Недавно был с визитом в красивом городе Самаре. И, где бы я ни бывал, всегда стараюсь попасть в музеи. А в Самаре их много: и Ленина, и Алексея Толстого, и авиации, и космонавтики, и многие другие.
Но иногда современная пропаганда просто поражает.
В одном из музеев, напротив фотографий Волжской ГЭС им. В.И. Ленина (ныне Жигулевская ГЭС), милая девушка-экскурсовод начала рассказ, что, вообще-то, это не советский проект, а царский: в 1913 году проект гидроузла обсуждался на заседаниях Самарского отделения Русского технического общества и был одобрен.
На вопрос, что же помешало империи построить крупнейшую в мире ГЭС (этот титул она носила до 1960 г.), коль скоро всё было одобрено, получил уклончивый ответ: "До реализации дело не дошло".
Что ж, я изучил вопрос. Причин, как обычно, несколько.
Первая - практически все земли вдоль Волги были в частных руках, те же, что оставались в собственности государства, "не токма до сооружения гидраузла, но и для пашни непригодны". Те же земли, что специалисты выбрали для гидроузла, принадлежали графу Орлову-Давыдову.
Второе - это позиция власть имущих, хорошо выраженная в следующей депеше:
"Ведомство православного исповедания епископа Самарского и Ставропольского.
Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша.
Италия. Сорренто, провинция Неаполь.
Графу Российской империи, его Сиятельству Орлову-Давыдову.
Ваше Сиятельство, призывая на Вас Божию благодать, прошу принять мое архипастырское извещение: на Ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступным инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить Божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии.
С истинным Архипастырским уважением имею честь быть Вашего Сиятельства защитник и богомолец, Епархиальный архиерей, Преосвященный Симеон — епископ Самарский и Ставропольский. Самара, июня 9, 1913 г."
Главу Самарской епархии поддержало земское собрание: купцы, промышленники, противники «рукотворного на богом ниспосланные жигулёвские красоты». В результате решением самарской городской думы проект был отменен.
Вернулся к нему уже В.И. Ленин, который дал мандат Кржижановскому на исследования и подготовку нового проекта, соответствующего новым задачам.
Правда, предварительно Октябрьская революция смела все преграды для строительства ГЭС.
Из-за обнаружившейся неустойчивости песчаных почв проект начали реализовывать только в 30-е, он был прерван Великой Отечественной и вступила в строй в 1955 г.