мой дедушка родился в 1924 году в станице под ростовом. то как они тогда голодовали он почти и не помнит - только про то, когда переехали в новороссийск, так собирали на берегу ракушки и жарили и ели. но это он скорее как юмор вспоминал, как детские приколы - вот, жарили ракушки. для меня основным свидетельством их голода стал дедушкин рост - он, фронтовик, был весом и ростом с меня (165, 50 кило весом) и нога 39 размера. дед дожил до девяноста лет, но обувь у нас была одного размера.
я бы могла списать это на генетику, но его внуки (а их 8 штук) все побольше меня выросли (и побольше него, его полный тезка, родной внук - 1,90 и под сто кило мышц, не говоря уже про остальных).
но тем не менее, этот человек остановил немцев (два ранения), форсировал северский донец, защищал сталинград, получил высшее образование, стал инженером, осваивал тюменскую нефть.
если уж говорить про социальный лифт - получил квартиру (двушку в тюмени, щас такие как она миллионы стоит, что аж у долиной в глазах темно, шучу). нам всем, восьмерым внукам и не снилась такая социальная телепортация вверх. от босоногого пацана в станице - до владельца большой квартиры в центре миллионника, с приличной пенсией.
был всегда приличным человеком. бабушку нашу любил, без дураков (а она и красивая была и умная и заботливая), поднял четверых детей, и про внуков не забывал - меня практически лично сам и поднял, когда маман задурковала и "сделала ошибку" - ну то есть в студенческом возрасте залетела от того, кто на ней не женился.
социальные лифты тогда работали только в путь! давай! не тупи! работай, соображай!
бездельников никто кормить не будет (ну то есть будут, но ты лучше работай), и жилье тебе, и комод и продуктовый паек. отличное время было. жаль, я не застала. сейчас, как не вывернись, мне только продавцом в пятерочку пойти или в другую обслугу. а жилье - если ту самую дедушкину хату кто-то и на меня поделит.