Серия «Лето 2025»

17

Лето 2025 — прогулка по Северной Двине в Архангельске

Про сам пароход я написал, теперь про прогулку. Стоит она 1900 рублей за два часа. За 1000 сверху можно получить каюту на это время. Начинается прогулка от здания МРВ — Морского-Речного вокзала. Который сейчас не работает и находится на ремонте.

Пароход примерно по такому маршруту идёт. Вдоль центра, потом вдоль Соломбалы, разворачивается и обратно по тому же пути. Час туда, час обратно. Туда рассказывают о том, что находится на берегу, обратно — поют песни в музыкальном салоне.

Северная Двина напротив набережной. Активность была невысока, но имелась — теплоходы грузились потихоньку.

Кафедральный собор Михаила Архангела, построен недавно.

Квартал «европейских» новостроек на набережной.

Новый речной вокзал. От него ходят рейсовые теплоходы.

Здание дворца пионеров конца семидесятых годов. Сейчас — Дворец детского и юношеского творчества.

Театр драмы имени Ломоносова и здание проектных организаций. Справа стоит теплоход (раньше — пароход) «Коммунар», который переоборудуют в музейное судно. Занимался перевозками пассажиров по реке.

Мыс Пур-Наволок и здание гостиного двора, сейчас — краеведческий музей.

Новодельная Успенская церковь.

Обелиск Победы с вечным огнём на площади Мира.

Башня лютеранского костёла (сейчас — малый зал филармонии).

Из-за деревьев в центре выглядывает особняк Суркова, а за ним виднеются строения пивзавода.

Кузнечевский мост через реку Кузнечиха, ведёт в район Соломбала.

Устье реки Соломбалка.

Прибрежные дома.

Пристань «Соломбала» для рейсовых теплоходов.

Корабли Росатомпорта.

Какой-то старый цех, непонятно, живой или нет.

На карте тут указана войсковая часть и корабли стоят вполне военной раскраски. На земле только вот домик совсем не по-военному выглядит.

Соломбальский грузовой терминал. Вроде раньше тут был деревообрабатывающий комбинат, но он перепрофилировался под логистику. Здесь пароход разворачивается и идёт обратно.

Доки соломбальского судоремонтного завода.

Корабли-города. На переднем плане «Красноборск», красненький сзади — «Выборг», а рядом с ним выглядывает корма «Рыбинска». Так же видел как минимум две «Териберки».

Ну и снова церковь, только в другом ракурсе.

Вернулись.
МРВ, портовые ледоколы около него, собор и «шприц» здания проектных организаций вдали слева. По центру на заднем плане здания Северного морского пароходства.

В целом, я считаю, что прокатиться на пароходе стоит. пусть цена и кажется завышенной. Других пароходов у нас нет, особенно колёсных.

Вот другие колёсные корабли есть и после Архангельска я уехал в круиз по Волге именно на таком. Но это уже другая история. А эта закончилась.

Показать полностью 25
28

Лето 2025 — самый старый пароход

Пароход «Н. В. Гоголь» — одна из достопримечательностей Архангельска. Поскольку с круизом у меня не прокатило, хотелось хотя бы на этом покататься. Про покатушки чуть позже, а тут немного о самом судне. Оно двухпалубное с прогулочной палубой «на крыше».

Пароход считается самым старым действующим пассажирским судном в России. И, формально, это правда — он был построен в 1911 году в Нижнем Новгороде.

Но на деле уже после капремонта в 1940 году от изначального парохода осталась только паровая машина и котлы, а всё остальное было заменено. И капремонты он проходил не раз, каждый раз получая новую закладную доску. Так что имеем натурное исполнение парадокса «корабль Тесея», причём именно с кораблём — «если все части исходного объекта были заменены, остается ли объект тем же самым объектом?»

Но это вопрос скорее к философам. А по документам это тот же самый пароход, так что будем считать, что ему действительно сто лет с хвостиком. К сожалению, у меня не получилось поймать его на ходу, так что фото в «полный рост» не будет. И на колёса снаружи посмотреть не получилось.

Грузовые «ворота».

Коридор нижней палубы. Она больше техническая.

По центру расположено помещение с коленвалом, который передаёт усилие от машины на колёса. Судно, хоть и остаётся пароходом, работает сейчас не на угле, а на мазуте — очень многие корабли и паровозы был так переоборудованы в своё время. Особенно корабли.

Колёса прячутся по бортам за металлическими дверями. Во время работы они закрыты, но через окно можно на колесо посмотреть.

Оно вполне колесатое.

Так же на нижней палубе расположен бар. На уровень цен не смотрел, но, думаю, что лучше всё же со своим приходить.

На носу и на корме расположены салоны.

По площади они небольшие. На носу просто «салон» (подобный есть и на нижней палубе), на корме же салон зовётся «музыкальный».

Так же на пароходе есть некоторое количество кают — всё же раньше он ходил в довольно дальние рейсы — до Котласа и даже до Вологды. Сейчас, конечно, ничего подобного уже нет, но иногда бывает миникруиз в Северодвинск на пару дней — тогда каюты и пригождаются.

У меня попасть в каюту не получилось, потому фото утащил отсюда (там ещё есть). Умывальники вроде есть везде, а вот душевых в каютах нет. Впрочем, одну ночь можно и потерпеть.

По всей протяженности верхней палубы идёт галерея, на которой стоят столы и стулья.

Так что посидеть и походить есть где.

Если же хочется побегать, то к вашим услугам солнечная палуба. По центру находится рулевая рубка, но площадь для забегов достаточная.

Погода, впрочем, была ветреной и люди на палубе надолго не задерживались.

В рулевой рубке.

Если хочется посмотреть на Архангельск с воды, то совсем не обязательно делать это с парохода за 2000 рублей. Можно гораздо дешевле прокатиться на рейсовых теплоходиках, увидите то же самое, а то и побольше, если все маршруты проездите. Но тут всё же доплата идёт за антураж и прикосновение к истории. Пусть и не раз переделанной.

Конечно, было бы неплохо на пароходе прокатиться хотя бы до Северодвинска, но по времени у меня были ограничения, а длинных рейсов за лето немного. И так повезло, что был хотя бы один рейс день моего отъезда.

Фото отсюда.

Показать полностью 21
31

Лето 2025 — немножко Архангельска

На Архангельск у меня не было конкретных планов, кроме как покататься на самом старом в России пароходе. Так что по городу я ходил бесцельно и не очень далеко. Прошелся по набережной да немножко по «центральным» улицам. Так что связного рассказа не будет, только разрозненные картинки из прогулок.

Монумент на мысе Пур-Наволок и одно из строений архангельского гостиного двора («биржа с башней»). С этой точки начинался город.

Памятник Петру с пятисотрублёвки (а другая сторона была на Соловках).

«Окно в Арктику».

На набережной вообще много разных «малых скульптурных форм». Арт-объект «Экспедиция полярника Седова». Раньше тут стояла шхуна «Запад», принимавшая участие в съёмках фильма «Георгий Седов», но она сгорела в середине десятых.

Корабли у причала, большие и маленькие.

Речной вокзал и новостройки на берегу. От пристани речного вокзала отправляются теплоходы на разные острова в составе города, с них можно довольно бюджетно посмотреть на город с воды.

Здание Главпочтамта. Конструктивизм, я люблю такое. Его тут не особо много, но встречается.

Большая часть домов, впрочем, советские и российские многоэтажки. Улица Воскресенская.

Трофейный британский танк Mark V, установлен как символ победы Красной Армии над интервентами в годы Гражданской войны на севере. В прошлый мой визит он был под стеклом, сейчас же просто прикрыт тряпочкой и окружен забором — вокруг какое-то облагораживание территории.

Остатки какого-то фестиваля уличных.

Цветочное окошко.

Храм Успения Пресвятой Богородицы, новодел из нулевых.

Особняк Суркова, середина 19 века. Отреставрирован методом «разобрать и собрать заново», так что сколько в нём оригинальных материалов осталось — неизвестно.

Меж домов выглядывает кирха Святой Екатерины, сейчас малый зал филармонии

Памятник Соловецким юнгам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Панорама Архангельска. Где-то сталинки, где-то советские многоэтажки, где-то идёт строительство. Город строится, хотя численность населения всё равно снижается.

Проспект Чумбарова-Лучинского — «Чумбаровка». Пешеходная улица, на которую свозились интересные деревянные дома. В конце виднеется шприц Здание проектных организаций, самое высокое здание в городе, а может и в области.

Михаило-Архангельский собор на набережной. Достроили наконец-то хотя бы снаружи. С другой стороны, в красно-кирпичном исполнении он мне был симпатичней.

Прибрежный двор и настенная роспись.

МРВ — морской-речной вокзал. По назначение давно не используется, сейчас на реконструкции. Здание речного вокзала построено новое отдельно, а морского пассажирского сообщения тут сегодня нет. Редкий речной круизник только заглядывает.

Деревянные жилые дома в городе ещё встречаются, но около центра их осталось немного, расселяются и сносятся потихоньку.

По набережной стоят фигурки из серии «Кудесники — хранители Севера». Этот — «трескоед». На заднем плане виден разводной совмещённый (авто/ЖД) мост через Северную Двину.

Пароход «Н.В. Гоголь» на фоне того же моста. Самое старое пассажирское судно в России из тех, что на ходу — построен в 1911 году.
Но про него будет отдельно.

Показать полностью 23
57

Лето 2025 — полёт в Архангельск

На Соловках я провёл четыре ночи и три полных дня, съездил на три экскурсии — Кузова, кругосветку в нескольких частях и Секирную гору с окрестностями и просто погулял по посёлку. Поездка была спонтанная, но получилась неплохо, на мой взгляд. Посмотрел пропущенные вещи, кое-что увидел новыми глазами да и просто отдохнул от суматохи. Атмосфера на островах располагает к покою. Но всему приходит конец.

После Соловков мне хотелось заглянуть в Архангельск, ибо это была бы разворотная точка в круизе. Плюс я давно там не был, плюс дальше мне надо было ехать в Ярославль, плюс мне подвернулся билет на самолёт в удобную дату… В общем, решил лететь в Архангельск самолётом. Аэропорт на острове небольшой, но важный — полгода это единственная связь с материком. В основном сюда летают Л-410 из Архангельска, но изредка и из других мест рейсы бывают. Очень изредка. Основное здание аэропорта сейчас в ремонте, так что аэровокзалом работает небольшой сарайчик (хотя он не особо-то и меньше штатного здания).

Регистрация на рейс начинается только после того, как самолёт вылетит из Архангельска. По понятным причинам проверки на входе нет, но вот в чистую зону проход всё же через рамку со сканером. Но тут эта проверка выглядит как формальность. Ну сгрузил я всё колюще-режущее в багаж, пропустил его через сканер. А дальше я сам беру свой багаж и несу до самолёта — и доступ к его содержимому у меня свободный. К перевесу тоже отношение снисходительное — на пару килограмм внимания не обратили. Впрочем, он и стоит копейки какие-то — рублей по 100 за килограмм.

«Чистая зона». Из удобств только портативный туалет в кладовке.

Но к самолёту доставка всё же автобусом.

Самолёт — Л-410 «Турболёт». Мы приехали и минут десять ждали, пока выгрузятся прилетевшие пассажиры — у них было много багажа, большая часть — какие-то стройматериалы для офиса сбербанка (радиаторы отопления, провода, лампы и т.п.).

Рассадка внутри была свободная. Я сел на южной стороне в надежде посмотреть на монастырь сверху и сглупил. Посёлок всё равно видно не было, а в пути все самые интересные виды оказались с северной стороны.
В салоне очень сильно воняло топливом, запах пропал уже где-то после взлёта.
Инструктаж по технике безопасности был самый короткий, из тех, что я видел — «Пристегнулись? Пакетики надо? Полетели.»

Виды из окна были не то, чтобы совсем плохие — но с другой стороны они были бы интересней.
Ремонтируемый — а на деле фактически строящийся заново аэровокзал.

Здание тюрьмы в паре километров от посёлка. Оно было построено в 1938 году, уже в конце существования лагеря и так и не увидело арестантов. Какое-то время использовалась военными, сейчас не используется, но рядом расположена пара турбаз, в одной из которых я жил во время прошлого визита.

А дальше уже видны только леса, болота и озёра. Озеро Малое Каменное. По другой стороне же осталась Долгая губа, Муксалма и Анзер.

Море показывать не буду, вода она и есть вода. А это уже материк. Правый берег Онежской губы Белого моря.

Само море с другого борта. Мне же опять пришлось любоваться на леса и озёра. Это Нижнезолотицкое, скорее всего.

Самолёт летел довольно низко, ниже облаков. Потому земля была очень хорошо разборчива. Квадраты вырубок.

Какое-то крупное болото.

Залив Унская губа.

Деревня Солза около устья одноименной реки. Подлетаем к Северодвинску.

Мы пролетели практически посреди города, но большая часть Северодвинска оказалась с другой стороны, а со своей стороны я увидел только краешек — Морской проспект и проспект Победы (от кругового перекрёстка влево).

А это уже Архангельск. Он был достаточно далеко, чтобы я смог его сфотографировать через иллюминаторы левого борта, когда их никто не перекрывал. Протоки Северной Двины и район Соломбала на горизонте.

А это уже практически центр. Справа виднеется гостиный двор с куполом, в середине, если приглядеться чуть левее и ниже труб, видна колокольня Храма Успения Пресвятой Богородицы.

Прилетели. Аэропорт Васьково — региональные авиалии. Л-410, АН-2 и вертолёты. Межгород летает из аэропорта Талаги. Он с другой стороны города находится.

Около аэропорта стоит несколько вертолётов-памятников и не было ни одного такси. Время ожидания предлагалось в 40 минут, цена поездки примерно 1200. Зато сразу приехал автобус и за 80 рублей довёз меня до МРВ в Архангельске. А там уже и такси за 150 рублей довезло до гостиницы.

Показать полностью 21
34

Лето 2025 — Соловки, Секирная гора

Секирная гора — обычно первая из «обязательных» экскурсий на Соловках после монастыря. Я на ней был в своё время без экскурсии, так что решил посетить снова, уже с гидом. Ну и дополнительно ещё две-три точки посетить.

Гора находится примерно в 10 километрах от посёлка. И дорога до туда вполне пристойная по местным меркам. Грунтовка, но ровная и обслуживаемая.

Так что сюда вполне нормально проезжают «большие» автобусы. У меня группа, впрочем, была маленькая — три человека плюс гид с водителем, так что мы ехали на буханке. Это стоянка у начала подъёма на гору.

Подъём там довольно пологий по спирали, потому проблем никто не испытывал.

Первое строение на подъёме — валунная баня. Была построена на этом месте из-за того, что рядом получилось вырыть колодец.

Наверху находится деревянный келейный корпус, из-за которого виднеется купол церкви Вознесения Господня, совмещённой с маяком. Церковь построена примерно в 1860 году и маяком задумывалась сразу.

Наверху около церкви есть смотровая площадка.

А вот сектор обзора с этой площадки ограничен, несмотря на то, что это самое высокое место на острове. Можно смотреть только на северо-восток — на озеро Долгое, а в остальные стороны мешают смотреть деревья.

Вниз к дороге можно спуститься по прямой лестнице. Исторически она тут была почти с основания скита, но это — современная реплика, причём недавняя. Предыдущая сгнила к середине десятых. Ходит байка, что поднявшимся по лестнице отпускаются грехи, но это так не работает. Зато как наказание её использовали — провинившиеся должны были два ведра воды принести снизу.

Внутри церкви. В годы лагеря тут располагался штрафной изолятор. Люди должны были молча и неподвижно сидеть на лавках в практически не отапливаемом помещении.

Примерно посреди подъёма находится спуск к кладбищу узников соловецкого лагеря.

У начала спуска стоит поклонный крест красного цвета, в память новомучеников соловецких. Новомученики — это не все, погибшие на Соловках, а священнослужители, которые находились там в заключении. Не все из них погибли на Соловках, некоторые пережили лагерь и успели ещё лет 20-30 после него по другим тюрьмам и ссылкам помотаться.

Кладбище тут символическое. Потому что никто не знает, сколько людей было на самом деле расстреляно и захоронено. А раскопки были заморожены практически в самом начале.

Во время раскопок были найдены и перезахоронены тела 70 человек. Могилы более-менее пристойно оформили, кресты периодически подновляют, но больше тут не копают. На вопрос «почему», гид сказал, что музей добро не даёт.

Уехав с Секирной горы мы приехали к Савватиевскому скиту. Тут было одно из первых монашеских поселений на острове, Савватий и Герман Соловецкие жили здесь шесть лет после прибытия на остров в 1429 году. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери бьыла построена в 1860 году, келейный корпус — в 1890-х. Во времена лагеря тут по началу размещались политические заключенные, но они хотели много свобод и боролись за это. Потому в 1825 году их отправили в другие тюрьмы. Во время войны здесь располагались учебные классы и администрация соловецкой школы юнг, жили офицеры и преподаватели.
Сейчас скит закрыт для посетителей, но принимает «безбородых трудников» на лето.

Сами же юнги жили в нескольких километрах от школы, в землянках в лесу. Пирамидка отмечает тропинку к этому месту. Хотя гид сказал, что это творчество водителей, которым делать нечего и в ожидании группы укладывают новые камни.

От самих землянок осталось немного, только земляные валы, заросшие лесом. Да и не были они тем, что обычно представляется при слове «землянка».

Они были больше похожи на деревянные дома, присыпанные по краям землёй. Школа просуществовала относительно недолго, успела сделать только три выпуска, причём последний уже фактически после войны. Землянки же строили первые ученики этой школы, выпуск 1942 года.

После войны где-то выжившие выпускники школы начали каждые несколько лет собираться на острове. Пока их было относительно много, это оформлялось как праздник — с лодочными гонками и т.п. Последняя же встреча была вроде как в 2022 году и её (по словам гида) провели в виде пикника на берегу озера Утинка, что находится около бывших землянок. «Юнг» на встрече было несколько человек, ибо даже самым молодым уже за 90.

Последняя точка — дамба Красного озера. Была построена в 18 веке, чтобы перенаправить сток озера в сторону Святого озера (и монастыря).

Большое Красное озеро — бывшее Белое — самое крупное озеро на острове. Возникло на месте нескольких озёр после строительства дамбы. И вода из него по каналам ещё через несколько озёр приходит в Святое озеро

По пути тут ещё был Исаакиевский скит (пустынь), он он закрыт со времени ковида. И, если в Савватьево можно было хотя бы у церкви постоять, то тут разве что у забора огородного можно было встать.

Сразу после экскурсии мне по первости она показалась не особо хорошо продуманной. Но, сев и подумав, я решил, что и скит и землянки юнг — это хорошее дополнение к истории островов. Скит связан с Секирной горой по «религиозной части», а землянки со скитом — по «юнговой». Это показывает, как одна точка на острове может быть многослойной с исторической точки зрения. И как одно место переходит в другое, а затем в третье… И вот после этой экскурсии музей юнг в посёлке смотрится совсем иначе, чем если зайти в него без подготовки.
Ну а дамба так, просто по пути была — если всё равно проезжали мимо, то почему бы и не рассказать о ней было?

Показать полностью 21
24

Лето 2025 — Соловки, острова Кузова

Кузова — это архипелаг между Кемью (Рабочеостровском) и Соловками. Ландшафты там резко отличаются от окружающих островов, потому место среди туристов популярное. Официальных экскурсий от музея, впрочем, нет — только частники на небольших катерах.

Архипелаг расположен чуть ближе к материку, чем к Соловкам.

Внутри катера. До острова он доходит примерно за 40 минут.

По пути проходим мимо острова Большой Топ с маяком. У меня на него попасть не получилось из-за сильного волнения, но в день поездки на Кузова море было спокойней. Если присмотреться, то слева на острове видна группа туристов.

Приехали на остров Немецкий Кузов. Из 16 островов архипелага к посещению разрешены два или три, но туристы большей частью на Немецкий ездят. У причала была какая-то избушка, но после высадки гид нас сразу погнал в лес со словами «на обратном пути рассмотрите».

Экскурсия состоит из прогулки по берегу…

и подъёма на гору… На фото крутость склона передать сложно, но подъём не особо лёгкий. Впрочем, и не то чтобы вообще неподъёмный. Места, где можно остановиться и отдышаться, имеются. И группа вас подождёт.

Сама прогулка недлинная, если в километрах.

После подъёма просто прогуливаемся по вершине, смотрим в разные стороны и слушаем рассказы гида. Вид в сторону Соловков (на горизонте).

Немецкий кузов отличается от Русского тем, что тут заметно меньше растительности, потому можно спокойно гулять почти по всей верхушке горы.

На верхушке камни, мох, кустарники.

Гид рассказывает про то, почему этот камень тут оказался сам, а не поставлен людьми.

А такие пирамидки поставлены людьми, причём туристами. Аборигены ничем подобным не занимались.

Вид в сторону материка (и Кеми).

Вдали остров Русский Кузов. Он на несколько метров выше, но заметно более лесистый. Потому подниматься на верхушку сложнее и виды оттуда менее интересные. Кораблик внизу привёз туристов в палаточный лагерь — сюда можно приехать на несколько суток. Воду только с собой взять обязательно надо, ибо родников на островах нет.

Вдали опять Русский Кузов, а ближе к нам — оконечность Немецкого. Сами Кузова названы так, скорее всего, от слова «ель» на саамских языках («куз», «кууси» и т.п.) Название же конкретных островов объясняются в легендах, не особо правдоподобных. «Немецкий», по слухам, так назван из-за того, что тут видели шведов.

Травка зеленеет

Вороньи острова. Когда-то были двумя отдельными, но относительно недавно между ними появилась перемычка.

Самая высокая точка острова, отмечена бетонной пирамидкой — 118 метров. Мне казалось, что место правее чуть выше, чем то, где стоит пирамидка, но кто я, чтобы спорить со специалистами?

Спускаемся.

Когда спустились — пошел дождь. Потому старались не сильно задерживаться.

Линия прилива.

Отлив. И капли дождя на объективе.

Лило прилично, потому погулять по берегу и заглянуть в избушку желания не было. Катер нас уже ждал у причала, потому сразу поднялись на борт.

Дождь, впрочем, так и остался на островах.

Кузова я считаю местом к посещению обязательным, если время позволяет. Всё же ландшафты довольно заметно отличаются от того, что на Соловках обычно видишь. Ну и вообще, сверху посмотреть на мир всегда приятно.

Показать полностью 25
15

Лето 2025 — Соловки, киты и тюлени

Ещё из мелких достопримечательностей на Соловках — это острова Топы с маяком и лежбищем тюленей и Белужий мыс с белухами. У меня оба пункта были в одной экскурсии (кругосветка) и оба вышли не особо удачными. На остров помешала высадиться погода (было сильное волнение), а к белухам мы не подходили близко, бинокль же и телеобъектив я забыл дома.

Маяк на одном из Топов. К нему можно высаживаться. На острове живут чайки и, время от времени, валяется одинокий тюлень, которого прогнали с основного лежбища на втором острове. Маяк автоматизированный, потому людей на острове постоянно нет, только пару раз в год меняют батарейки.

Красное — Топы, желтое — белухи.

Одинокий тюлень (морской заец) у маяка. Высадиться мы не смогли, потому любовались на него издали.

А он любовался на нас. Пока мы дрейфовали невдалеке, он только менял позы и подозрительно на нас посматривал. Но стоило завести двигатель, как заец сразу занырнул — они больше по слуху ориентируются.

А на Малом Топе высадки нет, но тюленей на нём лежит заметно больше. Если поедете — берите с собой бинокль или длинный объектив для фотоаппарата. У меня объектив был хороший, но короткий. Впрочем, на тюленей его более-менее хватило.

А вот с белухами получилось заметно хуже. Вообще, ещё по Териберке было ясно, что киты сильно от удачи зависят. В данном случае киты-то были, но вот точка наблюдения была далеко не самая удачная выбрана. «В последнем ряду».

Белухи приходят к берегу с приливом, резвятся там с детёнышами до отлива и уходят. Если ты вдали и без хорошей оптики, то видишь только белые спинки.

Раз на раз не приходится. Всё зависит от погоды, времени прихода, капитана катера и т.п. Некоторые не стоят на якоре, а пытаются на лодке по течению мимо стаи сплавится, к примеру. Мы же именно что на якоре стояли.

По Топам и белухам могу сказать, что экскурсии потенциально могут быть интересными, но всё очень сильно зависит от погоды и гида. Брать их в комплексе не советую, берите в конкретную точку. Тогда более гибко можно будет выбрать время и погоду и спокойно перенести на другой раз. Комплексную же разбивать не будут и просто привезут вас в точку для галочки. На белух, кстати, ещё с берега смотреть можно. Но там тропинка не самая простая. Ну и ещё раз повторюсь — хорошая оптика обязательна. Если бы у меня с собой она была, то даже «с задних рядов» я бы увидел заметно больше.

Показать полностью 8
16

Лето 2025 — Соловки, остров Большой Заяцкий

Большой Заяцкий — самый посещаемый из островов архипелага (после Большого Соловецкого, само собой). Сюда экскурсии ежедневны и многочисленны. Но посетить всё равно стоит, на мой взгляд. Пусть лабиринты и неказисты, они всё же довольно стары. Ну и церквушка, которая ещё Петра помнит (Андреевский скит).

Мы приплыли на остров довольно удачно — как раз оттуда отплывали две больших группы. И мы гуляли в полном одиночестве, никто под ногами не мешался.

Внутри церкви. Изначально она была построена в 1691 как часовня, а в 1702 по приказу Петра 1 была перестроена в церковь. Во времена лагеря тут располагался женский изолятор.

Остров в основном покрыт мхом и валунами.

Мох считается памятником природы, потому ходить предлагается по деревянным мосткам.

Говорят, что на острове находится 13 лабиринтов, но туристам показывают только три. Гид говорил, что только эти сохранились, а от остальных немного осталось. Возраст лабиринтов около двух тысяч лет, гипотез о происхождении много, но мне наиболее разумной кажется ритуальная. Потому что «ловушки для рыбы» или «ориентиры для моряков» слишком уж за уши притянуты. Рыбы не настолько тупые, чтобы в таких лабиринтах заблудиться, а морякам их с воды всё равно не видно.

Так же рядом с лабиринтами довольно много небольших каменных курганов. Под некоторыми пусто, под некоторыми находили остатки тюленьих костей.

До посёлка отсюда относительно недалеко, потому во времена давние в бухте между островами был небольшой порт для перевалки грузов. Тут их сгружали с морских кораблей, а потом на местных лодках перевозили к монастырю.

Спуск к берегу.

Так называемая «каменная розетка». Зачем сделали — тоже никто не в курсе, но основная гипотеза — солнечные часы. Раньше по краям кусочки кварца лежали. Но, похоже, их растащили на сувениры.

Так розетка выглядела 15 лет назад.

Церковь на острове действующая, но постоянного священника при ней нет. Раз в неделю приезжает с острова и проводит обряды. В домике живёт местный служитель, туристов внутрь не пускают.

Как выше написал, посетить стоит. Если выбирать между Муксалмой и Заяцким — тут «историчнее».

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!