Книга пророка Иоиля
Составители еврейского канона Ветхого Завета увидели сходство между второй частью Книги пророка Иоиля, в которой повествуется о "Божьем суде" на чужими народами (и, соответственно, избавлении "избранного народа" от его кар) и первой частью Книги пророка Амоса с подобным содержанием. Многие церковные толкователи (преимущественно в католической традиции) полагали также. Некоторые библеисты считают, что Книга пророка Амоса является продолжением Книги Иоиля. Однако современные исследователи Библии склоняются к мнению, что Книга Иоиля была составлена в IV - III вв. до н.э., т.е. в начале эллинистической истории Иудеи, во времена Александра Македонского и Птолемеев, под властью которых в то время находились иудеи. В ней упомянуты такие религиозные и культовые традиции, как публичное покаяние и пост, которые вошли в ритуал в послевавилонский период истории древних евреев. Кроме того, в книге четко проявляются мессианские настроения и апокалипсические мотивы, характерные для древних евреев после их возвращения из вавилонского плена.
В центра учения пророка Иоиля мысль о скором "суде Божьем", наступлении "дня Яхве". "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Яхве, ибо он близок" (Иоиль 2:1). Иоиль считал, что "Божьего суда" не избежит ни один народ, в том числе, и "избранный народ". Чтобы избежать наказания в "день Яхве", как считал Иоиль, все должны публично покаяться (и стар, и млад, и женщины, и мужчины и даже младенцы). Священники должны облачиться во вретища (одежды кающихся), стенать и плакать, молиться по ночам. И когда страна (т.е. Иудея) будет охвачена любовью к Яхве, он смилостивится и простит свой народ, вознаградив его за все прежние страдания. "И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница... И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Яхве бога вашего, который дивное содеял с вами" (Иоиль 2:25-26).
Как и в предсказаниях других ветхозаветных пророков, в Книге Иоиля наступлению "Божьего суда" будут предшествовать глобальные катаклизмы: "И покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Яхве, великий и страшный" (Иоиль 2:30-31). Затем, как пророчествовал Иоиль, Яхве соберет все народы (в том числе, и "избранный") в долине Иосафата, чтобы свершить над ними суд. Иосафат означает "Яхве судит" (это также имя одного из иудейских царей, согласно Книгам Царств, правившего в IX в. до н.э., в эпоху разделенных царств Израиля и Иудеи, прославившегося благочестием и приверженностью к вере в Яхве). В более поздние времена место "Божьего суда" в Палестине отождествляли с долиной Кедрон, расположенной между Иерусалимским нагорьем и Гефсиманским садом. После "Божьего суда" наступят райские времена для иудеев, как считал Иоиль: "И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою" (Иоиль 3:18).
После наступления новых времен, как считал Иоиль, "дух Божий" снизойдет на людей, и они смогут пророчествовать и радоваться видениям. Во времена раннего христианства многие верующие полагали, согласно Деяниям апостолов (2:14-20), что святой дух снизойдет на апостолов после второго пришествия Иисуса Христа, и они начнут пророчествовать на разных языках.
Телеграм-канале История и современность
ВКонтакте
https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)
Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл
Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе





