История Индии. Часть 1: Хараппская цивилизация
Пока в Египте и Месопотамии первые горожане пили пиво, копали каналы и пахали землю, в Индии своим ходом шёл отдельный цивилизационный процесс.
Надо сказать, что хотя Индия и является частью Евразии, пришла она туда своим путём, сразу обозначая, что и судьба у тех, кто там поселится, будет особая. Всё началось 130 миллионов лет назад, когда вся суша Земли ещё делилась на два суперматерика - Лавразию на севере и Гондвану на юге. Случилось так, что Гондвана в это время начала дробиться, и один её кусок поплыл на север, в сторону Лавразии. По пути он оставил будущей Африке сувенир в виде Мадагаскара, и 50 миллионов лет назад доплыл до большой земли.
Само слово Гондвана - индийское: оно происходит от санскритского गोण्डवन [goṇḍavana], что переводится как "лес гондов". Гонды - это название одного из дравидских племён, которое может происходить от дравидского слова, означающего "холм".
Инерция была такой сильной, что движение продолжается до сих пор, а Гималаи, которые возникли в месте столкновения, всё ещё растут на несколько миллиметров в год. Эти же Гималаи стали довольно серьёзной границей между Евразией и Индией, не пропуская на юг холодные степные ветра, а на север - тёплый влажный воздух с Индийского океана.
Те же Гималаи мешали людям активно шастать туда-сюда. Нет, препятствие не было непроходимым - там не только Гималаи, есть и другие горы, пониже, есть и перевалы. Но всё же это было удовольствием не для всех, лазить в Индию и из Индии, заставить это сделать могла лишь острая необходимость. И если уж ты один раз перелез, вряд ли захочешь повторить путь обратно, тем более что попадая в Индию, человек попадал в весьма тёплое и комфортное место, которое покидать не хочется. В таких условиях Индия постепенно заселялась в рамках общих волн движения хомо сапиенсов по планете.
И особенности Индии позволили некоторым людям, из тех первых, точнее их потомкам, существовать до сих пор, затерянными по джунглям и близлежащим островам. Они живут глубоко в дремучих тропических лесах и называются собирательным термином "адиваси". Их языки не имеют письменности, а сами они не входят в индийскую кастовую систему, живя чуть ли не первобытным образом.
Слово आदिवासी [ādivāsī] придумали индийцы, оно означает "аборигены", и состоит из частей आदि [ādi] ("начальный, исходный") и वासी [vāsī] ("житель").
К ним относятся, например, жители Андаманских островов, в том числе те самые, с Северного Сентинельского, которые никого к себе не пускают, и которых не трогают ради сохранения их первобытности (и жизней исследователей). Райский климат и сложная логистика позволили таким вот адиваси сохраниться, практически ничего не меняя, до сих пор.
Жили себе эти адиваси и не тужили, как вдруг, примерно в VIII тыс. до н.э. здесь стали формироваться дравидские народы. Откуда, как и почему - вопрос открытый. То ли протодравиды всегда были тут, среди адиваси, и просто вдруг решили быстро развиться. То ли они пришли извне, но тогда тоже непонятно, откуда именно.
Есть разговоры о родстве дравидских языков с эламским, кто-то намекает на возможную связь с дошумерской убейдской культурой, а приверженцы ностратической гипотезы уверенно включают в неё дравидские языки. В рамках данной статьи не будем останавливаться на подробном разборе всех версий, оставим это на другой раз.
И вот, одна из первых культур на территории Индии, которую можно засчитать как движение в сторону цивилизации - культура Мехргарх (Мергар) - 7-3 тыс. до н.э. Предполагается, что она как раз и связана с первыми дравидами, и стала их первым шагом на пути к великой цивилизации.
О том, как переходили к земледелию в Месопотамии и Египте мы уже говорили подробно, так что сам процесс понятен. Здесь начали точно так же - стали намеренно сеять пшеницу, полбу, финики и ячмень, а из животных разводить овец, коз и коров зебу (вот это стало местным ноу-хау и, возможно, внесло вклад в дальнейшее почитание коров в Индии). Дома строили, как и все начинающие неолитические революционеры, из кирпича-сырца, а из металлов использовали медь.
Отсюда постепенно выковалась Хараппская цивилизация, которая достигла своего расцвета к середине III тысячелетия до нашей эры (то есть к моменту, когда в Египте строили пирамиды, а в шумерском Уруке правил Гильгамеш). По размеру, кстати, Хараппа будет превосходить и египетскую, и месопотамскую того времени, причем вместе взятых.
К сожалению, про эту цивилизацию пока нельзя рассказать так же, как про её современник - правил такой-то, воевали с такими-то, поклонялись тем-то. Потому что мы не знаем, на каком языке говорили в Хараппе, и мы не можем прочитать их надписи. Про язык, как я уже обещала, мы порассуждаем отдельно, а пока придётся говорить о самой цивилизации сугубо описательно.
Теперь люди стали обжигать кирпич - древесины хватало. Из этого обожжённого кирпича они стали строить города, причём со строгой планировкой (то, к чему, например, мы в России придём только в XVIII веке). В этих городах была проведена система водоснабжения и канализации, в каждом доме имелась своя ванная с туалетом, а в крупных городах были ещё и большие общественные бассейны (говорят, современная Индия не переняла это стремление к чистоте).
Здесь знали гончарный круг и изготовляли на нём довольно стандартизированные сосуды с богатыми росписями.
Здесь знали плуг и выращивали огромное количество культур - горох, чечевицу, кунжут, дыни, рис, сахарный тростник, здесь впервые начали выращивать хлопок.
Здесь одомашнили курицу и слона, а также разводили овец, коз, оленей, свиней, буйволов. Дома держали собак и кошек.
Здесь уже умели лечить зубы - сверлить и делать пломбы.
Здесь знали мореходство и активно торговали с Месопотамией - продавали дерево, слоновую кость, жемчуг, хлопок, покупали кожу, оливковое масло.
Здесь знали и любили азартные игры - найдено огромное количество игральных кубиков, кроме того, именно здесь возникли стандартизированные гирьки для мер и весов.
Ничего нельзя сказать про общественное устройство Хараппы, потому что, с одной стороны, здесь не найдёшь дворцов или храмов, очевидно указывающих на наличие верховных светских и духовных правителей. Нет и богатых царских захоронений. Нет следов постоянной армии, правящего класса и класса рабов. А с другой стороны, как бы вообще могла возникнуть такая огромная система - города с широкими улицами, оросительные каналы, защитные укрепления, зернохранилища, склады - если бы всё это не контролировалось кем-то? Возможно, управляла и контролировала процессы группа старейшин, но доказать или опровергнуть это на данный момент нельзя.
Дома хараппских городов, конечно, различаются по размеру, но не кардинально: обычно в них от пяти до девяти комнат, есть открытая кухня с одним или несколькими очагами и печью для изготовления хлеба, внутренний дворик и ванная. У каждого дома был свой колодец (иногда один колодец на несколько домов), а также обязательно имелась канализационная и дренажная система.
Очень много есть рассуждений о хараппской мифологии и её связях с тем, что в дальнейшем было представлено в Индии. Например, знаменитая печать с изображением божества нередко считается прототипом Шивы - во всяком случае на ней изображён человек как будто бы в позе йога.
Есть также мнение, что это не мужское божество, а женское, и печать является свидетельством культа богини-матери в Хараппе. О наличии такого культа могут свидетельствовать многочисленные женские фигурки, найденные в частных домах.
Вероятно, верили в мировое древо, во всяком случае его также изображали на печатях, а исследователи узнают в листьях фиговое дерево, которое будет священным в индуизме и под которым медитировал Будда.
Источники:
Джон Зубжицки "Краткая история Индии"
Сьюзен Бауэр "История древнего мира"
Аманда Шампри "Индия. Полная история страны"






