Серия «Арт»

41

Про "Чёрный квадрат" Малевича

Увидел очередной мем про "Чёрный квадрат" с подписью "Я знаю, что ты так нарисуешь, ты так продай". Решил написать своё колхозное мнение по вопросу, а то иначе зачем интернет, жизнь, Вселенная и всё остальное?


Даже если отбросить весь исторический контекст (чего, вообще-то, никогда делать не надо), то для меня это интересный технический эксперимент. Для начала, Чёрных квадратов по музеям 4 штуки висят.

В Русском музее и Эрмитаже типичная модульная сетка: разделить полотно на определённое количество частей и объекты привязать к этим линиям. Ширина белого поля на картине в Русском музее 1/9 от общей ширины, в Эрмитаже 1/10. А вот в Третьяковской галерее самый интересный вариант: там площади чёрного и белого цветов равны, и я не знаю, делал ли кто-то так раньше, мне кажется, что нет.

Далее. Как известно, у композиции есть некоторые правила, при нарушении которых итог выглядит плохо. На тему самых основ композиции я как-то писал большой текст


Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 1

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 2

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 3

Про композицию и анализ картин и фотографий. Часть 4 (заключительная)


Кратко напомню некоторое:

- При переводе изображения в чёрно-белое оно должно нормально смотреться. Если изображение плохо выглядит в ч/б, то в цвете оно будет плохо выглядеть в любом случае.
- Нет полной симметрии.
- Низ тяжелее верха.
- Проверка в зеркальном отражении. В зеркальном отражении характер картины может полностью меняться, но всё равно картина должна нормально выглядеть.
- Главный центр композиции должен быть один.


Так вот, можно посмотреть на Чёрный квадрат с точки зрения этих правил. Многие отмечали, что стороны квадрата не совсем параллельны, и это не потому, что у Малевича не было линейки, просто надо было уйти от полной симметрии. Да и остальные правила хорошо подходят. Вообще, Чёрный квадрат - это часть триптиха с Чёрным крестом и Чёрным кругом, там, кстати, несимметричность сильно заметнее.

Тут можно даже не говорить о том, что квадрат, круг и крест - это древнейшие символы с кучей значений, я пока про техническую часть. Круг кто-то мог ожидать посередине, но тут как раз асимметрия и утяжеление низа за счёт белого цвета.


В общем, я бы сказал, что технически Чёрный квадрат - это "насколько близко можно подойти к границам правил живописи, но не нарушить их". Плюс деление картины по площади объектов - это для своего времени новый эксперимент. Так что для меня это интересная вещь даже безотносительно исторического контекста, который, на самом деле, определяет почти всё.


На этом лекция для колхозников окончена, можно достать самогон, накатить стакан за супрематизм, а потом расчехлить гармошку.


P.S. Насколько понимаю, размер Чёрного круга тоже по модулям считается, похоже, его размер 7/9 от общей ширины.


Ещё разное про современное искусство

Про современное искусство

Про феминизм, арт-проекты и имена

Бессмысленный хипстеризм


Про живопись

Художник Жак-Луи Давид

Про салонную живопись

Показать полностью 2
212

Про салонную живопись

Вообще, у меня два любимых современных художника - Луис Ройо и Вася Ложкин, которые представляют собой два полюса: форма (без эмоций) и эмоции (при форме уровня трэш и угар). Конечно, со стороны это выглядит несколько эклектично, примерно как пить коньяк ХО в тренировочных штанах и майке-алкоголичке перед телевизором, по которому поют арию «Empio Diro Tu Sei» из оперы Генделя "Юлий Цезарь", но единство и борьбу противоположностей никто пока не отменял внезапным федеральным законом.


Читал про салонную живопись второй половины 19 века, точнее, про Генриха Семирадского. Обычно люди считают, что вот были художники, рисовали, теперь их картины по музеям висят. А то, какие там были споры и подковёрная борьба шла, и что многие из этих висящих по музеям друг друга сильно и активно не любили, как-то и не в курсе. А контекст бывает интересным.Это тот период, когда появились передвижники, которые противопоставляли себя официальному академическому искусству. То есть, считали, что хватит рисовать всяких антикварных греков и примкнувших к ним римских богов. Пора рисовать реализм. И чтобы побольше психологизма и безысходности. А какой психологизм могут предоставить древние римляне, если там сплошное пьянство и разврат с нимфами? Ну ладно, можно вспомнить, например, картину Жак Луи Давида "Клятва Горациев" Художник Жак-Луи Давид

Драматично. Но римляне - непонятные и социально далёкие. На ногах сандалии какие-то вместо православных лаптей, на головах каски с цветным гребнем, как у диких индейских людей в Североамериканских Штатах. Кто это такие? Чего хотят эти странные люди? Короче, нехристи и вообще иностранцы. Я уж не говорю про нимф. Какие нимфы ручьёв, если тут местами по полгода снег лежит? Жак Луи Давид не напишет картину "Клятва дворников убрать снег" - "ай, насяльника, мамой клянусь". Или картину "Пьяная нимфа возвращается домой с корпоратива работников Царскосельской железной дороги". А вот художник новой формации сможет, он такой. Так и появились передвижники.


Идейным лидером передвижников обычно считают Репина, а вот идейным воплощением академизма был Семирадский, имя которого в среде передвижников фактически стало нарицательным. Например, Репина и Семирадского одновременно выдвинули на звание академика живописи, Репина за "Бурлаки на Волге", Семирадского за "Христос и грешница". Семирадскому звание академика дали, а Репину дали только утешительную золотую медальку, это было обидно. Претензии передвижников и некоторых критиков к Семирадскому были в том, что рисует он очень красиво, но без души. Талантливый, но ремесленник. Короче, глянцевая фэшн-фотография, блокбастер со спецэффектами. Плюс потакание низменным вкусам, потому что на картинах постоянно голые бабы.


Христос и грешница:

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине:

Христос у Марфы и Марии.

Портрет молодой римлянки.

Правильно, а что повесит у себя дома какой-нибудь олигарх, - полную драматизма и психологизма безысходность или где море, солнце, экзотика и голые бабы? Вот картину Семирадского и повесит. Или Луиса Ройо.


Помню, много лет назад читал интервью с художником, который успешно писал разных нимф за хорошие деньги. Заказывает богатый человек картину с нимфой, только натура пишется с фотографии его любовницы, а потом он эту картину вешает у себя дома. То есть, у кого-то дома на стенке висит портрет любовницы ню, а жена не смотрит на картину гюрзиным взглядом, скрежеща ядовитыми зубами, а вообще внимания не обращает. Это же артхаус какой-то.


Во Франции примерно в то же время, кстати, творил такой ВильЯм-Адольф БугрО (вообще, по произношению он Бугеро, но при поиске в интернете чаще первый вариант), французское написание фамилии никогда не мог запомнить, там на одну гласную буквы 2-3 минимум нужно, скопирую из википедии - William-Adolphe Bouguereau. Тоже академизм в терминальной стадии. И те же обвинения в поверхностности и ню. Небезызвестный гражданин Дега тоже делал имя Бугро нарицательным. И потом много лет считалось, что картины Бугро особой ценности не имеют. А где-то в 1970-1980 годах произошёл пересмотр взглядов.


Маленькие нищенки.

Тут ещё должна быть картина "La Crepuscule (Сумерки) или Вечернее настроение", но это может оказаться NSFW. В наше время нужна бдительность, лучше перебдЕть, чем недобдЕть.


Даже следующая картина под вопросом NSFW "Молодая девушка защищается от Эроса":

Искусство и литература

Потому что, действительно, ругаться на ню у Бугро крайне странно после того, как напокупал фэнтези с обложками Бориса Вальехо. Это где мечи, драконы и бронированные лифчики. Если на машине аэрография - репродукция Ройо, то обвинять Семирадского в поверхностности ещё более странно. А в кино такие блокбастеры идут, что надо срочно реабилитировать представителей салонного академизма. Как образец интеллектуальности и глубины.

И, в целом, осталось только ещё дождаться, когда картины Васи Ложкина будут в Третьяковской галерее.


P.S. Ария Цезаря «Empio, Dirò, Tu Sei», псевдонатовская форма особенно прикольная:

https://www.youtube.com/watch?v=cI9nDGOfoOg

Показать полностью 8
12

Про гравюры

В одном институте студенты делают гравюры: режут заготовки из линолеума, потом краска, потом прокатывают на станке. Всё серьёзно. Говорили, что в мастерской много народа, очередь к станку, неудобно. Я тут же предложил свой вариант. Положить заготовку и бумагу между двумя досками, а потом переехать на машине. Ну или просто приподнять машину домкратом, подложить заготовку (лучше под переднее колесо, там тяжёлый мотор) и опустить. Название альбома гравюр "Перееханные Матизом напополам" - это звучит.

Заодно просветил окружающих, что самая известная гравюра японского художника Хокусая под названием "Большая волна в Канагаве" - это одна из серии «Тридцать шесть видов Фудзи», там на каждой гравюре есть гора Фудзи, гора является связующим элементом для разных по сюжетам работ.

Таким образом, можно создать исконно местную серию "Тридцать шесть видов Москва-Сити", с названиями вроде "Ночной вид в провинции ЮВАО", "Перевал в префектуре СВАО", "Озеро в ЦАО".

Издать, естественно, под псевдонимом Хокусаев. Или Хокусаевич. Или Хокусаенко.

А дальше уже и хокку с местным колоритом:


Девушка цветёт

как сакура. В провинции

ЮВАО весной


На лугу самурай

пугает ежа голой жопой.

Тщетны старанья

Про гравюры
Показать полностью 1
15

Про современное искусство

В 1974 году в Москве проходила "Бульдозерная выставка", это когда выставку абстрактного искусства раскатали бульдозерами. Мировой резонанс.

Но, скажем прямо, сегодня главный приз получили бы не художники, а Брежнев за акцию "Тоталитарный бульдозер" (хотя Брежнев, скорее всего, был не в курсе, он не Хрущёв). Потому что через две недели после бульдозеров была выставка в Измайловском Парке, которую уже не раскатывали, и кто про неё помнит?

Не умеет пока власть работать с современным искусством. Вот, допустим, прибил какой-то голый гражданин себя гвоздём к Красной Площади, что нужно делать с моей точки зрения? Подъезжает автобус с ОМОН, выскакивают человек 20 в полной экипировке, встают в круг, берутся за руки, начинают водить хоровод по часовой стрелке. Тут же военный грузовик подъезжает, сбрасывает тент, там огромные колонки, и маленькая девочка в белом платьице поёт "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко". ОМОН водит хоровод в другую сторону против часовой стрелки. Потом огораживают прибитого гражданина щитами "Осторожно, реставрация монархии" и уезжают.

И кому за перфоманс дадут премию года?


Это я читал Александр Боровский "Разговоры об искусстве". Сборник историй из жизни, много про художников и современное искусство. Например. В Питере есть Мраморный Дворец, там был филиал музея Ленина, а перед дворцом на постаменте стоял броневик «Остин-Путиловец» в память о выступлении Ленина с броневика. В 1994 году вместо броневика туда поставили арт объект – мраморный Форд Мондео (на самом деле, только с покрытием под мрамор). Простоял он где-то полгода, сейчас там стоит конный памятник Александру номер 3. Поставить перед Мраморным дворцом мраморный Форд на место броневика – это сильно. Можно было бы ещё сверху поставить статую Генри Форда, который указывает себе под ноги, но тогда не было бы лаконичности.

Кстати, во время всех этих трансформаций постамент не меняли, царь сидит на фундаменте от броневика, тут вообще кучу смыслов найти можно.

Показать полностью
44

Художник Жак-Луи Давид

Одно время вконтакте была модной тема "заполним стены произведениями искусства" и посты со всяческим искусством. Я считаю, что искусство всегда надо смотреть в контексте. Кто нарисовал, когда нарисовал, что вокруг происходило, о чём вообще картина, тогда многое воспринимается по-другому. Поэтому сегодня мы поговорим за Жак-Луи Давида, представителя французского неоклассицизма. Одна из его известных картин - "Клятва Горациев". Согласно легенде, спор между Римом и враждебным городом условились решить не войной (потому что силы были примерно равны, а вокруг было ещё много разных не очень хороших граждан, которые только и ждали, когда кто-нибудь ослабнет), а схваткой сильнейших воинов, по трое с каждой стороны. На картине как раз запечатлён момент клятвы римлян сражаться, а их отец даёт им мечи.

Дальше идёт картина "Смерть Сократа". Сократа приговорили к смерти, в общем и целом, за инакомыслие. У него была возможность избежать приговора, но он не согласился и в назначенное время сам выпил яд, считают, что цикуту. Хотя сейчас спорят, какой именно яд был использован под именем цикуты - болиголов пятнистый или вёх ядовитый. Оба растения, кстати, часто можно встретить у нас, так что, не исключено, что и сейчас кто-то где-то копает корни, размышляя, кого бы из соседей назначить Сократом. Или копытень кому-нибудь в салат покрошить. Так почитаешь книжечку "Лекарственные растения", потом на природе станешь ходить только в костюме химзащиты.

Дальше картина "Ликторы приносят Бруту тела сыновей". Рим был республикой, а некоторые несогласные решили устроить монархический заговор. Всегда же есть люди, которые считают, что будет царь - тогда заживём хорошо. Заговорщиков выявили, схватили и тут консул Брут обнаружил среди монархистов двух своих сыновей. И приказал их казнить.

Ликторы - это такие спецслужащие, которые ходили вместе с должностными лицами и следили, чтобы лицам оказывали почести. Короче говоря, государственные торпеды. Носили туго связанный пучок прутьев, иногда в середину пучка втыкали топор, натюрморт символизировал вертикаль власти и всё такое (ну или право применять силу от имени государства). Некоторые историки считают, что прутья тоже использовались для наказаний. Называлась инсталляция из прутьев с топором "фасция", в дальнейшем в геральдике использовалась как символ единства (связанные прутья). Ну и что общество может коллективно кого-то топором. Что держит птичка на эмблеме Федеральной Службы Исполнения Наказаний? А у Службы Судебных Приставов? Вот-вот. А на гербе Рособрнадзора что нарисовано? Ясно, кто надзирает за образованием? Чуть что - топором! И единство. Ну и далее по списку: например, печать Сената США, хотя у них вообще на вершине Капитолия статуя на кольце фасций стоит.


Слово "фашизм", кстати, оттуда же. Итальянское fascio - "союз" произошло от латинского fascis - пучок. На эмблеме партии Муссолини что было? Нетрудно догадаться.

Герб ФСИН:

Герб Рособрнадзора (надзирать за чем угодно без топора вообще неинтересно):

Или вот просто забор. Ну ладно, не совсем просто, Александровский сад:

В общем, ликторы приносят Бруту тела казнённых по его приказу сыновей, и на картине все по этому поводу печальные. Но защитили Республику от монархии. А во Франции-то на дворе 1789 год и всё наоборот, все требуют республику, а монархию немного свергнуть. Так что картину запретили выставлять, как пропаганду вредных идей.


Ну, дальше с Давидом понятно, - Якобинский Клуб, друг революционеров Робеспьера и Жан-Поля Марата, член Конвента (выборный орган, который правил после свержения короля), даже в Конвенте лично проголосовал за казнь короля Луи номер 16, с ним из-за этого развелась жена Шарлотта Давид, урождённая Marguerite-Charlotte Pecoul. Хотя, возможно, за короля был её папа, известный строитель со связями при дворе, а ей просто не нравилось, что муж столько времени на работе занят, решает, как страна жить будет. Впрочем, потом они помирились и поженились снова.


А то некоторые люди думают, что художники тихо по студиям кисточками холсты пачкают, а художники-то очень разные бывают, некоторые в высших органах власти за казнь короля голосовали.


Известный революционер Жан-Поль Марат (в России в нескольких городах есть улицы Марата) был болен экземой, постоянно чесался, единственное, что его спасало - сидение в ванне. Там он устроил импровизированное рабочее место и писал всякие революционные вещи. Например, что до окончательного счастья достаточно казнить ещё немного народа, всего тысяч двести. А потом в этой ванне его зарезала роялистка Шарлотта Корде (роялисты - это те, кто за монархическую систему власти, а не те, кто за рояли против пианино). Тогда Давид и нарисовал свою, наверное, самую знаменитую картину "Смерть Марата". В рекордные сроки, меньше, чем за три месяца. На картине на деревянной тумбе написано: "Марату от Давида".

Потом во Франции началось время, известное как Царство Террора. Как раз испытали гильотину для отрубания голов, испытания признали успешными и начали массово внедрять прогрессивную технологию. За отчётный период (около года) казнили по разным данным от 16 до 40 тысяч человек (это не считая смертей от криминала). Даже специально приняли закон о подозрительных. Образовали революционные комитеты на местах, и эти комитеты как видят подозрительного - сразу его в тюрьму или казнить. Большая экономия на суде, так что количество казней сразу удвоилось. Управлял всем Комитет Общественного Спасения. Тоже, кстати, народная примета - если где-то появляется какой-то комитет спасения, - скорее всего, будут сажать и расстреливать.


И Давид, значит, тоже в гуще событий, участвует в руководстве всем этим. Тут одного из заводил революции Робеспьера обвиняют во всяком прямо на заседании Конвента. В частности, неоднократно начали спрашивать за закон о подозрительных контрреволюционерах. Обвинили Робеспьера в тирании и разном сопутствующем. Давид кричит ему: "Если ты выпьешь цикуты, я тоже выпью" (это то, что Сократ выпил, явная отсылка). А потом у Давида заболел живот, он сидел дома, когда Робеспьера арестовывали, а это был реальный шанс быть казнённым за компанию с Робеспьером, человек пятнадцать так попали. За компанию.

Поэтому Давида просто посадили в тюрьму. Даже два раза посидел с небольшим промежутком, в сумме около года. В тюрьме его часто навещала бывшая жена. После отсидки он на ней заново женился.


А на улице опять неизвестно что, старых посвергали, в правительстве теперь какая-то Директория, дикая инфляция, еды мало, бандитизм в сельской местности. И война. С Англией, Австрией, Пруссией и Испанией разом. Помимо прочих фронтов, территориально ещё в Италии воевали. Италию считали второстепенным фронтом, войска там были по принципу "хоть кто-то", поэтому туда послали малоизвестного генерала по имени Наполеон Бонапарт. Который начал воевать так успешно, что прошёл всю Италию, а потом заодно в Египет зашёл. Вообще в этот период в Европе всё очень бодро было. Во Франции революция, Наполеон в Италии отжигает. Рядом Австрия, Пруссия и Россия делят Польшу, кстати, в третий раз уже делят, и не в последний. Похоже, делить Польшу - старая европейская традиция.


В общем, во Франции разброд и шатание, и тут очередные заговорщики решили использовать популярного генерала Наполеона для очередного переворота. Ну Наполеон да, зашёл в тогдашний очередной парламент под названием Совет Пятисот и сказал, что тут страшный заговор, Директория самораспустилась, а вот тут у меня как раз гвардия, так что всем спасибо, все свободны, я и вот эти какие-то ещё два консула пока что порулим, я для удобства буду называться первым консулом, у нас же всё-таки республика.

Заговорщикам, кстати, тоже сказали "спасибо, до свидания".


На этом историческом фоне Давид пишет картину "Сабинянки, останавливающие битву". Идея возникла у него, когда к нему в тюрьму приходила бывшая жена.

Согласно легенде, когда основали Рим, там не хватало женщин. И хитрые римляне во время праздника просто украли женщин у соседнего племени сабинян. Когда сабиняне собрались-таки навалять наглым римлянам, прошло уже много времени, женщин давно разобрали замуж, у некоторых были дети. И, когда женщины увидели, что сейчас папы и братья устроят резню с мужьями, то бросились между войсками и убедили заключить мир.

То есть, Давид не просто меняет стиль картины с римского на греческий, но и кардинально меняет посыл работы. По сути, его предыдущие картины "Клятва Горациев" - умрём за государство! "Смерть Сократа" - я прав, так что и помру, не жалко! "Ликторы приносят Бруту тела сыновей" - ради Республики и детей не пощадим. "Смерть Марата" - умер герой (причём, по стилистике это похоже на картины распятия Христа, точнее, на тему «Снятие с креста», аналогии очень явно просматриваются). И тут вдруг внезапно "Сабинянки, останавливающие битву" - нет войне!


Из чего можно сделать вывод, что тюрьма и когда головы рубят тысячами, и ещё беспредел и нечего кушать - это сильно влияет на мировоззрение.

После "Сабинянок" (написанных в 1799 году) Давид в 1801 году пишет картину "Наполеон на перевале Сен-Бернар", это известный переход Наполеона через Альпы.

Сейчас, глядя на картину, может быть не очень непонятно, почему этот мега-пафосный проект есть в истории искусств. В наше время, конечно, на такой картине фигурировал бы чёрный гелендваген с наклейкой sparco, ксеноновыми фарами, толстой выхлопной трубой и мигалками по периметру. Внизу на картине ещё камень с именами полководцев, которые переходили Альпы раньше: Ганнибал и Карл Великий, то есть пафос просто зашкаливает. Хотя в реальности Наполеон ехал за войсками на муле, а не впереди всех на лошади. Тут важен контекст. Заказчик (Наполеон) хотел пафоса, нормальное дело. Вот жил уроженец бедной Корсики, всю жизнь денег не хватало, а тут вдруг раз - и у руля. Понятно, что срочно нужна фотка с гелендвагеном и чтобы сравнили с Карлом Великим.

При этом времени позировать не было, поэтому Давиду было только разрешено делать наброски, пока Наполеон завтракал. Сам Наполеон по поводу сходства сказал: «Не бородавка на носу дает сходство, Александр никогда не позировал Апеллесу. Никто не осведомляется, похожи ли портреты великих людей: их гений — вот что должно быть изображено».

Так что картина известна не столько за художественные достоинства, сколько за обстоятельства написания.


Картина Наполеону понравилась, поэтому, когда в 1804 году он провозгласил себя императором, то Давид стал придворным художником. И первым делом написал картину "Коронация Наполеона" размером 10*6 метров.

Теоретически корону должен был одеть на Наполеона Папа Римский Пий VII, который специально приехал во Францию. Но Наполеон просто взял корону и надел её сам. А потом одел корону на свою супругу Жозефину Богарне. Сначала Давид хотел изобразить момент, как Наполеон сам надевает корону, но потом был выбран более нейтральный момент, как Наполеон коронует Жозефину. Конечно, Наполеон, как главный заказчик, вносил некоторые правки. Например, на картине есть мать Наполеона, которая на самом деле в это время была в Риме. Ещё на набросках Папа Римский сидит с руками на коленях, Наполеон сказал: "Я его позвал из Рима не для того, чтобы он просто так сидел". И на картине Папа Римский делает жест благословения.


На картине изображено около 150 человек, многих из которых можно узнать, есть исследования, где люди подписаны по именам. По сути, там представлено французское правительство, известные люди и послы зарубежных стран того времени.

Если составляют рейтинги типа "10 самых известных картин Лувра", то "Коронация Наполеона" туда обычно попадает. История в чистом виде.


Потом была реставрация монархии, Наполеона ссылают на остров Святой Елены, можно было ожидать, что власть Давиду всё припомнит. И Наполеона, и голосование за казнь короля. Но нет, если художник умеет толково рисовать руководителей на лошадях и увековечивать коронации, такими кадрами не разбрасывались. Король Луи номер 18 амнистировал Давида и предложил стать придворным художником. Но, видимо, Давид понял, что где политика, там сплошные нервы, а возраст уже больше 60. Поэтому он уехал в Брюссель, где, в основном, рисовал портреты и работал с учениками.


Последней картиной сам Давид запланировал "Венера и три грации разоружают Марса". Что он хотел сказать этой картиной, до сих пор спорят. Видимо, что даже бога войны могут разоружить хитрые голые бабы. Сюжет не базируется на какой-то легенде, так что непонятно, что на картине будет дальше. Возможно, сбегут с оружием и заложат в ломбарде. Скорее всего, это просто "make love not war" или "война закончена".

Тема "Венера, разоружающая Марса" есть у Рубенса и может пониматься, как аллегория мира. Точнее, Рубенс вместе с Брейгелем написали картину «Возвращение с войны (Венера разоружает Марса)». Но тут добавлены ещё три Грации - богини искусства и вдохновения. Если рассматривать картину как символ ухода на покой к любви (Венера) и искусству (Грации), то всё вполне понятно. Скорее всего, в боге войны на картине Давид видел себя, ушедшего на покой и тихо жившего с женой (на которой женился два раза) и рисовавшего портреты, а не революционные полотна.


Академические картины вообще построены на символах, поэтому критики и рассматривают подробно мелкие детали. Тут, например, присутствуют голуби - символ мира, причём крылья голубей повторяют пластику поз Марса и Венеры. А на заднем плане две грации уносят доспехи, а третья несёт выпивку. Тут уж всем понятно, что не только к любви и искусству автор на покой уходит.

Но потом Давид начинает работу над улучшением картины, написанной ранее - "Гнев Ахиллеса".


По легенде, древние греки собрались плыть воевать с Троей (где потом применят троянского коня) под общим командованием царя Агамемнона. Но Агамемнон оскорбил богиню охоты Артемиду, убив священную лань и похваставшись, что охотится лучше богини. Возможно, ему бы простили лань, но хвастовство нет. Это как сказать потомственной поварихе, что борщ лучше неё готовишь. Можно и цикуту в котлетах потом получить.

Так что сидели долго греки без попутного ветра, чувствуют - что-то не то, вызвали прорицателя, тот прикинул чё-как и говорит: "Надо дочь Агамемнона Ифигению в жертву принести". Ну надо - так надо, но царь-то женщин знал, скажешь ей, что будут в жертву приносить, закапризничает, не захочет ехать. Он ей и сказал, что будут её выдавать замуж за крутого греческого героя Ахиллеса, поэтому ждём тебя, кровиночка, не дождёмся, приезжай скорей.

Ифигения приехала, и сразу к Ахиллесу - привет, жених. Тот в непонятках. Пошли к Агамемнону, тот и говорит: мол, так и так, доча, концепция изменилась, в жертву будем тебя приносить. Ахиллес схватился за саблю, но начальника греческой коалиции рубить всё-таки не стал, хотя за использование своего имени обиделся конкретно.

У Давида на картине как раз изображён момент, когда Агамемнон сообщает о смене концепции, а Ахиллес хватается за меч.

Далее версии расходятся. Кто-то говорит - принесли в жертву, кто-то - что Артемида в последний момент забрала Ифигению с жертвенного камня. Дальнейшие версии этой версии тоже расходятся. Но, по одной из версий, Артемида десантировала Ифигению в Крым. У Серова даже есть картина "Ифигения в Тавриде", он не только девочек с персиками рисовал.

Так что сложно сказать, какую картину считать последней. "Гнев Ахиллеса" Давид начал раньше, чем пацифистского Марса с Венерой, в конце доводил до идеала. Может, действительно пришёл к выводу, что надо поменьше мечом махать, а "Гнев Ахиллеса" - это чисто художественный идеал в греческом стиле, к которому стремился Давид, а не политический манифест.

Жизнь-то у художника была насыщенная. Всё время неподалёку от власти, там головы рубить - вообще старая традиция. Войны, короли и императоры то с трона, то на трон. А в итоге в 1826 году выходил из театра и карета сбила, через некоторое время умер. И, если не просто смотреть на картины Давида, а помнить, что происходило в тот период, то темы картин становятся гораздо осмысленнее.


При этом, сравнивая первые картины и последние, отчётливо видно, как стиль художника менялся в течение жизни от "римского" к "греческому".

Ну и автопортрет 1794 года.

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!