Серия «Фасадная керамика и мороз»

1007
ВПитере
Серия Фасадная керамика и мороз

Было - стало. Социалистическая 14

Сегодня день реставратора, поэтому расскажу об еще одном проекте нашей мастерской для Санкт-Петербурга.
Построенное в 1906 году красивое модерновое здание типографии Б.В. Березина совсем чуть-чуть не дотянуло до столетнего юбилея. 26 августа 2004 года перекрытия и часть фасада обрушились:

Для ЛЛ, как обычно, сразу результат наших трудов:

А тем, кто к уважаемой лиге не принадлежит, покажу чуть больше.
Красота, созданная архитектором Борисом Ионовичем Гиршовичем от обрушения изрядно пострадала. Изначально было вот так:

Юбилейный 2006 год здание встретило в лесах. Начался бурный процесс реконструкции и восстановления былой красоты.
Наш прекрасный во всех отношениях творческий коллектив "Полиформ-Р" был приглашен к участию в этом проекте. Помимо возведения стен и перекрытий нужно было восстанавливать и керамическую отделку фасада, чем с удовольствием и занялись наши спецы. Ибо кто, если не Полиформ? "Р" в нашем названии означает как раз реставрацию.
Без лишней скромности скажу, справились отлично:

Снизу не очень видно, но плитка там довольно интересная:

Вот худрук проекта Александр Васильевич Олейник примеряет изготовленный образец к оригинальной плитке:

Кабанчик на откосах тоже нужно было сделать. Сделали и его:

Я регулярно осматриваю все, что было сделано нашей мастерской. С 2006 года прошло уже 19 лет, а наша плитка все так же прекрасна. Ни мороз, ни дождь, ни снег ей не страшны.

В общем, друзья, сегодня за реставраторов! 🥂 Потому что праздник )
Если хотите посмотреть на этот дом в панорамах или своими глазами, то вам сюда.

Для самых дотошных и любознательных скромная и незаметная ссылка на мой тг и вк.
Переходить и подписываться необязательно. Только если вам интересно про керамику всякое.

Показать полностью 13
5455

Большая Морская 35. Было-стало

Жило-было керамическое панно Рериха на фасаде дома Страхового общества Россия., но на нем не хватало несколько изразцов. Точнее сказать, несколько изразцов на нем сохранилось, а остальные унесло течением времени:

Для ЛЛ сразу покажу итог наших трудов, ибо уважаю высокие стандарты этой уважаемой лиги. Без лишних слов, стало так:

Ну а всем интересующимся подробностями, немедленно предъявлю подробности. Ибо пятница - самый подходящий день для этого.
Во-первых, как так вышло, что все изразцы унесло каким-то там течением времени?
Вот все, что осталось от большинства оригинальных изразцов:

— Что это вообще такое? - спросите вы.
— А это румпы от изразцов торчат из цементного раствора, - отвечу вам я.

— Ну, началось... Какие еще румпы? - в легком нетерпении спросите вы.

— Известно какие, - отвечу я, - от изразцов.
— Мы поняли, что не от Ила-76! - начнете впадать в ярость вы. — Что такое эта ваша "румпа"? Почему "У", а не "А"? Причем тут рампа вообще?
— Рампа, как вы верно заметили, тут вообще ни при чем. Но раз вы спросили, я с удовольствием поделюсь с вами своим недавним открытием возможного происхождения керамического термина "румпа".
Тут вы поймете, что сопротивление бесполезно и я расскажу вам про эту свою "румпу" все, что знаю в любом случае.

Итак, румпа, это задняя часть изразца. Коробчатый выступ, который выполняет роль ребра жесткости на этапе сушки и обжига изразца, а при монтаже нужен для надежного сцепления с кладочным раствором. Имеет отверстия для продевания арматуры или проволоки.

Что за слово такое странное было непонятно, пока один толковый пикабушник, знающий норвежский язык, не подсказал мне, как переводится это слово с языка потомков викингов:

Тут, конечно, все стало на свои места. Румпа - это действительно задница изразца.

— С румпой все ясно, а лицевая часть изразцов куда делась? - я даже не сомневаюсь что вы спросите именно об этом.
— А лицевую часть действительно смыло. Течением..
— Времени, - закатив глаза к небу на вдохе произнесете вы, теряя терпение.
— Воды! - отвечу вам я.

Дело в том, что у этой кровли только две водосточные трубы, если присмотритесь. Слева дома и справа, а между ними внушительный водоотвод. И вот этот самый водоотвод начал протекать, сливая воду с крыши не в водосточные трубы, а прямо по изразцам. Изразцы этого страшно не любят. Особенно сильно они не любят, когда вода скапливается в черепке или за черепком, а потом замерзает и в следствие этого расширяется в объеме. В этом случае изразец, весело щелкнув на прощанье, может отправить свою лицевую часть на голову прохожим.
Вот тут мы как раз и видим результаты подобного веселья.
Кое-что местами сохранилось. Но очень мало:

Автограф Николая Рериха:

А когда-то было так:

В общем, консервировать и расчищать было особо нечего. По большей части требовалась реконструкция. Чем увлеченно и занялись специалисты нашей мастерской.
Для начала обмеряли и зафиксировали все, что сохранилось, а затем по имеющимся в распоряжении документам восстановили внешний вид утрат. Все сохранившиеся изразцы можно увидеть на средней части проекта:

Наши реставраторы не стали повторять ошибки прошлого и делать изразцы из глины. Еще со времен работы над восстановлением купола и порталов Соборной мечети Санкт-Петербурга утверждена методика применения фарфоровой массы для этих задач. Строительный фарфор воду не впитывает и всю фасадную керамику в северных широтах следует делать именно из него.

Поэтому изразцы были слеплены из фарфора, высушены, а затем отгравированы:

Затем гравированный контур был заполнен глазурью. Александр Соколов завис над изразцами как раз за этим занятием:

А после этого, тщательно подобранными по сохранившимся фрагментам и самостоятельно изготовленными глазурями,

было расписано все остальное:

После чего незамедлительно обожжено в адском пламени с температурой 1270 градусов по шкале Цельсия.

После обжига изразцы были смонтированы на положенное им место фасада.
Самое важное в этом процессе - тщательно заполнять раствором все пустоты за изразцом. Ну и не установить изразец вверх тормашками, конечно. Или боком. Всякое бывает, поэтому бдительно следить нужно за всем процессом от начала до конца.

Автор цветового решения проекта Александр Васильев любуется видами:

Виды с лесов открываются неплохие:

"Шляпа" на скульптуре:


Вот и дошли до верха. Можно снимать леса и наслаждаться видом!

Любимому городу на радость )
Худрук проекта Александр Васильевич Олейник.
Работа была выполнена в 2008 году и с тех пор мы за ней пристально следим.
Прошло уже 17 лет и никаких проблем не обнаружилось. Это хорошо )

Показать полностью 25
7793
ВПитере
Серия Фасадная керамика и мороз

Удельная. Было-стало

Станция метро Удельная в Санкт-Петербурге сегодня открылась для пассажиров после капитального ремонта. Поскольку надоконное пространство павильона было отделано керамической плиткой, мы не колеблясь приняли участие в её воссоздании.

Еще совсем недавно керамическая отделка выглядела совсем печально:

Образцы, которые нам дали для изучения сначала нас удивили своей пестрой фактурой:

Но оказалось, что это обычная краска. Общий массив керамики пришел к такому удручающему виду к 2025 году, что его неоднократно красили для обеспечения более-менее опрятного вида.

После удаления всех слоёв краски мы увидели глазурь:

Чтобы максимально точно воспроизвести историческую плитку, мы сначала зашлифовали образец до черепка. Отсканировали полученное сечение профиля плитки, и разделили на зоны глазурного слоя и черепка.

Для создания модели плитки используется только зона черепка. На скане хорошо видно, что расстояние между гребнями плитки не одинаковы. В частности, расстояние между вершинами первого, второго и третьего гребня составляет 31 мм. Между четвертым, пятым и шестым гребнем так же по 31 мм. А вот между третьим и четвертым гребнем 35 мм. Таким образом, рельеф зрительно делится на две группы по три гребня. Это не случайное явление, такое деление присутствовало на всех исследованных образцах. На первый взгляд разница незначительна, но она создает заметный ритм рельефа, который был бережно сохранен в точности таким, каким его задумали авторы исторических образцов.
Модель и рабочая форма создавались с учетом изменения габаритов готового изделия в процессе сушки и обжига. В технологии керамики этот процесс называют усадкой. Первый этап усадки происходит во время сушки, в процессе которой изделие уменьшается на 6%. Второй этап усадки происходит на завершающей стадии обжига, в диапазоне от 1180 до 1270 градусов Цельсия. При этой температуре фарфор проходит стадию остекловывания, во время которой спекается до стеклообразного состояния и полностью теряет пористость. Изделие на этой стадии обжига уменьшается еще на 7%. Этот вид усадки называют огневым. В сумме уменьшение фарфорового изделия, изготовленного методом пластичного прессования составляет 13%. Именно благодаря фазе остекловывания фарфор приобретает морозоустойчивость и долговечность, т.к. по своим свойствам начинает напоминать скорее стекло, чем глину. Вода не может впитаться в правильно обожженый фарфор, а следовательно не может замерзнуть внутри него зимой и вызвать разрушение или расслоение черепка из-за увеличения своего объема при замерзании.
Плитка нашей работы получилась такой:

Сроки, отведенные на выполнение работ, как обычно, были установлены крайне сжатые. Поэтому времени на раскачку не было совсем и работа шла стахановскими темпами.

Но мы справились ) Теперь в любимом городе появился еще одно здание с нашей керамикой на фасаде, а я начал отсчет нового наблюдения за тем, как она будет себя чувствовать на длинной дистанции. Аще жив буду, покажу вам как она будет выглядеть через 5, 10 и 20 лет )
Ну и вы присоединяйтесь к наблюдению.

Было:

Стало:

Строительные работы вели не мы. Мы занимаемся только изготовлением и реставрацией керамики.
Отдельное спасибо за участие в проекте ребятам из "Поттери солюшн".

Ссыль на телеграмм не дам, сами справитесь с поиском, если захотите. Я в вас даже не сомневаюсь. И донатов просить не стану по той же причине )

Показать полностью 10
131
ВПитере
Серия Фасадная керамика и мороз

Типография Маркса

У нас возникла долгая пауза в экскурсии по Питеру. Надо исправляться. Хватит уже топтаться у Измайловского моста, пора пройтись по Измайловскому проспекту к дому №29.
Довженко в автобиографии честно пишет, что знать не знал кто такой Маркс и думал, что это книгоиздатель:

Сейчас наоборот, большинство удивилось бы существованию Маркса - издателя.
В общем, требуется внесение ясности.
"Я всегда держался такого правила: вместо того, чтобы издать 2000 экземпляров книги по 15 рублей, я издавал 5 тысяч по 7. И редко ошибался в расчете. Если бы даже мое пятнадцатирублевое издание разошлось с успехом, я более был бы счастлив, распространив ту же книгу в двойном количестве экземпляров, но по цене вдвое более дешевой", - говорил Маркс.
Короче, понимал гражданин толк в бизнесе. Только это был не Карл, а Адольф Федорович Маркс. Книгоиздатель.

Как только заканчивался 50-летний срок со дня смерти какого-то классика, ловкий Маркс тут же издавал полное собрание его сочинений. Почему именно 50 лет ждал? Потому что срок охраны авторских прав 50 лет, и по истечении этого срока не нужно платить роялти наследникам. Он же издавал журнал "Нива", в котором печатались все топовые блогеры писатели того времени от Льва Толстого до Максима Горького со всеми остановками.
Журнал имел сквозную нумерацию страниц. В первом номере года первая страница, в последнем 1200-я, и предусматривал сшивание годовой подписки в единый том. Обложку для подшивки предоставляла типография. Мало того, приятным бонусом для подписчиков были бесплатные собрания сочинений! Каждый год. Например, в 1891 году давали Лермонтова (как раз стукнуло 50 лет со дня кончины Михал Юрича), в 1894 -- Достоевского. Права на Достоевского, правда, пришлось выкупать у наследников аж за 75 000 рублей, да еще и с обязательным условием издать полное собрание сочинений в качестве того самого бесплатного приложения к подписке на Ниву.
Маркс выкупил. И издал. Вот такая реклама была:

Помимо собрания сочинений каждый год, к Ниве прилагались приложение "Парижские моды" с выкройками (12 номеров в год), модные постеры олеографии.. Короче, вот тут все написано прямо на обложке:

Нива
иллюстрированный журнал литературы
политики и современной жизни.
Выходит еженедельно, номера в три листа с 6-10 рисунками и ежемесячным даровым приложением 12 книг сборника "Парижских мод" (от 30 до 40 модных рисунков), листа чертежей выкроек (от 22 до 30 рисунков) разных рисунков рукодельных работ (от 20 до 40 рисунков).

И цена.
Без доставки по Питеру подписка стоила 5 рублей в год.
52 выпуска + собрание сочинений и прочие финки НКВД.
Без подписки данный номер можно было приобрести за 15 копеек.

К 1904 году "Нива" набрала 275 000 подписчиков.

Дела шли настолько хорошо, что в 1898 году Маркс приступил к постройке новой типографии по адресу: Измайловский проспект, дом 29.

Проект гражданского инженера Н.В. Дмитриева:

Архивная фотография 1916 года:

Но, к сожалению, скоропостижно скончался в 1904 году в возрасте 66 лет. Похоронен на кл. Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. Согласно завещанию, жена покойного, Лидия Филипповна Маркс основала в 1907 г. акционерное общество «Маркс товарищество издательского и печатного дела». В начале 1916 г. АО было перекуплено И. Д. Сытиным.
Выпускало в основном переводную худ. литературу и книги по литературоведению. В ноябре 1919 практически перестало существовать, а в 1922 преобразовано в издательство «А. Ф. Маркс», которое просуществовало до конца 1924 г.

Вы люди опытные и понимаете, что вольная историческая справка окончена и сейчас начнется что-то про керамику. Иначе, с чего бы я вдруг вспомнил про Маркса?
И вы, разумеется, правы. Вообще, хочется отдельно отметить, какие вы замечательные подписчики. Лучшие из лучших. Даже лучше, чем у Маркса были, хоть вас и не 275 тыщ, конечно. Ценю вас безмерно всех вместе и каждого в отдельности.

Ну так вот, керамики на фасаде типографии Маркса преизрядное количество. И мы ее, конечно же бережно и нежно отреставрировали в 2014 году.

К 2012 году здание было в таком состоянии. Как видите, балконы исчезли совсем:

Балконные элементы были отделаны керамическими изразцами.
Остальная керамика дожила до 2012 года вполне неплохо:

Хуже всего пришлось мрамору. Он буквально рассыпался в руках, словно песок:

Нас позвали на этот объект не сразу, поэтому я не знаю чем и как строители мыли фасад вместе с керамикой. Но с этим ничего не поделаешь, приходится работать с тем, что имеется на момент нашего выхода.
Новые фотографии сделаны в 2022 году, спустя 8 лет после проведения реставрации.
Всю сохранившуюся керамику специалисты нашей мастерской бережно расчистили, укрепили и отреставрировали утраты.

А для балконов изготовили новую керамическую отделку. Тумбы, перила и основание балконов - это как раз она. Балясины и кронштейны делали не мы, они не керамические.

Довольно неожиданным для нас было решение заменить мрамор на керамику. В обсуждении этого решения мы не принимали участия, но в один прекрасный день нам задали вопрос: "Можете ли вы сделать керамические вставки вместо мраморных?"
Тут вопрос для реставратора сложный. Как правильно поступить? Был-то мрамор. Но он настолько плохо пережил столетие, что сохранить его не представлялось возможным. Значит нужно в любом случае проводить полную замену и будет какой-то новодел. Можно сделать снова мраморный. Но мрамор очень пористый материал и плохо переносит наш климат. Состояние, в котором находился старый мрамор очень красноречиво показывало во что превратится и новый.
Примерно такая же дилемма была во время реставрации купола соборной мечети. Он был не мраморный, конечно, но из очень пористой керамики. И к началу 90-х годов на нем буквально не осталось живого места, все осыпалось и разрушилось. Тогда было принято решение изготовить полностью новый купол из фарфора. Тот, что вы видите теперь - фарфоровый. Создан тоже нами, я об этом расскажу когда дойдем до мечети. А пока вернемся к Марксу.
- Так можете ли вы изготовить "мраморную" керамику? - снова спросили нас.
- Можем, аще КГИОП благословит.
И изготовили:

Следим внимательно в первую очередь за своими работами ) Прошло 11 лет. Керамика чувствует себя прекрасно. По балконным тумбам течет городская грязь, создавая серые разводы от швов, но тут уж ничего не поделаешь, приходится смириться.
Было:

Стало:

Худрук проекта А.В. Олейник.

Своими глазами посмотреть можно вот тут.
Подписывайтесь на мою пикабушечку, если вам интересно читать про керамику. Если вы дочитали до этой строчки, могу предположить, что было интересно. Мою пикабушечку можно смело читать год за годом вглубь веков и всегда будет интересно.
Ну и на ТГ с ВК тоже подписывайтесь )
А если возникнет желание задонатить хоть 100 рублей - не стесняйтесь, засылайте. Я как Маркс ) Готов за очень скромную подписку давать самый годный контент. Парижских мод у меня нет, но памятную питерскую табличку регулярным платным подписчикам готов дарить. Те, кто надонатит за год, скажем, на 5000 (416 рублей в месяц или 104 рубля в неделю) гарантированно получат от меня табличку на выбор.
Да что я рассказываю. Вы ж знаете, что я и бесплатно даю только лучшее своим лучшим подписчикам. Всем чмоке

Показать полностью 21
365
ВПитере
Серия Фасадная керамика и мороз

Что такое хорошо

Тэк. Пришло время показать хорошее. Редко, но встречается и такое в нашем деле )
Сегодня посмотрим как должна работать архитектурная керамика на примере черепицы, которой покрыта часовня, стоящая на берегу Невы. Построена в 1996 году, а впервые я сфотографировал её в 2009-м:

Фотоаппаратик у меня тогда был не очень, но все видно:

Нет смысла показывать фоточки других годов. Сразу смотрим сегодняшние:

И-де-аль-но! Я не знаю кто эту черепицу изготовил, но выражаю ему глубочайшее уважение. Единственная утрата — пропало несколько коньковых черепичек:

И... всё!
29 лет прошло. Именно так и должна работать архитектурная керамика. Если узнаю кто это сделал, с большим удовольствием напишу его имя тут аршинными буквами.
Отдельно хочу заметить, что черепицу Воскресенских ворот у Красной площади изготовили тоже в 1996 году, но другие люди. Почувствуйте разницу, что называется.

Почему там все осыпалось и развалилось а тут нет? Потому что тут черепицу сделали из правильной массы. Либо это фарфор, либо каменная масса. Эти материалы спекаются до нулевой пористости, абсолютно не впитывают воду, и потому безразличны к морозу.

Часовня во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", своими глазами ее можно посмотреть тут.

Мои ТГ и ВК для тех, кому интересно про керамику всякое

Показать полностью 5
368

Удивительная хрень - 2

По случаю окончания зимы предлагаю вашему вниманию новый эпизод в моем сериале "Керамика и мороз". Тут мы снова увидим что происходит на морозе с пористой глазурованной керамикой из которой на этот раз сделали не только черепицу, но и фасадные изразцы.

Дело происходит в Москве, по адресу Серпуховский вал, дом 16/25, и главным трагическим персонажем будет несчастный старообрядческий храм.
Кратко его судьбу можно описать тремя картинками.
Таким его задумал архитектор:

Таким его внезапно сделали в 2014 году:

Таким он стал к 2025 году:

Я некоторое время жил неподалеку от этого храма и наблюдаю за ним с 1998 года. Тогда в нем был бар и выглядел он намного лучше:

Классическая такая московская краснокирпичная архитектура.

В 2013 году его внезапно закрыли лесами и в 2014 нашим изумлённым взорам открылось вот такое шапито:

Я даже глазам не поверил сначала. Как можно было сморозить такую отсебятину на архитектурном памятнике? Полез изучать вопрос, и оказалось, что этот храм никакой не памятник. По документам, естественно. Ну, мало ли что в 1912 году построен архитектором Н.Г. Мартьяновым. Не памятник. Делайте что хотите.
Ну, вот и сделали.

Было:

Стало:

Было:

Стало:

На реактивной тяге воспламенившегося от возмущения афедрона я был готов взлететь выше крыш. Я тогда писал в ЖЖ и подробно разобрал всю эту затею по винтикам с точки зрения реставрации архитектуры. Кто любит подобные лонгриды, заходите почитать вот сюда. Заодно узнаете печальную историю этого храма, который кабаком быть перестал, но до сих пор храмом так и не стал.

Разумеется, я стал наблюдать и за этими изразцами. Подчеркну красным: как и за любыми другими изразцами, которые попались мне на глаза. В том числе и за теми, которые я сделал сам. В прошлый раз подробно это разобрал вот тут: Юра Осинин и мороз. Есть и на моей совести мрачное пятно, если вы вдруг не знали.

Уже к 2018 году стало ясно, что судьба их плачевна, т.к. многие из них к этому времени покрылись трещинами:

Нижняя часть ограды вокруг храма была отделана неким подобием керамического кабанчика, и начинала потихоньку в некоторых местах отслаиваться и разрушаться:

В самых уязвимых местах, на гранях и углах.

Ну а к 2025 году ограды из кабанчика уже не было совсем. Как-то я упустил момент и не увидел что же с ней в итоге произошло:

Судя по Яндекс-панорамам, "кабанчик" в 2022 еще был:

А в 2023 уже исчез:

Купола в 2025 выглядят так:

Словом, нехорошо выглядят:

С изразцов отваливаются крупные пласты материала:

Разрушаются и арлекинские пилястры:

Все осыпается и грустно лежит на земле:

Черепица держится чуть лучше, но только пока не присмотришься повнимательнее:

Хотя, если зрение не очень хорошее, то издалека можно и не заметить ничего:

Кто же это так наворотил, спросите вы? Хотя, может и не спросите. Но я все равно скажу, так как этот несчастный во всех смыслах храм мне особенно жаль. Он до сих пор ничей и не используется как храм. Вообще. А работали над этими изразцами те же керамисты, которые создали черепицу музея Суворова из поста "Удивительная хрень"

Причины разрушений я даже писать второй раз не стану. Они абсолютно те же, т.к. законы физики и в Питере и в Москве работают одинаково.
После поста про музей Суворова авторы со мной связались и пояснили что я ничего не понимаю в "физике разрушения" и что на самом деле черепица рассыпается из-за строителей. Они положили не ту мембрану под черепицу, они не сделали достаточно большие продухи под черепицей и вообще мансарда под черепицей -- "горячая". Вот поэтому черепица и рассыпается, а вовсе не потому, что она воду впитывает и испарить не может. Я спросил измеряли ли они водопоглощение своих изделий и ответом на свой вопрос получил другой вопрос: "А ты измерял?"
Ну, что делать. Пришлось вернуться к музею Суворова, взять там пару черепиц с земли, благо что они падают в руки всех желающих, и замерить водопоглощение согласно требованиям ГОСТа. И оно далеко не нулевое. Но об этом в другой раз. Сюда картинки уже не влезают.

Одно безусловно радует: лет через 10 вся эта сияющая чепуха окончательно опадет и мы снова увидим этот храм таким, каким он и должен быть по замыслу архитектора.

Показать полностью 24
186

Юра Осинин и мороз

Меня частенько спрашивают о том, не хочу ли я в серии постов "Керамика и мороз" уже рассказать и о какой-нибудь своей жуткой ошибке? "Что ты тут всех направо и налево критикуешь? Разваливается ли на морозе что-то из сделанного тобой, гражданин Осинин? А?! Признавайся, гад!" - примерно в таких бесцеремонных выражениях голоса в моей голове формулируют вопросы.

Ну, а кто я такой, чтоб этим голосам перечить? Если такой вопрос по каким-то причинам не возникает в голове керамиста, значит быть беде. В моей, к счастью, до сих пор этот вопрос возникает и поэтому я фотографирую свою керамику точно так же регулярно, как и чужую. И должен вам признаться, не такой уж я прекрасный, как вы думали. Есть один факап и на моей совести. Всего один? Ну да, один. Может есть и еще, но пока не обнаружил, хотя слежу бдительно.

Сейчас расскажу вам обо всех своих фасадных работах в хронологическом порядке, чтобы вы тоже при желании могли подключиться к наблюдению. Не на слово же мне верить, правильно? Наверняка кто-то живет поблизости от увиденного и может указать на несоответствие заявленному.
Лично я фотографирую всегда, как только оказываюсь рядом со своими работами. Не потому что я так люблю любоваться их фотографиями, а потому что не вооруженным глазом трудно разглядеть детали. А фотку можно увеличить и сразу все становится видно.


Самая давняя лично мной сделанная работа в области архитектурной керамики - надвратные иконы Соловецкого монастыря. Соловки, если вдруг кто не знает, расположены в Белом море. До Полярного круга рукой подать. Климат довольно суров. Там пытались устанавливать расписные иконы, резные деревянные иконы, иконы из песка полудрагоценных камней и все они приходили в плачевное состояние за один-два сезона. В 2004 году я установил там рельефные фарфоровые иконы. В прошлом году им стукнуло 20 лет.

Все показывать смысла нет, но с ними все в порядке. Если интересно, там можно погулять в яндекс-панорамах (ссылка на карту). Живут в целости и сохранности, хотя я слышал о планах заменить их на мозаичные:

Соловецкие иконы - это моя дипломная работа. Я учился на кафедре художественной керамики в СПбГХПА (которую гораздо лучше узнают по старому доброму прозвищу "Муха"). Окончив это замечательное учебное заведение на пару с женой, мы, опять таки на пару, организовали собственную керамическую мастерскую и дальше все делали уже сообща.
После Соловков нас позвали разработать изразцовый декор для храма Архангела Михаила в Михайловской слободе (ссылка на карту). С 2008 года мы сделали довольно много архитектурной керамики для этого места. Исключительно из фарфора:

Этим изразцам уже 17 лет. Ни утрат, ни повреждений. Осматриваю с пристрастием. Вот фото 2020 года:

В этом году снова поеду на осмотр и фотофиксацию.

В 2009 году мы изготовили фарфоровую черепицу для кровли Спасской часовни:

В 2020 году я проинспектировал и её:

Цела )

В 2012 году мы в составе творческой группы воссоздали утраченную икону на фасаде Феодоровского храма в Санкт-Петербурге:

Высота иконы 7 метров. Смотреть своими глазами тут. Ну или на яндекс-панорамах смотрите.

Ей уже 13 лет. Ни утрат, ни повреждений.

В 2013 году мы создали фарфоровые изразцы для клубного дома МонШер в Москве на Большой Якиманке 15 (ссылка на карту):

И с ними тоже до сих пор все хорошо. Им в этом году стукнет 12 лет.


В 2014 году мы создали фарфоровые панно на тему перелета экипажей Чкалова и Громова через Северный полюс. Тут не получится дать вам адрес для изучения, тк дом частный:

Но я и за ними посматриваю. Все хорошо.

Еще в 2014 году мы создали фарфоровые изразцы для частного дома.
Сорян, тут ссылки на карту тоже не будет, ибо и этот дом частный:

Особенно нравится мне наблюдать за этими подступенками. Все-таки лестница. Всякое может быть. Тут и вода и лед, и лопата дворника, и кованный сапог входящего гостя могут натворить дел. Но нет. И тут все ок.

В 2015 году мы создали фарфоровые изразцы для еще одной маленькой часовни. Смотреть тут.

С которыми тоже до сих пор полный порядок.

А вот в 2015 году я дал сбой и сделал из глины табличку для Таракановского моста.

Её уже не существует в природе, потому что в 2018 году ее демонтировали для опытов, о чем я расскажу чуть ниже.


В 2017 году мы еще изготовили фарфоровые изразцы на Покровскую часовню. Все там же, в Михайловской слободе:

И с ними тоже до сих пор полный порядок.

За 3 года с табличкой на Таракановском мосту ничего не случилось и в 2018 году я сделал таблички для 11 питерских мостов. Тоже из глины. Почему я решил, что раз с Таракановской за 3 года ничего не случилось, значит и остальными все хорошо будет? Потому что я не рассчитывал на то, что они в принципе надолго задержатся на своих местах. Трёх лет мне было вполне достаточно, т.к. это была акция по привлечению внимания к проблеме. Если помните, в то время старых табличек на мостах почти не осталось и вместо них стали вешать что-то странное, типа такого:

Я делал свои таблички для не для того, чтобы все мосты ими снабдить, а чтобы вернулись старые добрые металлические эмалевые таблички. Которые и должны быть на мостах:

Но оказалось, что никто не делает больше эмалевые таблички. Их делали на фабрике эмалированной посуды, которая располагалась на Васильевском острове. Помните кадр из Собачьего сердца, когда Шариков приезжает ловить кошек и забегает в какую-то дверь? Вот это дверь той самой фабрики. И её больше не существует в природе.
Ну и вот, внимание к проблеме я привлек, немигающее око государства в лице Мостотреста меня заметило и с доводами моими согласилось, а... дальше-то что? Кто это все теперь сделает?


Вот мне и предложили, раз я такой умный тут выискался, сделать таблички не только на 11 мостов, а и на все остальные тоже. Оказалось, что мою первую табличку 2015 года (ту самую, с Таракановского моста о которой писал выше) демонтировали, провели над ней испытания и она показала себя полностью пригодной к применению в качестве таблички для моста. То есть никаких признаков вымораживания на ней не нашли те, кто, в общем-то был настроен максимально скептически по отношению ко мне.

Оказалось поздно что-то возражать и объяснять, что, мол, раз так, то лучше бы фарфор использовать а не глину. Я и так выглядел в глазах заказчика, как пройдоха, добившийся своего не самым честным путём откровенного скандала. Кто поверит, чего я там хотел на самом деле? А фарфор, ведь, дороже глины. И что теперь? "Ты хочешь нам еще и фарфор навязать что ли? Давай уже прекращай выделываться. Табличку с Таракановского моста проверили. С ней все ок, так что делаем из глины."

Ну и сделали мы все таблички из глины, а я стал ждать когда же они себя проявят, потому что никаких иллюзий на этот счет не питал. Год ждал, два, три. А они все живут да живут. Глазурь покрылась сеточкой тонких трещин (керамисты называют их "цек"). А в остальном все ок. Кто-то даже наоборот любит такое, потому что выглядит "старинно". Изредка кое-где происходит отскок глазури и мы меняем табличку на новую. А уж новые делаем только из фарфора. Потому что "я же говорил фарфоровые надо ставить" и теперь мне уже верят )

Причем я готов бесплатно заменить разрушившиеся глиняные на фарфоровые, но заказчик великодушно отказывается.

Интересно, что не происходит расслаивания черепка и каких-то фатальных разрушений. Чаще всего происходит вот такой отскок глазури:

Но и этого достаточно для того, чтобы я немедленно изготовил замену.


Смотрю я на все это и голоса в моей голове говорят: "Какое счастье, что ты не сделал ни одного фасада из пористой керамики. Табличку-то поменять легко. А что бы ты делал, если бы такие проблемы начались на каком-нибудь доме?" И легкий мороз пробегает по спине от одной мысли о таком. Действительно, ведь, счастье.

Если вы дочитали до этого места, значит вам про керамику всякое читать интересно, а значит можно предложить вам ссылки на мой ВК и ТГ, где я как раз про керамику всякое и пишу. Ну и на пикабушечку подписывайтесь. Я баяностроением, кармадрочерством, перепостами тупых мемоперепостов с реферальными ссылками на маркеты не страдаю и публикую только авторскую олдовую качественную интересную годноту из своей реальной жизни. Устали от бессмысленной ленты? Сформируйте ее себе сами.
Если вдруг возникнет желание задонатить - буду благодарен. Вкладываю в свои посты труд, а за труд деньги не стыдно получать.
Спасибо!


За фоточку таблички спасибо prostislav1 Я в тех краях редко бываю и не скоро заметил бы. Все, кто заметит что-то подобное, могут смело присылать фотографии мне в телегу @YuraOsinin или на почту polyform-r@ya.ru и мы немедленно изготовим замену, а вас наградим каким-нибудь керамическим ништяком нашей работы за бдительность.

Показать полностью 24
248

Матильда, кирпич и мороз

Продолжить серию "Мороз и солнце керамика" я хочу оградой особняка Кшесинской в Санкт-Петербурге.
Внимательно читавшие предыдущие посты, уже могут считать себя опытными экспертами в области архитектурной керамики и сами прокомментируют увиденное.

Кажется, что это осталось со времен, когда матросы буржуев к стенке ставили на каждом шагу. Вон и следы от пуль.

Но нет. Это все та же бессердечная физика замерзания воды развлекается.

Конторы, которая вела этот проект не стало сразу по завершении проекта. Такое случается. Какие-то ноунейм ребята, которые решили "а чотакова? Шо мы, кирпич глазурованный сделать не сможем?" Ну и вот. Сделали.

Как обычно в таких случаях, мы видим предательски недожженную светложгущуюся шамотированную глину. Как можно было додуматься делать из нее кабанчик понять невозможно.
Кабанчик - это очень распространенный в 19 и начале 20 веках отделочный вид кирпича, чаще всего формата 120х65мм. Изготавливался он методом экструдирования и имел два продольных отверстия:

За сходство со свиным пятачком его и назвали кабанчиком. Кирпичик глазуровался с четырех сторон и каменщик раскалывал его надвое для отделки плоскостей стены по линии оси отверстий. Так же из него можно было выкроить и угловой элемент. Короче, удобная практичная штука.
Главным свойством глазурованного отделочного кирпича должна быть его полнейшая гидрофобность. Потому что как только внутрь попадет вода, начнется энтропия и уныние. Вода будет замерзать, увеличиваться в объеме и рвать кирпич на части, что и происходит на стенах ограды особняка Кшесинской.
Мы, кстати, на этом особняке тоже немного поработали в 2005 году. Изготовили синие фризы на дымоходах. Фото 2015 года. 10 лет, полет нормальный. Ниже сохранившийся старый кабанчик. Вот так он должен работать и выглядеть по задумке изобретателей:

- Чёт мелковатая фотка! Поди не хочешь поближе-то показать?
- Хочу:

На соседнем тоже порядок:

Худрук проекта по воссозданию фризов - мой учитель, Александр Васильевич Олейник. Светлая ему память. Он не оставил ни одного повода усомниться в его профессиональных компетенциях в области реставрации и воссоздания архитектурной керамики, хотя сделал за свою жизнь столько, сколько и представить себе сложно. И был невероятно скромен, чем часто беззастенчиво пользовались другие, менее скромные.
Я планирую внести в этот вопрос некоторую ясность и постепенно покажу все, что было сделано в Санкт-Петербурге и других городах, весях и степях специалистами нашей мастерской.

Ссыль на мой ТГ и ВК для тех, кому интересно про керамику всякое. На пикабушню мою тоже подписывайтесь не раздумывая. Я тут только интересное выкладываю

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!