Серия «Библия. История древних евреев и ранних христиан»

6

Книга пророка Иоиля

Составители еврейского канона Ветхого Завета увидели сходство между второй частью Книги пророка Иоиля, в которой повествуется о "Божьем суде" на чужими народами (и, соответственно, избавлении "избранного народа" от его кар) и первой частью Книги пророка Амоса с подобным содержанием. Многие церковные толкователи (преимущественно в католической традиции) полагали также. Некоторые библеисты считают, что Книга пророка Амоса является продолжением Книги Иоиля. Однако современные исследователи Библии склоняются к мнению, что Книга Иоиля была составлена в IV - III вв. до н.э., т.е. в начале эллинистической истории Иудеи, во времена Александра Македонского и Птолемеев, под властью которых в то время находились иудеи. В ней упомянуты такие религиозные и культовые традиции, как публичное покаяние и пост, которые вошли в ритуал в послевавилонский период истории древних евреев. Кроме того, в книге четко проявляются мессианские настроения и апокалипсические мотивы, характерные для древних евреев после их возвращения из вавилонского плена.

В центра учения пророка Иоиля мысль о скором "суде Божьем", наступлении "дня Яхве". "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Яхве, ибо он близок" (Иоиль 2:1). Иоиль считал, что "Божьего суда" не избежит ни один народ, в том числе, и "избранный народ". Чтобы избежать наказания в "день Яхве", как считал Иоиль, все должны публично покаяться (и стар, и млад, и женщины, и мужчины и даже младенцы). Священники должны облачиться во вретища (одежды кающихся), стенать и плакать, молиться по ночам. И когда страна (т.е. Иудея) будет охвачена любовью к Яхве, он смилостивится и простит свой народ, вознаградив его за все прежние страдания. "И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница... И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Яхве бога вашего, который дивное содеял с вами" (Иоиль 2:25-26).

Как и в предсказаниях других ветхозаветных пророков, в Книге Иоиля наступлению "Божьего суда" будут предшествовать глобальные катаклизмы: "И покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Яхве, великий и страшный" (Иоиль 2:30-31). Затем, как пророчествовал Иоиль, Яхве соберет все народы (в том числе, и "избранный") в долине Иосафата, чтобы свершить над ними суд. Иосафат означает "Яхве судит" (это также имя одного из иудейских царей, согласно Книгам Царств, правившего в IX в. до н.э., в эпоху разделенных царств Израиля и Иудеи, прославившегося благочестием и приверженностью к вере в Яхве). В более поздние времена место "Божьего суда" в Палестине отождествляли с долиной Кедрон, расположенной между Иерусалимским нагорьем и Гефсиманским садом. После "Божьего суда" наступят райские времена для иудеев, как считал Иоиль: "И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою" (Иоиль 3:18).

После наступления новых времен, как считал Иоиль, "дух Божий" снизойдет на людей, и они смогут пророчествовать и радоваться видениям. Во времена раннего христианства многие верующие полагали, согласно Деяниям апостолов (2:14-20), что святой дух снизойдет на апостолов после второго пришествия Иисуса Христа, и они начнут пророчествовать на разных языках.

Телеграм-канале История и современность

https://t.me/ilyahistory

ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Показать полностью
2

Книга пророка Захарии

Пророк Захария, современник пророка Аггея, жил уже в послевавилонской Иудее. Его деятельность началась во второй год правления персидского царя Дария I (520 - 486 гг. до н.э.) (т.е. в 520 г. до н.э.). Захария происходил из священнической семьи и принимал активное участие в строительстве Второго храма в Иерусалиме (храма Зоровавеля). После восстановления храма, как верил Захария, "избранный народ" заживет счастливой жизнью, и к нему придет мессия, который освободит его от чужеземного владычества. В дошедшей до настоящего времени ветхозаветной книге, названной именем пророка, как считают многие библеисты, лишь первая часть принадлежит авторству самого Захарии (или Протозахарии) (главы 1-8). Вторая часть Книги Захарии (главы 9-14) является собранием различных пророчеств, сделанных в разные времена истории иудеев, и соединенных и переработанных во времена Птолемеев, Селевкидов и Маккавеев, т.е. в эллинистическую эпоху (в III - II вв. до н.э.). В библеистике эти главы приписываются Второзахарии.

В Книге Захарии учение пророка изложено в форме его апокалипсических видений. В них присутствовали все необходимы атрибуты Апокалипсиса: четыре всадника возвещают о падении зла и греха и возвышении праведников, четыре сломанных рога предсказывают уничтожение всех врагов "избранного народа", появление "мужа с землемерной вервью" предвещает восстановление Иерусалима, золотой светильник с двумя маслинами подчеркивают восстановление царской власти и соединение ее с властью первосвященника в царстве мессии, летящий свиток символизирует искоренение греха в грядущем царстве мессии.

Основателем счастливого царства мессии в счастливом будущем, как считал Захария, станет царь, которого с ликованием встретит Иерусалим. Он победит силы и зла и греха и воцарится по всей земле, т.е. пророк полагал, что мессия придет не только для "избранного народа", но и для остального человечества. "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и конец в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и он возвестит мир народам, и владычество его будет от моря до моря и от реки до концов земли" (Зах. 9:9-10).

Среди иудеев в послевавилонский период усилились мессианские настроения (своего апогея они достигли в конце "ветхозаветной" и начале "новозаветной" истории древних евреев), и это пророчество многие из них толковали в том смысле, что мессия освободит их от чужеземного владычества и обеспечит их власть над другими народами. Ранние христиане, используя это же пророчество Захарии, утверждали, что мессия, которого они отождествляли с Иисусом Христом, призывает "избранный народ" к завоеванию других народов только в духовном смысле. Данное толкование пророчества Захарии о приходе мессии сохранилось в христианском церковном вероучении (у разных конфессий) до настоящего времени.

Захария Серповидец. Миниатюра из минологии византийского императора Василия II, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Захария Серповидец. Миниатюра из минологии византийского императора Василия II, 985 г. Ватиканская библиотека, Рим

Усилившиеся во времена персидского владычества, а затем при Птолемеях, Селевкидах и Маккавеях (Хасмонеях) мессианские настроения приводили иудеев к мысли, что во многих стихах и главах Книги Захарии содержались мессианские пророчества (это было характерно как для первой, так и для второй, более поздней, частей книги пророка). Так, например, выражение "единородный сын", согласно этим толкованиям, относится к мессии, значит, он должен происходить из дома Давида. Происхождение мессии из дома Давида обосновывается его грядущим въездом в Иерусалим на ослице (во времена царей Саула и Давида белая ослица у древних евреев считалась символом царской власти, поскольку считалась символом исключительного положения ее обладателей, которыми в основном были судьи, старейшины и цари, хотя и пророки в Ветхом Завете часто упоминались передвигающимися с места на место на осле или ослице).

В стихе Книги Захарии, в котором говорится о повышении платы пророку до тридцати сребреников, ранние христиане увидели пророчество о том, что самый величайший пророк Иисус Христос будет продан за тридцать сребреников (Зах. 11:11-12). Таким образом, составители евангельской биографии Иисуса Христа именно в предсказаниях пророка Захарии увидели прообраз будущего мессии.

Страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Страница на Одноклассниках (ссылки на лекции на канале)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

UPD:

*Дарий I правил в ахеменидской Персии с 522 по 486 гг. до н.э., второй год его правления - 520 г. до н.э.

Показать полностью 1
5

Книга пророка Малахии

на обложке видео: русская икона пророка Малахии XVIII в.

О личности пророка Малахии библеистам практически ничего неизвестно. Многие исследователи и толкователи Священного Писания считают, что Малахия - это не имя, а указание на какого-то проповедника веры в Яхве в Палестине. Св. Иероним, составитель в IV в. латинского перевода Библии (Вульгаты), полагал, что настоящим автором Книги Малахии был Ездра. Однако некоторые исследователи Библии считают, что Малахия был подлинным историческим персонажем и автором одноименной книги пророка в Ветхом Завете.

Время и место создания Книги Малахии можно установить довольно точно из ее содержания. В его тексте говорится, что Малахия собирался отправиться в Иерусалим, когда храм Яхве в послевавилонские времена был уже восстановлен и в нем приносились предписанные законами Моисея жертвы и проводились богослужения. Однако было и немало трудностей, связанных с тем, что, по мнению Малахии, священники часто не выполняли своих обязанностей, а простой народ не придерживался законов Моисея. Особенно часто нарушался запрет "избранному народу" вступать в браки с чужеземцами. Все эти сведения указывают на то, что Книга Малахии была создана в 450 г. до н.э., во времена религиозно-политических реформ Ездры и Неемии.

Основными темами Книги пророка Малахии являются проблемы религиозного культа, жертвоприношениям, исполнению законов Моисея, тем самым она находится в ряду книг пророков, написанных в послевавилонский период и способствовавших формированию религиозного культа иудаизма. Как считал Малахия, величайший грех священников заключается в том, что они неверно учат простых людей закону, не выполняют предписаний о жертвоприношениях: "Вы приносите на жертвенник мой нечистый хлеб, а говорите: "чем мы бесславим тебя?" - Тем, что говорите: "трапеза Яхве не стоит уважения". И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это?" (Мал. 1:7-8).

Малахия в своих пророчествах также говорил о "дне Яхве", о "последних временах" и о пришествии мессии. Об этом говорили и другие пророки как до, так и после вавилонского пленения. Однако Малахия считал, что перед "последними временами" должны вернуться на землю два "великих человека", чтобы возвестить миру и "избранному народу" о скором приходе мессии. Одним из них, как считал Малахия, должен стать пророк Илия, вознесенный на небо, согласно Ветхому Завету, на огненной колеснице по воле Яхве. "Вот, я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Яхве, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал. 4:5-6).

Другим "великим человеком", который должен возвестить о конце мира, как считал Малахия, должен стать ветхозаветный праотец Енох, также вознесенный на небо по воле Яхве. Эти два "великих человека" прошедших времен должны вернуться на землю не только для того, чтобы снова умереть (универсальный закон смерти распространяется и на них), но и для того, чтобы возвестить о дне Яхве и приходе мессии. В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, содержится указание на то, что дух пророка Илии воплотился в личности Иоанна Крестителя (Мф. 17:10-13).

Показать полностью
4

Книга пророка Ионы

Более ранние библеисты в XIX - начале XX вв. считали Иону пророком, действовавшим в северном царстве древних евреев, Израиле, во времена царя Иеровоама II (783-743 гг. до н.э.). В настоящее время эта версия создания Книги пророка Ионы пересмотрена, и теперь исследователи полагают, что она возникла в послевавилонской Иудее в период 400-200 гг. до н.э. и принадлежала неизвестному автору.

После возвращения из вавилонского плена не все иудеи разделяли точку зрения священников и "учителей закона" (раввинов) о распространении милости Яхве только на "избранный народ" (евреев), а на чужие народы, из-за их "греховной жизни" и поклонения другим богам, "милость Божья" не снисходит. Главный герой Книги Ионы (т.е. пророк, именем которого она и названа в Ветхом Завете) считал возмутительной точку зрения, что жители "греховной" Ниневии, став на праведный путь, заслужили часть милости Яхве.

История пророка Ионы. Миниатюра Парижской псалтыри. X в.

История пророка Ионы. Миниатюра Парижской псалтыри. X в.

Согласно Книге Ионы, Яхве приказал пророку идти в "языческий" и "греховный" город Ниневию, чтобы пробудить в его жителях раскаяние и стремление к праведной жизни. Однако Иона не захотел выполнить "Божью волю" и сел на корабль, но чтобы не плыть в Ниневию, а скрыться от "лица Яхве". В открытом море поднялась сильная буря, и корабль чуть не разбился. Моряки (по-видимому, чужеземцы) стали молиться своему богу о спасении, а Иона спустился вниз и крепко заснул. Здесь его нашел капитан, разбудил и заставил молиться богу, чтобы спастись от бури.

Затем, чтобы узнать, по чьей вине корабль попал в беду, моряки бросили жребий, и он указал на Иону. Пророк рассказал морякам, что это он был причиной их беды, так как старался скрыться от "лица Яхве". Тогда моряков охватил страх, и чтобы умилостивить стихию, они бросили Иону в море за борт корабля. Море сразу же успокоилось, и моряки вознесли благодарственную молитву своему богу.

Когда Иона находился в море, его проглотил большой кит. Три и три ночи пророк провел в чреве кита и молился Яхве о спасении. Наконец, Яхве повелел киту выбросить Иону на сушу.

После этого Иона внял голосу Яхве, пошел в Ниневию и стал призывать ее жителей к раскаянию и к праведной жизни. Вопреки ожиданиям Ионы, жители Ниневию прислушались к пророку и поверили его словам, обратясь в "истинную веру" вместо своих прежних богов. Взрослые и дети стали поститься, сняли свои привычные одежды и оделись во вретища. Сам царь снял свои роскошные одеяния и повелел поститься всем своим подданным. Бог, увидя это, смилостивился над жителями Ниневии.

Иона огорчился из-за случившегося, ушел из Ниневии, сел под кущей и стал ждать, что случится с городом. Чтобы избавить пророка от жары, над его головой внезапно выросло растение. На другой день, по повелению Яхве, червь подточил корни растения, и оно засохло. Солнце палило нещадно, дул знойный ветер, и Иона стал изнемогать от невыносимой жары. Пророк молился Яхве, прося его даровать ему смерть. Бог преподал пророку такой урок: "Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множества скота?" (Иона 4:10-11).

Книга пророка Ионы существенно отличается от других книг пророков Ветхого Завета, поскольку в ней нет пересказа событий, действительно случившихся с некогда жившим пророком, нет и пророчеств как таковых. Как полагают многие библеисты, это сатира, направленная против поучений священников и "учителей закона" послевавилонского периода. Главный герой Книги Ионы мыслит не рамках изолированности "избранного народа", а обращается ко всему миру, ко всем народам, подвергая насмешке веру в "избранность" иудеев и высокомерие "избранных". Грешники и жители чужеземной "языческой" Ниневии прислушались к слову Яхве. Достаточно было одной проповеди пророка Ионы, чтобы они раскаялись в своих грехах и ступили на праведный путь. Единственным, кто ослушался Яхве, оказался иудей Иона. Таким образом, с одной стороны, книга примыкает к учениям многих ранних пророков, а, с другой - стала предтечей возникших несколько веков позднее идей раннего христианства.

Показать полностью 1
4

Книги пророков Авдия и Аггея

Книга пророка Авдия

В книге Ветхого Завета, которая приписывается пророку Авдию, излагается пророчество о падении Эдома (вероятно, после его помощи вавилонянам во время осады и взятия Иерусалима) и возвышении "сынов Израилевых" после "дня Яхве" ("Божьего суда"). Она самая короткая в еврейской части Библии (одна глава, состоящая из 21 стиха).

О личности Авдия библеистам достоверно ничего неизвестно. Время его жизни и деятельности также не установлено. Появление книги, авторство которой приписывается Авдию, связано с тем, что эдомитяне (родственное древним евреям семитское племя) заключили союз с врагами "сынов Израилевых" и жестоко с ними обошлись. "За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда" (Авд. 10). Вероятно, Книга Авдия была написана после 586 г. до н.э., и в ней пророк угрожал карами эдмитянам, которые заключили союз с вавилонянами и разграбили вместе с ними Иерусалим. "В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них" (Авд. 11). В наказание за союз с врагами своих единоплеменников в "день Яхве", как считал Авдий, эдомитяне будут сурово наказаны за свои грехи, а "избранный народ" взойдет на гору Сион, вновь достигнет процветания, и Яхве станет владычествовать над ним.

Таким образом, в Книге Авдия основная мысль сводится к тому, что все враги Израиля будут сурово наказаны, а счастливое будущее ожидает лишь избранный народ. Тем самым в своих взглядах пророк Авдий расходился с универсалистскими представлениями некоторых "великих и "малых" пророков (например, Второисаии и Софонии) и подготовил почву для изменения религиозно-политического мышления иудеев уже после их возвращения из вавилонского плена.

Пророк Авдий. Икона первой четверти XVIII века из иконостаса храма Преображения Господня в Кижах

Пророк Авдий. Икона первой четверти XVIII века из иконостаса храма Преображения Господня в Кижах

Книга пророка Аггея

Пророк Аггей являлся первым из ряда пророков, деятельность которых совпала с возвращением иудеев из вавилонского плена (после 538 г. до н.э.) и послевавилонским периодом в истории Иудеи. О личности самого Аггея практически ничего неизвестно. Многие исследователи Библии полагают, что пророк не находился в вавилонском плену и остался в Иудее после взятия Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Вероятно, Аггей еще застал неразрушенным храм Соломона и во время его разорения находился в Иерусалиме.

В Книге Аггея содержатся четыре проповеди, вероятно, относящиеся к 520 г. до н.э., когда в Иерусалиме возвратившиеся из плена иудеи приступили к строительству Второго храма (или храма Зоровавеля, названного так по имени персидского наместника, который стал инициатором его сооружения).

Аггей считал, что возвратившиеся из плена иудеи должны восстановить в Иерусалиме разрушенный храм, и только тогда они смогут вернуться к праведной жизни. Поэтому главными идеями Книги Аггея стали Иерусалимский храм и все, что с ним связано. Аггей утешал стариков, видевших прежний пышный храм Соломона (его существование многими библеистами, историками и археологами ставится под сомнение), говоря, что новый храм будет менее роскошным, но его слава превысит славу Первого храма: "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Яхве Саваоф; и на месте сем я дам мир, говорит Яхве Саваоф" (Агг. 2:9). Обычно толкователи и исследователи Ветхого Завета интерпретируют этот стих Книги Аггея в том смысле, что слава нового Иерусалимского храма затмит славу прежнего, поскольку после его сооружения придет мессия, который принесет мир и счастливое будущее "избранному народу". Ранние христиане (а затем и религиозные толкователи Библии разных конфессий) относили (и относят в настоящее время) вышеупомянутые строки к Иисусу Христу, который появился в храме (правда, уже в храме Ирода или Третьем храме) еще ребенком, а затем изгнал из него торговцев и менял и тем самым продемонстрировал свою власть над храмом.

Страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Телеграм-канале История и современность

https://t.me/ilyahistory

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Страница на Одноклассниках (ссылки на лекции на канале)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 1
2

Книга пророка Аввакума

Время и место деятельности пророка Аввакума, согласно сведениям Ветхого Завета, точно неизвестны. У библеистов также нет единой точки зрения о периоде создания Книги Аввакума. Одни исследователи полагают, что Аввакум жил и пророчествовал до падения столицы Ассирии Ниневии под ударами вавилонских и мидийских войск (612 г. до н.э.), другие считают, что его деятельность относится к эллинистической эпохе, точнее ко времени правления в Иудее Селевкидов, а затем Маккавеев (Хасмонеев) (197-142 гг. до н.э.). Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой Аввакум жил в период правления иудейского царя Иоакима (609-597 гг. до н.э.), второго сына религиозного реформатора Иосии, но до первой осады Иерусалима вавилонскими войсками (597 г. до н.э.). Нововавилонское царство (точнее, халдеи) в то время представляло главную внешнюю опасность для Иудеи, о чем говорится и в самой Книге Аввакума: "...я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями" (Авв. 1:6). Однако, предупреждая об опасности, грозящей со стороны Вавилона, пророк не упоминал об осаде Иерусалима, что дает основание многим исследователям предположить, что Аввакум начал свою пророческую деятельность после Наума и был современником Иеремии.

Предполагаемая могила пророка Аввакума в Кадарим (Израиль).

Предполагаемая могила пророка Аввакума в Кадарим (Израиль).

В Книге Аввакума основными идеями стало недоумение "избранного народа": почему на Ближнем Востоке господствуют халдеи, нечестивый и грешный народ, а не "избранники Яхве", почему безбожники, грешники и злодеи выбраны в качестве "карающего меча" Яхве, и как Бог мог допустить власть халдеев над "праведной" Иудеей? "Ты, Яхве, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания ты назначил его. Чистым очам твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения ты не можешь; для чего же ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его..." (Авв. 1:12-13).

Пророк Аввакум полагал, что халдеи и другие безбожные и нечестивые народы не смогут уйти от суда и наказания Яхве, поскольку выполнили его карающую волю для "избранного народа" с такой жестокостью и беспощадностью, с какой Бог не ожидал от них. Иудеи должны утешиться и верить, что наказание для чужих и грешных народов наступит, пусть и позднее, а "избранный народ", с помощью Яхве, восторжествует и вновь будет процветать: "Ты выступаешь для спасения народа твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха" (Авв. 3:13).

Многие исследователи Библии полагают, что Аввакум, как и его возможный современник Наум, был лжепророком, который, вместо того, чтобы предсказывать грядущую опасность для Иудеи и обличать пороки современного ему общества (социальную несправедливость, идолопоклонство, угнетение бедных богатыми), предрекал грядущую гибель Вавилона, поскольку справедливость Яхве, как он полагал, не согласуется с властью нечестивцев и злодеев, халдеев, над "праведной" Иудеей.

Вероятно, что заключительную молитву, приведенную в Книге Аввакума, священники использовали для литургических целей (возможно, для богослужений в Иерусалимском храме). Не исключено, что сам пророк составил книгу для служб в храме.

Показать полностью 1
1

Книги пророков Софонии и Наума

Книга пророка Софонии

Пророк Софония жил в Иудее во второй половине VII в. до н.э., в правление царя Иосии (640-609 гг. до н.э.). Вероятно, его деятельность протекала в Иерусалиме. В то время северное царство древних евреев, Израиль, уже не существовало, поскольку было завоевано Ассирией. Книга пророка Софонии вошла в состав Ветхого Завета и, по мнению многих библеистов, была дополнена, вероятно, его последователями в период вавилонского плена иудеев (после 586 г. до н.э.) и после его окончания (после 538 г. до н.э.).

Центральным аспектом учения пророка Софонии является его вера в наступление "суда Божьего" не только для "избранного народа", но и для всего человечества. Эти взгляды пророка внесли существенный вклад в религиозные реформы царя Иосии (622 г. до н.э.), активным участником которых был Софония, поскольку способствовали борьбе с идолопоклонством, утверждению монотеизма и укреплению веры в Яхве в Иудее.

Как считал Софония, человечество заслужило наказание Яхве, особенно жители Иудеи и Иерусалима, поскольку они отвернулись от "истинного бога" и поклонялись чужим богам, говоря: "не делает Яхве ни добра, ни зла" (Соф. 1:12). Грехи людские и земная несправедливость ускоряют, по мнению Софонии, наступление "страшного суда", "дня Яхве": "Близок день Яхве, близок и очень поспешает..." (Соф. 1:14). "Суд Божий будет страшен: Яхве уничтожит всех животных и сметет людей с лица земли, это будет день гнева, страха и страданий человечества: "...в день гнева Яхве, и огнем ревности его будет пожрана вся эта земля; ибо истребление, и притом внезапное, совершит он над всеми жителями земли" (Соф. 1:18). Позднее, в эпоху Средневековья, был написан религиозный гимн "Диес ире" (Dies ire, "День гнева"), в котором изображены боль и страдания гибнущего мира, основанным на пророчествах Софонии.

Однако "страшный суд" Яхве не вечен, после его описания Софония уже грозит "Божьим наказанием", а увещевает свой народ. Смиренные, бедные и праведники спасутся, поскольку ищут справедливости и исполняют законы, а не нарушают их, как власть имущие и богатые: "Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Яхве" (Соф. 3:12-13). Этот остаток народа Израиля, как считал Софония, не будет лгать, станет жить праведной жизнью и прославится среди других народов.

Во время своего суда над другими народами, пророчествовал Софония, Яхве пощадит лишь тех, кто очистится от грехов и примет его заповеди и закон: "...я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Яхве и служили единодушно. Из заречных стран Ефиоплян, поклонники мои, дети рассеянных моих, принесут мне дары" (Соф. 3:9-10). Таким образом, Софония представлял Яхве богом не только "избранного народа", но и всего человечества. Если остальные народы отринут зло, грехи и ложных богов и будут верно служить Яхве, он пощадит их остатки во время "страшного суда" и будет властвовать над очищенным от грехов человечеством.

Книга пророка Наума

Жизнь и деятельность пророка Наума в Иудее относилась к периоду ослабления Ассирии и ее падением под ударами вавилонских и мидийских войск (612 г. до н.э.). Наум был современником пророка Софонии и, вероятно, был связан с Иерусалимским храмом. Он также участвовал, как полагают некоторые библеисты, в религиозных реформах царя Иосии в Иудеи. Большинство исследователей и критиков Библии признают авторство Наума в отношении значительной части книги, названной в Ветхом Завете его именем, сомнению подвергается лишь принадлежность пророку вступительного литургического гимна.

Пророк Наум решительно осуждает грехи чужих народов и грозит им гибелью, своих соплеменников он всячески превозносит, предсказывая им счастья, радость и избежания наказания в день "страшного суда". Наум нисколько не сомневается, что Израиль будет восстановлен после "Божьего суда", его враги будут повержены и жестоко наказаны, прежде всего Ассирия: "Вот, я - на тебя! говорит Яхве Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет больше слышен голос послов твоих... Нет врачества для раны твоей, болезненная язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукополескать от тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?" (Наум 2:13, 3:19).

Икона пророка Наума. Середина XVII в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икона пророка Наума. Середина XVII в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Многие библеисты, исходя из взглядов Наума полагают, что он относился к числу лжепророков, которые, в надежде на вознаграждение, пророчествовали в угоду власть имущим в Иудее. Против таких предсказателей выступали истинные пророки, например, Иеремия, который решительно их осуждал: "Врачуют раны народа моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет" (Иер. 6:14).

Другие исследователи Библии считают, что в Книге Наума впервые предприняты попытки доказать "избранность" евреев по сравнению с другими народами, ибо обещания прихода мессии и наступления "царства Божьего" касаются только "избранных". Этот взгляд на свою исключительность распространился среди иудеев уже после возвращения из вавилонского плена. Существует также точка зрения, что в Книге Наума содержатся не только предсказания о гибели чужих народов за их грехи, но и пророчества о "страшном суде" и над народом Израиля. Традиционное толкование Книги Наума связано с утверждением, что Яхве накажет все грехи, несправедливость, жесткость и угнетение.

Не исключено, что первая часть Книги Наума была составлена с богослужебной целью как тексты благодарственных Яхве служб в Иерусалимском храме после падения Ниневии и крушения Ассирии. Вероятно, что сам пророк был составителем литургии. Начинается религиозный гимн восхвалением Яхве, властителя земли и неба, которых истребит своих врагов с лица земли. Далее берет слово Наум, который излагает учение Яхве о гибели всех врагов и освобождение от них "избранного народа". Возможно, часть книги, в которой рассказывается о гибели Ниневии, является свидетельством современника событий.

Литература к видеолекции на канале Тайны истории христианской церкви на Рутубе и посту на Пикабу

Гече Г. Библейские истории. Ветхий Завет. Новый Завет. М.: Политиздат, 1989 (перевод с венгерского).

Косидовский З. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1969 (перевод с польского, есть последующие издания).

Тов, Э. Текстология Ветхого Завета.— М.: БИ, 2003

Шифман И. Ш. «Ветхий Завет и его мир». Изд. СПбГУ, 2007.

ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Страница на Одноклассниках

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 1
5

Книги пророков Осии и Михея

*на обложке видно: Пророк Осия. Роспись кафоликона монастыря Ватопед на Афоне (Византия, 1311/12 г.)

Книга пророка Осии

Пророк Осия, как и его современник Амос, жил в северном царстве древних евреев, в Израиле. Его пророческая деятельность началась около 750 г. до н.э., во второй половине правления царя Иеровоама II. Достоверных сведений о жизни Осии сохранилось мало. Согласно сведениям Книги Осии, пророк был женат (его брак сложился несчастливо), у него было трое детей. Осия пережил падение Израиля в 722 г. до н.э. под ударами ассирийских войск Саргона II и, возможно, пророчествовал и после падения Израиля (умер, вероятно, вскоре после этого события).

Текст книги пророка Осии сохранился до настоящего времени в плохом состоянии, его пророчества были записаны, вероятно, уже после его смерти в Иудее.

Осия считал, что за грехи народа погибнут только жрецы, вельможи и цари, но Яхве не позволит исчезнуть "избранному народу". Однако его оценка состояния Израиля, несмотря на его кратковременное процветание при Иеровоаме II, сурова: "...нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием" (Ос. 4:1-2).

Из Книги Осии известно, что пророк женился на блуднице Гомерь, которую потом выгнал из дома за неверность, но потом сжалился, простил за многочисленные измены и вернул обратно. Брак с блудницей имел символическое значение, поскольку неверная жена олицетворяла "избранный народ", который поклялся соблюдать верность Яхве, но не сдержал своего слова и стал поклоняться чужим богам: "Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена моя, и я не муж ее... Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки"... А не знала она, что я, я давал ей хлеб и вино и елей и умножал у нее серебро и золото, из которого сделали истукана" (Ос. 2:2, 5, 8).

Осия простил неверную жену-блудницу, и Яхве, как считал пророк, также простит свой неверный народ за идолопоклонство и почитание чужих богов: "И будет тот день, говорит Яхве, ты будешь звать меня "муж мой", и не будешь большей звать меня "Ваали"... И обручу тебя мне навек, и обручу тебя мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя мне верности, и ты познаешь Яхве" (Ос. 2:16, 19-20).

В грехах народа виновны, по мнению Осии, прежде всего, жрецы, которые неверны Яхве и не соблюдают его законов, и цари, которые не всегда соответствуют своему положению: "Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. Глубоко погрязли они в распутстве, но я накажу всех их" (Ос. 5:1-2).

Своих детей Осия назвал также символически, подчеркивая неверность "избранного народа" Яхве: старшего сына назвал Изреель, показывая, что Яхве положит конец существованию Израиля как самостоятельного царства, младший сын пророка получил имя Лоамми ("не мой народ"), а дочь Осия назвал Лорухамой ("непомилованной"). Но настанет время, говорил Осия, и Яхве смилостивится и простит свой народ за грехи: "... И помилую непомилованную, и скажу не моему народу: "ты мой народ", а он скажет: "ты мой Бог" (Ос. 2:23).

Чистосердечное раскаяние "избранного народа", как считал Осия, будет вознаграждено милосердием Яхве, и Израиль вновь обретет былое процветание: "Уврачую отпадение их, возлюблю по благоволению; ибо гнев мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет как лилия, и пустит корни свои, как Ливан" (Ос. 12:5-6).

Книга пророка Михея

Пророк Михей жил в Иудее, в южном царстве древних евреев, во второй половине VIII в. до н.э.(вероятно, в правление царей Ахаза и Езекии) и был современником пророков Исаии, Амоса и Осии. Из Книги пророка Михея известно, что он был простого происхождения (вероятно, сельским жителем), но пророчествовал во дворе Иерусалимского храма, сурово обличая грехи современного ему иудейского общества, за что власти (вельможи и жрецы) неоднократно подвергали его преследованиям. Текст Книги Михея, вероятно, окончательно сформировался в V в. до н.э., в послевавилонскую эпоху, составители собрали в них проповеди и предсказания разных пророков, в том числе, и Михея.

Пророк Михей выступает перед народом. Гюстав Доре (1832-1883)

Пророк Михей выступает перед народом. Гюстав Доре (1832-1883)

В своих пророчествах Михей осуждал, прежде всего, лжепророков, которые смущали народ, внушая ему ложную уверенность в полной безопасности от внешних и внутренних угроз (в то время Израилю и Иудее грозила постоянная опасность ассирийского вторжения, а изнутри оба царства подтачивали социальные и религиозные противоречия и политическая нестабильность): "Так говорит Яхве на пророков, вводящих в заблуждение народ мой, которые грызут зубами своими - проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну" (Мих. 3:5).

Михей, как и его современники Исаия, Амос и Осия и многие другие ветхозаветные пророки, сурово обличал идолопоклонство и измену Яхве, за которую виновные в этом грехе будут жестоко наказаны: "Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению" (Мих. 1:7).

Пророк также решительно осуждал социальную несправедливость в современном ему иудейском обществе, а ответственность за нее возлагал на вельмож, жрецов и пророков: "Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги..." (Мих. 3:11). Однако напрасно надеются вельможи и жрецы на свою избранность, которая якобы спасет их от справедливого наказания Яхве за их грехи и проступки: "... а между тем опираются на Яхве, говоря: "не среди нас ли Яхве, не постигнет нас беда!"" (Мих. 3:11). Однако их надежды напрасны, предупреждает Михей: "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом" (Мих. 3:12).

За грехи народа и его правителей Сион и Иерусалим получат заслуженное наказание Яхве в "конце времен", как пророчествовал Михей, но затем "гнев Божий" утихнет, и наступит царство всеобщего мира и счастья: "... каждый будет сидеть под своею виноградною лозою, и под своей смоковницею, и никто не будет устрашать их..." (Мих. 4:4). Придет долгожданный царь (мессия), который будет родом из Вифлеема и происходить из дома Давида, и будет править "избранным народом" от имени Яхве, освободит Израиль от чужеземцев, сотворит мир и получит власть над всем человечеством.

В Новом Завете (в Евангелиях от Матфея и Иоанна) эти предсказания Михея толкуются как пророчества о приходе Иисуса Христа (Мф. 2:6, Ин. 7:42).

ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!