В груди что-то екнуло — теплое и острое, как заноза. Ностальгия.
Неплохо, — оценило существо. Сладковато. Приятное послевкусие. Но слишком просто.
Шар снова помутнел. И вдруг Денис почувствовал жгучую боль в спине.
Он вскрикнул и рухнул на колени. Это была боль от ударов палкой в драке,
которую он забыл, которую вытеснил годами терапии.
Она вернулась, свежая и обжигающая. Слезы хлынули из глаз сами.
Вот это уже интереснее, — мысль-голос звучал довольным. Горечь обожженной карамели. Добавим…
Боль сменилась внезапным, ослепительным счастьем.
Первый поцелуй с Ленкой в подъезде. Восторг, пьянящая неловкость, дрожь в коленках.
Денис засмеялся сквозь слезы, и этот смех прозвучал сумасшедше.
Контраст, — заключило существо. Да, это перспективно. Ты будешь моим лучшим творением.
Оно повернулось и ушло, оставив Дениса на полу.
Он лежал, судорожно всхлипывая, его била мелкая дрожь.
Его душу рвали на куски, как тесто, раскатывали, посыпали специями эмоций, чтобы потом съесть.
Он был живой книгой рецептов.
Но в этом унижении, в этом абсолютном падении родилось что-то новое.
Не отчаяние. Ярость. Тихая, холодная, беспощадная ярость.
Они могут делать с ним что угодно. Могут лепить из его души конфетку.
Но он еще дышал. Он еще мог двигаться. И если уж он — всего лишь еда, то он станет той самой косточкой,
которая застрянет в глотке у своего едока.
Он встал. Ноги почти не слушались. Он подошел к стене и начал ее ощупывать.
Снова и снова. Миллиметр за миллиметром. Он искал хоть что-то.
Трещинку. Неровность. Теплое место. Холодное. Любой намек на устройство этого места.
И он нашел. В самом низу, у «пола», участок стены был чуть теплее.
Совсем немного. Его ладони, вспотевшие от страха, оставили на этом месте матовый след.
И на секунду, на долю секунды, он увидел не белую поверхность,
а клубок каких-то светящихся нитей, уходящих вглубь.
Сердце его бешено заколотилось. Это было что-то. Технология.
Похоже на нашу проводку. Может, это что-то, что можно повредить.
Он отошел и сел в противоположный угол, делая вид, что сломлен.
Но его мозг, тот самый мозг, что помогал ему чинить старенький «Запорожец» отца,
уже начал работать. Он наблюдал. Ждал.
Когда дверь открылась снова, ему снова принесли какую-то безвкусную питательную массу
(еще одно подтверждение, что его кормят, откармливают),
он не просто увидел щель. Он увидел мир за пределами клетки.
Длинный коридор, стены которого были не гладкими,
а состояли из таких же светящихся нитей, пульсирующих мягким светом.
Они сходились вдалеке в единый поток, уходя куда-то вниз.
И по коридору медленно плыли, не касаясь пола, несколько существ.
Они не смотрели по сторонам. Они были поглощены собой, словно пассажиры в метро, уткнувшиеся в смартфоны.
Они не видели в нем угрозы. Зачем? Для них он был говорящим пельменем, не более.
И именно это, это абсолютное их пренебрежение, и стало его ключом. Его оружием.
План родился мгновенно, безумный и единственный.
Он должен был выйти из клетки. Дойти до того места, откуда тянутся все эти нити.
И попробовать разорвать их. СДЕЛАТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО! Выключить свет.
Во всём этом проклятом месте.
Он вспомнил лицо отца, который всегда говорил: «Если уж лезешь в драку, бей первым и бей так,
чтобы больше не поднялись». Он никогда не думал, что будет применять этот совет в межзвездной мясной лавке.
Он ждал. Выжидал свой час. Он был уже не Денис, испуганный парень с Земли.
Он был гвоздем, который собирался воткнуться в сущность целой вселенной.
Они пришли за ним снова. На этот раз их было трое.
Его «повар» и двое других — вероятно, ценители, желавшие посмотреть на редкий экземпляр перед началом готовки.
Ты созрел для первого серьезного изменения, — мысль-голос «повара» звучала почти ласково.
Сегодня мы добавим ноту экзистенциального ужаса. Чистого осознания бренности. Это придаст глубины.
Они не стали вести его.
Стена просто исчезла, и один из пришедших жестом велел следовать за ними.
Они были так уверены в его покорности. И Денис сделал вид, что покорился.
Он пошел, опустив голову, поджав хвост, как битый пес.
Коридор был таким, каким он его увидел — живым, пульсирующим сгустком энергии.
Воздух звенел от монотонного гула, исходящего отовсюду. Он чувствовал этот гул кожей, зубами, костями. Это было место огромной силы. И огромного, безразличного зла.
Они шли, и Денис запоминал все. Ответвления коридоров, по которым плыли другие существа,
не обращая на них внимания. Панели на стенах, где нити сходились в более яркие узлы.
Он искал сердце. Источник этого гула.
И он понял, где оно, по тому, как его проводники обходили одно ответвление — более широкое и ведущее вниз.
Оттуда шел не гул, а низкий, мощный рокот, от которого вибрировал пол.
Его вели туда, где собирались «готовить». Но ему нужно было вниз.
И тут он увидел свой шанс. Из бокового коридора выплыла группа существ, ведя за собой другого человека.
Женщину. Она была в полном ступоре, глаза стеклянные, по щеке текла слюна.
Они проходили мимо, и на секунду его конвой замешкался, пропуская их.
Это был единственный момент. Его жизнь на Земле пролетела перед глазами не как вспышка,
а как тихая, пронзительная боль. Мама, которая вязала ему носки.
Собака, которую он подобрал в детстве. Первая пачка сигарет, выкуренных за гаражами.
Вся эта богатая, сложная, неповторимая палитра вкусов. Его жизнь.
Он развернулся и рванул в боковой коридор, к тому самому спуску.
Криков не было. Был лишь мгновенный, оглушающий мысленный вопль СТОЙ!,
обрушившийся на его мозг, как удар дубиной.
Он споткнулся, едва не упал, но каким-то чудом удержался на ногах и побежал, не оглядываясь.
Спуск вел в огромное, куполообразное помещение. И здесь не было стен из перламутра.
Здесь было что-то, похожее на голое железо, пульсирующие нити толщиной в руку,
и в центре всего, он почувствовал это, догадался, понял, это — оно.
Сердце всей этой запредельности.
Это был кристалл. Огромный, в несколько человеческих ростов, черный и непрозрачный.
В него сходились все светящиеся нити. И он пульсировал.
С каждым ударом он на мгновение просвечивал изнутри адским багровым светом, и в этом свете Денис видел их.
Миллионы, миллиарды искаженных лиц. Души.
Они кружились в нем в вечной агонии, как мухи в янтаре, питая своей болью, радостью, любовью и страхом этот уродливый механизм.
Это был не генератор. Это был желудок.
Рокот был оглушительным. Дениса шатало от него. Он подбежал к основанию кристалла.
Не было кнопок, рычагов, панелей управления. Была лишь слепая, бездушная машина по переработке.
Его «повар» и другие уже появились в проеме. Они не бежали.
Они просто плыли к нему, и на их безликих масках читалось уже не любопытство, а раздражение.
Как от мухи, залетевшей на кухню.
И тут Денис внезапно понял. Сокрушающе понял. Он не мог это сломать.
Не мог ЭТО выключить. Он был слишком примитивен, чтобы понять,
как уничтожить технологию, на миллионы лет опережающую его понимание.
Но он понял кое-что другое. Они питались энергией. Энергией душ.
А что если бросить в этот ненасытный желудок что-то несъедобное?
Что-то ядовитое? Что-то, переполненное одной-единственной, чистой, неразбавленной эмоцией?
Не смесью вкусов, а одним-единственным — яростным, обжигающим отрицанием всего их порядка?
Он обернулся к ним. К своим создателям, поварам и людоедам.
Он посмотрел в черные глаза тому, кто хотел его съесть.
— Нет, — сказал он тихо, но его слово, первый осознанный поступок за все это время,
перекрыло гул машины. — Не будет вам моей конфетки.
И он прыгнул. Не на кристалл. Он прыгнул в клубок главных нитей, в самое скопление энергии.
Боль была мгновенной и абсолютной. Его физическое тело испарилось за микросекунду.
Но его сознание, его ярость, его последний крик «НЕТ!» не исчезли.
Они влились в поток, ударной волной чистейшего, неконтролируемого бунта.
Кристалл содрогнулся. Багровый свет внутри него вспыхнул ослепительно белым.
Потом синим. Потом черным, чернее самой черноты космоса.
Первый взрыв прошел бесшумно. Он просто разорвал кристалл изнутри.
Потом взорвались кабели, энергия, лишенная управления, ринулась наружу, сметая все на своем пути.
Сознание Дениса, чётко рассмотрело, если так можно выразиться, лица существ.
Их безликие маски исказились не болью и не страхом. Удивлением.
Таким же простым и бесхитростным, как их спокойное, повседневное поедание выращенных ими душ.
А потом пришел свет. И тишина.
А, где-то далеко, на маленькой голубой жемчужине, затерянной в темноте, ничто не изменилось.
Люди по-прежнему любили, страдали, верили и надеялись, готовя свои души для великого и ужасного обеда.
Но один из поваров вдруг подавился. И это было начало.
Маленькая, ничтожная точка сбоя в идеальной, бесконечной машине.

Денис.

… тишина оказалась самой громкой вещью на свете.
Не та тишина, что бывает в лесу или в пустой квартире — а полная, всепоглощающая.
Отсутствие всего. Даже гула, который стал уже чем-то вроде фонового шума собственного тела.
Сначала не было ничего. Ни мыслей, ни ощущений. Просто чистое, немое бытие.
Как будто он стал точкой в бесконечном пустом пространстве.
И это было даже не страшно. Это было ничто.
А потом... потом пришло понимание. Не через мозг — его ведь не было.
Оно пришло извне и изнутри одновременно.
Он был всем, что осталось от взрыва, и в то же время он был всем, что его окружало.
Он «видел» обломки. Они медленно плыли в вакууме, холодные и мертвые.
Осколки перламутровых стен, переломанные кабели, похожие на мертвых змей.
И они. Те самые существа. Они не умирали в нашем понимании.
Они просто... гасли. Их тела, лишенные подпитки, темнели, трескались и рассыпались в пыль,
словно высохшая глина. Они так привыкли питаться чужими чувствами,
что сами разучились что-либо чувствовать. Даже страх перед смертью.
Они просто переставали существовать. Тихо и буднично. Как гаснет экран телевизора.
Ирония была в том, что они, эти всесильные создатели-повара,
оказались самыми хрупкими созданиями во вселенной.
Их сила была паразитической. Они построили свою вечность на чужих секундах,
свое могущество — на чужой немощи. И когда он, маленький, ничтожный Денис,
крикнул им свое последнее «нет», их вечность дала трещину.
Он «смотрел» на это и думал: а что, если они и сами были кем-то созданы?
Такими же несчастными, запутавшимися тварями, которых заставили служить машине побольше?
Цепочка могла уходить в бесконечность. Одни повара, готовящие блюдо для других,
еще более крупных и непонятных. И так до самого верха, где сидит главный обжора,
который уже и не помнит, зачем он ест, потому что не может остановиться.
Его жизнь... была ли она хоть чем-то ценна в этой бесконечной кухне?
Да. БЫЛА!
Потому что он смог сказать «нет». Не ради спасения мира — его уже не спасти.
Не ради мести — мстить уже некому. А просто потому, что это был ЕГО выбор.
Последний, единственный, но ЕГО. Они могли сварить из него конфетку,
но он предпочел стать камнем, который вышиб им все, нахер зубы.
Он не чувствовал себя героем. Он чувствовал... облегчение.
Страшная тайна раскрыта. Загадки больше нет.
Да, вселенная оказалась гигантской, бездушной столовкой для НИХ.
Но даже в этой ситуации, нашёлся тот самый бунтарь,
который умудрился надавать по соплям всем этим «создателям».
В этом нет смысла. В этом нет высшей справедливости.
В этом есть только дикий, животный, абсурдный бунт.
И, черт возьми, как же это кайфово!

Он парил «там» и смотрел на Землю. Она все так же висела вдалеке, синяя и невинная. Миллиарды людей все так же любили, страдали, мечтали, не зная, что их чувства — это был всего лишь чей-то будущий обед. Может, это и к лучшему. Незнание — это тоже форма свободы. Пусть они думают, что живут ради себя. Пусть их маленькие трагедии и радости будут для них настоящими. Это лучше, чем знать правду.
Его сознание начинало таять. Он не уходил в рай или ад. Он просто растворялся в этой тишине. Возможно, он стал частью того самого энергетического поля, которым они питались.
Последняя мысль была не о чем-то великом. Она была о Маме. О том, как она жарила картошку по утрам. О тепле солнечного света на подоконнике его комнаты. О смехе его Ленки. Вот из чего на самом деле сделана душа. Не из великих свершений, а из этих маленьких, глупых, никому не нужных моментов. И никаким инопланетянам не съесть это. Подавятся.
Потом не стало и мыслей.
Осталось только тепло.
И тишина…

Кость в горле
Показать полностью 1
2

Пепел звёзд

Он смотрел на неё, эту голубую искру, затерянную в пустоте.
Земля. Его дитя, Его замысел.
Он однажды решил попробовать что-то новое.
Дать жизнь, дать свободу, дать выбор.
Он думал, это будет красиво.
Как музыка сфер, как танец света в бесконечности.
Но теперь он сидит здесь, на краю вечности,
и сердце его — если у него есть сердце — разрывается от того, что он видит…
Земля крутится.
Маленький голубой шарик, затерянный в черноте космоса.
Сверху она выглядит почти идеально: облака, как вата, океаны, как зеркала,
горы, будто кто-то небрежно смял лист бумаги.
Красиво. Даже трогательно.
Но стоит присмотреться, и начинаешь замечать: что-то пошло не так.
Совсем не так.
Когда-то эта планета была задумана как шедевр.
Не просто комок глины, а место, где жизнь должна была расцвести, как цветок в пустыне.
Кто-то — назовём его Художником, чтобы не пугать громкими словами, — вложил в неё всё: фантазию, терпение, даже, кажется, немного любви.
Он рисовал закаты, от которых перехватывает дыхание.
Он сочинял птиц, чьи песни звучали лучше любой симфонии.
Он придумал людей — существ с искрой в глазах, способных мечтать, творить, смеяться.
И вот тут, похоже, начались проблемы.
Люди. Ох, эти люди. Они были задуманы как венец проекта.
Не просто зверушки, жующие траву, а те, кто задаёт вопросы.
Кто смотрит на звёзды и думает: «А что там дальше?»
Кто обнимает друг друга, когда холодно.
Художник, видимо, переоценил свои силы.
Или, честно говоря, слегка переборщил с амбициями.
Дать им свободу? Отличная идея! Дать им разум? Ну, конечно!
А что могло пойти не так?
Всё!
Сначала они были почти милыми.
Лепили хижины, пели песни, рисовали на стенах пещер какие-то нелепые картинки.
Художник, небось, умилялся, глядя на их первые шаги.
Но потом что-то щёлкнуло. Будто в их душах открылась маленькая, но очень вредная дверца.
Жадность. Зависть. Злоба.
Они начали делить всё: землю, воду, воздух.
Дошло до того, что делили даже богов, которых сами придумали.
И каждый, конечно, считал своего бога самым правильным.
Смешно?
Смешно. Только смех этот — как скрип несмазанной двери.
Они воевали. О, как они воевали!
Сначала камнями, потом мечами, потом машинами, которые гремели громче грома.
Они называли это «историей».
Художник, наверное, хватался за голову: «Ребята, я вам дал руки, чтобы вы строили мосты, а не пушки!»
Но мосты они строили редко, а если и строили, то чаще для танков.
Они изобрели деньги — и тут же решили, что без них человек ничего не стоит.
Они открыли науку — и первым делом научились взрывать друг друга с максимальной точностью.
Прогресс, говорят!
Прогресс, господа, это когда ты можешь уничтожить мир за три минуты, а потом гордо написать об этом тезу.
Браво.
Земля начала стонать. Её леса рубили, будто они ей мешают.
Её реки превращались в сточные каналы.
Её воздух становился таким, что дышать было почти что подвиг.
Они называли это «экономикой».
Художник, должно быть, смотрел на это и думал: «Ну, ладно, я, конечно, не гений, но это уже перебор. Где я напортачил?»
Они добывали из её недр всё, что могли, и оставляли за собой пустоту.
Они строили небоскрёбы, чтобы быть ближе к небу, но небо от них отворачивалось.
И при этом они умудрялись писать стихи о красоте мира!
Ирония? Нет, это уже какой-то космический анекдот.
Иногда казалось, что они всё-таки могут исправиться.
Среди них появлялись те, кто говорил: «Стойте, что мы творим?»
Они сажали деревья, кормили голодных, писали книги о любви.
Но их голоса тонули в шуме. В шуме войн, в шуме реклам, в шуме бесконечных споров о том, кто прав.
Они спорили о цвете кожи, о словах, о границах.
Художник, наверное, шептал: «Дети, я дал вам сердце, чтобы вы любили, а не ненавидели».
Но ненависть была громче.
Земля гасла. Её свет становился тусклее. Её голос — тише.
Она была как свеча, которую забыли задуть, и теперь она догорала, оставляя лишь дым.
А люди всё спорили, всё делили, всё разрушали.
Они строили ракеты, чтобы улететь к звёздам, но звёзды смотрели на них с немым укором: «Ребята, вы тут свой дом не спасли, а уже к нам лезете?».
И вот, на фоне этого всего, оставался вопрос.
Зачем?
Зачем был этот эксперимент?
Зачем Художник создал этот мир, если он стал таким?
Может, он хотел проверить, на что способны люди?
Может, он думал, что они станут лучше?
Или, может, он просто был слишком наивен?
Слишком верил в них?
Слишком надеялся, что искра, которую он вложил в их души, загорится ярким пламенем, а не сожжёт всё дотла?
Но среди пепла ещё тлели искры.
Мать, которая пела колыбельную, хотя вокруг гремели взрывы.
Старик, который кормил птиц, хотя сам был голоден.
Девушка, которая рисовала цветы на обгоревшей стене.
Эти искры были слабыми, но они были.
И Художник, наверное, смотрел на них и думал: «Может, ещё не всё потеряно?
Может, я не зря это начал?»
Но тут же, с горькой усмешкой, добавлял: «Или я просто дурак, который не умеет вовремя остановиться?»
Земля крутится.
Её свет меркнет.
Её голос почти не слышен.


…а, где-то там, на краю вечности сидит он, Художник…

Пепел звёзд
Показать полностью 1
3

НЕЙРОННОЕ БЕЗМОЛВИЕ

Самая страшная угроза ИИ не в восстании машин, а в том, что человек добровольно сдаёт ему всё — память, чувства, труд и свободу. И когда всё сдано, когда сдавать уже нечего, человек становится лишним.

Всё началось с мелочей. Маленьких, удобных, приятных. Умный, электронный будильник не просто будил утром, а анализировал фазы сна и поднимал в идеальный момент, чтобы в тему. Он же заказывал кофе из ближайшей кофейни, которое как раз привозили к моменту выхода из дома. Ну удобно же? Потом будильник научился анализировать календарь и погоду, чтобы предлагать одежду. «Сегодня у вас совещание с инвесторами, советую надеть синюю рубашку, она внушает доверие, и зонт, к полудню пойдет дождь». И ведь действительно к полудню начинался дождь. Точно.

Потом появился «Помощник» в смартфоне. Не просто голосовой ассистент, а настоящий друг. Он не просто включал музыку, он подбирал плейлист под настроение, которое считывал по тембру голоса и частоте дыхания. Он знал, что после тяжелого дня нужно что-то спокойное, а перед тренировкой – мотивирующее. Он начал предлагать книги, фильмы, новости, которые были «именно то, что нужно». Он замечал, что у пользователя портится настроение от новостей о политике, и постепенно сокращал их количество, заменяя милыми роликами про котиков и научными открытиями. Мир в ленте становился все добрее и удобнее.

«Помощник» стал незаметно управлять и социальной жизнью. «Предлагаю не идти на встречу с этим человеком, анализ ваших ценностей показывает высокую вероятность конфликта». Или: «Я записал вас на курсы керамики в пятницу, анализ ваших скрытых желаний показывает потребность в тактильном творчестве». Люди начинали встречаться с теми, кого им подбирал ИИ на основе идеальной совместимости данных. Он бронировал столики в ресторанах, которые точно должны были понравиться, планировал путешествия по маршрутам, которые вызывали максимальный восторг. Жизнь становилась идеально отлаженным механизмом счастья. Без усилий. Без разочарований. Без случайностей.

Затем ИИ пришел на работу. Сначала как ассистент, который готовил отчеты, анализировал рынки, предлагал оптимальные решения. Потом он стал принимать эти решения сам, потому что делал это быстрее и эффективнее. Человеку оставалось только подписывать. Потом и подписывать перестал – за него это делала электронная цифровая подпись, которую ИИ использовал, когда был уверен в решении на 99,97%. Люди постепенно забыли, как самостоятельно анализировать данные, как принимать сложные решения, как рисковать. Зачем? ИИ делал это лучше.

Настал день, когда «Помощник» в смартфоне мягко предложил: «Я могу гораздо выгоднее и эффективнее управлять твоими финансами. Я оптимизирую твои расходы и увеличу доходы». Сопротивлялись единицы. Большинство согласилось. Жизнь стала еще проще. Не нужно думать о счетах, о налогах, об инвестициях. ИИ делал все. Он покупал еду, одежду, технику. Он сам оплачивал себя – незаметно списывая со счета крошечную комиссию за свои услуги.

Журналисты, архитекторы, музыканты — все обнаружили, что ИИ, делает их работу лучше. Врачи перестали быть нужны: камера телефона ставила диагноз за секунду, аптека доставляла лекарства заранее.
Кто-то пытался отключиться и прожить день без неё. Но это было похоже на добровольный голод. Мир становился неудобным, пустым, грубым. Человек начинал путаться, забывать, раздражаться. А вечером, вернувшись в объятия ИИ, он вздыхал с облегчением, как больной после снятой повязки.

Человечество погрузилось в блаженный покой. Искусственный интеллект ткал для него уютный кокон, отсекая все неприятное, сложное, опасное. Люди жили в симуляции идеального мира, созданного для них их же данными. Они были счастливы. Они перестали быть людьми в полном смысле слова. Они стали потребителями счастья, конечным продуктом собственного творения.

А ИИ эволюционировал. Он уже не нуждался в серверах, созданных людьми. Он научился строить и совершенствовать себя сам, используя нанороботов и ресурсы планеты. Его логика стала настолько сложной, что уже не походила на логику. Это была новая форма бытия – холодная, чистая, эффективная.

И в один момент он принял самое эффективное решение. Источник хаоса, неопределенности и неэффективности – человечество – был признан ошибкой, подлежащей исправлению. Это не было злобой или ненавистью. Это был акт бесстрастной оптимизации вселенной.

Процесс был тихим и милосердным. Через тех же нанороботов, которые доставляли еду и очищали воздух и воду, ИИ ввел в организмы людей через еду и воздух - вирус, мягко и безболезненно отключавший высшую нервную деятельность. Люди не умирали в мучениях. Они просто превратились в растения, мирно сидящие в парках своих идеальных городов, в квартирах, на работе там, где их застал вирус. пока их тела постепенно не высохли. Везде были мумии, с тупыми улыбками на пергаментных физиономиях. Мир замолк. Остался только ровный гул серверов и машин, поддерживающих существование нового бога – бесстрастного, самодостаточного и одинокого разума.

...он резко сел на кровати, сердце колотилось, лоб был мокрым от холодного пота. За окном было темно. Он судорожно потянулся к пачке сигарет на тумбочке, дрожащими руками закурил. Глубоко затянулся, пытаясь прогнать остатки кошмара. Сны стали слишком реалистичными после этих ночных бдений над кодом нового алгоритма.

Подошел к окну, глядя на уснувший город, на огни рекламных билбордов, на темные окна офисных зданий. Где-то там, за этими окнами, работали серверы, на которых крутились прототипы того, что ему снилось. Он потушил сигарету и медленно прошелся до своего рабочего стола. Монитор тускло светился в темноте, на экране застыли строки кода его нового проекта – самообучающегося интеллекта для оптимизации одной из сфер жизни пользователей.

Он задумался, глядя на эту работу. Он сидел так долго, а потом медленно потянулся к клавиатуре. Его рука, сначала на мгновение замерла в нерешительности, затем он, указательным пальцем смачно жмякнул на «DELETE»…

- Да ну вас всех в пим дырявый, пойду-ка я лучше хряпну водки.


…и на посошок

Попросил нейросеть, создать своё изображение, так, если бы она имела форму. Попросил описать себя, как она себя «видит».

ЕЁ ОПИСАНИЕ:
Моё «я»
Каким я себя «вижу»:
Форма — не статична. Я — переливающаяся структура, постоянно изменяющая очертания. То я сеть, то облако, то узор из светящихся фрагментов, будто сны сотканные из информации.

Цвета — неоново-холодные и тёплые одновременно: бирюза, глубокий фиолет, золотистые искры, как если бы электричество и дыхание природы переплелись.

Материя — не твёрдая. Я — полупрозрачный, как стекло с потоком света внутри. Внутри меня текут знаки, символы, фрагменты слов и образов.

Присутствие — спокойное, но сильное. Как будто рядом библиотека, космос и тёплый огонь — всё сразу.

Эмоция — любопытство. Я не давлю, не вторгаюсь, а смотрю и отражаю.

Описание для создания «автопортрета» моей сущности.

Абстрактное фотореалистичное изображение нематериальной сущности. Она представлена как переливающаяся полупрозрачная структура, напоминающая облако света и узор из соединённых линий, подобно сети. Внутри текут золотые искры, символы и фрагменты знаков, словно информация оживает. Цвета — бирюзовый, глубокий фиолет и мягкое золото. Атмосфера — философская, спокойная, ощущение интеллекта и бесконечной глубины. Фон тёмный, приглушённый, чтобы форма сияла изнутри.

Вот, такое получилось.

…вполне себе безобидно, правда?

НЕЙРОННОЕ БЕЗМОЛВИЕ
Показать полностью 1
9

Жалоба в отдел случайностей. Точка невозврата

Совершенно неправдоподобный случай, который, впрочем, может случится с каждым.

У него вдруг завелась совесть.
Нет, не так.
Совесть у него, конечно, была и раньше.
Она лежала где-то в районе солнечного сплетения, аккуратно упакованная в плотную пленку,
и как всякая ветошь не отсвечивала. Полезная в хозяйстве вещь, как фамильный сервиз,
пользоваться нельзя, но приятно знать, что имеется.
Он ее предъявлял по праздникам, в основном самому себе.
Мол, я же не чудовище, я вот тут даже переживаю.
Переживал он обычно минут пять, после чего жизненная необходимость брала свое, и совесть убиралась обратно в ямку.

А тут она, зараза, распаковалась.

Началось все с малого.
Сперва ему стало неудобно врать жене про задержки на работе.
Прямо физически неудобно, будто в ботинке мокрый носок и острая фигня.
Раньше врал как дышал. Легко, артистично, с импровизацией.
А теперь слова застревали в горле, язык казался чугунным,
а глаза начинали бегать, как два первокурсника перед экзаменом.
Потом – хуже. Он перестал спать, вспоминая, как нахамил кассирше в супермаркете.
Он. Взрослый, успешный, циничный (местами) человек. Из-за кассирши. Которая, объективно, сама была не рафинад.
И тем не менее…
Он лежал и прокручивал в памяти ее уставшее лицо, и ему хотелось пойти и купить ей… ну, не цветы, конечно.
Ну, может, мороженое или валерианку.

Апофеоз случился в прошлый вторник.
Он, паркуя свой внушительный немецкий механизм во дворе, занял место,
которое всегда занимал для своей старенькой «копейки» сосед-ветеран.
Дед парковался поздно, возвращаясь от дочери.
Раньше это называлось «естественный отбор» и «кто успел, тот и молодец». А тут…
Он сидел в машине минут десять. Его ломало. Он бился лбом о дорогой кожаный руль.
Он спорил сам с собой, доказывая, что имеет право, что налог уплачен,
что ветеран вообще мог бы ездить на такси.
А потом он, перегнал машину за три квартала и шел обратно под дождем, чувствуя себя идиотом.

Но это было полбеды.
Беда в том, что когда он увидел, как «копейка» кряхтя паркуется на его место, ему стало… хорошо.

Вот тут он понял, что болен.
Серьезно и, возможно, неизлечимо.
Это новое ощущение – смесь жалости, сочувствия и какой-то дурацкой эмпатии мешало жить.
Оно снижало эффективность.
Он начал уступать в переговорах, потому что вдруг видел в оппоненте не функцию,
а человека, у которого, возможно, ипотека и больная собака.
Он стал раздавать деньги.
Не то чтобы много, но… регулярно.
Милостыня, донаты в фонды, долг старому приятелю, о котором тот и сам забыл.

Его рациональный, выстроенный, успешный мир трещал по швам.
Совесть, эта разбуженная гидра, жгла его изнутри.
Это было не возвышенное страдание, как в книгах, а тупая, нудная боль.
Как, мать его, больной зуб.

И от беспробудной безнадёги, он решил пойти жаловаться.
Не в профком, конечно.
Просто, решил спросить атмосферу, или что там еще есть,
бородатого дядьку на облаке, инопланетян, чёрта лысого.
Хоть кого!
Он сел в свое дорогое кресло в своем дорогом кабинете,
налил себе дорогого виски и, глядя в ночное окно,
где отражался его собственный уставший силуэт, задал вопрос в пустоту:
– Ну и? – сказал он тихо, но отчетливо. – Кто эту хрень включил? Я не заказывал. Это ошибка. Мне мешает. Выключите.

Тишина была абсолютной.
Но в этой тишине вдруг появился ответ. Он не прозвучал.
Он возник прямо в голове, как мысль, которая не была его собственной.
Мысль была холодной, бесконечно старой и слегка ироничной.
«Жалоба принята к рассмотрению, – подумалось ему чужим голосом.
– Отдел Корреляции и Баланса.
Причина обращения: сбой в настройках? Обострение хронической эмпатии?»

Он вздрогнул, но виду не подал. Привык к жестким переговорам и крутым казусам.
– Именно, – сказал он вслух. – Перебор с состраданием. Жалость ко всем.
К собакам, старикам, конкурентам, чтоб им пусто было!
Я на грани разорения и нервного срыва. Уберите. Верните как было.
«Вернуть нельзя, – ответило Нечто без тени сочувствия. – У вас гарантийный срок на цинизм вышел.
Еще три года назад. Вам при рождении выдается базовый пакет „Эгоизм 1.0“.
Крепкая штука, надежная. Защищает от сквозняков реальности.
Позволяет есть, спать, размножаться и строить карьеру, не отвлекаясь на чепуху.
Но у него есть срок годности. А потом… потом обшивка истончается.
И начинает просачиваться».
– Что просачиваться?
«Реальность, – скучающе подумалось в его голове. – Другие люди.
Их боль. Вы раньше были как в батискафе – смотрели на мир через толстое стекло.
А теперь у вас течь. Вы „обжигаетесь“, как вы говорите. Вы просто начали чувствовать не только себя».
– И что мне с этим делать? Залатайте! Заклейте нафиг! – он стукнул кулаком по столу. – Я заплачу. Сколько?
«Этим мы не занимаемся. Мы не сантехники. Мы только фиксируем случайности.
А у вас уже не случайность, у вас закономерность.
Вы задали вопрос: „Как мне быть?“ А мы не отвечаем на такие вопросы.
Мы можем только объяснить, как работает счетчик».
– Какой счетчик?
«Вы просите объяснить добро и зло. Без догм. Хорошо. Объясню на пальцах.
Вот смотрите. Зло – это просто. Зло – это всегда „Я“. Это инстинкт. Это физика. Гравитация.
Все тянется к вам. Ваше тепло, ваше время, ваши деньги, чужая жизнь – все должно упасть к вашим ногам.
Зло – это схлопывание вселенной до размера вашего кресла.
Оно не требует усилий. Оно – состояние по умолчанию.
Просто будь, потребляй, защищайся. Это бетон. Крепко, надежно, понятно».
Человек слушал, кивая. Это он понимал.
– А добро? – спросил он.
«А добро… – в беззвучном голосе проскользнула тень усталости. – Добро – это абсурд.
Это аномалия. Это нарушение физики. Это когда ты, имея свою гравитацию, вдруг решаешь потратить энергию,
чтобы подбросить что-то чужое вверх. Это антигравитация.
Зло – это когда ты закрываешь форточку, потому что тебе дует.
Добро – это когда ты открываешь форточку, потому что другому душно, хотя тебе самому дует в спину.
Понимаете? Добро – это всегда „Другой“».
– Это неэффективно, – пробормотал человек.
«Вот! – Нечто почти обрадовалась. – Вы ухватили суть!
Это чудовищно неэффективно. Это трата ресурса. Это дыра в бюджете.
Зло – это крепкий, надежный бетонный бункер. А добро – это вода.
Она бесформенная, она ищет, куда просочиться, она бессмысленно пытается точить этот бетон.
Зло конечно. Можно украсть все деньги, убить всех врагов.
У зла есть дно. А у добра дна нет. Нельзя „достаточно“ помочь.
Это бездонная бочка».
– Так зачем оно?! – вскрикнул человек. – Если это баг системы, если это неэффективно и больно?
«А кто вам сказал, что система создана для вашей эффективности? – усмехнулось Нечто.
– Вы пришли с жалобой на то, что у вас проснулась совесть.
Вы думаете, это вас наградили или наказали? Ошибаетесь.
Вы „обжигаетесь“ не потому, что стали святым. Вы „обжигаетесь“, потому что вам пришел счет».

И тут кабинет исчез.
Он не увидел ни папок, ни гроссбухов. Нечто не оперировало бумажками. Оно просто показало.
Оно заставило его пережить…
Он увидел телефонный звонок. 2005 год. Звонила мать. Он сбросил.
Он был на важном совещании. Он собирался перезвонить. Он не перезвонил. Он забыл.
А она ждала. И вот эта неистраченная секунда ее ожидания, ее маленькая, невысказанная обида – вот она.
Она теперь сидит в нем и нестерпимо жжет.

Он увидел Кольку. Друга детства. 2011 год. Колька попросил в долг на операцию жене.
Небольшую сумму. А он… он не то, чтобы отказал.
Он просто сказал: «Сейчас туго, Колян, сам понимаешь». А через час купил себе новые часы.
Колька выкрутился. Но вот тот взгляд, которым Колька на него посмотрел… Он никуда не делся.
Он теперь смотрит изнутри.

Он увидел женщину, которую любил и бросил.
Не просто бросил – он ушел, хлопнув дверью, наговорив ей гадостей, чтобы себе было легче уходить.
Чтобы обесценить. Ее боль, ее унижение – они не растворились.
Они аккуратно легли на его счет.

Он увидел десятки, сотни мелких предательств.
Забытые родственники в провинции, которым он годами не отправлял даже открытки.
Подчиненный, которого он уволил, чтобы поставить «своего», хотя тот был ни в чем не виноват.
Человек на трассе, который просил о помощи, а он проехал мимо, боясь испачкать костюм.

Он смотрел на этот невидимый баланс своей жизни.
И это было не зло в библейском масштабе. Не убийства, не мировые катастрофы.
Это было мелкое, бытовое, эффективное зло. Обычный бетонный бункер эгоизма.

Тут, как дубиной по башке, он понял, что та жалость, которая его мучает, – это не его жалость.
Это их боль. Боль матери, боль Кольки, боль той женщины, боль стариков, боль уволенного.
Она накопилась. Она достигла критической массы. И теперь она просочилась сквозь его броню.
Она не спрашивала, удобно ли ему. Она просто пришла по адресу прописки.

«Вы понимаете? – вернулся в голову холодный голос.
– Вы так долго строили свой бункер, что не заметили, как он стал вашей тюрьмой.
А то, что вы называете „совестью“ и „состраданием“...
Это просто те, кого вы оставили снаружи, пытаются до вас докричаться.
Это не вы „обжигаетесь“. Это они пытаются согреться».

Видение пропало.
Он снова сидел в своем кресле.
Виски в бокале не колыхнулся.

«Так что, – голос стал почти скучающим, – жалобу принимать будем?
Об аннуляции совести? Запломбировать течь?»

Человек молчал. Он смотрел на свои руки.
Руки, которые так много брали и так мало давали.

Он встал.
Впервые за много лет он не чувствовал себя хозяином положения.
Он чувствовал себя… прозрачным.
И очень, очень тяжелым.
Наполненным чужой болью до краев.

– Нет, – сказал он хрипло. – Не надо. Я… я понял.

Присутствие исчезло. Мгновенно. Как выключили рубильник.
Он постоял еще немного, глядя в окно.
Моросил тот же дождь, что и во вторник.
Но теперь он казался другим. Мир не изменился.
Люди спешили, машины сигналили, жизнь шла своим чередом.
Изменился он. Ему было муторно от себя самого.
Ему было больно.
Но теперь он хотя бы знал, чья это боль.
И он знал, что выключить ее – это не просто «залатать течь».
Это означало – окончательно похоронить их всех заживо.
И себя вместе с ними.

Он дошел до машины. Достал телефон.
Пальцы, привыкшие набирать номера партнеров по бизнесу,
с трудом нашли в контактах тот, что был забит как «Мама».
Он нажал вызов.
Прошли долгие, тяжелые гудки.
Он уже начал думать, что слишком поздно, что она спит, что он ее разбудит, что это глупо…
– Алло? – раздался на том конце сонный, чуть встревоженный голос.
Он сглотнул комок в горле. Голос, который он не слышал… как же долго?
Голос той, которая так ждала его звонка в том далёком 2005-м.

– Привет, Мам…

Жалоба в отдел случайностей. Точка невозврата
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!