Сообщество - Свидетели Сунь Укуна

Свидетели Сунь Укуна

10 постов 5 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

7

Вступительное слово

Вступительное слово

В русскоязычном пространстве большинство тех, кто когда-либо слышал о Сунь Укуне, знают его в лучшем случае по рафинированным детским мультфильмам 1965/1985/1996 годов, в худшем - по современным фанфикам различного качества таким как "Lego: Monkey Kid" или дунхуа-сериал "Странствие на Запад" 2019 года. Однако те, кто думают, что Укун - всего лишь забавная обезьянка с завышенным ЧСВ, очень сильно заблуждаются.

Существующие экранные воплощения персонажа базируются, главным образом, на романе У Чэнъэня "Путешествие на запад" - одном из четырёх классических китайских романов. Укун в романе это взрослый во всех отношениях персонаж, который хоть и любит повеселиться от души, может быть очень серьезным, собранным, а порой и вовсе хладнокровным и беспощадным, когда того требуют обстоятельства. Персонаж, который получил свои волшебные силы отнюдь не просто так, а благодаря незаурядному уму и упорному труду. Который более чем заслужил свой титул Великого Мудреца Равного Небу.

Если копнуть чуть глубже, то образ Царя Обезьян уходит корнями в куда более древние времена, чем роман 16го века. Во времена легенд и мифов, которые формировались на территории современного Китая за многие века до нашей эры, передавались из уст в уста, записывались историками и философами и получали своё воплощение в народных театральных постановках (а ещё ранее - в различных шаманских ритуалах). Царь Обезьян тех времен далеко не всегда был похож на того Сунь Укуна, которого мы видим в романе У Чэнъэня - в глазах людей его образ варьировался от святого небожителя до кровожадного яогуая. Тем не менее, на определённом этапе он стал частью, а затем и главным героем истории о путешествии монаха Сюаньцзана в Индию за буддийскими писаниями, и, в конечном итоге, все эти вариации легенд У Чэнъэнь собрал в одну цельную историю.

Хотите узнать больше? Берите брошюрку и добро пожаловать в наш виртуальный храм. Но, входя в него, помните - Великий Мудрец всегда прав.

Показать полностью 1
4

Маленький яогуай с горы Ланлан

Полнометражный мультфильм "Маленький яогуай с горы Ланлан" (浪浪山小妖怪) вышел на китайские киноэкраны 2 августа сего года и сорвал немалую кассу. Для западного проката его название адаптировано как "Nobody". Под таким же англоязычным названием шла и короткометражка, главный герой которой и выступает центром этого полнометра.

Мультфильм не является прямым продолжением вышеупомянутой серии мультсериала, а переосмысливает приключения её героя. Здесь кабанчик не встречается с ходоками за сутрами, а только слышит о них. Но слухи эти сподвигают его устроить своё большое путешествие.

Подобно двадцатиминутному предшественнику, "Маленький яогуай" - милая и весёлая картина, при этом с, пожалуй, ещё более глубокой моралью. Лёгкий качественный юмор сочетается здесь с идеей жертвенности ради дружбы и правого дела. Мультфильм показывает, что даже ничтожный на первый взгляд персонаж может совершить пусть небольшой, но подвиг, если твёрдо следует своему пути. И хоть геройство его не будет всенародно воспеваться в веках, для кого-то оно будет очень значительно.

Сами ходоки за сутрами появляются здесь только в виде упоминаний и смутных силуэтов, зато в сюжет включены другие персонажи, известные по роману. Не обошлось и без отсылки к классическому сериалу и классическому мультфильму 60-х (тем более, что "Яогуай" создан той же самой Шанхайской студией анимационных фильмов).

Немного портит картину финальный бой, в котором, пожалуй, переборщили с сюрреализмом. Зато концовка, если смотреть внимательно, вовсе не такая грустная, как может показаться: положение, как и в короткометражке, спасает Сунь Укун.

Рисовка "Маленького яогуая" сочетает в себе традиционные и современные техники рисования, а многие задники в нём - это просто эстетический восторг. Симпатичные оборотни тоже в наличии.

Звуковое сопровождение также составлено из сочетания традиций и современности и, если уж и не приводит в восторг, то, как минимум, звучит довольно хорошо.

В общем, если хотите приятного и лёгкого (но заставляющего и задуматься) веселья в тематике "Путешествия на Запад", то этот мультик мы крайне рекомендуем!Мы предлагаем оригинал с английскими субтитрами. Но в сети уже существует кривоватый русскоязычный одиниксбэтный перевод от Anistar.

Показать полностью
9

Сколько лет Царю обезьян?

Всем, кто хотя бы поверхностно знаком с сюжетом романа «Путешествие на Запад», известно, что длительность жизни Царя обезьян измеряется столетиями. Это ясно хотя бы по одному сроку его заточения под горой - не менее пятиста лет. Но каков же его полный возраст на момент окончания книги? На этот вопрос автор не даёт однозначного ответа, однако, используя различные сроки и даты, приводимые в романе, примерно посчитать его можно.

Начнём отсчёт с единственного точного числа, указанного в третьей главе:

Но нашлась ещё одна книга, которую Сунь Укун решил проверить сам. И вот здесь он прочитал: «Душа номер 1350», а ниже: «Сунь Укун. Каменная обезьяна, порождённая небом. Продолжительность жизни – 342 года. Спокойная смерть».

Немногим позднее Нефритовый император повелевает пригласить Сунь Укуна на небесную должность бимавэня, на которой тот надолго не задерживается и вскоре возвращается к своим подданным, чьими устами автор сообщает нам примерный срок пребывания их царя на Небесах:

– Примите наши поздравления, великий царь, – говорили они. – Вы прожили на небе более десяти лет, остались, несомненно, довольны и прибыли со славой.

При этом сам Укун называет срок в полмесяца:

– Ведь я покинул вас всего каких-нибудь полмесяца назад, откуда же вы взяли, что я пробыл там более десяти лет? – удивился Сунь Укун.

Учитывая, что, как сообщается далее, день на небе равен году на земле, первый раз в Небесных чертогах Царь обезьян провёл 11-15 лет.

На земле прошло около года, прежде чем на гору Хуаго явилось Небесное войско, посланное арестовать строптивца:

На следующий день, когда у Нефритового императора происходил приём, небесный наставник подвёл к трону начальника конюшен и его помощника, а те склонились перед императором.

После грандиозного сражения, в котором небесные воины были наголову разбиты, Сунь Укуну вновь выдают должность на Небесах, звучащую на этот раз внушительно, но совершенно номинальную: уважения чванливых небожителей он так и не получил. Из-за чего происходит дальнейший разлад, и Царь обезьян опять возвращается на гору Хуаго:

– Вы провели сто с лишним лет на небе. Что делали вы там всё это время? И какое получили назначение?
– Почему сто с лишним лет! Мне кажется я пробыл там всего лишь полгода, – отвечал со смехом Сунь Укун.

Выходит, на второй небесной должности он провёл 110-180 лет.

Следом происходит вторая битва с Небесным войском, в ходе которой Великий Мудрец оказывается захвачен. Его доставляют на небеса и в попытке казнить запирают в печи Восьми триграмм, в которой он проводит 49 небесных дней, или 49 лет по земному времени:

Время быстро летело, прошло уже семь раз по семь дней, и вот наступил наконец сорок девятый день, в который должен был завершиться процесс алхимии.

Вырвавшись из огненного плена, Царь обезьян в состоянии аффекта наводит в Небесных чертогах внушительный переполох, но в итоге натыкается на Будду Татхагату и снова оказывается в неволе, на этот раз подгорной. В начале восьмой главы Татхагата заявляет:

– Не знаю, сколько времени прошло с тех пор, как я усмирил строптивую обезьяну и на небе воцарилось спокойствие. Полагаю, что по земному исчислению уже половина тысячелетия.

Пятьсот лет - это срок, который называется всегда, когда речь заходит о заключении Укуна под горой. Но таков ли он на самом деле?

В тринадцатой главе сказано:

Итак, Сюаньцзан покинул Чанъань за три дня до полнолуния девятой луны в тринадцатом году правления Чжэньгуаня.

Период правления Чжэньгуань (кит. 贞观之治) - это время правления второго императора династии Тан, Тайцзуна (Ли Шимина), исторически длившееся с 627 по 649 годы н.э. Соответственно, Сюаньцзан, согласно роману, отправился в своё путешествие в 640 году (реальный Сюаньцзан, в зависимости от источника, покинул Китай в 627 или в 629 году).

В четырнадцатой главе прежде, чем встретиться с Сунь Укуном, монах принимает помощь местного охотника, который сообщает ему:

Несколько лет назад один старик рассказывал мне, что когда Ван-ман узурпировал власть во времена Ханьской империи, небо спустило эту гору на землю, чтобы придавить ею волшебную обезьяну, которая не ест, не пьёт и не боится ни жары, ни холода.

Ван Ман (кит. 王莽) - китайский чиновник, присвоивший власть при династии Лю и основавший собственную династию Синь, единственным императором которой и стал. Правление его длилось с 9 по 23 год н.э.

Выходит, что Царь обезьян находился под горой Пяти стихий с 9-23 гг. по 640 г., т.е. от 617 до 631 года.

За следующей временной вехой мы отправимся сразу в последнюю, сотую главу:

– Долгие труды и далёкий путь! – с улыбкой воскликнул император Тайцзун. – Ныне уже двадцать седьмой год этой эры, – добавил он.

Путешествие на Запад началось в тринадцатый год периода Чжэньгуань, а закончилось в двадцать седьмой. Значит, длилось оно 14 лет (стоит заметить, что время правления Тайцзуна в книге продлено относительно исторического на пять лет, с 649 до 654 г.).

Итак, при подсчёте всех выведенных нами чисел выходит, что на момент завершения путешествия за священными писаниями и обретения статуса Всепобеждающего будды, возраст Сунь Укуна составлял от 1144 до 1232 лет.

А если продолжить привязку к историческим реалиям, как это делал автор на протяжении всего романа, то выйдет, что родился Царь обезьян в 578-490 году до н.э., т.е. во времена династии Чжоу (1045 г. до н. э. - 221 г. до н. э.).

Показать полностью 4
11

Скульптура Царя обезьян из теста

Монастырь Шуйлу

Эта скульптура Царя обезьян, выполненная из... теста* преподавателем Ланьтяньской кулинарной школы Чжэн Гэнминем и его учениками, находится на территории монастыря Шуйлу (水陆庵), расположенного в уезде Ланьтянь города Сиань провинции Шэньси.

Дополнительную известность этому месту принесла игра Black Myth: Wukong, ведь расположенные здесь масштабные скульптурные композиции на тему буддийской мифологии были использованы для создания одной из локаций игры.

*Мяньсу (面塑) - древняя китайская традиция лепки фигурок из теста. Некоторые мастера достигают таких высот в этом искусстве, что при первом взгляде сложно поверить, что эта тонкая работа ещё и съедобна

Показать полностью 10
19

Какая ещё дипломатия?

Укун предпочитает агрессивные переговоры

Мы не одобряем изображение Сунь Укуна как полного раздолбая, всё-таки в вопросах правления он был достаточно серьёзен. Но комикс смешной

Показать полностью 4
13

Семеро братьев

Автор: Лю Дунци

Художник Лю Дунци (刘冬子), известный своими мрачными работами, в том числе по "Путешествию на Запад", изобразил Сунь Укуна и шестерых его названных братьев: "Он успел побрататься с шестью злыми демонами: быком, водяным драконом, грифом, духом обезьяны, макакой, львом".

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!